Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым. Эфир от 9 февраля

9 февраля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. Эфир 9 февраля 2014 года.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители, мы с вами в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой»; и у нас в гостях, как обычно в воскресный вечер, протоиерей Дмитрий Смирнов.

Батюшка, добрый вечер!

 

- Здравствуйте, отец Александр. Здравствуйте, братья и сестры. Спешу всех поздравить с замечательным днем памяти всех Новомучеников и Исповедников Российских. Это поистине день нашей славы, поскольку ни один народ не прославил так Христа Бога, как наш, отдав за Него свою жизнь. Мы, как наследники и потомки этого семени Христова, можем взирать на них и продолжать их святое дело.

 

- Батюшка, Ваш прадед также прославлен в лике Новомучеников.

 

- Не только прадед, но и его двоюродный брат, и вообще очень много родственников, пострадавших за Христа, около двадцати человек. Практически каждая русская семья имеет таких страдальцев, кто-то сгинул в лагерях, кого-то расстреляли, а кто погиб во время Второй мировой войны. Это страдания, которые наш народ пережил за двадцатый век, и практически каждая семья к этому причастна. Поэтому я советую, чтобы каждая семья постаралась максимально разузнать о своих родных, когда жил, когда арестован, запросить дело, по возможности узнать сведения, фотографии. Это все очень важно. Надо устанавливать своих родственников, обязательно публиковать все в интернете. Это все очень важно, потому что у нас официально было разрешено узнавать о погибших лишь с двадцатилетия победы.

Еще живы те, кто пережили время исповедничества, надо успеть задать им вопросы, все записать, обязательно опубликовать в интернете. Все это чрезвычайно важно. Мы и наши дети обязательно будут изучать это, писать историю. Сейчас много разговоров об учебниках истории. Президент сказал, что нужен один учебник истории, другие считают, что чуть ли не у каждой школы должен быть свой собственный учебник, чтобы не говорить детям «это черное, это белое», а говорить «это серое, это светло-серое, темно-серое», чтобы дети окончательно запутались в своей истории. Здравый смысл подсказывает, что должна быть единая концепция, выверенная, не фальшивая. Как всякая концепция, она будет страдать, но цель школьного курса истории – заинтересовать самим предметом, а дальше люди сами выберут тему, которой они будут заниматься и изучать.

Конечно, двадцатый век в нашей стране изучен еще недостаточно: и война, и история первых лагерей. Первая такая попытка была сделана нашим писателем Александром Исаевичем Солженицыным, который так же опирался на свидетельства очевидцев, страдальцев этого процесса. Русская литература, которая описывает этот период, тоже является свидетельством.

В этот святой день я призываю всех сохранить в памяти нашей Церкви имя каждого нашего страдальца за Христа, потому что каждое это семя проросло. Мы сейчас живем в эпоху расцвета церковной жизни благодаря их молитвам; и они должны быть нами знаемы, должны быть нам дороги, на их примере мы должны в бесстрашии воспитывать наших детей.

 

-  Почему же Господь попустил такие страшные страдания целого народа?

 

- Очень просто. Во-первых, за отречение нашего народа от Бога. Дело в том, что Анна и Каиафа были глубоко верующими людьми. Но вера вере рознь. Как верующий человек может поддаться призыву «Грабь награбленное»? и так далее. И это миллионы людей. Хотя было и Белое сопротивление. Но были и заградотряды, введенные Троцким, и перевербовка. А сколько было офицеров, которые пошли служить большевикам? И всех их расстреляли, оставили буквально несколько человек. А поголовное нарушение присяги всеми начальниками фронтов, начальниками генерального штаба, и когда? во время войны! И затеяли революцию!  «Кругом измена, трусость и обман», - как написал наш император. Все предали, за исключением единиц. Предали все, вплоть до дядьки императора, который был призван ухаживать за цесаревичем Алексием.  Представители Думы, которые сразу арестовали императора, искали хоть один аргумент в том, что он изменил родине.

Разве в стране было мало вооруженных людей, чтобы отбить у кучки большевиков это святое семейство?

А как вело себя духовенство? Разве оно не кричало «уря», когда произошла революция? разве не слушали агитаторов, которые шли в народ. Сколько было убито городовых только за то, что они стояли и наблюдали за порядком в городе.

А кто оправдывал террористов? Кто оправдал Веру Засулич, застрелившую градоначальника?

Народ был очень виноват. Когда прямым указом в армии постановили, что Великим Постом можно не причащаться, количество причастников сразу же упало до 40%. Половина из тех, кто раньше причащались, когда это стало ненужно, сразу отказались - это же прямое отречение от Христа.

Среди революционеров и членов правительства было много инородцев, но основная масса исполнителей были русские мужики, солдаты, бывшие крестьяне, матросы. На кинокадрах мы видим, что это рушат храмы, сбрасывают колокола, обыкновенные русские люди.

Один раб Божий, который давно уже умер, рассказывал, как он стоял на площади в тот момент, когда ломали Иверскую часовню, и тут же стояли два англичанина, а поскольку он знал английский язык, то понял их диалог. Англичанин говорил: «В Лондоне такое было бы невозможно». Ломали национальную святыню всероссийского масштаба, и никто и глазом не моргнул, полное равнодушие. А это было время, когда еще не было репрессий в таком масштабе, когда народ был уже до предела запуган. Потому Господь и попустил, именно для вразумления.

Если на Украине сейчас используются на майдане в основном потомки тех, кого присоединили к СССР в 1940-м году, чьи отцы и деды участвовали в партизанском движении против Красной армии. И опять весь народ молчит: полицейские стоят, в них кидают булыжники, американцы ходят в толпе и говорят «не смейте отвечать», и те слушаются американцев. Абсолютно те же слова звучат от американцев в Боснии. Если бы подобное случилось во Франции, уже бы использовали водометы, если бы в Америке – пулеметы. Когда американцы бомбили Сербию, разве кто-то возмутился? Нет. Сами себя предают. Сами себя загоняют в рабство.

Поэтому каждый человек должен знать свою отечественную историю. Кто революцию создает и к чему она тебя приведет? Тебя лично. Потому что все люди, которые совершали революцию, они все пострадали, а самому главному революционеру голову проломили ледорубом. И то же было бы с Лениным, если бы он раньше не умер. Ведь он уже в Горках написал о том, что Сталин слишком груб. Разве Иосиф Виссарионович ему такое бы простил? Да он никогда ничего никому не простил. Он только ждал повода, только ждал повода, чтобы соблюсти реноме.

 

- Вопрос телезрительницы: Священнослужители приветствуют друг друга словами «Христос посреди нас. – И есть, и будет вовеки». Это приветствие только для священников, могут ли миряне так приветствовать друг друга?

 

- Почему же нет? На здоровье. Запомните, что мы свободные люди, и эту свободу даровал нам Христос. Это литургическое приветствие, но почему бы не использовать его в другое время. Например, святой праведный Иоанн Кронштадтский после этих приветственных слов от избытка сердца добавлял свои слова «Живый и действуяй». Никакого нарушения в этом нет.

 

- Так как это слова из «Служебника», многие считают, что мирянам их брать нельзя.

 

- Почему тогда «Служебник» дают семинаристам, когда они только готовятся стать священниками? Почему мирянин не может следить по «Служебнику» за молитвами, которые читает священник. Святейший Патриарх читает их вслух, чтобы все слышали эти потрясающие по глубине и богословию молитвы Василия Великого, Иоанна Златоустого. О чтении некоторых молитв указано «тайно». Но «тайно» означает не то, чтобы никто о них не узнал, а таинственно, по-гречески «μυστικός».

 

- Вопрос с сайта: Где та черта, за которой можно взяться за оружие, защищая веру, Отечество, семью, Церковь?

 

- Когда «защищая», никакой грани нет. Война идет и сейчас, только на другом фронте – умственном. Пользуясь равнодушием людей, их непросвещенностью, через специальные издания, социальные сети людям «промывают мозги». Нанимают «казачков», «хомячков», которые за деньги будут в указанное время поливать грязью или восхвалять, кого скажут.  Их много не надо – тысячи хватит. Но когда они это делают одновременно, по команде, то люди скажут «вот все говорят». Раньше надо было, чтобы несколько газет напечатали одну и ту же статью, а сейчас за считанные минуты набрал в Твиттере, а те по команде начали тут же распространять, и получается «интернет взорвался». Спичку поднес – и он взорвался. И революции не надо, она делается не руками засланных людей, их находят внутри страны, только давай денег. Особенно это легко там, где безработица. Например, в Боснии или на Западной Украине, откуда те, кто могли, уже давно уехали. А тут предлагают работу, бери каску, стучи – и получай свои пятьдесят долларов. Все давно уже все понимают, это как заказные матчи, когда два боксера договариваются между собой, кто выиграет, кто проиграет, а деньги поделят пополам.

 

- Вопрос телезрительницы: 5 февраля 2006 года в день памяти Новомучеников и Исповедников Российских умер отец Иоанн Крестьянкин, батюшка большой силы, хотелось бы, чтобы Вы вспомнили о нем.

 

- А я никогда и не забывал отца Иоанна, и в этот день мы молились о нем, я ездил к нему каждый год. Он оставил в моей жизни неизгладимый след, это настоящий угодник Божий, и я верю, что придет время и его тоже прославят, хотя все церковные люди и знают, что он святой. Есть дивные свидетельства, но он всегда рассуждал прикровенно. С христианской точки зрения, это был человек совершенный, о таких совершенных людях читаешь только в древних патериках. Человек, нравственно безукоризненный и совершенный, ничто в нем не вызывало ни малейшего смущения, сплошная христианская красота. Потому Господь и дал ему такую долгую жизнь, чтобы все мы имели возможность любоваться на эту красоту.

 

Вопрос с сайта: В одном из споров мне ответили, что религия – это плод больного воображения. Скажите, как мне ответить моим оппонентам?

 

- А зачем? Грешно отвечать таким оппонентам. Это все равно, что «бодаться» с академиком Гинзбургом. Все равно, что слепому от рождения рассказывать, как белый цвет раскладывается на семь цветов радуги.

Это не просто бесполезная трата сил, это вредно. Тратишь энергию души, святыню отдаешь псам. Это сам Христос запретил. Не потому, что собачки плохие, но потому, что они святыни не понимают. Рече безумец в сердце своем: несть Бог. Приходит на исповедь сумасшедший человек, человек в бреду, он будет рассказывать час-два, но что изменится? Однажды я решил потратить столько времени, сколько надо. Говорил восемь часов, и остался на той же точке.

Во время, когда я еще был в семинарии, отец Александр Мень как-то сказал мне: больше всего бойся невротиков. Тогда я не мог понять, что это значит, а потом в пастырской практике столкнулся, что есть очень много людей с разрушенной психикой, у них сплошные идеи-фикс. Сейчас есть такое выражение «выносит мозг», вот это лучше всего подходит к  ним.

 

Вопрос телезрительницы из Тулы: В нашем храме молебен о здравии и панихида служатся в разных приделах храма одновременно, нормально ли это?

 

- В нашем храме служатся по очереди, а если нужно одновременно, например, совершить венчание, как это было сегодня, то я поднялся с парой в верхний храм. Можно поискать в Туле храм, где они совершаются по очереди.

Насчет того, нормально ли это, понятие нормы весьма растяжимо. Вчера я спросил у мальчика, у которого нет ни папы, ни мамы, как он живет. «Нормально», - ответил мальчик. Нормально ли, чтобы мальчик жил без папы и без мамы? Все зависит от оценки человека. Вам это ненормально, а священникам, которые служат у Вас в храме, нормально.

 

- К нам в храм пришла бумага из Патриархии, запрещающая одновременное совершение молебнов, венчаний, панихид, крещений и так далее.

 

- Вопрос с сайта: внутренний голос в человеке от Бога или от дьявола?

 

- Чаще всего, от дьявола, но бывает и от Бога через Ангела Хранителя. Как распознать от кого? По плодам. Тот внутренний голос, которым руководствовался паренек, который застрелил учителя географии, был явно не от Бога.

 

- Вопрос с сайта: Отец Димитрий, меня зовут Филипп, мне одиннадцать лет. Как мне избавиться от трусости? Я боюсь темноты, дать сдачи, если меня обижают, физически я развит, хожу на спортивные секции, но все равно боюсь. Мой папа физически развитый, смелый человек, хочу быть, как он, но не получается. Как быть?

 

- Обязательно получится. А бокс как раз дает такую возможность. Меня однажды побили восемь человек, и я пошел в бокс, и теперь чувствую себя на улице уверенно. Это очень много дает. Дальше придется участвовать в соревнованиях, в нос получать – и страх пройдет. К восемнадцати все будет хорошо.

 

- Вопрос телезрителя: В следующую субботу Сретение, но идет Сплошная седмица, как готовиться к Причастию?

 

- А кто нам мешает поститься на Сплошной Седмице? Где это написано? Что для нас важнее? Объедение или Святые Тайны?

 

- Вопрос с сайта: сколько раз в году можно праздновать именины? Один или столько, сколько поминается мой святой?

 

- Например, я праздную пять раз. Вопрос в том, как праздновать? Если каждый раз напиваться до положения риз, то лучше вообще не праздновать никогда. Если в этот день мы идем на Божественную литургию, причащаемся Святых Христовых Таин, а затем еще делаем добрые дела в память о своем святом, то это можно делать, сколько угодно.

 

- Раньше поминала всех, кто записан в моем помяннике, всего около четырехсот имен, но мне сказали, что это слишком, что мы слишком слабы духовно, священник сказал, чтобы я не мудрила и молилась за мужа, детей и своих родителей. За кого можно молиться и за кого нет? И почему нельзя молиться за всех подряд?

 

- Можно, таких запрещений нет. Я замечал, что люди, которые поминают ближних, особенно усопших, получают большое утешение. Через любовь к ближним сердце открывается Богу, и человек чувствует от Бога благодатное поощрение его подвигу.

Знаю батюшек, которые приходили на проскомидию в два часа ночи и четыре часа до шести, когда начинались часы, поминали, и получали большое утешение. Я всегда благоговел перед такими подвижниками. У отца Иоанна Крестьянкина был очень большой помянник с многочисленными записочками, и  он считал своим долгом поминать всех, кто к нему за этим обращался. А другой известный батюшка – правда, я сам с ним не служил и не видел – поднимал всю кипу записок у себя над головой и просил Господа помянуть всех, кто в них указан. Можно и так. Главное ведь результат.

 

Вопрос с сайта: Могут ли бесы воплощать страхи в жизнь, и как от них защититься?

 

- Защититься можно только верой в Пресвятую Троицу. Человек может бояться только одного – нарушить любовь между собой и Богом, а бесов бояться грешно. Если страх напал, ты уже стал рабом беса, через страх он будет руководить тобой.

 

- Спасибо, батюшка, за ответы. Пора нам прощаться.

 

- Всего доброго. До свидания. С праздником.

 

Гость передачи: протоиерей Димитрий Смирнов

Ведущий: протоирей Александр Березовский

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать