Аудио |
|
Скачать .mp3 |
- Великому посту предшествует Сырная седмица, называемая также Масленицей. Для чего перед многодневным подвигом поста существуют предваряющие его недели?
- Сырная седмица завершается Неделей сыропустной. «Неделя» - это славянское название воскресного дня. Формирование поста в наиболее близком нам понимании начинается в IV веке. Византийские историки Сократ и Созомен говорили, что в те времена в разных поместных церквях Римской империи длительность поста, а также правила подготовки к нему различались. Следующий исторический этап – эпоха иконоборчества в Византии. До IX века подготовительных седмиц перед постом, по всей видимости, не было. Притча о мытаре и фарисее и притча о блудном сыне входили в круг Евангельских чтений Великого поста. До сих пор целый ряд великопостных песнопений посвящен именно этим сюжетам.
Среди цикла подготовительных седмиц первой появилась Сырная. Ее существенное отличие от двух предшествующих заключается в изменении состава богослужения: включаются песнопения Триоди постной. Это особый сборник песнопений, который предназначен для подвижного цикла годового круга богослужений, включающего в себя Великий пост с подготовительными седмицами, а также период вплоть до праздника Пятидесятницы и следующего за ним праздника Всех святых. В среду и пятницу Сырной недели богослужения совершаются по образцу великопостных: не положено служение Литургии, но включаются земные поклоны с молитвой Ефрема Сирина. В это время Церковь нас призывает духовно готовиться к подвигу поста. Как воины проходят курс подготовки, прежде чем вступить в битву, так и мы должны заранее собрать все силы, чтобы вести тяжелую духовную брань.
Нужно понимать, что праведность измеряется не количеством молитв и прочих очевидных элементов духовного подвига, а состоянием души. Притча о мытаре и фарисее показывает, как гордость препятствует духовному преображению человека, а смирение напротив, открывает для нас путь покаяния. Притча о блудном сыне изображает человека, который кается и смиряется перед Богом и затем радушно принимается Отцом Небесным. Неделя о Страшном суде назидательно передает критерии справедливости суда Божиего: помилованным оказывается тот, кто был милостив по отношению к своим ближним. Христос призывает прийти к Нему людей, которых Он называет праведными, потому что они накормили голодного, напоили жаждущего, а главное - увидели в другом человеке образ Божий.
Все наши труды, не основанные на стремлении познать и проявить любовь, могут оказаться тщетными. Некоторые подвижники пытались нести подвиг поста, удаляясь в пустыню, вести отшельнический образ жизни и подвергаться подобным серьезным трудностям, чтобы усмирить свои страсти и достичь духовных высот. Но все это может оказаться несравнимо менее ценным, нежели обыкновенная милость и любовь одного человека к другому, желание бескорыстно помочь ближнему. А правила проведения постов – это всего лишь инструмент, проверенный многовековым опытом христиан, и он должен принести плоды. Воздержание телесное призвано поддержать наше стремление бороться с духовными страстями, такими как гордость, злоба, зависть, обида и прочие.
В проведении Масленицы сложности возникают из-за некоторого наложения языческих обычаев на духовное понимание данного периода.
- Вы имеете в виду масленичные гуляния со сжиганием чучела?
- Да. Апостол Павел говорит, что для христианина в некотором смысле нет ничего запретного, но нам дан разум, для того чтобы ко всему относиться с рассуждением. Также он призывает не осуждать тех, кто постится иначе, нежели мы. Православные христиане во всем должны знать меру, чтобы не ввести в соблазн других людей. Это касается и участия в народных гуляниях, и приготовления традиционных блинов, и выбора меры поста для себя.
- Вопросы телезрительницы из г. Тюмени: «Если у человека попросили прощения, а он не простил, то грех останется на нем? Что делать, когда несколько лет носишь обиду на человека? И как лучше провести день Прощеного воскресенья?»
- С духовной точки зрения, вины на человеке, искренне просящем прощения, не остается. Бог знает наше внутреннее состояние. А тот, кто не желает простить, как раз не проявляет того милосердия и той любви, которые является залогом нашего спасения. Разве можно надеяться на прощение своих грехов, если не пытаешься простить грехи ближнему?
Держать обиду плохо потому, что она разъедает душу человека и делает ее неспособной как воспринимать, так и дарить любовь. Когда кажется, что всех любишь, а только одного человека простить не можешь, то это размышление на грани самообмана. Если любовь есть, то она подвигнет человека преодолеть любую обиду. А мера духовного перерождения зависит от степени осознания нами своего несовершенства, ведь в этом и заключается смирение. Когда мы понимаем это, сердце открывается для любви Божией, которая способна преобразить нас изнутри. Христос говорит: «Се, стою у двери и стучу» - мы имеем возможность отворить и стать причастниками Божественной любви.
Исходя из всего вышесказанного важно, чтобы Прощеное воскресенье стало не формальным обрядом, а потребностью. Уместно вспомнить евангельский образ «живой воды», которую мы сравниваем с любовью Божией. Наполнить можно только пустой сосуд. И наше смирение – это осознание того, что сосуд нашей души пуст. А прощение – очень важный шаг к смирению. Необходимо стремление к миру, а не попытка определить, насколько другой виноват больше, чем я. Если долго сохранять обиду, то она все больше укореняется. Но ведь при нашем искреннем покаянии Господь изглаживает грехи полностью. Так и мы должны попытаться до конца простить ближнего.
Абсолютное духовное совершенство недостижимо для нас в силу того, что оно присуще только Богу, но всегда есть место и время для роста. Все мы должны стремиться к святости.
- Как настроить себя попросить прощение не формально, исходя просто из традиции Прощеного воскресенья, а искренне?
- Человек совершенствуется в любом делании через многократное повторение. Количество может перерастать в качество. Готовность испросить прощения у любого, пусть даже незнакомого человека – это не формальность, а шанс приобретения навыка покаяния. Но здесь есть тонкая грань. Нужно сделать так, чтобы это не стало внешней привычкой, а всегда происходило осознанно.
Обычай просить прощения перед Великим постом восходит к древней практике палестинских монастырей, насельники которых расходились в пустыни, чтобы провести эти дни в одиночестве. Вместе с покаянием имело место и прощание друг с другом, потому что далеко не все возвращались. Параллель между прощением и прощанием очень важна, на мой взгляд. Испросить прощение - значит отнестись к человеку так, словно мы с ним видимся в последний раз. Примириться с ближними подобным образом очень полезно для нашего духовного опыта. Будем стараться увидеть себя со стороны, а не смотреть на то, как это делают другие, чтобы Прощеное воскресенье стало для нас началом евангельского пути.
- Вопрос телезрителя: «Почему Суд Божий называется Страшным? И можно ли говорить, что все люди так или иначе спасутся?»
- Можно провести аналогию с понятием «страх Божий». Речь идет не о боязни, а о трепетном отношении к Богу. Святые отцы часто сравнивают наши отношения с Богом с отношениями с человеком, которого мы любим, когда мы боимся словом или делом разрушить эту любовь. Страх Божий означает наши опасения оскорбить или нарушить любовь с Богом. Также суд Божий называется «Страшным», потому что он нелицеприятен. Все то, что мы пытаемся скрыть от самих себя и от других, становится очевидным.
Притча о Страшном суде совершенно определенно говорит, что есть овцы и козли ща, которые будут отделены одни от других. Существующий образ адских мучений, как огня, котлов, шипящих сковород - в большей степени назидательный образ, и может быть, от буквального его понимания сложилось несколько превратное понимание Страшного суда. Когда мы говорим словами апостола Иоанна Богослова, «апостола любви», который говорит, что Бог есть любовь, то о суде можно говорить в таком понимании: или человек приобщился этой любви, растворился ею, либо же отверг ее.
Спасение души – это содействие или синергия Бога и человека. Апостол Павел говорит, что все мы согрешили в Адаме, потому что он как корень рода человеческого, и всякая поросль его уже несет в себе печать греха. Так во Христе все мы воскреснем и спасемся, потому что Христос, приняв на Себя искаженную грехом человеческую природу, спас ее через воссоединение с Божеством, вернув ее к первозданному состоянию. Но теперь – в отличие от наследия Адама, от которого мы происходим как ветки от ствола - для того чтобы стать отраслью Христовой, мы должны уверовать: принять Его как Бога и Спасителя привиться к Нему через Таинство Причащения. Таким образом происходит преображение и исцеление нашей природы, в конечном итоге, спасение в воскресении со Христом.
Поэтому суд – это грань, которая проходит через жизнь каждого человека, и на какой стороне он оказывается, зависит от него самого. Спастись может каждый, даже самый грешный человек, но если он смирится, покается и последует за Христом. Сам Христос говорит фарисеям, что впереди них в Царство Божие идут грешники, блудники, мытари. Если человек гордо противопоставляет себя, отвергая любовь Божию, он оказывается на другой грани. Суд состоит в том, что человек сам поставляет себя вне любви и оказывается вне Бога.
Всякий человек способен являть милость и воплощать любовь подобно Христу. Но если он этого не делает, то оказывается вне Христа. Что есть жизнь без Бога мы - в силу ограниченности человеческого разума - осознать не сможем, как и вечное мучение. Поэтому вплоть до XV века святы отцы воздерживались рассуждать о загробной жизни, лишь говоря о том, что будет Суд Христа, Который придет во славе, подобно молнии на небесах.
Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Полина Капранова
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!