Беседы с батюшкой. Подготовка к Великому посту

18 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Аркадий (Логинов), проректор Екатеринбургской духовной семинарии.

- Великому посту предшествует Сырная седмица, называемая также Масленицей. Для чего перед многодневным подвигом поста существуют предваряющие его недели?

- Сырная седмица завершается Неделей сыропустной. «Неделя» - это славянское название воскресного дня. Формирование поста в наиболее близком нам понимании начинается в IV веке. Византийские историки Сократ и Созомен говорили, что в те времена в разных поместных церквях Римской империи длительность поста, а также правила подготовки к нему различались. Следующий исторический этап – эпоха иконоборчества в Византии. До IX века подготовительных седмиц перед постом, по всей видимости, не было. Притча о мытаре и фарисее и притча о блудном сыне входили в круг Евангельских чтений Великого поста. До сих пор целый ряд великопостных песнопений посвящен именно этим сюжетам. 
Среди цикла подготовительных седмиц первой появилась Сырная. Ее существенное отличие от двух предшествующих заключается в изменении состава богослужения: включаются песнопения Триоди постной. Это особый сборник песнопений, который предназначен для подвижного цикла годового круга богослужений, включающего в себя Великий пост с подготовительными седмицами, а также период вплоть до праздника Пятидесятницы и следующего за ним праздника Всех святых. В среду и пятницу  Сырной недели богослужения совершаются по образцу великопостных: не положено служение Литургии, но включаются земные поклоны с молитвой Ефрема Сирина. В это время Церковь нас призывает духовно готовиться к подвигу поста. Как воины проходят курс подготовки, прежде чем вступить в битву, так и мы должны заранее собрать все силы, чтобы вести тяжелую духовную брань. 

Нужно понимать, что праведность измеряется не количеством молитв и прочих очевидных элементов духовного подвига, а состоянием души. Притча о мытаре и фарисее показывает, как гордость препятствует духовному преображению человека, а смирение напротив, открывает для нас путь покаяния. Притча о блудном сыне изображает человека, который кается и смиряется перед Богом и затем радушно принимается Отцом Небесным. Неделя о Страшном суде назидательно передает критерии справедливости суда Божиего: помилованным оказывается тот, кто был милостив по отношению к своим ближним. Христос призывает прийти к Нему людей, которых Он называет праведными, потому что они накормили голодного, напоили жаждущего, а главное - увидели в другом человеке образ Божий. 

Все наши труды, не основанные на стремлении познать и проявить любовь, могут оказаться тщетными. Некоторые подвижники пытались нести подвиг поста, удаляясь в пустыню, вести отшельнический образ жизни и подвергаться подобным серьезным трудностям, чтобы усмирить свои страсти и достичь духовных высот. Но все это может оказаться несравнимо менее ценным, нежели обыкновенная милость и любовь одного человека к другому, желание бескорыстно помочь ближнему. А правила проведения постов – это всего лишь инструмент, проверенный многовековым опытом христиан, и он должен принести плоды. Воздержание телесное призвано поддержать наше стремление бороться с духовными страстями, такими как гордость, злоба, зависть, обида и прочие. 

В проведении Масленицы сложности возникают из-за некоторого наложения языческих обычаев на духовное понимание данного периода.

- Вы имеете в виду масленичные гуляния со сжиганием чучела?

- Да. Апостол Павел говорит, что для христианина в некотором смысле нет ничего запретного, но нам дан разум, для того чтобы ко всему относиться с рассуждением. Также он призывает не осуждать тех, кто постится иначе, нежели мы. Православные христиане во всем должны знать меру, чтобы не ввести в соблазн других людей. Это касается и участия в народных гуляниях, и приготовления традиционных блинов, и выбора меры поста для себя.

- Вопросы телезрительницы из г. Тюмени: «Если у человека попросили прощения, а он не простил, то грех останется на нем? Что делать, когда несколько лет носишь обиду на человека? И как лучше провести день Прощеного воскресенья?»

- С духовной точки зрения, вины на человеке, искренне просящем прощения, не остается. Бог знает наше внутреннее состояние. А тот, кто не желает простить, как раз не проявляет того милосердия и той любви, которые является залогом нашего спасения. Разве можно надеяться на прощение своих грехов, если не пытаешься простить грехи ближнему?

Держать обиду плохо потому, что она разъедает душу человека и делает ее неспособной как воспринимать, так и дарить любовь. Когда кажется, что всех любишь, а только одного человека простить не можешь, то это размышление на грани самообмана. Если любовь есть, то она подвигнет человека преодолеть любую обиду. А мера духовного перерождения зависит от степени осознания нами своего несовершенства, ведь в этом и заключается смирение. Когда мы понимаем это, сердце открывается для любви Божией, которая способна преобразить нас изнутри. Христос говорит: «Се, стою у двери и стучу» - мы имеем возможность отворить и стать причастниками Божественной любви.

Исходя из всего вышесказанного важно, чтобы Прощеное воскресенье стало не формальным обрядом, а потребностью. Уместно вспомнить евангельский образ «живой воды», которую мы сравниваем с любовью Божией. Наполнить можно только пустой сосуд. И наше смирение – это осознание того, что сосуд нашей души пуст. А прощение – очень важный шаг к смирению. Необходимо стремление к миру, а не попытка определить, насколько другой виноват больше, чем я. Если долго сохранять обиду, то она все больше укореняется. Но ведь при нашем искреннем покаянии Господь изглаживает грехи полностью. Так и мы должны попытаться до конца простить ближнего.

Абсолютное духовное совершенство недостижимо для нас в силу того, что оно присуще только Богу, но всегда есть место и время для роста. Все мы должны стремиться к святости. 

- Как настроить себя попросить прощение не формально, исходя просто из традиции Прощеного воскресенья, а искренне?

- Человек совершенствуется в любом делании через многократное повторение. Количество может перерастать в качество. Готовность испросить прощения у любого, пусть даже незнакомого человека – это не формальность, а шанс приобретения навыка покаяния. Но здесь есть тонкая грань. Нужно сделать так, чтобы это не стало внешней привычкой, а всегда происходило осознанно. 

Обычай просить прощения перед Великим постом восходит к древней практике палестинских монастырей, насельники которых расходились в пустыни, чтобы провести эти дни в одиночестве. Вместе с покаянием имело место и прощание друг с другом, потому что далеко не все возвращались. Параллель между прощением и прощанием очень важна, на мой взгляд. Испросить прощение - значит отнестись к человеку так, словно мы с ним видимся в последний раз. Примириться с ближними подобным образом очень полезно для нашего духовного опыта. Будем стараться увидеть себя со стороны, а не смотреть на то, как это делают другие, чтобы Прощеное воскресенье стало для нас началом евангельского пути. 

- Вопрос телезрителя: «Почему Суд Божий называется Страшным? И можно ли говорить, что все люди так или иначе спасутся?»

- Можно провести аналогию с понятием «страх Божий». Речь идет не о боязни, а о трепетном отношении к Богу. Святые отцы часто сравнивают наши отношения с Богом с отношениями с человеком, которого мы любим, когда мы боимся словом или делом разрушить эту любовь. Страх Божий означает наши опасения оскорбить или нарушить любовь с Богом. Также суд Божий называется «Страшным», потому что он нелицеприятен. Все то, что мы пытаемся скрыть от самих себя и от других, становится очевидным.

Притча о Страшном суде совершенно определенно говорит, что есть овцы и козли    ща, которые будут отделены одни от других. Существующий образ адских мучений, как огня, котлов, шипящих сковород - в большей степени назидательный образ, и может быть, от буквального его понимания сложилось несколько превратное понимание Страшного суда. Когда мы говорим словами апостола Иоанна Богослова, «апостола любви», который говорит, что Бог есть любовь, то о суде можно говорить в таком понимании: или человек приобщился этой любви, растворился ею, либо же отверг ее.      

Спасение души – это содействие или синергия Бога и человека. Апостол Павел говорит, что все мы согрешили в Адаме, потому что он как корень рода человеческого, и всякая поросль его уже несет в себе печать греха. Так во Христе все мы воскреснем и спасемся, потому что Христос, приняв на Себя искаженную грехом человеческую природу, спас ее через воссоединение с Божеством, вернув ее к первозданному состоянию. Но теперь – в отличие от наследия Адама, от которого мы происходим как ветки от ствола -  для того чтобы стать отраслью Христовой, мы должны уверовать: принять Его как Бога и Спасителя привиться к Нему через Таинство Причащения. Таким образом происходит преображение и исцеление нашей природы, в конечном итоге, спасение в воскресении со Христом.

Поэтому суд – это грань, которая проходит через жизнь каждого человека, и на какой стороне он оказывается, зависит от него самого. Спастись может каждый, даже самый грешный человек, но если он смирится, покается и последует за Христом. Сам Христос говорит фарисеям, что впереди них в Царство Божие идут грешники, блудники, мытари. Если человек гордо противопоставляет себя, отвергая любовь Божию, он оказывается на другой грани. Суд состоит в том, что человек сам поставляет себя вне любви и оказывается вне Бога.
Всякий человек способен являть милость и воплощать любовь подобно Христу. Но если он этого не делает, то оказывается вне Христа. Что есть жизнь без Бога мы - в силу ограниченности человеческого разума - осознать не сможем, как и вечное мучение. Поэтому вплоть до XV века святы отцы воздерживались рассуждать о загробной жизни,  лишь говоря о том, что будет Суд Христа, Который придет во славе, подобно молнии на небесах.

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Полина Капранова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать