Беседы с батюшкой. Начало Петровского поста

5 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик храма Троицы Живоначальной у Салтыкова моста г. Москвы священник Николай Конюхов.

– Давайте начнем с вопроса о том, как и когда появился апостольский Петров пост. Расскажите, пожалуйста, немного об истории поста.

– Петров пост упоминается достаточно рано, в таких древних памятниках, как «Апостольские постановления». Такие святые отцы V века, как Амвросий Медиоланский  и папа Лев Великий, упоминают о нем как о безусловно важном. Существуют разные теории. Например, что, возможно, Петров пост компенсировал Великий тем людям, которые не смогли в него поститься. И как раз после праздничной недели, после отдания праздника Пятидесятницы, люди постились. Возможно, изначально этот пост был длительным, а потом для удобства людей июль был освобожден, а пост разделен на две части: первая заканчивалась праздником апостолов Петра и Павла, а вторая, ставшая впоследствии Успенским постом, переносилась на август. Но когда стали появляться храмы в честь первоверховных апостолов Петра и Павла в Константинополе и затем в Риме, этот праздник стал чтиться особо – и пост установился именно как апостольский.

В Деяниях апостольских мы находим упоминание о том, что апостолы, в том числе и апостол Павел, постились перед выходом на проповедь, поскольку дело это очень серьезное. Это связано также и с праздником Пятидесятницы – Сошествием Духа Святого на апостолов. Важен он и для людей, воспринявших благодать Духа Святого, чтобы не растратить его. Потому что суетная жизнь очень быстро делает человека похожим на дуршлаг, и вся благодать, накопленная в ходе Великого поста, светлая радость пасхальных дней может уйти, если люди растратят себя на суетную и бездуховную жизнь, которая, к сожалению, обостряется в летний период: период дач, шашлыков и веселого времяпрепровождения. Поэтому мы, христиане, с вниманием и умилением относимся к этому летнему посту.

– То есть это древняя традиция, и соблюдение этого поста необходимо? Есть такое мнение, что Великий и Рождественский посты необходимы и не соблюсти их нельзя, а Петровский и Успенский посты вроде бы необязательные. Справедливо ли такое мнение?

– С одной стороны, надо сказать, что Великий пост имеет обоснование в Священном Писании. Мы знаем, что Господь сорок дней постился в пустыне, и в память об этом Его подвиге Церковь установила Великий пост, который мы и соблюдаем. А остальные посты сформировались уже в ходе развития самой Церкви. Но мы не протестанты, мы не основываемся только на Священном Писании, у нас еще есть понятие Священного Предания – Церкви. И Церковь вырабатывает для нас благочестивые правила, чтобы нам было удобней готовиться к каким-то праздникам, чтобы у нас было время для покаяния и молитвы, Церковь установила еще и другие посты.

Сам по себе пост имеет обоснование в Священном Писании, а продолжительность или время поста – это уже установление Церкви и входит в ее Священное Предание. Если бы Петров и Успенский посты были не нужны, то с течением времени они были бы отменены. Но поскольку Церковь посчитала важным и нужным для нас сохранить их, то мы, доверяя Церкви, со вниманием относимся к ее совету и стараемся его исполнять, так как, по словам Киприана Карфагенского, кому Церковь не мать, тому Бог не Отец.

– Хотелось бы обратить внимание на важность поста именно в лоне Церкви. Некоторые люди говорят, что могут поститься сами, когда и сколько захочется.

– Знаю, что некоторые светские люди, которые даже не ходят в храм и не знают, что там происходит, в пост ограничивают себя именно гастрономически: покупают вместо мясных котлет креветок или делают вкусный постный салат. Но пост в Церкви – это время духовных усилий, духовного подвига, неразрывно связанное с богослужебной церковной жизнью. Если человек пытается в отрыве от церковной жизни построить какое-то свое здание, то это здание на песке.

– Чем отличается богослужебная жизнь во время поста от обычной?

– Сильно меняется богослужебная жизнь во время Великого поста, мы все это прекрасно знаем. Во время Петрова поста есть некие особенности. Некоторые песнопения напоминают о том, что сейчас время поста, и конечно, устав. Была традиция, что во всех постах будничные богослужения совершались так же, как в Великий пост, т.е. с поклонами Ефрема Сирина и т.п. И я знаю некоторые храмы, в которых в Рождественский пост (про Петров не скажу) читается молитва Ефрема Сирина с поклонами и совершаются богослужения, напоминающие богослужения Великого поста. Но в современной практике особые богослужения в основном связаны именно с Великим постом.

Вопрос не в том, что надо ходить на богослужения, потому что в посту они особенные, а просто это неразрывно связано. Если человек хочет получить какую-то духовную пользу, сделать это в отрыве от Церкви будет достаточно сложно. Потому что Церковь – это то место, где мы можем спокойно помолиться, это духовная врачебница: мы приходим в больницу для того, чтобы вылечиться, и приходим в Церковь для того, чтобы выздороветь духовно. Можно заниматься самолечением, но очень часто это заканчивается трагедией, тем более что мы знаем, что Врач у нас один – это Господь. Он Податель всех благ, и в Церкви мы можем получить то, что не можем получить нигде: ни в аптеке, ни в магазине, ни у психологов. В Церкви мы можем получить чистую совесть – Господь может оставить нам наши грехи. И можем получить в ней уникальный опыт богообщения. Мы можем общаться с Богом и дома, и на работе, и в транспорте по пути на работу, но только в Церкви можем получить уникальный опыт, связанный с Причастием, когда под видом хлеба и вина  принимаем Тело и Кровь Христовы; это опыт тайны богообщения.

– Есть такая точка зрения, что пост вреден для здоровья и что он налагает на человека неудобное бремя. Что можно ответить людям, придерживающимся такой точки зрения?

– Я слышал другую точку зрения – что пост полезен. Даже могу сказать про себя: у меня есть некоторые проблемы с желудком, и когда ешь много мясной, жирной пищи, это, наоборот, вредно. Организм затрачивает очень много сил, для того чтобы переварить эту пищу, особенно когда это жареное мясо. Поэтому вреда для здоровья в посте нет.

Другое дело, когда это женщина, находящаяся в положении или кормящая, старый человек, у которого не хватает кальция – и врач прописал ему есть творог. Но тут надо понимать, что «не человек для субботы, а суббота для человека». Пост дан нам, чтобы мы им пользовались, и если человек не может в полной мере исполнять уставную часть, связанную именно с пищей, он может усилить пост в чем-то другом (например, в молитве, чаще ходить на службы). Ведь прийти на богослужение и помолиться вместе со священником и другими прихожанами – это большая радость, но люди часто лишают себя этого. А это, между прочим, тоже может быть частью поста.

Просто режим поста может быть разным: один будет у беременной женщины, другой – для здорового человека, и совершенно иной режим поста будет для человека, находящегося в больнице или, например, военнослужащего. Все это надо обсуждать с духовником, подойти к священнику, объяснить обстоятельства, которые сейчас есть. Священники такие же люди, они всё понимают и благословят молиться так, как будет полезно для конкретного человека.

– Какова конечная цель Петрова поста и каков его смысл?

– Встретить праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Пост – это дорога, ведущая нас к конечной точке. Поэтому все посты называются по своей конечной точке. Петровский пост – к празднику Петра и Павла, Успенский пост – к празднику Успения, Рождественский – к празднику Рождества, а Великий пост ведет к самому великому празднику христианской Церкви – к Святой Пасхе. Поэтому смысл поста – подготовиться к этому празднику и пройти этим путем – пусть иногда трудным, не совсем комфортным, но в итоге радостным, который сделает нас лучше и позволит воспринять благодатную радость от встречи праздника в полной мере.

– Это как раз то, о чем Вы сказали: пост невозможен вне Церкви, так как вне ее нет конечной точки.

– Тогда непонятно – для чего. Ты просто на какое-то время перестал что-то есть. Но бывает, что люди болеют – и врач им запрещает что-то есть. Например, мне врач запретил есть острое, и я стараюсь его не есть. Или человек по убеждениям вегетарианец и перестал есть животную пищу, либо человек изменил рацион по той причине, что продукты подорожали.

Вопрос телезрителя: «Что вы можете посоветовать тем, кто будет поститься в Петров пост в первый раз?»

– Когда человек собирается начинать какое-то дело, ему нужно просить на это благословение у Бога, тем более на такое богоугодное, как в данном случае. Желательно посоветоваться с духовником и выбрать для себя режим поста. Если вы  находитесь в командировке, или военнослужащий, или отец многодетной семьи (либо у вас какие-то иные обстоятельства), можно спросить у батюшки, как лучше провести пост. Тем более что Петровский пост не самый строгий, Вам будет легче его провести: во все дни, кроме среды и пятницы,  разрешено вкушение рыбной пищи, что сильно облегчает выбор рациона для трапезы.

Если Вы поститесь в первый раз, то Вам прежде всего надо понять, зачем Вам это нужно, выбрать цель для достижения и попросить у Бога благословения начать. И затем Вы сами поймете, какие возможности это дает для нашей духовной жизни.

– Вы сказали посоветоваться с духовником, а если у человека, который только начинает поститься, его нет?

– Один раз батюшка сказал мне, что Господь может открыть Свою волю через любого священника. И даже говорил, что потом молится за тех священников, у которых он исповедуется. Иногда люди думают, что пока не найдут духовника, ничего не могут и спросить у священника. В принципе, если Господь уже избрал человека Своим служителем, он рукоположен, священноначалие одобрило его, сказав «Аксиос!» (то есть «Достоин!»).  И у него уже есть какой-то опыт, даже несмотря на то, что он молодой священник, как я, он может вам что-то посоветовать или от своего личного опыта, или от опыта Церкви. А затем уже, исповедуясь у разных священников, ходя в определенную общину, Вы найдете того батюшку, который будет наиболее отвечать Вашему духовному запросу. Вы поймете, что это Ваш человек – тот, с которым Вам приятно общаться, который может дать Вам наставление, наиболее для Вас полезное. Со временем это приходит.

Прежде чем выбрать духовника, нужно начать духовную жизнь, иначе это не получается. Вы начните, сходите в ближайший храм. Сейчас, слава Богу, есть храмы на доступном расстоянии. Придите в ближайший храм, поговорите, поисповедуйтесь, причаститесь, посоветуйтесь. Если возникли какие-то смущения, сходите в другую общину, попробуйте там. Потом Вы найдете для себя нужный вариант. Но посоветоваться о режиме поста Вы можете сейчас. Бывает, что некоторые люди просто приходят к священнику и говорят, что не могут поститься. Вы сначала объясните обстоятельства, ведь священник не знает, кто Вы и откуда. Если ко мне придет человек, которого я не знаю, и скажет: «Вот я не постился, не молился и хочу причаститься», то, понятно, у меня будут вопросы. Другое дело такой случай, что был с одной женщиной, которая заранее выехала на службу с двумя детьми, чтобы их причастить, но они застряли в лифте и пришли на службу, когда уже шло причастие. Но она очень хотела причастить детей, подошла на исповедь, объяснила, и детишек причастили.

Бывают всякие случаи, поэтому священнику надо знать обстоятельства. Объясните ему, что Вы только начинаете поститься, пока не знаете, как правильно, и священник Вам посоветует, я уверен в этом.

– Вы сказали, что есть определенная сложность в том, что Петров пост приходится на время отпусков, летнее время, когда все располагает к отдыху. Как  совместить отдых с постом?

– Смотря что человек вкладывает в понятие отдыха, потому что отдых может быть разным. Для кого-то это прежде всего активный отдых (например, кататься с гор на лыжах, заниматься туризмом), для кого-то отдых – это греться на солнышке у моря, а для кого-то копаться на грядках на даче, помогая супруге или маме с бабушкой. А для кого-то отдых – это буйное веселье, связанное с огромным количеством алкоголя, какими-то развязными вещами. Так это никогда не одобрялось, независимо от того, идет ли пост. Ты же не можешь в одно время быть сдержанным христианином (хоть икону с тебя пиши), а закончился пост – и человек находится в состоянии буйного веселья и помрачения ума. Сдержанность должна быть всегда, все должно быть в меру. Как говорит апостол Павел, ничто не должно владеть тобой, ни еда, ни компьютер (переходя на современные реалии), ни какие-то увлечения. Все хорошо, «все мне позволено, но не все полезно».

Недавно ко мне обращалась семья, у которой отпуск выпал на Петров пост; им нужно лететь на море. Не всегда человек волен выбирать время отпуска. В таком случае обсудите с батюшкой, духовником (если он у вас есть), режим вашего поста. Так как в этом году Петров пост продолжительный (а отпуск сейчас обычно берут не на целый месяц, а на неделю-две), то когда вы вернетесь с новыми силами, отдохнувшими, сможете еще приступить к духовному деланию. Поговорите со священником, подумайте сами. Иногда и на отдыхе можно соблюдать какой-то режим поста. Все возможно, если помнить правило, что не человек для субботы, а суббота для человека, то есть церковные правила нужны для нашего духовного развития, а уж сколько мы можем понести, зависит от каждого из нас.

– Вы сказали, что этот пост ведет нас к встрече дня первоверховных апостолов Петра и Павла. Почему эти апостолы названы первоверховными?

– Чтобы выделить их среди прочих апостолов. Если мы почитаем Священное Писание, то увидим, что апостол Петр был одним из первых учеников Христа. Когда Христос обращался к апостолам с каким-нибудь вопросом, чаще всего от их имени отвечал Петр. Именно Петру Господь сказал потрясающие слова: «Ты, Петр, камень (с греческого языка «Петрос» переводится как «камень»), и на этом камне я создам Церковь Свою, и врата адовы не одолеют ее».  Почему Он так сказал? Потому что Петр от лица всех апостолов исповедовал Христа как Бога. Спаситель спросил: «За кого Меня почитают люди?» Христа представляли по-разному, кто-то говорил, что это пророк Илия спустился с небес, кто-то – что это воскрес убитый Иоанн Креститель, третьи – что это просто кто-то из пророков. А фарисеи вообще обличали Его в волхвовании и чуть ли не в том, что Он слуга Велиара. Поэтому Иисус и спросил: «А за кого вы Меня почитаете?» И Петр ответил: «Ты Сын Бога Живаго». И за это исповедование Христа как Бога Он и сказал, что эта вера в Него как в Бога будет камнем, на котором Господь создаст Церковь. Так сейчас и есть: если человек не верит в Христа как в Бога, вера его пуста.

Апостол Петр всегда выделялся своей горячностью, искренностью. Будучи рыбаком, вроде бы простецом, он настолько глубоко воспринял веру во Христа, что стал Его верным учеником. Несмотря на то, что и у него были в жизни кризисы. Мы знаем, что на Тайной Вечере он говорил Спасителю, что никогда не отречется от Него. А Господь сказал: «Истинно говорю тебе, что прежде чем петух пропоет дважды, трижды от Меня отречешься». И апостолу Петру пришлось пережить этот страшный грех предательства. Конечно, это не та мера, что была у Иуды, но все-таки он предал Христа, отрекся от Него, хотя обещал пострадать вместе с Ним. Но мы видим милосердие Божие и Его Промысл: Он дал возможность Петру покаяться и вновь вернуться в апостольский лик, так что он даже сподобился назваться первоверховным апостолом, хотя одно время отошел от Христа. Хотя в Соборном послании апостола Петра мы видим, что он сам вспоминает об этом своем отступлении и жутко сожалеет. Это покаянное чувство было с ним до самого конца. И, по Преданию, апостол Петр даже попросил, чтобы его не распинали так, как Христа, а перевернули крест. Он сказал: «Потому что я не достоин того, чтобы меня распинали так, как распинали моего Учителя». Поэтому первоверховным Петра назвали за его подвиг веры и за то, что он выделялся среди других апостолов.

Апостол Павел же был человеком очень образованным, учился у ног старца Гамалиила, давшего ему глубокое образование, иудейское и римское. Апостол Павел замечательно знал греческий язык и философов. Но он был иудеем-ревнителем и, как мы знаем, гнал первохристиан. Даже когда убивали первомученика архидиакона Стефана, его одежду складывали как раз у ног Савла – будущего апостола Павла. И когда апостол Павел ехал в Дамаск, для того чтобы изгнать местную общину христиан, то ему явился Господь и сказал: «Савл, зачем ты гонишь Меня? Тяжело тебе идти против рожна». Эта встреча с Господом поразила Павла и изменила его жизнь. После этого он ослеп, а когда прибыл в Дамаск, то вместо того, чтобы гнать христиан, нашел их и попросил, чтобы его крестили. Когда же он крестился, прошла его слепота и духовное омрачение, связанное с тем, что он гнал первохристиан. И потом всю свою жизнь он отдал на проповедь Евангелия, претерпевая иногда немыслимые трудности и испытания, которые он перечисляет сам: много раз был бит камнями, много раз его изгоняли, он терпел и холод, и голод, и кораблекрушение. Но в том числе благодаря его многочисленным миссионерским поездкам христианство распространилось так широко по Римской империи. Поэтому Павел тоже заслужил звание первоверховного апостола.

Двух этих апостолов мы выделяем особо, и им установлен отдельный день памяти.

– Как интересно, что среди двух этих первоверховных апостолов один отрекался от Христа, другой гнал Его. Благодаря чему произошла столь разительная перемена в апостолах? И какой урок она несет нам, сегодняшним христианам?

– Встреча со Христом действует на всех людей. Апостол Петр непосредственно встретил Христа, став Его учеником. Апостолу Павлу Христос явился. В этих апостолах была внутренняя искренность и готовность отозваться на эту встречу. Есть зеркало, которое дает хорошее отражение, и ты четко видишь себя в нем, но если запачкать зеркало черной краской, то когда будешь смотреть на него, ничего не увидишь. Так же человеческая душа: мы должны отражать в себе Бога. Господь создал нас по образу Своему, мы должны достигать подобия Божия. И когда люди смотрят на нас, христиан, мы, как последователи Иисуса Христа, в принципе, должны быть на Него похожи. Почему так много людей откликалось на проповедь апостолов? Потому что они видели в них действительно живую веру, образ Бога. Но при этом апостолы были такими же людьми, как и мы с вами.

У всех людей есть недостатки и слабости. Апостол Петр был смелым, ревностным, но, с другой стороны, были у него и моменты слабости, когда он отрекся от Господа. Но Господь не будет судить человека только по одному поступку его жизни. Господь всегда дает человеку возможность исправиться. Пока мы живем здесь, на земле, Промысл Божий ведет каждого грешника к исправлению. Господь Сам сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»; спасти, помочь им. В этом наша надежда и радость, что Господь пришел для нас, грешников.

И апостол Петр, отступивший от Христа, и апостол Павел, который сначала гнал Христа, – смогли исправиться. Они встретили Господа, увидели неправедность своей жизни и покаялись, исправились. Но, к сожалению, человек иногда может остаться глух к проявлению Божьей воли в своей жизни. Он, может быть, и видит, что делает что-то неправильно, что не могут просто так сложиться все обстоятельства. У нас есть такая пословица – «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». А иногда, к сожалению, гром уже грянул (и не раз), в жизни человека произошли какие-то неприятности, он уже видит, что это не случайное стечение обстоятельств, но все равно очерствелое сердце противится тому, чтобы услышать призыв Божий и исправить свою жизнь.

Поэтому, глядя на апостолов Петра и Павла, мы должны, даже упав, даже совершив какую-то ошибку, находить силы и вдохновение встать, как и они, и идти дальше служить Господу. После того как упал, можно начать жалеть себя, тереть ударенную коленку или плакать, как маленький ребенок, который, упав, может встать и идти дальше, но лежит и плачет, ожидая, пока мама с папой не поднимут и не пожалеют его.

К сожалению, мы, взрослые, тоже иногда ведем себя таким образом. Если что-то у нас не получилось, в чем-то мы ошиблись, где-то грех победил нашу волю и мы совершили что-то неприглядное, согрешили чем-то перед Богом, мы не должны начинать жалеть себя и унывать: «Вот я согрешил опять...» Как мне сказал один человек на исповеди: «Я долго не приходил на исповедь, потому что мне было обидно: я уже исповедовался в этом грехе и опять его совершил; как же я буду опять в нем исповедоваться?» Наоборот, если упал, то надо подняться, отряхнуться и идти дальше служить Господу. Господу нужны верные ученики, последователи, которые будут проповедовать Евангелие. Некоторые говорят: ну, это апостолы, это им Господь сказал: «Идите и научите все языки и народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». То есть они должны научить людей соблюдать все, что им рассказывал Спаситель. Этот призыв к апостольскому служению некоторые люди понимают как данный только апостолам, но, в принципе, это относится ко всем христианам, и к нам тоже.

Мы тоже должны заниматься неким апостольством. Кто такой апостол? Это посланник, тот, кого Господь посылает на проповедь. Но когда Господь сказал: «Вы свет миру», Он сказал это про всех. Мы должны быть светилами. Мир должен видеть нас как учеников Христа, которые похожи на Него: добрые, милосердные, искренние, не врут, предпочитают не свою выгоду, а, наоборот, помощь кому-то. Такие выбирают вместо выгоды любовь и жертву. Такие люди будут заниматься апостольским делом. Другие люди будут смотреть и думать: «Что это за удивительные люди? Почему они ходят и улыбаются?»

Некоторые думают, что пост – это время, когда нужно надеть на себя черную одежду, посыпать голову пеплом и ходить мрачным, злобным, чтобы все видели, что ты постишься. А Господь говорит наоборот: «Умой свое лицо, надень чистую одежду и будь радостен, благостен, занимайся делами милосердия». Помоги кому-нибудь, улыбнись кому-нибудь, а то у нас по городу все ходят хмурые, спешат на работу, у всех свои проблемы. А стадо Христово, ученики Христовы – народ святой (Господь ведь призвал нас к святости), они должны стараться подражать Ему, начиная хотя бы с маленьких ступенек – не отвечать злом на зло, не быть все время раздражительными, а искать все время, кому бы помочь, как бы проявить свое милосердие. И тогда проповедь христианства будет шириться.

– Главная проповедь – это собственный пример; собственно приближение к образу Христа. Интересно, что на иконе, которая служит сегодня нам заставкой, апостол Петр держит ключ, а апостол Павел – меч. Что означают эти символы?

– Апостола Петра часто изображают в соответствии со словами Господа: «Я дам тебе ключи от Царства Небесного». Поэтому существует предание, что привратником царских врат будет апостол Петр.

У изображения апостола Павла с мечом есть разные толкования. Иногда с мечом изображают и святителя Николая. Но это не значит, что их изображают как воинов, которые воевали и, не дай Бог, кого-то убивали. Как раз когда апостол Петр вытащил меч и отрубил ухо рабу Малху, Господь сказал ему: «Убери меч твой, потому что поднявший меч от меча и погибнет». Поэтому меч ни в коем случае не означает какую-то воинственность, но это воины Христовы – воители духовные. Потому что каждый ученик Христов призван на брань (есть святоотеческое сочинение «Невидимая брань»). Это постоянная духовная брань прежде всего внутри себя, война за место Господа в своем сердце. Как в некоторых устройствах есть определенная память, которая заканчивается, так же и внутри человека есть определенное место, и люди духа стараются, чтобы оно было занято Богом. Но, к сожалению, это пространство периодически отвоевывается разными пристрастиями: у кого-то сердце больше прилепилось к работе, у кого-то – к музыке, или к творчеству, или к добыванию денег.

Пост – это как раз то время, когда человек может немного потеснить другие свои увлечения и привязанности и освободить место, для того чтобы в него зашла благодать Божия, чтобы Дух Святой мог поместиться в человеке. Христос готов прийти к любому человеку и общаться с ним. Иоанн Златоуст пишет, что Господь каждому человеку протягивает Свою руку и ждет, чтобы человек в ответ протянул Ему свою. Но не каждый человек Его принимает. Люди мне иногда говорят:

– Как так? Вроде бы я и подготовился, прочитал молитвы, которые от меня требовались, и  попостился, а причастился – и ничего не почувствовал?

– Дорогой мой, а как ты мог почувствовать, если у тебя нет свободного места? Господь заглядывает в твое сердце, а там все завалено: пустые бутылки, отрывки из кинофильмов, все грязно. Если ждешь гостей, разве так встречаешь их? Все убирают, пылесосят, чистят, накрывают стол. А здесь ты должен встретиться с Самим Господом, как же нужно подготовить свое сердце для этого? Надо сначала вычистить все это, по слову Иоанна Предтечи, «принести достойный плод покаяния», тогда в вас очистится место, куда сможет войти Христос. Тогда вы действительно почувствуете, что причастие не было формальностью (как поезд, прошедший в метро), почувствуете богообщение, переживете необычайный религиозный опыт.

Поэтому в том числе и апостольский пост позволяет нам немного оттеснить те увлечения и привязанности, которые нас иногда слишком порабощают.

Вопрос телезрителя: «Мы воцерковлены, у нас многодетная семья, детишки начинают подрастать: старшему восемь лет, он уже окончил первый класс; другим шесть лет и два года. Постились мы постоянно, но у детишек пост был легче  (например, показывали им меньше мультиков). Сейчас летнее время, они ничем не заняты, постоянно просят поставить мультики. Как их направить, чтобы им было не скучно, интересно? И вопрос по поводу питания многодетной семьи, так как мама готовит на всех, приготовить каждому отдельно не получается».

– Я сам рос в многодетной семье, у меня самого сейчас трое детей, и моя матушка спрашивает, как ей правильно организовать стол и досуг детей. Конечно, нельзя применять к детям тот монастырский устав, который есть у нас, и заставлять поститься их строго. Если жена готовит на всех, то все и едят определенную пищу. Единственное, я не вижу проблемы в том, чтобы заменить мясную пищу на рыбную. Дети иногда даже не вспоминают об этом, тем более что младшие обычно тянутся за старшими – должно быть так, а не наоборот.

Моим детям шесть лет, четыре года и два с половиной, и когда был Великий пост, у нас не было мяса, потому что его никто не ел. И дети воспринимали это нормально. Для нормального развития и здоровья в этом тоже нет ничего страшного. Но это решают сами родители, в том числе по совету духовника.

Многодетной семье даже легче, потому что дети знают: сейчас идет пост, не едим такие-то продукты. А строгость поста уже можно регулировать. И ты сам можешь что-то не есть. Тем более Петров пост не такой строгий, можно что-то выбрать.

Я прекрасно понимаю Ваш вопрос по поводу детей. Мы с супругой решаем его довольно просто: жена готовит общую еду на всех, готовит она достаточно вкусно, и дети едят то, что им дают. Готовить в многодетной семье каждому отдельно то, что он любит, думаю, тяжело и не очень полезно.

Что касается мультфильмов и досуга, вообще не нужно, чтобы дети постоянно смотрели мультфильмы, находились в планшетах, телефонах. Это никогда не полезно: ни в пост, ни без поста. Тут вопрос в том, насколько родители могут уделять свое время детям. Если оба родителя работают, тогда, конечно, это сложнее. Но поскольку Господь нам доверил этих детей, мы должны проводить с ними время и помогать им находить достойные занятия.

В том, что касается мультиков, у нас режим не меняется, поскольку смотрят они их раз в несколько дней, когда есть свободный вечер. Тем более важно, что смотреть. Сейчас есть такие современные мультфильмы, что когда я их увидел, у меня был культурный шок, потому что я даже представить себе такого не мог. Вы должны выбирать то наполнение, которое подходит для детей. Если они будут смотреть старые советские мультики, не думаю, что в этом будет что-то плохое. Но если они будут смотреть их десять часов подряд, тогда, конечно, ничего хорошего в этом нет.

Для детей надо находить занятия. Дети очень любят, когда им читают книги. С детьми надо гулять, проводить время на воздухе. Даже если нет дач, то есть парки, площадки, куда можно пойти погулять с детьми. В нашем детстве не было ни компьютеров, ни телевизоров, но мы находили занятия. Причем помню, что папа принципиально не покупал телевизор на дачу. В Москве он был, а на даче нет. Мы просили как-то папу купить, но он принципиально не покупал. И слава Богу, я благодарен родителям за счастливое детство, потому что они дали нам возможность заниматься в детстве тем, чем обычно занимается ребятня: ездить на велосипедах, купаться по нескольку раз в день, лазить по деревьям, строить шалаши, выдумывать какие-то игры, развивать собственное воображение, общаться с другими ребятами и т.д.

Если у Вас многодетная семья, тем более если есть дача, самое главное – это начать что-то делать с детьми. Некоторые дети привыкли только находиться в информационной среде: смотреть что-то, играть во что-то, и они уже не способны пойти и просто самостоятельно поиграть. Вы должны проявить инициативу: «Пойдемте все вместе». Уверен, у Вас все получится.

Но детям очень важно объяснять, зачем и почему мы это делаем. Если просто перестать кормить их мясом и сказать, что так надо, – это неправильно. Надо говорить, что сейчас идет пост. И почему мы постимся, кому это нужно. Нужно это нам. Господь нас любит и так. Даже если мы не будем поститься, Господь нас все равно будет любить. А вот нам, для того чтобы проявить нашу любовь к Богу, нужно стараться. И чтобы нами не завладели страсти, которые могут вырасти как сорняки на грядке нашего сердца, нам надо приложить некие духовные усилия. Пускай это будет не очень просто, но зато награда  велика. Если дети видят пример в своих родителях и слышат компетентные, полные, интересные объяснения, они все это воспринимают.

– Какими качествами мы должны обладать, подражая апостолам Петру и Павлу?

– Мы уже немного говорили об этом, но повторю еще раз. Что для меня важно в апостоле Павле, так это его искренность и горячность сердца, готовность следовать за Христом и даже некоторая дерзновенность, чего нам иногда не хватает. У Иоанна Богослова в Книге Откровения есть такая фраза: «О если бы вы были горячи или холодны, но вы теплохладные...»  То есть вы никакие, какая-то серость. Иногда я смотрю на нас, христиан (в том числе, конечно, и на себя), и мне становится грустно от того, что нет в нас этой дерзновенности апостола Петра, который стремился узнать Христа, последовать за Ним, сделать что-то, чтобы проявить себя настоящим учеником Христовым. И нам нужно поучиться у него этому качеству – дерзновенности. Мы иногда просто боимся выйти из зоны комфорта, думаем: «Мало ли что произойдет? Лучше уж отсижусь». Поэтому некоторые люди боятся пойти выучить еще один иностранный язык, кто-то боится освоить новые навыки, найти новую работу. Некоторые боятся детей, думают: «Вот у меня один ребенок есть, куда мне еще? Два ребенка – это очень тяжело, а трое – это вообще ужас какой-то!» Эта боязнь от лукавого, это страх, основанный на нерешительности, гордыни и маловерии. Человек должен быть подвижником – двигаться к Господу Иисусу Христу. И у апостола Петра можно поучиться этой дерзновенности.

Апостол Павел был глубоким, образованным человеком. Когда я читаю апостольские послания, меня всегда поражает, как глубоко и сердечно он воспринимает слова Христа. Он не был непосредственным свидетелем евангельской проповеди Христа, позже присоединился к апостольскому лику, но как глубоко, всем сердцем он воспринимает Его слова, вообще все христианское учение! Как он переживал все это внутри себя и как сумел научить других людей вере во Христа! Поэтому когда мы читаем послания апостола Павла, мы должны научаться от него глубокому пониманию христианской веры, сердечному пониманию, потому что рационально познать Бога невозможно: Он превыше всей твари. Мы можем пытаться постигнуть только какие-то отдельные вещи, которые нам открыл о Себе Бог. Самое главное, чтобы сердце наше не оставалось каменным.

Приведу последний пример. Некоторые люди, приходя на богослужение, не сразу начинают понимать, что читают, что поют. Но люди с сердцем, чувствительным к духовному миру, даже не сразу все понимая (потом они купят литературу, посмотрят, начнут прислушиваться), чувствуют духовную атмосферу храма. Такой человек почувствует, что здесь люди молятся Богу, что Господь готов каждому человеку через существующие в Церкви таинства подать особую благодать. А бывает человек с каменным сердцем – ему уже всё дали, он знает все тексты, а на него это не действует. Поэтому у апостола Павла мы должны научиться этому глубокому, сердечному пониманию христианской веры.

Ведущий Денис Береснев

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы