Церковь и культура

28 марта 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

Эфир от 28 марта 2013 года.

У нас в гостях настоятель храма Святого Апостола Андрея Первозванного, руководитель детско-юношеского хора православной гимназии в Люблино, руководитель хора духовенства Юго-Восточного викариатства города Москвы протоиерей Виктор Шкабурин.

– Сегодня мы обсудим тему «Церковь и культура». Батюшка, недавно в Москве прошла акция «Ночь в театре». Аналогичные акции – «Ночь в музее» – хорошо известны. Суть такова: с 23.00 и где-то до 2 часов ночи открыты театры для бесплатного посещения. Проводят экскурсию по театру, можно увидеть, что такое гримерка, где питаются актеры, да и сами представления показывают. С одной стороны, вроде бы неплохо: бесплатно можно посетить театр с семьей или с друзьями, пусть и ночью, а, с другой стороны – сейчас все-таки пост идет.

– Думаю, если в течение года такие акции устраиваются, то для кого-то это привлекательно. Например, днем студенты учатся или кто-то работает. Если выбирать, куда пойти студенту после учебного дня – расслабляться на дискотеку или в ночной клуб, так, наверное, лучше пойти в театр, посмотреть, как он устроен, спектакль посмотреть.

Другое дело, если эта акция устраивается именно во время Великого поста, то есть как бы в пику: не ходите в Церковь, а пойдите лучше в театр. Мы знаем, что православные люди воздерживаются от развлечений, неполезных для души и тела, – во время поста мы стараемся сосредоточиться на духовной жизни, и театр, безусловно, отвлекает. Хотя спектакль спектаклю рознь. Бывают спектакли совершенно безобразные, сейчас режиссеры, чтобы создать себе имя, идут просто на похабные вещи, а есть классические спектакли, где высота, где режиссер хочет найти глубину смысла, не ударяясь в пошлость и порнографию. Даже в интернете, мы знаем, самые посещаемые сайты – порнографические, это говорит о том, как низменна природа падшего человеческого естества.

Так что все зависит от того, какое время и какой спектакль. Если выбирать, куда идти в ночь на Рождество или на Пасху, – в церковь или театр, то, конечно, я скажу, что лучше бы пойти в храм, а если выбирать между ночным клубом, где стриптиз и все прочее, или ночным спектаклем, то пускай лучше «Гамлета» посмотрят.

– То есть ко всему мы относимся с рассуждением…

– Надо сравнивать на весах и смотреть что полезно, а что вредно.

– Немного о театре современном. Не всегда на сцене крайности; бывает, режиссер-постановщик привносит что-то свое, сильно отличающееся от классического произведения, может быть, даже искажая замысел автора. Искажения, затрагивающие смысл, полезны?

– Можно провести аналогию с дирижером, который тоже является интерпретатором произведения композитора, классического или современного, но при этом он может высветить смысл произведения так, что сам автор ахнет! Как-то Сергей Рахманинов присутствовал на репетиции своей «Всенощной» в исполнении Синодального хора в консерватории и после концерта сказал: «Я даже не знал, что написал такую потрясающую музыку». Вот насколько дирижер Михаил Михайлович Данилин смог показать ее глубину, ее духовность – даже композитор был потрясен.

Совсем другое дело, если дирижер или режиссер хочет «якать»: «как я оригинален! как я могу все это перевернуть!». Не так давно в Большом театре был спектакль «Евгений Онегин», я не присутствовал, но отзывы такие были, что герои были раздетые. Ну и что, этим они высветили суть Евгения Онегина, что ли? Нет, только исказили.

Если дирижер начнет менять ноты в произведении, он уже будет не помогать донести идеи автора произведения, а будет извращать. Бывают удачные переносы действия в другую эпоху. Все зависит от цели, которую ставит себе художник, режиссер или дирижер. Например, в американском фильме история Ромео и Джульетты перенесена в современность, вместе с Монтекки и Капулетти враждующие банды молодежи Нью-Йорка, мюзикл. Но, тем не менее, художественный эффект достигается, это принимается зрителем. Другое дело, что можно настолько исказить, опошлить, и это будет вызывать отторжение у зрителя, у слушателя.

– Каким должен быть подход к воспитанию детей, если родители решили избрать для них творческую специальность?

– Творческая специальность – понятие очень расплывчатое. Одно дело, если из ребенка хотят сделать вокалиста: у мальчика мутация, у девочек голос тоже складывается, когда развивается весь организм. Вспомните Робертино Лоретти – такой известный был мальчик в 60-е годы! Был прекрасный голос, но стал ничем не примечательным певцом. Певцы начинают довольно поздно свое развитие, хотя очень важно, чтобы они с детства получали музыкальную подготовку, общеэстетическое развитие.

Другое дело – воспитание пианиста или скрипача. Тут уже чем раньше начать, тем лучше, некоторые с 3-х лет начинают воспитывать. Исключения здесь бывают, скажем, Хачатурян только в 15 или 18 лет начал заниматься на виолончели, но стал прекрасным композитором. Все известные музыканты начинали учиться с детства. Мало таких гениев, как Моцарт, для которого музыка была как дыхание.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать