Беседы с батюшкой. Как быть христианином в повседневной жизни

13 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Игорь Петров, клирик Вознесенско-Георгиевского прихода города Рыбинска.

– Тема нашей передачи: «Как быть христианином в повседневной жизни». Сложная и актуальная тема, и чтобы ее охватить, наверное, нужна не одна передача, но мы все-таки попробуем... Давайте раскроем само понятие: что значит быть христианином в повседневной жизни? Какие есть составляющие у христианской жизни?

– Не дерзаю давать такой ответ, это скорее всего вопрос. И мы как бы традиционно обращаемся к трудам митрополита Антония Сурожского. Из всех трудов владыки следует то, что мы должны научиться любить Христа в повседневной жизни, жить с Ним, жить для Него, служить Ему. Я думаю, что все это понимают.

– То есть это как бы главный стержень, на котором все держится.

– Да, мы часто любим говорить о каких-то вещах, о каких-то признаках, ситуациях, но самое главное – упускаем из виду Христа. Вот этого делать не нужно. И поэтому для нас, как владыка писал в одном из своих текстов, любовь ко Христу – это не некое созерцание перламутрового крестика, а память о том, что Господь распялся за нас, что была живая человеческая кровь, страдания и ужас. Они даны нам в пример, что мы куплены дорогой ценой, как апостол Павел говорит, которого часто цитирует владыка Антоний. И вся церковная традиция свидетельствует, что мы куплены дорогой ценой, что мы ответственны. Мы должны помнить, что христианство – это не просто набор неких замечательных вещей, которые нам помогают комфортно жить в повседневной жизни, а это ответственность, обязанность и глубокая вина перед Христом, что мы вот такие и не соответствуем тому, чему должны соответствовать.

– Мы рассматриваем повседневную христианскую жизнь именно в современных условиях. Сегодня мы окружены суетой, заботами. Как сохранить внутреннюю жизнь в гуще событий, можно сказать, в эпицентре дел?

– Очень хорошо об этом говорится и в трудах владыки. Я почему ссылаюсь на его труды? Потому что есть такой замечательный русский богослов, отец Георгий Флоровский, который употреблял такой термин – «синтез». Нужен неопатристический синтез, как он сказал (такой достаточно сложный академический термин). В чем смысл этого термина? В том, что каждый человек должен помнить, что его духовная жизнь строится во многом благодаря чтению святоотеческих текстов, Священного Предания. Оно не является каким-то отвлеченным, сложным повествованием, а именно конкретным, по сути, указанием и инструкцией, как мы должны жить в повседневной жизни. И во многом это говорит о том, что мы должны учиться ходить в присутствии Божием. То есть любое наше деяние, любой наш поступок должны опираться на Евангелие, на евангельские тексты, на Послания апостола Павла. И мы должны учиться поступать именно так, как поступал Господь. Владыка Антоний тоже об этом пишет.

И мы об этом часто говорим и вспоминаем отца нашего Нила Сорского, великого отца и интеллектуала, который говорил, что никогда не принимал тех или иных решений, пока не находил тому подтверждения в Священном Писании и Священном Предании, в трудах святых отцов. Будучи образованнейшим человеком, он знал Писание наизусть. И вот если мы тоже посмотрим труды владыки Антония, владыки Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана Затворника, то увидим, что великие отцы Церкви не просто давали какие-то советы от своего ума. Они всегда давали советы из глубины Писаний и Предания церковного, цитируя святых отцов, Священное Писание, Псалтирь, Евангелие, прежде всего труды апостола Павла. Это очень важная вещь, мы тоже должны этому научиться.

И владыка Антоний был образованнейшим человеком. Если мы возьмем любую его беседу, то увидим, что это человек Церкви, укорененный в церковном Предании, который буквально в каждом своем выступлении, беседе прежде всего цитирует святителя Феофана Затворника, его тексты. И мы должны тоже учиться именно этому. То есть, принимая те или иные решения, живя в повседневной жизни, мы должны учиться тому, чему учит нас Церковь, святые отцы. И эти тексты не являются какими-то отвлеченными священными текстами, а являются для нас очень конкретной инструкцией, в основе которой всегда лежит память о присутствии Божием.

– Вопрос телезрительницы: «Я не по теме, но меня очень взволновало одно известие. Моя крестница, которую я не видела больше тридцати лет, уехала на Украину. И мне сказали, что она куда-то поступила, в какую-то пятидесятницу. Что это за общество? Я не знаю».

– Что касается пятидесятницы, конечно, это, судя по всему, секта.

– Да, видимо.

– Пятидесятники – это неохаризматы, и нужно, конечно, ей уметь правильно объяснять ее существенные проблемы. Это очень опасная секта, очень активная. Как-то я слышал выступление одного лютеранского пастора, который высказал крайне негативное мнение по поводу вот этого проблемного явления.

– Как быть? Какие действия можно предпринять?

– Разговаривать с человеком, просто по-доброму. Во-первых, как мы должны решать те или иные проблемы, как нас учит преподобный Нил Сорский, как учит святитель Игнатий (Брянчанинов)? Это вникать в Писание и Предание. Что нам говорит об этом Церковь? Естественно, просто и по-доброму, с кротостью и смирением дать любому отчет в своем уповании, как мы читаем у апостола Иакова, и, несомненно, вникать в проблему, знать учение Церкви.

Одним из величайших отцов Церкви нашей является святитель Филарет Московский. Он в проповеди в честь памяти Алексия, митрополита Московского, говорил примерно следующее: если ты не знаешь своей веры и не заботишься о ее углублении, то я не знаю, что с тобой будет и кто ты; и не для тебя приходил Христос, не для тебя проповедовали апостолы. Такие жесткие слова произнес владыка Филарет. Поэтому каждый из нас должен, конечно, уметь понимать такие вещи, разбираться в этих темах. И прежде всего обращаться к священнику на приходе, в который Вы ходите. Конечно, хорошо, что нам такой вопрос задали, но тем не менее его нужно было решить давно.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я читал, что на вопрос о любви ко Христу Он Сам сказал так: "Если кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет". Но мы не то что Его заповеди блаженств соблюсти не можем, а даже ветхозаветные. Получается, что мы вообще Его не любим».

– Давайте будем позитивно об этом думать. Дерзну, отвечая на этот вопрос, вспомнить, что нам говорит Писание, что говорит Предание. Что мы, конечно, немощные, греховные, падшие люди. Это несомненно. И, например, Господь нам такое утешение дает в Евангелии от Иоанна: «Без Меня не можете делать ничего». Поэтому Христос помогает нам. И поэтому нам нужно знать, что делать, нужно стараться это делать и стремиться к этому. И Господь нам, несомненно, поможет. Поэтому так уж прямо впадать в уныние не стоит.

– Наверное, наш телезритель хотел сказать, как мы можем творить заповеди блаженств, если не соблюдаем ветхозаветные заповеди?

– Многие святые отцы говорят нам о том, что Ветхий Завет скорее о том, что не сотвори то или иное, а вот Господь Иисус Христос говорит: «А Я вам говорю, что всякий гневающийся на брата своего или всякий смотрящий с вожделением уже грешит». То есть грехом является внутреннее состояние. Новый Завет говорит нам о том, что началом греха является помысел, который мы удерживаем в себе, соглашаемся с ним. Это очень важно. Поэтому давайте будем стараться читать святоотеческие книги, которые учат нас тому, как выполнять Господни заповеди. Что грех начинается с мысли.

Хочу опять вспомнить слова преподобного Исихия Иерусалимского, ученика Григория Богослова, который говорит нам о том, что если человек не соблюдает Господних заповедей в сердце своем, посреди утробы своей, то как он их может исполнить на практике? Поэтому Новый Завет, Господь наш Иисус Христос, православное христианство учат нас невидимой брани, как нам нужно совершать Господни заповеди прежде всего в мыслях, в чувствах, в помыслах, к этому стремиться, это осуществлять в своей повседневной жизни, блюсти свое самосознание, как бы ориентируя его на память о присутствии Божьем. И когда мы так стараемся жить, то мы способны замечать те или иные помыслы, чувства, состояния, которые у нас возникают именно на уровне помысла. То есть когда огонь еще мал, мы можем его потушить, но когда он уже разгорелся, пылает, нам его очень сложно погасить в себе. Поэтому бодрствуйте и трезвитесь, как говорит нам Господь наш Иисус Христос, Спаситель и Отец наш. К этому нас призывают святые отцы и дают нам прекрасное руководство к его исполнению, учат бороться с помыслами.

– Вопрос телезрителя из Самары: «Вы сегодня говорите о том, как нам вести нашу христианскую жизнь. Вот я читаю Евангелие каждый день, и с каждым днем что-то во мне меняется. Подскажите, как правильно изучать Евангелие? Мне очень это нужно, потому что одни так говорят, другие по-другому. Мне нужны рекомендации от Вас: начинать читать с Евангелия от Матфея или же с Книги Бытия? Я недавно пришел к вере, поэтому мне нужны рекомендации».

– Я тоже новоначальный, поэтому не смею давать рекомендации, просто я по-братски могу поделиться прежде всего методикой, то есть чему нас учит Церковь. Церковь нас учит тому, что нужно читать Писание, руководствуясь Преданием Церкви. Поэтому я Вам рекомендую, во-первых, читать Евангелие. Мы уже упомянули имя владыки Антония Сурожского. Очень замечательные слова он сказал: мы должны читать Евангелие молитвенно, воспринимая его так, словно каждое евангельское слово обращено лично к нам, что не просто Господь говорит это каким-то людям, которые его окружают. Несомненно, это так.

Но владыка Антоний говорит и о том, что мы должны учиться читать Евангелие, стоя на коленях, как и отцы нас учат. Так говорит преподобный Серафим Саровский. Владыка Антоний комментирует эти слова, что, может быть, не в буквальном смысле, а именно в смысле внутреннего состояния. Или владыка Антоний цитирует Иоанна Златоустого: «помыв руки». Опять же имеется в виду не буквальное толкование этого текста, а именно внутреннее состояние, то есть с трепетом, с благоговением. Очень важно помнить о том, что Господь обращается всякое мгновение лично к нам: лично к Вам, лично ко мне, к другим нашим братьям и сестрам в Церкви, что Евангелие принадлежит Церкви и очень важно читать Евангелие молитвенно, размышляя над текстом. То есть не скользить по поверхности смысла, который, в общем-то, известен любому церковному человеку.

Коль Вы начинаете это делать, то очень хочу порекомендовать именно наших великих отцов Церкви: святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия (Брянчанинова), митрополита Антония Сурожского. О чем они говорят? О том, что нужно, конечно, начинать воцерковление с чтения святоотеческих текстов. В частности, мне, например, очень близок  цикл владыки Антония Сурожского «Размышляя над Евангелием». Очень Вам рекомендую, это можно найти и в любом поисковике, и на бумажных носителях такие замечательные тексты. Почитайте.

Есть такое понятие – «святоотеческий синтез», мы о нем уже говорили. Отец Георгий Флоровский, учитель владыки Антония, говорил именно об этом. Почему я и дерзаю Вам давать такие советы. Потому что, читая владыку Антония, я в свое время узнал о существовании Макария Египетского, отца нашего преподобного Иоанна Лествичника, преподобного Максима Исповедника, преподобного Симеона Нового Богослова. И вот эти великие отцы Церкви учат нас читать Евангелие. Читайте отцов. И, конечно, главная установка: читая Евангелие, мы, по сути, прикасаемся к воскрилиям одежды Христа, как та самая кровоточивая женщина. Вам известен этот текст, наверное.

– Мне понравилось, как владыка Антоний писал, что Евангелие нужно читать как письмо от дорогого, близкого человека, сердцем принимая его. Не формально расчленяя его разумом, а именно как долгожданное письмо от близкого, родного человека. Вот этот образ мне очень понравился.

– Мне тоже очень нравится этот образ, и владыка об этом говорит. Но он как бы не запрещает нам рационализировать ситуацию, несомненно, но главное именно вот это, то есть личное письмо каждому из нас. И когда мы вот так читаем Писание, то, может быть, даже много раз прочитывая достаточно знакомый текст, ощущаем присутствие Божие.

– Сегодня у нас в качестве заставки как раз евангельский сюжет: Марфа и Мария  у ног Христа. Объясните, пожалуйста, почему выбран именно этот сюжет в качестве заставки?

– Мы такую тему выбрали, и вот я думаю, о чем нам это говорит. Каждый раз, когда мы церковно воспоминаем то или иное событие, связанное с именем Пречистой Матери нашей Богородицы и Приснодевы Марии, мы всегда читаем текст о Марфе и Марии. И мы знаем о том, что Марфа и Мария были не только бесконечно преданы Господу. Они были еще и теми, которые являются для нас примером и в богословии, и в традиции Церкви, – образом деятельной и созерцательной жизни. То есть в нашей восточной традиции принято считать, что Марфа – это образ деятельной жизни, Мария – созерцательной. И вот каждый из нас призван, где бы мы ни находились, что бы ни делали, быть у ног Христа. В общественном транспорте, в каких-то своих повседневных делах мы должны пребывать в памяти Божией. Помнить, что Господь ближе к нам, чем любая ситуация, чем любая наша какая-то проблема. Чем люди, которые нас окружают, чем одежда к телу, чем душа к нашему духу и нашему самосознанию. Бог ближе к нам, чем наше собственное «я».

Вот это очень важное начинание, в котором мы должны находиться и в котором должны всегда себя, что называется, центрировать. Это очень важная вещь, о которой говорит нам первая, самая главная заповедь и все святоотеческое Предание. Есть много замечательных текстов отцов Церкви, которые говорят именно об этом: ходи в памяти о присутствии Божьем. Это не просто важный психологический момент, который помогает нам как-то подняться над ситуацией, управлять собой, своими эмоциями, чувствами, желаниями, а это еще является состоянием духовным. Как говорят богословы, мы существуем, находимся в подлинном бытии.

Хочу вспомнить здесь Иоанна Лествичника, который говорит нам о молитве. Молитва в переводе с греческого «со-бытие». То есть, находясь в памяти Божьей, мы находимся в некоем не просто психологическом состоянии, а в бытийственном состоянии, когда мы вместе с Богом, когда мы можем видеть свои помыслы, когда можем осознавать себя. Это очень важные вещи, и владыка очень тепло и хорошо говорит о том, что мы должны научиться жить не в страдательном залоге, как часто живут люди, реагируя на какие-то обстоятельства, ситуации.

Еще он употребляет очень интересное сравнение с осьминогом, у которого щупальца направлены куда-то вовне. Мы должны научиться жить внутри себя, это очень важная вещь, это то самое условие, при котором мы научаемся управлять собой. И, конечно, владыка Антоний очень замечательно и легко вводит нас в святоотеческое Предание Церкви. Буквально нет такой беседы, такого текста владыки Антония, где бы он, например, не цитировал Евангелие, прежде всего возлюбленного апостола Павла. Конечно же, у него обязательны прекрасные цитаты из святителя Феофана Затворника. Или это, допустим, цитаты преподобного отца нашего Максима Исповедника, преподобного аввы Дорофея. Для нас это что такое? Сигнал. То есть мы должны, понимая современные тексты, читать святых отцов, быть людьми, которые живут внутри Церкви, которые принадлежат ее духу, букве и этим живут. И для нас это ответ.

– Вопрос телезрителя: «Читаю притчу Соломонову, нашла ее на сайте, она очень вдохновляет, особенно когда унываю, а унываю часто. Вот такие слова в этой притче: "Когда царь Соломон спустился с горы после встречи восхода солнца, собравшиеся у подножия сказали: ты источник вдохновения для нас, твои слова преображают сердца. Он улыбнулся и сказал: вы – свет мира, вы – звезды, вы – храм и истина". Это толкование сайта или эту притчу на самом деле можно найти в Библии в Притчах Соломоновых?»

– Я не совсем помню этот текст, но совершенно определенно мы должны понимать, что мы или толкуем Писание самим Писанием, его контекстом, или тем дивным даром, который Господь нам дал, то есть Преданием Церкви.

Ведущий: Видимо, еще нужно переспросить, на каком сайте была взята эта цитата.

(Диалог с телезрительницей.)

– С православного.

– Вы цитируете текст или Вы его интерпретируете?

– Я его цитирую, как там написано.

– Глава, стих, если можно. Ну ладно, не суть, то есть Вы прочитали его.

– Мне хочется найти его именно в Библии и почитать там эти слова.   

(Окончание диалога с телезрительницей.)

– Если Вы прочитали это в Библии, там это и есть, так и написано. Соломон – великий ветхозаветный пророк. Что мы знаем, как мы читаем Библию? Мы читаем ее всегда в контексте. Мы знаем, что закон толкования Писания – это контекст. Первый контекст – буквальный, прямой, который мы встречаем. Существует и более широкий контекст – есть Священное Предание, которое нам должно об этом говорить. На Ветхий Завет много толкований. Это святитель Иоанн Златоуст прежде всего, другие отцы Церкви.

Что хочется сказать? Апостол Павел говорит нам: «Разве вы не знаете, что вы – храм Духа Святого и Дух Божий живет в вас?» Поэтому не унывайте, во-первых, говорит нам приснопоминаемый апостол Павел. К слову говоря, Ветхий Завет всегда толкуется и открывается Новым Заветом, это очень важно помнить. И Господь нам говорит о том, что мы должны учиться жить по духу. То есть всегда дух уныния – это не дух Божий. Не грустите, не верьте этому состоянию.

Апостол Павел в Послании к Солунянам (или Фессалоникийцам) говорит им: «Всегда радуйтесь, за все благодарите». То есть мы куплены дорогой ценой, мы искуплены Христом, Его драгоценной кровью. Господь любит нас. Как мы читаем у пророка Исайи:  «Забудет ли женщина свое грудное дитя, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя».

У владыки Феофана Затворника есть замечательные слова, что Бог относится к каждому из нас как мать или отец, что он любит каждого из нас как родная матерь, заботится больше, чем родной отец. Мы должны об этом помнить, конечно; и в Писании об этом говорится, и в Предании. Поэтому грустить не нужно, нужно помнить, что мы одни у Господа любимые, что в Нагорной проповеди, которая является центром нашей веры, нашей жизни, говорится о том, что и волос с головы нашей случайно не упадет, что Господь участвует во всех наших ситуациях. Поэтому не грустите, не переживайте, Господь любит нас, и ничего случайного в нашей жизни не бывает. Он заботится о нас больше, чем мы заботимся о себе, несомненно.

– Что митрополит Антоний Сурожский говорит о молчании как о составляющей духовной жизни?

– Собственно, не просто он говорит об этом, об этом говорит наш Господь, Нагорная проповедь: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Чистые сердцем – то есть люди, которые блюдут свое сердце в тишине, в чистоте, блюдут его от помыслов. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Нищие духом – это люди, которые очень богаты духом, но понимают, что их богатство от Бога и что эта нищета является нашим главным состоянием, в котором мы должны понимать, что без Бога не можем делать ничего, что именно Бог – источник всех наших радостей, всей нашей полноты. Чем ближе мы к Богу, тем больше понимаем свою нищету и как бы ущербность.

И поэтому нам очень важно жить с Богом, жить со Христом, простирать к Нему свои мысли, чувства и желания постоянно, питать свою душу Священным Писанием, чтением святых отцов. Общие вещи, с одной стороны, но, с другой стороны, мы должны об этом помнить и этим руководствоваться, потому что очень важно именно вот это. То есть церковность подразумевает именно владение тем, о чем апостол Павел сказал: не увенчивается тот, кто незаконно подвизается. Законно подвизаться – означает владеть буквой и духом Священного Писания и Священного Предания, постоянно их читать, питать ими свою душу и в этом жить. И, несомненно, это приносит радость, полноту жизни, ощущений, способность владеть своими состояниями, эмоциями и чувствами.

И, конечно, тишина очень много значит. Современный человек очень любит жить в шуме. Я помню (у меня было техническое образование), мы уезжали на практику в одиннадцать провинциальных городов России, там жили, работали на конвейере, на большом автозаводе. И тогда меня всегда смущала тишина. То есть большой город, построен по московскому проекту, но мало людей, мало шума, а в Москве я привык к шуму. Воцерковляясь, человек научается любить тишину, глубину, любить погружение в себя. Очень важно этому научиться. Потому что когда благодать Духа Святого касается нашего сердца, то мы учимся любить свою глубину и тишину. Поэтому очень важно, чтобы, находясь в современном мире, в современных обстоятельствах (в метро, общественном транспорте, каких-то социальных учреждениях), мы были прежде всего с Богом.

И святые отцы говорят нам войти в себя. Митрополит Антоний Сурожский часто об этом говорит (именно о внутрь-пребывании), буквально используя святоотеческие термины, термины святителя Феофана Затворника: пребывать в себе, внутри, жить под своей кожей, жить внутри себя, научиться жить в тишине. Это именно то условие, когда мы учимся управлять собой, своими мыслями, чувствами, желаниями, замечать какие-то свои действия, помыслы, с которых начинаются все наши поступки.

Поэтому очень важна эта внутренняя тишина, вкусите ее. Этому нас учит Церковь, Евангелие, Господь наш Иисус Христос: находиться в тишине, учиться управлять своими помыслами, как можно чаще пребывать именно в безмыслии, в присутствии Божьем. Вот такие состояния пытаться создавать себе. У митрополита Антония есть замечательный текст, который говорит о том, что мы часто похожи на того осьминога; это любопытство наше, которое вовне, мы всматриваемся в лица других людей, находясь в метро. Нужно научиться смотреть в свое сердце, быть в тишине. Не просто в безмыслии, к чему призывают нас какие-то восточные практики. А мысль одна: о том, что Христос ближе ко мне, чем я сам к себе, быть со Христом, жить со Христом.

Замечательный текст митрополита Антония Сурожского, когда ему явился Господь. Мы помним, что, будучи еще отроком, он читал Евангелие от Марка, ушел к себе в комнату. И читая где-то между 3-й главой и дальнейшим текстом, будущий владыка вдруг ощутил, что вот здесь, именно сейчас, за этим столом перед ним стоит живой Христос... И дальше изменилась буквально вся его жизнь. И даже если мы об этом, может быть, недостаточно глубоко помышляем или не видим этого, не ощущаем на той глубине, на которой владыка это ощущал (а у всякого из нас бывает такой опыт), тем не менее мы должны помнить, что Господь все равно объективно всегда присутствует с нами, и это дает нам силы.

Даже вот сейчас, беседуя с Вами, находясь перед аудиторией, которая нас видит, нам внимает, ощущаю эту ответственность. Я думаю, что мне и Вам дает огромные силы ощущение, сознание того, что здесь прежде всего присутствует живой Христос. «Где двое или трое во имя Мое, там Я посреди них». Это очень важная вещь. Благодаря этому мы можем и творить как-то, и размышлять, и управлять собой и своими мыслями, потоком сознания. И очень важно, чтобы мы этому научились. Этому учат нас святые отцы. И очень много замечательных и очень теплых текстов у митрополита Антония Сурожского.

– Вы сказали о важности внутренней тишины. А сильные эмоции мешают этой тишине?

– Мы должны дать определение тому, что такое эмоции. Эмоции – это наша, несомненно, греховная реакция на какие-то внешние раздражители. Что такое эмоции? Как правило, это наши страсти, которые в нас живут. И когда появляется какой-то повод, страсть проявляется, и мы выдаем эмоциональные реакции на эти вещи, потому что в нас живет грех, в нас живет страсть. Их восемь. Святая традиция об этом говорит. И мы должны, находясь в присутствии Божьем, стараясь ходить в памяти о Его присутствии, видеть в себе это состояние.

Владыка Антоний, любимый и приснопоминаемый, очень часто цитирует апостола Павла, тоже весьма любимого нами, который учит нас, что не всякому духу нужно верить, но испытывать духа, от Бога ли он. Это особенно ярко описано у апостола Павла, со всеми нюансами, в Послании к Галатам и в Послании к Римлянам. Например, «дух гнева не творит правды Божией»; или: «ничего не делать по тщеславию и любопрению». Поэтому, даже находясь в памяти о присутствии Божьем, надо учиться замечать свои помыслы. И когда мы видим, что что-то делаем по любопрению или тщеславию, как-то себя немножко останавливать, успокаивать.

– Любопрение, гнев, тщеславие – очевидно, негативные проявления, негативные эмоции. Но я слышал, что и положительные сильные эмоции тоже не являются полезными в духовном смысле, то есть чрезмерная радость, громкий смех.

– Да, наверное, здесь нужно вспомнить понятие лабильной психики в психиатрии, когда у человека бурные эмоции, а потом за ними следуют  депрессивные состояния, очень характерные для современного человека. Поэтому радость, любое эмоциональное колебание должны быть в духе Христовом. Апостол Павел не запрещает нам радоваться, Дух Святой устами апостола Павла говорит: «Непрестанно радуйтесь». Но имеется в виду не холерическая радость, не эйфория (мы должны это понимать и различать в себе), а именно радость о Христе. Никто нас не заставляет быть какими-то унылыми, скучными, занудными людьми, но надо стараться, чтобы радоваться Христом, жить со Христом, служить Христу, чтобы вся наша жизнь была укоренена во Христе, как мы читаем в Писании и в Предании у святых отцов. И тогда, поминая возлюбленного апостола Павла, будем непрестанно радоваться, к чему нас призывает Священное Писание, Первое послание к Фессалоникийцам, 5-я глава.

– Не могли бы Вы немного рассказать об учителе владыки Антония, протоиерее Георгии Флоровском?

– Несомненно, Вы очень правильно сказали, отец Георгий Флоровский – замечательный русский богослов, человек, который был интернирован из России на том самом «философском пароходе», но сохранил любовь к России до своих последних дней, как и владыка Антоний. Я всегда вспоминаю, как владыка, еще будучи юношей, пришел к отцу Георгию и сказал, что хочет быть священником. На что отец Георгий посмотрел на него поверх очков (они у него всегда падали на нос) и сказал: «Иди и читай отцов пятнадцать  лет, потом придешь». Так и произошло.

Почему я дерзаю все время обращаться к памяти возлюбленного митрополита? Потому что он и есть такой, вся его жизнь есть пример того святоотеческого синтеза (неопатристического, как сказал отец Георгий). То есть, именно читая владыку Антония, его тексты, я узнал о существовании Антония Великого, Антония Киево-Печерского, Антония Оптинского; и о самом владыке Антонии Сурожском, естественно. Узнал о существовании преподобного Иоанна Лествичника, преподобного Максима Исповедника, преподобного Макария Египетского, преподобного Симеона Нового Богослова, преподобного Дорофея. То есть для меня он был детоводителем именно к отцам.

Вот как Варсонофий Великий и Иоанн Пророк (учители аввы Дорофея) сказали: «Привяжи утлую ладью своей жизни к кораблю отцов, и они управят тебя ко Христу». И вот именно от владыки я все это узнал, и он меня и управил во многом к отцам, к Преданию и ко Христу. Поэтому, конечно, отец Георгий здесь тоже очень важен для нас, у него прекрасные книги. «Пути русского богословия» – прекрасная и интересная книга. Очень интересны его тексты о святых отцах I–IV веков. Очень интересны книги, обязательно почитайте их, крайне рекомендую это всем. То есть важен именно контекст чтения такой литературы, которая учит нас входить в Священное Предание и через него приходить к пониманию любви Священного Писания. Именно учиться читать его, «вымыв руки», как цитирует владыка, и «встав на колени», как цитирует он отца нашего преподобного Серафима Саровского.

– Я предлагаю подвести итог нашей беседы, какие-то мысли, может быть, повторить и еще раз ответить на вопрос: как быть христианином в повседневной жизни?

– Это, может быть, не ответ, а такое размышление, как мы должны думать. Читай Писание. Что говорит нам апостол Павел, столь любимый всеми нами и митрополитом Антонием Сурожским? Подражайте наставникам вашим и, взирая на кончину их, подражайте вере их. Поэтому для нас спасением является чтение отцов. Мы православные христиане, поэтому свою духовную жизнь выстраиваем в контексте учения Матери Церкви. «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец», говорит нам Церковь. Поэтому Мать Церковь дает нам замечательное научение, мы должны читать святоотеческие книги, учиться Священному Писанию, Священному Преданию. И таким живым воплощением того, что владыка Антоний услышал от отца Георгия Флоровского, неопатристического синтеза, является Сергей Сергеевич Хоружий – замечательный человек, богослов, наш с вами современник. Мы должны этому учиться, то есть читать тексты, читать отцов, которые учат нас не просто букве, а духу и опыту жизни в Церкви, которые нам помогают решать все наши проблемы, все наши задачи, учиться радоваться, не унывать и жить со Христом прежде всего, с Божьей Матерью и со всем тем, что Церковь нам милостиво дает. Погружаться в Писание и Предание и в этом жить, находить в этом вдохновение, радость и утешение, конечно.

– Еще, может быть, несколько слов о хождении в присутствии Божьем... Мне кажется, это тоже важно повторить.

– Собственно говоря, об этом говорит нам первая и самая главная заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей, всей крепостью твоей, всем разумением твоим. То есть всякое мгновение Господь ближе к нам, чем мы сами к себе. И поэтому святоотеческое Предание раскрывает для нас первую, самую главную заповедь. Дерзну сказать, что Господь, возможно, с нас завтра не спросит, почему мы не любили Его всем сердцем, всей душой, всей крепостью, но, несомненно, мы призваны к тому, чтобы учить себя ходить в памяти о присутствии Божьем. Вот об этом говорят нам все святые отцы, научая нас правильно понимать и прикладывать к своей повседневной жизни Священное Предание, Священное Писание.

И у владыки Антония помним замечательный пример, когда Господь ему явился: он не видел Его плотскими очами, но это перевернуло всю его жизнь. Поэтому я хочу пожелать всем нам, нашим слушателям помнить о том, что даже если мы не ощущаем присутствие Господа, то Господь ближе к нам, чем мы сами к себе всякое мгновение. Об этом говорят нам  много отрывков в Священном Писании, Предание Матери Церкви, труды митрополита Антония, удивительные тексты. «Еще нет мысли в сердце моем, а Ты знаешь ее совершенно, сзади и спереди Ты объемлешь меня и полагаешь на мне руку Твою», читаем мы в Псалтири.

Великая радость, что Господь всегда с нами, и никогда не бывает искушений, которые превышают наши силы, никогда не бывает каких-то безвыходных ситуаций для христианина. Поэтому хочется пожелать всем нашим людям радости о Христе, радости жизни с Господом. И, конечно, понимания: когда мы живем для Христа, для ближнего, для Родины своей, Господь дает нам силы. И мы имеем возможность бороться с нашим унынием, печалью и так далее. Действительно, всегда радуйтесь, за все благодарите, как говорит нам апостол Павел, которого так часто цитирует владыка митрополит, и в смысле, и в духе его текстов мы всегда это ощущаем.

– Может быть, напоследок посоветуете нашим телезрителям, с чего начать изучение трудов владыки митрополита Антония.

– Конечно, это его прекрасные книги и, конечно, контекст. Владыка – человек Церкви. Буквально нет, наверное, ни одной беседы, где бы, например, владыка Антоний не ссылался на святителя Феофана Затворника. Поэтому начните: «Письма о христианской жизни», «Письма о молитве и духовной жизни», «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться» святителя Феофана Затворника. Я думаю, что это великий, наш любимый отец Церкви, который нас научает любить владыку Антония, правильно его понимать. И без этого богословского контекста, конечно, нам очень сложно жить вообще и, в частности, понимать духовную литературу правильно.

Ведущий Денис Береснев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы