Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

15 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. 

 

– Как приобрести дар рассуждения? Кому он подается?

- Святые отцы говорили, что дар рассуждения встречается редко: гораздо реже, чем дар любви. Есть такие дары, которые подаются весьма редко, например, дар пророчества.

- От чего это зависит? Этот дар опасен для человека?

- Не знаю, у меня нет ответа на этот вопрос, это нужно спросить у патролога, профессора Московской духовной академии Скурата Константина Ефимовича, который хорошо начитан в святоотеческой литературе. Я думаю, Господь избирает. К примеру, апостола Павла избрал Господь чудесным образом: Павел был противником христианства - Господь Своею силою переменил его взгляды, увидев, что способности его ума, сердца, энергии нужны для вновь созданной Церкви.
Думаю, также и с даром рассуждения: когда человек может принести пользу Церкви (как собранию людей), Господь дает такой дар, чтобы человек им послужил.

- Не каждый человек способен таким даром послужить.

- Да. Дар старчества, например, это не когда человек захотел и стал старцем. Другой человек захотел, а может только имитировать старчество: говорить глубокомысленно ерунду, а от старческого ничего, кроме бороды, нет.

– Вопрос телезрительницы: «Я крестилась в зрелом возрасте. На тот момент за плечами было множество сделанных грехов: грех аборта, блуд, прелюбодеяние. Эти грехи до сих пор тяготят мою душу тяжким бременем. Очистились ли эти грехи в Святом Крещении, или я должна каяться в них постоянно?»

- Если Вы в этих грехах покаялись, потом было совершено Святое Крещение, и Вы вновь не впадали в эти грехи, то они делаются как бы не бывшими. Но память о них, как шрамы на душе, останется.

- Мы верим также, что в Таинстве Соборования (Елеосвящения) человеку прощаются забытые грехи.

- Да. Такое мнение за последние 100 лет много раз высказывалось авторитетными людьми Церкви.

- Если какой-то из грехов вдруг всплыл в памяти, он должен быть вынесен на Исповедь?

- В Церкви не существует понятия «должен». Если вступает категория долженствования, то пропадают отношения любви между человеком и Богом.

- Многие евангельские заповеди звучат как указания: христианин должен их выполнять.
- Заповеди звучат императивно, а человек при этом живет своей жизнью: говорит, что хочет стать христианином, а на самом деле не знает, кто такой христианин. И то, кем он хочет стать, в действительности далеко отстоит от христианства. У человека бывают представления, совершенно не имеющие отношения ни к христианству, ни к традициям, и он много лет может находиться в заблуждении.

- Самое распространенное убеждение, что если человек назвал грех на исповеди, значит, он в нем покаялся

- Да, это частое, распространенное заблуждение. И трудно порой человеку объяснить, что это неверное представление.

– Вопрос телезрителя: «Рассказывая евангельскую притчу о блудном сыне, Вы говорили, что старший сын не обрадовался покаянию и возвращению младшего брата. Феофилакт Болгарский толкует так же. Объясните, почему Вы, как и Феофилакт Болгарский, так отзываетесь о старшем сыне из притчи, ведь он ничего плохого не делал, исполнял волю Божию».

- Я стараюсь ничего не говорить от себя, следуя учению святых отцов. Феофилакт Болгарский – это признанный Церковью авторитетный святой отец-толкователь. В том, как толкует притчу святитель Феофилакт, нет противоречия. Представим себе человека, который утром и вечером постоянно ходит в храм, читает утренние и на сон грядущим молитвы, днем читает несколько канонов, соблюдает все посты, ежедневно читает Евангелие, апостолов, Ветхий Завет и Псалтирь, подает милостыню. Вдруг такой человек узнает, что его сосед плюс ко всему тому, что делает он, еще и посещает святые места. Когда же узнает об этом - завидует. Можем ли мы считать такого человека достигшим христианского совершенства? По сравнению с нами человек многого достиг; - с точки зрения Священного Писания капля зависти убила все его молитвы, хотя он был всегда с Богом. Таков был старший сын из притчи. Сердце его оказалось с червоточинкой, он оказался вне Царствия Божиего, сам отказался войти на этот пир, позавидовав младшему сыну. Зависть – это сатанинский грех. Поэтому Евангелие сочувствует ему. Христос сказал: «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». Отец Небесный радуется тому, что пришел младший сын: он погибал и выздоровел. А старший сын не рад; если не рад, значит, не может войти в Царствие Божие. Те, кто могут войти в Царствие Божие, будут радоваться.

- Постоянное нахождение в доме Отца Небесного не сделало старшего сына милосердным, не растопило черствость его сердца.

- Мне сегодня рассказывала женщина: ей пришла мысль о том, чтобы потрудиться для Господа. Она пошла в монастырский храм, ей дали послушание. Женщина перенесла тяжелую операцию на позвоночнике, и при выполнении послушания у нее появились сильные боли, отчего она заплакала, но вместо утешения услышала в свой адрес крики. Женщины, живущие при монастыре, были настолько злы и грубы, что кричали на нее. Почему так происходит? Когда человек впервые попадает в монастырь, думает, что там все благоговейно, свято, покаянно. Женщины, которые трудятся там много лет, забывают обо всем этом, в них может проявляться некультурность, невоспитанность, невежливость, хамство. Они считают монастырь своей вотчиной. Казалось бы, люди находятся в монастыре – самом святом месте на земле - на самом деле давно превратились в озлобленных людей, забывших и Бога, и Богородицу, и всех святых. Роль их получается чисто бесовской: отвращать людей от христианской святыни. Они реально являются слугами дьявола, хотя думают, что являются слугами Божиими и очень собою довольны. Вот так человек может заблуждаться.

– Вопросы телезрительницы из г. Орла: «В храме собирали подписи на отказ от электронных паспортов. Я думала, что если Бога люблю, Господь меня не допустит до этих паспортов, мне пришлось подписаться»; «Брат болеет онкологией, находится в тяжелом состоянии. Я ему посоветовала исповедоваться и пособороваться. Он вначале согласился, а потом отказался. Я чувствую вину. Что мне делать?»

- Вы сделали все правильно. Теперь Вам нужно оставить его в покое. Вы свой долг исполнили: предложили ему, он отказался. Никакой вины здесь нет.
Про электронный паспорт говорить не хочется, объясняли уже тысячи раз. В нашем храме подписи не собирали. Говорите: вынуждена была подписаться. В чем заключается вопрос?

– Как научиться молиться: ведь читать молитвы и молиться – разные вещи?

- Разумеется разные. Надо взять книгу о молитве любого молитвенника и почитать: разобраться, подчеркнуть особенные места, поразившие воображение. Чтобы учиться молитве, надо учиться. Почитать «Добротолюбие» в пяти томах, сочинения Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, которые писали о молитве.

– Вопрос телезрительницы: «На Вашем мультиблоге в интернете была рубрика «Отдельный Дивизион», которая помогала понимать события, происходящие в нашей стране. Сейчас она временно отсутствует. Вернется ли проект, сможем ли мы снова получать знания и помощь?»

- Я лично не занимался проектом «Отдельный Дивизион». В связи со своей занятостью за время существования этого интернет-проекта, я посетил его только однажды. Сейчас те люди, которые создали мультиблог, решили его переформатировать. К «Отдельному Дивизиону» я не имею отношения, это не мой проект, я просто автор самой идеи. Знаю, что он закрыт: идет реконструкция. Что с ним будет дальше – не могу сказать.

- Бог сотворил нас свободными и не вмешивается в нашу жизнь, пока мы сами не попросим Его об этом в молитве. Если это так, каким образом действуют наши молитвы на близких нам людей, за которых мы молимся?

- Этот вопрос выдает автора: он относится к молитве, как к заговору, с помощью которого может вмешаться в жизнь человека, как-то на него подействовать. Это есть глубочайшее заблуждение. Молитва – это обращение к Богу. Даже, если мы в молитве обращаемся к святым, это тоже является обращением к Богу, потому что сам святой ничего не может сделать: только Бог может что-то сделать по его молитве.
Бог никогда не вмешается в жизнь человека, если не сочтет нужным. Человек, задавший этот вопрос, ошибочно думает, что прочитав молитву, может что-то изменить. Такие люди полагают, что молитва – набор каких-то слов; называют ее сильной или не сильной. Не бывает молитв сильных или иных. Сильной молитву делает Бог, а в Нем нет никаких перемен: Он не может быть сегодня сильнее, а завтра слабее. Форма нашего обращения к Богу – лежа, сидя, на коленях, в транспорте, на китайском языке, украинском или любом другом - для Него не играет роли, Бог слышит человека всегда. Просить Его мы можем о чем угодно.

– Вопрос телезрителя: «Господь нас всех любит, никто с этим не спорит. Сказано в Библии: возлюби Господа всей душою, разумом и сердцем. В Евангелие от Матфея сказано: «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда, не то же ли делают и мытари; И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете, не так же ли поступают и язычники?» Тогда какой смысл любить Бога, может быть, лучше любить дьявола? Хотелось бы узнать мнение Церкви по этому вопросу».

- Мнение Церкви есть. Вы можете любить кого угодно, хоть дьявола. В Вашей голове каша: Вы абсолютно не понимаете того, что прочли. Советую почитать толкования на Священное Писание и разобраться в своем вопросе.

- Часто люди необразованны в каких-то вопросах, но именно своим умом доходят до понимания.

- Ум человека поражен, а логика совершенно отсутствует. Человек при чтении Священного Писания приходит к выводу, что лучше любить дьявола. Библия писалась на протяжении нескольких тысяч лет, Новый Завет создавался в завершении - неужели только для того, чтобы люди полюбили дьявола? Умнейшие люди читали Библию, сотни тысяч людей, читая Священное Писание, становились святыми, любили Бога до смерти - и нашелся человек, который на основании Священного Писания сделал вывод, что лучше любить дьявола.

– Вопрос телезрителя из г. Ульяновска: «Я очень давно читаю Акафист Николаю Чудотворцу, который мне всегда помогает. Святитель Николай при жизни был заключен в темницу. Почему Господь допустил это?».
- Очень легко ответить: по той же самой причине, по которой Отец Наш Небесный допустил, что Сына Божия распяли на кресте. Ровно по той же причине.

– Вопрос ведущего: «Мы с мужем поженились не так давно, хотим повенчаться, но нас смущает установленный тариф за обряд. Хотим пожертвовать после, но не по тарифу. Сам подход Церкви к Таинству очень нас смущает. Есть ли места, где не установлен тариф за Таинство венчания?».

- Есть, в нашем храме. Можно вообще ничего не платить и никакие пожертвования не делать. Венчание – это важнейший акт в жизни человека, это Божественное Таинство. Любое смущение – от дьявола.

– Вопрос телезрительницы: «По городу ходят люди, которые называют себя Свидетелями Иеговы. У них такое же Писание. Как относиться к ним? На самом ли деле есть имя у Бога?».

- Свидетели Иеговы – это американская тоталитарная секта. Библия у них наша, но перетолковывают они ее на свой лад. При встрече со свидетелями Иеговы, нужно бежать от них в противоположную сторону, иначе они приведут вас в свою секту. Они называются тоталитарной сектой, потому что завладевают сознанием человека.

– Вопрос ведущего: «Обстоятельства жизни давят все сильнее, кажется, что потерял надежду на лучшее. Как удержать надежду и не потерять веру?»

- Когда человек имеет живую связь с Богом, он ничего не потеряет. Вера основывается на связи с Богом. Если человек потерял надежду, значит, связь с Богом прервалась.

- Что тогда ждет этого человека – уныние, отчаяние? Как из этого состояния выходить?

- Обращением к Богу, покаянием, молитвою. Другого пути нет, этот путь единственный.

- Человек, несмотря на все свои тяготы, горести, глубочайшее уныние, должен найти в себе чуточку веры, чтобы произнести «Господи, помоги!».

- Можно даже вслух не произносить, только мысленно.

- Люди говорят: «Много молюсь, но такое ощущение, что Господь от меня отвернулся».

- Я такого не встречал. Человек может много читать молитв, но при этом не молиться. Молиться словами «Господи, помилуй!» - больше от нас ничего не требуется.

- Получается, у человека нет именно веры?

- Да. Господь научил нас в Евангелии, как отец молился за своего сына: «Верую, Господи! Помоги моему неверию».

– Иоанн Креститель посылает учеников к Господу с вопросом: «Ты ли Тот, Которому должно прийти?» Но ведь он видел Духа Святого в виде голубя, сходящего на Иисуса, значит, он знал, Кто это. Зачем он ставит этот вопрос?

- Для того чтобы Господь нечто по этому поводу сказал ученикам. Нам на телеканал «Союз» звонят очень многие люди с вопросами, на которые прекрасно знают ответы, но хотят утвердиться в своем мнении. Многие люди, и в Евангелии об этом сказано, задавали вопросы Спасителю, а сами знали ответ, но свой. А когда им отвечал Спаситель, их это не устраивало. Каждый хочет получить тот ответ, который ему нужен, а не тот, который есть на самом деле. Каждый живет своей жизнью: человек может слушать Церковь, может – не слушать. Если человек Церковь не слушает, она его спасти не может.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать