Отношение к смерти

10 июля 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Долгоруков, настоятель храма Рождества Иоанна Предтчи города Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга. Эфир 10 июля

 

– Тема нашей беседы – отношение к смерти.

– Отношение к смерти мне представляется очень важной темой. Бывает, люди приходят в храм с различными вопросами, и когда у них спрашиваешь, что они считают самым главным в христианской вере, то ответы звучат по-разному на начальном этапе. Кто-то пришел – какие-то проблемы возникли, трудности, болезни, скорби, кто-то ищет душевного утешения: придешь в храм – хорошо, спокойно, ладан, свечи… Кому-то очень важны традиции русского народа, традиции Русской Церкви…

Но не будем забывать, что самый главный вопрос человеческий – несколько иной; на него не могут, по моему глубокому убеждению, ответить ни философия, ни психология, ни естественные науки – это вопрос жизни и смерти. Зачем человек живет, как нужно жить и что будет после смерти? И вера христианская в первую очередь отвечает на эти глубинные потребности человека.

Почему я говорю – глубинные? Нередко люди даже сами не осознают четко, что движущая сила их жизни. Между тем психологи, и мне доводилось об этом читать неоднократно, говорят, что все человеческие страхи, переживания имеют основанием один-единственный страх – страх человека перед смертью, перед небытием. Трудился человек в этом мире, жил, делал что-то, страдал, любил, ненавидел – приходит смертный час, и все разлетается в прах. И получается весьма печальная ситуация – сколь бы ни был человек велик, придем мы на кладбище, подойдем к его могиле и скажем: «жил он, трудился, создавал, любил – и все зря, все напрасно». Это, конечно же, если нет вечной, бессмертной души, нет любящего Бога Отца – Источника жизни и всякого блага.

Христианская вера дает человеку как раз то, что жаждет его душа. Люди старшего поколения, в отличие от молодых, потихонечку начинают замечать состояние своей души, начинают чувствовать, что проходят годы, ветшает тело, появляются морщины, ножки становятся немощными; зайдешь в трамвай, автобус – молодые люди место тебе уступают. И по первости человек удивляется: «с какой стати мне уступают место?»… Внешне человек меняется, а внутренний мир, душа ни старения, ни усталости, ни потребности к тому, чтобы жизнь закончилась, не имеет. Более того, существует внутренняя потребность к вечности, к бессмертию.

Я, будучи еще молодым священником, заметил один случай, который меня многому научил. Прихожу к одной старушке 82-х лет и вижу, что у бабушки в глазах тоска. Она смотрит на меня и говорит: «Ох, батюшка, еще бы пожить, хотя бы 10 лет»... 10 лет! И меня это так поразило, мне-то казалось, что в 80 лет таких желаний не должно появляться у людей, и подумалось: ну пройдет 10 лет, что изменится? 100 лет пройдет, 500 лет…

Душа человеческая не стареет. И вот эта внутренняя потребность бессмертия настолько глубоко укоренена в человеке, что даже люди, проповедующие атеизм, марксизм, коммунизм, и то внутренне, подспудно стремились, пусть в каких-то своих извращенных формах, реализовать, отстоять эту идею, смысл бессмертия. Достаточно обратиться лет на 30–40 назад, пройтись по нашим улицам и увидеть плакаты, слова Маяковского: «Ленин жил, Ленин будет жить». Ведь с точки зрения марксизма, атеизма – это абсурд полнейший: все, никакого Ленина нет с той поры, как дыхание в теле его завершилось. Говорили: «да, души нет, материя вечна, происходит распад материи на атомы, на частицы, но они же вечно существуют, это тоже часть тебя, через эти атомы ты тоже становишься участником вечности, бессмертия. А потом, если хорошо пятилетку выполнять ( я немножко вышучиваю это все), памятник поставят – в веках твои будут жить дела, потомки будут жить и уважать» – это все внутренняя потребность в бессмертии.

 

– Звонок от телезрителя.

– Раба Божия Лидия, город Ульяновск: «6 лет тому назад я похоронила сына, и когда мы отпевали его в храме, у него по всей щеке пошел румянец. И это уже 6 лет у меня не выходит из головы».

– Дорогая сестра, вы похоронили сына; я думаю, что тут дело не в румянце. Что бы ни произошло на похоронах, обязательно бы у вас в памяти остался какой-то момент, который никогда бы не выходил из ваших мыслей.

Мне пришлось 10 лет служить священником на кладбище и проводить в последний путь не одну тысячу человек, я многократно наблюдал, что для родителей смерть и похороны детей – это всегда величайшее горе. После смерти детей могут пройти годы, сколько угодно, но вновь и вновь идет старая женщина, возможно, с мужем, к могиле своего ребенка, и не могут не идти… Кто знает, почему это случилось на похоронах. Думаю, это чисто физические, естественные причины. Не нужно об этом беспокоиться. То, что произошло, становится внешним поводом для вас, чтобы вы вновь и вновь возвращались к памяти своего сына. И смущаться этим не нужно.

Мне приходилось встречаться и разговаривать со многими матерями, и они никогда не забывают своих детей. И даже внешне можно, придя на кладбище, окинуть его взором и понять сразу же: вот там родители схоронили свое чадо, вот та могилка и вот та – по цветочкам, по памятнику это всегда видно.

 

– Батюшка, еще один звонок.

– Меня зовут Евгений, из Белгородской области. Бог – всевидящий, Он все знает за человека, как тот проживет жизнь, куда потом попадет. Мне непонятно: если Бог уже заранее знает, что человек окажется в аду и будет вечно мучаться,  – для чего он тогда живет?

– По долгу моей службы как священнику мне немало пришлось пообщаться с людьми, которые страдают наркозависимостью. Ну и, конечно же, пришлось немало пообщаться с их родителями. Я такую вещь заметил: большая часть родителей, несмотря на то, что их дети, как говорят, законченные наркоманы, от них не отказываются и не рассуждают: «Мой сын наркоман, ему осталось жить год – два, выгоню-ка я его из дома, может, он побыстрее помрет, что ему зря этот год мучаться». Почему так происходит? Есть любовь родительская, и любовь эта  выше всех законов, выше закона справедливости,  даже здравого смысла, но это наше, человеческое, несовершенное – родительская предвзятая любовь.

А есть Божественная любовь. Господь любит всякого человека – и  праведного, и  согрешающего. Мы ведь с вами не знаем о судьбе того или иного человека, и что там будет в  вечной жизни. А для чего мы молимся за усопших? Ведь, значит, у нас есть надежда, что Господь помилует, Господь поможет этому человеку восстать, чтобы его душа  спаслась. За Господа,  думаю, судить не может ни один человек.  Как сказал один умный священник:  наша задача – делать все, что  в наших силах, а результат уже будет от Господа Бога.

 

– Батюшка, еще один звонок.

– Раба Божия Наталья из Самары. Завтра будет 35 лет, как у меня сын умер, болел он сильно, рак был. Он окрестился перед смертью. А я окрестилась гораздо позже, через год где-то. И меня вопрос до сих пор мучает, я его не пособоровала тогда, не знала, что это надо делать. Мне очень хочется узнать, что я должна сделать, чтобы облегчить участь его? Молюсь, конечно, за него…

– Немножечко отвлекусь от темы, чтобы пояснить. Приходит женщина в храм в слезах: «Батюшка, у меня горе – болеет сын, это Господь меня за прошлые грехи наказывает». Я обычно говорю так: «Вы любите своего ребенка?». – «Да, люблю». Давайте хоть на секунду представим, что Господь Бог – любящий Отец:  как бы вы ни любили свое чадо, Он любит его несравненно – назовем цифру,   в миллиарды раз –  больше; и этого будет мало –  Он любит его больше, чем вы. Не будем с вами  об этом забывать. Но у людей, которые проводили своих близких в последний путь, очень часто бывает  ощущение вины –  что-то не сделали, что-то нужно еще сделать. Поверьте, многие наши недочеты, что  были при жизни сделаны, мы  можем восполнить. Восполнить нашей любовью, нашей памятью и самой простой, сердечной молитвой об упокоении человека. И больше ничего не нужно.

Вообще, в традиции, по крайней мере русских, христиан православных –    молитва об упокоении усопших и милостыня от  его имени. У нас сейчас после похорон бывают обеды поминальные, раздают платки и чашки, вилки, ложки, не совсем понимая смысл этой раздачи. В этом ничего плохого нет, это христианская традиция, но это всегда делалось от имени усопшего –  человек готовился к смерти и  завещал: вот это на храм Божий, это жене, это детям, это на помин души, а это раздать нищим. Человека уже нет в этой земной жизни, но он нашими руками творит добрые дела. И поэтому,  я думаю, если вы так беспокоитесь об участи своего сына, то самым лучшим делом будет представить, какой бы сейчас хотел увидеть вас ваш сын. Плачущей, переживающей, угнетенной? Нет. Наверное, он хотел бы вас увидеть другой. И стремление не уйти в  печаль, в уныние, а быть духовно единым с Богом, а  через Господа со своим сыном, должно помочь нам преодолеть горе, эту утрату, это расставание. Ведь когда мы обращаемся с молитвой к Господу об усопших и  живых, то духовно  становимся к ним ближе.

– Батюшка, еще звонок.

–  Меня зовут Любовь Ивановна, я проживаю в Липецкой области, поселок Лев Толстой. Я  год назад тоже похоронила сына и никак не могу справиться с этим. Он умер от сахарного диабета. Я хожу на кладбище каждый выходной,  хожу в храм, молюсь. Даже у батюшки спрашивала – батюшка сказал, что нужно читать молитвы. Я и так читаю каждый раз молитву об усопших детях, но не могу я никак справиться, мне кажется, что он постоянно со мной, ведь когда он болел, я постоянно была с ним. Помогите, пожалуйста. И если я каждое воскресенье хожу на кладбище, это ничего не значит? Я хожу на кладбище, разговариваю там с ним…

– Справиться, чтобы забыть о своем сыне?

– Да, я не могу.

– А нужно ли это вам? У меня никогда не поворачивается язык делать какие-то утешения близким, которые похоронили своих родных, а уж тем более никогда в голову не приходит утешать матерей: все наши утешения будут выглядеть или немножко лицемерными или просто глупыми. Мать, схоронившая своего ребенка, никогда не забудет его. И это правильно, так и должно быть.
Другое дело, что  память о наших чадах может  парализовать и ввергнуть в уныние, – вот этого нельзя допустить. А забывать о своих чадах тоже нельзя, но это должно стать для нас  источником  любви, нашей верой и нашей молитвой, и пусть не забывается все, что мы пережили, в память о наших детях. Мне довелось с этим  столкнуться: моя покойная бабушка родила и воспитала троих детей, и всех троих схоронила. Я вспоминаю и свою покойную мать,  когда-то она схоронила своего сына, моего брата. Я знаю, что она тоже никогда не забывала о нем,  – никогда мать не забудет,  – но не должно быть отчаяния... Молитесь и  ходите на кладбище обязательно.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать