Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

8 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы.

 

– Во вторую подготовительную неделю Великого поста в притче о блудном сыне Господь представляет нам образ грешника, который ушел из отчего дома, но, раскаявшись, вернулся и отец его принял.

– Старший сын тоже грешник, он как фарисей: тут и зависть, и осуждение, и неумение сорадоваться или прощать, и злопамятство. Отец восстанавливает младшего в сыновьем достоинстве, дает ему одежду, обувь. А старшему не дает ничего, потому что он даже родного брата не любит, никогда ему не сочувствует. Это продолжение притчи о мытаре и фарисее, только более твердо сказанное. Есть такие люди, которые считают себя порядочными, но осуждают Отца Небесного.

 

– Такие люди довольны собой.

– Довольным собой может быть только психически нездоровый, несчастный человек.

 

– Часто психологи находят причину многих заболеваний именно в неудовлетворенности собой и советуют быть увереннее.

– Это рекомендации - «из огня в полымя». Можно идти только к тому психологу-единоверцу, который понимает цену поступка. У меня в юности был знакомый, закончивший психологический факультет МГУ. Он был четыре раза женат. , а потом стал консультантом по семейным проблемам. У него опыт лишь отрицательный, поэтому я бы к нему никогда не пошел.

 

– Вы говорили, что комплекс неполноценности – это проявление гордости. Но человек ведь страдает. Где же здесь гордость?

– А разве гордый человек и его окружающие люди не страдают? Гордость – это страсть. А «страсть» в переводе на русский – это «страдание».

 

– Люди привыкли к тому, что если человек гордится, то он и превозносится. Здесь нет превозношения?

– Бывает по-разному. Недаром используют термин «превозношение». - это один из возможных продуктов гордости. Человек может внешне проявлять смирение, которое на самом деле исходит от гордости. Можно быть безукоризненно вежливым и ласковым, чтобы казаться лучше, чем ты есть, но это исходит не от покаяния.

 

– Для многих людей очень важно мнение других. И чтобы представление о себе не испортить, порой встречается подобное «безупречное» поведение.

– В поведении таких людей, при более или менее внимательном наблюдении, видна фальшь. Больше всего отталкивает фарисейство на самой тонкой и близкой сердцу почве, изображая хорошее к тебе отношение.

 

– Вопрос телезрительницы: «Объясните, пожалуйста, написанное апостолом Павлом о законе и вере?»

– Это очень трудное чтение. Чтобы понимать апостола Павла, необходимо читать дополнительные книги, проясняющие непонятные отрывки. Например, существует трехтомник «Толковая Библия».

В данном фрагменте имеется в виду ветхозаветный закон, который был очень подробно изучен всеми учеными людьми, но сам по себе он спасти людей не мог. Спаситель Своими учениками избрал простых людей, потому что Его целью было не помочь нам освоить инструкции, а научить вере, которая дает человеку возможность отличать добро от зла, чувствуя это сердцем.

 

– Закон – это знание, а вера – чувство?

– Закон – формальное знание, наставление, и человек соблюдает его потому, что это инструкция от высшего авторитета. А вера – это в`идение, понимание.

 

– Вопрос телезрительницы: «Некогда я ходила в церковь даже с пионерским галстуком, а сейчас не могу, потому что из-за высоких цен в храмах нет возможности купить икону, свечу. А если мне хочется поставить несколько, разным святым?»

– Свечи нужны нам, а не Богу. Их ценность не в потраченных средствах, а в том чувстве по отношению к Богу, Церкви, священнослужителям, которое есть у Вас в сердце. Ведь свеча - это только образ молитвы.

 

– Почему иногда человек почти всю жизнь ходит в церковь, но остается на уровне исполнения закона?

– Потому что нет покаяния. Нужно обратиться душой к Богу. Чтобы открыть Ему сердце нужно не просто действовать по инструкции: писать записки, ставить свечи, а стараться устанавливать личные отношения. Сотни людей ежедневно исповедуются без покаяния, а ведь именно его ждет Христос. Чрезвычайно редко человек осознанно обращается непосредственно к Богу. Можно множество свечей сжечь, а Бога не узнать.

 

– Вопрос телезрителя: «Отец Дмитрий, все мы почитаем святую Матрону Московскую, но в чем разница между ней и Вангой, ведь обе исцеляли?»

– Абсолютно все целители – ложные. Матрона никого не исцеляла. Это сделать может только благодать Божия по молитве святой праведной Матроны Московской. Она прошла путь покаяния, познала Бога, и ее молитва доносится до Него. А подобных Ванге всегда было много, ведь это бизнес. По молитвам Матроны совершались чудеса. Один человек, будучи врачом и не думая об ином служении, услышал от святой просьбу: «Когда будешь священником, помолись обо мне у Престола Божия». Так и произошло. А ранее именно по молитвам Матроны он чудом вышел из лагеря в самые страшные сталинские времена.

Древние фарисеи заменяли народу духовенство, к ним обращались за объяснением Священного Писания. Их опыту, образованию и рассуждению верили.

 

– Но те люди были проще - человек XXI века все пытается понять своим умом.

– Апостол Павел говорит, что каждый поступает по размышлению собственного ума. Если умный человек, богослов рассуждает, мы его проверяем Священным Писанием. Но чтобы быть авторитетом, нужна еще и чистая жизнь.

 

– Вопрос телезрителя: «Как согласовать свободу человека с тем, что без Бога, согласно Евангелию, мы не можем сделать ничего?»

– Ничего не можем сделать духовного, для своего спасения. А попить воды, например, можем свободно. И если я жадный, то своим усилием воли не смогу стать добрым, щедрым. Только Бог может меня очистить и спасти. Каждый выбирает себе по духу… Бога или Вангу. Некоторые говорят: «На все воля Божия». Но воля Божия есть только на добро.

 

– Ведь сказано, что даже волос не может упасть с головы человека без воли Отца Небесного.

– Да, но нужно понимать поэзию текста. Ведь речь не о волосах в прямом смысле, которые остаются у нас на расческе. Это уже из области фарисейского абсурда.

 

– Вопрос телезрительницы: «Считается ли грехом кремация?»

– Кремация не является грехом. Но она нарушает христианский обычай, потому что мы относимся к телу усопшего, которому надлежит воскреснуть, как к святыне. Конечно, возродится и сожженное, но все символы погребения исчезнут. Христианин должен быть погребен, но кремация против его воли не влияет на загробную участь человека.

 

– Отец Дмитрий, перечислите, пожалуйста, истинные черты христианина.

– Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Это плоды духовной жизни, которая и является подлинным христианством. Бывает, человек живет лишь по правилам: следит, сколько прочитал, что съел, куда пришел, в какое время. Он поступает хорошо, но все это не делает его христианином, потому что такой уровень духовной жизни можно сравнить с детским садом.

 

– Вопрос телезрителя: «В Писании есть такие слова: «сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу». Что здесь подразумевается?»

– Когда говорились эти слова, не было препаратов, избавляющих от сорняков при выращивании пшеницы. И здесь сельскохозяйственный образ нарисован, чтобы мы понимали, как Господь соберет в Свое гумно людей, которые вызрели, как семена в колосе. А сорняки – сожжет.

 

– Многие хотят, чтобы Господь всех злых уничтожил, а оставил только добрых. И каждый причисляет себя к последним.

– И очень многие насчет себя сильно обманываются. «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное». Нужно понять, что такое доброе семя.

 

– Могу ли я оказать помощь одержимому бесами человеку, имея веру изгнать их?

– Здесь нет понимания, о чем идет речь. Беса может изгнать только благодать Христова.

 

– Господь говорит, что если бы имели веру с горчичное зерно, могли бы сдвинуть горы.

– Горы – да, бесов – нет. Сказано: «Именем Твоим бесов изгонять». Как сам человек может тогда это делать?

 

– Вопрос телезрителя: «Я учусь в школе. Начал ходить в храм и задумался о том, чтобы обратить к вере своих сверстников. Слышал, что у Вас это получалось. Посоветуйте, с чего начать и как сделать, чтобы этот процесс был успешным?»

– Если человек не знает, лучше не браться. Все через это состояние души проходят. Надо изо всех сил стараться сдерживаться. Нужно иметь очень большой опыт и быть уже твердым в вере, чтобы, занимаясь просвещением, в духовном плане себе не навредить. Необходимо понимать еще, Кто обращает людей.

 

– А можно рассказывать о Христе?

– Евангелие можно подарить человеку, если он его на цигарки не пустит. Я знаю реальный случай, когда Евангелие раздавали определенному контингенту, и люди делали именно так.

 

– Для чего Господь создал Древо Жизни посреди Эдема?

– Древо – это образ. Читая в Библии про змея и рай, нужно понимать, что мы мало осознаем истинный смысл прочитанного. Можно прийти к постижению этого текста, только читая книгу за книгой.

 

– Следовательно, человеку нужно освоить язык, на котором написано Священное Писание?

– Да, особенно Ветхий завет, книгу Бытия.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский

Расшифровка: Полина Капранова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать