Беседы с батюшкой. Заповедь "Помни день субботний"

11 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумен Филарет (Пряшников).

– Тема сегодняшней беседы – почитание дня субботнего. «Чти день субботний» – эту заповедь знаете вы все. О почитании праздников мы будем говорить сегодня. Тема важная, интересная, очень сложная. Казалось бы, все мы очень любим праздники и считаем, что знаем их. Хотя если серьезно задуматься об этом, то, наверное, все-таки мы скорее почитаем их просто как повод, нежели знаем о них. В данном случае будем говорить не только о Рождестве, но и о тех праздниках, которые вообще есть в жизни Церкви.

Первый вопрос: как Вы думаете, почему мы мало знаем о праздниках? И для кого эти праздники: для Церкви или для людей?

– Очень важно понимать: когда человек принимает крещение, становится членом Церкви, он должен с этого момента не просто проявлять внешнюю религиозность, а жить по определенным правилам. В церковной богословской науке это называется «нравственный закон», то есть тот закон, который определяет поведение человека, в том числе и почитание церковных дат, каких-либо событий из жизни Спасителя, Пресвятой Богородицы или святых или вообще из жизни Церкви. Поэтому не случайно, обозначая нашу тему, Вы упомянули одну из заповедей Декалога, то есть тот нравственный закон, который Бог дал людям: почитай день субботний.

Еще раз хочу сказать: мы относимся с особым трепетом не только к каким-то жизненным событиям Спасителя, но также вспоминаем те или иные важные вехи в истории Церкви Христовой… Важно прийти в храм, поставить свечу, подготовиться к участию в таинстве Исповеди или Причастия. Очень важно внутренне подумать о том, что же это за день. В Церкви нет прошедшего времени, в том числе и в церковных праздниках. Это каждый может увидеть, узнать, когда во время полиелея поется «Воскресение Христово видевше». Мы не были свидетелями тех давних событий великого, славного Воскресения Христа из мертвых, но мы до сих пор поем об этом, мы видим это. И каждое церковное событие переживается снова и снова.

Поэтому, конечно, очень важно, чтобы мы заранее дома почитали евангельский отрывок, который раскрывает суть праздника, или, может быть, открыли святоотеческое толкование того, что мы услышим, увидим на богослужении, в чем будем принимать участие. Поэтому праздники, конечно, очень важны и нужны для верующих людей; без них немыслима жизнь. Но праздник – это не просто отпраздновал, посидел за столом. Праздник – это еще когда ты выносишь из него определенный смысл. Понятно, что проходит время, человек что-то забывает, жизнь сглаживает то, о чем надо помнить. А вот эти события Евангельской истории, церковной истории, жизни святых, конечно же, нам очень помогают, как бы приводят на память все то, о чем мы должны всегда помнить как христиане.

– Здесь у меня опять возникает вопрос. Мы знаем (и, в принципе, нам все время священники говорят о том), что мы должны пытаться узнавать больше и больше. Но ведь в Церковь многие пришли в то время, когда просто даже само появление человека в храме было подвигом. И с тех пор мы, наверное, привыкли к тому, что посещение церкви – это некое мое одолжение Церкви: «Я пришел в церковь, какой я молодец!» И мое участие в жизни Церкви такое: купил свечку – уже хорошо.  Постоял на молитве на богослужении какое-то время, потом ушел – ну хорошо, Господь простит. И прочее. То есть мы не ревностны в своем усердии молиться. Мы часто видим, что на причастие подходят далеко не все, то есть кто-то приходит в церковь не для того, чтобы поучаствовать в литургии и причаститься Святых Христовых Таин, а просто это некое времяпрепровождение. Я специально говорю так, чтобы Вы мне пояснили, где здесь грань ревностного служения и богохульства.

– Знаете, я начал бы отвечать на этот вопрос мыслью апостола Павла, который говорит: «Если вы делаете что-то хорошее, доброе, не думайте, что вы делаете что-то сверх того, что должны делать». Это ваша обязанность, это не просто часть жизни, это вся ваша жизнь. Поэтому когда мы погружаемся в историю нашей христианской Церкви, когда  вновь и вновь вспоминаем какие-то события, это не просто стороннее что-то, а все-таки часть нашей жизни.

– Вопрос телезрителя из Воронежа: «Мне недавно удалось побывать в Египте на ветхозаветной горе Синай, где пророку Моисею были даны заповеди. Это Ветхий Завет. Что говорит Господь, апостолы, святоотеческая литература относительно того, как славить день субботний, как его проводить? Что сказано в Евангелии, в Новом Завете про день субботний?»

– Первое, на что нужно обратить внимание: почему день субботний? Потому что у евреев до сих пор календарь соответствует тому, как они жили раньше. То есть суббота – это наше воскресенье в сегодняшнем понимании, в сегодняшнем календаре.

Христиане с первых времен начали собираться по воскресным дням, это написано в Деяниях апостольских. И смысловая нагрузка нового времени, Нового Завета – это, конечно, не день покоя, когда Создатель сотворил мир и покоился от творческих дел. Новозаветное время – это все-таки уже время совсем иной эры, когда Сын Божий стал Человеком, когда Сын Божий умер на кресте ради нашего спасения. Он всегда говорил: «Я на это пришел». Интересные слова! А на что Он пришел? На то, чтобы началось новое время. Поэтому смысл воскресного дня освящен Воскресением из мертвых Спасителя. И в Евангелии, где описываются эти события, написано: «Воскрес в первый день недели» (понятно, что это сейчас у нас понедельник; тогда у них было воскресенье).

Поэтому почитание именно воскресного дня – это древнее апостольское установление. Еще раз хочу сказать: в Деяниях апостольских мы читаем, что на вечерю любви, на преломление хлеба апостолы собирались именно по воскресеньям. Поэтому это стало нашей традицией.

А почему в нашей церковной жизни отмечена суббота? Допустим, посмотрите апостольские правила: в субботу нельзя поститься. Посмотрите, как отмечена суббота. Это день Пресвятой Богородицы, если не ошибаюсь, и заупокойный день. По-моему, даже поклоны нельзя в субботу в определенное время делать. То есть суббота как часть Ветхозаветного учения сохраняется у нас даже по богослужебной практике. А родительские субботы? Тоже некая возвышенность этого дня. Мы освящаем этот день. Но все-таки для нас, христиан, воскресенье – самая наивысшая точка нашей веры.

– Кстати, по воскресеньям тоже нельзя делать земные поклоны.

– Это церковный устав уже.

– Вернемся к теме почитания праздников. Я с особым вниманием отношусь именно к малой Пасхе, то есть к любому воскресенью, потому что в этот день мы приходим в храм с особым чувством, с особым рвением поучаствовать в общем деле. И здесь сложность такая: на протяжении многих десятилетий люди привыкли, что воскресенье – единственный выходной, вроде надо поспать, надо провести его дома, потому что нужно пообщаться. Таким образом, церковь не вписывается в мой (или чей-то) график. Ответим на этот вопрос сразу после телефонного звонка.

Вопрос телезрительницы: «Скажите, пожалуйста, как быть верным в малом, что касается посещения богослужений? Я имею в виду, на каждой службе не получается присутствовать. Как выбрать ту золотую середину, чтобы сделать как положено?»

– Актуальный вопрос, потому что есть масса людей, к сожалению, график работы которых не совпадает с нашим календарным графиком, то есть воскресенье может быть и рабочим днем. Особенно у людей, которые работают по сменам. Поэтому должно быть так: если не можете в воскресенье быть в храме, конечно, мысленно в своем сердце прославьте в этот день Воскресшего Господа. Но когда у вас есть выходной и возможность, то воскресный день как бы перенесите на другой день и в этот день поучаствуйте в таинствах Церкви. Потому что присутствие на богослужении, в том числе и воскресном, для верных во Христа немыслимо без соединения с Его Телом и Кровью.

Поэтому если в воскресенье не получается – выберите другой день, когда у вас есть выходной. В наших храмах литургия служится по два раза, поэтому выберите, пожалуйста, возможность и приходите на богослужение. Допустим, у вас нет возможности завтра присутствовать на двунадесятом празднике, а сегодня вы можете зайти в храм по дороге на работу, поставить свечку или написать записку, помолиться и прославить Господа, Богородицу или святых. Вот это и есть верный в малом – когда ты живешь этим, когда это часть твоей жизни. Когда ты не просто захожанин, или, как говорят, прихожанин выходного дня, а когда богослужение становится неотъемлемой частью твоей веры.

– Когда начинается пост, очень сложно уговорить себя приходить в храм, потому что кажется, что радость богослужения тонет – прихожане ходят в черном, с угрюмыми лицами. Священники в одеянии тоже нерадостном, что называется. Тем не менее в пост людей в храмах становится значительно больше. Объясните мне этот феномен.

– Господь в Евангелии часто сравнивает Себя и Церковь: Глава и Тело. У тела есть члены, внешняя сторона, и есть душа. Наверное, для людей, которые живут внешней стороной, а часто – за оградой Церкви, все это кажется унылым. Особенно на форумах часто пишут: «все у вас так грустно». Если людей фотографируют нечаянно на богослужениях, то все сосредоточенные. Но, знаете, в этом есть доля внутреннего недопонимания того, что происходит. Потому что любое богослужение – это встреча с Богом. Любое слово, сказанное в храме, – это настолько ответственно и настолько важно для тебя!

Смотрите: за окном бывает солнышко, а бывает пасмурно, дождь, снег. Так же и в богослужебной жизни. Есть события, перед которыми мы преклоняем колени, иногда даже плачем. А есть события, когда ликует сердце и не хочется ни о чем думать, как только погружаться в те евангельские слова или в мысли о том, что сегодня увидел, почувствовал, пережил со всей полнотой Церкви Христовой. Поэтому внешнее проявление без внутреннего не имеет никакого смысла. Тогда это действительно будет как заставка, если вы не живете этим и не понимаете, что происходит на богослужении.

– Вопрос телезрительницы из Самары: «Готовишься к причастию, читаешь молитвы, и очень часто повторяется: “во оставление грехов”, “в жизнь вечную”, “попаляя моя греховныя вины”. Это почти в каждой молитве. Мы же перед причастием исповедуемся. Я не понимаю, как само причастие действует на грехи, что значит “попаляя грехи”? Это те грехи, которые будут? Или на исповеди я их как-то недостаточно исповедовала? Я не могу понять, почему в причастной молитве так много места уделяется грехам, которые мы уже исповедовали?»

– Глубинный вопрос. Начну с того, что грех, который совершает человек, нарушая нравственный закон, Божье установление, Божье правило, наносит рану его душе прежде всего. Возьмите нож и проведите по руке – будет маленькая ранка, которая со временем заживет. А если сильно полоснуть, то на теле останется след, который очень долго может не заживать. Вот так же происходит с душой, когда человек ее ранит своими грехами.

В любом таинстве есть смысл. В таинстве Покаяния Господь прощает вину за совершенное зло, которое вы творите. Когда вы ненавидите, обижаете, вы умножаете зло в этом мире. А причастие попаляет мой внутренний мир, это, можно сказать, и духовное лекарство, и некое очищающее действие. Самое главное, причастие – это физическое соединение с Господом, со Христом. Но оно имеет определенное действие, и в этих молитвах об этом и говорится: попаляется внутренний мир от греховных ран, происходит, я бы сказал, некое освобождение от внутренней напряженности как следствия грешной жизни человека. Вот так коротко я ответил бы на этот вопрос.

– Мне еще очень нравятся слова молитвы, которую мы читаем перед Чашей: ни лобзания Ти дам, яко Иуда...

– Самое главное, небезразлично относиться к тому, что происходит.

– Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Вы сейчас сказали, что в воскресные дни нельзя делать земные поклоны. А когда выносят Чашу с Телом и Кровью Христа и когда «Тебе поем...», разве не надо делать земной поклон?»

– Это тоже богослужебная традиция. Я скажу однозначно, что в двунадесятые праздники (и еще есть периоды) священнослужители, которые стоят в алтаре и первыми подходят к таинству Причащения, поклон не делают. Но в воскресный день перед Причастием, перед Чашей поклон сделать можно, в силу особого благоговейного чувства: в этом случае мы кланяемся не потому, что мы грешные. Смысл поклона, когда мы становимся на колени, означает падение человеческое. И очень умилительно бывает видеть, когда священник помогает кающемуся грешнику (за локоточек) подняться перед Крестом и Евангелием после исповеди – в этом тоже есть некая символика: восстановление человека в том прежнем достоинстве, которое он потерял во время согрешения… А поклон перед Чашей – пожалуйста, делайте, никто не запретит.

По поводу «Тебе поем...» – здесь тоже есть взаимосвязь с богослужебной частью того, что происходит в алтаре. Потому что после пресуществления Даров священники кланяются и встают на колени, в знак той великой тайны, которая сейчас происходит на престоле в алтаре. Поэтому, думаю, здесь это взаимосвязано... Что касается прочих поклонов (например, на ектенье или когда тебе захотелось), то в воскресный день надо воздержаться от этого.

А перед Чашей, во время «Тебе поем» – пожалуйста, делайте поклон, как и делают священнослужители.

– Если есть у человека внутреннее желание сделать это...

– Да. И понимание.

– А если это делается просто ради некоего обряда, то какой смысл?..

– То есть вы должны понимать, почему вы сейчас поклонились, что сейчас в алтаре произошло. Сейчас встреча с Богом, а я припадаю к Нему и говорю: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя... Пожалуйста, приди и исцели мою душу, подкрепи меня».

– Вы очень хорошо сказали о том, что если мы совершаем земной поклон, то надо тут же вставать, потому что именно в этом смысл: в падении и восстании нашем...

– Конечно, есть какие-то богослужебные моменты. Давайте вспомним Канон Андрея Критского: он читается на коленях, он читается на ногах. «Душа моя, восстани, что спиши?» – весь этот кондак мы стоим на коленях. Это тоже богослужебная традиция, это надо понимать.

– Но в данном случае мы говорим о литургии. И если уж мы начали об этом говорить, то хочется вспомнить еще: «Оглашенные, изыдите». После того как диакон говорит: «Двери, двери, премудростию вонмем», – мы читаем Символ веры. До этого литургия оглашенных заканчивается, и – «Оглашенные, изыдите». До этого еще возглас: «Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните». Многие, бывает, наклоняют свои головы, то есть считают себя оглашенными людьми, но после этого не покидают храм. В данном случае это незнание каким-то образом вообще влияет на строй богослужения?..

– Думаю, это незнание или недопонимание того момента, который происходит. В толковании Божественной литургии очень четко прописано, что такое проскомидия, вход с Евангелием, Великий вход, что он символизирует. То же самое и здесь. Институт оглашенных – это древний институт, и период оглашения длился около трех лет. А многие люди даже оттягивали крещение, но они были частью Церкви и могли присутствовать на богослужении до определенного момента. Когда начиналась литургия верных, они должны были покинуть храм. Сейчас храм никто не покидает. Какие-то моменты мы не понимаем. Не совсем это правильно. Все-таки это наша традиция, она имеет место. Наверное, это еще раз напоминание для нас, что Церковь наша прошла большой исторический путь и что ничего случайного нет, ничего не выкидывается, не вычеркивается. Поэтому читайте, смотрите, внимательно слушайте. Я думаю, если человек приучит себя к этому, то будет делать все правильно.

– И сейчас столько возможностей узнать о строе литургии! Причем для этого не нужно изучать литургику, можно просто что-то прочесть. В том числе в большом молитвослове есть правила о поклонах, которые очень четко прописаны.

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «После воскресной литургии, возвращаясь из храма домой, как христианину поддерживать молитвенное настроение? И какими делами лучше заниматься в воскресный день после посещения храма Божьего?»

– Прежде всего мы всегда желаем людям, которые в воскресенье не только помолились в храме, но и причастились Святых Христовых Таин, как можно дольше сохранить в себе ту благодать, которую они получили. Как ее сохранить? Постараться быть добрее, не обращать внимание на искушения темной стороны, которые обязательно будут; на искушения от своих близких, которые могут возникнуть в семейной среде. Что можно сделать? Можно почитать что-то из Священного Писания. Можно просто отдохнуть и побыть в этом состоянии с Господом. Почитать Иисусову молитву. Или посмотреть что-то назидательное (без фанатизма).

Причастие – это важный момент, и человеческая обязанность – как можно дольше сохранить благодать, не растерять ее раздражительностью, нетерпением. Часто люди бывают настолько раздражительны! Особенно в храме. Отошел от Причастия, кто-то  задел – не надо отвечать, пожалуйста. И постараться, чтобы в доме царила любовь, был мир и покой, тогда вы дольше сохраните в себе тот дар, который приняли.

Еще был вопрос, чем можно заниматься. Если человек пришел в храм, помолился, причастился, то домашними делами после Божественной литургии, я считаю, заниматься можно. Почему? Мы очень заняты этой мирской жизнью: работа, какие-то служебные обязанности, и воскресенье – единственный день, когда семья может побыть вместе. Понятно, что сейчас какие-то вещи уже автоматизированы: не надо стирать руками белье... Но пожалуйста – домашними делами занимайтесь, в этом греха никакого нет, я считаю.

– Тем более все-таки имеется в виду, что этот день нужно отдать молитве.

– А вы и начали его с молитвы – вы приехали в храм, помолились.

– Вот именно... У меня вопрос тоже об одном из сложных моментов службы. После возгласа «Святая святым» в храме начинается хождение, разговоры, никакой благоговейной тишины нет. Как должен вести себя человек после этого возгласа?

– В Церкви есть разные священнослужители, батюшки: есть строгие, когда по веревочке ходишь, есть другие, которые берут своей добротой, снисходительностью в каких-то моментах. Чисто технически: люди стоят по всему храму, а причастие начнется в одном месте, поэтому людям нужно тихонько перейти к месту причащения Святых Христовых Таин. Конечно, в алтаре в это время совершается причащение священнослужителей, и нужно постараться не мешать им в этот очень важный момент. Если человек немножко устал, пусть посидит на скамеечке. Если ему действительно нужно перейти в другое место – пожалуйста, но аккуратно, никого не толкая, без шума… Когда начинаются разговоры, надо помнить, что за разговоры Господь посылает человеку скорби. Поэтому надо стараться меньше болтать в храме.

– Мне нравится, как афонские монахи после «Святая святым» садятся на скамьи, молча сидят и ждут причастия. В это время ничего не поется, не говорится, не читаются молитвы. Они молча сидят и ждут. Может быть, и нам тоже имеет смысл это запомнить как пример поведения в храме...

Вопрос телезрительницы из Нижнего Новгорода: «У меня папа умер 35 лет назад; он удавился. И каждый год в январе он мне снится, именно перед его днем памяти. Я никак не могу его помянуть. Как мне лучше делать, чтобы и он мне не снился, и его помянуть?»

– Прежде всего, мы просим, чтобы люди не относились к снам так серьезно, потому что это всего лишь сон. Надо научиться жить реальной жизнью. Почему он приходит во сне? Я думаю, перед этим днем мы всегда думаем о человеке. Тем более о близких, которых постигла такая неприятная и страшная смерть. Мы, конечно, об этом думаем. Что касается того, как помолиться, – думаю, добрыми делами надо помогать душе такого человека. В этот день придите в храм, принесите какие-то продукты. Купите какие-то вещи, раздайте детям. То есть сделайте какое-то добро. Конечно, с благословения священника. Если Вы посещаете храм, у Вас есть батюшка, которому Вы исповедуетесь. Предварительно возьмите у него благословение и сделайте какое-то добро, чтобы Господь увидел Ваше доброе дело. Сколько это делать? Всю жизнь.

Что касается свечей, церковного поминовения, то оно не совершается: как бы то ни было, грех самоубийства – это грех неверия в Бога, это грех неверия в загробную жизнь. Я всегда говорю, что нет безвыходных ситуаций; часто человек сам себя загоняет в безвыходную ситуацию, и огромное количество таких случаев в нашей церковной практике и в практике любого священнослужителя. Поэтому желаю Вам Божией помощи. Самое главное, старайтесь сделать все возможное, чтобы спасти свою бессмертную душу, пока Господь дает Вам время на покаяние.

– Вопрос телезрительницы из Карелии: «Правильно ли мы поступаем, когда, присутствуя на Божественной литургии, не участвуем в таинстве Причастия по каким-либо причинам? Например, не успели подготовиться к таинству Исповеди и накануне не исповедовались. Либо не успели прочитать последование ко Святому Причащению. Либо по другим причинам, а то и вовсе без уважительной причины. Просто ходим на воскресные службы и не участвуем в этом таинстве. Является ли это оскорблением для Господа с нашей стороны? Меня мучает этот вопрос».

– Знаете, лучше прийти в храм и, не причащаясь, помолиться, чем вообще не прийти, оправдывая себя тем, что не готов к таинству Святого Причащения. Давайте вспомним апостольские времена: апостолы совершали вечерю любви каждый день и каждый день причащались. Почему? Думаю, у них был совершенно иной духовный уровень. Для нас, сегодня живущих в этом мире, часто имеющих определенный жизненный багаж, не очень, может быть, положительный, в каких-то моментах бывает тяжело соблюсти все правила. Плюс семья, плюс какие-то обязанности. Поэтому можно причащаться даже и каждый день, и у некоторых святых отцов встречаешь такую мысль, что как можно чаще нужно причащаться. В принципе, я тоже так думаю, потому что без Причастия человек жить не может, это физическое соединение со Спасителем. Вопрос другой: зачем нужны все эти посты, молитвы? Это внутренний настрой. Я не знаю, какие правила читали наши бабушки и прабабушки, которые не умели даже читать и писать...

– И молитвословов не было.

– И молитвословов не было толком. Но они были благочестивыми. У меня была бабушка, которая наизусть знала все тропари двунадесятых праздников, когда какой праздник. Она знала, как высчитывать Пасху и праздники от Пасхи. Я, священник, окончивший учебное заведение, каких-то моментов толком не знаю, потому что у нас есть литература – открыл, посмотрел... Поэтому Вы не смущайтесь. Нет возможности приготовиться – пожалуйста, воскресный день почтите храм своим присутствием, помолитесь. Мы всегда советуем так: одно воскресенье причащаемся, другое – отдыхаем. Как отдыхаем? От напряженной подготовки, потому что надо же все вычитать, помолиться, надо к исповеди подготовиться и прочее. А бывают какие-то внешние стороны: путешествие, человек заболел, человек поссорился, в семье скандал (ведь в ссоре нельзя к Причастию идти). Кроме воскресенья, у нас есть еще и двунадесятые праздники, и дни рождения, когда можно подходить к Причастию. Главное – чтобы это было частью жизни, чтобы это была система. Когда не просто оправдываешь себя: «Я не готов, сегодня не пойду, полежу или что-то поделаю». Понудьте себя немножко, придите в храм, от этого будет только польза.

– Царство Божие нудится.

– Да, берется с трудом.

– Есть больные люди, которым необходимо каждое утро принимать лекарства. В этом случае как причащаться?

– Принимать лекарства и идти на причастие. Это не является нарушением. Если это необходимо сделать, то лучше принять таблетку от давления, нежели потом человек упадет без сознания в храме из-за того, что у него понизилось или поднялось давление. Есть официальный документ Русской Православной Церкви «О причащении верных», где это прописано, почитайте. Можно сказать, современный взгляд на то, что происходит в стенах храма. Там написано, что в этом никакого греха нет. То есть принимайте лекарства и идите на причастие. Можно на исповеди батюшке сказать, что вы приняли лекарство. Ни один священник не скажет, что вы не должны были так делать.

– Дети в храме. Сложная тема. Часто мамочки приносят в храм младенцев к самому началу службы. Для малышей это, конечно, тяжело. Для нас два часа – ничто, а для них  огромный срок жизни, они плачут, им сложно; более того, в конце концов вырабатывается сложное отношение к церкви. В этом случае что делать: приносить ребенка к «Отче наш»?..

– Отвечать на Ваш вопрос я начал бы немножечко с другой стороны. Часто люди спрашивают, почему в храме (даже в нашем Троицком соборе) нельзя фотографировать. Часто, бывает, обижаются и говорят: «Почему так? Вот мы ходили в такой-то храм, который называется храм-музей, там нам даже слова не сказали». Но вы пришли не в музей, вы пришли в место, где человек хочет побыть с Богом один на один. Представьте, вы сейчас начнете вспышками вмешиваться в это личностное общение человека и Бога.

Так же и здесь: приходя в храм, нужно понимать, что мы не должны мешать людям. Раскапризничался ребеночек – надо постараться его успокоить; если хорошая погода, выйдите на паперть, успокойте. Дети бывают разные. Бывает, их приносят, они спят и, в принципе, никого не беспокоят. Но если ребеночек беспокойный и вы чуть-чуть припоздаете, придете с ним на полчаса позже, то в этом ничего страшного не будет. Самое главное, вы должны понимать, что не надо мешать другим людям, надо стараться сделать так, чтобы всем было комфортно. Действительно, плачущий ребенок может мешать. А если проповедь?.. То есть мы должны друг о друге заботиться и в этом вопросе.

– Вопрос о всенощном бдении. Например, мне мой духовник говорил еще много лет назад, что нужно каяться, если приходишь на литургию, не побывав на всенощном бдении. Для меня это понятная вещь. Но сейчас, я знаю, на всенощное бдение приходят только те люди, которые хорошо отдают себе отчет в том, что завтра они придут на литургию, а всенощная, кстати, еще используется для того, чтобы исповедоваться, а не делать это завтра. Тем не менее всенощное бдение имеет очень много символов, в том числе вход с кадилом; очень много всего. Все это для нас часто является, так сказать, закрытой книгой. В чем особый смысл всенощного бдения?

– Я не думаю, что это так сложно: провести вечер перед причастием не дома, а в храме. Участие во всенощном бдении – это тоже некая подготовка к принятию Христа, к причащению Святых Христовых Таин. Допустим, когда я был настоятелем и служил в сельской местности, я делал небольшую хитрость: чтобы приучить людей к всенощной, я утром на литургии отменял исповедь, совершал ее на всенощном бдении. Кто не приходил – извините. Понятно, что я все-таки снисходительно относился к этому и выходил с крестом и Евангелием во время воскресной службы (бывает, человек болеет или был в дороге). Но в основном я говорил: «Приходим на всенощную». Пока идет какой-то момент богослужения, я имел возможность выйти в храм поисповедовать несколько человек (приход был маленький). Через это я старался приучить людей к тому, что всенощное бдение, вечернее богослужение – тоже очень важный аспект подготовки к таинству Святого Причастия. Там ведь тоже прослеживается вся жизнь, можно сказать, мироздания. Начинается с прославления: «Благослови, душе моя, Господа». Мы прославляем Бога за творения. Вход с кадилом – это ветхозаветная проповедь, это ветхозаветные пророки, которые предсказывали Пришествие в мир Спасителя. То есть все взаимосвязано.

Поэтому мы должны стараться делать так, чтобы в нашей жизни было вечернее богослужение. Если пропустили по какой-то уважительной причине, то, конечно, можете батюшке об этом сказать. Но все-таки надо себя понуждать. Сегодня вы одно сократили, завтра что-то другое сократите. Один священнослужитель, мой духовный отец, говорил так: «Сократить всегда очень легко, а вот восстановить очень тяжело». Поэтому лучше не сокращать в своей жизни ничего из того, что полезно.

– Это хороший ответ на мой вопрос. Теперь мы понимаем, что почитание дня субботнего для нас имеет огромное значение во всех смыслах. В том числе в субботу всенощное бдение – для нас это часть литургии, часть одного дня. Удивительно то, что у нас день начинается именно в шесть вечера. Мы действительно находимся уже в воскресении, хотя до полуночи еще много часов. Мне нравится, как однажды сказал один отец: никто не может одолеть нашу Церковь, потому что у нас день начинается с вечера.

Еще я хотел спросить о предстоящих праздниках – что нас ждет буквально в эти дни?

– В период святок мы радуемся Пришествию в мир Спасителя. Обрезание Господне: основной смысл в том, что мы должны быть послушны Божественному установлению, и Христос показывает, что Он был Богочеловек, имел две природы.

И, конечно, самый большой праздник, который мы будем скоро праздновать, – Крещение Господне, или Богоявление. Мы увидим, как Отец благословляет Своего Сына, как Святой Дух сойдет в виде голубя – и все услышат ободряющие слова Создателя: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Здесь мы видим, что Христос уже является людям, идя на общественную проповедь. Поэтому с этими праздниками хочу всех поздравить и пожелать каждому поучаствовать в них.

– Тем более мы услышали Ваши слова о том, чтобы почитать перед посещением храма Евангелие, чтобы понять, что будет происходить. Кроме того, почитать и о литургии, и о праздниках Обрезания Господня, Богоявления. Конечно, о празднике Богоявления мы будем еще много раз говорить в наших передачах. 17 января у нас в гостях будет епископ Выборгский Игнатий; мы всех наших телезрителей приглашаем принять участие в этой передаче. И для каждого человека почитание субботнего дня, праздников – очень важная составляющая нашей духовной жизни.

Дорогой отец Филарет, я очень благодарен Вам за то, что Вы пришли. Благословите наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры! В эти светлые дни желаю всем радости, мира и Божьего благословения! Храните себя и будьте тверды в своей вере.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы