Вопросы о Пасхе

7 мая 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Виктор Горбач, руководитель Миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии. Передача из Москвы.

– Здравствуйте, батюшка! Христос Воскресе!

– Воистину Воскресе! Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!

– Батюшка, в рамках нашей программы хотелось бы ответить на многочисленные вопросы телезрителей, приходящие к нам на форум. Первый вопрос звучит так: «Что означал праздник Пасхи до Воскресения Господа нашего Иисуса Христа?».

– Он означал освобождение еврейского народа из египетского плена и прообразовал собой собственно Воскресение Христово, то есть освобождение всего человечества от смерти, от греха. Как известно, Христос Своим Воскресением победил смерть, победил ад. А в Ветхом Завете еврейский народ получил внешнюю свободу от египтян. Так как Ветхий Завет  – прообраз Нового Завета, то мы можем увидеть и осознать, прочитав и сопоставив еще раз факты, что о событиях, связанных с Воскресением Христовым, пророчествовалось еще в Ветхом Завете. И события, происходившие в Ветхом Завете,  были прообразом тех, которые мы с вами сегодня празднуем.

– Следующий вопрос: «Многие прихожане считают, что на Пасху обязательно нужно причащаться и даже необязательно читать последование ко Святому Причащению. Как к этому относиться, особенно когда причащаешься нерегулярно, и хочется подойти к этому великому таинству насколько можно благоговейно? Но, с другой стороны, после подготовки к Страстному Четвергу сил читать все заново просто нет».

– Очень важный вопрос:  Чаша, Причастие – это центр нашей литургической жизни, центр приходской жизни. Когда мы говорим о приходе, о храме, то, в первую очередь, подразумеваем Причастие, подразумеваем совместное богослужение, Литургию, на которой  причащаемся Святых Христовых Таин. Наш телезритель задал очень правильный вопрос:  важно к Причастию подходить с благоговейным отношением. Это правильно. Если такого отношения нет, то тогда очень опасно, я бы сказал, причащаться: как и любое таинство, оно, безусловно, действенно для человека, но оно может и попалять наши страсти, наши грехи.  И, если человек недостойно причащается, он причащается себе в осуждение.

Но мы же христиане, и основная цель нашей жизни – быть со Христом. И если у нас есть возможность причаститься, особенно на Светлой седмице, когда мы отмечаем праздник Воскресения Христова, когда совсем недавно слышали слова святителя Иоанна Златоуста: «Придите все, насладитесь все этим праздником, этим пиром», то попытка уйти со службы, попытка не причащаться, не быть на богослужении  – это проявлениее неблагоговейного отношения.

Хочется призвать всех православных христиан в эти дни обязательно быть в храме, если такая возможность есть, обязательно причащаться. В Пасхальные дни, в первую неделю Пасхи мы вместо утренних и вечерних молитв читаем часы Пасхи, вместо покаянных канонов читаем очень радостный, очень величественный и, я бы сказал, торжественный канон Пасхи, который, может быть, занимает меньше времени для подготовки, для прочтения. Поэтому есть уникальная, удивительная возможность прийти в храм и причаститься Святых Христовых Таин, это обязательно нужно делать.

Если говорить, как готовиться, то многие священнослужители советуют накануне вечером не вкушать мяса, прочитать Пасхальный канон, прочитать молитвы ко Причастию, прийти на службу и причащаться. Ведь самое главное, чего нам часто не хватает, – это дерзновения, решимости встать и пойти, взять и подготовиться, взять и причаститься. Если такая возможность есть, ее нельзя упускать, ведь мы не знаем, сколько мы еще проживем, как дальше будут складываться наша жизнь, дела. И если возможность причащаться есть, нужно обязательно это делать.

– Первые христиане каждый день причащались?

– Первые христиане причащались за каждым богослужением. Это для нас пример, к чему мы должны стремиться. К сожалению, в нашей церковной истории был такой момент, когда люди как бы привыкли причащаться раз в год – этого, как некоторые считали, достаточно. Но, безусловно, это неправильный подход. Нужно причащаться как можно чаще, но при этом сохранять благоговейное отношение, понимая, что мы причащаемся Святых Христовых Таин.

– Чтобы качество не перешло в количество, так получается?

– Чтобы мы не привыкли и это для нас не превращалось в какое-то механическое действие. Мы должны осознавать это как встречу с Богом и, естественно, должны стараться, чтобы эта встреча для нас была радостной и благоговейной. Я думаю, здесь есть очень много аналогий. Когда мы встречаемся с важным для нас человеком, которого уважаем, мы сохраняем благоговейное отношение к нему, стараемся подбирать слова, интонацию. Тем более, когда мы идем в храм, когда причащаемся, наше отношение должно быть очень благоговейным.

– Как Вы считаете, на Пасху все должны причащаться?

– Я призываю своих прихожан, чтобы они старались причащаться и в Чистый Четверг, и на Пасхальном богослужении. Надо сказать, в этом году у нас очень много было людей в храме. Запоминаешь, что в разные годы было по-разному. Например, было так, что приходили какие-то случайные люди (может быть, как дань некой моде), находились в храме некоторое время, у них было несколько веселое отношение ко всему происходящему, и потом они уходили. А в этом году я обратил внимание, люди стояли до конца службы, большая часть прихожан причащалась. Было очень радостно, очень торжественно, когда все шли к Чаше, причащались и таким образом по-настоящему ощущали этот праздник. Потом люди подходили и говорили: «Как хорошо, что я причастился  – я чувствую радость, духовный подъем». И для меня это тоже было очень радостно.

– По сути, Литургия для этого и служится, чтобы люди причащались.

– Да. Для того и храмы строятся. Что такое храм? Некоторые говорят, это место молитвы. Но ведь мы знаем, что можно молиться и дома, и на улице, и в лесу, и в этой студии. Мы вообще, как апостол нас призывает, должны непрестанно молиться. Что же такое тогда храм? Храм – это место, где совершается  Божественная литургия, где мы встречаемся и приобщаемся Святых Христовых Таин. Это очень важно. Поэтому храмы и строятся. Очень важно, чтобы храмов было больше, чтобы было больше людей, которые приходили бы причащаться.

Мы анализируем нашу историю, вспоминаем события XX века. Ведь люди тогда, несмотря на то, что считали себя православными христианами (нельзя сказать, что они были безбожниками,  –  они считали себя православными христианами), забывали о самом главном, для чего, собственно, живет православный христианин, к чему он должен стремиться, – они не ходили в храм и не причащались. И Господь попустил произойти очень тяжелым событиям в нашей стране. Поэтому давайте будем стараться все-таки причащаться, ходить в храм, особенно в эти радостные дни, чтобы мы действительно помнили о самом главном.

– Мы сейчас с Вами поговорили о значимости Причастия. Что оно нам дает?

– Даже на уровне нашего тела мы меняемся, когда причащаемся Святых Христовых Таин, – мы соединяемся с Богом и таким образом получаем силы жить. Наша жизнь меняется  –  мы становимся Божьими, Христовыми. Опять же, если рассматривать Священное Писание, что дает нам осознание праздника Воскресения Христова? Во-первых, мы видим, что Христос побеждает смерть. Но само по себе для нас это ничего не меняет:  это Он побеждает смерть. Но Священное Писание говорит нам, что  Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших, то есть Христос первый победил смерть. И Он дает возможность и  нам тоже победить ее, участвовать в этой победе. Как? Став Его учениками. И вот через участие в таинствах мы становимся последователями Христа.

В Священном Писании говорится, что необходимо причащаться:  «Кто не причащается, –  говорит Христос, – тот не имеет со Мной ничего общего». Значит, если мы хотим быть христианами, мы должны причащаться. Все протестанты отказались от таинства Причащения, и это очень серьезная для них проблема. Как человек может спастись, не причащаясь? Как вообще он может считать себя христианином, не причащаясь? Чем мы отличаемся, например, от каких-то протестантских организаций?  Тем, что мы участвуем в таинствах, которые хранит Церковь, которые были установлены Самим Господом Иисусом Христом. Поэтому, конечно, это очень важно.

 Вопрос телезрительницы из Смоленска:  – Христос Воскресе! Поздравляем вас со Светлым Христовым Воскресением! В православной среде существует мнение, что если человек умер в день Пасхи, то он мытарства проходит каким-то облегченным путем, если можно так выразиться. Это народное поверье, или есть церковная практика, традиция?

– Да, такое предание существует. Но оно относится именно к православным христианам и это, скорее, надежда, предание, чем обязательным условием. К сожалению, очень часто бывает так, что мы пытаемся объяснить те или иные ситуации с внешней стороны, механически. Вот человек оказался в нужное время в нужном месте – и все, этого достаточно. Мы вспоминаем, что Христос разрушил врата ада и вывел оттуда всех, кто захотел следовать за Ним. И, безусловно, те, кто живет ожиданием встречи со Христом, действительно идут в Царство Небесное, идут к Богу. Что касается именно дня Пасхи, то такое предание, такое мнение существует.

– Но оно доказано или нет?

– Знаете, я не сталкивался с тем, чтобы это мнение где-то было догматизировано, что это именно упование всей Церкви. Но в православной литературе это часто встречается. Поэтому к этому необходимо прислушиваться, но не считать, что именно так и произойдет. Еще когда я был студентом, у меня был один знакомый, тоже молодой человек, с которым мы много говорили о вере. И он говорил так: «Я знаю, что при Крещении прощаются все грехи, поэтому я сейчас креститься не буду, а вот когда уже буду понимать, что моя земная жизнь заканчивается, тогда приму Крещение». К сожалению, он не успел это сделать… И мы должны понимать, что не происходит все просто механически. Мы не должны надеяться, что если умрем в день Пасхи, то попадем в рай. Мы должны предпринимать определенные усилия, стараться жить по-христиански, чтобы восхитить, стяжать Царство Небесное.

– Но ведь есть случаи, когда многие праведники умирают как раз в великие церковные праздники. Наверное, какая-то связь есть?

– Да, есть. Тогда нужно несколько шире рассмотреть вопрос, связанный с тем, как правильно подготовиться к окончанию нашей земной жизни. Есть понятие «смерть», означающее просто исчезновение человека как личности. Но мы верим в бессмертие души, поэтому понимаем, что с окончанием нашей земной жизни человек как личность не перестает существовать, его душа сохраняется, остается. И в наших молитвах есть в том числе просьба, ходатайство, чтобы Господь избавил нас от «наглой смерти». Что такое наглая смерть? Это когда человек уходит в другой мир неподготовленным. Как некоторые люди рассуждают: «Как бы было хорошо, если бы моя жизнь закончилась быстро: иду я по улице, например, и вдруг кирпич на голову упал – и все хорошо». Нет, мы понимаем, что это очень плохо. Почему? Человек был не готов, он не ожидал этого.

Наша жизнь – это своего рода подготовка к вечности, подготовка к тому моменту, когда наша земная жизнь закончится. Почему важно к этому готовиться? Во время земной жизни мы можем что-то изменить, исправить ошибки, которые мы совершаем, – а  когда земная жизнь заканчивается, мы уже ничего изменить не можем. Поэтому если человек понимает, что его жизнь может закончиться, то очень важно, чтобы он исповедовался и причастился, пособоровался. Как раз когда мы говорим, как умирают люди, которые вели праведную жизнь, то чаще всего это бывает связано с тем, что они перед смертью исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин, это очень важно. Вот к этому нужному стремиться – как можно чаще причащаться. И тогда действительно это будет означать, что мы готовы к окончанию нашей земной жизни, готовы к моменту встречи с Богом.

– Но причащаться надо осознанно.

– Безусловно.

– Вопрос телезрительницы из Воронежа:  «Христос воскресе! Нужно ли поститься на Светлой Седмице, чтобы причаститься?»

– Обычно практика такая: если человек постился во время Великого поста, если он, как сейчас говорят, практикующий православный христианин, то на Светлой Седмице, когда нет поста (это сплошная неделя, даже в среду и пятницу нет поста), вечером не надо вкушать мяса и можно причащаться.

– Следующий вопрос в продолжение нашей темы о Причастии: «Слышал, как батюшка сказал, что, если человек не причащался более чем три недели, он отлучается от Церкви. Получается, если я три недели не причащался, не имею права больше подходить к Причастию?».

– Это серьезный вопрос. Когда священник читает молитвы перед Исповедью, он молится, чтобы Господь примирил и соединил людей, подошедших к таинству Покаяния, с Церковью, примирил с Богом. Что это означает? Что мы своими грехами иногда сами себя отлучаем от Церкви. И несмотря на то, что внешне, по названию,  мы остаемся православными христианами, наша жизнь уже не соответствует этому званию. Поэтому мы нуждаемся в таинстве Покаяния, в котором вновь соединяемся с Церковью.

Если человек не причащался три недели, то он отлучается от Церкви… Таких правил, насколько мне известно, нет. Но есть другое правило, которое говорит о том, что если человек не был на богослужении в течение нескольких недель, то он таким образом сам себя отлучает от Церкви. Такое правило есть, и мы, если серьезно к этому относимся, должны внимательно следить за тем, чтобы не пропускать воскресных богослужений. Тогда у нас не будет таких проблем. Если же мы пропустили богослужение, то на Исповеди должны об этом сказать: «Я нарушал одну из десяти заповедей, которая говорит о том, что нужно почитать день субботний, посвящать его Богу. Я на богослужении не был, тем самым эту заповедь нарушил». И просить у Бога прощения.

Вопрос телезрителя из Белгородской области:  «Христос воскресе! Первые христиане причащались совсем не так, как мы сейчас причащаемся. Это напоминало Тайную Вечерю, было преломление хлеба. Христос сказал: Сие творите в Мое воспоминание. Я хотел спросить, когда Причастие приобрело форму, которая есть сейчас: через Чашу и ложечку (лжицу)?»

– Действительно, то богослужение, которое мы имеем, постепенно сформировалось. Как мы знаем, Божественная литургия, у нас совершаемая, была написана святителем Иоанном Златоустом или святителем Василием Великим (в основном эти Литургии совершаются в течение года). Получается, что уже с IV века оно приобрело такую форму. Плохо это или хорошо? Я думаю, ничего плохого в этом нет: благоговейное отношение к таинству Причастия крайне необходимо каждому из нас. Когда очень много людей (например, на Пасхальном богослужении я причащал около 200 человек), если проносить каждому Чашу, то это, во-первых, могло бы занять очень много времени, а во-вторых, могло бы привести к каким-то неприятным случаям: кто-то мог уронить что-то, кто-то мог толкнуть Чашу...

Поэтому именно такая форма Причастия у нас в Церкви – это опыт Церкви, к которому крайне важно прислушиваться. Ведь в Церкви нет ничего случайного, Церковь живет Духом Святым. Если мы осознаем это и принимаем, значит, Церковь для нас является кораблем спасения. Ведь, например, у нас есть какие-то детские переживания, но мы вырастаем,  развиваемся – так же и церковная жизнь развивается, и  каноны, которые сегодня у нас есть, сформировались как результат развития Церкви. Поэтому важно, чтобы мы эти каноны сохраняли и старались именно благоговейно относиться к той форме Причастия, которая у нас существует.

Мы знаем другую ситуацию (например, в Католической Церкви), когда в определенный момент жизни отказали в Причастии Кровью для мирян. Это, конечно, серьезная проблема  – здесь нарушается именно само таинство, а оно было установлено как Причастие Телом и Кровью. А в нашем случае ничего не меняется – и священнослужители, и миряне причащаются Телом и Кровью. Это самое главное.

Вопрос телезрительницы из Московской области: «Христос Воскресе! Отец Виктор, Вы некоторое время назад выступали и просили наших молитв. Я очень сильно молюсь. Как дела в вашей епархии?»

– Спасибо за вопрос. Во-первых, я хотел бы поблагодарить всех наших телезрителей, присылавших нам книги. Действительно, я помню, на одной из передач обратился с просьбой присылать духовную литературу:  она крайне необходима для нашей миссионерской деятельности. И люди откликнулись – прислали несколько коробок, несколько посылок с православными книгами как святоотеческой литературы, так и современных авторов. Все эти книги очень пригодились нам. Мы их распространяли и в библиотеках, и в различных учреждениях, и в больницах. За это огромное спасибо!

Что касается жизни Церкви на Сахалине, безусловно, нужно продолжать молиться, это очень важно и очень ощутимо. По-разному складываются ситуации, но прихожан становится больше на службах, люди чаще исповедуются, причащаются. Я думаю, это в том числе и благодаря вашим молитвам. Сейчас в Южно-Сахалинске у нас строится кафедральный собор, уже практически закончили строительство фундамента. Это будет очень красивое здание в центре города, рядом с площадью Победы. В том числе этот храм будет посвящен и победе нашего народа во Второй мировой войне. Мы там будем особо молиться о всех тех наших воинах, которые освобождали Сахалин и Курилы. На Сахалине отмечается два Дня Победы: 9 мая, как у всех, и мы отмечаем еще и в сентябре именно окончание Второй мировой войны – освобождение южной части Сахалина и Курильских островов.

 Мы надеемся, что православный храм, кафедральный собор в Южно-Сахалинске, станет одним из символов российского присутствия на Дальнем Востоке:  очень важно показать всем, что мы победили не только силой оружия, но и силой нашей веры. И то, что православные миссионеры, русские люди, которые осваивали территории, принесли туда, – это была именно наша вера, наши христианские ценности, о них мы продолжаем свидетельствовать на Дальнем Востоке, на берегах тихоокеанской России.

Вопрос телезрительницы из Самарской области:  «Христос Воскресе! Мне неудобно спрашивать и я бы никого не хотела обидеть, но меня все время мучает вопрос: причащение из одной ложечки – это  не антигигиенично ли?»

– Лев Толстой, по-моему, в одном из своих произведений как раз проводил мысль, что очень плохо причащаться, и в этом произведении, по-моему, говорится, что были в результате этого болезни. Знаете, я могу сказать, что в моей практике таких ситуаций не было. Если у вас есть сомнение, то я сталкивался с таким случаем: однажды один прихожанин честно рассказал мне, что он крестился уже в сознательном, взрослом возрасте и что ему сложно переступить через себя;  он не знал, что ему делать. Я ему предложил подойти к Чаше первым и так причаститься, если ему тяжело. И, знаете, когда он впервые причастился именно таким образом, после этого он уже подобных вопросов не задавал. Сейчас он достаточно регулярно бывает в храме, исповедуется, причащается, этот вопрос у него как-то отпал сам собой. Всякие искушения у нас бывают. Они приводят нас к тому, что мы не ходим в храм, не участвуем в таинствах. Для себя мы можем найти десятки причин, все логично сформулировать, объяснить самому себе и затем просто лишить себя спасения. «Если бы мир был по-другому устроен, я бы тогда ходил, я бы тогда делал… А сейчас не буду».

 Мы же должны понимать, кто от этого радуется, если мы не будем причащаться, если мы не будем жить церковной жизнью. Кому от этого будет легче? И вот когда мы ответим на этот главный вопрос, тогда поймем, что все остальное – это наши отговорки, по которым мы сами себя можем лишить спасения.

Поэтому причащайтесь. Я никогда с этой ситуацией не сталкивался. Кроме того, после того, как все причащаются, священник всегда прикасается к лжице, которой он причащал, и это тоже еще одно свидетельство, что священник тоже участвует в этом. Ни разу не было ни у моих знакомых священнослужителей, ни у кого, чтобы это стало причиной для каких-то проблем у человека. Это только искушение.

Вопрос телезрительницы:  «Христос Воскресе! Скажите, пожалуйста, когда выбрасываются на помойку иконы, как поступать?»

– Спасибо за вопрос. Действительно, в Пасхальные дни у нас в стране появилась такая непонятная традиция, когда пасхальные яйца украшаются наклейками с изображением икон, и это очень плохо:  человек вольно или невольно фактически кощунствует, это надругание над иконами. Такого ни в коем случае нельзя допускать. Православным христианам не нужно ни покупать подобные изображения, ни  делать подобные наклейки. Если мы видим, что священные изображения находятся в попираемом месте, лучше всего забрать эту икону. Если она совсем пришла в негодность, ее надо предать огню. Либо проще сделать следующим образом: просто принести ее в ближайший храм, рядом с которым вы живете, и сказать, что вы не знаете, что сделать. Бывает же так, что и у нас дома хранятся иконы, которые уже стали старыми, пришли в негодность. Их лучше всего приносить в храм, а церковнослужители знают, что нужно сделать: либо ее можно отреставрировать, либо предать огню.

– Следующий вопрос от Николая из Москвы: «Прочитал у святителя Игнатия (Брянчанинова), что не нужно вдаваться в тонкое разбирательство помыслов. Как это правильно понять? И как исповедоваться, если грехи в большинстве своем соделываются помышлениями?».

– Есть момент, когда человек о чем-то думает и услаждается этими мыслями. Соответственно, когда мы начинаем возвращаться к этим помыслам, постоянно о них думать, опять их в своем уме пересказывать, это бывает очень плохо для нас. Подобным образом поступать не стоит. Если мы понимаем, что наши помыслы греховны, то об этом надо кратко сказать, не пересказывая опять все мысли, которые у нас появляются: есть мысли об этом, об этом, об этом, помоги мне, Господи, от этого избавиться. Таинство Покаяния – это не отчет, но еще и просьба, во многом это просьба: мы осознаем, что сами не можем справиться со страстями, что в нас живут, с грехами, которые мы совершаем, и просим помощи Божией. Это очень важно. И когда подобные мысли появляются, важно не просто переживать их, а сразу же, отсекая, обращаться за помощью к Богу. Есть очень краткая, но важная молитва, называемая Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Эту молитву всегда важно произносить в таких случаях.

– Вопрос телезрительницы из Новосибирска:  «Скажите, исповедоваться нужно сразу перед тем, как причащаешься?»

– Да, обычно  накануне перед Причастием православные христиане исповедуются. А когда исповедоваться, есть две ситуации: либо мы исповедуемся перед Божественной литургией утром, либо после вечернего богослужения. Важно, чтобы перед Причастием Святых Христовых Таин накануне вечером мы были в храме и участвовали в богослужении. И после вечерней службы лучше всего исповедоваться. Но здесь нужно проконсультироваться в том храме, куда вы придете для Исповеди и Причастия: так бывает, что не всегда священнослужитель может вечером всех желающих  исповедовать, Исповедь вынужденно переносится на утро.  Неправильно приходить и требовать: «А мне нужно сейчас!».

Хотя, с другой стороны, Исповедь и Причастие – это  таинства, которые священник совершает в первую очередь. И бывает, если человек умирает, то чтобы приехать к нему, священник может даже оставить или перенести совершение Божественной литургии до определенного момента. Даже если Литургия уже началась, священник может приостановить ее совершение и поехать исповедовать и причащать тяжелобольного. В каждом храме есть свои особенности, попробуйте узнать, поговорить со священнослужителем, который служит в этом храме, и с ним согласовать время Исповеди и дату Причастия.

– Следующий вопрос: «Можно ли вкушать пищу между таинствами Причастия и Соборования, если они проходят в один день?».

– Здесь не очень понятно, что имеется в виду. Обычно порядок такой: если человек готовится к Соборованию, то перед совершением таинства Соборования он исповедуется, затем совершается Соборование, а после совершается Причащение.

Если в один день происходит Соборование, особенно во время Великого поста, когда оно совершается в храмах для многих людей, то не будет нарушением, если человек, придя домой после вечерней службы, что-нибудь поест до 12 часов ночи и на следующий день придет в храм на Причастие.

– Следующий вопрос  – от Сергея из Великого Новгорода: «Скажите, пожалуйста, есть ли какой-то способ определить, действительно ли я верующий человек или же лицемер?».

– В Священном Писании говорится: Верую, Господи, помоги моему неверию. В этом состоянии находится практически каждый из нас. Мы веруем, мы стремимся, но бывает, что сомневаемся. И здесь важно надеяться на милосердие Божие. Господь, если мы будем к Нему обращаться, молиться Ему, нам откроет, где мы правы, а где неправы. Что является плодами веры? Плодами веры является наша христианская жизнь. Если мы видим, что мы наших ближних ненавидим, презираем, что гордимся, а наших ближних как-то принижаем, если мы постоянно злимся, со всеми ругаемся, значит, у нас серьезные проблемы, значит, нам надо как-то менять нашу жизнь. Заповеди нам даются еще и чтобы мы соотносили свою жизнь с тем, насколько исполняем эти заповеди. Если мы что-то нарушаем, не исполняем, значит, нам есть к чему стремиться, есть что менять.

Вопрос телезрительницы из Рязани:  «Христос Воскресе! Отец Виктор, я очень уважаю Вас, мне нравятся Ваши ответы на вопросы. Меня беспокоит вот что. Мне 64 года, я, в общем-то, год назад только пришла по-настоящему к вере, стала ходить в храм  – благодаря лекциям А.И. Осипова, которые стала регулярно смотреть. Но,  поскольку я поздно пришла по-настоящему к Православной вере, в которой рождена и крещена, естественно, когда мои родители умирали, я не заботилась ни о покаянии, ни о чем.

Папу я как-то еще причастила, а вот мама умирала в 2004 году, и даже мысли такой у меня не появилось, чтобы причастить ее, исповедовать.  Сейчас я очень беспокоюсь о ее посмертной судьбе. Я хожу в храм, поминаю ее. Стараюсь причаститься в день поминовения усопших, покаяться и подать записку на поминание. Скажите, пожалуйста, насколько я могу быть уверена, что судьба моих родителей будет как-то благосклонна к ним после смерти? И что мне делать, чтобы улучшить их посмертную судьбу?»

– Здесь два вопроса. Первый: «Могу ли я быть уверена?» Нам неполезно, братья и сестры, быть уверенными в нашей посмертной участи, в том числе в том, что нужно сделать, чтобы мы были уверены, что у наших родителей тоже все будет хорошо. Это неполезно еще и потому, что нас это будет расслаблять. Или это может превратиться в следующее. В определенный исторический период католики посчитали, что есть грехи, а есть благие дела, которые человек совершает, и когда благие дела превышают его грехи, то уже он спасен. Значит, появляются добрые дела, которые ему для спасения уже не нужны и ими можно как-то распорядиться. И Католическая Церковь ими распоряжалась – продавала индульгенции.

С другой стороны, вы очень правильно сказали, что важно молиться, поминать, менять свою жизнь  – как продолжение жизни наших родителей, ведь мы представители определенного рода (наших родителей, дедов, бабушек), мы продолжаем их жизнь. И когда мы меняем свою жизнь, становимся православными христианами, это, безусловно, является очень важным и для них. Поэтому если мы будем исповедоваться, причащаться, молиться за них, то это изменит их посмертную участь.

– Следующий вопрос от Татьяны: «Есть ли в Православии духовный эгоизм?»

– Тоже сложный вопрос. В Православии –  как в Церкви, как в пути спасения? Безусловно, наша вера свята, в нашей вере нет ничего греховного. Эгоизм, безусловно, грех. Может ли православный быть эгоистом? Может. Что значит спасение,  с точки зрения Православия? Может ли человек сам спасаться, когда вокруг все погибают? Очень серьезный вопрос. Самая главная молитва нашей Церкви та, которая была передана Самим Иисусом Христом и записана в Священном Писании. Она начинается словами «Отче наш». Не «Отче мой», а «Отче наш». Это указывает нам на соборное понимание спасения и соборное понимание Церкви. Мы всегда должны об этом помнить и осознавать себя частью Церкви. Это очень важно. И это то, чего, к сожалению, нам очень часто не хватает.

Бывает интересно наблюдать, как люди приходят в храм. Например, в храме во время богослужения читается Священное Писание  –  в это время нельзя ни ходить, ни разговаривать, а человек ходит, ставит свечки. Конечно, это очень неразумно. Представим себе, идет какое-то совещание, и вдруг заходит человек, начинает что-то передвигать, менять, что-то делать. Вряд ли это вызовет положительную реакцию, скорее, наоборот. Поэтому, когда мы приходим в храм, то должны стараться понимать, что здесь происходит, что сейчас идет в храме, какая служба, стараться быть именно соучастниками богослужения. И далее – понимать, что каждый из нас  – прихожанин того или иного храма. Соответственно,  проблемы, которые есть в храме, радости, переживания, какие-то задачи становятся и нашими задачами: по мере своих сил и возможностей важно участвовать  в жизни прихода. Например, есть пожилые прихожане, которые, может быть, не могут сами за собой ухаживать… Узнать, какие у них проблемы, чем им можно помочь – это тоже наша церковная жизнь.

– Следующий вопрос –  от Елены: «Существует ли такое явление, как лжесмирение, какие его признаки?».

– Существует ситуация (и часто так бывает), когда под смирением мы понимаем человекоугодие. И  чтобы оправдать свое человекоугодие, мы просто объявляем его  смирением. Смирение – это всегда смирение перед Богом, и, в первую очередь, смирение основано на вере в Промысл Божий. Если мы православные христиане, мы понимаем, что все, что происходит в нашей жизни, происходит по воле Божией. Без  нее даже волос с нашей головы не падает – и она  осуществляется в нашей жизни для нашего спасения. То есть Бог не просто создает нам какие-то ситуации, но Он желает нашего спасения: все, что происходит в нашей жизни, происходит для нашего спасения.

Тогда многие ситуации нам становятся понятны. Мы понимаем, что это не соседи, не какие-то другие люди, не окружающие виноваты, а это важно, чтобы мы это пережили и чтобы в этой ситуации были настоящими христианами. Легко быть христианином и считать себя хорошим человеком, когда в твоей жизни ничего не происходит. Но как только ты садишься в автобус, где много людей и кто-то может тебя толкнуть, может быть, случайно (а где-то и специально), здесь проявляется твоя вера. Какие в первую очередь мысли тебе приходят в голову: молитва, желание как-то помочь человеку, либо какие-то совершенно другие слова и мысли?

Очень важно, чтобы мы, когда видим, что человек делает, в том числе и по отношению к нам, плохие дела, старались остановить этого человека. Не потому, что мы хотим его обидеть, оскорбить, а потому, что мы ему тоже желаем спасения. И когда мы видим, что человек идет путем греха, то пытаемся его остановить, вразумить, объяснить ему, что здесь он не прав. Это бывает очень важно для человека, и здесь не нужно проявлять лжесмирение, а важно стараться следовать заповедям Божиим.

– Спасибо, батюшка. В завершение программы:  что Вы можете пожелать нашим телезрителям?

– Сейчас у нас самый замечательный праздник – Пасха, она идет  40 дней. Это очень хорошее время! Большая часть вопросов, которые заданы сегодня, были о богослужении, о Причастии. Поэтому я хотел бы всех нас призвать чаще молиться, чаще ходить в храм, чаще причащаться Святых Христовых Таин. Христос Воскресе!

– Воистину Воскресе! Благословите наших телезрителей.

– Бог всех нас благословит! Помощи Божией вам, братья и сестры!

Ведущий Сергей Юргин.

Записала Нина Кирсанова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы