Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

26 октября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. 

 

Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой», у нас  в гостях по традиции в воскресный вечер протоиерей Дмитрий Смирнов. Батюшка, добрый вечер!

 

- Добрый вечер, отец Александр. Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

 

- Действительно ли, когда человек послан тебе свыше, то и отношения строятся с ним гладко. А когда не тот, тогда все сложно. Или эти рассуждения все-таки неверны?

 

- Думаю, что это очень схематизированное рассуждение. Все люди разные, а теперь, когда единый уклад разрушен, надежда лишь на две вещи. Первое - то, что люди хотят строить именно христианскую семью, и оба знают, что есть христианское начало, к которому они стремятся: построить домашнюю Церковь. Тогда можно вокруг этого общего дела - строительства семьи - построить настоящее земное счастье, которое будет способствовать достижению Царства Небесного. Второе - склонность друг к другу, когда люди находят один другого милыми сердцу. Если эти два мощных фактора соединятся, тогда можно преодолеть.

Если в человеке гораздо сильнее уже развитые страсти, они будут терзать. Если человек не имеет представления, что такое домашняя Церковь - семья, то под напором страстей, а часто и "помощников": родителей, разведенных подруг, "свободомыслящих" молодых друзей мужа, семья затрещит. Что мы и видим, потому что половина браков распадается.

 

- Даже среди православных людей, желающих строить домашнюю Церковь, разные подходы к этому. Один считает главным одно, другой иное.

 

- Это от невежества, потому что я не знаю ни одного учебного заведения, где этому обучают, кроме примера отдельных семей.

Ко мне пришла одна женщина и сказала:

- Как могу, стараюсь для семьи, дома, а отец и два моих сына постоянно скандалят. Поскольку отец всем недоволен, скандалит со мной при детях, то и те позволяют в адрес матери высказывания, которые недопустимы даже в адрес сверстников. Люди сами разрушают семью. Если мы хотим воспитать детей, то отец и мать не должны подрывать авторитет друг друга.

 

- Со стороны это видно, а изнутри кажется, что ведь это я прав.

 

- Это надо знать, как закон Ома.

 

- Его хотя бы проходят в школе, а где узнать эти законы?

 

- В школе можно пропустить изучение бинома Ньютона, от этого твое счастье не зависит. А от того, знаешь ли ты, что можно и что нельзя делать на семейном поприще, зависит. Это ведь жизнь. Нельзя ходить в ботинках на три размера меньше - это будет не ходьба, а уродование ног. Так и здесь: если мы нарушаем элементарные христианские нормы в отношениях супругов друг к другу. И какой это будет убийственный пример для семьи. Убивают свою семью, и дети, когда вырастут, будут также разрушать свои семьи.

 

- Вопрос телезрителя: Отец Дмитрий, скажите, пожалуйста, как спастись?

 

 

- Очень просто: нужно прочитать Евангелие, через Святое Крещение соединиться с Церковью, нужно возлюбить Христа Бога нашего и проявлять эту любовь в старании исполнить Его заповеди. Когда Господь увидит, что Ваши старания и покаяние подлинны, Он даст Духа Святаго, который управит Вас в Царствие Небесное. Элементарно.

 

- Ведь все дано каждому человеку. Нет человека, который не мог бы прочитать Евангелие, если только он не слепой. Все есть, и все равно мало людей, идущих в Царство Небесное.

 

- Потому что надо, во-первых, понять, а во-вторых, принять. Это возможно только, возлюбив Христа. Поэтому сердце, воспитанное в любви лишь к самому себе, конечно, не способно к этому. Для него Христос лишь далекая древняя абстракция.

Мы даже в историю своей страны можем заглянуть лишь на тысячу лет назад. Если принять предположение, что сарматы, скифы - тоже мы, тогда за две тысячи лет. Тогда можно опереться на это. Очень трудно человеку, для которого Христос - абстрактная историческая фигура, которой две тысячи лет.

 

- Вопрос телезрителя: На утреннем и вечернем правиле не получается правильная молитва, а лишь вычитывание. Мне бы хотелось молиться правильно, но не знаю, как это делать?

 

- Так, как Вы разговариваете сейчас со мной, разговаривайте и с Богом. Вы же сейчас не подбирали слова. Прочитав правило и разогрев свое сердце, обращайтесь так же просто к Богу. Представьте, что Вы четырехлетнее дитя. Господь слышит все Ваши молитвы, надо лишь усердствовать.

 

- Батюшка, Вы сказали, что в сердце должен поселиться Христос, а там живут страсти, поселившиеся с детства. Каким образом Христос поселится в сердце человека?

 

- Христос приходит к нам по благодати Божией. "Царю Небесный, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наши".

 

- Дух Святый приходит к человеку и находит его сердце переполненным страстями.

 

- Если Он приходит в сердце, все страсти уходят, потому что носителями и возбудителями этих страстей являются бесы, которые при приближении к ним Божества говорят:

- Сыне Божий, почто пришел еси мучить нас?

И покидают сердце человеческое.

 

- Тогда каждый человек, прочитав молитву, которую Вы сейчас процитировали, должен освободиться от своих страстей?

 

- Дело в том, что если прочитать механически, это мало что дает. Если от всей души и при условии, что это угодно Богу, тогда это происходит. Но гораздо чаще Богу угодно, чтобы человек поусердствовал в этом.

Как сказано в притче о неумытном судии, которому нужно обращаться долго. Как вдова, которая долго просила у него помощи, и поскольку была неотступна, то он дал ей просимое. Такого ждет и Господь. Он как бы испытывает наши искренность и силу нашего желания, потому что страсти в нас сильны, и надо применить адекватное желание освобождения. Блаженны только алчущие и жаждущие.

Сегодня ко мне подошел молодой красивый юноша, а весь пропах табаком, причем он уже студент. Сто лет назад обращение к студенту было "господин студент". Это уже серьезный статус - ты поступил в университет, а при этом куришь, как какой-то извозчик. Бросить курить - это вообще пустяк по сравнению с тем, что надо изжить в себе.

 

- Вопрос телезрительницы: Недавно я приобрела в храме правило матери за убиенных в своем чреве младенцев по схиигумену Савве. Но недавно в письмах отца Иоанна Крестьянкина нашла слова о том, что молитвы за нерожденных детей нет. Как понимать это противоречие?

 

- Нет никакого противоречия. Правило отца Саввы - продукт его келейного творчества. Какую бы молитву не сочинил человек, даже очень приятный, это не есть молитва Церкви, а продукт его творчества. Молитва есть, но она должна быть санкционирована Церковью. Это может сделать Святейший Патриарх, Святейший Синод, в отдельных случаях Высший Церковный Совет или Архиерейский собор. Это дается через благословение органа Церкви, который полномочен выступать от имени Церкви. Все остальное - продукт творчества отдельных критиков или мирян.

Например, прекрасный канон сочинил Александр Васильевич Суворов, который показывает и его христианское устроение, и церковность, и ум. Канон замечательный, но он не имеет благословения всей Церкви.

 

- Такие молитвы, каноны или акафисты, вообще, не полезны?

 

- Они бывают разные. Канон отца Саввы я не читал, поэтому ничего не могу сказать.

 

- Как поверить, что смерть - это переход человека в лучшую жизнь. Покойник выглядит совсем непривлекательно, на похоронах все рыдают, гости мрачные, одеты в черный цвет. От одного взгляда на похоронные принадлежности хочется жить вечно, чтобы никогда не сталкиваться со смертью. Тяжело смотреть на отчаяние близких людей. И все это - переход в новую жизнь?

 

- Это никак не связано ни с вечной жизнью, ни с переходом в нее. Человек описывает современное состояние определенных ритуалов, которые, скорее, советские, нежели церковные. Современные люди, которые приходят в церковь отпевать своих близких, так же далеки от понимания вечной жизни, как и тот усопший, тело которого они принесли. Нынешний обряд погребения очень «осоветчен», поскольку церковная грамотность была разрушена.

 

- Некоторые мои знакомые часто сквернословят, слушать их довольно неприятно. Стоит ли их просить о том, чтобы они перестали, или лучше смириться и не обращать на это внимание, чтобы не создавать конфликта?

 

- Если они дороги Вам, то, конечно, лучше один раз попросит. Если же человек не внемлет, тогда лучше с ним расстаться на тот срок, в течение которого он изживет эту дурную привычку.

Апостол Павел сказал: каждый поступай по рассуждению собственного ума. Если бы я оказался в этом коллективе, может быть, я бы что-то подсказал, давать здесь абстрактные советы, все равно что решать семейную ситуацию, не зная семьи.

Несколько лет назад одна пожилая женщина приходила ко мне и рассказывала, как ее истязает родная дочь. Я пошел к ней домой, поговорил с дочкой и выяснил, что бабушка на нее просто клевещет. Дочь сказала: если Вы, батюшка, мне не верите, давайте опросим всех соседей, и они расскажут, что мне от нее приходится терпеть. Просто у бабушки развилось некое психическое заболевание: она подозревает дочь, что та ее обворовывает, отравляет чем-то, придумывая все более невероятные вещи.

Очень рискованно делать выводы на основании рассказа одного человека. Недаром в юриспруденции устраивают состязательный процесс, где есть защита и обвинение.

 

- Вопрос телезрительницы: Правильно ли я поступаю, когда хожу на Литургию, если даже не собираюсь причащаться. Недавно по телевидению я услышала, что Литургия дана нам для Причастия, и если человек не причащается, то, вроде бы, и незачем ходить.

 

- Если Вы чувствуете от этого духовную пользу лично для себя, то на здоровье.

 

- Не получится ли, что человек себя обманывает, принимая свои чувствования за ответ от Бога?

 

- Такой риск есть всегда. На одну чашу весов мы кладем - сидеть дома, а на другую - идти на Литургию, хотя мы и не готовились к Причастию. Что выберем?

 

- Я бы выбрал Литургию.

 

- Так же поступает и эта дама. Что в этом плохого?

 

- То, что священники нередко говорят, что это грех, и так делать нельзя.

 

- Это не грех. Вопрос: правильный ли это поступок? Конечно, неправильный. Потому что Литургия - это общее народное дело. Но этот поступок лучше, чем просто сидеть дома, смотреть телевизор и так далее. Поэтому в данный исторический момент каждый поступает так, не побоюсь этого сказать, как его душе угодно. И это будет правильно. Теоретически - вроде нет, но практически - да.

 

- Чем лучше заняться в праздничный день после службы, чтобы и не осуетиться, и не быть в праздности?

Некоторые считают, что в воскресный день вообще ничего делать нельзя.

 

- То есть мыть посуду после обеда и подметать пол - это  грешно? Жить до понедельника в грязи? А если человек в 6 утра уходит на работу? Если он включит пылесос, разбудив соседей - это будет настоящее христианство?

Например, я запретил в субботу и воскресение звонить на раннюю Литургию в колокол, потому что люди спят. И нехристиане спят, и некоторые христиане тоже спят. Поэтому звонить в колокол к ранней - садизм, хотя устав и предписывает колокольный звон. Мы живем в городе, где большие дома совсем близко расположены к храму. Христиане не призваны к тому, чтобы издеваться, у них в городе совершенно иные задачи.

 

- Вопрос телезрительницы: Моя сноха католическая, могу ли я подавать за нее записку на Литургию?

 

- Записки за членов других Церквей на Литургию не подают. Молитесь лично, в своем сердце.

 

- Сейчас каждая вторая семья пользуется услугами уборщиц и нянь. Правильно ли это с православной точки зрения, не вредит ли это воспитанию детей, и чем опасна замена матери няней?

 

- Во-первых, думаю не каждая вторая семья, самая большая цифра - 2 %. Дело не в том, что это может повредить, хотя в отдельных случаях это бывает. Знаю одну маму, которая взяла такую помощницу по дому, но когда увидела, что дети перестали вообще что-либо делать по дому, она с ними рассталась. Можно организовать все иначе.

Для воспитания детей очень важно отношение взрослых к прислуге. Если папа и мама - хамы, то лучше прислугу не брать. Они будут по-хамски относиться к прислуге, а дети этому будут подражать. Это худшая из форм воспитания.

Когда приглашают няню, тоже можно все просто организовать:

- Дети, у вас появился офицер, а все вы - солдаты порядка. Вот эта женщина - например, Любочка - будет руководить уборкой и всему вас научит. Пока я буду проверять ваши домашние задания, она будет мне помогать убирать квартиру.

Тогда все будет нормально, потому что дети будут участвовать. Она не будет делать за них, но, как взрослый человек, организовывать и учить.

 

- Часто родители вынуждены нанимать нянь, которые бы занимались с детьми, потому что сами мамы работают. Сказывается ли потом такая замена?

 

- Как всякая замена. Если вместо материнского молока "Агуши", это будет отражаться на здоровье детей. Если вместо того, чтобы отец читал детям книгу, смотреть мерзостные мультфильмы, будет соответствующий результат. Если мама с папой отправляют детей в лагерь, а сами на отдых в Турцию, то они получат таких детей, которых, конечно, не узнают. Используя любой суррогат, ты и получишь суррогат своего ребенка, замену ему, причем всегда низшего качества. Поэтому, думай, решай, взвешивай.

 

- Вопрос телезрительницы: В нашем храме причащали младенца, и запели "Тело Христово приимите". Батюшка остановил и сказал: "Какое Тело?" Хор замолчал, и детей причащали в молчании. Мы не поняли этого момента.

 

- Спросите у Вашего батюшки. Ведь все просто: младенцев причащают только кровью. Но это не имеет никакого отношения к нашему спасению. Петь можно, что угодно: и "Отче наш", и "Да воскреснет Бог", и 50-й псалом, и "Христос Воскресе". Можно и в тишине. Мы свободные люди.

 

- Недавно узнала, что наши новые соседи сайентологи. У меня возникло желание помолиться об их вразумлении и тайно окропить крестообразно их дверь крещенской водой. Стоит ли это делать?

 

- Я бы не стал тратить святую воду на основании слов Христа "Не давайте святыни псам". Хотя я люблю собак разных пород. За словами "не давайте святыни псам" вовсе не кроется недоброжелательности к этим замечательным созданиям, и нет ничего обидного. Надеюсь, те, кто нас слышат, понимают, о чем идет речь.

 

- Вопрос телезрительницы: У меня пятеро детей от одного года до 15 лет. Помогать мне некому, поэтому редко удается попасть в храм, на исповедь и Причастие. А душа жаждет этого. Как поступать в такой ситуации? Отложить церковную жизнь на более позднее время, когда младшие дети пойдут в школу? Основная моя отдушина - это телеканал "Союз", еще чтение, но на него остается очень мало времени.

У меня второй брак, и двое младших детей от второго мужа. Но у него сейчас нервный срыв, и он от нас отдыхает, живет у своих родителей. Но даже когда он дома, у него сложный график на железной дороге, и он всегда переутомлен. Оставить детей на него и пойти в храм, все равно быть на нервах. Порой оставляю на детей, но когда прихожу из храма, то дома просто война.

 

- Пятнадцатилетний человек уже имеет паспорт и может работать. Остается четверо. Девятилетний человек вполне может управить семилетнего. Не вижу здесь никакой проблемы, только если храм находится в 200 километрах, и нет ни электрички, ни машины. Если храм находится в том же городе, пойти раз в месяц причаститься вполне реально.

Можно сделать и так. Дождаться пересменки мужа, разделить детей на две группы. Одна группа: годовалый, семилетний и пятнадцатилетний, другая: девять и три года. И водить эти группы в храм по очереди.

 

- Старший не особо рвется в храм, отлынивает, а с маленькими в храме тоже не постоишь, ведь они начинают бегать. Получается, прийти можно только на само Причастие.

 

- Чтобы дети не бегали, надо приводить их к такому моменту богослужения, с которого им по силам быть в храме. Для годовалого одно количество времени, для семилетнего другое.

Поскольку 15-летний не рвется в храм, то один ребенок у  Вас уже упущен, значит, такая же участь ждет и других. Что Вам тогда беспокоиться? Дети подрастут и в церковь ходить не будут.

 

- В первую очередь я беспокоюсь, наверное, о себе, ведь начинать надо с себя.

 

- Спасение для матери  невозможно отдельно от своих детей. Потому что женщина спасается через воспитание в христианстве собственных детей. Богом задумано так, что Ваша жизнь должна быть посвящена именно христианскому воспитанию детей.

То, что тяжело всех собрать в храм - это вполне понятно. Но воспитать детей христианами - это вообще тяжелый процесс. Помощи надо искать в Боге, у супруга и у старших детей, которые должны помогать Вам.

 

- Мне 16 лет, в последнее время меня стали мучать непристойные помыслы, неожиданно накатывая на меня. Пыталась прогонять их молитвой, но не могу избавиться. Вроде бы помыслы прекращаются, но потом возвращаются. Подскажите, как мне бороться с ними?

 

- Надо перестать осуждать. Такие помыслы начинаются у человека, который живет осуждением других. Пока он осуждает, он будет мучиться от этих вещей.

Когда человек осуждает, он занимает гордостную позицию судьи над другими людьми. В результате этого осуждения Дух Святый отходит от человека, поэтому бесы низменных страстей нападают на него, поскольку он лишен благодати Божией. Тем самым бесы вводят человека в уныние, а причина в осуждении.

 

- Одна женщина говорит: "Пыталась бороться с осуждением. Но как только открываешь рот, оно обязательно происходит".

 

- Значит, не надо открывать рот. Можно даже "здравствуйте" и "до свидания" произносить молча, лишь кланяясь земно.

 

- Хорошо, человек перестал говорить, но осуждение ведь все равно крутится в голове.

 

- Будет меньше. Если человек перестанет осуждать мысленно, перестанут приходить и такого рода помыслы. "Себе внимай", - сказал Господь Антонию Великому. Человек должен быть внимателен к тому, что происходит у него в уме, сердце, конечно, в поведении, словах, что очень желательно. И не быть праздным умом, а занимать его размышлениями над Священным Писанием и писаниями угодников Божиих и молитвой.

 

- Получается практически монашеское делание. Но ведь одно дело, когда человек огражден монастырской стеной от мирских искушений.

 

- Это христианское делание. От этих искушений не может оградить никакая монастырская стена. Эти стены в монастырях воздвигали от лихих людей, но не от помыслов. Для беса прохождение сквозь стены Троице-Сергиевой Лавры не представляет никакого труда.

 

- Скажите, пожалуйста, имеют ли духовную причину такие болезни, как старческое слабоумие или болезнь Альцгеймера?

 

- Все на свете, даже погода или извержение вулкана, падение метеорита, помимо чисто материального происхождения, всегда имеет и духовную составляющую. Говорят так: без воли Божией даже лист с дерева не упадет. А воля Божия и есть эта духовная составляющая события.

 

- Спасибо, батюшка, за беседу. Пора прощаться.

 

- Всего доброго. До свидания, дорогие братья и сестры.

 

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать