Беседы с батюшкой. Примирение с ближними

9 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба).

– Сегодня тема нашей передачи – «Примирение с ближними». Что о примирении, о прощении говорится в Евангелии?

– Весь смысл евангельского повествования, весь его дух пропитаны идеей примирения человека с Богом. И Господь делает первый шаг, чтобы каждый человек получил возможность войти в Царствие Небесное. Но мы знаем, что в Царствие Небесное со своими грехами, пороками, с чувствами, которые влекут человека не вверх, а вниз, войти невозможно. Поэтому для того, чтобы человек смог войти в Царствие Небесное, чтобы мог получать радость богообщения, он должен примириться и сам с собой, и со своими ближними. И, конечно же, примириться с Богом, то есть научиться жить по заповедям Божиим.

– То есть примирение с самим собой неотделимо от примирения с Богом, от примирения с ближними?

– Конечно. Потому что у каждого человека есть особенный индикатор, который называется совестью. Если человек живет не по воле Божией, не по канонам духовной нравственности, духовной морали, то такой человек жить спокойно не сможет, потому что грех, как кислота, будет разъедать человеческую душу, будет напоминать о себе. И различные психологические реакции в виде депрессии, уныния, агрессии будут проявляться у человека, потому что неспокойна душа. Если неспокойна душа, конечно же, будут и телесные, физические проявления, человек будет как-то явственно показывать, что что-то внутри ненормально. Поэтому мы должны помнить об этом и применять все возможные  усилия духовного, душевного плана для того, чтобы избавиться от этой проблемы, которая поселяется в человеческом сердце.

– Почему так важно примириться с ближними?

– Потому что Господь задал такой алгоритм каждому человеку, чтобы его сердце было спокойным, чтобы его не волновало ничего, кроме того, что существует определенная Богом радость, радость богообщения, радость жития в Боге, радость общения между людьми. И причем этот алгоритм такой, чтобы в нем не было конфликтогенных ситуаций, которые отвлекали бы человека от общей ноты любви. Потому что любовь – это забота о каждом члене человеческого сообщества, это проявление определенного долга, который каждый человек имеет и перед самим собой, и перед Богом.

– То есть, не примирившись со своими ближними, человек не может быть спокоен, не может быть счастлив, не может находиться на этой ноте любви, как Вы сказали?

– Да, человек теряет счастье, которое есть следствие, проявление того, что у человека все в порядке, все нормально: внутри в порядке душа, дух человека не томится в грехе или в мыслях о грехе. И, конечно, проявление этой человеческой гармонии, когда у человека все нормально, – это именно радость, присутствие умиротворенности, желание славить Бога своей жизнью, своими делами, словами разделять эту радость со своими ближними.

– То есть это духовное здоровье?

– Да. Духовное здоровье, духовная гармония.

– Какая связь есть между примирением с ближними и молитвой?

– Дело в том, что мы должны прежде всего читать наши «умные» книжки, то есть те, которые нужны для нашего ума, нашего сердца. Это, конечно же, молитвы, которые говорят, как правильно человеку жить. Ведь молитва – это не просто какие-то изречения, какие-то слова, но это пища для нашего сердца, нашей души, нашего духа. Там написано, что и как нам надо делать.

Допустим, читая молитвы ко Святому Причастию, мы прочитываем там такие слова: прежде примирись с тебя опечалившими. То есть с теми людьми, которые тебя опечалили, принесли какую-то неправду, посредством своих действий вызвали конфуз или конфликт. И ты должен примириться с этими людьми, хочешь или не хочешь, потому что этого требует Бог. И Бог хочет, чтобы ты, когда приходишь к Нему, не думал ни о чем постороннем. Поэтому каждый человеческий конфликт, каждая человеческая беда, каждое духовное человеческое несовершенство отвлекают от мыслей о Боге, а Бог, как мы знаем, ревнив. Он очень ревнует, если человек приходит к Нему и не думает о Нем; Бог и молитвы такие не слышит.

Поэтому алгоритм принятия нашей молитвы, как бы подчеркивания нашей правильной веры – это именно исполнение этих рекомендаций, назиданий, слов Спасителя, для того чтобы мы могли таким образом найти контакт с Богом, услышать Его, сделать так, как Он хочет. Все это нужно для того, чтобы попасть в Царствие Небесное. То есть у каждого человека должна быть определенная цель на протяжении всей его жизни. Если человек теряет эту цель, если у него размываются ориентиры, то Царствие Божие недостижимо. И, конечно же, тогда мы говорим о некоем промахе, о человеческой греховности, когда не стремимся туда и туда не попадаем. Это самое страшное, что может быть для человека.

– Допустим, есть ситуация непримирения между двумя людьми. И если один делает шаг навстречу, а другой не хочет мириться, возможно ли примирение?

– Возможно. Дело в том, что мы должны немножечко копать глубже, потому что сегодня человечество живет в эпоху научных изысканий, изучения психологии человеческой личности, психологии души; мы изучаем человека как объект и как субъект исследования. Поэтому мы должны прибегать ко всем способам разрушения конфликтов. Дело в том, что конфликтная ситуация, которая возникает между людьми, имеет определенную почву. Если человек имеет конфликтное состояние, кто-то из этих двух людей является активным носителем конфликта, а кто-то является пассивным участником. И здесь Церковь призывает каждого человека уметь разрешать эти конфликтные ситуации даже вопреки логическому алгоритму существования самого конфликта. И самый сильный человек в духовном плане будет тот, который вопреки всем законам своей гордости, своей начитанности сможет разрешить конфликт, сможет простить человека и удалиться от этой конфликтогенной ситуации, то есть обнулить ее и показать, что он готов исполнить слова Христа, готов примириться вопреки всем условиям, которые существуют в тот или иной момент (или в данной ситуации).

– Даже если сам человек не виноват, просто пассивно является участником конфликта, он тоже должен делать шаг навстречу?

– Да. И пример у нас Иисус Христос, ведь мы знаем, что  Богочеловек, рождество Которого мы праздновали и празднуем (находимся в попразднстве), был не виноват, Он не сделал ничего такого, что могло бы привести Его к смертной казни, но человеческая гордость, человеческая надменность, грех так затмили сердце и очи людей, что они осудили Самого Бога, сделали Его виновником и преступником тех правил, которые сами написали, и преступником тех законов, которые дал человеку Сам Бог.

– Вопрос телезрительницы: «Я потеряла маму и очень по этому поводу унываю, каюсь, исповедуюсь, причащаюсь, сожалею о своих промахах, своих ошибках. Считаю, что надо было, может быть, что-то сделать иначе; всю себя просто извела. Как мне помочь самой себе или маме? Как мне быть?»

– Дело в том, что сейчас у Вас есть прекрасная возможность и такое состояние, когда Вы можете оказать своей маме очень большую помощь. Когда человек уходит из этого мира, его душа находится в связанном состоянии и так пребывает, ожидая Второго Пришествия Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И человек верующий, который знает смысл своей христианской православной веры, не должен ни унывать, ни отчаиваться, а должен все время пребывать в молитве. Вы должны творить милостыню, молиться за душу своей приснопамятной мамы, должны каждый день вспоминать ее в своих молитвах, для того чтобы ее душа, которая имела доброе начало, добрые побуждения, имела свое доброе отношение к этому миру, к Вам, хотя бы и находилась в связанном состоянии. Она бы обретала больший вес в глазах Божиих. И это возможно сделать при помощи молитвы Церкви и частной молитвы за усопших людей. Поэтому ни в коем случае не отчаивайтесь, чаще молитесь за своих усопших родственников, живите праведно, чаще приобщайтесь Святых Христовых Таин, и пусть в Вашем сердце поселится мир и благодать.

– Видимо, лучше всего мириться со своими родственниками и друзьями, когда они еще находятся рядом с нами, в этой земной жизни.

– Конечно, это идеальное состояние, и человек – это сложное существо в своих эмоциональных переживаниях. Казалось бы, он со своими близкими, и они обижаются на какой-то пустяк, носят этот пустяк в своем сердце  тяжелым грузом, что и знать невозможно, что случилось. И, допустим, в твоей системе ценностей, в твоей системе координат это слово или взгляд не имеет ничего ценного, тяжелого в сравнении с тем грузом, который в душе у этого человека, являющегося твоим близким родственником. Потом выясняется, что он был всю жизнь на тебя обижен из-за того, что вы не поделили пару гнилых картофелин.

– Бывает так, что люди по-разному относятся к одним и тем же вещам, то есть для кого-то ситуация является конфликтной, а для кого-то нет.

– Да, и это говорит о существовании этой ценностной системы координат. И Церковь призывает всех людей как бы откалибровать свое отношение в этой системе ценностных координат, что есть главное и что второстепенное. И когда мы говорим о прощении, это все равно что удалить все ошибки, которые накапливаются на определенном электронном носителе. Вот вы перезагрузили компьютер, весь этот мусор, который накопился за определенное количество времени, как и в телефоне, когда накапливается электронный мусор и мешает нормальной работе телефона, – и все хорошо. То же самое мы должны делать и с нашей душой, с нашими эмоциями – научиться перезагружать, прощать, обнулять это все. И мы должны призывать людей, которые находятся на противоположной стороне, делать то же самое, чтобы этот мусор не имел никакой цены, никакого веса, чтобы не мешал главной цели – примирению с Богом и достижению Царствия Небесного.

– Вот возникла такая ситуация, что люди, как Вы сказали, из-за двух гнилых картофелин поссорились, но для одного эти картофелины не являются важными, не являются яблоком раздора, а для другого человека они имеют большой вес, являются чем-то принципиальным, важным. Из-за этого он обижается на своего ближнего. Как найти общий язык этим двум людям?

– Необходимо научиться правильно калибровать эти отношения в системе ценностных координат, которые предлагает Православная Церковь, Священное Писание. Вот ко Христу обратился разбойник, который висел на кресте и сказал: «Прости меня». И он унимал неблагоразумного разбойника словами: «Что ты говоришь? Зачем поносишь этого Человека? Мы-то по делу осуждены, а Он ничего не сотворил для того, чтобы Его распяли на кресте». Тогда Христос сказал ему: «Ныне же будешь со Мной в раю». Господь прощает, забывает обо всем. Смысл прощения заключается в том, чтобы обнулить этот груз. Он может быть тяжелым, но он не имеет ценности в Царствии Небесном. И Господь, когда будет нас судить на частном или общем Суде по Своем Втором Пришествии, то, по правилам нашей Церкви, которые основываются на Священном Писании, те грехи, которые исповеданы и прощены, не упомянутся, хотя о них и будут знать. Господь их простил, Господь избавил человеческую душу от них, Господь освободил человеческое сердце от этого груза, и человек может надеяться и ожидать от Бога великих и богатых милостей.

– Вопрос телезрителя: «У меня вопрос о роли ангела-хранителя. Если роль беса ясна, его задача заставить человека только грешить, то роль ангела-хранителя какова? Только лишь наблюдать за человеком и не принимать никакого участия, чтобы сохранить его от греха? И второй вопрос: если человек умер, где сейчас находится его душа? В каком-то месте ждет Второго Пришествия Господа Иисуса Христа?»

– Дело в том, что когда человек рождается, ему дается ангел, хранитель человеческой жизни. И этот ангел незаметен, потому что ангелы суть бесплотные духи, это служебные духи, которые наделены определенными функциями, данными им от Бога. Это защита человека от различных духовных притязаний, от противоестественной, темной силы.

Очень много можно наблюдать случаев в Интернете, когда, допустим, малолетние детки перебегают дорогу, спотыкаются в определенном месте – непонятно, почему этот маленький человечек упал, а в это время проезжает на большой скорости машина. И если бы ребенок не споткнулся и не упал здесь, то его жизнь была бы прервана. Люди духовные, которые живут церковной жизнью и знают, что Господь следит за душой каждого человека и посылает Своего ангела-хранителя, понимают, что эту помощь оказал ангел-хранитель, что Господь сохраняет человеку жизнь при помощи этой Своей силы, при помощи Своего посланника ангела.

Потому что каждый человек, живя здесь, на этой земле, исполняет какую-то миссию, какую-то цель, проходит определенную школу. И ангел-хранитель бережет человека, оберегает его от различных невзгод, обстояний, оберегает его душу, дух и тело. На какой срок – мы не знаем, но мы знаем, что он дается человеку до определенного момента; когда человеку надо будет уходить из этого мира, то складываются либо определенные обстоятельства, либо определенные условия, когда приходят другие ангелы и препровождают душу в определенное место. Это место называется особенным местом, где нет ни печали, ни воздыханий, это то место, куда каждая душа хотела бы попасть.

Душа, которая при жизни человека развивалась в доброте, милосердии, прощении,  любви, попадает в райские обители и в них совершенствуется, набирает вес. Та душа, которая пребывала в злобе, грехах, непризнании Бога, в клевете или хуле на Духа Святого, – неполноценна, она тоже находится в связанном состоянии, но уже ближе к аду, где нет света Божьего, где нет той теплоты, которой душа бы питалась, возгревалась. Такая душа совершенствуется в своей нелюбви и в своем неприятии Бога.

Ад разрушен, но там же есть и души тех, кто не захотел соединиться с Богом. И такая душа попадает, погружается в этот мрак неведения, и если нет общецерковной молитвы, если за такую душу никто не молится, то такая душа будет совершенствоваться в своем отрицательном состоянии и будет осуждена. Вот поэтому мы очень серьезно относимся к церковным молитвам за усопших людей. Потому что Церкви от Бога дана такая сила и власть, что мы можем помогать душам усопших родственников, людей, за которых мы молимся, развиваться в доброте, позволять этим душам совершенствоваться, чтобы, находясь как в коконе, они превращались бы в красивую бабочку, а не оставались тем гнусным и противным червяком, который залез в этот кокон.

– Вы сказали, что есть души, которые не захотели соединиться с Богом, ведь Бог – это абсолютное благо, а они по своей воле отказались от этого...

– Дело в том, что здесь есть определенное условие, речь идет о душе живого человека. Живой человек богоподобен, не забывайте об этом. У него есть воля, чувства, разум. И при помощи этих важных функций, которые заложены в каждом человеке, каждая душа имеет право выбора, что ей делать. И если она осознанно не хочет развиваться, не хочет познавать Бога, не хочет погружаться в эту Божественную любовь и Божественное пространство рая, отрицает  его, всячески избегает, то получается, что такая душа совершенствуется в грехе и беззаконии.

– Тогда что мешает душе соединиться с Богом и примириться с душой своего ближнего?

– Мешает отсутствие опыта радости, а он накапливается с тем трудом, который каждый человек должен прикладывать в течение всей своей жизни, чтобы заслужить  Царствие Небесное. Туда попадают не просто так. «Царствие Божие силою нудится» – сказано в Священном Писании. То есть необходимо выполнить определенные условия. Самое главное условие – это полюбить Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа; принять Его учение; покреститься в Его имя, в имя Пресвятой Троицы; признать, что Господь Иисус Христос является нашим личным Спасителем, и только тогда Господь помогает человеку обрести этот путь веры, встать на него. А если человек ничего не делает, то рано или поздно израсходует ту Божественную благодать и ту энергию, которая закладывается Богом (каждой душе дается определенная энергия, как бы остаточное, инерциальное состояние Божией благодати, чтобы встать на выбранный нами путь)... Если человек выбирает спасение и начинает идти по этому пути, то Господь помогает. Если человек отказывается от Бога, у него есть возможность отойти в другую сторону от Бога; Господь дает такой личности силы отойти, но дает это не благословляя, а как бы вопреки. Он дает человеку волю, право выбора: хочешь – будь, не хочешь – иди своим путем.

– Вопрос телезрительницы: «Как мне лучше объяснить мужу, зачем я хожу в храм, чтобы не было скандала? Он выпивает. На мои упреки говорит, что я только и знаю, что ходить в свой храм, деньги туда носить. И еще у меня погибла дочка, осталась внучка, ей три годика было в то время. Ее опекуном стала моя младшая дочь, я им говорю: «Вы придите к Богу, ходите в храм». Но не понимают этого, не хотят. Как мне лучше молиться о них? Я утром-то читаю молитвы о детях...»

– А девочка крещеная?

– Телезрительница: «Да, крещеная. Когда она была поменьше, то ходила в храм. Сейчас ей тринадцать, и она стала как бы то ли стесняться, то ли еще что. Иногда, бывает, скажет: «Бабушка, я схожу в храм, только одна». А уж что она там делает, правильно или нет?.. Но просится одна».

– Когда мы слышим такие глубокие, прочувствованные, сердечные вопросы, то начинаем все время подтверждать знание о том, что Бог есть. И силы, которые хотят от Бога оттолкнуть, тоже существуют. Здесь женщина говорила про мужа, который начинает пить и говорит, что не надо ходить в храм Божий. Такая домашняя ситуация дана. Решение: в храм Божий необходимо продолжать ходить, не ослабевать в этом. Апостол Павел призывает, чтобы мы возгревали свою любовь к Богу, к Церкви и к своим ближним. То есть это как печка: если бы она горела и мы туда дрова подкидывали бы… Мы должны эти дрова так и подкидывать, если хотим получить больше тепла. То есть не ослабевать в вере. Веру надо именно таким образом поддерживать.

Как относиться к таким словам мужа, что не надо ходить в церковь? Прежде всего о таком человеке надо помолиться, простить его, потому что не ведает что творит, потому что водка изменяет человеческое сознание, и он начинает говорить всякую ерунду. И духи злобы поднебесной здесь присоединяются и начинают придумывать различные ситуации – домашние, житейские. Здесь самое главное, чтобы человек не шел на поводу у этих конфликтных ситуаций, которые случаются дома. Человек выпил – пусть отоспится, помолись о нем, прибери за ним, постирай: покажи, что ты христианка и что не готова и не будешь ни при каких условиях отказываться от Господа Спасителя и Его спасительного учения.

Что касается маленькой девочки, то здесь дам Вам один совет. Дело в том, что когда Вы ходили с ней в храм, девочке было три года, это был такой ангелочек, который растет, развивается, думает о Боге, о том, что показывают о Церкви. Когда человек приходит в определенный возраст, то здесь уже просыпается как бы плотское вожделение, организм начинает расти, появляются влечения плоти. Соломон в своей умной книге говорил о том, что испарения плоти начинают действовать на духовность ума. И здесь получается, что уже, может быть, и рыльце начинает покрываться пушком, появляются какие-то личные грехи. И когда приходишь в церковь и взираешь в чистые очи Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, святых угодников, Божией Матери, начинает становиться очень стыдно за те грехи, которые человек творит в темноте, в беззаконии, пытаясь спрятаться от Бога.

Тогда ему и церковь не мила, тогда и правила церковные начинают сердечной бездуховной отрыжкой отзываться, и человек хочет спрятаться от Бога. Он говорит, что сам разберется со своим внутренним духовным миром, что он сам разберется с Богом, со своей душой, но такого не произойдет. Здесь, наоборот, надо помолиться о таком человеке, найти хорошего духовника, который сумел бы внушить доверие, чтобы кающийся мог открыть свое сердце, рассказать о своих грехах и попросить молитвенной, психологической помощи, для того чтобы избавиться от тех страстей, которые возникают в сердце. Ну а Вам остается только молиться. Мы тоже  помолимся, чтобы Господь в Вашем доме поселил мир и благодать.

– Что все-таки мешает людям примиряться друг с другом?

– Прежде всего гордость. Каждый человек, как сказано в Священном Писании, является уникальным, неповторимым отпечатком, слепком самого образа Божия. И, зная об этом, духи злобы поднебесной начинают человеку нашептывать: «Раз ты уникальный, значит, будь уникальным до конца, даже в грехах своих будь уникальным». И если Священное Писание предполагает и дает человеку возможность избавиться от своих грехов, то человеческая гордость, которая, бывает, вырастает до небес, не дает такому человеку узнать, кем он является на самом деле.

Почему нужен духовник? Потому что когда человек приходит и показывает себя как бы со стороны, священник-духовник видит несовершенство всего того, что он, казалось бы, применил по отношению к себе; он думал, что украсил себя своими поступками, своими делами. В глазах духовника это выглядит как рваная одежда или одежда не по моде. Или как какие-то совсем несочетающиеся предметы, которые он на себя нацепил в духовном плане. И когда ты приходишь к духовнику в этом одеянии, в этом обличье, он говорит: «Стой, дорогой человек, тебе надо избавиться от этого, тебе надо снять вот эту одежду несмирения, твоего непонимания, одежду твоей нелюбви, поменять одежду твоей нечистоплотности или твоей гордости, надеть другую – милостыни, прощения, любви, одеться по церковной моде». Поэтому очень важно иметь такого духовника, священника, который тебе скажет правду в глаза. И ты должен открыть для Бога и для священника свое сердце, чтобы там произвести – может быть, маленькую, а может, и побольше – операцию, чтобы в твоем сердце, в твоей душе поселился мир и благодать.

– У нас есть несколько вопросов из соцсетей. Один из них я сейчас зачитаю: «Очень нужно Ваше мнение о сыроедении. Невестка практикует это уже больше года, к православию пока равнодушна. Предлагает перейти на эту систему питания моей дочке, отношения у них теплые, слава Богу. Дочке 32 года, замужем, активная прихожанка своего храма в Ростове-на-Дону. Длительное время лечилась от бесплодия, год назад врач отправил на МРТ головы, обнаружена крайняя фарингиома с ростом из воронки гипофиза. За год немного увеличилась. На днях снова едут в центр нейрохирургии имени Бурденко, операция практически неизбежна, еще полгода назад на всякий случай записались на 8 февраля».

– Мы знаем, что пища нас к Богу не приближает и не отдаляет от Него. Поэтому телесный пост бывает полезный, но он должен заключаться в рамках церковного видения поста. Если человек начинает при помощи своих умозаключений по рекомендации каких-то заграничных авторов или целителей прибегать к такой методике, как сыроедение, то здесь должен возникнуть главный вопрос: а для чего прибегать к этому методу? Дело в том, что у нас есть замечательные врачи-диетологи, которые могут подобрать диету с необходимым поступлением питательных веществ, исходя из того рациона, которым человек оперирует и что у него есть, и выжать из этого максимальную пользу.

Что такое сыроедение? Это когда человек употребляет в пищу продукты неживотного происхождения, корнеплоды, ростки пшеницы вне термической обработки. То есть все должно быть свежее, и этим он питается. Можно выжить на таком рационе? Можно. А для чего? Вроде блокады нет. Если бы была какая-нибудь блокадная ситуация, война, когда больше есть нечего, то можно. Или, допустим, монашествующим, которые находятся в монастыре и которых обуревают страсти, можно поесть пророщенной пшенички, картошечки неотварной, но чтобы желудок еще был сильный… Потому что у нас ферментная система устроена так, чтобы пища подвергалась термической обработке.

Некоторые люди говорят, что они сидят на этой диете давно и что им она помогает. Но это им помогает, а другим людям не помогает. Зачем навязывать свое отношение, свой рацион другим людям? Если у человека уже есть определенная патология, то здесь не надо никого из родственников слушать, если они не имеют медицинского образования, сидят на сыроедении и вегетарианстве или любом другом типе питания. Здесь необходимо иметь связь с грамотным врачом. В данном случае, если назначено обследование, то нужно его пройти. Нужно, чтобы  грамотный эндокринолог, грамотный нейрохирург вели такого пациента, надо наблюдаться у них.

И, конечно, необходимо прежде всего (я советую как священник) пособороваться, простить всех и вся. И за время тех молитв, которые прочитываются на соборовании (там определенные семь молитв, восьмая заключительная, когда Евангелие кладется на голову) просить у Бога прощения всех грехов, которые  помнишь и не помнишь; попросить у всех прощения, помолиться и причаститься. Бывает так, что когда человек, испытав такой духовный стресс и духовное очищение как бы изнутри, избавляется и от этих проблем. А мы будем молиться, чтобы Господь помог избавиться ей от болезни, чтобы она родила своих детей и получала радость материнства.

– Я слышал, что люди исцелялись сыроедением, что есть работы даже профессиональных врачей, которые подчеркивают пользу этого типа питания.

– Дело в том, что Вы слышали и читали о том, когда это назначает грамотный врач. Дело в том, что когда возникают какие-то гормональные расстройства, то здесь необходима консультация грамотного специалиста, который берет на себя ответственность. Но никакой родственник, никакой прохожий, никакой человек со стороны, который дает такую рекомендацию и привносит сюда примеры из своей жизни, не берет на себя никакой ответственности. И человек, как рыбка, клюет на сверкающий крючок, но когда процесс пойдет дальше и глубже и человек начнет страдать от этого, кто на себя возьмет ответственность, кто ответит за такое состояние? Стоит ли идти за слепцом, если  знаешь, что он ни одного человека не вылечил, что у него нет такого опыта, чтобы кто-то исцелился при помощи каких-то медикаментов или продуктов, которые входят в рацион сыроедения? Поэтому идти за ним нелогично, неправильно и греховно. Лучше взять благословение у своего духовника, взять молитвы, помолиться, прибегнуть к таинствам Церкви, и Господь пошлет такому человеку и исцеление, и помощь, и поддержку.

– Вопрос телезрительницы: «Я очень люблю свою мать, очень хорошо к ней отношусь, но она всячески отвергает мою любовь. То есть она даже делает мне назло в некоторых моментах. Она делит со мной своего внука, моего сына. Я вижу, что она просто зловредничает, очень часто наши разговоры и наше общение заканчиваются тем, что она бросает трубку. Я все это прощаю, успокаиваюсь, потом снова звоню, и опять это приводит к тому же.

То есть я звоню ей с добрыми намерениями, но этот разговор ни к чему хорошему не приводит, она снова находит что-то такое, в чем бы меня упрекнуть, чтобы этот разговор снова принял какую-то негативную форму. Я постоянно хожу на исповедь, много раз исповедовалась в этом своему духовнику, мне даже стыдно ему в глаза глядеть, потому что я на себя беру всю вину. Духовник мне сказал не общаться с ней, но как можно не общаться с матерью, которую я очень люблю? Я все ей прощаю, но она не хочет идти мне навстречу ни в какую».

– Здесь духовник имел в виду не полное отречение или отказ от общения с матерью – нет, потому что никакое благословение не может перекрыть слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Мы помним слова в Ветхом Завете, где сказано, чтобы мы любили своих родителей, почитали их, чтобы помнили о них, потому что Господь за это обещает нам долготерпение, благость и продлевает нам жизнь. Поэтому никакое благословение на то, чтобы не общаться с родителями, не является действенным.

Дело в том, что в Вашей ситуации я, как психолог еще, могу посоветовать, чтобы в разговоре, который приводит Вас в конфликтное русло (Вы уже должны знать, что вызывает конфликтную реакцию), уже просто-напросто не идти по этому алгоритму. Вы должны звонить и выработать для себя определенный алгоритм общения, то есть узнать о состоянии здоровья, узнать, как погода, и давать человеку маневр для того, чтобы он исправился. Если по другую сторону зловредный собеседник, то здесь надо помнить об этом и изучать его, потому что могут быть какие-то внутренние обиды, какое-то духовное несовершенство, и все это надо учитывать и прощать.

Если Вы говорите, что начинается разделение Вашего сына и ее внука, то здесь надо помнить, что ответственность за воспитание несете Вы как мать. Поэтому необходимо брать воспитательную инициативу в свои руки: как сыну расти, как воспитываться, что ему делать. И, конечно, никого не впускать в этот воспитательный процесс. Да, Ваша мама (бабушка) может дать определенные советы, но ответственность за воспитание лежит на родителях, поэтому здесь надо разделять главное и второстепенное. Также нужно уметь указать на необходимость или нужность тех или иных советов.

Здесь, по всей видимости, проблемы в психологических взаимоотношениях, но если Вы не будете навязывать свою любовь… Бывает, некоторые люди навязывают свою любовь. Это любовь, но она настолько приторная, настолько сладкая, что аж противная. И человек всячески пытается убежать от этой навязываемой любви. Поэтому необходимо своему духовнику правильно излагать ту или иную позицию и ситуацию, не стесняться его. Если человек старается убежать от Вашей любви, как Вы говорите, может быть, надо изменить тактику, изменить стратегию и выделить самое главное: молиться, узнавать о здоровье и не позволять манипулировать своей жизнью. Вы же взрослый человек, имеете взрослого сына. Поэтому не стоит поддаваться всяким манипулятивным акциям и протестам, а просто-напросто уметь выводить эту ситуацию на новый, духовный, правильный уровень.

– Скажите еще буквально два слова о важности примирения и прощения.

– Господь и Бог наш Иисус Христос является тем мостом, который примирил Бога и человека. Своей смертью и воскресением Он показал, как произойдет наше спасение, как мы изменимся. Он показал наше совершенство, если мы будем жить в Боге и будем стремиться в Царствие Небесное. Поэтому, дорогие братья и сестры, мы должны уметь находить этот мост с Богом, а также строить этот мост взаимоотношений и понимания друг с другом. Поэтому Священное Писание будет нам всем в помощь. Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца будут со всеми вами.

Ведущий Денис Береснев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Игорь Петров, клирик Вознесенско-Георгиевского прихода города Рыбинска. Тема беседы: «Внутренняя жизнь человека (по трудам митрополита Антония Сурожского)».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы