Начало Петрова поста

1 июля 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает игумен Дамиан (Залетов), настоятель храма Феодора Ушакова в Южном Бутово. Передача из Москвы. Эфир 1 июля 2013 г.

 

- Здравствуйте, дорогие телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Сергей Юргин.

Сегодня у нас в гостях настоятель строящегося храма в Южном Бутово в честь Феодора Ушакова игумен Дамиан (Залетов).

Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.

 

- Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Бог да благословит всех вас.

 

- Тема нашей сегодняшней беседы "Начало Петрова поста".

Расскажите, пожалуйста, о поприще Петрова поста, для чего он был установлен?

 

- Само название Петров пост уже подсказывает цель его появления в нашем календаре - подготовка к празднику святых первоверховных апостолов Петра и Павла и следующему за ним празднику Собора святых апостолов.

Прежде всего, надо сказать об обобщенном смысле любого поста. Прежде всего, пост - это не только воздержание в пище. Это обязательно присутствует в посте, поскольку человек обладает двойной природой: духовной и телесной. Духовная, церковная жизнь охватывает всего человека, поэтому пост касается обеих природ. Человек склонен акцентировать свое внимание на том, что ему более полезно или ощущается им, как первичное. К сожалению, наша телесная природа стоит на первом месте, и мы воспринимаем пост, как воздержание от чего-то, и на первом месте стоит еда.

Конечно, дело не только в еде, пост есть воздержание всех наших чувств, что подчеркивается в начале Великого поста. Великий пост - эталон, образец поста. Пост есть воздержание от наших греховных чувств, это должно иметь свое отражение и в зрении, и в слухе, и в нашем языке. Когда мы говорим о некоем комплексе воздержания, мы должны иметь в виду, что целью мы ставим приобретение. Отказываясь даже от малого и вредного, мы приобретаем.

В первую очередь, приобретаем терпение, опыт контроля над собой, опыт внутреннего самовоспитания. Великие вещи, которые нельзя приобрести без этого великого опыта воздержания, отказа. Отказ - это средство, в итоге в пост мы приобретаем опыт духовной жизни. Прежде всего, мы стараемся ограничить себя в наших излишках или минусах. Это касается еды и каких-то наших чувств: зрительных, слуховых, языковых. Отказ - это первый опыт.

Второй шаг - обратить наши прекрасные, богоданные чувства от плотского, земного, суетного, направив их на духовное. В пост мы духовно себя подпитываем: освободив свои чувства и время, мы можем побольше помолиться, побольше почитать духовного, больше времени выкроить на добрые дела. Отказавшись от излишков в пище, мы поддержим свою работоспособность, ведь недаром народная мудрость говорит, что сытое брюхо к тому и тому (есть разные варианты) глухо. Это народная христианская мудрость. Пост возникает и по этой причине. Это одна сторона медали.

Вторая сторона, как мы уже отметили, в том, что пост - это всегда приобретение опыта. Библейского-богословский взгляд на смысл поста - это некое взращивание первозданной духовной традиции. Вспомним первые главы Книги Бытия: творения мира, рая, человека, который питается растительной пищей. Животная пища появилась в нашем рационе, как следствие нашего грехопадения, некоего расслабления - это факт, он принимается и Богом, и нами, мы работаем с ним, избавляя этот факт. Мы принимаем факт нашей греховности - ослабления нашей человеческой природы, человеческой личности, в том числе вкушение животной пищи как Божие благословение. В пост у нас есть удивительная возможность вернуться к традициям рая, пожить мирной, целостной жизнью, без проявлений злоупотребления, использования чужих жизненных сил на свое. Мы вынуждены это делать, потому что наши силы истощеваются из-за греха, поэтому мы подпитываем себя чужой жизнью. Это факт нашей греховной жизни, который мы принимаем. Но важно, чтобы человек не забывал то, откуда он произошел: постясь, мы приходим в наше естественное состояние, какими мы должны быть.

Пост - это не какой-то необычный период, но как раз самый естественное для нас состояние, но которого мы недостойны, для которого мы слабы, поэтому он мудро установлен Церковью в меру: изредка, но не редко, в нужные периоды времени. Мы можем почувствовать себя Адамом в раю. Мы подчеркнули аспект еды, но надо обратить внимание и на другие.

Это богообщение, молитва, множество аспектов той перспективы, которая была дана человеку в раю, и с которой мы можем соприкоснуться. Вот откуда монашеская традиция невкушения мясной пищи - люди, которые специально выбрали еще большего возвращения  в рай. Это некие основы постов.

 

- Вопрос телезрительницы: Очень хочется поститься, но я больна сахарным диабетом, и врач не разрешает есть углеводистую пищу. Я постоянно исповедуюсь в нарушении поста. Как правильно поступать христианину в такой ситуации?

 

- Вопрос актуальный для многих, потому что все мы больны, поскольку часто проводили нашу жизнь в нарушении нашего пути к Богу. Отходя от Бога, не соответствуя замыслу о нас, мы разрушаем нашу телесную и духовную природу, вот причины болезней. Если мы осмысляем это так, то следствия наших болезней являются орудиями нашего спасения, такими же как: пост, покаянные чувства. Это другой вид подвига.

Как мне кажется, правильно вопрос христианина должен звучать: как мне правильно поститься в данной ситуации? Подумаем с точки зрения здравого смысла и совести. И поэтому вопрос нашей телезрительницы был поставлен правильно. От правильной постановки вопроса мы и ответ получим правильный.

Мы уже начали говорить, что пост не только телесный, есть еще не менее сложные и не менее важные аспекты, на которые нужно обратить внимание. Если мы такие больные, то нам опасно и время терять, нам нельзя откладывать, нельзя терять время и на ругань.

Скоромную пищу тоже можно есть по-разному. Пусть еда в таких объективных случаях будет как лекарство. В других случаях мы можем позволить себе порой что-то лишненькое, что-то вкусненькое. В нынешнее время многое стало для нас обыденным, мы, по крайней мере, москвичи, многим избалованы, поэтому всегда есть, от чего можно отказаться.

Говорю для примера, но не ставлю определенной меры: можно принять таблетку, а после нее, подобно таблетке, принять стакан кефира или сто грамм творожка.

Возвращаясь к разговору об опыте поста, как я говорил, пост - возможность почувствовать опыт некоего духовного мироздания, райского состояния, иметь на практике такой опыт, чтобы не забывать, что это наша духовная родина. Отказываясь, мы приобретаем опыт терпения, а значит скорби, переживания, сопереживания. Сопереживание - это основа любви. Любовь в нашей земной жизни не что иное, как сострадание. Но нельзя сострадать, если сам не страдал. Наше общество активно уходит от этого: в жизни не должно быть страдания, все должно быть комфортно, уютно, безболезненно. И мы уходим от опыта страдания, что было немыслимо всего лишь пятьдесят лет назад. С одной стороны это хорошо, но минус может быть духовный: если мы забудем чувство опытного сострадания. Мы должны поддерживать его в себе, и для этого нам даны прекрасные христианские средства: пост, церковная жизнь. Есть еще одна народная мудрость: сытый голодного не разумеет. Если нет опыта страдания, то не разумеешь.

 

Вопрос юного телезрителя из Самары: Петр и Павел не родственники, почему их память празднуют в один день?

 

- Замечательный вопрос от внимательного и мудрого ребенка. Каждый пост может иметь свои дополнительные аспекты. Петров пост готовит нас к празднику Петра и Павла и напоминает нам об апостольском служении. Конечно, все апостолы равны перед Богом, и апостолов было много: двенадцать, потом семьдесят, еще пятьсот.

С другой стороны, мы подчеркиваем личностный аспект как некий идеал: из всех апостолов выделяем яркие личности как образец всех апостолов. Петр и Павел образуют из себя некий полноценный образ для каждого апостола. У каждого есть свои особенности служения. Личности Петра и Павла выделяются, они явили полноту апостольского служения во всех его аспектах, очень ярко объективно проявили себя. Промыслом Божиим запечатлены и дошли до нас их письменные послания. Петр и Павел повлияли на Евангелие, с их слов записывали евангелисты Марк и Лука. Петр и Павел почитаются особо, как наиболее потрудившиеся и явившие в себе образец для апостолов и для нас.

Прозвучало слово "родственники", для нас на земле аспект кровного родства важен, но христианство возвышается над ним, о чем говорил Христос в Евангелии. Брат и сестра для нас каждый, независимо от родословных связей. Поэтому апостол Петр и Павел были духовные братья, это выше и важнее, чем земные.

 

- Как получилось, что они стали первоверховными апостолами?

 

- Потому что Церковь выделила их как наиболее ярко потрудившихся. Не все апостолы пришли в Рим и так ярко себя проявили, не все обладали яркими писательскими авторскими талантами. Второй аспект, как я уже говорил, их пример как образец.

На второй день после их праздника - Собор всех апостолов Христовых, как нераздельных. 12 и 13 июля - это апостольские дни.

 

- Вопрос юной телезрительницы из Краснодарского края: У меня убили папу, от него остался крестик, можно ли мне его носить?

 

- Наши соболезнования. Нужно носить крестик. Крест - это свидетельство веры. Как Христос как человек падал под тяжестью креста, и его помог нести Симон Киринейский, так и мы: кто-то падает, а кто-то подхватывает. Родитель пал, а чадо подхватывает. Это очень хорошо и правильно, и не надо смущаться, но всегда носить на себе крестик, никогда не снимать, а почаще взирать на него и молиться за себя, за папу и за всех людей. Как это делали апостолы, много претерпевшие за свою жизнь.

Истина всегда требует подтверждения. Такая высокая вечная истина требует такую цену вопроса как жизнь. А результат - приобщение к вечности. И апостолы подтвердили это не просто своими словами, но отдали за это всю свою жизнь до конца, приобретя вечную жизнь со Христом. Поэтому они не остановили своей деятельности, не почивают на лаврах. Но освободившись от условностей земной жизни и телесной природы (апостол Павел имел ограничения в виде недугов, но нес свое служение, невзирая ни на что) они являются активными служителями Бога. Они укрепляют нас не просто примерами и письменными трудами, но реально присутствуют в нашей жизни и поддерживают нас в продолжение наших апостольских трудов.

 

- Почему продолжительность Петрова поста каждый год меняется?

 

- Петров пост приурочен к 12 июля - Празднику Петра и Павла, а начинается всегда через неделю после Праздника Святой Троицы. Праздник Святой Троицы совершается на пятидесятый день от Пасхи, а Пасха движется в зависимости от Пасхалий. Поскольку Пасха в этом году была поздняя, Троица выпала почти на середину лета, что не так часто случается, и соответственно сжимается Петров пост, так что на него осталось 14 дней. Но он бывает и длинный, около 40 дней. По пищевому своему составу Петров пост является легким, потому что ограничивается молочная пища, но вкушение рыбы дозволительно более часто.

 

- Кроме ограничений в пище, что должен сделать православный христианин в Петров пост?

 

- Поскольку Петров пост - это подготовка к празднику апостолов, значит, наше мировоззренческое обращение должно быть направлено к апостольскому служению. Поэтому, мне кажется, христианин должен подумать о своем месте в апостольском служении.  Каждый христианин в некотором смысле является продолжателем дела апостолов - посланник Христов. Апостолы передали свое служение Церкви, епископам, прежде всего, и всем христианам поручили нести весть о воскресении Христовом до скончания века. Это обязанность всех христиан: иметь соответствующие знания, настрой и ревность, а прежде всего, опыт. Нельзя поделиться опытом, если его не имеешь. Можно поделиться знаниями, но это будет сухо и по-фарисейски, если не имеешь такого опыта в реальной жизни

Пост как раз и есть приобретение опыта: практическое исполнение заповедей Христовых, установок во всех отношениях: молитва, Церковь, пост.  Если мы имеем опыт, мы можем делиться с ближними опытом христианской жизни, чтобы наше слово о Христе было приправлено, как говорит Господь, солью, было крепкое, со вкусом. Опыт - это соль, он придает нам возможность говорить остро, злободневно.

Надо более активно насыщать свою душу Священным Писанием. Почему бы дополнительно не прочитать Послание апостола Павла с пояснениями, например, Феофана Затворника? Или какую-то святоотеческую книгу. Например, прочитаю в пост Толкования Иоанна Златоуста на те же Послания и Евангелия. Приобретая опыт жизни, знания в контексте Предания, все это совмещается, и мы становимся готовы к апостольскому служению. Апостол Павел пишет: горе мне, если не благовествую. Это касается каждого христианина. Бывает, что христианин благовествует без слов, своей жизнью. Лучшая проповедь - своей жизнью. Как пишет апостол Иаков, вера без дел мертва. Когда есть дела - это живая проповедь. Об этом хорошо написано в Деяниях святых апостолов.

Наверное, не случайно в Пасхальный период читается книга Деяний. Пасха - и сразу же обращение к реализации Воскресения Христова в жизни. Сразу проповедуем, делимся этой радостью, Пасхальная весть сразу побуждает к апостольскому служению.

Недаром память святых апостолов - пост-пасхальная по строю. Через пятьдесят дней после Пасхи благодать Божия сошла на апостолов, родилась Церковь, через неделю память Всех Святых  как общая реализация заданной программы: будьте святы, как Я свят. Затем акцентирование на апостолах: будьте апостолами для других, делитесь этой радостью.

 

- Вопрос телезрительницы: Сейчас идет пост, стараюсь не пропускать вечерние и утренние молитвы, соблюдать пост в пище, но очень много времени у меня занимают внуки, и сложно уделять время на чтение Евангелия. У меня два внука: девять и пять лет.

 

- Я не зря спросил о возрасте внуков. Если человек чего-то не имеет, он не может поделиться этим, будь то знания или опыт. Поэтому есть два аспекта воспитания. Прежде всего, начни с себя, затем - покажи пример.

Замечательно, что есть внуки, но важно, чтобы они выросли достойными, хорошими людьми, христианами. Пусть найдется время для христианского воспитания внуков, потому что их возраст не только позволяет, но даже требует, чтобы донести не только словами, не "гундеть" о христианстве. Но чтобы в живой, спокойной обстановке мудро рассказать  о добре, Христе, о вечности, но не говорить какие-то общие фразы, но иметь в себе нужные слова и нужные знания. Надо все-таки найти время в течение жизни и года. Евангелие неотъемлемо, хоть у Вас и двадцать внуков, но прочитывайте одну главу. Пусть усталость и трудно, но подвиг как раз сопряжен с трудностью. Поэтому хорошо, когда трудно. Часто многое зависит от нас: мы начинаем много суетиться, что-то в плане физическом, социальном можно сократить, чтобы было время и на молитву, и на слово Божие.

Важно найти нужные слова для внуков, чтобы у них на всю жизнь запечатлелось, что говорила бабушка. Это будет у них канатом, который удержит их и выведет в свое время по лабиринту жизни.

У нас не было правильного христианского воспитания, мы прожили непростые годы в советское время, но с раннего детства я помню молящуюся прабабушку. Я не участвовал в молитве, даже не осознавал, но этот образ прабабушки, стоящей на коленках перед иконами, навсегда остался в моей памяти.

У нас столько технических достижений: стиральные машины, лифты, не буду перечислять все, но у нас все равно не хватает времени и сил. А раньше люди носили воду из колодца, топили печки, но имели время. Так что не будем гневить Бога, но будем благодарить и прославлять Его и учить этому наших детей.

 

- Каково сейчас миссионерское служение Церкви?

 

- Церковь - это мы и каждый из нас. Каждый из нас должен нести это служение в мире. Прежде всего, по отношению к своим близким: своему супругу, своим детям, внукам. И даже более того, имея опыт и знания, мы должны, как пишет апостол, всякому вопрошающему благоразумно и основательно дать ответ. Это наша обязанность. Часто у нас больше эмоций, чем знаний.

Церковь - это единство, и все вместе мы составляем Христово стадо, церковную общину, а все вместе мы можем сделать больше. Под водительством Святейшего Патриарха мы должны обязательно участвовать в общецерковных программах, это придает еще большую весомую силу.

В наше время при всех его сложностях и трудностях, которые, впрочем, были всегда, открыта возможность осуществлять наши прямые христианские обязанности. Спокойно по-христиански жить, молиться, а дальше нести слово Божие: весть о Христе, правильное знание о вере, вера через добрые дела: социальное служение в больницах, Домах ребенка и так далее. Это тоже свидетельство о нашей вере, и каждый может и должен в этом участвовать. Не только читать молитвослов, но и делать какие-то добрые дела.

Когда мы ухаживаем за родственником - это наша обязанность. Доброе дело - это для того, кому мы не должны напрямую, и никто не может нам воздать, это служение абсолютно бескорыстное, и в плане внешнего проявления благодарности и тем более в плане какого-то воздаяния. Поэтому сюда входят социальная, миссионерская, просветительская работа, особенно работа с молодежью, поскольку это - наше будущее.

 

- Вопрос телезрителя: Мне 31 год, но  я недавно обратился к вере. У нас в семье была очень сложная ситуация, и я, как, наверное, многие именно из такой ситуации обратился к Церкви. Я начал читать Евангелие, посещаю церковь, готовлюсь к причастию, начал соблюдать пост. Что мне сделать еще, чтобы глубже понять Церковь и веру?

 

- Это очень ценный, хороший подход. Священники, бывают, очень огорчаются, когда слышат фразу "Каждый верит, как хочет".  Это такой странный подход, когда люди, как минимум, берут на себя права Бога. Это глубокая отдельная тема. Поэтому очень важно, когда люди вопрошают у Бога о правильном пути к Нему, а Бог отвечает через Церковь.

Отсюда сразу и ответ - надо быть ближе к Церкви. К Церкви не как некой идеи, абстракции. Церковь - это живой, реальный человеческий организм, тело Христово, состоящее из людей. Как пишет апостол Павел, подобно живым камням, мы составляем это церковное здание. Будьте ближе к конкретному храму, будьте ближе к конкретному приходу. У нас много разных храмов, у разных общин может быть разный человеческий аспект. Надо найти нужную общину, пастыря, и Вы найдете множество вариантов приложения своих усилий, сможете влиться в реальную живую деятельность, реальный коллектив, обрести пастыря. Пастырь ведет овец, ведет не к себе, а к Богу. Ищите такого пастыря, который поведет Вас ко Христу.

Будучи человеком молодым и грамотным, приложите усилия и к собственному образованию. Возьмите в руки книги о христианском вероучении, не бойтесь сложных книг. Часто христианство мало проявляется в нашей жизни потому, что мы мало знаем о нем, и у нас в руках мало средств. Когда у тебя всевозможные и разнообразные инструменты, можно построить прекрасное здание, но если у тебя в руках один топор, то трудно построить что-то хорошее. Надо много средств, поэтому надо узнавать христианство глубже и шире, глубже вникать в Священное Писание, восхититься его глубиной. Это интересно, увлекательно, христианину должно быть радостно молиться, поститься, ходить в Церковь, потому что он понимает, что, зачем и почему. Поэтому сами изучайте, вникайте в христианскую науку, в христианское богословие и ищите живое приложение в конкретной приходской жизни конкретного храма, знакомьтесь с людьми. Обязательно найдете, если будете искать. Призыв Господом с таким замечательным именем и в таком возрасте Вас ожидает радостная встреча с Богом молитвами Вашего святого покровителя апостола Петра. Дай Бог Вам помощь.

 

- Насколько сейчас трудно нести слово Божие в народ?

 

- Прежде всего, мы сеятели. Об этом сказал сам Христос в притче о сеятеле. Вышел сеятель сеть, но почва может быть каменистая или засоренная, семена могут склевать птицы. Сеять тоже непросто, надо иметь семена, зерно, то есть пастырский опыт, знания. Духовенство всегда работает над собой, все должны обязательно получить духовное образование. Но почва от нас не зависит напрямую. Почва - это люди, они должны тянуться, хотеть. Кто хочет, тот преодолевает свой эгоизм - свою "каменистость". Недаром апостол повторял слова пророка Исайи о том, что сердце людей огрубело, окаменело. Это неоднократно повторяется в Евангелии, как некий предупредительный сигнал. Вот что опасно - окаменение сердца. В чем оно проявляется? В эгоизме - я живу для себя, все должно быть удобно и комфортно для меня, поступаю, как хочу, даже за Бога решаю, как мне верить.

Люди изобретают для себя веру и нравственность, и на этом уровне, на этом фоне становятся довольны собой, самодовольны. Потому и предупреждают апостолы о ложном, выдуманном благочестии. Когда же мы узнаем закон Христов, то видим невероятную широту совершенствования, нет предела совершенству. На этом фоне человек теряется, становится ничтожным. Ничтожны люди, которые ставят свое "я", свое самодовольство вместо закона и благодати Божией.

Ответ Церкви на злободневную проблему: при крещении необходимо проводить беседы. Крещение - это вступление человека в Церковь, свидетельство о своей вере, это новое рождение. Ты крестился, значит, стал другим человеком, пусть ты не все знаешь, ты еще младенец, но ты растешь именно в этом направлении - как христианин. Но надо именно родиться, а не совершить некий формальный ритуал. Для этого надо сначала знать веру.

Последний Архиерейский Собор 2013 года принял в связи с этим множество решение, подчеркивается необходимость подготовки - оглашения людей, чтобы они сами почувствовали радость новой христианской жизни.

Прямые, реальные продолжатели апостольского служения в нашей жизни - иерархи, епископат. Они несут апостольское служение, знания и озвучивают их в каждую конкретную эпоху. Послания Святейшего Патриарха, решения Священного Синода и решения Архиерейского Поместного Собора. Решения Архиерейского Собора мы сейчас постоянно озвучиваем. Если люди их не знают, им непонятно, вокруг чего им объединиться: какой идеи, программы. Возникают какие-то недоумения, вопросы и фантазии, а Церковь уже озвучила решения: пользуйся и осуществляй в жизни - это апостольские постановления в наше время. Поэтому важно быть в курсе церковной жизни, знать актуальные решения нашего церковноначалия.

 

- Время нашей передачи, к сожалению, подходит к концу, что бы Вы хотели пожелать в завершение нашим телезрителям?

 

- Я мог бы пожелать только того, что нам желает Святая Соборная и Апостольская Церковь - быть в единстве веры и в единстве и духе апостольского служения. Пусть Петров пост будет для нас толчком в углубление церковной жизни, в осознании себя в рамках апостольского служения.

 

Ведущий: Сергей Юргин.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать