«Беседы с батюшкой» на тему: О личности и подвиге первоверховных апостолов Петра и Павла

30 июля 2008 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Виктор Зырянов, преподаватель догматического богословия Екатеринбургской духовной семинарии.
 

– В преддверии праздника Петра и Павла и окончания поста мы хотели бы поговорить о личности и подвигах святых апостолов. Расскажите нам, пожалуйста,  об апостолах и особенном апостольском служении.

– В преддверии праздника  и следующего за ним дня, отмечаемого нами как память всех святых апостолов, конечно, уместно поговорить об апостольском подвиге. В первую очередь, стоит сказать, что мы не всегда отдаем себе полный отчет в том, насколько должны быть благодарны этим людям за то, что веруем во Христа, можем Ему молиться, за то, что мы – христиане.

Апостолам Учителем было открыто так много, что, вполне возможно, они могли сокрыться в себе, сказав: «Нам так много известно о правде жизни и смерти, о вечности и воскресении, вообще обо всем, что связано со Христом, что нам хватит этого на всю жизнь». Но они пошли в страшный, жестокий большой мир, который тогда измерялся человеческим шагом – это сейчас он нам кажется маленьким, а тогда апостолы шли через пустыни, преодолевали морские пространства, возвещая всем людям то, что знали сами  –   ведь этого требовал Христос. Перед Своим Вознесением Он сказал апостолам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. И они не могли удержать в себе известное им – они научились от Христа любви, и эту любовь, наполнившую их сердца, не могли сокрыть в себе. Апостол Павел говорит в одном из своих посланий: Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! То есть апостолами двигала любовь.

Мы должны не только слышать, но и услышать апостолов. Ведь Господь, говоря об учениках, подразумевает под ними и всех будущих христиан, всех будущих Его последователей. Мы, христиане, все являемся Его учениками и в какой-то степени Его посланцами в этом мире. Мы должны свидетельствовать о Христе и своей жизнью, и своим словом – это обязанность всякого, кто именует себя верующим во Христа. Мы получаем еще и личные, частные откровения о Боге и не можем удерживать их в себе, это не может быть уделом только нашей личной радости – этой радостью мы обязаны делиться с теми, кто вокруг нас.

 – Если мы говорим о праздновании святых, то особым образом мы прославляем именно день их кончины.

– Выход апостолов на проповедь связан с их жертвенным служением. Все они, кроме Иоанна Богослова, мученически закончили свою жизнь. Их гнали, поносили, жестоко мучили, заключали в темницы, и все они в конечном итоге мученически закончили свою жизнь. Поэтому проповедь для них была подвигом, это была их личная жертва: они были способны положить на алтарь проповеди и свою жизнь, и свою смерть.

– Вы сказали, что каждый христианин должен нести подвиг апостольства, –  значит, этот дар дается каждому человеку?

– Думаю, что дар учительства дается сугубо индивидуально, но свидетельствовать о Христе мы можем не только учительским даром, который является особенным даром тем, кто призван к этому (ибо апостол тоже говорил: Не каждый становись учителем – это особое призвание). Но свидетельствовать о Христе может любой христианин, более того, это его долг и священная обязанность. Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным, – говорит Христос. Поэтому свидетельствовать, заявлять о своей вере во Христа, насколько это возможно, должен всякий человек, в себе и собой прославляя Христа.

  – Нательный крест, который носит христианин, тоже может быть проповедью его веры?

– Конечно. Нательный крестик православного христианина изображает распятого на Кресте Христа и является символом победы жизни над смертью (христианин вообще свидетельствует о победе жизни над смертью). Под изображением распятого Христа находится череп, что тоже символично свидетельствует о том, что Христос Своим Воскресением побеждает смерть.

Если в древних представлениях считалось, что человек исчезает окончательно, навсегда уходит в никуда, как и пришел ниоткуда, то Христос говорит, что за крышкой гроба жизнь только начинается, она никуда не уходит. Он говорит: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. Даже  еще и не умрет, то есть момент этого перехода для умирающего верующего человека даже не заметен.  Это неверующие люди страшатся его, те, кто не верят во Христа и Его Воскресение, в будущую загробную, вечную жизнь со Христом. Это они вестники и проповедники смерти, так как связывают все с этой временной жизнью на земле, жизнью смешной и глупой, вкладывают в нее окончательный смысл и зацикливаются на этом. Это те люди, которые говорят, что за прекращением телесной физической жизни больше ничего нет, то есть они веруют только в смерть. А христианин – это вестник и проповедник жизни вечной.

 Вопрос телезрителя из г. Ревды: «Православные храмы именуют в честь Святого Духа, Пресвятой Троицы, Пресвятой Богоматери, почему же нет храмов в честь Бога Отца?»

– Да, у нас есть храмы, посвященные Пресвятой Троице, и храмы в честь Духа Святого  –  например, в Троице-Сергиевой лавре. Действительно, я не встречал храмов, посвященных одному Богу Отцу. Думаю, что это связано с неизобразимостью Бога Отца, хотя Дух Святой тоже изображается символически – схождение в виде голубя при Богоявлении. Так или иначе,  о Духе Святом мы знаем что-то фигуральное из Евангельских повествований.

В Греции были храмы в честь Пантократора, на Руси таких нет. Если бы на Руси и были храмы, посвященные Богу Отцу, было бы сложно обосновать это богословски, поэтому я затрудняюсь ответить на этот Ваш вопрос.

– Вопрос телезрителя из г. Екатеринбурга: «Пожалуйста, объясните духовный смысл поста во имя Петра и Павла, почему этим апостолам посвящается пост?»

– Петровский пост не связан ни с личностью апостола Петра, ни с его деятельностью, ни с его проповедью. Просто по времени совпало так, что его окончание пришлось именно на празднование памяти этих первоверховных апостолов, поэтому пост так и именуется. Но он не связан напрямую с апостолами. Хотя, конечно, из Евангелия мы помним, что, когда Господь после Своего Преображения спускается с горы Фавор и ученики спрашивают, почему они не могли  изгнать беса из бесноватого юноши, Христос говорит им: Род сей побеждается постом и молитвой.

Как-то спрашивали Его: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься

Мы знаем, что апостолы постились, хотя их деятельность была очень трудной  –  они путешествовали по всему миру, но  так или иначе они постились, поскольку это было заповедано Христом. Начинается новая эра, новый храм, новые ученики, новая вера – все совершенно новое. И смысл поста сейчас, конечно, иной, нежели тот, который был в иудейской среде во времена жизни Христа.

 Вопрос телезрителя из г. Коломны:  – Вы говорили о загробной жизни как о христианском учении, или это объективная реальность?

– Это учение об объективной реальности, ведь не может быть такого, чтобы мы отрывали объективную реальность от учения. Мы учим о том, что действительно объективно будет и существует. Вера в загробную жизнь – это несомненная вера христианства. Христос говорит о воскресении и о Царстве Божием: В дому Отца Моего обителей много. Это несомненная часть веры. Без веры в загробную жизнь, без воздаяния за гробом жизнь наша превращается в чисто дьявольский водевиль. Господь в притче о богаче и Лазаре говорит, что в том мире между грешниками и праведниками будет пропасть, то есть воздаяние будет обязательно, и это несомненно и логически вытекает из учения Христа.

Посмотрите, ведь когда Христос был распят, но еще не принял смерть, никто из учеников не верил в то, что Он может умереть. Ведь они видели, как Он воскрешает из мертвых, как Ему повинуются стихии, то есть в Нем такие колоссальные способности и возможности, как же Он допустит Свою смерть? Хотя это не Его смерть, Христос принимает нашу смерть, наше наказание за преступление, совершенное в раю. Только один разбойник связывает воскресение и Царство Небесное со смертью Христа, поэтому и входит первым в рай. Даже апостолы до последней секунды не верили в то, что их Учитель примет смерть.

Вопрос телезрительницы из г. Сухой Лог:  «Сейчас появилось много ларьков с товарами как бы от Церкви. Что честнее и правильней: брать крестики в церкви или в этих ларьках и освящены ли эти крестики?»

– Думаю, что всякую символическую атрибутику лучше, конечно, покупать в церкви. Хотя, вообще-то, не очень приятно, когда храм превращается в «дом торговли» и в нем торгуют порой непотребными вещами, сейчас это сплошь и рядом и вызывает протесты.

Лучше все-таки покупать в церковной ограде. Конечно, должен быть соблюдены каноны изображения Христа на Кресте, формы крестика. Конечно, сейчас кресты в основном канонические. Освящение же происходит тогда, когда Церковь принимает крест, иконы или иные символические знаки в свое употребление, признавая, что это может служить на пользу. Это и есть освящение.

Раньше освящением иконы было надписание имени: кто-то из представителей Церкви признавал, что она написана в канонически выдержанных правилах. Надписание имени и было освящением. Как, допустим, освящается икона святителя Николая? Через молитву и призывание Святого Духа мы принимаем ее в обращение, в употребление.

– Продолжая тему о святых апостолах:  скажите, пожалуйста, какой урок мы можем извлечь для себя из жизни и деятельности святых апостолов?

– Несомненно, жертвенность. Ранняя проповедь в Иерусалиме о Воскресении вызывала сильное возмущение и гнев среди правоверных иудеев, особенно в фарисейской среде. Хотя мы знаем, что фарисеи первыми вошли в иерусалимские христианские общины, так или иначе на христиан обрушились очень сильные гонения. Конечно, апостолы не призывали к смерти, но знали, что их смелое выступление в защиту Распятого повлечет за собой такие серьезные последствия, и они не страшились этого. Многие мученики добровольно шли на смерть – они  хотели и кровью засвидетельствовать свою преданность и верность Учению Христа. Первые святые в христианской Церкви – это мученики. Все апостолы мученически пострадали в разных концах земли, и почти все в молодом возрасте.

– И сейчас в центре всей нашей жизни должен быть Христос?

– Конечно, вся наша жизнь должна вращаться вокруг Христа. Святые советуют, чтобы в жизни мы постоянно размышляли на Евангельские темы, чтобы наш ум постоянно «плавал» в текстах Священного Писания. Книги Нового Завета, оставленные нам апостолами, и являются руководством нашей жизни, то есть в любом вопросе и любой проблеме нашей жизни в центре должен быть Христос.

Как решали те житейские трудности, которые возникают на нашем жизненном пути, Христос, апостолы и святые, угодившие Богу? Христианин должен решать их только на основании того учения, которое открывается апостолами в Откровении. В Новом Завете мы найдем ответы на все житейские проблемы, нет такого трудного житейского вопроса, который бы не решался на основе евангельского учения. В Евангелии показана абсолютно вся наша жизнь, все открыто, только его надо знать, надо его читать, вслушиваться, его нужно слышать.

Ведь основная задача христианина при чтении Нового Завета – это услышать голос Христа, услышать и сердцем, и разумом. Христос к нам намного ближе, чем мы думаем. Он сказал: Я с вами  –  Я всегда рядом. И по каждому, казалось бы, даже незначительному вопросу мы можем обращаться к Нему за помощью. И эта помощь неминуемо придет: Христос всегда рядом с нами, Он слышит нас и жаждет, чтобы мы обращались к Нему. Он, и никто другой, решает наши вопросы, потому что Он любит нас.

– И решает наши проблемы наивернейшим и наиполезнейшим образом для человека.

– Конечно, только самым верным образом и решаются эти вопросы. Если мы испрашиваем этой помощи Божьей, то Господь отвечает и помогает решить вопросы, превращая даже самые затруднительные ситуации в самое благое. Ведь апостол говорит: За все благодарите Бога. Не только за те минутные радости, которые мы иногда испытываем в жизни, но и за те скорби, за те страдания, что неминуемо встречаются в жизни каждого человека. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия. Господь промышляет о нас, и бывает, что промышляет, казалось бы, страшным, жестоким образом, но так или иначе Он ведет нас в Царство Божие. Ведь жизнь человека не заканчивается земной жизнью, она – лишь преддверие нашего вхождения в новую благодатную жизнь с Богом. Там наше Отечество, а здесь мы странники. По этой жизни мы должны проскользнуть, но все наши взоры, все наше внимание должны быть направлены только в вечность.

Эту жизнь мы должны оценивать только с позиций вечности, как бы оттуда взирая на то, что происходит с нами здесь. Только тогда я могу дать самые объективные и точные ответы на то, что со мной происходит, что мне в этой жизни делать и как поступать.

– И это будет наивернейшим взглядом на нашу жизнь, которая, может быть, покажется нам тогда суетой.

– Да, мы очень много суетимся в этой жизни. Собственно, все наши ошибки и грехи – это наша суета. Мы постоянно развлекаемся, рассеиваемся, тратим ни на что наше время, а ведь это самое драгоценное в жизни человека. Прожитую минуту не вернуть, недаром святые отцы говорили, что самая драгоценная минута – та, которую я проживаю сейчас. И самый дорогой человек – тот, который сейчас находится рядом со мной: я могу причинить ему скорбь, но и могу стать ему спасителем.

Вопрос телезрительницы: «Как Вы считаете, будет ли Иисус Христос воскрешать мертвых, которые были сожжены? Сказано, что все умершие будут воскрешены, но из огня взяты не будут».

– Не знаю, где сказано, что из огня не будут взяты. Нет никакой разницы, погребен человек или сожжен. Мы же знаем, что многих первохристиан и мучеников сжигали на кострах, это очень часто случались и в Средние века. Конечно, воскреснут все. Эта оболочка, физическая составляющая человека, повторяется в человеческой душе, которая бессмертна. Воскрешение будет не восстановлением того, что исчезло, сгнило, сгорело, – облечение плотью будет происходить над душой.

Конечно, по нашей православной традиции мы не должны сжигать наших усопших, а должны окружить тело заботой, вниманием, почтить его, отдать ему последнюю память над гробом.  Ведь этим телом человек пришел в этот мир, им  получал здесь благодатные таинства, прежде всего участвовал в таинстве Евхаристии. Поэтому тело христианина тоже заслуживает уважения и почитания.

– Возвращаясь к теме нашей  беседы. Поясните, пожалуйста, хорошо известные всем слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру: Ты – Петр, и на сем камне Я созижду Церковь Мою; и врата ада не одолеют ее. Как понимать эти слова?

– Больше половины католического мира понимает эти слова так, что именно на личности апостола Петра Христос и собирается создать Свою Церковь. Мы понимаем это совершенно иначе, хотя Католическая Церковь и ссылается на древние толкования, в частности Моисея Великого и Иоанна Златоуста, которые считают, что Христос говорит здесь о камне как о Петре.

Православное понимание совершенно иное – Христос говорит о камне, а не о личности Петра. Посмотрите, как происходил этот диалог: Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. То есть: «Это не твое личное, человеческое, исповедание, которое ты выносил, но сейчас ты был рупором Отца Небесного. Ты назвал Меня Сыном Божиим, Я действительно воплощенное Второе Лицо Святой Троицы».

На сем камне Я созижду Церковь Мою – то есть на этом самом исповедании, но не личностном исповедании Петра, не на личностном исповедании человечества, а на том, что открывает здесь человечеству Отец Небесный, то есть Камнем веры Христос называет Самого Себя – это Он есть Камень веры, и на Нем, Камне веры, Он и будет созидать Церковь Свою. Ведь недаром исповедается, что в основании Церкви лежит Христос распятый, а Главой Церкви является Христос воскресший.

Ведущий Даниил Рябинин

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать