Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым. Эфир от 12 января

12 января 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. Эфир 12 января 2014 г.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители, поздравляю вас со Святыми днями. Сегодня у нас в прямом эфире протоиерей Дмитрий Смирнов.

Батюшка, добрый вечер!

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители, с Рождеством Христовым!

 

- Удивительное сейчас время, праздник длится, начиная с Рождественского Сочельника и до Богоявления.

 

- Это время столь длительно переживается Церковью по аналогии со Светлой Пасхальной Седмицей.

 

- Вопрос телезрительницы: слышала, что в 2013 году на Межсоборное присутствие была вынесена тема «Поминовение инославны», однако не нашла пока сведений о том, был ли разработан и принят документ по этой теме. Знаю, что в некоторых приходах за границей допустимо упоминать в записках инославных. Насколько это допустимо и говорится ли о поминовении инославных в Церковном Уставе?

 

- Когда документ будет выпущен, мы все узнаем. В разработке этого документа участвуют и представители нашего зарубежья, вопрос рассматривается с различных сторон. Решение о том, допустимо ли это, примут архиереи Божии, подготовительную работу ведут люди с богословским образованием. В документе будут указаны все уставы, аргументы. Никакой боязни по этому вопросу быть не должно.

 

- Вообще, вопросы спасения близких волнует людей порой больше, чем вопросы собственного спасения.

 

- Да, я тоже это замечал. Это связано на самом деле не с желанием спасения, а с желанием собственного земного благополучия. Когда ближний человек не в порядке, то человек испытывает дискомфорт, и всячески хочет его устранить. Когда человек церковный, то он придает этому определенную форму, но речь о спасении не идет. Если взять такую пару, как мать-сын, то начинать надо было с грудного возраста. Сначала человек действует по принципу «чем бы дитя ни тешилось», затем «куда бы его отдать», человек не хочет потрудиться, а потом возникают претензии.

Когда спрашиваешь у женщины, которая хочет избавиться от беременности, она говорит о трудностях с деньгами, жильем, но потом выясняется, что причина совсем в другом: человек просто не хочет потерять ту меру комфорта, которую он имеет.

 

- Часто встречающийся вопрос «Как мне привести моих родных в Церковь» тоже из этой области?

 

- Абсолютно, потому что единственный ответ на этот вопрос – личным примером. В Деяниях святых апостолов говорится, что те, кто окружали христиан, говорили: посмотрите, как они любят друг друга, и хотели того же, и они задавались вопросом: а почему мы не можем так относиться друг к другу? Глядя на современных христиан, окружающие понимают, что они ничем не отличаются, только все время пристают со своей Церковью, со своими постами, представлениями. Особенно, когда мать и сын. А где же эта мать раньше была.

 

- Часто мать говорит, что она сама была невоцерковленной, не понимала…

 

- Вот и подожди теперь. Представим себе: человек не вскапывал землю ни осенью, под зиму, ни весной, а в апреле появились сорняки и превратились в мае в чащу, и он вдруг спрашивает: где же урожай? А что ты сделал для того, чтобы выросли помидоры или репа? Твое дитя. Ты родил его от кого хотел. Получил то, чего хотел.

Господь имеет промышление о каждом человеке, чтобы спасти, привести в сознание Истины. Ты можешь только немного этому посодействовать, например, если твое дитя заинтересуется или спросит. Главное – давать ему пример собственной христианской жизнью: «моя мама, она самая добрая, самая разумная, она самая любящая, умная, щедрая, начитанная». С кем не сравню, она всех лучше, а откуда у нее все это, если она дочь простого колхозника. Да потому, что она церковный человек. Тогда вопрос не будет стоять, каждый захочет вслед за мамой. Если и папа такой, то ребенку «обеспечена» воцерковленность. Все хотят быть, как папа или как мама. Если же у папы уродливое поведение, то ребенок это понимает. Другого ничего не было изобретено. Для этого недостаточно прочитать какую-то особую молитву, это особый педагогический труд, рассчитанный лет на пятнадцать. Труд преодолевать дурные черты характера, которые уже заложены в ребенке, требуется огромное количество терпения, любви. Да, это очень трудно, но и картошку вырастить тоже очень непросто…

 

- Вопрос телезрителя: Когда я понял, что мой нательный крестик католический, то купил в храме православный. Хотел бы узнать, почему православный нательный крестик восьмигранный? На православном кресте ноги и руки Спасителя прибиты четырьмя гвоздями, а на католическом - ноги Его перекрещены и пробиты одним гвоздем?

 

- Как Вы считаете, крест, который на мне католический или православный? сколько на нем граней, как Вы выразились?

Десятки старинных крестов, созданных в Западной Церкви, где ноги не переплетены. Это что-нибудь меняет? Более того, по исследованиям Туринской Плащаницы научно доказано, что ноги Спасителя были прибиты одним гвоздем.

Разве это что-то меняет в нашей христианской вере. Просто, есть западная и восточная традиции. Обратите внимание на облачения православного духовенства, где изображены совершенно равносторонние кресты.

Можно прочитать немало книг по истории Церкви, где глубоко рассматриваются подобные вопросы, есть и замечательная книга о формах креста. В разных музеях устраиваются целые выставки.

В храме, где мы служим с отцом Александром, есть крест восемнадцатого века, где перекладина расположена в обратную сторону, и каждый сотый человек это замечает и подходит нам рассказать об этом с круглыми глазами. Для мужика, который вырезал этот крест четыреста лет тому назад в вологодской деревне, право-лево не имело значения, он был как ребенок, который может написать букву «я» в обратную сторону. Для его веры это не имело значения, это проблема только для современных фарисеев.

 

- Вопрос телезрителя: Святая Матрена предсказывала отдельным людям то, что должно с ними произойти, значит у человека есть судьба, и будущее его предопределено? И изменить его никак нельзя?

 

- Не знаю. Знаю только, что когда святые предсказывают, что будет, обычно они говорят: если ты не перестанешь делать то-то и то-то, произойдет то-то и то-то.

Надо также учитывать, что одно, как сказала сама Матрона, другое, как это понял человек, которому она говорила и третье, кто и как это записал. Нельзя совершенно без всякой критики верить печатному слову, особенно с тех пор, как у нас появилась свобода слова.

 

- Псалтирь – это все же пророческая книга? Каким образом тогда события, которые должны были произойти много лет спустя, были известны псалмопевцу?

 

- Псалмопевцу они известны не были, но были известны Духу Святому, Который также является автором этого произведения.

 

- Дух Святый ведает, что будет?

 

- Дух Святый не ведает, что будет, для Него нет слова «будущее». Дух Святый знает книгу Бытия как автор, от начала и до конца. Поэтому, когда псалмопевец был в Духе Святом, Тот мог ему это поведать, а тот уже изобразил в поэтической форме.

 

- То есть, можно сказать, что Книга Бытия уже существует – от начала и до конца?

 

- Разумеется. Как Ефрем или Исаак Сирин пишут о духовной жизни, а мы в их писаниях узнаем самих себя. Это же не значит, что они знали, что вот в таком-то веке, в Москве будут два таких священника, и они пишут про нас.

Есть такие прихожане, которые обижаются: Вот Вы, батюшка, про меня сказали в проповеди. Прости, пожалуйста, это я про себя сказал. Есть различия между мужчиной и женщиной, но законы души одинаковы. Говоришь про себя, а думают – про него. Вот и весь ответ.

 

- Евангелие было обращено к тем, кто тогда окружал Христа, а мы узнаем себя.

 

- Мы ведь тоже часть человеческого рода. Все человечество – это единый организм, поэтому нет ничего удивительного.

 

- Вопрос с сайта: Как побороть свою раздражительность, часто перерастающую в гневливость? Нападаю на мужа с кулаками, царапаюсь, после первой беременности стала сильно сквернословить. Знаю, что все мои действия – страшный грех, но это меня не останавливает.

 

- Давно пора к психиатру. Это уже свойство психики или нервной системы. Это уже неадекватное поведение. Но поскольку человек понимает неадекватность, то надо полечиться.

 

- Вопрос с сайта: С какого возраста ребенку можно рассказывать о существовании бесов, чтобы не повредить его душе, и надо ли это делать?

 

- Дело не в возрасте, а в том, когда в этом возникает необходимость, и когда психика ребенка к этому готова, иному и в пятнадцать лет не стоит. Чем дальше длится детство человека, тем он счастливее, и дольше проживет. Душа ребенка открыта, чиста, и Господь его хранит.

Когда ребенок проявит интерес сам, можно отвечать, но кратко, не сгущая краски, без всякого нажима. В Евангелии тоже говорится о бесах, но «удельный вес» того, где говорится о Христе и апостолах, притчей о спасении гораздо больше.

Некоторые люди предпочитают больше говорить об антихристе, чем о Христе потому, что не любят и не понимают Христа.

 

- Вопрос с сайта: В русском фольклоре, сказках часто бесы представлены смешными или добренькими, не пугающими. Полезно ли такое представление для детей?

 

- Нет. Лучше такую тему обходить. Когда ребенок взрослеет, он будет сам задавать вопросы. Нельзя бороться с привычкой ребенка задавать вопросы. Обычный взрослый говорит: отстань, надоел, вырастешь, узнаешь. Это неправильно, они не должны лениться объяснять. Ребенок должен смотреть на мир глазами мамы и папы, иначе на его вопросы будут отвечать мальчишки из подворотни.

 

- Но бывает так, что родители наоборот бояться навязать ребенку свое мнение, задавать его индивидуальность, чтобы не получилась их собственная копия.

 

- Никаких копий быть не может, ведь это совершенно иной человек. Кроме того, дети получают информацию не только от родителей, но и от учителей в школе, из обсуждений со сверстниками, через музыку.

 

- Вопрос телезрителя из Свердловской области: Как правильно вести себя болящему, если он не может ходить в храм?

 

- Надо быть очень вежливым по отношению к тем людям, которые за ним ухаживают, быть ненавязчивым, терпеливым и за все благодарить.

Можно время от времени приглашать священника домой. Очень многие люди не могут ходить в храм. Среди моих друзей есть такие, которые не могут ходить в храм, и я причащаю их на дому уже тридцать лет.

 

- Вопрос телезрителя: освободит ли человека полная потеря памяти от прошлых грехов?

 

- Нет. Грех уже совершен, и когда душа покинет тело, вспоминают все грехи. Наша память на земле зависит от сосудов головного мозга, а когда душа отойдет от тела, ни от каких сосудов не зависит и все помнит.

 

- Как покаяться такому человеку в грехах, если он их не помнит?

- Никак. Так и умрет во грехах, надо было думать раньше. Неутешительно?.. что же делать…

 

- Бывает, приглашают причастить старенькую бабушку и говорят: только она уже ничего не понимает и ничего не помнит, Вы уж причастите ее как-то так, без исповеди.

 

- Вовремя пригласили… В Одессе есть поговорка: «Как-то так заплатил, как-то так и доедешь»… очень мудрая поговорка.

Врачи «скорой помощи» тоже часто говорят, что вызывают их в три часа ночи, а боли начались еще в пять часов вечера. Спрашивают: где же Вы были. Отвечают: думали как-то так пройдет. Или: он говорил, что не надо. И часто бывает, что спасти уже нельзя, слишком поздно. А можно было и спасти, довольно простая нужна была операция.

 

- Вопрос телезрителя: Можно ли женщине в критические дни посещать храм, поклоняться  святыням? Если нет, то почему?

 

- Можно и храм посещать, и поклоняться святыням. Существует традиция, идущая от Ветхого Завета, что нельзя прикладываться к святыням, а поклоняться можно. Также нельзя в этот период причащаться, это пауза для Святого Причастия.

 

- Вопрос с сайта: имеет ли значение, кто первым идет ко Святой Чаше, ко кресту после окончания богослужения? Если да, то какое, и почему такое разделение существует в наших приходах?

 

- Существует оно для удобства. Сначала причащают младенцев, чтобы не кричали, не суетились, а потом – все остальные.

По идее должно быть так: старцы, старицы, мужчины, женщины, отроки, отроковицы, младенцы. И если будет так, то будет уважение к старшим.

 

- Вопрос с сайта: После того, как я стал веровать и молиться, друзья и знакомые стали относиться ко мне хуже, а мой бывший одноклассник пожелал, чтобы душа моя стала грешной, хотя я ничего плохого ему не сделал. Почему так происходит?

 

- Все очень понятно. Каждый человек ищет себе друга в соответствии с тем мировоззрением, что у него есть, и когда он видит, что у друга стал совсем иной взгляд на мир, его это не устраивает. Бандит с бандитом, шахматист с шахматистом, музыкант с музыкантом – это очень естественно. Человек осуждает: богатый презирает бедного, бедный презирает богатого. На человека очень влияет среда, в которой он живет. Даже в одной семье, как сказал Христос, двое на ложе, один берется, другой оставляется.

Все люди горды, гордость проявляется в том, что все хотят, чтобы все были, как я. Так хотела советская власть, чтобы все были одинаковы, если человек начинал думать иначе, это было очень неудобно для органов власти.

Когда человек приходит к вере, все старые друзья отпадут – говорить не о чем. Единственное, о чем можно говорить – о той сфере деятельности, в которой он участвует, обо всем остальном абсолютно дикие представления: смешение всего и вся, да еще занятие - ругать нынешнюю власть.

 

- Вопрос телезрителя: Дело в том, что я только пришел к вере и начинаю узнавать о ней, и мне непросто самому изучать Евангелие. У меня возник вопрос, который не позволяет мне двигаться дальше: зачем Богу надо было создавать все это? Зачем Он все это затеял? Землю, мир, человека? Получается, что Он задумал историю, которая движется как-то совсем не так, и зачем тогда все это было надо - непонятно.

 

- А мне понятно. Вот я сижу перед вами и радуюсь, потому что мне понятно. Человек не понимает от невежества. Вы только начали узнавать, вот и узнавайте, и спросите у самого Бога, зачем Ему это было надо. Вот мне Бог давно ответил, но это наши с Ним отношения, которые касаются только Его и меня. Вы обязательно спрашивайте Бога сами, и тогда к Вам придут нужные люди, нужные книги, кинофильмы, важные именно для Вас. Вам надо еще много потратить усилий, чтобы это узнать.

В рамках нашей передачи я не смогу ответить на такой вопрос, здесь нужна целая лекция. Если ограничиться одной фразой, я могу сказать так: Бог – «существо» творческое. Как поэт не может не писать стихов, так и Бог-Творец не может не творить этот мир. Пока ограничусь этим.

 

Одна женщина говорит другой: и зачем ты рожаешь детей? Причем, сама она никого не родила…

- И причем говорит это с осуждением. Нет, чтобы смириться: раз рожает, значит ей это зачем-то надо. Причина в той же гордости, она вовсе на старается понять другую, здесь все то же: хочу, чтобы было по-моему. Чтобы что-то понять, необходима известная доля смирения.

 

- Вопрос с сайта: В юности бросил детей своих, а сейчас, встав более взрослым, хотел бы общаться с ними. Только вот не знаю, надо ли им это, они меня не знали всю свою жизнь.

 

- Это вопрос не ко мне. Отвечать надо самому. Да, реакция детей может быть разной. Но решать надо самому. Почему такая беспомощность?

 

- Вопрос телезрителя из Омска: В ответах на вопросы Вы, отец Дмитрий, часто прославляете женщин, говорите, что мужчины трусливы, не могут содержать семью, боятся ответственности. Но если в семье отец, который не пьет, не сквернословит, ходит в Церковь. Сейчас я встречаю много таких мужчин, а вот женщин много вижу, таких, которые, например, курят рядом с ребенком и так далее. Хотелось бы, чтобы Вы в своих ответах не сильно унижали мужчин, которые ведут себя лучше женщин.

 

- Я не говорю, что их мало, допустим их 100 тысяч, тех мужчин, которые прекрасно себя ведут. Это много или мало? Много. А сколько этого не делают? 70 миллионов. Вот и сравните.

Я говорю о том, с чем меня сталкивает жизнь. И ловлю Вас на слове, дорогой Женечка, Вы сказали, что мужчины «тоже участвуют в воспитании детей». Женщины должны участвовать, а воспитывать должен мужчина. Участвовать недостаточно, ответственность за воспитание своих детей лежит на мужчине. Спросите об этом у любого мусульманина, жителя Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии.

У нас мужчины сами курят, и сыновья у них курят с десяти лет. Мы стали самая курящая страна в мире. Я очень много знаю таких, которые курят – десятки сотен, и миллионы тех, которые курят.

В мечети на коленях десятки тысяч мужчин стоя на коленях перед Богом, у нас в церкви мужчин от силы 10%, остальные – женщины. Мы очень отстали. Я говорю не для того, чтобы унизить, а потому что мне обидно за мужчин. Наши предки освоили великую страну, выиграли все войны, а сейчас некого в армию призывать, все выкурились и спились. Хотя знаю прекрасных ребят из «Вымпела» и «Альфы», но в процентном отношении разве их много?

Я очень рад за Вас, что Вы справились, стали участвовать в воспитании своих детей, но теперь надо брать все в свои руки. Мужчина должен быть главой семьи, который все процессы ведет в доме: и  хозяйство, и воспитание, и образование, и свадьбы своих детей. Это мужчины. А наши мужчины заставляют своих жен делать аборты или гонят их на работу, подобно верблюду, словно у нее мало домашней работы. Отрывают женщину от дома, от детей. Что такое детский сад? Зоопарк для моих детей?

Вы затронули больную для меня тему, но я не со зла, я немножко за русскую историю и знаю, что такое русские богатыри. У меня даже есть друзья русские богатыри, но это единицы, остатки, а таким должен был быть весь народ.

 

Гость передачи: протоиерей Дмитрий Смирнов.

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать