Беседы с батюшкой. Эфир от 9 января

9 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель собора в честь Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе города Екатеринбурга, руководитель Отдела по социальному служению Екатеринбургской епархии протоиерей Евгений Попиченко.

– Батюшка, в первую очередь хочется поздравить Вас и всех наших зрителей с праздником Рождества Христова. Все-таки отдание этого праздника будет совершаться в храмах только 13 января, и сейчас такая святочная пора, когда весть о родившемся Христе доносится из разных уголков земного шара, из уст многих людей. Но и еще лично Вас хочу поздравить с тем, что теперь в нашем эфире выходит программа «Благая часть» – и наши зрители вновь имеют возможность общаться с Вами и слышать какие-то Ваши размышления, наставления и пожелания.

– Да, дорогие мои друзья, я искренне рад нашему общению; надеюсь, оно будет полезным. Мне оно однозначно полезно, потому что заставляет все время быть во внимательном настроении. И, конечно, очень хочется, чтобы какой-то опыт, наблюдения, рассказы о жизни также были полезны и вам. С Богом, в добрый путь!

– Продолжается череда новогодне-рождественских праздников. Как прошли торжества на вашем приходе? Служили ли Вы в новогоднюю ночь? И были ли в этот период какие-то особенные наблюдения, которые Вас заинтересовали, взбодрили, удивили, может быть?

– В первую очередь я немножко поразмышляю о Рождестве Христовом. Сегодня у нас было несколько установочных оперативок с сотрудниками и собора, и Отдела по социальному служению, и в качестве наставления на новый период жизни мы говорили вот о чем: «Христос раждается прежде падший воскресити образ», Христос приходит на землю в человеческом образе. «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом».

Это такая перспектива, то есть Господь в нас видит чад Божьих и наследников Царствия Небесного, наследников не по существу, как Сын Божий, а по благодати, через усыновление в личности Иисуса Христа. И вот Христос стал Человеком, прожил человеческую жизнь, был среди людей, испытывал тяжесть человеческой жизни – и усталость, и страдания от бед и боли, от греха, от одержимости людей бесами. «Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» – как-то воскликнул Господь. И Он знает, что такое человек, что значит быть человеком.

Поэтому Отец Небесный суд отдаст Сыну. Сын был и остается Человеком, Богочеловеком. Он будет судить нас не просто как-то отдаленно, абстрактно; Он знает, что в человеке. У святых отцов есть такая мысль: прежде чем обожиться, надо очеловечиться, то есть прежде чем подойти к какой-то серьезной духовной жизни, нужно сначала научиться жить хотя бы по-человечески.

Одна из наших сотрудниц была в новогодние каникулы в Европе, приехала и рассказывает о своих впечатлениях, сюжетик показывает: зашла она в католический храм, а там стоит такой автомат – несколько ярусов лампочек и щель для монетки. Прихожане заходят, монетки бросают – и в зависимости от их количества загорается одна, две, три лампочки. Такой универсальный подсвечник…

– Который не коптит.

– Очень удобно – не нужны свечницы, не нужно убирать воск. По форме соблюдается какой-то смысл – жертва за «свечу» идет на обустройство храма, на жизнь прихода и так далее. Вроде как все логично, но чего-то важного не хватает, именно человеческого: ты ставишь свечу, входишь в какое-то общение со свечницей – она тебе скажет несколько ласковых слов, тебе нужно будет эти слова как-то переварить, усвоить... Потом сама свеча имеет смысл – и воск, и фитиль, и огонечек. Это какой-то живой процесс: стоишь, свечка горит, потрескивает непросушенный фитилек…

И таких историй много, когда в связи с современными технологиями мы вдруг теряем что-то очень важное, дорогое… Когда-то не было такого большого выбора продуктов, такой электронной связи, техники, таких скоростей, зато у нас было детство: мы гуляли, играли в снежки, у нас была возможность ходить друг к другу в гости, общаться. Сейчас это потихонечку вытесняется. Человеческое общение атомизируется, каждый в своей скорлупке живет, общается в электронной сфере – в соцсетях. Раньше мы могли просто поговорить по-человечески, по душам; так поговорить, что на душе хорошо и приятно становилось. И так складывались близкие отношения, друзья появлялись. А сейчас даже самые близкие люди пришли пообщаться, например, в кафе – и каждый общается в собственном телефоне.

Конечно, это очень печальная тенденция – когда люди удаляются друг от друга. Мы об этом разговаривали, и я сказал: «Давайте этот год постараемся прожить под знаменем человеческих отношений». Не все – только работа, достижение каких-то целей. Очень важно просто по-человечески поговорить, чайку вместе попить. Очень важно, чтобы вот это общение человеческое, внимательность друг к другу сохранялись.

И в качестве рождественского поздравления почему-то мне пришли на ум слова преподобного Амвросия Оптинского: в жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любят и нам верят, нужно то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище – сердце внимательное. Прежде чем мы встанем на ступеньку какого-то духовного совершенства, обожения, надо сначала очеловечиться, хотя бы научиться по-человечески жить.

Давайте, дорогие друзья, попробуем этот год прожить с внимательным сердцем, воспитывая свое сердце во внимательности к своим детям, родителям, сотрудникам, к тем людям, к которым нас (или которых к нам) приводит Господь. Ведь каждая встреча не случайна, в ней есть смысл. Но можно этот смысл увидеть и найти в общении, а можно просто по касательной пройти, формально, невнимательно, бессердечно.

– Вопрос телезрительницы Любови из Абхазии: «Как понять слова Христа из Святого Евангелия: …кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду?»

– Вообще Евангелие хорошо понимать буквально. И от этой простоты, от открытости нашего сердца к Евангелию зависит близость Бога. Это заповедь на вырост, то, к чему мы должны прийти, прийти к такому устроению сердца – как Господь говорит: «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Сердце, которое не возмущается ни обидами, ни укорами, ни оскорблениями, как глубокое синее озеро, сохраняет в глубине мир. Это заповедь о мирности сердца.

Сила христианства – не «с волками жить и по-волчьи выть». Господь говорит: «Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». И вот сила христианства, которая победила мир, – это кротость. Кротость – это не забитость, не какая-то беспомощность, это внутренняя сила. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Человек был создан из земли, и кроткий обладает своей природой, он умеет обладать собой. В каких-то испытаниях, искушениях, когда человека обижают, оскорбляют, он умеет сохранить мир сердца.

Потому что удары бывают разные. Удар по щеке – это одна степень обиды, и это можно вытерпеть. Но, бывает, человек в ответ начинает гневаться… Христианин должен свое сердце сохранить от удара. Это, конечно, требует великой силы духа, великого мужества. Эта задачка на вырост. Смиренный человек боится потерять сокровище, которое у него внутри: Царствие Божье. Бог ведь Свою благодать дает смиренным. Поэтому смиренный боится так неловко повернуть себя, так неловко поступить, что сердце будет окрадено. Поэтому смиренный человек боится осуждать – осуждение окрадывает сердце.

Точно так же надо ставить себя в отношении милостыни, в отношении к человеку, который у тебя хочет что-то забрать. Но это делается не сразу, это результат многолетних упражнений своего сердца, это то, к чему мы должны прийти. Но все-таки эту перспективу Господь нам рисует. Как отец Дмитрий Смирнов часто говорит: если ты хочешь увидеть, христианин перед тобой или нет, плюнь ему в лицо, и сразу станет видно: христианин утрется и, не возмущаясь сердцем, снизойдет к тебе. А нехристианин сразу начнет качать права, вспомнит о человеческом достоинстве, заявления будет писать и так далее – то есть злом за зло будет платить.

– Интересно, кто-нибудь воспользовался этим способом проверки...

– Мы это немножко утрируем. А в обычном варианте ситуация такая: человек приходит и говорит: «Ой, я такой грешный, такой грешный!» –  «Ну да, встань вон туда!» – «Как? Почему? Это несправедливо!» И сразу начинает качать права. Получается лицемерие: мы пытаемся представить из себя какой-то псевдодуховный образ, но как только что-то не по-нашему, сразу возмущаемся.

– Вопрос телезрителя Евгения Александровича из Белгорода: «Бог стал Человеком, пришел в этот мир. Христос, когда стал Человеком, понимал, что Он Бог, когда обращался с просьбами к Богу Отцу?»

– Безусловно, Он понимал, что Он Бог. «Я и Отец – одно»; «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» Он обращался к Отцу для того, чтобы и нас научить молитве. Как молиться? «Молитесь же так: “Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе”».

– Батюшка, Вы говорите, что надо этот год объявить годом человечности. Как эту человечность воспитать? Это вообще естественное состояние человека или то, в чем надо тренироваться?

– Я думаю, мы потеряли человеческое общение, потеряли чувства человеческие. Конечно, это сейчас требует усилия, волевых упражнений. Ну, элементарно – по-человечески нужно уступать место беременным женщинам, пассажирам с детьми, пожилым людям и инвалидам, а по-скотски – надо войти, занять это место, притвориться спящим… По-человечески нужно избегать матерных выражений, потому что это противоестественно человеческой природе, а по-бесовски нужно этот гной из себя все время выплескивать.

От избытка сердца говорят уста, и если уста говорят матерную брань, то это свидетельство, что сердце человека занято нечистыми, скверными духами, которые человека побуждают изрыгать это безобразие. И так далее. В каждом поступке человек может проявить себя хотя бы как человек, не как животное и не как бес, а потом, когда-нибудь, может быть, научится поступать и как ангел.

– Вопрос от телезрительницы Анны: «Как поступать, когда 14-летняя дочь отворачивается от храма, не хочет соблюдать посты, приступать к Причастию и говорит, что не имеет своей собственной веры, а все, что делала до сих пор, было лишь исполнением родительской воли. Надо ли всеми силами тянуть ее в храм и уговаривать?»

– Нет, конечно, насильно мил не будешь. Это такое нормальное испытание человечности в семье, во взаимоотношениях, поскольку родители должны научиться любить детей, принимать их независимо от их отношения к Богу, к Церкви. Конечно, мы бы хотели, чтобы дети пошли нашим путем и вообще в идеале чтобы стали священниками или матушками, церковнослужителями. Когда человек нашел это сокровище – веру, Церковь, ему хочется, чтобы все были такими.

И мы как-то забываем свое детство, свои какие-то попытки жить самостоятельно, отрываться от родителей; как подвергали сомнению все то, что родители нам говорили; помним только наш церковный опыт. А детям очень важно прожить свою жизнь – не папину, не мамину; найти Христа самим, почувствовать Его, научиться быть с Ним, обрести эту ценность. Часто бывает, что мы детям даем определенную форму церковной жизни, но мы не даем им знание Христа, мы не умеем передать нашим детям чувство своего проживания веры.

Элементарно: мы про Причастие детям ничего не можем рассказать. То есть у нас нет слов, которыми мы могли бы выразить, почему для нас важно Причастие, кроме того, что это важно, это полезно, что это Тело и Кровь Христовы. А вот чтобы мы могли со своим ребенком поговорить об этих вопросах по-человечески, с доверием – это сложно. Мы не умеем рассказывать детям о своей вере, не умеем фиксировать какие-то элементы жизни, которые мы бы обозначили как проявления веры, помощи Божьей.

Как это может быть? Вот сейчас на ум пришло: у нас с детьми в новогодние каникулы был прощальный ужин – мы ездили вместе в поездку. Мы сели, что-то заказали, разговариваем. И, конечно, ожидание, что вот сейчас дети скажут какие-то слова благодарности – ведь мы потрудились, от себя отвернулись, чтобы создать детям условия культурно-исторического отдыха. А дети начали иронизировать – одно, другое, один сказал, другой подхватил, третьего задели, и все… И прямо такое ощущение, что туча мрачная нависла. Последний вечер вроде… И понимание, что из этой колеи уже не выбраться.

Я говорю: «Ребята, смотрите, вы своими словами создали атмосферу, когда радости нет, нет взаимной благодарности; есть ощущение, что все плохо, тяжело, и хочется из этого скорее выйти». Неоднократно уже у меня был такой опыт: в таком состоянии, когда нет надежды ни на что, начинаешь в сердце просить Бога, чтобы Он пришел и очистил нас от «всякия скверны». И потом как будто «глас хлада тонка» – тихое веяние ветерка приходит. Смотрю, дочка берет себя в руки и начинает говорить слова благодарности родителям, и так трогательно, до слез… Потом второй это подхватывает. И происходит какой-то общий выдох, восстанавливается равновесие; вечер заканчивается очень хорошо.

Очень важно поделиться этим моментом. Почему это случилось? Как мы выкарабкались из этого болота? Потому что Богу помолились. И у детей вот этот контраст (как все было плохо и вдруг чудесным образом изменилось), этот опыт останется – опыт присутствия Духа Святого. Наше умение говорить с детьми о простых жизненных вопросах, когда Бог приходит и помогает, детям в свое время поможет. Конечно, нужно иметь смирение, терпение и доверие Богу.

Самый прекрасный, самый любящий отец – когда к нему пришел его сын и сказал: «Отче! Дай следующую мне часть имения». Дал ему и отпустил его, зная, что с сыном произойдет: что тот все растеряет, в блуд впадет. Но он его отпустил и потом долго ждал, молился за него, сердцем терзался. А когда сын вспомнил об отце и вернулся, отец его принял, не попрекнул, ни разу не вспомнил: «Как же так? Ты все имение растратил!» Он дал ему лучшее и ввел в свой дом. Надо читать Евангелие, доверять Богу и так же терпеливо ждать своих детей.

Мне кажется, еще очень важно не потерять именно человеческое общение с ними, то есть не ставить на них крест. Не получается пока говорить о духовном, говорите о душевном, читайте вместе книги, обсуждайте фильмы. Даже в самом поверхностном фильме можно найти какие-то моменты, которые можно зафиксировать и обсудить.

Вот тоже к слову пришлось: один уважаемый человек прислал ссылочку на одну из передач Никиты Михалкова «Бесогон» – такие передачи на разные злободневные темы. Эта передача была посвящена такому явлению, как арестантско-уголовное единство. Сейчас эту тему подняли – что среди школьников пропагандируются тюремные идеи, понятия, происходит вербовка при помощи разных технологий. Я посмотрел, и меня, конечно, это потрясло. Сыну ссылочку отправляю, говорю: «Посмотри, потом обсудим». Как раз это было во время болезни, времени было много. Он говорит: «Я сейчас к экзаменам готовлюсь, у меня времени нет, но вот тебе другая ссылочка; посмотри, потом обсудим». А прислал интервью Никиты Михалкова у Юрия Дудя, популярного в молодежной среде блоггера, журналиста.

И вот полтора часа разговора – я мужественно это все дотерпел, конечно, мне стало немножко жалко, обидно, что у такого могучего человека, как Никита Михалков, много чего можно было спросить, а там как-то все равно вокруг да около – про президента и так далее. И так с разных сторон с нажимом: «А скажите, чем Вы недовольны? Что бы Вы сказали президенту в лицо?» И тема сексуальных меньшинств всплывает с разных сторон.

Я посмотрел, потратил свое время. Потом мы с сыном все равно хорошо поговорили о том, что для него важно. Получился неплохой диалог, я какие-то свои мысли высказал, он – свои. Важно не давить и не читать мораль, а пытаться немножко все-таки понять детей и снизойти со своих церковных высот до их простоты, не очень культурной, не очень образованной, но искренней, ищущей и желающей разобраться.

– Я тоже посмотрел это интервью и, честно говоря, с трудом его досмотрел. Как обычно, зашел посмотреть, что люди пишут по этому поводу. Конечно, там Никиту Сергеевича заклеймили очень жестоко после этого интервью.

– Да нет. Там 74 000 комментариев, и первые, верхние такие. Я тоже сначала расстроился, а потом чуть ниже посмотрел: большая часть говорят, наоборот, что стали еще больше уважать Михалкова, что он достойно отвечал. А Юрий – ну что, молодой еще, дерзкий, неопытный; его тоже можно понять.

– Вопрос телезрительницы Людмилы из Вятской епархии: «Когда мы были маленькими, от бабушек как-то вроде слышали про святки, но время было советское – слышали и слышали. А сейчас мы сами уже бабушки, у меня шестеро внуков. Как можно в современном мире провести время святок со своими внуками?»

– Вообще с внуками проводить время  очень благодатно, потому что у бабушек все для этого есть, если правильно относиться к своей жизни и не гнаться за всевозможными благами цивилизации, пытаться урвать то, что еще можно. А посвятив свое время внукам, очень много можно им дать, и в этом призвание бабушки – согреть любовью, сердцем, добрыми примерами, рассказами зафиксировать важные нравственные и духовные моменты. Святки – это святые дни, это время, когда мы радуемся дню рождения нашего Господа и поздравляем своих родных и близких с этим событием. Обычно эти дни были всегда связаны с делами милосердия.

Вот сегодня 9 января, первый рабочий день, и сегодня у нас в православной службе «Милосердие» начались поздравления нескольких тысяч наших подопечных, а также друзей, благотворителей, сотрудников каких-то близких организаций. Мы подготовились, сделали какие-то подарочки, наши детишки нарисовали рождественские рисунки. Детки рисуют, бабушек поздравляют – заранее все продумано: в этот день мы идем туда-то, в другой день идем туда-то. Детки воскресной школы также принимают участие в поздравлениях, где-то что-то поют, где-то подарочки дарят.

Таким образом участвуя во взрослых делах, дети поздравляют людей с Рождеством Христовым. Кажется, это самое важное – дать детям какой-то живой опыт любви, милосердия, заботы о пожилых людях или одиноких. Можно навестить каких-то знакомых, у которых не все благополучно. У детей останется не только на словах, но и на деле, и на сердце ощущение святости этих дней.

И, конечно, мы не уходим в сторону от обязательного участия в литургии. Конечно, хорошо, если родители позволяют бабушке вместе с детишками пойти, может быть, 7 января на службу. Сейчас во многих храмах обустроены рождественские дворики, елочки, разные изображения вертепа. Важно об этом рассказать детишкам, прийти, постоять, посмотреть, чтобы свечки детки поставили, побыли в этой атмосфере, почувствовали этот запах, почувствовали атмосферу храма.

– Вопрос телезрительницы Елены из Московской области: « Вы отвечали на вопрос про то, что значит «подставить другую щеку». По жизни я всегда подставляю  вторую щеку, с детства, никогда не отвечаю ни на какую злость. Но одиннадцать лет назад моя мама умерла в больнице имени Склифосовского, и умерла не по ошибке врачей, а по их нежеланию ее лечить. Мне просто выдали труп. Скажите, пожалуйста, я и здесь должна вторую щеку подставить? Я одиннадцать лет этим мучаюсь, мне 56 лет. За мою маму я вторую щеку должна подставить?»

– Помоги, Господи, дорогая Елена. Конечно, трудно говорить о тех обстоятельствах, которые не проживал. У Антония Сурожского есть такой эпизод. Приходит женщина к священнику и с сокрушением сердца рассказывает о том, как ей тяжело; она потеряла близкого человека. И священник, пытаясь утешить, говорит: «Да, я Вас понимаю». А она его обрывает: «Не смейте так говорить! Вы не можете меня понять, потому что сами не проживали этой истории».

Это, конечно, вопрос испытания веры Богу, Его Промыслу. Вопрос смерти всегда очень серьезный; наверно, самый серьезный… Смерть никогда не бывает несвоевременной. Пожалуйста, поверьте, ангел смерти всегда управляется лично Богом. И Богу видно, кому и в какой момент жизни переступить этот порог, пройти сквозь двери смерти, войти в вечность.

Нам бывает по-человечески трудно, больно. Нам кажется, что произошла несправедливость; мы, может быть, пытаемся найти виноватых. Но у Бога желание, чтобы человек вошел в вечность максимально подготовленным. Если для этого человеку необходимо покинуть этот мир в расцвете сил и лет, то Бог это воспримет.

У Светланы Копыловой есть песня-притча про двух подруг – Жизнь и Смерть, которые встретились, стали разговаривать, пытаясь примириться (разные взгляды на жизнь у них, конечно же). Они рассуждали про одного человека, про другого, про третьего, и Смерть рассказывала Жизни, что вот этого ребеночка нужно было забрать в этом возрасте, потому что если бы он вырос, стал бы убийцей; и Бог ее послал. Жизнь говорит: «А помнишь ту старуху, которая так просила тебя, чтобы ты пришла, а ты все не приходила? Она мучилась». Смерть отвечает: «Да, помню. Но у нее была дочь, которую она прокляла. И Бог ждал до последнего момента, чтобы эта дочь издалека приехала, простила мать, отпустила ее с миром. Поэтому я ждала». Там третья история тоже: «Помнишь?» – «Помню».

Поэтому тут такое трудное жизненное испытание, которое надо прожить по-христиански, без мести. Конечно, без близости Христа, без Его Духа, Его смирения, Его любви это невозможно. Помоги, Господи, Вам, Елена, чтобы сердце умирилось.

– Что касается празднования Нового года и Рождества, не кажется ли Вам, что Новый год в какой-то степени для людей, которые в храм не ходят, является неким «похитителем» Рождества?

– Мы немножко об этом порассуждали с дочкой. Разговор возник о том, что нам, церковным людям, хочется, чтобы Рождество имело значимость, статус, а у светской публики Новый год. И действительно, весь акцент делается на новогодние праздники, мы к ним готовимся, у нас весь праздник вокруг Нового года. Конечно, это смещенные акценты, потому что изначально было не так… А у народа осталось желание праздника. И осталась генетическая память о том, что столько-то веков где-то в середине зимы был какой-то праздник, который был очень радостным, сильным, ярким. Но акценты сместились...  Причем это произошло сравнительно недавно, несколько десятков лет назад. И создается атмосфера ликования, праздника, а на самом деле что празднуем? Какой смысл, какое событие?

В Рождестве празднуем спасение человека, личный праздник каждого, мы друг друга поздравляем с днем рождения Господа, потому что это событие, реально изменившее ход человеческой истории. А Новый год – ну, смена календаря. Что здесь такого? Давайте будем праздновать начало весны, начало лета, начало осени – повод всегда можно найти. И вот этот шумный праздник проходит – мы дарим подарки, пишем письма Деду Морозу… Потом это все заканчивается, а на Рождество уже запала не хватает.

Для церковных людей на самом деле никакого особого торжества и не надо, потому что главное событие происходит в храме во время литургии. И человек, который верит в Христа, всю полноту праздника ощутит, прожив вот эту тихую радость ночной Божественной службы. Ему больше ничего не нужно – ни брызг шампанского, ни каких-то салютов; это все внешнее и для внешних. Беда получается в том, что для наших нецерковных близких Рождество получается украдено Новым годом – все силы финансовые и физические потрачены на Новый год. Когда наступает Рождество, мы, конечно, делаем какой-то стол, собираемся, говорим: «С Рождеством Христовым!»…

Но как передать радость духовную людям, которые никак ее не прожили? Просто на каких-то словах за общим столом? А человеческие ресурсы уже тоже потрачены. Конечно, это печально. Но у человека есть хорошее качество: он все может очеловечить. Даже какие-то бессмысленные события он может наполнить теплотой человеческого общения.

В этом году у нас так получилась, что была не моя череда служения литургии, служил другой священник. И ночная служба на Новый год своим чередом прошла, те, кому нужно, кто привык быть в храме, встретили Новый год в молитве. А у нас получилось, что дети, все как один, стали просить: «Давайте вместе соберемся!» То есть для детей это оказалось важно – собраться всей семьей. И так здорово – все приготовили подарки, причем приготовили заранее, серьезно. Хорошие подарки, хорошие слова.

Собрались, послужили молебен вместе, потом сели и подвели итоги прожитого года, потом каждый высказал какие-то слова благодарности, пожелания. Это получилось настолько по-хорошему, по-домашнему! Мы часа три просидели без всякого напряжения, безыскусно; пообщались. Детям это важно. Понятно, что для них, может быть, пока сложно воспринять Новый год во время ночной службы. Нужно пойти им навстречу и попытаться сделать что-то хорошее, доброе, семейное, человеческое – это тоже неплохо. Даст Бог, когда-то дорастем до литургии в храме. А пока так.

– Прочитаю еще один вопрос из социальной сети «ВКонтакте». Наталья пишет: «Не знаю, уместен ли мой вопрос в связи с последними изменениями в нашей стране по отношению к человеку: увеличение пенсионного возраста, повышение налогов, повышение тарифов на коммунальные услуги. Пропало желание молиться за нашу власть. Рассудите, как справиться с этим искушением».

– Молиться за власть – заповедь апостольская. Апостол Павел пишет в Первом послании к Тимофею, которое, кстати, мы читаем на Новый год в молебном чине: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте». Мы же и просим, чтобы Господь нашу власть умудрил, сделал ее человеческой, доброй, любящей свой народ. В этом и есть смысл молитвы.

Нам сложно понять вот эту ответственность, мы со своей-то семьей не справляемся. Посмотрите каждый на свою семью, задайте себе вопрос: у нас все совершенно, все правильно, все как надо, все по заповедям Божьим? Дети заботятся о своих родителях, денежки им с каждой зарплаты отдают? Родители детей правильно воспитали, к Богу их привели, позаботились о них, передали им веру отцов? Думаю, если честно посмотреть на свою семью, то мы придем к выводу, что мы неудовлетворительные отцы и матери, что мы очень плохо свои обязанности выполняем.

А здесь ответственность за целый народ, за 140 миллионов человек. Это просто колоссальная тяжесть. Причем мы же вообще не представляем себе всех нюансов, подводных течений. И почему-то у нас крайний все время президент. У многих представление, что Владимир Владимирович сказал – и все вот так быстренько устроилось. А там столько разных обстоятельств – в правительстве, в финансовых потоках, внешняя политика, внутренняя политика...

Обязательно надо молиться за всечестного раба Божьего Владимира, просить, чтобы Господь даровал ему сил, крепости, мудрости, чтобы Он честности, порядочности даровал нашим чиновникам. Понятно, что всегда будут и грешники, и воры, и проходимцы, и коррупционеры, но надо просить Бога, чтобы их было меньше.

– Спасибо Вам, отец Евгений, за то, что сегодня пришли на нашу программу. Благодарю всех, кто смотрел эту программу. До встречи в эфире телеканала «Союз».

Ведущий  Дмитрий Бродовиков

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы