Светлая седмица

9 мая 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Антоний (Простихин), начальник паломнической службы Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Передача из Санкт-Петербурга.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Батюшка, прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры, рад приветствовать вас словами пасхального приветствия: «Христос воскресе!» Эти слова для нас всегда радостные, и отрадно слышать эту благую весть, которую с радостью услышали Жены-мироносицы, придя ко гробу Спасителя и Господа Иисуса Христа. Желаю вам, чтобы этот добрый вечер и наше сегодняшнее общение послужили на пользу душевную каждому из вас, кто сегодня слушает, кто тратит свое время и внимание, кто, может быть, будет задавать свои вопросы. Я надеюсь, что мы сегодня сможем на них ответить и эти вопросы послужат вашей пользе душевной. Также прошу прощения, если что-то не так буду говорить, у меня не так много опыта в работе с телевидением.

– Сейчас идет период Светлой седмицы. Обратитесь, пожалуйста, к нашим телезрителям и расскажите, как лучше проводить это время с пользой для своей души.

– Христианин всегда, в любое время должен проводить свою жизнь, конечно, в молитве и  делании добрых дел. Особенно во время после поста, когда мы празднуем Светлое Христово Воскресение. Событие Пасхи – это то событие, которое перевернуло историю всего рода человеческого, послужило тому, чтобы совсем новая человеческая жизнь началась здесь, на земле. Оно послужило краеугольным камнем жизни каждого из нас, каждого христианина. Поэтому в эти дни, конечно, призываю вас всех так же, как и обычно, пребывать в молитве. Конечно, пасхальное время – это время особой молитвы, когда мы, по церковной традиции, не читаем наши обычные молитвословия. Есть пасхальные часы, которые чаще всего употребляются в это время.

Конечно, не забывайте  посещать храм Божий, спешите туда, потому что вы сможете участвовать в богослужении, которое больше никогда в этом церковном году не повторится. Это пасхальное богослужение, оно каждый раз своеобразное и в то же время радостное, жизнеутверждающее. Спешите делать добрые дела, потому что мы прославляем Господа Иисуса Христа своей жизнью и теми делами, которые творим на земле. Нужно спешить находить людей, нуждающихся в нашей помощи, нашем участии, и с ними делиться радостью о воскресшем Господе и делами любви и милосердия. Так, наверное, и нужно проводить время Светлой седмицы.

– Расскажите, пожалуйста, как не спутать пасхальную радость и мирскую радость, которая приходит во время праздника?

– Да, у нас чаще всего наша пасхальная радость переходит в праздник человеческой плоти, праздник нашего живота, как мы иногда говорим. Поэтому время после Светлой седмицы для нас оказывается самым тяжелым, нам приходится восстанавливать те физические силы, которые мы за это время потратили. А пасхальная радость выражается в словах из канона Пасхи: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и сило!» Пасха  есть Сам Христос, поэтому радость о Христе – это, конечно, не ликование, песни и танцы. Хотя и это, может быть, полезно делать во время радости пасхальной, потому что закончился пост и иногда можно позволить себе то, чего мы, может быть, лишали себя. Но не это самое главное, а конечно, ликование нашего духа, нашей души, потому что Господь воскрес. Своим воскресением, сошествием во ад Он победил этот ад, дал надежду, что и мы теперь здесь, на земле, не одни, что мы пребываем с Богом. Господь рядом с нами, Господь утешает нас в скорбях и лишениях. Радоваться и ликовать нужно, потому что сегодня, как никогда, Христос ощутимо физически и духовно среди нас совершенно особым образом.

– Монастырь, Александро-Невская лавра, находится в центре города, и, наверное, насельники в центре города чувствуют себя как-то по-другому. Каким образом удается монаху в центре города сохранить мир и душевное спокойствие?

– Мы действительно иногда шутим, что наш монастырь находится на Невском проспекте и мы живем как бы на Невском проспекте. Действительно, жизнь нашего монастыря совершенно особенная, к этому располагает его архитектурное устройство, оно не дает возможность монахам жить какой-то замкнутой жизнью. Поэтому мы даже в своих корпусах и кельях находимся как бы постоянно на людях. Даже выглядывая из окна своей кельи, видим, что там практически всегда кто-нибудь находится, есть люди, которые ходят, общаются, приходят сюда, в монастырь. Конечно, большое множество людей приходит за поддержкой, за утешением. И на это тоже нужно тратить силы и время.

Но в то же время для монаха не бывает на самом деле ничего трудного. Монах – это тот человек, для которого пребывание со Христом даже и среди людей все-таки возможно и является нормой его жизни. Не зря говорят, что настоящий монах даже и на рынке, где толпы людей, все равно будет оставаться монахом, эти толпы не будут ему мешать. Так, конечно, и в нашем монастыре: мы стремимся пребывать в такой монашеской жизни, подражать Христу, Его угодникам и преподобным, тем, кто жил до нас, в том числе и в этой обители...

А в нашей обители было множество настоящих подвижников, некоторые из них уже для нас известны и прославлены в лике святых, почитаемы Церковью и православными христианами. И для них в то царское время монастырская жизнь тоже была достаточно сложной,  тем не менее были те, кто нашел свое спасение, свою жизнь, своего Христа здесь, в этих стенах, и смог спастись, наследовать Царствие Небесное. Поэтому монах – один, и в его одиночестве пребыванию с Богом не мешает никто, ничто и никогда, если, конечно, он сам стремится к этому.

– Например, преподобный Серафим Вырицкий. Он ведь был в лавре духовником какое-то время.

– Да, это было его послушание. Надо сказать, что на это послушание он был избран фактически вскоре после своего поступления в монастырь. Он к этому времени, может быть, всего лет десять прожил в монастыре, побыл монахом. Но и живя в миру, как говорят про него (и в житии про это говорится), будучи купцом, имея семью, он в то же время фактически был настоящим монахом. Ни семья, ни какие-то жизненные обстоятельства, ни дело, которое он вел, не мешали ему жить во Христе и быть вроде бы одиноким в мире, но на самом деле не одиноким, потому что с монахом всегда пребывает Христос. Монах к Нему стремится, стремится ради Христа прожить всю свою жизнь.

– Расскажите о распорядке жизни в Александро-Невской лавре.

– По нашему современному уставу жизнь монастыря начинается в 6 часов утра (это в обычное время, не в пост, не на Пасху) братским молебном, когда братия собирается у мощей князя Александра Невского на совместную молитву во главе с владыкой наместником. И этой молитвой у мощей князя Александра Невского монастырь начинает свою богослужебную жизнь и вообще свою деятельность в наступивший день. Затем обычно совершается полунощница, часы и ранняя  Божественная литургия (она начинается с 7 часов утра). В 10 часов утра начинается поздняя Божественная литургия.

После ранней литургии те из братий, кто не задействован в поздней литургии, расходятся и начинают заниматься каждый своим послушанием, потому у нас сейчас не так много братий (чуть больше сорока человек), и, естественно, потребности монастыря достаточно значительные, есть много послушаний и забот у братии. Потом уже вместе братья собираются только на обед в час дня, когда у нас братский обед. За обедом читаются поучения или жития святых и раздаются какие-то послушания уже на следующий день или на этот вечер. Вечером, в 17 часов, совершается вечернее богослужение; в десять часов вечера читаются в домовом храме Серафима Вырицкого вечерние молитвы. Вот такой общий распорядок дня, а так у каждого он как-то варьируется в зависимости от послушания, от того, кто что делает. Кто несет какие-то послушания в городе, вынужден уходить в город и чего-то лишается, не имеет возможности выполнить что-то другое, это уже у каждого индивидуально.

– Вопрос телезрительницы из Тверской области: «На протяжении многих лет я читала пяточисленные молитвы, и буквально недавно по каналу «Союз» выступал батюшка (по-моему, из Екатеринбурга) и сказал, что эти молитвы как бы не очень правильные. Это молитвы святителя Димитрия Ростовского. Я бы хотела узнать: они действительно настоящие молитвы или  вызывают какое-то сомнение?»

– Прежде всего надо сказать, что на любое правило, которое вы читаете дома, кроме уставного (обычных утренних и вечерних молитв), нужно брать благословение у своего духовника и с ним советоваться. Поэтому я советую Вам обратиться к Вашему духовнику или священнику, у которого Вы постоянно исповедуетесь, с ним посоветоваться, что можно было бы, а что нельзя почитать в Вашем правиле. А сказать сейчас однозначно, плохие это молитвы или хорошие, я не могу, потому что сейчас издается такое богатство литературы… И, к сожалению, не всегда она бывает проверена. Ее достоверность,  качество очень страдают. Есть разные сборники молитв, в них молитвы иногда очень варьируются, бывают совершенно недостоверные или те, которые могут идти совсем под другим названием. Поэтому надо смотреть и, конечно, обратиться к своему духовнику, он уже Вам посоветует, что можно, а что нельзя читать. Может быть, даже конкретную книгу надо посмотреть.

– Вопрос от телезрителя: «У апостола Иакова есть такие слова: “С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения”. А дальше он пишет, что Бог никого не искушает злом и никого из нас не искушает, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью, а похоть рождает грех. А чему ж тогда радоваться?»

– Радоваться следующему: несмотря на то что похоть в нас существует и грех иногда нас одолевает, все-таки есть Христос, Который победил и грех, и смерть Своим воскресением. А это значит: то, что нас сегодня одолевает, – это только временно, все можно преодолеть. И апостол Павел поэтому говорит: «Все могу в укрепляющем меня Христе Иисусе». При помощи Божией, при нашем старании и стремлении к Нему все возможно преодолеть: и скорби, и искушения, и грех, и страсть, – если нас укрепляет Господь Иисус Христос.

– Также есть вопрос о майских праздниках. В основном многие наши сограждане уезжают в это время на дачу, в деревню, и далеко не везде там есть храм. Каким образом людям проводить праздничные и воскресные дни на даче, без храма?

– Как минимум нужно не оставлять свои обычные домашние молитвы, то есть утренние и вечерние. Или в пасхальный период они заменяются часами Пасхи. Это краткое  последование, оно очень радостное и еще раз напоминает нам о радости воскресения Христа. Но и по возможности воздерживаться, конечно, от грехов и страстей, это нужно всякому христианину, тем более в праздничный или воскресный день нужно воздерживаться от всякого греха. И, наоборот, стремиться не только какие-то свои дела делать: взращивать овощи, копать землю – это, конечно, тоже нужно, человек должен добывать пищу в поте лица своего. Но в то же время не забывать при этом Бога. И если уж вы не имеете возможности сами побывать за богослужением, значит, хотя бы как минимум прочитать Евангелие этого дня, о чем в этот день говорит Церковь, чему она сегодня нас научает. И по возможности какое-то дополнительное правило. Например, акафист в воскресенье прочитать. И вот так у себя на даче встретить событие Воскресения Христа.

– Вопрос от телезрительницы: «Хотелось бы узнать: если приехать к вам в Петербург, за сколько дней нужно заказывать номер в гостинице?»

– У нас в гостинице есть специальный номер телефона: 710–20–44. Конечно, желательно позаботиться за какое-то определенное время вперед, тем более что в летнее время у нас даже за месяц или за два начинают бронировать. Смотря какое количество людей, если большая группа едет, то заблаговременно. Обычно люди уже заранее, зимой, начинают готовиться и бронируют номера. Если же это один-два человека, то, в принципе, можно за неделю или за две позвонить и все узнать; если есть возможность, вас разместят.

– Вопрос от телезрительницы из Казани: «Когда на Светлой седмице умирает родственник, какие молитвы нужно читать? Потому что до Радоницы нельзя читать даже акафист о единоумершем. Что нужно читать?»

– Я не могу сказать точно, таких определений нет. Псалтирь на Светлой неделе обычно не читается, но Канон Пасхи, я думаю, вполне можно почитать и добавить молитву о упокоении хотя бы в конце Канона, это вполне допустимо.

– Насколько я знаю, есть распоряжение Святейшего Патриарха, связанное с 9 Мая. Может быть, расскажете об этом?

– Да, сегодня мы празднуем День Победы. Он у нас в этом году пришелся на то же время, как тогда, шестьдесят восемь лет назад. Тогда 9 Мая тоже пришлось на Светлую седмицу, что тоже было радостью для православных христиан, потому что, конечно, мы знаем, что наши воины, многие из наших предков, участников войны, были людьми верующими. Во всяком случае, они были воспитаны в то время, когда традиции церковные, вера все-таки еще хранились в поколениях. Пусть вера была загнана куда-то в подвалы, пусть ее нельзя было явно исповедовать, но все-таки эти традиции и вера в людях хранились. Поэтому данный праздник стал особенным.

А начиная с 65-летия Победы, по благословению Святейшего Патриарха, в День Победы совершается еще и особый молебен в благодарность Господу за Его благодеяния. Потому что мы как православные христиане знаем, что источником всего, что мы имеем, что происходит, является Господь. Поэтому и эту победу мы одержали при содействии Божием как знак благости и любви Божией, как знак того, что Господь все-таки услышал в какой-то степени  покаяние наших предков, которые когда-то отказались от Бога, но тем не менее вернулись к Нему хотя бы в годину таких страшных испытаний.

В этом году мы не совершаем 9 мая заупокойные богослужения, поскольку это все-таки Светлая седмица, на которой вообще ничего заупокойного не совершается до Радоницы. Поэтому Святейший Патриарх благословил поминовение усопших воинов и вообще всех пострадавших в годы войны (умученных, убиенных, погибших в блокаде, всех, кто трудился для победы и уже не дожил до нашего времени) перенести на день Радоницы (в этом году это 14 мая, вторник).

– Вопрос от телезрительницы: «У меня погиб сын, его сбила машина, но я не могу поверить в его смерть, я его чувствую живым. Что мне делать и как дальше жить?»

– Для нас, христиан, конечно, чувство того, что усопшие на самом деле не умерли окончательно, – это очевидное чувство, потому что Бог наш не есть Бог мертвых, Он есть Бог живых. Кто-то уже не находится с нами телом, или плотью своею, но для нас, верующих, совершенно очевидный факт, что они живы, потому что пребывают с Богом в том мире, где Он присутствует. Хотя мы, может быть, этого не видим и не осознаем, но они из своего мира гораздо лучше знают о том, что происходит с нами, чем мы знаем о них. Смерть – это всегда горе. Это страшно, конечно, для человека, потому что человек все-таки сотворен для жизни. И наши праотцы Адам и Ева сотворены были не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы жить. Поэтому смерть для каждого из нас, даже и для тех, кто верует во Христа, является тяжким испытанием, особенно когда это смерть близких родственников, особенно когда матери теряют своих чад. Это, конечно, большое горе, и я Вам соболезную.

В то же время смерть – это не повод для нас впадать в абсолютное отчаяние. Я советую Вам обратиться с искренней молитвой к Богу, помолиться о своем сыне, особенно если он был крещеный. Нужно обязательно совершить над ним обряд отпевания. И, прежде всего, это нужно даже не для него, а для Вас, потому что Вы будете иметь радость и возможность еще раз за него помолиться. Не забывайте приходить в храм Божий как можно чаще, как только у Вас будет возможность, не забывайте участвовать в церковных таинствах, исповедоваться, причащаться. Потому что в таинстве Причащения мы соединяемся с Богом, но в то же время вступаем в соединение со всей Церковью, со всей ее полнотой, со всеми, кто жил до нас и кто будет жить фактически после нас, со всеми поколениями наших предков, близкими и сродниками, живыми и умершими – со всеми мы соединяемся в одной Чаше, где находится Кровь и Тело Господа Иисуса Христа.

Поэтому приступайте к этому таинству с трепетом, с любовью, и Господь будет Вас утешать. И, конечно, молитесь о сыне и старайтесь делать добрые дела, дела милосердия в его память, и Господь утешит Вас. Я не говорю, что скорбь пройдет совершенно, это невозможно, но, во всяком случае, ее будет легче перенести, потому что Вам будет помогать Господь, будет Вам Утешителем. Он и является таким Утешителем для всех, кто нуждается в этом утешении, кто находится в скорби или в печали, или в разлуке с близкими, или кто потерял своих близких. Для тех Предстателем и Помощником, их Защитником становится Сам Господь.

– Вопрос телезрительницы: «Если в Библии все написано правильно, мы должны жить по тем правилам, которые там написаны. В 21-й главе Исхода говорится: “Око за око…руку за руку...” У нас гибнут дети, наши правоохранительные органы не делают ничего. Почему мы сами не можем отомстить за своих детей, если точно знаем, отчего они погибли и кто виновен в их гибели? Почему виновные должны оставаться безнаказанными? В нашей стране смертная казнь отменена, и это неправильно. В нашей стране правоохранительные органы не работают, и все об этом знают. Если так написано в Библии, если мы ей следуем, почему мы не можем сами отомстить? Я хочу покарать убийцу моего сына...»

– Никакая месть никогда не вернет Вам сына, что бы Вы ни сделали, как бы государство и правоохранительные органы ни наказывали преступников. И даже если преступника нашли или найдут (это когда-то, может быть, совершится), даже если его и казнят самой страшной смертью и пытками будут наказывать, это никогда не вернет Вам того, что Вы потеряли. К сожалению, это так. Что касается исполнения закона (в данном случае мы подразумеваем Ветхий Завет), его Исполнителем стал наш Господь Иисус Христос. Он исполнил закон до последней буквы – йоты, это самая маленькая буква в греческом алфавите, как наша точка. Если мы готовы, как Господь, отдать свою жизнь за Бога и за людей, может быть, для нас бы было тоже возможно требовать от людей исполнения какого-то закона. К сожалению, мы чаще всего сделать это бываем не готовы. И как это видно по Вашему состоянию, Вы тоже сейчас, к сожалению, не готовы к этому.

Чтобы иметь власть судить других людей, нужно ее получить своей собственной жертвой. Господь Иисус Христос власть судить и решать, быть Царем человечества на том Страшном Суде, который предстоит каждому из нас, получил Своей жертвой, Своими страданиями на Кресте. И этими страданиями, Своей страшной жертвой Он искупил, исполнил все, что было необходимо для человечества. Теперь для нас остается только другой закон – тот, который оставил нам Сам Господь. А этот закон сводится всего к двум заповедям: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всем помышлением твоим» и «возлюби ближнего, как самого себя». Вот так должен поступать христианин.

Что касается наказания преступников, во-первых, каждый преступник, совершая преступление, этим наказывает прежде всего себя. Он должен понимать, что рано или поздно (если и не на земле), но он понесет наказание. И наоборот, он даже сам заинтересован, чтобы здесь, на земле, понести достойную кару. Поэтому, конечно, каждого преступника и Церковь призывает. Если какой-то человек приходит на исповедь к священнику (у меня такие случаи были) и исповедует какой-то тяжелый грех (например, убийство), то священник обязан потребовать от него, чтобы он пошел к соответствующим светским властям, обратился к ним и получил от них соответствующее наказание за свое преступление. Церковь сама наказывает преступника (убийцу) определенными, по канонам положенными наказаниями: накладывает на них соответствующие прещения.

Что касается отношения к смертной казни, то оно сейчас и в обществе неоднозначное, даже у верующих людей. Я знаю, у многих священников совершенно разные позиции: кто-то является сторонником смертной казни, кто-то противником. Я могу сказать только свою личную позицию, не могу здесь высказывать мнение всей Церкви, я не уполномочен для этого. Для этого есть Святейший Патриарх, есть Синод нашей Церкви, есть Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который может излагать позицию всей Церкви. Конечно, когда я вижу горе людей, вижу смерть и страдания, преступления, которых действительно в нашем обществе очень много, мне по-человечески хочется, чтобы преступник был справедливо наказан и, может быть, чтобы это было вплоть и до смертной казни.

Но, с другой стороны, я понимаю, что общество, в котором мы живем, наше государство, наша правоохранительная, судебная системы, к сожалению, далеки сегодня от совершенства. Очень велика опасность судебной ошибки. Поэтому когда мы знаем, что в современной судебной системе есть очень большой шанс, что будет осужден несправедливо невинный, а виновный, наоборот, будет оправдан, то лучше пусть будет оправдано десять виновных, чем будет страдать один невинный. Поэтому, наверное, в нашем современном обществе, я считаю, смертная казнь неуместна. Хотя иногда, когда я вижу какие-то страшные преступления, то я как человек, может быть, очень хотел бы, чтобы этого преступника наказали самым жестоким образом.

Другой вопрос об эффективности этой казни. Как правило (и все статистические данные показывают), она, к сожалению, не имеет нужной эффективности: сколько бы она ни существовала, преступников это не останавливает. Например, когда во Франции еще существовала гильотина и одного человека казнили, в этой толпе были воры, которые воровали деньги из карманов зрителей, смотрящих, как отрубают голову другому человеку. Или был такой случай: одного казнили, а человек, который в это время внимательно сидел на дереве и смотрел эту процедуру, через год был сам казнен на гильотине. То есть, видите, смертная казнь преступника, к сожалению, не останавливает. А искупить или вернуть жизнь человеку, которого убили, тоже, к сожалению, невозможно.

– Вопрос от телезрительницы: «У моей сводной сестры сын повесился, но его успели вытащить из петли, он лежит в коме, его зовут Андрей. Что можно сделать еще для спасения его души? Он сейчас между жизнью и смертью».

– Ведущий: «В первую очередь мы обращаемся ко всем телезрителям, чтобы все помолились о здравии раба Божьего Андрея. Батюшка, посоветуйте что-нибудь, пожалуйста».

– Помолиться. Что еще можно? Более сильного средства, чем молитва, мы, к сожалению, не имеем. Даже и врачи не всегда бывают чудотворцами, а чудо способен творить только один Господь. Поэтому помолитесь Ему усердно, придите по возможности в храм Божий, поставьте хотя бы свечку, это будет как знак Вашей жертвы. Помолитесь усердно и положитесь уже на волю Божию. А там, как Господь управит. И постарайтесь, если человек все-таки придет в сознание, сделать все, чтобы он сумел покаяться в том, что пытался сделать. Конечно, это очень тяжелый грех, но за любой грех, даже самый тяжелый, можно получить у Бога прощение. Поэтому молитесь о нем, молитесь, чтобы Господь поднял его и принял его покаяние.

– Поступают очень разные вопросы и совершенно из другой области. Спрашивают: «Можно ли стать человеку священником в 56 лет?»

– В принципе, возможно. Конечно, у нас нет ограничений по возрасту, поэтому священником можно стать в любом возрасте, но тут вопрос, наверное, образовательных данных. Сейчас, особенно в наше время, священник должен иметь духовное образование. И тут уже встает вопрос о поступлении в духовную школу, потому что для поступления в духовные школы существуют ограничения до 50 или до 55 лет, точно не помню. В принципе, это, конечно, возможно, но это уже на усмотрение правящего архиерея епархии, в которой вы планируете рукополагаться.

– Не могли бы Вы подробнее рассказать о молитвенном правиле, которое совершается в период Святой Пасхи?

– Я уже сказал, что это пасхальные часы. Начинаются они возгласом: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Потом трижды поется или читается тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Потом трижды читается молитва: «Воскресение Христово видевше», в которой Церковь излагает нам события Воскресения Христова. Потом читается кондак, ипакои Пасхи, завершается  молитвой «Господи, помилуй». И в конце тоже пение «Христос воскресе». В принципе, сейчас можно найти такое последование в любом молитвослове. Коротенькое, но очень яркое и радостное последование. Им обычно заменяются утренние и вечерние молитвы в период Светлой седмицы.

– Вопрос от телезрительницы: «Отстояла всю Страстную седмицу, Светлое Христово Воскресение, в понедельник свалилась больная. Хотела бы завтра пойти в храм на вечернюю службу и в субботу на утреннюю, чтобы причаститься. Могу ли это сделать в таком больном состоянии или лучше подождать? Но вот эта седмица не повторится, вот что обидно».

– Желаю Вам все-таки набраться сил, выздороветь, подняться с одра болезни. Если есть возможность и это не исчерпает окончательно силы Вашего организма, я думаю, что можно прийти. Если у Вас не такое состояние, когда совершенно невозможно подняться. Если есть желание и силы немножечко наберутся, может быть, и есть смысл. Конечно, так, чтобы это не вредило Вашему здоровью, потому что Бог не требует от нас чего-то невозможного, невероятного, того, что вредно для нас. Может быть, иногда нужно то, что нам хочется, отложить, потерпеть. Значит, это тоже необходимо для нашего спасения, получить  хоть каким-то образом навык терпения. А когда будет уже возможность, будут силы, тогда прийти. Смотрите сами на свои силы.

Конечно, хотелось бы в это пасхальное время как можно чаще бывать в храме. Я думаю, каждый православный христианин это понимает. И кто жил церковной жизнью, готовился к Пасхе постом и молитвой, кто соблюдал по мере возможности прошедший пост, тому хочется участвовать в этом пасхальном торжестве. И не только быть в храме, но и причащаться Тела и Крови Христа, полностью получая пасхальную радость. Поэтому испытайте сами свои силы, посмотрите внимательно и поступайте так, как сочтете возможным и лучшим для собственного здоровья.

– Вопрос телезрительницы из Петербурга: «Недавно по каналу “Культура” был фильм об Иоанне Крестьянкине. Его келейницей была женщина, двадцать пять лет за ним ухаживала. Я хотела спросить, как это возможно в монастыре?»

– Насколько я знаю про отца Иоанна, она не была вполне келейницей, в том смысле, как мы про это говорим. Она действительно была чадом отца Иоанна, помогала ему в чем возможно. Другое дело, что последние годы он очень тяжело болел, все-таки и возраст у него был уже достаточно большой (он пережил 90 лет), поэтому он, конечно, нуждался в определенном уходе, в том числе и медицинском. В последнее время он практически не ходил сам, поэтому иногда нужно, чтобы такие люди находились, тем более в монастырях.

Но надо и сказать, что мужчины (к сожалению, и монахи в том числе) иногда не отличаются такой терпеливостью и необходимой кропотливостью в уходе за больными, как  женщины. Мы, монахи-мужчины, женщин ругаем, себя считаем  хорошими, способными на все, но в том, что касается помощи ближнему, терпеливости, нужной в уходе за больными и пожилыми людьми, к сожалению, этим мы не отличаемся. Так и в монастырях бывает. Поэтому часто нужны вот такие женщины, которые будут приходить ухаживать, помогать, оказывая самую элементарную помощь в том, в чем мы нуждаемся. Это не какое-то отступление от жизни в монастыре, а необходимость, существующая в нашей жизни.

– Вопрос телезрителя: «Меня интересует, в какой главе Ветхого или Нового Завета осуждается самоубийство? Я нашел шестую заповедь, ее можно и не приводить в пример, потому что это «не убий». Но истинные православные христиане сжигали себя при Никоне, и это считалось достоинством перед Богом».

– Тут очень много тем, это и очень сложная тема раскола. В этом плане людей, которые тогда сжигали себя, в том числе в храмах, я бы, например, не рискнул назвать уж такими истинно православными христианами. Тем более что они страдали не потому, что их кто-то гнал или лишал чего-то, а потому, что это было их собственное устремление. Что касается заповеди про самоубийство, прямого упоминания действительно нет, но  та же заповедь Христа «возлюби ближнего, как самого себя», наверное, заставляет нас и себя тоже любить. Если мы любим себя, наверняка не должны желать не только другому, но и себе плохого. В том числе это касается любого человека: не только прямого убийства не совершать, но стараться не делать того, что вредит нашей жизни, нашему здоровью.

Поэтому человек, который сознательно свое здоровье подрывает (алкоголики или те, кто страдает грехом наркомании), совершает грех, не следуя заповеди Божией. Если уж мы сами себя любить не можем, то какая же тогда может быть у нас любовь к ближнему? Господь говорит: не любя своего ближнего, как мы можем любить дальнего, которого не видим? Тем паче если мы сами себя не можем любить хоть немножечко, не желаем сдерживаться и терпеть то, что на нас находит, решаем сами добровольно отобрать свою жизнь, которую мы сами себе не давали, то, конечно, это неправильно, это есть грех. За такой грех по церковным канонам накладывается определенное прещение, если человек выжил. Если же самоубийца умер, то он лишается христианского погребения. В старину таких людей даже не хоронили на кладбищах, где хоронили всех христиан. Их хоронили за оградой, там, где по их могилам потом ходили животные.

– Может быть, не отходя далеко от этой темы, Вы могли бы рассказать об унынии, о грехе уныния?

– Грех уныния, наверное, один из самых тяжелых наших грехов, которым мы очень часто страдаем. Он вроде бы незаметный. Уныние – это следствие, как ни странно, нашей гордыни, нашей уверенности, что мы знаем, что у нас должно быть в жизни, что мы хотим от жизни, что мы все делаем как надо. И когда что-то происходит у человека, который себя поставил господином своей жизни, решая, что для него все возможно, когда он видит, что это все-таки не так, тогда он начинает унывать. Поэтому, чтобы преодолевать уныние, все-таки нужно осознать  свою гордыню человеческую и стремиться ее исправлять, преодолевать смирением и полаганием своей жизни на Господа, чтобы никогда не впадать в уныние.

А в общем-то, если мы настоящие христиане, что нам унывать? Если мы падаем, то мы можем обратиться к Богу, Который готов принять наше покаяние. Только лукавый может нам говорить: «Ну вот, человек, посмотри, сколько ты нагрешил, для тебя уже нет никакой надежды, все для тебя закончено, Царствие Небесное для тебя навсегда затворено, Господь никогда не примет твое покаяние». Но мы-то как христиане понимаем, что Господь, имя Которому Любовь, всегда готов эту любовь к нам проявить, покрыть даже великое множество наших грехов, если, конечно, мы захотим от Него принять Его любовь, Его желание принять наше раскаяние.

– Вопрос телезрительницы: «Я знаю, что у меня очень много грехов, в одних грехах я раскаиваюсь, о других нет такого покаяния; просто пока знаю, что это грех. Скажите, на исповеди я должна говорить те грехи, в которых я до конца не раскаиваюсь, или только раскаянные грехи должна называть?»

– Исповедь – это ведь не только само событие, когда Вы пришли к священнику и начали ему что-то рассказывать. Исповедь на самом деле начинается с того момента, как мы проявляем желание прийти к Богу и покаяться в собственном грехе. Поэтому к исповеди, конечно, христианин обычно готовится . Мы готовимся к ней и тогда, когда читаем любые молитвы. И когда готовимся к причащению, обычное правило как раз призывает нас к покаянию, к осознанию своей греховной немощи. Поэтому мы к исповеди внимательно готовимся, стараемся прочитать заповеди Божии и сравнить с ними свою жизнь. И, подготовившись духовно, уже приступаем к исповеди. Не только тем, что пришли, записочку написали со своими грехами или переписали из сборников, пусть даже  прекрасных, все грехи, какие там написаны, – нет; на самом деле, уже готовясь к покаянию, мы должны, конечно, вызывать сокрушение своего сердца, должны осознавать свою греховность. А если мы какие-то грехи не считаем таковыми, не осознаем  грех, значит, нужно просить Господа, чтобы все-таки Он открыл наши глаза духовно, чтобы мы увидели этот грех в себе и стремились назвать его своим именем, отказаться от него и испросить Божией помощи для исправления жизни.

– Вопрос телезрителя: «Есть мнение известных людей, что современные монастыри больше занимаются социальной деятельностью; чаще это коллективное хозяйство, чем место уединения иноков. Каково Ваше мнение?»

– Я не вправе выносить оценку всем нашим монастырям. У нас, к счастью, сейчас в Русской Церкви множество обителей. Все они разные, в них разный уклад, разные особенности внутренней и внешней жизни. То, что Вы говорите, – это проблема, но не только нашего времени. Если почитаете святителя Игнатия, Вы найдете, что он писал о современном ему монашестве то же самое, о чем Вы сейчас говорите. И в то время были такие монастыри, особенно это касалось вновь устраивавшихся монастырей. Были монастыри благоустроенные, где братия жила более-менее налаженной жизнью, но тогда это было и проще, потому что братии не нужно было прикладывать особенных усилий.  Были какие-то земельные владения, в свое время были даже крепостные крестьяне, которых кормили монастыри, а братия нуждалась только в том, чтобы молиться. Их задачей была молитва, и существовали люди, их обеспечивающие.

Позже, как в случае с Александро-Невской лаврой, основные средства, на которые жил монастырь, приходили от погребений на наших кладбищах. У нас было три кладбища до революции. Люди, когда хоронили близких на этих кладбищах, вносили определенный вклад в монастырь на поминовение, плюс к тому были, конечно, владения: земельные участки, здания в городе, на Невском проспекте доходные дома, в которых люди снимали жилье, и на эти средства содержалась и строилась лавра. Поэтому, как правило, благоустроенные монастыри могли жить беспроблемно и заниматься внутренней жизнью.

К сожалению,  в наше время ничего этого нет. Как Вы знаете, в годы гонений у Церкви реквизировано все имущество, в том числе даже здания. Сейчас мы находимся в Александро-Невской лавре, но, может быть, не всем известно, что здания, в которых находится сама лавра и даже наш собор, фактически сейчас не принадлежат Церкви, не принадлежат даже общине Александро-Невской лавры. Они принадлежат государству, лавра их пока арендует у государства, пусть за какие-то, может быть, символические деньги, но тем не менее…

Они не являются церковными, даже по современному законодательству мы вообще не имеем возможности их оформить в собственность, поскольку это памятник архитектуры. Было утрачено все, что имелось до революции, утрачены все земельные владения… Кто нам  вернет наши здания на Невском проспекте, в которых сейчас  уже живут совсем другие люди? Они приватизировали жилье в этих домах, они живут там часто в коммунальных квартирах, никто нам сегодня этого уже, конечно, не вернет. Кладбища, может быть, и вернут (наши некрополи). По крайней мере, мне бы очень хотелось, чтобы их когда-нибудь вернули лавре, но сами кладбища как таковые сейчас, конечно, не могут служить для нас источником доходов.

Поэтому монастыри, особенно маленькие, провинциальные, вынуждены выживать собственными трудами. К сожалению, там бывает такое, что братия и сестры, которые живут в монастыре, вынуждены не столько заниматься молитвой, сколько хозяйством, но это уже особенность нашего времени. Я думаю, это какой-то переходный этап, пройдет время, более-менее устроится жизнь каждого монастыря, изменится что-то в жизни нашего общества вообще, появятся какие-то другие источники и возможности финансирования монастырей. Может быть, со временем появятся какие-то благотворители, и тогда это отойдет на второй план.  Тут еще и вопрос игумена или игумении монастыря, которые тоже должны разумно всё сочетать, понимая, что в Церкви должна быть и внешняя деятельность. Но она должна сочетаться с самым главным – с сокровенной жизнью обители, с духовным трудом братий и сестер, которые там проживают. Это уже вопрос определенной опытности настоятелей и настоятельниц монастырей, но и вопрос пока еще финансовой неблагоустроенности нашей церковной жизни.  

– Вопрос телезрительницы из Тольятти: «Моему сыну Андрею тридцать лет, десять лет он болеет. Что посоветуете читать за него? Какие молитвы? Нам так нужна моральная поддержка! Как облегчить его страдания? Помогите, пожалуйста».

– Что касается определенного последования, я всегда советую обращаться к своему духовнику. Очень трудно, находясь далеко, совершенно не зная и не видя человека, раздавать ему какие-то определенные правила: молитесь, читайте или не читайте то или другое. Если я возьму на себя такую роль, считаю, это было бы не очень правильно и по отношению к Вам, и для меня самого. Потому что с такой легкостью раздавать какие-то правила или однозначные советы, распоряжения  для меня как для священника и монаха неправильно. Поэтому все-таки обратитесь к своему духовнику, но, конечно, не забывайте вообще молиться  Богу, обращаться к Нему с молитвами. Нужно начинать день с молитвы, заканчивать его молитвой. Я всегда говорю: хотя бы читать обычно то, что положено, основное; обычные утренние и вечерние молитвы. Никто не мешает Вам добавлять к ним и свою какую-то молитву от себя, от сердца, от души и те молитвы, что Вам посоветует Ваш духовник или священник, у которого Вы будете исповедоваться.

Конечно, болезнь, как и смерть, очень непроста, тем более когда страдают наши близкие, наши дети. Очень тяжело найти силы это перенести, даже хотя бы смириться с этим, что бывает очень трудно. Но в то же время нужно понимать, что все-таки есть Господь, Который знает, что для нас нужно и что не нужно, Который дает нам силы переносить те или иные испытания и Который эти испытания нам попускает. Он силен и избавить нас от этих испытаний, скорбей и болезней.

 Поэтому обращайтесь к Нему, верьте в Него преданно, стремитесь, если есть возможность, ходить в храм Божий, приводить своего сына в храм. Если нет возможности, значит, просите священника. Я думаю, у Вас в Самарской епархии есть хорошие, отзывчивые священники. Приглашайте батюшку домой, чтобы он мог сына исповедовать и причащать как можно чаще. И так, в таинствах церковных, стремитесь находить помощь и поддержку. По возможности, конечно, нужно собороваться, особенно если болезнь достаточно тяжелая. Если человек долго болеет, хотя бы раз в год нужно приступать к этому таинству. И, конечно, надо стремиться регулярно причащаться и исповедоваться. Так и переносить эту жизнь. Конечно, и я буду по возможности молиться о Вас и о Вашем сыне.

– Прошу Вас в конце программы благословить еще раз наших телезрителей.

– Спасибо вам за внимание, дорогие братья и сестры! Для меня как-то даже неожиданно быстро пролетело это время, я думал, что все это будет очень долго и тяжело. Желаю вам эти пасхальные дни Светлой седмицы прожить максимально полезно для своей души, для своей жизни. Почерпнуть все, что только возможно, из этих дней, и радость, потому что Пасха – это праздник, который наполняет всю нашу жизнь. А такое сугубое празднование совсем короткое, пролетает за  семь дней. Конечно, мы еще потом будем до самого Вознесения сорок дней праздновать Воскресение Христа, но в это время сугубым образом нужно молиться, обращаться к Богу, нужно и у себя дома молиться и не забывать добрых дел, как и во всякое время.

Стремитесь и сегодня, в пасхальные дни, несмотря на пасхальную радость, жить по-христиански, по закону своей совести, по заповедям Божиим, стараясь как можно меньше грешить. Так, как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Никого не обижать, никому не досаждать и всем мое почтение». Так и я желаю вам достойно прожить нашу христианскую жизнь. Жизнь наша совсем короткая здесь, на земле, поэтому нужно стремиться прожить ее достойно, чтобы иметь всегда такую радость, как у преподобного Серафима Саровского, который каждый день и каждому, кого встречал, говорил: «Христос воскресе, радость моя!» Чтобы каждый, кого вы встречаете в своей жизни, был для вас радостью.

Это не значит, что каждый из них обязан делать вам что-то хорошее, действительно быть источником радости для вас. Чаще всего от него, наоборот, могут даже скорби исходить, но вы должны воспринимать каждого, кого встречаете, как радость, которую посылает Господь, как единственную радость, никогда уже не повторяющуюся. Желаю вам такой пасхальной, доброй радости, не радости живота (нашего тела), а радости духовной, радости о воскресшем Господе. Делиться этой радостью и примером своей жизни делиться с ближними и дальними, так служа Христу здесь, на земле. И надеюсь, сподобимся служить Ему в жизни вечной. Христос воскресе!

Ведущий Михаил Кудрявцев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Августовской иконы Божией Матери Выборгской епархии Ленинградской области священник Василий Тищенко. Тема беседы: «Какие молитвы угодны Богу».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать