Беседы с батюшкой. Православный юмор

1 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма Вознесение Господне, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской Митрополии. Передача из Екатеринбурга.

 

- Продолжается Неделя шестая Великого поста, приближается время встречи самого главного праздника христианской Церкви – Светлого Христова Воскресения. Но сегодняшний день – 1-е апреля, называемый днем смеха или днем дурака, возможно, смутил православных верующих. Давайте поговорим об этом дне, как к нему относиться православным христианам?

- На самом деле, совершенно не до смеха. Этот день 1-е апреля, так называемый день дурака, не просто так назван, и смеяться не над чем. Мы живем Великим постом, в ожидании Праздника праздников - Светлого Христова Воскресения. Для православных христиан это не простой праздник - в нем заключен весь смысл нашей веры и смысл нашей жизни. Месяцеслов 1869 года содержит в себе следующую информацию: «Воскресение Христово – воскресный день, первый день недели, когда воскрес Христос в 33 году, это был день 1-е апреля». Мы не будем затрагивать сейчас тему о календарных подвижках и ошибках, просто примем к сведению это свидетельство и попытаемся развить эту мысль.

Для одних людей 1-е апреля – день дурака, для других - день, в который воскрес наш Бог, день, в который произошло спасение человечества. В Евангелии мы читаем, что воины, которые охраняли гроб распятого Иисуса Христа, не видели и не чувствовали того, как произошло воскресение, но они были первыми его свидетелями: гроб был отверст. Они рассказали об этом своему руководству, которые в свою очередь, поведали первосвященникам-христоненавистникам, от которых воины получили деньги, чтобы они или умолчали, или лжесвидетельствовали о том, что произошло у гроба в день Воскресения Христа. Можно соединить эти два события: лжесвидетельство, которое началось в тот день, нынешний день смеха и день дурака, и поговорку «1 апреля – никому не верю», которая является попыткой насмешки и неверия в то, что Христос воскрес. Мы верим, что Христос воскрес, и благодаря нашей вере сами становимся сопричастниками Его воскресения. А смехотворством, шутками и розыгрышами в этот день мы входим в число тех людей, которые не верят в воскресение Христа. Соединим две даты – 1-е апреля 33 года и 1-е апреля любого нынешнего года, когда устраивается шоу и балаган, и увидим слово, обращенное к нам, христианам: «Вы с кем? Вы верите во Христа?».

Нужно серьезно отнестись ко всему, что будет происходить в сегодняшний день, благо начался он с Литургии Преждеосвященных Даров. На человека, который старается быть ближе к Церкви, ближе к Христу, и на веру, которую мы должны нести как нечто самое дорогое, одурачивание 1-го апреля не подействует. Мы бережем свои глаза, чтобы в них не попал песок или пыль, надеваем очки, чтобы не опалило солнцем, потому что понимаем, что со зрением хорошо, а без зрения – очень плохо. Наша вера в воскресшего Христа – это нечто более дорогое, чем глаза, и нужно беречь ее от плевков, пыли, чтобы не быть ослепленными тем непотребством, которое сейчас предстает перед нашими глазами. Вот об этом хочется сказать в день всеобщего смеха, при этом не исключая и не перечеркивая утешения, которые могут быть в жизни христианина, в том числе, связанные с весельем, юмором. Но всему свое время, и всему свое значение. Тот смех, который мы видим по телевидению, обнажает пустоту: люди смеются не о чем, а смеха ради.

Любой христианский праздник – это глубоко осмысленное событие. Воскресение Христово –основание, на котором держится христианство. Праздник Лазарева суббота -для кого-то ни о чем не говорящее название, а для христианина – воскресение четырехдневного мертвеца, праведного Лазаря. Это не просто день, когда Уставом разрешается рыбная икра, но день, погружаясь в который, мы познаем, что может сотворить Бог из любви к человеку, чтобы поделиться этой любовью с человечеством. Праздник Вербное воскресенье не просто повод наломать вербы и освятить в Церкви, за этим праздником стоит Вход Господень в Иерусалим. Перечитывая страницы Евангелия, посвященные этому событию, мы не только представляем, что происходило вокруг Царя небес и земли, входящего в Иерусалим, но то, что свершалось в душе Богочеловека Иисуса Христа, входившего в город на страдания ради людей, которые сейчас приветствуют Его и ликуют, а назавтра будут говорить: «Распни, распни! не имеем другого царя, кроме кесаря». Об этом мы размышляем, и для нас этот праздник – колоссальный пласт мыслей, утешений, свидетельств о нашем Боге. Можно взять любой день грядущей Страстной седмицы или дальнейшей Светлой недели – все они имеют глубочайшее основание, глубочайший смысл, и мы радуемся, веселимся, поздравляем.

Когда наступает Пасха, много веселого и доброго приходит в наш быт и общение, но у христианина это все наполнено смыслом и содержанием. А смех, который окружает нас в эти дни, - это ширма, закрывающая пустоту. У христианина нет этой ширмы, потому что он наполнен смыслом. В мире, лишенном глубины и понимания, смех - это попытка убежать от уныния, убежать от себя, и кто-то убегает через пьянство, кто-то через погружение себя целиком и полностью в работу, профессию, искусство. Для определенного слоя людей определенной культуры смех является попыткой убежать от самих себя, сжечь свое время, чтобы не оказаться наедине с собой и не поразиться внутренней пустоте. Для христианина смех, юмор – это всего лишь одна из граней многогранной человеческой жизни.

- Есть такой стереотип, что в храме находятся всегда люди хмурые, не улыбающиеся, для которых что-то веселое, добрые шутки – это нечто запрещенное, что смех непозволителен христианину. Так ли это? Насколько юмор уместен в церковной среде?

- С одной стороны, это действительно так. По крайней мере, когда мы находимся в богослужебном сакральном пространстве храма, смех абсолютно неуместен. Ни в богослужебном чинопоследовании, ни в Уставе мы не находим, что нужно смеяться, но встречаем следующее: встают на колени, воздевают руки, совершают поклоны, обращаются друг к другу. В описании Пасхального богослужения в определенный момент, когда поются стихиры «Радостью друг друга обымем», написано «протопоп выходит к прихожанам и целует их в уста» - вот о таком выражении радости говорится. О смехе же не говорится нигде: нет смеха в богослужебном пространстве. Как в музыке есть гармония, красивое, стройное пение, а есть вопли бесчинные, так и смех: в одних случаях он может быть утешением и радостью, например, когда мы смотрим, как полуторагодовалый малыш надевает мамины туфли и пытается в них топать, подражая маме. Человек умилится и озарится от того, что он видит, улыбкой умиления, даже оттенка греха усмотреть в такой улыбке невозможно. Бывают курьезные ситуации, которые видишь или о которых читаешь, от них рождается радость, выраженная в эмоции смеха. Но есть и обратные ситуации: к примеру, кто не переживал в школе ситуации, когда собирается группа сильных, находит слабого и над ним смеются. Такие дети находят повод для общения и дружбы в объединении против кого-то, чтобы смеяться и унижать насмешками другого человека - это зло из зол. Это то, что впоследствии (когда человек становится взрослым) рождает хождение по головам, унижение друг друга, кровопролитие, обман и все прочие страсти человека.

- Вопрос телезрителя: «В любом священном труде есть Божественное откровение и есть то, что привносит человек - человеческое творчество. В Евангелиях от Матфея и от Марка последние слова Христа «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?», в Евангелии от Луки - «Отче! в руки Твои предаю дух Мой», в Евангелии от Иоанна, который единственный присутствовал при смерти Христа, фраза «Совершилось!». Последние слова Христа описаны у евангелистов по-разному. Где грань между Божественным откровением и человеческим творчеством?».

- Я бы не стал относить разночтения евангельских повествований к человеческому творчеству апостолов. Они писали то, что видели, слышали, что каждому в большей мере запомнилось. У одного евангелиста говорится об одном бесноватом в стране Гадаринской, у другого – о двух. Последние слова Христа написаны по-разному, но это не означает, что Он произносил разные слова, или что они были придуманы. И те, и другие произносились, звучали, просто у каждого евангелиста на сердце запечатлелось в большей мере одно или другое восклицание. Поскольку Писание богодухновенно, мы не говорим, что это писал человек Матфей или человек Иоанн. Бог положил на сердце каждому из них сохранить в записанных словах то свидетельство, которое полезно в контексте всего предыдущего повествования, будет потом прочитано, услышано и усвоено теми людьми, которые будут читать повествование этого евангелиста. Дух Святой полагал на сердце каждого из апостолов, на чем сделать акцент, где поставить эту черту, для того чтобы совершить дело спасения людей, которые, читая Евангелие, должны понять смысл, а не полноту картины. Если бы важна была полнота картины, Бог оставил бы нам фотографию распятия, где мы бы увидели подробности. Не столь важна детальная точность передачи слов, движений, персонажей, сколь важен смысл, который мы должны уразуметь, читая скупые строки о том, что происходило.

Безусловно, есть грань человеческая: Господь – Богочеловек, и апостолы не небожители, которые ходят и передают, как электрические провода то, что им сказал Бог. Они остаются людьми, в них присутствует свой эмоциональный окрас, отражаются элементы собственного жизненного опыта. Где-то видно, что это пишет рыбак, у апостола Павла видно, что это пишет богослов, человек тончайшей культуры и высочайшего образования. Все это есть, но самое важное, что эти человеческие оттенки не мешают Богу передать через этого человека свидетельства об истине и о спасении.

В современной практике работы с наркозависимыми когда наркоман приходит в реабилитационный центр и просит о помощи, очень важно, чтобы его встречал не просто доктор в белом халате или высокообразованный психолог, но хорошо, если в месте первичного приема будет человек, который сам когда-то был наркоманом, сам прошел через ту беду, в которой находится посетитель. Тогда эти люди находят контакт, и пришедший понимает, что с ним разговаривает не теоретик, а человек, понимающий, что такое наркотик, ломка, беда, в которой он оказался, они разговаривают на одном языке. Простые слова необразованного человека, прошедшего через горнило страсти, слышатся, и убеждают пришедшего в том, что необходимо идти на реабилитацию.

Подобное и здесь. Бог не высек, как Моисею, слова на камне и не сказал: «Читайте», Он высек слова в сердцах апостолов, у которых были свои страсти и свои сомнения. Мы помним про падения апостольские, их маловерие, непонимание того, Кто есть их Учитель. Потом, по сошествии Святого Духа, их человеческое существо, освященное благодатью Духа, передает от них, некогда погибавших, нам, погибающим ныне, слово спасения. То, о чем свидетельствуют апостолы в Евангелии, - это слово спасения от человеков-апостолов, переданное нам, современным людям. Поэтому то, что там есть разночтения и, многообразие, нам только в укрепление и утешение.

- Вопрос телезрителя из Санкт- Петербурга: «Человек в одно время читал очень много религиозной и философской литературы, и сейчас в его голове все перемешалось. Сначала он пытался жить, соединяя в себе все учения, но потом понял, что так нельзя, но сейчас не получается выбрать единственный истинный путь для себя: мучают страх и сомнения по поводу выбора учения. Человек хочет открыть в себе Бога, но не получается в силу страха, барьеров, и это его удручает».

- Книга сегодня во многом стала нашим учителем. Как сказал один замечательный современный проповедник, с одной стороны, книга – это наше богатство, с другой, некое свидетельство оскудевания в богообщении. У Моисея не было книги, он разговаривал с Богом лицом к лицу. Авраам книг не писал и не читал, общаясь с Богом. Когда наступало оскудевание, и человеку становилось понятно, что некому будет во втором и следующем поколении засвидетельствовать о тайне богообщения, он брал в руку перо и начинал записывать, так появлялись книги. Священное Предание - это многообразие того, что пережили апостолы (если мы говорим о новозаветных временах), с чем они соприкасались, а Священное Писание – всего лишь маленькие книги, в которых точным образом засвидетельствовано то, что нам необходимо знать. Когда человек начинает знакомиться со Священным Писанием, святоотеческим наследием, творениями богословов XIX – XХ веков, происходит нагромождение, и непонятно, что с этим делать. Применять сразу все не надо. Очень хорошо, когда у человека есть возможность не просто читать книгу, а встретиться с живым человеком-книгой, который является носителем Предания и живет в том духе, который рождает записываемое в книге.

Приведу интересный пример из жизни преподобного Силуана Афонского, который жил полноценной духовной жизнью монаха в монастыре и сподобился божественных откровений. Однажды посетил этот монастырь некий ученый муж, западный богослов, который прочитал библиотеки книг. Он слышал и знал, что в православных монастырях есть удивительные библиотеки, в которых собраны творения древних и современных святых отцов. Этот богослов приезжает в монастырь, попадает в библиотеку и видит, что там фолианты, в которых изложена необыкновенная высота мысли. Он выходит из библиотеки и видит монахов, живущих в монастыре, которые находятся на послушаниях: кто на кухне, кто землю копает, кто фрукты собирает, кто маслины давит. У него возникает несоответствие: эти книги, в которых высота блестящего богословия, и монахи, которые ходят грязные. Он думает о том, что, может, эти книги нужно передать в Европу, в библиотеки, где с ними смогут знакомиться «высокие» люди. В недоумении он задает отцу Силуану вопрос: «Ваши монахи всё это умеют читать? Они понимают, что у них здесь лежит?» На что преподобный Силуан отвечает примерно таким образом: «Да, наши монахи читают эти книги, они их понимают, и скажу более, что если сегодня этих книг не станет (пожар их унесет), они заново напишут все эти книги, потому что живут тем самым духом, которым писались все эти богословские трактаты. Они являются носителями этого духа».

Ответом звонившему телезрителю, который не знает, как применить все прочитанное, может быть встреча с человеком, подобным старцу Силуану Афонскому, святителю Феофану Затворнику, святителю Игнатию Брянчанинову, из более близких нам по времени святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому (Максимовичу). Нет сомнения в том, что сегодня есть люди, которые являются полноценными носителями этого духа. Такой носитель может находиться не на Афоне и не в далеком монастыре, а может жить и трудиться в Петербурге. Это будет тот человек, которого Господь поставит между Собою и вами, и через которого Он ответит вам. Бывает полезно находиться с таким человеком в одном храме: не обязательно напрашиваться на беседу с ним, можно внимательно послушать его проповедь или помолиться вместе с ним за Божественной литургией, если это священник. Божественная благодать передается от сердца к сердцу, от уст к устам. Общение с таким человеком поможет Вам применить огромное число знаний, пока еще не оживших для Вас, расставить их по полочкам, а ненужное оставить в стороне, чтобы оно не беспокоило ум и сердце. Общение с ним поможет тому, чтобы открылись смысл и глубина тех слов, которые полезны и спасительны для вашей души. Вот такая встреча с человеком может дорогого стоить. Вам надо поискать, помолиться Богу, чтобы Он помог найти этого человека. В пригороде Ленинграда, в селе Вырица, жил схимонах Серафим, и скоро наступит день памяти святого Серафима Вырицкого. Может быть, сегодня в вашем городе или пригороде есть такой человек. Помолитесь, посоветуйтесь с уважаемыми священнослужителями, возможно, у вашего порога тот, кто откроет вам дверь в мир духовной жизни - и это уныние, это недоумение разойдется.

- При храмах, монастырях существуют общества, которые изучают Священное Писание, Новый и Ветхий Заветы, организуются тематические встречи. Может быть, человеку, который запутался, искать не духовного отца и наставника, а искать таких же, как и он, молодых, активных?

- Искать нужно, но при этом не надо терять головы, а нужно советоваться с духовником, потому что на полках наших магазинов много не только полезных товаров, но и суррогата, к чему не нужно даже подходить и пробовать. В общении людей есть много полезного, нужного, таких источников, откуда пьешь и насыщаешься. Надо быть внимательным и не попасть к лжеучителям, есть много модернистских движений, высоких красноречивых богословов, которые своим красноречием могут увлечь и увести человека совсем не туда, а в большую путаницу мыслей, оторвав от реального духовного живого Предания. Бог – Слово, и богослов это не тот, кто красиво повторяет слова, прочитанные где-то, а человек, который этим словом живет, который молится Богу. Главная наша богословская школа – это Божественная литургия, за которой мы предстоим перед Богом Словом. Чтобы не уйти в схоластику, надо быть аккуратным с собраниями людей, понять, учат ли они тому, что полезно, или там собираются модернисты, которые наизусть выучивают столько, что вряд ли это полезно для души. Учиться – нужно и читать – необходимо, христианину нужно образовываться, но как в магазине нашим проводником является здравый смысл и чтение этикеток, так в мире учения такой инструкцией является пастырь Церкви, духовник, который поможет в том, чтобы за мудрствованиями и учениями человека не унесло от Христа.

- Вопрос телезрителя: «Недавно перечитывал творения святителя Игнатия Брянчанинова и прочитал следующее: «Никакие добрые дела не могут искупить из ада душу, не очистившуюся от смертного греха…Покаяние человека, пребывающего в смертном грехе, тогда только может быть признано истинным, когда он оставит свой смертный грех». В связи с этим у меня вопрос, какие грехи считаются смертными в Православии? Если с такими грехами, как убийство, воровство как-то можно бороться, то с гневом, завистью - невозможно, грешим мы этими грехами постоянно, каемся на исповеди, но они, к сожалению, повторяются».

- Если обобщить, смертный грех - тот, который убивает душу, тот, привычно совершая который, человек становится неспособным к Богообщению, к жизни с Богом. Есть правила, основы жизни, Богом установленные. Он создал жизнь и указал те правила, которые ее поддерживают: не убивай, потому что, если убиваешь - уничтожаешь жизнь; не прелюбодействуй: если прелюбодействуешь - разлагаешься сам и разлагаешь того, с кем это делаешь, уничтожаешь закон жизни. Бог сказал: «Плодитесь и размножайтесь» и благословил мужчину и женщину, благословил семью, но не людей, которые совокупляются и разжигаются друг на друга удовольствия ради. Если ради удовольствия, то, значит, не ради продолжения жизни и не ради того, чтобы эта жизнь приобрела общение с Богом. Идолопоклонство, ворожба – прямое общение с духами злобы поднебесной - это тоже смертный грех, потому что духи отнимают у человека Бога и заменяют его идолами. Чревоугодие в числе смертных грехов не упоминается, но, тем не менее, служа своему чреву, человек также уходит от Бога, пусть и не так далеко, как убивая или прелюбодействуя. Если человеком обладает, к примеру, страстью винопития, о каком Богообщении может идти речь? Можно называть любую страсть: сребролюбие, зависть, самолюбие, гнев - любая их них, развиваясь в человеке до определенных размеров, становится смертной, потому что уводит его от Бога – источника жизни - к смерти.

Мы исповедуемся, каемся, но порой эти страсти от нас не уходят. Важен вектор устремленности человека. К примеру, сегодня человек стоит у аналоя, проливает слезы, искренне раскаивается в том, что пусто проводит свое время у телевизора и о Боге вспоминает один раз в неделю - в воскресенье, когда оказывается у аналоя. Но завтра приходит домой, очень быстро враг его зацепляет, и он снова возвращается к тому, в чем каялся. Мы не можем знать, будет ли такой человек обращен в вечную муку, но знаем, что если сейчас, перед аналоем и Евангелием, страдая от мучений своей совести, он умрет, Бог примет его так, как будто он не совершал этот грех, потому что он в нем кается, плачет, просит прощения и искренне желает больше его не повторять. Человек продержался день, а на второй сломался, но в день, когда он держался и не согрешал, Господь принимает его труды: он боец, который в скором времени, может быть, снова упадет, но сейчас он боец. Чем больше будет увеличиваться время борьбы и сокращаться время падения, тем больше надежды на то, что Бог примет покаянные, исправительные труды этого человека, и падение, которое за этим последует, примет как несуществующее.

Мы только что пережили Неделю преподобной Марии Египетской. У нее было множество смертных грехов, которые она совершила и которыми потом ужасалась, как и мы, когда слышим о них сейчас, тоже ужасаемся. Вот если бы она умерла в тот день, когда принесла покаяние, и не было бы этих десятилетий в пустыне, спас бы ее Бог? Думаю, что спас, свидетельством чему был тот факт, что Господь допустил ее до Креста. Дальше Господь дал ей возможность совершенствоваться, провести время в борьбе и выйти из этой борьбы победителем.

Когда мы приносим покаяние и отходим от Креста и от Евангелия, мы должны быть подобны преподобной Марии: из храма Иоанна Предтечи она сразу пошла к реке Иордан для того, чтобы перебраться через нее в пустыню и выйти на путь борьбы. Она не знала, что будет победительницей, преподобной Марией Египетской, но бежала от своей страсти, искала Христа, хотела принести благодарность Богородице, Которая за нее заступилась. Сколько раз она падала в отчаянии, столько раз Господь ее воздвигал. Не было там телевизора и других искушений, а если бы были, может, она бессильно падала перед ними, но Господь воздвигал ее ради того вектора устремленности к Нему, который был у нее в сердце. Что нам делать с нашими страстями? На всякое время, на всякий час обращаться к Христу. Без Него мы не можем творить ничего, своими силами мы дня не проживем без греха. Преподобный Силуан Афонский говорил: «Если бы Матерь Божия не укрепила меня, то горел бы я ныне в геенне огненной». Нужно понуждать себя, подниматься, не отчаиваться, согрешил – принеси покаяние сегодня, не откладывая на завтра, и не только словами, написанными в молитвослове. Человек может сохранить себя, а может пасть, чтобы возненавидеть себя падающего и обратиться ко Христу. Все это можно познать только опытным путем.

Все, о чем пишет святитель Игнатий Брянчанинов, не теоретические рассуждения, а опыт его жизни: это он падал, он видел свою немощь человеческую, и это он всякий раз восставал; это он учился у святых отцов, которых читал в Патериках, и потом сам излагал в своем «Отечнике». Приобретайте ваш опыт жизни, учитесь, спотыкаясь - поднимайтесь, из этого состоит наша жизнь.

- Вопрос телезрительницы: «Каково Ваше отношение и отношение Православной Церкви к старцу Рафаилу (Берестову) и к его группе?».

- Отец Рафаил – человек, живущий в монастыре, который принял монашеский постриг, молится Богу и оценивает существующую сегодня в мире и в России ситуацию, преломляя увиденное и услышанное через опыт своей жизни. Он дает оценки политическим и духовным событиям, политическим и духовным деятелям. В его свидетельствах боль, искренние переживания за мир, за Россию, за каждого отдельно взятого человека, за те печальные факты, которые мы сегодня наблюдаем в мире и в России. Он делает определенные выводы, которые пишет и публикует. В этих выводах есть о чем подумать, но к ним нельзя относиться как к свидетельству Священного Писания или как к истине в первой инстанции. Относиться к ним надо очень аккуратно и бережно. Лично я, читая эти свидетельства, какие-то оценки, которые он дает тем или иным лицам, наблюдаю резкость. К примеру, врач, который обязан точно поставить диагноз, должен изучить вопрос: не только потрогать больное место, не только посмотреть анализ крови и мочи, не только помолиться Богу, но еще и посоветоваться с другим врачом равной квалификации, посмотреть, что об этом пишут коллеги и его современники, узнать, что скажет врачебный консилиум. В этом отношении у нас есть святоотеческое наследие, опыт современных людей, подобным образом переживающих, но видящих ситуацию иначе. Есть Церковь и Церковный Собор. Видеть в людях, которые собираются на Собор, только людей, отступивших от правды и истины, говорить, что оттуда исходит лжесвидетельство - к такому дерзновению я отношусь очень настороженно. Людей, читающих то, что пишет отец Рафаил, я призвал бы внимательно познакомиться и с теми документами, которые сегодня формируются в Русской Православной Церкви на Соборах. Попытаться прочитать не только букву, но и прикоснуться к тому духу, который в них содержится. Почитать ссылки на Соборные постановления и поразмышлять. Не только читать в Интернете творения отца Рафаила, но и посоветоваться с живым образованным человеком, который рядом с вами находится. В творениях отца Рафаила очень много критических и проблемных мест. Он не является мерилом истины, потому отнестись к этому надо бережно и аккуратно.

- В начале передачи мы объяснили значение сегодняшнего дня, христианское отношение к юмору, смеху. Скажите напутствие христианам на предстоящее время.

- Предстоит последняя неделя Великого поста, затем Страстная неделя. Хочу пожелать всем настроиться и пережить эти дни. То, что не успели прочитать, выплакать за время Великого поста, сейчас то время, когда еще не поздно это совершить: и Евангелие почитать, и помолиться на предстоящих службах.

Хотелось бы, чтобы напряжение, которое возникает за время Великого поста, выплеснулось в ликование Пасхи. Пасхальное богослужение - это рай на земле. Все большее значение приобретают праздничные пасхальные крестные ходы. В Екатеринбурге такой крестный ход уже традиционно совершается не один год. Впереди несут огонь, который по милости Божией сходит накануне, в Великую Субботу, и будет принесен в храмы. Приглашаем жителей Екатеринбурга и области 12 апреля пройти крестный Ход от Свято-Троицкого Кафедрального Собора, освятить город таким шествием, призвать Господа нам в помощь.

Я бы призвал жителей всех городов и весей внимательно поинтересоваться тем, где будут происходить пасхальные крестные ходы, и поучаствовать в них. Как грустно бывает, когда в городе с населением в 20 тысяч человек в крестном ходе идут тридцать бабушек-старушек. Где народ Божий? Возьмите ваших детей, друзей и примите участие в этом шествии, в котором присутствует Воскресший Христос: это передается от сердца к сердцу, как язычки пламени в Великую Субботу в Храме Воскресения Христова.

Приглашаю боголюбивых или ищущих Бога, читающих книги, но еще не разумеющих на крестные ходы, чтобы мы были не только в своей малой Церкви - семье, не только в своем приходе, но чтобы мы собрались под одним церковным омофором и прославили Воскресшего Христа.

- Вот уж по-настоящему место и время, где позволительно радоваться и веселиться.

- Где радость не тусклая и фальшивая, а настоящая.

 

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать