Беседы с батюшкой. Святой князь Александр Невский

8 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы о святом князе Александре Невском отвечает насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумен Филарет (Пряшников).

– Напомню зрителям, что 12 сентября отмечается день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя города Санкт-Петербурга и защитника Северо-Запада России. В этот день совершается торжественный крестный ход по Невскому проспекту от Казанского кафедрального собора до Александро-Невской лавры. В преддверии торжества мы встретились с отцом Филаретом, чтобы вспомнить житие святого благоверного князя и то наследие, которое он нам оставил. Для начала беседы давайте кратко вспомним житие святого князя.

– Конечно, наши братья и сестры читают жития святых, и им известны основные моменты жизни Александра Невского. Он жил задолго до нас, год его рождения 1220-й, а некоторые историки считают, что он родился немного позже. Родился он в великокняжеской семье, и, наверное, это определило всю его дальнейшую судьбу. По поручению своего отца Ярослава Всеволодовича он, буквально мальчиком, уже имел опыт княжения вместе с братом князем Федором в одном из княжеств. Мы знаем, что ему пришлось быть великим князем и в Новгороде, Переяславле и даже Киеве, хотя он и не смог поехать туда по состоянию своего здоровья. И, конечно, знаем, что последние годы своей жизни он прожил во Владимире, который был одним из самых любимых его городов, потому что для него он сделал действительно очень много. Но жизнь Александра Невского сопряжена со страшными событиями на Руси: это и татаро-монгольские завоевания, и та разруха, кровь, страдания, которые ему пришлось увидеть еще юношей. И, конечно, эти сложные времена Родины заставили его стать действительно воином. Потому что в 20 лет он уже руководит Невским сражением, а в 21 – сражением с крестоносцами, которые угнетали русские земли с запада. Историки говорят, что это были не единственные его сражения, но, к сожалению, складывается такое представление. Наверное, повлиял советский период и знаменитый фильм «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна, хотя в нем показана только одна страница его жизни, совсем небольшая.

Александр Невский прожил совсем немного и умер, когда ему было чуть больше сорока лет. Помимо того, что он был патриотом своей страны, воином и военачальником, не проигравшим ни одного сражения, он был настоящим сыном своей земли. В каких-то моментах, конечно, был и дипломатом: мы это видим, когда его заставляют ездить в Орду, где он проводил огромное количество времени. Даже последнее его пребывание в Орде продолжалось в течение года и потом подкосило его жизнь. Доставалось ему и от своих: не один раз бунтовал Новгород против князей, которые управляли им. Надо отдать должное Александру Невскому – в одно из таких событий он повел войска на Новгород, но не пролилось ни одной капли крови, потому что и здесь он вел себя как дипломат.

Но еще я бы хотел сказать о том, что Александр Невский, конечно же, был очень верующим человеком, и об этом говорит летопись. Сама атмосфера, в которой он родился и рос, была пропитана верой в Бога и, конечно, православием. После того как он смог добиться определенного мира с Ордой, хотя люди и выплачивали огромную дань и он понимал, в какой сложной ситуации находится его княжество и народ, он все-таки находил возможность отстраивать города. Отстроил Владимир, строил храмы и украшал их утварью и всем необходимым. Он был верующим человеком и до конца своей жизни остался таким. Ведь он закончил свой жизненный путь как инок Алексий и до славных перемен в судьбе нашего государства (я имею в виду, до Петра I), он числился в святцах именно как инок Алексий. Святой князь часто изображается на иконах в иноческой одежде, это еще раз говорит о том, как мы почитаем Александра Невского.

Конечно же, заслуги его велики, потому что он во многом определил историческую канву нашей страны, наверное, повернул ее от Запада на Восток. Пройдут столетия, и в XVII–XIX веках наша Российская империя будет постоянно прибавлять новые территории Сибири, Дальнего Востока. Но ведь путь к самостоятельности, путь к такой жизни, которая на первый план ставит любовь к своей Родине, проложил именно благоверный князь. Поэтому, когда мы говорим об Александре Невском, то прежде всего как о человеке, который, будучи верующим, заботился о своей земле, своей Родине. Вот основные моменты его жизнеописания, которых я хотел коснуться.

– Когда он стал почитаться?

– Буквально сразу же после кончины была составлена повесть жития Александра Невского, то есть в народе жила память о благородном князе. Что касается канонизации святого, еще раз хочу сказать, что мы почитаем человека не за какие-то заслуги перед государством. Почему он был канонизирован? Все очень просто: за святость его жизни. Ведь на протяжении всего своего жизненного пути он согласовывал свои поступки с Евангелием. И конечно, вот эта черта его характера – доброта, стремление всегда поступать по справедливости, по честности, по совести христианина – и закрепила в народе любовь к нему как к благородному князю. Поэтому почитание продолжалось на протяжении столетий, ведь канонизация была совершена в 40-х годах XVI столетия Первым московским Собором, который канонизировал целую плеяду русских святых. И конечно, нельзя говорить, что память о князе Александре Невском всплывала или уходила в небытие: о нем всегда помнили люди тех земель, с которыми так или иначе была связана его судьба.

– О праведной жизни святого князя, наверное, говорит и тот факт, что его брат Федор тоже причислен к лику святых.

– Кстати говоря, в нашей Александро-Невской лавре есть храм, который возрождается трудами нашего наместника владыки Назария и скоро, думаю, будет освящен и открыт как для всех верующих нашей Северной столицы, так и для паломников. Я признаюсь, что этого ждут, и владыка вместе с братией и своими помощниками делает все возможное, чтобы храм был открыт, он уже практически отреставрирован. Этот храм будет освящен в честь старшего брата Александра Невского – Федора. Он родился на год раньше Александра, но у него незавидная судьба... Летописание говорит, что он умер накануне пиршества, посвященного его свадьбе. Прошли годы, и Новгород, где был похоронен Федор Новгородский, был опустошен шведами, которые совершили надругательский акт: они разграбили храм, где почивали его мощи, разбили ковчег и, надругавшись над нетленными мощами князя, выкинули их на улицу. С этого момента началось почитание Федора как страдальца за свою веру. Даже после своей смерти благоверные князья не давали покоя врагам нашей страны. Поэтому мы почитаем благоверного князя Федора, как и его великого брата Александра, они вместе прославляются за хранение веры православной. Потому что мирян канонизируют за святость жизни, а благоверных князей, правителей – за то, что они сохраняли истинность христианской веры, не поддались искушению что-то поменять в худшую сторону.

– Рассказывая о житии, Вы сказали, что оба князя жили в среде, которая была пропитана православной верой. Может быть, их святая жизнь не результат личного подвига, а просто следование общепринятым нормам, не более того?

– Человек сам определяет всю свою жизнь, то есть он сам находит те духовные ориентиры, которым следует. Посмотрите на сегодняшний мир, ведь он разнообразен и человеку предоставляются все возможности. Это общество потребления, когда ты покупаешь телефон, который через определенное время должен сломаться, покупаешь обувь, которая буквально через три месяца придет в негодность. А почему это делается? Потому что сегодня так живет общество: больше потребляй. Но и, конечно, ты сам отдаешь этому обществу и силы, и средства, и все свои чувства, которые должен вкладывать совсем в другое.

Если мы говорим о личности как таковой, допустим, в истории, то ведь сама личность определяет, как говорили философы, бытие. То есть я сам определяю, что хорошо, что добро, у меня есть определенные нормы, отталкиваясь от которых я поступаю в этой жизни так или иначе. Часто говорят: почему в нашем бытии, в нашей жизни столько несправедливости, жестокости? А кто их создает? Вот я всегда говорю: посмотрите, ведь Господь не виноват, когда кто-то кого-то убивает, когда кто-то поступает нечестно, когда кто-то кого-то унижает. При чем здесь Господь? Человек сам находит основания для оправдания своих злых поступков. Ведь наказание за грех – это мера отступления от заповедей Божиих.

И вот благоверные князья, о которых мы сегодня говорим, Александр Невский как символ нашей Северной столицы, тоже всю свою жизнь координировали заповедями Божиими. А заповеди Божии – это нормы обычного, нормального человека: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, почитай своих родителей. Неужели это плохо? И вот поэтому мы говорим: да, они жили в такой атмосфере, но, знаете, и в XIII веке всего хватало, если почитать историю и посмотреть честно и правдиво, не приукрашивая. Но все-таки были светочи, которые несли свет Христовой истины: и благоверные князья, и мученики. Это потом мы увидим, как начнет развиваться и русское монашество: Антоний и Феодосий Киево-Печерские, которые основали удивительную, великую Лавру, произведшую на свет столько святых угодников Божиих; Илья Муромец, наш бытийный герой, но и святой, останки которого сохраняются в этой великой Лавре.

Так же и у нас, в Александро-Невской лавре. Петр I неслучайно основывал эту столицу. Только представьте, что он видел перед собой: болото, Нева, которая тогда была не в граните, леса. Сколько надо было иметь мужества, целеустремленности! Конечно, у него была своя, я бы сказал так, парадигма развития, вообще отношений в государстве и прочее. Он многое сделал, и об этом нельзя не говорить. Были, конечно, ошибки, как у любого правителя. Я думаю, что у Александра Невского тоже были какие-то ошибки, о которых он жалел, за которые переживал. Но мы говорим совсем о другом: то, что вера действительно помогает строить такие великолепные храмы, такие здания, которые до сегодняшнего дня используются нами. Ведь надо было иметь действительно богатую душу и любовь к тому месту, в котором ты живешь.

– Вы вспомнили про императора Петра, 12 сентября – день памяти Александра Невского (этих дней несколько в году), который тоже связан с именем Петра. Давайте напомним, что мы празднуем.

– Это был 1724 год, закончилась война со шведами. Петр I вообще избрал Александра Невского как некоего морального вдохновителя своих поступков, он видел в нем отражение себя. Поэтому, основывая монастырь, он сразу сказал, что это будет Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. И вот этот год был для него тоже непростым, поэтому не сразу удалось перенести мощи Александра Невского из Владимира: на полпути они были остановлены по определенным причинам. И приятно читать описание этого события, когда Петр I вместе со своими сподвижниками, своим двором лично выехал встречать эти мощи и даже руководил богато украшенной ладьей, в которую был поставлен ковчег с останками Александра Невского. Это было 13 сентября в те далекие времена.

Императрица Елизавета Петровна уже в 1743 году установила в этот день городское торжество, когда от главного собора Санкт-Петербурга по Невскому проспекту шла процессия, все духовенство было в белых одеждах, совершались молебны. Это стало поистине городским праздником. И благодаря усилиям нашего владыки митрополита и городских властей это важное, объединяющее людей мероприятие было возобновлено на 300-летие со дня основания Александро-Невской лавры, этой жемчужины Северной столицы. Был возобновлен крестный ход. По статистике, в прошлом году в нем приняло участие более восьмидесяти тысяч верующих, как жителей Санкт-Петербурга, так и гостей. Но мы не должны стремиться к количеству, а должны стремиться к качеству. Думаю, каждый верующий человек отзовется на это событие, чтобы снова и снова прославить Александра Невского этим молитвенным стоянием, молитвенным подвигом.

– Вы недавно в Петербурге, но в прошлом году шли с крестным ходом?

– К сожалению, я приехал в Петербург 26 сентября, и крестный ход уже, конечно, прошел, но я видел публикации, видел информацию в СМИ, где это событие освещалось довольно широко. Поэтому я в курсе тех событий, которые происходили тогда.

– Вы несете свое служение в Александро-Невской лавре, общаетесь с людьми, которые сюда приходят, видите почитание Александра Невского. Справедливо ли сравнивать его, например, с почитанием таких святых, как Ксения Петербургская, Матрона Московская, к которым выстраиваются огромные очереди, как и к мощам святителя Николая, что мы видели в обеих столицах? Но здесь я не вижу таких очередей к Александру Невскому.

– На самом деле Александро-Невскую лавру очень любят, в частности из-за того, что здесь находятся останки благоверного князя. И когда спрашиваешь: «Откуда вы приехали?», часто приходится слышать: «Мы приехали из такого-то района под Петербургом». Всегда приятно сознавать, что люди едут сюда, чтобы соприкоснуться именно с этой святыней. По мере наших обязанностей как братий Александро-Невской лавры, по благословению нашего владыки Назария, мы выполняем определенные послушания. Есть время, когда дежурный священник каждый день находится в Троицком соборе, для того чтобы отвечать на какие-то вопросы, общаться с людьми, у которых есть необходимость встретиться со священником.

И я вам хочу сказать, что люди часто приходят для того, чтобы еще раз помолиться, прийти со своими детей перед какими-то предстоящими событиями, допустим, когда отправляют сына в армию. Это тоже важно, потому что ратный подвиг – это всегда ответственно, даже я бы сказал, небезопасно, потому что наша жизнь так устроена, что защищать Родину – это не почивать на лаврах, а это все-таки определенный труд и подвиг. С какой любовью и теплотой паломники, которые приезжают прикоснуться к мощам Александра Невского, приобретают его образа. Поэтому я бы не сказал, что Александр Невский как-то забыт верующими людьми.

У каждого святого свое предназначение в этом мире. Когда мы идем по городу, то видим, как освещаются здания. Где-то есть яркие прожекторы, а где-то не очень, но все они необходимы и вписываются в общую композицию. Также апостол Павел ясно говорит нам, что как звезда от звезды разнится, так и слава тех, кто подвизался в этой жизни и прославился своей святой жизнью. Поэтому Александра Невского любят так же, как любят святителя Николая Чудотворца и нашу блаженную матушку Ксению, к которой очень часто ходят. Но ведь это не самоцель, мы почему-то часто говорим: «Мне надо прикоснуться». У грамотного священнослужителя даже сама постановка вопроса: «Какой иконе мне помолиться?» – вызывает иногда сомнения. Мы же должны понимать, что молимся не иконе, а тому, кто на ней изображен. То есть здесь надо определенно понимать, что святой образ всего лишь помогает в нашей молитве, в нашем сосредоточении, в нашем обращении к тому, кто там написан. Поэтому не надо спрашивать у батюшки: «Какой иконе помолиться?» Вы должны спросить, к кому обратиться с определенным запросом, просьбой или благодарностью.

– Вы упомянули, что родители приводят уже взрослых детей перед службой в армии. Хочу немного отвлечься от темы и напомнить о том, что скоро осенний призыв. Может быть, мы можем сказать какие-то ободряющие слова тем людям, которым предстоит пойти в армию в этом году.

– Всегда говорят о том, что наша страна многонациональная, многоконфессиональная. Конечно, в армии служат люди разных убеждений, есть и верующие, и неверующие. И, в принципе, это обыденность нашей жизни, она ничем не должна нас пугать или отвлекать. Что касается православных христиан, мы должны услышать ободряющие слова Самого Господа, который говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И служение воина всегда было святым подвигом: есть ли действительно большая любовь, чем отдать жизнь за свою землю, за своих родных, близких и любимых. Поэтому сегодня, в наше неспокойное время... А честно сказать, когда нам было спокойно, когда мы жили довольно? Например, в этом году мы празднуем столетие Поместного Собора, который восстановил патриаршество, а также столетие страшных событий, которые произошли потом, братоубийственной войны, которая была развязана на территории нашей России. Поэтому защищать свою Родину от внешних врагов – это всегда свято, почетно, это долг каждого молодого человека, каждого мужчины. Пускай слова «Нет большей любви, кто душу отдаст за друзей своих» ободряют тех, кто готовится пойти в армию.

Сейчас молодые люди в армии служат год, а кто-то посвящает этому всю свою жизнь. Я сам выходец с Дальнего Востока, все детство провел в военном гарнизоне, где был военный аэродром, и в принципе знаю, что такое – служить в Вооруженных силах. Сегодня все делается для комфортного служения, и я думаю, для многих это тоже будет неким таким жизненным подвигом.

– И не надо стараться от него убегать.

– Надо или не надо, здесь уже сам человек определяет меру своей ответственности перед своими близкими, но, конечно, это святой подвиг.

– Я вспоминаю проповедь Святейшего Патриарха в 2013 году, когда были торжества здесь, на площади. Этой фразой о том, что нет большего подвига, чем положить жизнь за друзей своих, он обращался не только к воинам, но и к обычным людям. Что значат эти слова для человека в повседневной жизни? Если он не воин, как он может исполнить эту заповедь Христа?

– Когда верующий принимает крещение, в собрании молитв, посвященных этому таинству, есть постоянное упоминание о том, что мы крещаем воина Христова. То есть, в принципе, для верующего человека его жизнь – это не игра, как часто поется, а все-таки борьба. Конечно, это брань не с окружающим миром, люди часто пытаются поменять те условия, в которых живут, а надо все-таки стараться менять себя, свой взгляд на окружающий мир, тогда будет легче жить и принимать те вещи, которые человек часто не может оправдать чем-то. Есть такие принципиальные люди в нашей жизни, и это хорошо, потому что жизнь разнообразна.

Что касается этих слов, применимы ли они к любому человеку? Да, конечно, применимы. Возьмите мать, которая заботится о своем ребенке. Ведь младенец – самое беззащитное существо, сколько мать должна отдать ему сил, нежности и переживаний, а сколько бессонных ночей должна провести, для того чтобы воспитать своего сына! Неужели это не умирание, ведь матери хотелось бы пожить другой жизнью? И часто такая возможность используется жестокими женщинами, которые, теряя счастье материнства, бросают своих детей на воспитание государством или другими людьми. Да, материнство – это тяжело. А врач? Неужели он не полагает свою душу, когда отдает свое сердце пациентам? А преподаватель, который не просто дает детям определенный набор знаний, а именно обучает, как жить, как быть настоящими личностями с большой буквы? Можно приводить огромное количество примеров.

Или, например, служение священника. Я сам священник уже семнадцать лет. Думаешь: а что это для тебя? Ведь, конечно, можно жить не совсем так, как хотелось бы. Господь ставит нам определенные рамки. Как в спорте планку ставят всегда немножко выше, зная способности спортсмена, так и здесь: Господь дал нам некую планку, к которой мы должны стремиться. Господь мог бы сразу избавить человека и от страстей, и от каких-то, может быть, пороков, но почему-то Он этого не делает. Потому что хочет посмотреть на борьбу человека, как он будет бороться с тем или иным недостатком. Что-то у него получается, что-то не получается, я всегда говорю, что это наша жизнь, наш духовный путь, который состоит из побед, а иногда из поражений, но никогда нельзя опускать руки, потому что Господь Сам отдал Свою душу за спасение верующих в Него. Потому что Он отдавал Свою жизнь, умирая на Кресте, за любовь. Что висело на Кресте? Висела любовь. А Бог есть любовь, поэтому так можно было бы охарактеризовать эти слова Спасителя.

– Получается, что среди заветов Александра Невского есть заветы не только для воинов, защитников, но и для нас, обычных людей, мы тоже можем ему подражать?

– Вы знаете, как сказал Александр Невский, когда выходил на Невское сражение: «Не в силе Бог, а в правде». И действительно, в нашей жизни получается так, что мы почему-то часто становимся пассивными наблюдателями того, что происходит вокруг нас. Почему? Боимся стать «белой вороной», боимся, что нас не так поймут. Часто люди стесняются своей веры. Даже иногда доходит до комичного. Люди приходят креститься, проходят определенную подготовку и говорят: «Вы меня окрестите, чтобы никого не было». Я всегда смеюсь и говорю: «Может, еще свет выключим для полной уверенности, чтобы никто ничего не боялся?» То есть не надо быть безразличными. Вот так же: «Не в силе Бог, а в правде». Поэтому мы должны быть светильниками, как сказал наш Спаситель Господь Иисус Христос, где бы ни находились, чтобы люди видели нашу веру и, конечно, наши дела. Потому что на словах можно много о чем говорить, но как мы поступаем? Поэтому, конечно, благоверный князь Александр Невский своим жизненным примером также призывает всех нас не быть безразличными к тому, что происходит вокруг.

В прошлое воскресенье читалась притча о злых виноградарях, и есть очень интересное толкование ее святыми отцами. Ведь этими злыми виноградарями может стать каждый безразлично верующий христианин, когда он считает, что пусть все делают священники, монахи, епископы, это их дело, а мы как-то в стороне. Слава Богу, что таких людей не очень много, потому что все-таки есть активная молодежь, активные люди зрелого возраста, я уже не говорю о наших пожилых, которые многое вынесли на своих плечах и много чего пережили. К сожалению, уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны, на плечи которых выпала разруха и огромное количество бедствий, но даже они находили возможность приходить в храм в советское время, когда это не очень-то разрешалось.

Поэтому самое главное, чтобы, взирая на образ Александра Невского, мы учились небезразличию, которое, к сожалению, очень часто бывает. Вот идем в метро, почему мы не можем помочь человеку? Какая-то черствость, наверное, потому, что мы заняты своими проблемами. Владыка Назарий, наш наместник, как наш духовный руководитель, всегда говорит: «Будьте внимательны к тем людям, которые к вам приходят». И часто человеку действительно надо просто выговориться. Поэтому кредо моей жизни, правило моего служения – стараться не отталкивать людей, когда тебя просят, хотя бы просто выслушать, это уже будет участие. Сколько приходит одиноких людей! Бабушка или пожилой мужчина, которым просто не с кем поговорить. И сказать: «Давай, закругляйся, потому что мне некогда, у меня тут какие-то свои дела», конечно, недопустимо и просто для мирянина. Поэтому я и говорю, что нам надо учиться быть небезразличными к тому, что происходит вокруг нас.

И кстати, когда Вы задали вопрос о крестном ходе. А может, правда, посидеть дома и не пойти? Сколько ухищрений мы делаем, чтобы пораньше сбежать с работы. И куда? Простите, в ресторан, потому что нас пригласили хорошие друзья. Это все замечательно – порадоваться с другими. Но ведь в обычной, мирской жизни бывают моменты, когда мы можем написать заявление, например: «Мне срочно надо к зубному врачу, извините, я сегодня не приду». Понятно, рабочий день, школа и прочее, но ведь можно что-то придумать, мы же существа разумные, а в каких-то моментах и хитрые. Поэтому надо как-то это использовать, не ущемляя права других, не закрывая глаза на то, что у нас определенные должностные обязанности на работе, в школе, в вузах и прочее. Не быть безразличными и поддержать друг друга, пройти этот крестный ход, который продолжается не так долго, в пределах полутора часов, пока дойдет до площади Александра Невского. Поэтому самое главное – не быть безразличными.

– А что ответить критикам подобного мероприятия?

– Критики были всегда, и это тоже нормально. Почему? Потому что здоровая критика всегда рождает желание найти аргументированный ответ, который бы удовлетворил вопрошающего. Также и апостол Павел говорит: «Будьте готовы ответить тем, кто будет спрашивать вас о вашей вере». А ведь часто люди, стоящие по ту сторону, верят в судьбу, астрологию, но верят и в то, что любовь спасет мир, – фраза, можно сказать, христианская. Что можно сказать критикам? Это выражение нашей веры.

Я с почтением отношусь к представителям других религий. У митрополита Антония Сурожского как-то спросили:

– Как Вы относитесь к другим религиям?

И он ответил удивительно:

– Уважительно и с почтением.

– А почему?

– Потому что везде есть своя мудрость.

– Значит, все одинаково?

– Нет, не совсем одинаково, просто в других религиях между человеком и Богом кто-то стоит, а в христианстве между человеком и Богом никто не стоит.

Поэтому это проявление нашей внешней религиозности.

Сегодня к нам приезжают люди других культур, других религий. Почему женщины не боятся носить свои одежды, а мужчины – показывать, что они мусульмане? Они не боятся, у них есть чему поучиться. Вот так же и мы не должны бояться этого проявления внешней религиозности, например носить крестик. Я не говорю, что бежать к первому попавшемуся священнику и просить благословения, но хотя бы поприветствовать и сказать, что ты человек верующий: «Батюшка, здравствуйте, благословите». Хотя бы так.

Мы живем в свободном государстве, люди могут исповедовать любую религию, а могут вообще ничего не исповедовать. Мы исповедуем свою религию, и крестный ход – это внешнее проявление нашей религиозности. Мы это делаем в храме, а иногда, показывая значимость событий, на больших площадках, соблюдая при этом законодательство, потому что все это согласовывается со светскими и духовными властями. Поэтому все эти мероприятия, конечно, проходят в определенном поле. Так что не надо бояться быть верующими, пришло время исповедовать...

Я всегда поражаюсь тем людям, которые отдают свою жизнь за веру во Христа. И ведь часто такое свидетельство о своей вере тоже приравнивается к мучениям. Нельзя бояться слова «мученик», которое в переводе с греческого значит «свидетель веры». Так вот, пускай сегодня наше свидетельство веры заключается не в том, что нас убивают, сажают в тюрьмы и прочее, как это часто бывало в истории. И, возможно, что-то подобное будет впереди, мы не знаем этого. Но сегодня нам не надо бояться своей веры. Еще раз хочу сказать, что, читая историю Церкви, мы видим, что были вещи, которые, может, где-то не согласовывались, но это все историческая перспектива, это все человеческий фактор. Да, Церковь – богочеловеческий организм, и, в принципе, существуют моменты, на которые не надо обращать внимания. Пройдет время, и история покажет все это совсем в другом ракурсе, откроется, для чего это было надо.

Вот так же, как страдания человека в жизни. Почему в благополучной семье рождается ребенок-инвалид? Кому это надо и кто это дает? Так же и в нашей жизни. Поэтому я всегда прошу не задавать вопросов «почему?» и «зачем?», а спрашивать: «Для чего Господь это дает?»

– Сегодня часто повторяется мысль о том, что не нужно бояться исповедовать свою веру. Получается, что если ты в женском коллективе и не накрашена, перекрестился в маршрутке, проезжая мимо храма, или, не спрашивая, помог бабульке поднять в метро тележку, ты что, можешь уже считать, что исполняешь какие-то заповеди?

– В нашей жизнь не существует мелочей, и я тоже иногда ловлю себя на мысли, когда нужен человек: «Господи, мне нужно с ним встретиться» . И Господь почему-то дает встречу с этим человеком. Почему – не знаю. Что это такое? Совпадение или не совпадение? Так же и здесь: ведь Господь иногда творит добро через наши руки. Бойся отказать просящему у тебя помощи. Конечно, мы не имеем такой возможности, как, допустим, меценаты, которые до революции открывали бесплатные больницы и аптеки. У нас сейчас есть такой опыт? У нас огромное количество богатых людей – кто-нибудь из них открыл бесплатную аптеку для нуждающихся? Это просто такая ремарка.

Так же и эти добрые дела, которые мы совершаем, пускай незаметно. Никто и не требует креститься в маршрутке, потому что крестное знамение – это молитва, зашифрованная в жесте. Произнесите про себя: «Господи, благослови. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Господи, слава Тебе за всё!» Это уже молитва. Ведь крестное знамение – это молитва. Да, когда вы проходите мимо храма, никто не запрещает перекреститься, когда вы не стеснены никакими обстоятельствами. Часто едешь в метро и видишь, как сидит девушка или парень и читают Евангелие или какие-то молитвы. Почему бы и нет? У человека нет возможности, потому что большая семья или что-то иное, мы не знаем всех обстоятельств, но этот человек не бросает свое предназначение быть христианином, быть светильником даже в метро. Поэтому таких мелочей мы не должны бояться. А что там Господь зачтет – это не наше дело, мы должны творить добро в этом мире. Чтобы не было много зла, творите больше добра во имя своей веры, во имя Господа нашего и Спасителя.

– Вернемся к Александру Невскому, уже триста лет он покровитель Санкт-Петербурга. Как каждому человеку почувствовать, что над ним есть такое покровительство?

– Я еще раз хочу сказать, что, конечно, человек сам выбирает того святого, который идет с ним по жизни. И любой святой будет откликаться на молитву, которая идет от сердца. Так же и Александр Невский. Все-таки в наших головах есть стереотип, что это только полководец. Действительно, он им был, но прежде всего это был человек, который любил свой народ, любил свою землю. Еще раз повторю, что часто его упрекают в некоей слабости. Вроде бы римский понтифик Иннокентий IV предложил ему некое восстание против Орды, прислал два послания, в которых открыто говорил: «Ты великий князь, я тебя очень почитаю и превозношу твои подвиги. Пойди на условие, которое я тебе предлагаю. Я тебе дам войско, и ты сможешь с себя скинуть это иго. Но у меня есть условие – ты принимаешь унию». Уния – это когда сохраняется внешняя форма исполнения обрядов, язык, песнопения, чинопоследование, а во всем остальном ты принадлежишь уже Риму, Западу. Александр Невский, будучи умным человеком (он не раз бывал в этой Орде и видел, какая это сила), и здесь поступил как христианин, не желая проливать лишней крови, потому что в его жизни этого хватило: он воспитывался в страшные, сложные для нашей страны времена. Поэтому нужно молиться ему как печальнику земли Русской, как тому, кто знает, какую помощь оказать нам.

Александро-Невская лавра только начала возрождаться, когда я был послушником, и был снят удивительный по своей красоте и глубине фильм. Я помню еще не очень освещенный Троицкий собор, братский молебен, небольшое число братии. Но меня настолько это заразило: счастливые люди, которые могут... Мало того, что это Петербург, это Александро-Невская лавра, известная всему миру на протяжении долгой истории. А сколько известных личностей вышло из-под сени Александра Невского! И, наверное, недаром рядом с нами находится одна из известных духовных школ – Петербургская семинария и академия, где тоже готовят воинов духовных. Еще раз хочу сказать, что в нашей жизни случайностей не бывает. Поэтому мы молимся Александру Невскому и просим, чтобы он сохранял и наш город, и наших людей, помогал нашему воинству и людям, которые управляют государством. Управлять тоже не очень легко, потому что часто приходится принимать важные решения. И вот здесь нужна мудрость, нужна забота о своих людях, и здесь нужна просто любовь. Вот сейчас мы говорим «патриотизм», а я бы сказал простыми словами: любовь к своей земле – вот что было у Александра Невского. Поэтому мы почитаем его память, приходим к нему, и, поверьте, он нас никогда не оставит без поддержки.

– Благодарю Вас за эти поучительные слова. Искренне надеюсь, что мы многих побудили не остаться 12 сентября дома.

– Не быть безразличными.

– Да, прийти и выразить свою любовь и благодарность Александру Невскому. Спаси Господи за интересную беседу.

– Пускай Господь по молитвам Александра Невского сохраняет всех нас на всех путях нашей жизни. Спасибо.

– Дорогие зрители, напомним, что во вторник, 12 сентября, в Санкт-Петербурге будет большой церковный городской праздник, посвященный дню памяти святого благоверного князя Александра Невского. В этот день Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Начало богослужения в 9.30 утра. В 11 часов утра от Казанского кафедрального собора по Невскому проспекту к Александро-Невской лавре выйдет крестный ход, чтобы завершиться молебном на площади Александра Невского. Понимаем, что это будний день, но искренне надеемся, что вы найдете в себе силы и возможность первую половину дня посвятить Господу и с благодарностью обратиться к Александру Невскому и Божией Матери, знаменитую икону Которой тоже понесут крестноходцы.

Ведущий Антон Пепеляев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святого преподобного Сергия Радонежского при Православной гимназии города Москвы иеромонах Никодим (Шматько). Тема беседы: «История нехристианских религий в свете Библейской истории».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы