Беседы с батюшкой. День Победы. Духовный смысл и значение праздника

9 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы г. Екатеринбурга протоиерей Андрей Канев.

– Уважаемые зрители! Христос поскресе! В прямом эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», и в студии Дмитрий Бродовиков. Сегодня в гостях у нас протоиерей Андрей Канев, настоятель прихода в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах в Екатеринбурге, помощник начальника отделения по работе с верующими военнослужащими Центрального военного округа. Я рад приветствовать батюшку! Отец Андрей, Христос воскресе!

Воистину воскресе! Здравствуйте!

– Спасибо, что сегодня пришли в нашу студию. Есть как минимум три такие памятные и значимые даты – это, конечно же, День Великой Победы, который отмечается сегодня по всей нашей стране; это и целая череда мероприятий и памятных дней; это и продолжающееся празднование Пасхи. Постоянные зрители знают Вас по программам «Уроки православия» и «Неизведанное православие», которые выходили в нашем эфире. И еще. Вчера произошло памятное событие лично в Вашей жизни. После Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл наградил Вас, в числе прочих священнослужителей, медалью святой великомученицы Екатерины I степени за духовное окормление военнослужащих. Поздравляем Вас с этой наградой.

Спасибо большое!

– Я напомню нашим зрителям телефон студии прямого эфира – 379-65-708, код Екатеринбурга  –343, а также напоминаю о возможности написать ваш вопрос в социальной сети «ВКонтакте» под анонсом сегодняшней программы в официальной группе телеканала «Союз».

Отец Андрей, в первую очередь предлагаю поговорить о духовном смысле празднуемого сегодня Дня Победы.

Действительно, сегодня очень большой, великий праздник. Этот день еще требует осмысления – и нами, христианами, и всеми людьми, потому что сейчас поднимаются новые документы о войне, с каждым годом мы узнаем больше подробностей о том, что и как происходило в те годы. И нам, христианам, конечно, тоже очень важно понимать, что День Победы – это и наш праздник, и важно духовно осознавать, что тогда произошло и как мы должны праздновать этот день.

Вы правильно сказали, что существует определенная череда мероприятий этого дня. По традиции, у нас в епархии этот день начинается с литургии для участников парада Победы в Екатеринбурге. И это очень правильно, когда празднование начинается с молитвы, потому что те жертвы, которые народ принес для победы, мы можем оплатить светлой памятью, пониманием их подвига, определенными историческими уроками, которые нужно вынести, чтобы такие события никогда не повторялись. И конечно, как христиане, мы должны молиться об этих миллионах жертв, об этих людях – и военнослужащих, и гражданских, о тех, кто погиб в этой войне. Поэтому с молитвенного поминовения мы должны начинать сегодняшний день.

– Да, заупокойные богослужения прошли во многих храмах Православной Церкви. А еще празднование Дня Великой Победы началось с празднования памяти великомученика Георгия Победоносца, которое накануне совершалось Церковью.

В семье каждого человека, пожалуй, есть личная история о войне, так как война коснулась конкретной семьи. Каждая такая история – это как минимум сценарий художественного фильма. А как Вашей семьи коснулась война?

Напрямую, как, наверное, всех советских семей или большинство семей. По линии моей мамы дед ушел на срочную службу в армию в 1939 году, участвовал в Русско-финской войне, потом воевал в Великой Отечественной войне – солдатом прошел всю эту мясорубку, можно сказать, от первого дня войны до последнего. И закончил воевать на Русско-японской войне. Я помню его, когда он был жив. Понятно, что мне, как ребенку, он не рассказывал обо всех этих ужасах, но, по рассказам моих матери и отца, с которыми дед делился воспоминаниями, это были совершенно страшные вещи.

У меня дед несколько раз в плену был, бежал оттуда. Он рассказывал, как военнослужащие себя чувствовали в первые страшные годы войны, когда не хватало оружия, когда нужно было вшей кормить в окопах. Это было страшное время! И одна из таких запомнившихся мне фраз – «Надо было дождаться, когда погибнет товарищ, чтобы достать себе винтовку». Это ужасно! И действительно, целый сериал можно снять – такая окопная правда войны, так скажем. А бабушка со стороны мамы – она трудилась в тылу, тоже, что могла, делала для победы, как многие и многие миллионы наших граждан.

Со стороны отца у меня предки были оленеводами и во время войны вносили вклад своим трудом. Они были частники и пожертвовали для победы, для военнослужащих большое количество оленей, которых очень трудно выращивать. После перестройки, когда мой отец нашел документы, из которых было ясно, сколько пожертвовано оленей безвозмездно, то юрист, смотревший эти документы, сказал, что «если бы их продать, то вы бы были миллионерами какими-то». То есть вот эта жертва ради победы приносилась, конечно, всеми – кто мог, чем мог в ней участвовал. Со стороны супруги у меня тоже есть родственники и военнослужащие, которые погибли, есть те, кто трудился в тылу. Я думаю, что все так могут сказать.

– Почему нам важно хранить память о людях войны – и о тех, кто погиб на фронте, и о тех, кто прошел эту войну и вернулся живым, и о тех, кто трудился в тылу? Почему важно вообще важно помнить о том, какой ценой далась победа?

Ну как зачем и почему помнить? Я понимаю, что у нас с Вами больше официальный разговор. Давайте перейдем на душевный разговор. Я думаю, все понимают, зачем надо помнить! Видите, мы живем в такое время, когда можно манипулировать сознанием человека, подавая не ту информацию, подавая не ту историю, не так преподнося трактовку тех или иных исторических событий. И что мы видим? Мы можем просто целое поколение потерять из-за того, что мы не говорим правды о войне, не говорим о ее жертвах, о том, какой ценой куплена наша свобода. А это может привести к тому, что происходит в известных странах, недавно бывших нам близкими и родственными.

Поэтому говорить об этом нужно! Другое дело, почему мы не говорим? Проблема в этом! Мы говорим: «А зачем это нужно?» Правильный вопрос, но его надо было задавать и двадцать лет назад, и тридцать лет назад, и сорок лет назад. Я вижу по прихожанам нашим, что проблема передачи исторической памяти стоит остро. У нас нет этой передачи – почему-то старшие поколения не передают младшим этот опыт, эти знания, не рассказывают о пережитых трудностях. Почему-то нет такого общения между дедушками и внуками, родителями и детьми. Вот тут какая-то существует проблема.

Лет шесть назад я как-то перед Днем Победы спросил у алтарников (у нас есть Школа алтарников – мальчишечки помогают в алтаре): «Что произошло в 1945 году?» И когда дети, которые хорошо учатся в школе, замечательные, умненькие, читающие современные дети, смутились, запутались и не смогли ответить мне на этот вопрос прямо, я понял, что нужно что-то делать. И мы создали при храме поисковый отряд и уже шесть лет ездим в Смоленскую область и пытаемся искать бойцов, которые все еще на той войне находятся, – та война еще не закончилась. Это особенно чувствуется, когда ты там оказываешься – на местах боев. Во-первых, там хорошо видны окопы, там находятся бойцы еще не захороненные – в большом количестве, там оружие можно обнаружить, взрывчатые вещества и так далее.

То есть война еще существует – это и следы сгоревших деревень Смоленщины, это и огромная территория, которая еще почему-то не заселена. А она не заселена потому, что там мы потеряли очень большое количество населения, и оно еще не восстановилось. И это все видно! То есть на самом деле Великая Отечественная война еще не закончилась, поэтому об этом, конечно, надо говорить. И то, что мы можем на приходском уровне делать, мы делаем. Большое спасибо смолянам, которые нас принимают. У нас отряд «небольшой» (я так шучу), – человек сорок. Мы выезжаем, и нас хорошо принимают именно таким составом, хотя по правилам должно быть меньше. И получается, что мы можем детям многое показать и рассказать прямо на месте, и это дорогого стоит. Когда наши современные дети, участвуя в похоронах этих святых останков воинов, плачут или просто по их глазам видно, что они неравнодушны к тому, что происходит, то это дорогого стоит! Это дороже всяких современных фильмов про войну, где все замечательно и все быстро побеждают. На самом деле все же не так! А когда дети сами раскладывают эти косточки по гробам, когда они их несут, когда они молятся о павших воинах – это дорогого стоит!

– Это настоящее со-переживание!

Да-да!

– Вопрос телезрительницы из Баранула: «У меня два вопроса. Первый: можно ли узнать – по воле Бога совершен тот или иной поступок или по попущению Божиему? Могут ли наступить последствия, если поступок был совершен не по воле Бога? Второй вопрос: каков, по Вашему мнению, минимум тех практических дел, которые должен выполнять христианин, чтобы встать на путь спасения и найти узкие врата в Царство Небесное, если у него нет духовника? Спасибо большое!»

Спасибо за вопрос! Правда, он не по нашей теме – не о Дне Победы и памяти о войне, но он про личную победу, так скажем! Вот я могу посоветовать замечательную книгу святителя Иоанна Тобольского – она называется «Илиотропион» или «Как согласовать волю Божию с волей человеческой». Наверное, это будет самая лучшая рекомендация, самый лучший совет. Что касается воли Божией – прямой воли Божией и попущения Божия (то есть все равно воли Божией), то здесь надо разбираться. И я посоветую вам прочесть эту книгу и пожелаю разобраться в этом вопросе подробнее. Что касается второго вопроса «про минимум», то ответ на него известен. Надо, чтобы христиан знал, во-первых, основы веры, знал основы христианского вероучения, подготовился к Таинствам, был крещен, изучил Евангелие, руководствовался творениями святых отцов и был в Церкви – вот самый минимум для того, чтобы христианин правильно знал основы борьбы духовной и шел! Духовником такому человеку в этом случае Сам Господь будет – через Святое Евангелие, через творения святых отцов, через тех священников, с которыми встретится этот человек.

– Продолжаем тему Великой Победы. Вы рассказали про поисковый отряд «Орленок». Так, по-моему, он называется?

Да, мы назвали его «Орленок»!

– Очень часто можно слышать о военно-патриотическом воспитании, о духовно-нравственном просвещении подрастающего поколения. И когда эти фразы звучат, но не подкрепляются каким-то конкретным делом, то они воспринимаются абстрактно. Ты не понимаешь, что значит «военно-патриотическое воспитание» и как его можно применить в жизни. А когда приводятся примеры таких проектов, то вырисовывается картина – как все можно реализовать. И я так понимаю, что все участники этого поискового отряда участвуют в богослужениях, поминают на службах тех воинов, останки которых получается найти. А какие еще существуют направления в этой работе и какие из них используются на вашем приходе? Или они пока есть в планах по воспитанию подрастающего поколения?

Да, это такая территория, которую мы должны захватить обязательно! Я имею в виду воспитание. Если мы этим не будем заниматься, то кто-то другой захватит души детей, потому что вся эта, как я в шутку называю, «приходская суета» нужна как раз для того, чтобы посеять что-то важное, что-то ценное, нужное.

Что касается именно нашего поискового отряда, то мы его назвали «Орленком» не в честь известной советской песни, а в память о той горке, на которой находится наш храм. Она как раз имела такое название – «Орленок», поэтому мы и назвали отряд в честь той земли, на которой построен наш храм. И когда мы познакомились со смолянами и поехали на «Вахту памяти» в Смоленскую область, нам сразу предложили заняться тем, что мы умеем делать, – проводить духовные беседы, проводить богослужения.

Например, на «Вахте памяти» существует такая замечательная традиция: найденные останки бойцов приносятся и очень благоговейно укладываются в такое место, которое называется «времянка». Они укрываются лапником, и на этой времянке устанавливаются памятник со звездой, христианский крест и подсвечник для свечей. И каждый вечер те поисковики, которые желают, приходят на это место, и там совершается заупокойное богослужение, ставятся свечи… Все очень трогательно на самом деле! Вот вы говорили о сопереживании… И здесь такое сопереживание и проживание действительно происходит! Здесь лежат останки людей, которые накануне были обнаружены и подняты.

Уже два года наш отряд на «Вахте памяти» проводит и полевые литургии. Это тоже очень интересное дело. Во-первых, наши дети (под руководством взрослых, конечно), организуют храм, украшают это место. Мы совершаем богослужения, и дети в этом участвуют тоже, потому что кто-то из них алтарник, кто-то певчий, кто-то храм цветами украшает. Что интересно, у нас в прошлом году участвовало одиннадцать поисковых отрядов, и их представители присутствовали на литургии – пятьдесят с лишним человек причащались, исповедались накануне. Эти люди приходили на беседы со священником – очень интересно и очень трогательно. И все это, например, отличается от богослужения в храме! Там вроде бы все привычно, а здесь все иначе. Ты стоишь (мы же не весь храм делаем, а только алтарь), а вся местность вокруг – все эти поля, леса – и есть храм, большой русский православный храм! В нем стоят живые поисковики, где-то рядом, в земле, лежат еще не поднятые бойцы, и вот это единение там очень хорошо чувствуется. И знаете, приходит ясное понимание того, что это нужно делать! Нужно эту духовную работу проводить, и не только с нашими, а со всеми детьми, которые так или иначе попадают в зону нашего влияния.

В позапрошлом году у нас был такой случай. Наш полевой храм по любви к иконе Владимирской Божией Матери, по любви к нашему приходскому храму мы тоже называем в честь Владимирской иконы Божией Матери. И вот после первой литургии, которая была совершена в этом полевом храме, поисковики пошли на поиск, и один из отрядов нашел бойца с иконой. Это, кстати, нередкое явление, когда бойцы рабоче-крестьянской Красной Армии шли в бой с иконами, с крестами. И вот был обнаружен такой боец с иконой. И поисковики на закрытии «Вахты памяти» решили торжественно нам эту икону подарить. Причем она была завернута в тряпицу, с любовью все это боец сделал! И когда мы ее открыли, то увидели Владимирскую икону Божией Матери! Это было серьезное потрясение!

 – Чудо!

Да! Реальное чудо! Очень сильно ощущалось это Божие присутствие! И мы решили, что, сколько будет у нас сил и возможностей, мы будем ездить на поиски и возить с собой детей.

– Это один из способов сохранения памяти о событиях войны для подрастающего поколения. Но тем не менее мы уже достаточно продолжительное время живем без войны, когда нет массовых отправок на фронт военнослужащих, призывников. И если говорить о взрослом населении России, то как ему эту память сохранить? Сегодня есть, конечно, такие хорошие начинания, как, допустим, акция «Бессмертный полк», которая проходит во многих городах России, если не сказать – во всех городах России. Это, наверное, один из способов. А как еще можно эту память сохранять? У нас есть возможность через Интернет поискать своих родственников: так или иначе все знают своих дедов и прадедов по фамилии, имени, отчеству, и можно узнать, где он закончил свой земной путь…

Это тоже огромное дело! Много, много чего делается! Выходит литература на самом деле – и аналитическая, и историческая; выходят целые циклы воспоминаний ветеранов о Великой Отечественной войне. Надо интересоваться и читать. Музеи сейчас замечательные открываются. Ну и, конечно, нужна наша непосредственная работа. Мы же должны помнить не только о Великой Отечественной войне, но и вообще об истории России – она же огромная, тысячелетняя!

Поэтому да – нужно заниматься этим, но заниматься не разговорами, а делом. И на приходах очень просто это делать на самом деле! Нужно только захотеть и немножко создать условия. Допустим, мы выбрали какую форму? Мы создали казачий хутор «Благовещенский» на приходе, пригласили взрослых, чтобы они помогали нам. Сделали объявление, и какое-то количество детей захотели стать кадетами! И мы занимаемся военно-патриотическим и нравственным воспитанием как раз в этом ключе с теми, кто захотел.

В прошлом году у нас появился прихожанин, который возглавляет десантный военно-патриотический клуб. Я подумал: «Почему бы и нет?» И у нас кто хочет – становится казачьим кадетом, кто хочет – становится десантником-курсантом. Если у нас появятся танкисты, артиллеристы, подводники и космонавты, то появятся и такие воспитанники. Все равно это в одном ключе воспитание идет – это и знакомство с историей, и формирование ответственности.

Ведь что такое патриотизм? Наша цель – не сделать ребенка способным очень быстро разбирать автомат Калашникова, а сделать так, чтобы он был ответственным за свою землю. Вот что важно! А если ребенок не будет знать, откуда у него эта земля, для чего он здесь, то толку не будет. Это же не самоцель, чтобы наши православные приходы воспитывали боевиков. Нам же надо понять, что часть нашего предназначения христианского – быть ответственным за свою землю для того, чтобы веру можно было передавать дальше. Поэтому все идет в таком важном комплексе, когда мы обязательно говорим и о вере, и о нравственности. Еще раз повторю: нам не бандиты нужны, которые ловко оружием бы пользовались, нам нужны действительно защитники. Поэтому сейчас мы думаем о том, что можно еще сделать, какое направление еще выбрать, чтобы воспитать человека, ответственного за свою землю и способного защитить своих близких и свою Родину. Это очень интересно на самом деле! И очень непросто!

– Здесь уже другие цели и задачи!

Ну конечно! Да! А в итоге самая главная наша цель – привести ребенка к литургии. Ведь если он не будет христианином, то какие у него будут ценности? Неизвестно! Поэтому все делается в комплексе! На приходах это очень просто делать!

– Потому что есть живые люди, которые находятся рядом с ребенком?

Да! Но, во-первых, есть литургия, есть служба, есть храм, как центр обучения вере, как центр просвещения. Поэтому вокруг храма легко объединять такие вещи. Но мы еще знаем, что надо обращать внимание на тех людей, которые просто занимаются по своему желанию, по влечению своего сердца с детьми. Надо знакомиться с ними, вносить духовную составляющую в их работу.

Вот сколько существует военно-патриотических клубов, которые на самом деле наши союзники? Их много, и мне кажется, что было бы очень хорошо, если бы эта работа по взаимодействию с Юнармией, например (то, что сейчас выстраивается), наладилась. Я думаю, что будет довольно интересно! И надеюсь, полезно!

– Чуть ранее наша зрительница спрашивала о том, что нужно сделать, чтобы прийти ко спасению. Вы составили некий план, некую схему и сказали при этом такую интересную фразу, что необходима победа, в том числе, и над собой. Такая личная победа! В войне победа бывает над внешним противником, внешним врагом. И очень важной составляющей этой победы является умение человека побороться с собой – со своими трусостью, эгоизмом, лицемерием. И вот эта тема борьбы со своим злом – она, наверное, еще более глубокая, чем победа над чем-то внешним. Как научиться побеждать в такой личной борьбе?

Надо христианином становиться! Без Христа победа просто невозможна – и личная, и с врагом внешним. Конечно, Вы правы, что надо давать правильную оценку такому явлению, как, допустим, храбрость и героизм даже на обычной войне. Ведь большинство людей вовсе не герои! Они хотят жить, они не хотят сейчас умирать. И победа над страхом смерти есть великий подвиг на самом деле! Пусть даже этот человек не совершил военного подвига, пусть он не попадет в историю Великой Отечественной войны как великий подвижник, как человек, совершивший героический поступок, но его подвиг заключается в том, что он преодолел страх смерти!

А что касается нас, живущих в такое мирное время, нам, наоборот, надо о смерти помнить. И когда человек будет о смерти помнить, он будет понимать, что он не вечен, что впереди – Вечность, что ему придется ответить за свои поступки, что есть Бог, который является Судией его слов, дел… Отсюда и должно начаться переосмысление своей жизни, своих поступков. Но необходимо мужество, чтобы порвать с грехом. Это непросто – это долгая борьба. Эта борьба продолжается гораздо дольше, чем война, которая длится несколько лет и заканчивается взятием вражеской столицы. Нашей столицей является сердце. И чтобы ты сам владел своим сердцем, нужно очень много работать над собой, очень много! И еще раз скажу, что без Христа это просто невозможно! Поэтому мне хочется пожелать, чтобы у нас эта победа состоялась когда-то над своим сердцем. Это очень непросто!

Надо изучать святоотеческую литературу, вот в чем дело. Понимаете, на такие вопросы нельзя ответить даже в рамках часовой передачи. Это не совет: «Выпей аспирин, и у тебя голова пройдет». Это не так. Просто не хочется даже выводить наш разговор на такой уровень… Мне хочется, чтобы наши телезрители заразились чтением – чтением нашей хорошей святоотеческой литературы. Не чтением беллетристики, которой очень много сейчас в магазинах и церковных лавках, а чтением духовной литературы. Нельзя учиться на хирурга и читать, допустим, комиксы про врачей. По ним не научишься!

– Или смотреть сериал.

Да, «Интерны» или что там идет?

– «Доктор Хауз».

Да-да! Вот по нему ты не научишься. Да, это весело, это беззаботно, это забавно, но ничему научиться нельзя. Вот так же и здесь – духовную жизнь надо изучать по творениям тех людей, которые прошли ее. У нас замечательные русские святые есть и есть учители Вселенские ранней Церкви – бери, читай, учись. Вот надо заразиться этим делом, и тогда многое станет понятным.

– С чего начинать это духовное чтение? Ведь если дать труды святителя Игнатия (Брянчанинова) человеку, который только пришел в храм и, может быть, прочитал Евангелие, прочитал «Закон Божий» и более или менее понимает, о чем идет речь, что такое литургия и что такое Таинства¸ то для него чтение святителя Игнатия может быть опасно. Он может не разобраться – о чем в них идет речь.

Нет, я с вами не соглашусь! Святителя Игнатия не опасно читать! Это какое-то неправильное отношение.

– Я, может быть, неправильно выразился!

Опасно ли его читать? Я думаю, наоборот! Святитель Игнатий – это уникальнейший духовный писатель! Этот человек (кстати, его память скоро будет, в воскресенье 13 мая), обладал очень четким умом, а это очень важно в духовной жизни. А то бывает, приходит человек и говорит: «Ах! У меня духовное впечатление! Ах! У меня духовные восторги!» Духовная жизнь, как и жизнь материальная, подчинена определенным правилам и законам. А еще определенным понятиям, чтобы, следуя им, человек мог выверять свое внутреннее состояние – свои поступки, чувства, мысли. И святитель Игнатий чем интересен? Тем, что он не «разливает воду» – такую красивую водичку, в которой много слов, а смысла на спичечную головку. Он четко расставляет правильные понятия. И если человек начнет читать святителя Игнатия, но не поймет, то это один вопрос.

– Да, речь именно об этом что, может быть, слишком рано еще читать его…

Нет! Слишком рано не бывает! Человек, допустим, попробовал, но не понял… Вот есть такой педагогический прием – например, человек хочет понять какого-нибудь философа (возьмем светское образование). Вот он Платона не понял. Это не значит, что Платон плохой и надо его выбросить в печку! Это значит, что Платона надо изучать! Вот студент, допустим, поступил на учебу в шестнадцать лет. Его же не спрашивают – понял он или не понял. Он должен сначала изучить! Правильно? И так же творения святителя Игнатия! Они разные, и что-то для себя человек все равно поймет. Но если он даже не понимает – это не значит, что все плохо. Это значит, что он должен взять литературу, которая подготовит его к чтению святителя Игнатия. Например, взять его житие.

Вот недавно вышла книга – современное переиздание жизнеописания святителя Игнатия. Замечательная совершенно вещь! Или взять письма святых отцов – они знакомят нас с их душевным настроением. Можно читать любого святого, у кого письма остались, например святителя Феофана Затворника. Интересно с этого начать и потом потихонечку начать изучать уже творения, и через какое-то время, я уверен, такой человек будет получать громаднейшую пользу от чтения – ну, того же святителя Игнатия, которого почему-то боятся. Я думаю, что это очень симптоматично.

Вот знаете, есть Правила дорожного движения. Что будет, если мы начнем говорить: «Не читайте Правила дорожного движения»?

– И ездите как хотите!

Да! Это очень опасно! И про труды святителя говорят, что они очень опасны и можно повредиться! Можно повредиться, когда ты ездишь вслепую. А когда ты изучил правила и пытаешься по ним ездить, то когда-нибудь ты доедешь туда, куда нужно! Понимаете?

С духовной литературой дело обстоит так: если мы живем в миру и беремся читать отцов-отшельников, то это точно не про нас. Они пишут о таких высоких вещах, о которых ты прочитаешь, но которых ты просто не поймешь! А те писатели духовные, которые писали для монахов и людей, живущих в миру, особенно те, которые очень близки к нам по времени жизни, – такие для нас вполне приемлемы. Это святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Филарет Московский и многие другие писатели, прославленные и непрославленные.

Вот смотрите, если человек прочитал какую-нибудь книгу и не понял ее, то это замечательный повод прийти к священнику и сказать: «Батюшка, я прочитал, но не понял!» Мы хоть начнем общаться, а не просто – повидались, улыбнулись друг другу, и все. Так начнется какая-то духовная работа. Поэтому я предлагаю не бояться, а заразиться чтением. Представляете, мы живем в такое уникальное время, когда столько литературы! А у нас нет возможности читать, потому что мы все в суете и у нас ум перестроен на мультики короткометражные. И это плохо! Такой наш ум можно хоть куда вывернуть.

– Это определенная проблема клипового мышления, когда мы привыкли читать новости, пролистывая свайпом по экрану. Мы читаем что-либо, находясь в общественном транспорте или по пути от дома до работы…

Это мусор!

– Да! И несмотря на то, что у нас есть колоссальный доступ к информации, к книгам, живым или электронным, и у нас нет книжного голода, существует такая проблема: мы, имея огромное количество литературы, вместо того чтобы ее читать, опускаем руки и упускаем эту литературу из виду…

Или занимаемся просто мечтанием: «Ах! Вот где-то есть духовная жизнь!» А духовная жизнь – она на полке!

– И как поменять ситуацию?

Надо пересмотреть время. Если мы хотим победить, надо сначала победить себя, проверить – куда ты тратишь это время? И окажется, что ты в сети «ВКонтакте» просидел час, там сидел просидел, туда зашел… Надо освободить себе время для чтения, надо попробовать перестроиться. Еще раз скажу, это очень полезное, нужное и в некотором смысле «вкусное» чтение! Если мы к нему не приучимся, то… Человек обучаемое существо. Можно человека приучить к плохой литературе, а можно и к хорошей литературе (это если обучать ребенка).

Можно предположить, что для кого-то пик всего художественного творчества – это какая-нибудь желтая газета. А кого-то привлекают замечательные образцы литературы. И в зависимости от того, что будет человек читать, будет развиваться и его ум. Так же и здесь. Если человек начнет изучать Евангелие, а не просто его пролистывать, то он возьмет толкования святых отцов. Их очень много! И надо взять то, что тебе по душе, по уму, то, что ты понимаешь. Берешь и изучаешь! Это же так замечательно – выделить какое-то время на чтение. Необязательно прочитывать все Евангелие за день…

– Или целую главу за день!

Да! Тоже необязательно! Возьми какое-то логическое повествование. Например, глава может состоять из нескольких притч. А ты возьми одну притчу! Прочитай этот отрывок в русском переводе, открой толкование, прочитай его. Вот это уже будут правильные действия ума! Человек начнет перестраиваться, ум начнет работать по-другому. И если так постепенно человек Евангелие изучит, то, когда он возьмет творения любого святого отца, окажется, что ему знакомо то, о чем там написано. И для него это не будет чем-то таким, как будто марсиане прилетели и что-то ему неизвестное рассказали. Надо заниматься собой – только так! Как на обычной войне надо заниматься собой, надо потратить много сил и времени, чтобы победить, надо чем-то пожертвовать для победы, вот также и здесь. По-другому просто не бывает.

Допустим, человек живет расслабленно, плывет по течению какому-то своему, и вдруг – раз, и умер! И что? «Здравствуй, Господи! Возьми меня в рай»? Так не бывает. Надо трудиться! В Евангелии Господь сказал, что Царство Божие «нудится», то есть его трудом приобретают. У нас ведь узкий путь! Так-то он не широкий и не веселый, и один из этапов этого пути такой. Берем, например, и пересматриваем свой досуг, разбираемся: где ты понапрасну тратишь время? И надо постараться хоть чуть-чуть, хоть немножечко читать, учиться молиться. Без этого никак!

– Вопрос телезрительницы из Барнаула: «У меня вопрос по поводу Великой Отечественной войны. Скажите, пожалуйста, как ее все-таки нужно понимать? Это попущение Господа? Или грех людей достиг какого-то предела, что все это случилось? Ведь пострадало очень много людей невинных! Как надо понимать это?»

Я понял вас! Спасибо большое за вопрос. Любая война, как писал преподобный Ефрем Сирин, является таким «бичом Божиим». У Господа много разных средств, чтобы нас вразумлять, в том числе есть и такое. Но важно понимать другое. Мы сейчас не должны говорить о том, кто виноват, почему такое произошло. Наверное, это следствие…

Сама по себе Вторая мировая война – это же, по большому счету, продолжение Первой мировой войны. А Первая мировая война почему была попущена? Наверное, потому, что охлаждение в нашем народе было – в вере в первую очередь. Почему была попущена революция? Мы в этом году вспоминаем начало Гражданской войны, ее столетие. Почему? Она же с ровного места началась! Но до этого происходили внутренние процессы, происходило разложение народа. И мы по творениям того же святителя Игнатия, по его письмам видим, как он с большой болью пишет о том, что вера в народе охладевает. И когда дух веры исчезает, когда остается одна только форма, то достаточно легкого влияния извне, и эта форма легко рассыпается. Поэтому и революции начала XX века, и Гражданская война, и Первая мировая война с ее неудовлетворительными результатами, которые затем и привели ко Второй мировой войне, – все это следствие того, что человечество все дальше и дальше отходит от Бога. Поэтому Бог и попускает такие события для того, чтобы нас вразумить. Ну, я так думаю.

– Своим прихожанам и духовным чадам Вы наверняка рекомендуете какую-то духовную литературу. Можете и для нас огласить этот список?

Не могу! Тут надо подбирать для каждого отдельно. Это же не так просто: «Все читайте одно и то же!» Тут надо действительно подбирать книги, учитывая особенности каждого человека – уровень его образования, уровень его воцерковленности или возраст, например, или условия его жизни. Тут многое надо учитывать. Но важна решимость человека! Если он действительно хочет Христа узнать, к Христу прийти, тогда он многое сможет и успеть, и узнать, и просчитать, и понять. А если человек окажется равнодушным и поплывет по течению, тогда ему хоть что дай – он ничего читать не будет. Поэтому такой совет может быть очень индивидуален.

– Да, всех наших зрителей мы, к сожалению, не знаем.

Вопрос телезрительницы из Сольвычегодска: «Христос воскресе! Отец Андрей, я живу с мамой. Она у меня старенькая уже – тридцатого года рождения, труженица тыла. В нашем городке (он у нас маленький) живут родственники, но они не навещают маму и не поздравляют ее с Днем Победы. Но они ходят на митинги, участвуют в праздничных акциях. А мама от общения просто расцветает. Стоит ли мне приглашать их, настаивать на том, чтобы они с ней общались, поздравляли ее и так далее? Или отпустить эту ситуацию и просто молиться за них? Спасибо!»

Да, спасибо за вопрос. Вы действительно подняли очень важную тему. Мы можем участвовать в каких-то торжественных акциях, возлагать венки к Могиле Неизвестного Солдата, а наш родственник, которому требуется внимание, оказывается без внимания. Это же трагедия! Поэтому мне кажется, что если Вы пригласите – с искренним сердцем, без всяких обид – к маме этих родственников, то сделаете хорошее, важное для мамы дело, раз ей это нужно. И для этих людей тоже это может быть каким-то внутренним переворотом. А то знаете, часто бывает так: мы готовы кормить бомжей, но не оказывать милосердия своим семейным, например. И чтобы такого перевертыша не было, важно, конечно, пригласить. Мне так кажется.

– Продолжается период празднования Пасхи. Совсем скоро будет отдание этого Праздника, и мы будем праздновать Вознесение Господне. В эти дни хотелось бы услышать от вас какое-то пожелание или наставление. Чтобы радость пасхального настроения, этого возгласа: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» мы сохраняли и несли всю оставшуюся жизнь. Говорят, что Светлая седмица задает настрой на целый год…

Мне хочется пожелать нам с Вами, Дмитрий, и нашим дорогим и уважаемым телезрителям, чтобы мы с вами помнили, что смысл нашей жизни, центр нашей жизни – это Христос! Почему христиане и приветствуют друг друга все пасхальные дни словами: «Христос воскресе» и отвечают: «Воистину воскресе»? Потому что мы при этом снова и снова напоминаем себе, воскрешаем в своем уме память о том, что все происходящее с нами происходит потому, что Христос этого захотел и дал нам возможность спастись. И если христиане будут помнить о том, что Христос должен стоять во главе всей в нашей жизни – и в отношениях с ближними, и в отношениях на работе, и в отношении к духовной жизни, к Церкви, к участию в Таинствах, тогда, конечно, получится, что победа Христа над злом будет отражаться и на нашей жизни. Поэтому желаю нам, чтобы Христос всегда был с нами! Вернее, чтобы мы были со Христом!

– Спасибо Вам за это пожелание! Уважаемые зрители, я напомню, что сегодня у нас в гостях был протоиерей Андрей Канев, настоятель прихода в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах в Екатеринбурге. Отец Андрей, сердечно благодарю Вас за сегодняшнюю беседу. Спасибо, что нашли время в этот праздничный день прийти в нашу студию и поговорить о Дне Великой Победы и о личной победе над злом, а также о том, как подрастающему поколению прививать нравственные ценности, как заниматься духовным просвещением и военно-патриотическим воспитанием.

Вам большое спасибо за приглашение!

– Уважаемые зрители, благодарю вас за внимание, еще раз поздравляю вас с Днем Победы! Христос воскресе!

 Записала Ольга Баталова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Августовской иконы Божией Матери Выборгской епархии Ленинградской области священник Василий Тищенко. Тема беседы: «Какие молитвы угодны Богу».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать