Беседы с батюшкой. Дела милосердия

9 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель прихода во имя Успения Пресвятой Богородицы, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, благочинный Рождественского церковного округа Екатеринбургской епархии.

– На сайте собора Успения Пресвятой Богородицы есть анонс беседы по теме «Для чего Бог создал женщину и как с ней быть мужчине», которая пройдет 12 ноября. А сегодня, 9 ноября, у Вашей супруги матушки Ольги день рождения. Мы ее благодарим за то, что она отпустила Вас сегодня к нам, и хотим поздравить с этим торжеством. Поэтому предлагаю начать программу с небольшого поздравления и рассуждения на тему, для чего Бог создал женщину?

– Во-первых, хочется поблагодарить Бога за то, что 22 года назад Он дал нам возможность встретиться, познакомиться, увидеть друг друга. Как в фильме «Аватар» ключевым было «я тебя вижу», то есть воспринимаю тебя не просто внешне, по форме, а чувствую, вижу твою душу, слышу тебя… И Господь дал нам возможность вместе идти по жизни. Это великая милость Божия, потому что матушка Ольга – удивительный человек, один из самых прекрасных, кого я знаю на земле. Наблюдая за ней, я иногда думаю, что она вообще святая, потому что для того, чтобы жить с таким человеком, как я, необходимы такие качества, как долготерпение, любовь, доверие, жертвенность. Все это Господь милостью Божьей в ней потихонечку созидает, конечно, через многий труд. Великая благодарность Богу и, конечно, благодарность дорогой матушке за ее любовь. Потому что легче не будет: так нам завещано Богом, и Церковь нас готовит к тому, что духовная жизнь, да и вообще жизнь на земле – это не курорт, не поиск комфортного состояния, а труд, в каком-то смысле подвиг, в котором нужно себя все время двигать. Это закалка, подготовка к жизни по ту сторону этой жизни.

Как и детство является не просто счастливой, беззаботной порой, как порой ошибочно думают многие родители и взрослые, полагая, что ребенку необходимо создать максимально комфортные условия и тогда он будет счастлив. Ничего подобного. Детство – это подготовка к взрослой жизни. Причем время этой подготовки ограничено, и к совершеннолетию – по современным меркам это лет 25, а раньше было в 16, 18 лет – ребенок должен дорасти от позиции «дай» до позиции, когда надо отдать, послужить. То есть до ответственности и готовности возвращать то, что в него заложили учителя, родители, школа, государство и так далее. Детство – это время подготовки к серьезной, взрослой жизни. Как и земная жизнь не бесконечный поиск радости, счастья, благополучия, а труд над душой, чтобы приобрести качества, необходимые для жизни в вечности с Богом. Качества очень важные: терпение, милосердие, кротость, воздержание, мир, радость, любовь – то, что в Евангелии называется плодами Духа Святого. То есть мы должны принести определенные плоды.

И семейная жизнь – это самая универсальная, самая лучшая, эффективная школа воспитания в себе этих качеств. Потому что здесь человек все время находится в напряженном труде, если, конечно, он хочет чего-то от себя, хочет достичь в этой жизни успеха – созреть, поспеть. Если же нет, то он просто плывет по течению, или давит диван, или до 45 лет играет в танчики. Приходя с работы и вытирая пот, говорит, что устал, и на четыре часа погружается в этот мир наибессмысленнейшего времяпрепровождения. Конечно, несчастье для человека, когда его душа увлекается этим. А жизнь дана для того, чтобы христианин стал воином: воспитал мужество, стойкость, научился держать удар, принимать решения. Чтобы он научился решительности – встать и выйти из ряда вон, избегая ошибок, которые происходили в жизни одного небезызвестного персонажа – Ильи Ильича. Замечательный эпизод, когда человек понял, что, прожив жизнь, не успел этого прочитать, с теми поговорить, а с этими встретиться. И то, как много он пропустил, настолько поразило Обломова, что его стал мучить вопрос: сейчас или никогда. Он настолько завел себя этим вопросом, что решительно встал с кресла, но не попал ногой в туфлю – и сел обратно.

Так вот, решительность необходима в жизни, необходима для мужчины. И семья – школа любви, где все этому способствует. Потому, собственно, Господь и создал мужчину для женщины, женщину для мужчины, дав им возможность рожать детей, для того чтобы научиться служить, научить отдавать свою жизнь ближнему своему. Еще раз искренняя благодарность матушке Ольге за то, что милостью Божьей потихонечку что-то получается.

– Еще раз поздравляем. Многая ей и благая лета!

– Многая и благая лета. Спаси Господь!

– Когда мы встречались в прошлый раз, была дата – три года Вашего настоятельства. А сколько лет Вы возглавляете Отдел социального служения и службы милосердия Екатеринбургской епархии?

– Милостью Божьей четырнадцатый год.

– Хотелось бы поговорить о том, почему Церковь уделяет такое особое, я бы даже сказал, пристальное внимание социальному служению.

– Как говорил в свое время преподобный старец Паисий Святогорец, мир устал от слов, миру нужны дела. Мы все научились очень хорошо говорить. Сегодня мы молились вместе с психологами, у каждого из наших направлений есть свой небесный покровитель, и у православных психологов вместо покровителя святитель Феофан Затворник, которого они выбрали для себя по его духу и трудам. После молитвы Господь дал такую мысль: человеку можно верить, когда он подтверждает свои слова делами. Потому что тогда слова приобретают силу. Помните, как говорил Христос? С силой, как власть имеющий. Мы же не знаем, какие слова и в какой момент сработают как искра, зажигание в двигателе. Мы все всё знаем, все нам сказано, все нам показано, как поет Владимир Волков в одной из своих замечательных песен. Мы можем произнести проповедь, можем рассказать другим людям, своим детям, как все надо делать. Но почему-то нас никто не слушает, никто за нами не идет, не поддается нашему влиянию, а говорим мы как бы на ветер. Почему? А потому: «врачу, исцелися сам». Очень важный принцип – прежде чем что-то сказать, проверь это на себе, поэкспериментируй, с собой разберись.

Для меня психолог только тогда имеет какой-то вес, авторитет, только тогда я могу относиться к нему серьезно, когда  увижу его семью. Потому что в основном все наши проблемы – душевные, психологические – так или иначе связаны со сферой семейных, личностных отношений. Покажи мне свою семью. И если я вижу, что психолог не навел порядок в своей семье, если у него беспорядок с детьми, мужем, то его слова не имеют для меня никакой ценности. Потому что для чего умничать – говорить вещи мудрых людей? Ты мне покажи веру из дел твоих. Покажи свои дела, покажи свою жизнь, и тогда твои слова станут значимыми. И тогда человек говорит слово – и оно, как искра, проходит в сознание. Мы всё это знаем, но в какой-то момент раз – и до сердца доходит какая-то истина. Тогда человек встает и начинает делать, начинает движение. Это происходит, когда он слышит слово, соединенное с делом.

Мир устал от слов, миру нужны дела. Поэтому литургией после литургии, по мысли одного из отцов Церкви, является служение любви. Дела милосердия и есть служение любви. Это выражение христианами той заповеди, которая подобна первой: «возлюби Господа Бога Твоего», – возлюби ближнего твоего, как самого себя. Невозможно разорвать два этих наивысших закона.

Церковь является утешительницей и тихим пристанищем этому измученному миру. Несколько дней назад в Москве проходил замечательный фестиваль «Вера и слово». Он проходит раз в два года, и в этом году от нашей епархии в нем принимал участие владыка Евгений и несколько сотрудников. Руководитель Синодального информационного отдела Владимир Легойда очень точно сформулировал цель православной журналистики: нужно явить миру милосердный лик Церкви. То есть миру надо показать, что Церковь не только в стенах, как часто очень наивно думают о ней люди, но Церковь в служении любви. Дела милосердия – это замечательная возможность без помощи слов приобретать для Христа заблудшие, потерявшиеся души.

– Когда речь идет о церковных финансах, например, где-то появляется информация о том, сколько стоит постройка храма, или о пожертвованиях, то среди людей, которые, скорее всего, в Церковь не ходят, можно встретить такие мнения: зачем тратить столько денег на храм, когда можно было на них помочь тем-то и тем-то? И обидно, что, говоря об этом, люди не вспоминают те направления деятельности и ту работу, которые Церковь ежедневно осуществляет в течение долгих десятилетий.

– В защиту храма надо сказать, что это сердцевина, потому что любая нравственность и любая деятельность вовне – это лишь производная, это избыток любви. В церкви человек встречается со Христом, Он Своей благодатью наполняет его сердце во время литургии, Причастия, и человек от переизбытка этой любви идет и отдает себя в служение другим людям. Если не будет этого источника, то из самого себя человек не сможет черпать. Иначе это будет «тимуровщина», о которой мы тоже как-то вспоминали. Был эпизод в «Ералаше», когда классу по разнарядке дали старушку, и они идут с ней, ласково говорят: «Бабушка, бабушка, Вам помочь? Мы будем к Вам приходить». И вдруг из-за угла выбегает мальчуган: «Ребята! Это не наша старуха! Наша старуха живет в соседнем дворе». И тут же все побежали, бросили бабушку в сугроб, а она сидит несчастная: «Куда же вы, тимуровцы?» Это фальшивость, искусственность, имитация деятельности, но без содержания. Конечно, там не будет никакого плода: это химера, пустоцвет.

– Если продолжать эту тему, что можно рассказать таким людям? Предлагаю кратко рассказать о направлениях, которые реализуются в Церкви.

– О направлениях социальной церковной деятельности можно посмотреть на сайте Милосердие.ру (это московский портал); и на сайте www.ekbmiloserdie.ru

Существуют разные направления, но надо понимать, что Церковь не должна дублировать государственную деятельность. У нас есть бюджетные средства, в которые каждый человек ежедневно вносит свою часть, в том числе покупая хлеб, молоко, – налог на добавочную стоимость и так далее. То есть все постоянно пополняют наш государственный бюджет, из которого формируется социальная сфера, здравоохранение, образование, система исполнения наказаний и так далее. И надо сказать, что никто у нас не платит налог на Церковь, хотя в некоторых европейских, некогда христианских странах существует такой налог, который идет на обеспечение церковной жизни. Может быть, люди наивно думают, что Церковь живет за счет каких-то государственных отчислений? Нет. Абсолютно не так. Государство никаким образом финансово не участвует, если только это не какие-то специальные программы, гранты, которые на общих основаниях выдаются церковным организациям. Никакого налога нет.

Существует крепкая государственная система – конечно, со своими проблемами, недостатками, но сформировавшаяся огромная система с многими миллионами сотрудников, многими миллиардами средств обеспечения ее жизнедеятельности. Но государство – это машина. И очень часто, находясь в этой системе, попадая в это колесо, человек выхолащивается – попадая в режимность, бюрократию, бумажную волокиту, как мы ее называем, когда, например, у доктора времени на общение с человеком очень мало, потому что он должен писать и писать разные документы. Очень часто за всем этим теряется личный контакт и человеческое отношение. Где-то все поставлено на эффективность: нужно выполнить определенные функции – медицинские, социальные.

В этой сфере находится огромное количество добрых людей, но мешает эта гонка. Например, когда у санитарки в отделении 60 человек, как она может относиться к ним по-человечески? Конечно, она старается максимально добросовестно делать свою работу, но у нее просто нет времени, чтобы посидеть, погладить больного по руке, спросить, как его самочувствие, родственники. И это наша трагедия, когда государственная система не предполагает таких человеческих отношений.

Вот этот недостаток и должна восполнять Церковь в лице своих добровольцев и прихожан, которые хотят потрудиться над своей душой, находят три часа в неделю, чтобы позаботиться о себе. Потому что это не столько нужно людям, находящимся в больнице или доме престарелых, сколько нужно в первую очередь мне самому. Необходимо понять, что когда мы служим больному, он больше благотворит нам, чем мы ему, как говорил авва Дорофей. И, конечно, надо помочь государству, поддержать его в этом замечательном деле – заботе и о теле человека, его жизнедеятельности, и в то же время о душе. Здесь должно быть наше сотрудничество, и в эту сторону, в общем-то, и направлены значительные усилия службы милосердия.

На сегодняшний момент примерно в полутора десятках государственных учреждений наши сестры милосердия, добровольцы занимаются психологической поддержкой: общаются, гуляют, читают, помогают дойти до храма (в тех учреждениях, где он есть), то есть они восполняют недостаток любви. Это разные учреждения: детские учреждения, больницы, дома инвалидов, дома для престарелых. Это одно из направлений служения Церкви.

Существуют и собственные церковные проекты, которые пусть не в столь значительной форме, но тоже стараются решать важные проблемы. Например, один из недавно запущенных нами проектов – кризисный центр «Дом для мамы». Когда «мужчина»  (именно в кавычках, потому что мужчины так себя не ведут, а так поступают душевные и моральные уроды) сделал ребенка и не хочет брать за него ответственность. Он говорит женщине: это твое дело, иди на все четыре стороны, решай сама, сделаешь аборт, тогда я с тобой буду, а другая, с дитем ты мне не нужна. Это просто уродство, у меня других слов нет. И женщина оказывается в безвыходном положении. Родственников нет, или они не поддерживают, или бывает, что категорически против: «Вот иди туда, где ты нагуляла». А там, где она нагуляла, сидит такое «существо» и нисколько не хочет отвечать за свои действия, поматросил и бросил. И женщина оказывается в тяжелейшем состоянии, и душевном, и физическом. Ей просто некуда идти.

«Дом для мамы» – это дом для той женщины, которая мужественно решила сохранить жизнь своему дитя и рожает его. Есть такая песня:

Так бывает: в дни войны

Есть минуты тишины,

Когда бой умолкает устало

И разрывы почти не слышны.

И эти минуты тишины необходимы, для того чтобы просто прийти в себя, выдохнуть. Чтобы выйти из отчаяния, хотя бы просто покушать нормально, в тепле пожить. Этот «Дом для мамы» дает на несколько месяцев женщине пристанище, порешать ее вопросы, разобраться, какие есть варианты, может быть, найти родственников. И, поддержав ее, дать ей возможность жить дальше.

Это чисто церковный проект. У государственных учреждений есть свои кризисные центры, а у нас получился такой, и слава Богу.

– Слава Богу, что такой центр есть не только в Екатеринбурге. В службе милосердия в Москве и многих других епархиях Русской Православной Церкви созданы временные пристанища для женщин, оказавшихся в кризисной жизненной ситуации.

Наша телезрительница из города Луги пишет: «Бывает такое состояние души, как опустошение. Когда я оказалась в трудной ситуации, от меня отвернулись многие, в том числе и верующие люди, а когда встала на ноги, то оказалось, что я всем должна. Я инвалид второй группы по зрению, на жизнь не жалуюсь, только мне очень трудно делать добро тем, кто от меня отвернулся. Мне очень хочется всем этим людям высказать, и после этого наступает чувство опустошения. Как бороться с собой? Как себя обуздать?»

– Обуздать себя своими силами никак не получится, потому что невозможно самому справиться с собой, самому себя победить, хотя это и является одной из наших основных задач. В свое время один из мудрецов сказал об этом Александру Македонскому. Великий полководец пришел, встал, высоко поднял голову и сказал: «Смотри, я покорил весь мир». А Диоген ответил: «Отойди, не закрывай мне солнце. Тот, кто победил самого себя, сильнее того, кто покорил весь мир».

Победить самого себя – это духовная задача. Но как победить в себе осуждение, раздражение, обиду, гнев, зависть, злопамятность? Ведь это же тяжелейшие, хронические болезни нашей души, «нажитые непосильным трудом». Мы же трудились много лет, чтобы приобрести эти навыки, привычки, а ведь привычка – вторая натура. И как с этим быть? Да, никак. Надо осознать. «Ты думал о себе, что ты богат и славен, а ты беден, и жалок, и нищ, и наг». Осознать, что ты тяжело больной человек. И это самое важное осознание, о котором некогда один мудрый человек сказал другому, пришедшему к нему с радостью: «Старче, я вижу ангелов». И первый ответил: «Глупыш! Тот, кто научился видеть свои грехи, выше того, кто видит ангелов».

Что толку видеть ангелов? Какой от этого прок, кроме самодовольства и тщеславия? Это опасность. А кто видит свои грехи, тот нуждается во Христе, нуждается в Спасителе. Только человек, ощутивший себя погибающим, искренне встретившись с самим собой внутри себя, приходит в ужас. Ведь в жизни мы постоянно имитируем деятельность. Кто-то имитирует хорошего, добросовестного работника, кто-то создает имидж доброго, компанейского человека. Мы все время находимся в позиции лицемерия, соблюдаем правила этикета: «Как хорошо, что ты мне позвонил!» – а кладет трубку и плюется в сторону. И в этой бесконечной игре ролей человек может прожить жизнь и себя в себе так и не найти. Он может заиграться и никогда не узнать себя. Может жить, стремясь оправдывать надежды: искать солнечных зайчиков в чужих глазах. Так нас настроили и научили в школе: главное, чтобы у тебя были хорошие оценки, неважно, что ты знаешь, что у тебя внутри, а надо соответствовать определенному шаблону.

Человек, научившийся получать оценки, ищет в жизни того, чтобы его хорошо оценивали. Но это глубочайшее заблуждение, потому что он может пройти мимо себя. Например, он интроверт, а научился преподносить себя как очень энергичного, ответственного, многофункционального. И когда его пытаются нагружать, он пытается из кожи лезть, чтобы соответствовать, чтобы ему похлопали, и, естественно, надрывается, разочаровывается, потому что у него другая природа, другие таланты, он сориентирован совсем на другое. И происходит выгорание – внутреннее опустошение, потому что он не узнал себя.

Очень важно прийти к смирению, осознанию того, кто ты есть на самом деле. Жалкий, никчемный грешник. Но для нас звучат утешительные слова Евангелия: «Я пришел не к праведникам, а к грешникам». И не здоровые нуждаются во враче, а больные. Только больной человек может всерьез почувствовать необходимость во Христе. Это очень важно – почувствовать нужду и начать Бога искать.

Мне кажется, что самый важный путь, когда мы понимаем, что что-то не можем, что-то не получается, но – вот Господь, вот покаяние, вот молитва, духовное чтение. Трудись, возделывай сад своей души.

– Чуть ранее мы говорили о новом проекте службы милосердия «Дом для мамы». Но у службы милосердия в Екатеринбурге начался еще один сложный проект – окормление хосписов для взрослых. Многие находящиеся там люди доживают там свои последние дни и уходят из жизни. Какова роль Церкви в этом служении?

– Это замечательный пример взаимодействия государственного учреждения и Церкви. Церковь там нужна более, чем где бы то ни было, потому что там проходит граница жизни и смерти. Это самая передовая, потому что человек совершает переход, и важно помочь ему правильно дожить свою земную жизнь. Каким образом? Мы молимся: «христианскую кончину жизни нашей, безболезненну, непостыдну и мирну...» Человек должен примириться. Примириться с Богом – развязать все узелки на своей совести. Примириться с родными – всех простить, со всеми попрощаться, у всех попросить прощения. В этом смысле, конечно, милостив и человеколюбив Господь, что дает такую замечательную болезнь, как рак.

Рак – это милость Божия, болезнь, которая дает человеку шанс, в отличие от инфарктов и инсультов. Те болезни внезапны, уничтожают сознание человека: разрываются сосуды – и он уходит из жизни без сознания. Это страшная смерть. Как писала сестра Василия Розанова о своем племяннике: как страшно он умер – не осознав свою смерть; как умирают животные, – поясняет она. А человек должен осознавать свою смерть, должен ее проживать. И эта многомесячная, иногда многолетняя болезнь – тяжелая, трудная, болезненная, скорбная – позволяет человеку подготовиться, прийти в себя и обратить внимание на Отца Небесного. Как в истории с блудным сыном, она дает человеку возможность спасения.

Какой смысл жить на земле, если человек не пришел ко Христу? В этом нет никакого смысла. Будь он трижды нобелевский лауреат. Но о нем забудут через несколько месяцев. Сегодня о нем прокричали, назначили на «Оскар», на Нобеля, но знать его будут только специалисты, изучающие, кто в каком веке был нобелевским лауреатом, а так про него вообще никто не вспомнит. И что толку, что человек свою жизнь истратил на построение карьеры, сверхдолжные заслуги? Что толку, что человек приобретет весь мир, а душе своей навредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Это важнейшая мысль – если человек не встретился со Христом, то его жизнь не имеет никакого смысла. И это начинает угнетать человека, потому что жизнь, прожитая зря, – тяжелейшее состояние души.

И вот Господь по милости Своей дает рак – и человек «выключается». Бывает, сидит очередь в кабинет врача, все оживленные, друг с другом обсуждают, кто чем болеет, чем лечится. Заходит человек в кабинет, доктор дает ему результаты анализов, свое заключение и говорит: «Слава Богу, у Вас вторая степень рака, не последняя». У врача к этому свой, профессиональный подход, а для человека это гром. Он выходит из кабинета с этой бумажкой и уже ни на кого не смотрит, ему уже без разницы, кто чем болеет и как будет себя лечить, его задача – разобраться с собой, себя управить. И это очень ценное состояние души – понимание, что уже не надо задумываться, например, об омоложении кожи лица, потому что химиотерапия все равно эту кожу высушит.

У человека начинаются естественные процессы борьбы с тщеславием: он уже не заботится, как он выглядит, потому что после химии волосы выпадут и он будет вынужден смиряться. Но происходят серьезнейшие изменения в его душе, его сердце становится чутким. Когда человек испытывает боль, он начинает понимать какие-то важнейшие вещи, начинает искать Бога.

В отделении паллиативной помощи, конечно, необходимо присутствие священника, потому что там люди находятся на пороге двери, ведущей в вечность. Им нужно помочь и проводить туда через Таинство покаяния; через молитву, Причастие примирить человека с Церковью о Христе Иисусе Господе нашем.

– Наша зрительница в соцсети «ВКонтакте» спрашивает: «Иногда бывает такое состояние, когда мы боимся, что делаем что-то неправильно, боимся идти по жизни вперед и что-то делать. Это уныние пытается поймать нас, чтобы мы не двигались вперед, или нет? Ведь если мы постоянно сидим и долго думаем, то, наоборот, в голове начинается каша».

– Чем больше думаешь, тем больше портится настроение. Почему дельфины являются самыми радостными животными? Потому что дельфины думают в меру. Надо научиться думать в меру.

На самом деле надо делать. Взвесил, проанализировал, принял решение и делай шаг. Правильно ли, с ошибкой ли… Но кто не ошибается, тот не приобретает опыт. Невозможно, что-либо делая, не наделать ошибок. В любой области. Приходит человек на завод работать токарем, и пока он поднимется до шестого разряда, столько заготовок испортит и столько резцов переломает. Но так и оттачивается мастерство в любом деле. И в духовном то же самое. Сколько человек делает ошибок! Как говорится у врачей, у каждого врача есть свое кладбище тяжелых ошибок, порой непоправимых. Но есть покаяние, осознание того, что ты не все можешь. Ты хотел бы сделать все максимально хорошо, но бывают ошибки.

Когда человек совершает ошибки, в нем рождается сокрушение, покаяние: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, по множеству щедрот Твоих, очисти беззакония моя». И это самый важный плод. У святых есть мысль, что лучше грешить и каяться, чем не грешить и не каяться. Потому что Богу от нас важен плод покаяния, а не самодовольство: я не таков, как прочие человеки.

Сидя в кресле, опыта не наберешься. Воин становится воином только на передовой, а не в кабинете, чертя указкой по карте. Христианин – это воин. Дерзайте. Помощи Божьей.

– Если вернуться к теме благотворительности и добрых дел, то речь уже зашла о финансировании, и мы говорили, что  некоторые из социальных проектов Церкви при участии в грантах на общих началах могут получить некоторое финансирование государства. Но как правило, все это существует на пожертвования прихожан или тех людей, которые имеют потребность и возможность принять участие в благом деле.

Если говорить о сестрах милосердия, которые занимаются этим профессионально, целый день, а не четыре часа в неделю, то такой квалифицированный труд требует зарплаты, на которую они сами могли бы существовать. То есть хотелось бы поговорить о том, как осуществляется такое финансирование? Всем миром?

– Да, именно так, по копеечке, с миру по нитке. Одна из наших благотворительных акций, которую мы проводим к зиме, как раз «С миру по нитке». Мы обращаемся в храмах к прихожанам, чтобы вместе собрать средства и теплые вещи для бездомных.

Православная служба милосердия в Екатеринбурге именно таким образом и существует. У нас нет таких благотворителей, на которых можно было бы положиться и с уверенностью смотреть в завтрашний день. Каждый раз мы заканчиваем просто в минус, но зато это воспитывает надежду на Бога, потому что понимаешь, что Господь дает столько, сколько необходимо.

И хотя отдел продвижения, созданный для взаимодействия с благотворителями, рассказа о церковной деятельности и привлечения к ней людей, в том числе через пожертвования, работает очень напряженно, тем не менее каждый месяц мы выходим в ноль. То есть мы закрываем свои нужды, но чтобы с надеждой и уверенностью смотреть в будущее, планировать какую-то стратегию и проекты... Это дело Божье, и Господь дает столько, сколько нужно.

Другое дело, что это необходимо поддерживать, как и деятельность «Союза». Сейчас мы обращаемся к нашим телезрителям с просьбой поддержать, потому что необходимо покрыть огромный долг, который возник по определенным причинам. Но «Союз» – народное телевидение и содержится не за счет государственных вложений или олигархов, а участвуют люди, которым дорог «Союз». И дела милосердия тоже такое общее дело. Кто-то стоит у постели больного. Кто-то несет послушание административной сестры, которая занимается информированием о деятельности Церкви. А кто-то может помочь финансовым участием, поддержкой социальных проектов, и это тоже очень хорошая помощь. Как говорил в свое время преподобный Амвросий Оптинский, деньги – это вещь хорошая, они восполняют недостаток любви. Если у нас в сердце не хватает готовности пойти и самим пообщаться с бездомными: приготовить еду, покормить, – то хотя бы обеспечить деятельность сестры, выходящей на этот пост, будет очень ценным участием, полезным для души. Поэтому, дорогие мои, не лишайте себя этой возможности.

– Несколько наших зрителей в социальной сети «ВКонтакте» спрашивают: что делать, если на благотворительность нет денег?

– Когда желаешь сотворить милостыню, надо, чтобы твои желания совпадали с твоими возможностями. Нет денег, приходи добровольцем. Потому что есть руки, есть ум. У кого-то, может быть, нет денег, но есть машина, на которой можно привезти в храм на богослужение пожилого человека. Для добровольцев есть огромный спектр деятельности. Даже если вообще ничего нет, то ведь сердце есть, оно живое и может как-то отреагировать. Приходите, подумаем и обязательно что-то придумаем.

– Хочу напомнить нашим зрителям, что подробности о социальном служении в службе милосердия, действующей в Екатеринбурге, можно найти на сайте www.ekbmiloserdie.ru.  Там рассказывается и о направлениях деятельности,  о том, как можно пожертвовать и каким образом участвовать в делах милосердия удаленно. И, конечно, можно найти информацию о том, как пройти школу добровольцев и присоединиться, которые сами выходят  к людям и помогают тем, кому требуется помощь.

Если говорить о всей России, то на сайте московской службы милосердия, действующей при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению,  Милосердие.ру (www.miloserdie.ru), вы можете найти и те церковные социальные организации, которые действуют в вашей епархии и городе. И те, кто хочет присоединиться к добрым делам, думаю, найдут свое место.

Отец Евгений, у психологов есть такой совет: если чувствуешь, что тебе плохо, пойди помоги тому, кому еще хуже, и тебе станет полегче. Такое средство кратковременного спасения от уныния. Не является ли такой подход эгоистичным? Ведь это желание помочь не другому, а самому себе.

– На самом деле существует и благая корысть. Хотя мы употребляем это слово с негативным оттенком, но в трудах святых отцов существует выражение «благая корысть». Когда мы идем служить Богу, то не сразу дорастаем до служения сыновьего, а сначала проходим служение рабское, ради страха, чтобы Господь не наказал, не покарал. Затем человек, входя во вкус, понимает личную для него пользу и радость добрых дел – он выходит в состояние наемника, то есть работает за плату. Совершенно корыстная мотивация: он понимает цель, понимает результат. Проходя через эту ступень, человек дорастает до любви, когда он служит Богу просто потому, что не может по-другому.

Поэтому, конечно, неплохо, если мотивация человека – привести свою душу в порядок. Одна сестра милосердия составила такое стихотворение:

Бессмысленно пить горечи фужер,

Себя любимого лишь одного жалея.

Когда тоскливо станет на душе,

Попробуй вспомнить тех, кому труднее.

И, может быть, захочется помочь кому-нибудь

Сердечным словом, делом,

Тоска болотная ускачет прочь,

А ты напишешь на асфальте белым:

«Спасибо, жизнь, за то, что я живой,

Живу и радую людей хороших,

И жизнь, как лес из песни, всем родной,

Захлопает в зеленые ладоши.

Ничего плохого нет в том, чтобы заниматься такой психотерапией, самокоррекцией. Это замечательный духовный метод: если у тебя тоскливо на душе, иди и послужи тому, кому труднее.

– Многие наши зрители из социальной сети «ВКонтакте» благодарят Вас за программы «Церковный календарь», который Вы вели на нашем телеканале. А для тех телезрителей, которые спрашивают, где можно послушать Ваши духовные размышления, еще раз напомню, что Вы систематически записываете передачу «Благая часть», которую можно посмотреть на сайте sobor-uspenie.ru. На медиа-хостинге YouTube тоже есть страница собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Екатеринбурге, где тоже можно посмотреть эту передачу.

– Горе мне, дорогие мои, если я не благовествую. У священника есть два инструмента его служения – это исповедь, где он чаще всего молчит и слушает, и проповедь, где он говорит. Слава Богу, если не просто о каких-то хозяйственных вопросах, а говорит о Христе и старается благовествовать миру. Очень хочется делиться какими-то своими наблюдениями, поэтому приходите, подумаем вместе.

– Наверное, стоит напомнить еще раз, что на долю отца Евгения выпало такое бремя, как восстановление собора...

– На счастье отца Евгения выпало такое послушание. Потому что возможность потрудиться ради храма Пресвятой Богородицы я не воспринимаю ни как бремя, ни как ссылку или наказание.

– Может быть и позитивное понимание слова «бремя». Речь о восстановлении собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в микрорайоне ВИЗ города Екатеринбурга, которому уже более 250 лет...

– 250 лет тому назад на этом месте началась молитва, а собору через два года исполнится 185 лет. Сначала была заложена деревянная церковь, где образовался приход, а собору, стены которого сохранились, 180 лет с небольшим.

– Спасибо за уточнение. В любом случае просим у наших телезрителей молитв о благополучном завершении.

– И просим не только молитв, но и финансовой помощи: оказывается, памятники архитектуры восстанавливаются очень непросто. Три года, как я здесь настоятельствую, за это время мы провели какие-то работы по демонтажу, но остановились на документальном согласовании всевозможных документов. После проведения экспертизы работы, которую выполнила для нас проектная организация, нам сделали порядка 160 замечаний, которые  нужно устранить. Эта бумажная работа очень долгая, непредсказуемая, и в этом некая школа смирения: ты бы уже хотел начать реконструкцию, но Господь говорит, что надо потерпеть, посмиряться. Храм в честь Божией Матери: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Поэтому терпим.

Но вдруг в числе наших телезрителей есть, например, замминистра Министерства по госимуществу или какие-то добрые люди, которые могут как-то повлиять на этот процесс. Или просто есть святые угодники Божии, которые помолятся: «Господи, помоги поскорее пройти всю бумажную работу в соборе Успения Божией Матери!» И Господь вдруг умягчит сердца чиновников, взбодрит сердца и головы тех, кто должен выполнить работу вовремя и в срок, может быть, подзатыльник даст кому-нибудь и организует. Пока же все уперлось в согласование, документы, в получение разрешения на реконструкцию собора.

– Божьей помощи, будем надеяться, что все получится.

– Обязательно получится, потому что верю в молитвы и сердечное участие наших дорогих телезрителей.

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать