Беседы с батюшкой. Похвала Пресвятой Богородицы

27 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Константин Морозов, клирик Храма св. пророка Илии на Пороховых. Передача из Санкт-Петербурга. 

 

- Расскажите о Вашей новой должности?

- Я был утвержден в должности директора Центра духовной культуры и религиозного образования Выборгского района в Санкт-Петербурге. Такие назначения получили священники во всех районах города. Данный центр призван улучшить работу со светскими школами в области Основ православной культуры, организовать для учителей курсы повышения квалификации, объединить и разнообразить деятельность воскресных школ, наладить взаимодействие храмов и воскресных школ, организовывать концерты и выставки.

- Вопрос телезрительницы из г. Липецка: «Когда читается Псалтирь Пресвятой Богородице?».

- Есть традиция читать эту Псалтирь именно в Рождественский пост. Это обычные псалмы, чередующиеся с молитвами, обращенными к Божией Матери.

- В каждом районе города будет существовать некий центр. Кто в него может обратиться?

- Могут обратиться учителя школ, чтобы провести те или иные мероприятия (например, посвященные князю Владимиру, потому что мы в этом году празднуем 1000-летие со дня его преставления) или лекции, беседы, экскурсии для детей в различные духовные центры Санкт-Петербурга. В реализации этих задумок и планов и может помочь центр, но основная его деятельность – это сплочение на базе центра тех, кто занимается религиозным образованием в благочиниях. В нашей епархии после реформы благочиннический округ совпадает с районами города. В каждом районе теперь существует центр по поддержке учителей по Основам православной культуры, помощи учителям в работе в воскресных школах. Раньше священник просил какого-нибудь знающего прихожанина, возможно, даже имеющего духовное образование, чтобы он позанимался с детьми. Педагогические знания очень важны, но важна еще и обработка того материала, который учитель предлагает детям в воскресной школе, и не всегда это бывает на хорошем уровне. У Центра религиозного образования и культуры Выборгского благочиннического округа Санкт-Петербурга есть сайт.

- Эти центры будут однотипные, или все зависит от инициативы?
- У центра есть определенное направление деятельности, но как и с помощью чего оно будет развиваться, чем будет пользоваться данный центр в реализации своих задач, поставленных перед ним, зависит от директора.

- Чаще всего организация какого-либо центра упирается в помещение. Оно уже имеется?

- У нас есть здание воскресной школы в нашем храме, где достаточно аудиторий. Не обязательно все мероприятия проводить в том или ином помещении центра - они могут быть выездные: в школах, домах культуры, либо в помещении, которое предоставит район для реализации программы. У нас будет пасхальный концерт для учащихся общеобразовательных школ, который будет проходить на базе клуба «Выборгская сторона». Клуб предоставляет свое помещение для проведения концерта.

- Вопрос телезрительницы из Тюменской области: «Не помню, была ли крещена покойная тетка. Можно нам читать за нее канон святому мученику Уару?».

- Ничего страшного нет в том, чтобы молиться за крещеного как за некрещеного. Но бывают случаи, что человек жив и не помнит, крестился он или нет, и свидетельство об этом по каким-то причинам не сохранилось. В этом случае человек должен креститься. Священник крестит его и говорит: «Крещается раб Божий, аще не крещен». И тогда, если человек действительно не крещен, он крестится, а если был крещен, то Таинство Крещения уже над ним не совершается, но подтверждается та благодать, которая над ним есть.

- Какие у Вас планы на этот центр? Каким бы Вы его хотели видеть в идеале?

- Я бы хотел его видеть многогранным, чтобы он привлекал большое число различных людей, ведь это центр не только образования, но и культуры. «Культура» происходит от слова «возделывать», а также от слова «культ», то есть «духовность». Это уже уходит, многие слова перестают играть важную роль. Основным направлением центра должны стать слова, сказанные Святейшим: «Если раньше слово «приход» было образовано оттого, что люди приходили, то теперь мы должны сами выходить навстречу и говорить с ними о том, что для нас дорого». К сожалению, до сих пор работает старый стереотип о том, что мы будем молиться, жить духовной жизнью, и народ сам придет. Это работает иногда, потому что служение более опытных священников проходило при советской власти, когда возможности для обширной проповеди не было. Поэтому возникает много вопросов, как взяться за это заново. Сейчас то время, когда Церковь должна говорить о себе, но не опускаясь на уровень обывателя, а поднимая его на свой уровень. Основная задача центра – это выйти на живой диалог Церкви и общества на базе культуры и образования.

- Вопрос телезрительницы из г. Екатеринбурга: «Назовите практические советы на две важные седмицы, которые завершают пост. Как посещать богослужения, чтобы стоять перед Богом, не рассеиваясь. Как говорится, конец – делу венец. Хотелось бы, чтобы все пошло на пользу».

- Нам не хватает того, что мы не продумываем Евангелие, которое читается в воскресный день. Если бы мы продумывали этот отрывок, обдумывали его на протяжении всей недели, то Господь, может быть, что-нибудь и сотворил с нами. Мы бы не просто слушали, а пережили этот отрывок. И когда бы мы услышали его в другой раз, то у нас было бы совсем иное восприятие текста Священного Писания. Важно не только слышать, но и прочитывать Священное Писание, которое читается на богослужениях. Можно брать этот отрывок с собой, чтобы лучше воспринимать текст, который предлагается для молящихся.

Второй момент, который можно сказать о предстоящих неделях, – переживание Страстей Господних. Мы будем вспоминать о них, о том, ради чего Господь пришел в этот мир. Он пришел добровольно пострадать за нас. Чтобы переживание этих Страстей было больше, нам в этом могут помочь разные моменты: молитвы, расширение утреннего и вечернего молитвенного правила. Сейчас очень много литературы, посвященной Страстной седмице, где есть тексты, которые читаются на богослужении. Приходите с этими книжечками на чтение двенадцати Евангелий, чтобы не только слышать, но и видеть. Подготавливайтесь, прочитывая тексты и обдумывая, что же происходит в эти дни. Например, когда я говорю о Великом четверге, то я могу сказать, что это Тайная Вечеря. Прочтите о том, что в действительности происходит там, что Господь сотворил на Тайной Вечере, почему нам это так важно.

Есть замечательная книга Александра Шмемана «Великий пост». В ней автор описывает службы Великого поста. Для меня в свое время неким открытием сделался фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы». Я по-иному ощутил, что Господь претерпел ради меня, когда я посмотрел этот фильм. Он снят на историческом основании, по исследованиям Плащаницы. Я совсем по-иному стал воспринимать Страстную седмицу, когда отчасти кинематографические образы налагались на богослужение, которое совершалось и говорило об этом.

- Мы в семинарии собирались даже классами на Страстной и смотрели «Страсти Христовы».

- Я тоже рекомендовал бы посмотреть фильм Мела Гибсона. Он тяжелый, его нелегко смотреть, особенно впечатлительным людям, но его стоит увидеть христианину.

- Духовно-просветительский центр должен быть один. Они будут связаны между собой?

- Они связаны между собой, потому что директора центра собираются на совещания, обсуждают проблемы и делятся своими радостями. У нас все это только начинается. 31 марта будет второе совещание директоров центров, и я предлагал выработать общее чтение, олимпиаду, чтобы деятельности центров объединялись, и их направление могло бы корректироваться, чтобы все соблюдали общую границу. Это предложение рассмотрят председатель отдела владыка Амвросий и его заместитель и помогут направить это в нужное русло.

- Центру нужен духовник?

- Каждый центр возглавляет священник, который будет духовно окормлять сотрудников, привлеченных им для выполнения своего послушания.

- В основном будут трудиться миряне?

- Конечно, активная роль мирян в Церкви будет здесь хорошо реализовываться на организации миссионерских проектов в дальнейшем. Мы в этом году в своем благочинии будем издавать книги патриарха Кирилла в Страстную седмицу и на Вербное воскресение с его выступлениями из передачи «Слово пастыря» о Пасхе; буклеты, которые мы печатаем на двунадесятые праздники. Все это будет позволять привлекать мирян к деятельности приходов и помогать священникам в несении их послушания.

- Вопрос телезрительницы: «Можно ли при чтении молитвенного правила молитвы, построенные в мужском роде, переделывать на женский? Не является ли это грехом?».

- На мой взгляд, нет. Этот вопрос мне задавала моя мама, когда только начинала молиться: «Я же не раб Божий - я раба Божия». Мне кажется, в этом нет никакой проблемы, если она чувствует, что для нее так будет правильнее, то пожалуйста.

- Вопрос телезрителя: «Как подготовиться к генеральной исповеди, нужно ли это делать со священником или самостоятельно?».

- Если вам нужна генеральная исповедь, то ее нужно проводить с одним священником, и если она у вас очень длинная, то лучше ее разбить на несколько исповедей. Допустим, часть своей жизни рассказать в одну встречу, часть – во вторую или третью. Генеральная исповедь – это принесение покаяния за свою жизнь. Это хороший опыт, когда человек может осмыслить свою жизнь, если это человек, который прожил достаточное время и прожил, как ему кажется, неправильно. Нужно избегать всех брошюрок, которые печатаются, например, «1001 грех» или что-то подобное. На мой взгляд, исповедь должна идти от сердца. Я должен вспомнить свою жизнь, понять, что я в своей жизни совершил не так, понять, что меня мучает в ней.

Очень часто, чем больше люди исповедуются, тем больше это становится на автомате. С одной стороны, потому что приходит очень много людей на воскресные службы, многие только воцерковляются, им нужна помощь и корректировка, и этим является исповедь. Поэтому исповедь – это «решето», через которое каждый воскресный день или праздник пропускают всех прихожан, чтобы отсеять среди них людей, которые только-только готовятся к подходу ко Причастию или вообще не понимают, что это такое. Чтобы не было такого: «Все подошли, и я подойду». Исповедь у нас привязана к Литургии. Из-за этого для многих верных тяжело, каждый раз причащаясь, например, каждое воскресение, переживать исповедь как сокрушение своих грехов. Я это тоже переживал. Мы не достигаем такой подвижнической деятельности, чтобы сокрушаться внутренне, приносить полное покаяние.

Если генеральную исповедь совершать правильно, то, конечно, лучше, чтобы этот человек посидел несколько дней спокойно, никуда не торопясь, поразмышлял о своей жизни от своих первых дней, как он себя помнит, и до дня, как он сел за письменный стол, положив перед собой лежит чистый лист бумаги, который должен быть заполнен той неправдой, которую он за свою жизнь совершил.

- Вопрос телезрительницы из г. Липецка: «Я хочу причаститься в Великий четверг. Нужно ли вычитывать каноны или можно прочесть только Правило ко Причастию?».

- Если вы причащаетесь в Великий четверг, то вы должны прочесть все Правило. Нет такого правила, что к этому дню достаточно прочитать Правило ко Причастию, а каноны опускаются. Хотя, все на усмотрение вашего духовника. Если он говорит, что можно прочитать только Правило, а каноны не нужно, то читайте Правило ко Причастию.

- Многие, готовясь причащаться в Великий четверг, забывают, что Литургии служатся и до этого на неделе. Получается, что эти службы остаются без внимания. Как участвовать в службах и Литургиях на Страстной седмице?

- Участие в любой Литургии заключается в Причастии. Может быть, сложилось неправильное стереотипное мнение о том, что Причастие в Великий четверг – это особое Причастие, из-за которого меркнет все остальное, и достаточно причаститься в Великий четверг и можешь год не причащаться. Это еще дореволюционная формула. Может быть, из-за того, что люди утратили живую религиозность, причащались очень редко, иногда раз в год или только по постам 4 раза в году и 5-й раз в День Ангела. Церковь ослабла в плане того, что перестала играть живую роль евхаристической общины.

- Вопрос телезрительницы из Ставропольского края: «Мужу сделали операцию, у него эпилепсия, и он не может обходиться без лекарства. Утром ему необходимо выпить лекарство, а Причастие обычно бывает часов в 10. Что ему можно съесть при приеме лекарств в 8 часов?».

- Мой духовник рассказал историю. Его рукоположил отец Никодим (Ротов). Однажды, когда он был еще молодым диаконом, у него разболелась голова, он плохо себя чувствовал, простудился, а утром подумал: «Послужу, но не буду причащаться». Диаконам позволяется без приготовления. Выпил таблетки и пошел на службу, а когда все стали подходить под благословение к владыке, тот спросил: «А почему Вы не причащались сегодня?». Он ответил: «Владыка, я приболел, выпил таблетку». Владыка ответил: «Отец Александр, как тебе не стыдно! Думаешь, что через твою таблетку Христос не пройдет?». Если кому-то нужно выпить таблетку и поесть перед службой, только не наедаться, то это разрешается. Если у человека диабет, то он физически не сможет выстоять службу, не съев утром небольшой кусочек хлеба. Пускай он съест и причастится. Проблемы в этом нет, пусть Ваш супруг, который болен, перед Причастием выпьет необходимые таблетки и съест то, что ему необходимо.

- Вопрос телезрительницы: «Муж крещен по староверческому обряду дома со священником, но толком не помнит этого - он совершенно невоцерковлен. Я пытаюсь его привлечь к духовной жизни, будучи православной. Муж вместе с родственниками иногда ездит на общую исповедь в старообрядческую церковь без священства. Могу ли я вместе с мужем съездить и узнать, что там проходит, есть ли там Причастие и исповедь? Так как там нет батюшки, я понимаю, что нет никаких Таинств. Является ли это церковью или это секта?».

- Со старообрядцами у нас есть деление на поповцев и беспоповцев. С Причастием по-разному в каждой общине. У некоторых старообрядцев было такое, что они толкли дониконовские заготовленные Дары, когда еще у них было священство, много столетий назад, и добавляли их в тесто. На них изготавливали просфоры и таким образом причащались. Причастия, конечно, у беспоповцев нет. Их крещение мы признаем, но если человек переходит в православие, то стоит миропомазаться и таким образом присоединиться к Русской Православной Церкви. Вы можете съездить, правда, можете столкнуться с тем, что в храм Вас не пустят, а оставят постоять в притворе и помолиться там, потому что старообрядцы довольно консервативны в этих вопросах. Хоть Вы и супруга, но у них своя община.

- Можно посоветовать обраться к Русской Православной Единоверческой Церкви?

- Можно. Но вопрос в том, то единоверцы – это те, кто оставили обряды до Никона, дореформенные, но вошли в состав Московской Патриархии. Такой приход у нас существует в городе, он находится рядом с музеем Арктики и Антарктики. Туда можно обратиться к отцу Павлу. Но если супруг слушательницы посещает беспоповцев, то тут все будет, наверное, по-другому. Я бы порекомендовал сходить к единоверцам, у них есть небольшая часовенка. Она может там проконсультироваться по поводу Причастия и всего необходимого у отца Михаила.

- Вопрос телезрительницы из г. Липецка: «На генеральной исповеди я буду исповедоваться в грехах, содеянных в детстве. Могу ли я оправдываться, что я, будучи ребенком, не понимала, не знала, кто-то на меня повлиял. Такое допускается?».

- Во-первых, генеральная исповедь идет с 7 лет. Во-вторых, на исповеди вообще не стоит оправдываться. Когда вы читаете молитвы, то произносите: «Господи, прости мне грехи вольные и невольные». Невольный грех все равно является грехом. Грех – это промах, ошибка. Если ты признал, что это ошибка, то должен это исправить покаянием. Оправдание ошибки – взаимоисключающие действия. Формулировка «я, конечно, не прав, но у меня были с этим связанны какие-то обстоятельства» не подходит к исповеди.

- Мы, к сожалению, очень мало поговорили о Богородице. Какое место в Вашей жизни занимает Пресвятая Богоматерь?

- В жизни каждого христианина Божия Матерь занимает особое место. В отличие от Западной Церкви, которая подчеркнула в образе Богородицы Ее девство, целомудрие, Восточная Церковь подчеркнула материнство, и для каждого Она является Матерью. У меня с приходом в храм было такое ощущение в молитвенном стоянии, как обращение непосредственно к Защитнице, Той, Которая всегда покроет любовью. Вчера читалось о Марии Египетской: когда ее не пускали в храм, она увидела образ Божией Матери и сказала: «Пресвятая Матерь, Ты чиста, а я не чистая. Ты, конечно, можешь не призреть на меня, но позволь мне войти в храм». Дальше идет описание того, как Мария Египетская со слезами входит в храм и как ощущает на протяжении всей своей покаянной жизни Божию Матерь как свою Заступницу. И только из-за этой любви Божией Матери, Которая пустила ее в храм, Мария совершила такой подвиг своей жизни. К каждому из нас и нашей жизни Божия Матерь снисходит, потому что является особой Ходатаицей за нас перед Богом.

- Акафист, который сегодня читался, отличается от других акафистов Богородице или святым?

- Он один из первых, на основании которого были написаны многие другие акафисты, знакомые нам. Есть традиция не читать акафисты в Великий пост. Она появилась именно из-за того, чтобы не умалять достоинства Акафиста Божией Матери, который читался сегодня на богослужении «Радуйся Невесто Неневестная». В отношении этого песнопения тот возглас, которым заканчивался каждый икос, говорит об особом месте Божией Матери в Церкви.

- Вопрос телезрительницы из г. Санкт-Петербурга: «Нужно ли говорить человеку о том, что его совершаемые действия являются грехом, или не стоит, так как мы сами грешные, и такие же грехи совершали когда-то, но покаялись?».

- Грех должен быть назван, если он есть. Однако в одной из молитв есть удивительная строчка, которую я стараюсь говорить, чтобы люди руководствовались ею, когда они с кем-то общаются по поводу их грехов. В ней говорится: «Господи, пошли мне в нужный момент человека, который готов сказать мне правду, но сказать ее любя». Сказать правду любя, способен не каждый. Поэтому, если Вы общаетесь с дорогим и значимым человеком и будете говорить ему о его грехе, стремитесь сказать это с любовью, чтобы он это почувствовал.

- Так можно увлечься и начать всех обличать.

- С одной стороны, это зависит от внутренней культуры человека: как говорить, кому говорить и что. С другой стороны, не должно быть превозношения. А телезрительница может сказать из своего опыта, если у нее были эти грехи, и она покаялась: «Ты знаешь, я тоже сталкивалась с этим, но сейчас очень раскаиваюсь в том, что у меня это в жизни было». Женщина, которая говорит девушке, собирающейся сделать аборт, может сказать о том, как она сокрушается всем своим сердцем сейчас за то, что сама когда-то совершила аборт. Любой грех в нашей жизни является трагедией.

Определенным показателем отношения к человеку является смерть. Я много раз говорил о том, что когда кто-то умирает, то мы плачем по самим себе. Нам жалко самих себя в том, что мы что-то не сделали, не сказали то, что можно было сказать, не протянули руку помощи, не сказали слово поддержки. А человек умер – и ничего изменить нельзя. Поэтому голос совести говорит нам о том, что мы были менее человечны, чем могли бы быть. Но, с другой стороны, смерть перед нами открывает тайну вечности, потому что когда человек умирает, ты ощущаешь, что он не ушел, что он рядом с тобой. Мы должны заботиться о людях, пока они живы, потому что когда они преставятся ко Господу, сказать им, насколько они нам дороги, насколько значимы, мы уже не сможем.

- Большой ли грех оговариваться при чтении Псалтыри?

- Греха в этом нет. Оговорка или неправильное прочтение слова происходит по неопытности. Достаточно перечитать данное предложение или произнести данное слово правильно. В любой ошибке нет ничего криминального, потому что Господь Псалтырь и так наизусть знает, Он не учитель русской словесности, который наказывает нас за неправильное произношение слова. Господу нужно наше сердце, и в этом отношении, если ты читаешь Псалтырь правильно, а сердце холодно, то нет от этого толку. Какая-нибудь бабушка, которая ничего не знает, читает Псалтырь, но неверно, но сердце горит – это и есть самое настоящее чтение Псалтыри. Очень часто мы сводим Господа к тому, что правильно, а что не правильно, и забываем самое основное, для чего вообще мы берем на себя подвиг молитвы. Мы берем Псалтырь для того, чтобы горело сердце, а не для того, чтобы заниматься правильным произношением.

- Обязательно ли подключать к Правилу ко Причастию акафист?

- Думаю, нет. Это для желающих. Но иногда бывает так, что человек берет на себя очень большие правила: чтение канона, несколько акафистов в день. Он не справляется и приходит в уныние. Все это происходит из-за того, что человек взял на себя больше, чем может понести. Молитвенное правило должно быть разнообразным, должно быть несколько утренних и вечерних правил. Если человек не успевает прочесть длинное, то молится коротким правилом. Если я не тороплюсь, но понимаю, что полное я не успеваю прочитать, то молюсь средним. Вечером, если я устал, то молюсь кратко, но все-таки уделяю время молитве. Молитвенные правила должны корректироваться в зависимости от того, какое у меня состояние. Мой хороший учитель Игорь Цезаревич сказал: «Пришел ко мне человек молиться и совершал ошибки. Я думаю, не буду ему говорить, что он совершает ошибки, чтобы его не расстраивать, и чтобы в следующий раз он не думал, что я его могу обличить тем, что он не правильно молится со мною».

 

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать