Беседы с батюшкой. Алкогольная и наркотическая зависимости

8 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму протоиерей Максим Плетнев.
Телефон центра: +7(911)170-54-04, сайт: www.antinarco.org

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня мы поговорим о такой проблеме, как зависимость, алкоголизм, наркомания, и поговорим о том, как с этим бороться в преддверии Дня трезвости, который грядет 11 сентября.

11 сентября – День трезвости, когда можно вспомнить о том, что, слава Богу, мы боремся, и государство, и Церковь обращают на это внимание, есть такой памятный день для этого. Хотелось бы узнать, какие в этот день, может быть, планируются мероприятия, особые моления по этому поводу.

– Хотелось бы сначала вообще немного рассказать об истории этого дня. В 1914 году (еще до революции) Священный Синод Русской Православной Церкви устанавливает Всероссийский день трезвости, и этим днем избирается именно 11 сентября как день, в который празднуется память Иоанна Предтечи, пророка Божьего, именно событие усекновения его главы. Это день строгого поста, и Иоанн Предтеча является символом воздержания, аскетизма, борьбы со страстями. Именно этот день Церковь обозначает как Всероссийский день трезвости.

К сожалению, год 1917-й – трагичная эпоха, в том числе в истории трезвеннического движения в России. Естественно, даже назначение такого праздника явилось результатом огромной работы, которая велась в Российской империи Русской Православной Церковью за трезвение народа. К сожалению, с началом революции картина общественной жизни резко меняется, и этот праздник (а это праздник, день особый) возвращается к нам ровно через сто лет постановлением уже современного Синода Русской Православной Церкви.

Год 2014-й – это год, когда восстанавливается празднование Дня трезвости. И теперь мы уже будем третий год отмечать этот день. Это и так день строгого поста и большой праздник, и мы здесь видим такое сопряжение праздника и строгого поста. Меня всегда это духовно если не восторгает, то, по крайней мере, дает такой правильный ориентир, показывает, что духовная радость необязательно должна проявляться так, как в светском понимании. Для светского человека трудно понять, какой же тут праздник, когда вообще ничего есть нельзя, потому что обычно праздник ассоциируется с каким-то застольем, весельем, а здесь мы видим, что духовное веселье не является таким обычным человеческим состоянием, а это благословенное состояние, это то духовное преображение, к которому человек призывается. И вот в этот день у нас праздник, в том числе и Всероссийский день трезвости.

В 2014 году было постановление Синода, в котором и говорилось о том, что рекомендуется в храмах служить после литургии особый молебный чин о недугующих винопитием и наркоманией. И этот молебен будет отслужен в храмах нашей Санкт-Петербургской епархии. Также уже второй год к этому дню Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выпускает особое послание, которое тоже благословляется к тому, чтобы его огласили после литургии или во время ее. И в тех храмах нашего города, где ведется работа в этом направлении, в 4 часа вечера будет отслужен молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша». Эта информация есть у нас на сайте нашего Координационного центра, есть дублирующие группы в «Фейсбуке» и в группе «ВКонтакте», можно ознакомиться, где и в каких храмах будет отслужен акафист в этот день.

Также в одном из храмов нашей епархии (храм Державной иконы Божией Матери) будут даны обеты трезвости. Есть такой специальный обряд, и человек, который решает более не пить в своей жизни, принимает такой особый обет, люди специально готовились. У нас в городе есть несколько обществ и братств трезвости, это те общины, которые основой своей жизни и деятельности ставят борьбу за трезвость и, конечно, свое личное трезвение. И в этих общинах активно практикуются в том числе и обеты трезвости, ведется такая очень интересная, позитивная работа в нашем городе.

Завтра у нас в Санкт-Петербурге будет пресс-конференция к этому дню в ТАСС, параллельно такая конференция будет проходить в Москве. И, конечно, мы стараемся к этому дню и событиям, приурочиваемым к нему, поднять эту тему как таковую. Потому что мы, к сожалению, сегодня живем в то время, когда общественное мнение, можно даже сказать, позитивно относится к пьянству. Ведь сколько рекламы! Сейчас вроде бы реклама на телевидении запрещена, но рекламируют безалкогольное пиво. Я как-то посмотрел в магазине, где можно купить это безалкогольное пиво, – оно нигде не продается. Естественно, рекламируют обычное пиво, но говорят, что оно безалкогольное.

Сколько скрытой рекламы в продуктах кинематографа, будь то западного или российского производства! Пьют много, весело, и все это всегда с каким-то размахом, что крайне негативно влияет на жизнь нашего общества и особенно молодых людей, которые сейчас только формируются. Конечно, наша задача – привлечь к этой проблеме внимание. Прежде всего начать говорить о ней, потому что мы сталкиваемся с тем, что об этой проблеме даже не говорят.

Слава Богу, у нас на сегодня в нашей государственной политике уделяется внимание (может быть, хотелось бы еще больше, но все равно это позитивный момент) проблеме наркозависимости, наркоторговли и т.д. А вот по проблеме алкогольной зависимости, алкоголизма нет государственных программ. А эта проблема – не ошибусь, если скажу – более значима для России, чем наркомания. На мой взгляд, эти проблемы сродни друг другу, их нельзя разделять, потому что все это – явление одного порядка, но тем не менее людей, страдающих алкоголизмом, в нашем государстве гораздо больше, чем страдающих наркоманией, это однозначно. И нет у нас государственных программ, которые боролись бы с этой проблемой. Если, например, по наркомании у нас даже порой государственные советы собираются и наркомания была объявлена явлением, угрожающим национальной безопасности, то об алкоголизме таких слов мы не слышим, к сожалению.

– Хотя ведь действительно угрожает, потому что происходит вырождение…

– Конечно, однозначно. И здесь мы всегда говорим о том, что наркозависимость, алкогольная зависимость есть страсть. В православной терминологии нет слова «зависимость», алкогольная и наркотическая зависимости – это все-таки термины медицинских, социальных специалистов, психологов. В православном, духовном видении мы говорим о том, что это страсть, это есть грех.

И когда мы подходим к тому, как решать эту проблему, тогда, конечно, мы здесь уже согласны и со светскими специалистами. Есть возовское определение этих явлений, а мы можем объединить их одним термином – как зависимость от психоактивных веществ, или химическая зависимость. Эта зависимость является био-, психо-, социодуховной, по определению ВОЗа. И здесь мы видим, по крайней мере, четыре уровня: биологический, где эти заболевания проявляются на уровне физиологии; психологический уровень – естественно, страдает психика человека; социальный уровень – вокруг зависимого человека (алкоголика, наркомана) рушится тот социальный мир, в котором он живет; и, конечно, духовный уровень.

Мы говорим о том, что помогать необходимо на всех этих четырех уровнях, а не просто брать одну тему. В этом смысле, когда церковная помощь оказывается только на духовном уровне, а другие уровни не задействованы, – это неправильно. Так и наоборот: когда в светских учреждениях оказывается помощь вне духовного уровня видения этой проблемы, мы тоже можем говорить о том, что эта помощь неполноценна, по крайней мере, и, соответственно, не принесет того желаемого результата, о котором мы радеем и к которому стремимся.

С церковной точки зрения зависимость – это глубочайший грех. Я занимаюсь этой проблемой многие годы, много было событий, и литературы прочитано много, и много было общения со священниками, которые занимаются этой проблемой. Один батюшка дал очень хороший образ страсти: как физические цвета, которых всего несколько и из них складываются все остальные оттенки, так и страстей всего несколько, и из них тоже складываются все остальные страсти. Поэтому мы можем говорить о том, что есть в страсти алкоголизма или наркомании: конечно же, невоздержание, по сути чревоугодие, услаждение своего тела; огромное значение, на мой взгляд, имеет страсть уныния – такая страсть, которая в современном мире разливается огромным морем, океаном, многие люди находятся в состоянии уныния.

Уныние надо отличать от депрессии. Депрессия – это не духовный термин, а термин, касающийся заболевания, а мы рассуждаем о духовном мире человека. Первые ростки уныния, на мой взгляд, проявляются в человеке, когда в нем появляется нежелание молиться, нежелание идти в церковь, желание как-то развлекаться – в смысле отвлекаться от духовного. И когда ощущается какое-то напряжение, чтобы почитать духовную литературу или сделать какой-то шаг к духовному, – на мой взгляд, это первый знак уныния. Это духовное уныние, когда сердце человека наполняется чем-то другим. А дальше, конечно, тяжелые формы, когда человек уже чувствует себя полностью несчастным и так далее. При этом у греха уныния может быть два полюса: чрезмерная веселость и чрезмерно тяжелое состояние грусти и печали. Так же как страсть сребролюбия имеет два полюса: расточительность и скупость. И это уныние, конечно же, является такой основой.

Если говорить уже о болезни, то, конечно, многие наши сограждане сегодня неверующие люди, далекие от Церкви. Для них, мне кажется, было бы очень важным осознание алкоголизма как тяжелого психического заболевания, что и является, в общем-то, правдой. Наркология – это часть психиатрии в России, и алкоголизм действительно одно из тяжелейших психических заболеваний. И это отношение в обществе… Мы же не смеемся, когда видим падающего сердечника. Человек падает, у него начинаются конвульсии, ему плохо – ни у кого не возникает желание смеяться и веселиться. Почему же, когда в кино показывают пьяного падающего человека, по сути находящегося в состоянии приступа своего заболевания, люди начинают смеяться. Если бы хотя бы это появилось в народе: если не осознание греха и страсти, что это сатанинское дело, от которого надо отходить, которое неугодно Богу и так далее, то хотя бы страх заболевания.

Человек, добровольно употребляющий неумеренно алкоголь и тем более наркотики, – это тот человек, который добровольно вызывает в себе тяжелейшее психическое заболевание, из которого очень трудно выйти.

– Вопрос телезрителя из Молдавии: «Почему большинство девушек ходят на дискотеки, занимаются проституцией, алкоголем больше, чем в церковь ходят? Я до сих пор не могу себе девушку найти, потому что они ходят в бар, туда, сюда... Хочется, чтобы было больше общения, чтобы их притягивало к Богу, а они в большинстве больше к дьяволу тянутся, чтобы черное все было…»

– Я немного с вами не соглашусь. Может, конечно, в Молдавии другие девушки. Во-первых, я бы не стал делить население наших стран (России и Молдавии) на мужчин и женщин именно по их отношению к страстям. К сожалению, как показывает практика, это очень важный момент. И, собственно говоря, тем образом, о котором я сейчас расскажу, в свое время поделился со мной мой духовник, отец Константин Смирнов. Он говорит о том, что алкоголь – это не какой-то пушистый белый зверек, когда человек к нему прикасается, он должен четко понимать, что это зверь, дикий сатанинский зверь, который может растерзать человека. И, к сожалению, мы видим, что ему подвержены все слои общества. Этим страстям могут подвергнуться и впасть в них (особенно через алкоголь, поскольку он наиболее доступен) как молодое поколение, и порой даже дети (сегодня и дети становятся алкоголиками), так и старики, как мужчины, так и женщины.

Другой вопрос: а почему действительно современный человек (а я бы здесь не ограничивал этот вопрос рамками времени – не только современный, а вообще человек) так стремится ко греху? Это вопрос извечный, и мы знаем какие-то теоретические ответы. Как изменить это стремление – это уже другой вопрос, этим и занимается Церковь. Мы стараемся свидетельствовать о Боге, о другой жизни, о том, что человек может жить по-другому, он не обязан жить в страстях. И часто молодые люди, современное молодое общество хотят жизнь в празднике. Это один из таких развращающих моментов, потому что все-таки мы знаем библейский пролог, самые первые главы Библии, которые как бы устанавливают законы дальнейшей жизни человеческого рода, мы знаем слова Бога, обращенные к человеку: «Ты в поте лица будешь добывать хлеб». И эти слова не только являются наказанием, а и благословлением, то есть жизнь человека должна являться трудом, и этот труд должен быть трудом – это пот, какое-то мощное усилие. И обратно: если человек совершает свою жизнь вне закона Божьего, в частности именно в этом вопросе, он не трудится, стремится к комфорту и получает этот комфорт, то он разлагается. Человек не создан для того, чтобы жить только в комфорте.

Конечно, мы все хотим отдыхать, и время от времени это нам необходимо, нельзя только трудиться. Но тем не менее человек должен активно жить, во время труда человек проявляется как творческая личность, проявляется Бог, и может, даже подобие Бога достигалось трудом. И в этом стремлении молодежи не трудиться, конечно, потом на поверку выходит, что праздника жизни нет, в результате люди впадают в страсти: жизнь проходит, ничего не сделано в ней, я никто. Как в басне Крылова беспечная стрекоза веселится, так порой и молодой человек, а потом от неустроенности своей жизни, естественно, возникает уныние и так далее. Но причины зависимости могут быть разные.

Конечно, там есть какая-то неправильность жизни, которую тоже необходимо бы восполнить. Одна из самых главных неправильностей – это обычно жизнь без Бога. Я глубоко убежден, что если человек живет нормальной религиозной жизнью, он вне этих страстей. Если даже человек вроде бы церковный подвержен этой страсти, значит, его духовная жизнь имеет какой-то глубокий изъян, это ненормальная духовная жизнь. В нормальной духовной жизни человек проходит мимо этого, эти искусы остаются позади.

Наша задача здесь – говорить об этом духовном образе, об этой жизни, жить этой жизнью, чтобы можно было людям увидеть: а кто же так живет, где тот образ, которому я должен подражать? «Оскуде преподобный», к сожалению. Порой трудно найти в современном мире того человека, который находится в благодати Духа Святого. И нам поэтому так трудно явить этот образ и в своей жизни, потому что мы не встречаем этих людей. Может быть, и встречаем, но редко и мало. Ответ – в личной жизни каждого христианина, это ответственность: «А как я лично живу?» Мы все вроде бы за все хорошее, но лично я, моя жизнь действительно влияют на жизнь всего человечества. И если каждый из нас преуспевает в Боге, то, конечно, мир меняется. А если каждый из нас не преуспевает, тогда и в мире происходят беды, трагедии, в том числе и в нашем маленьком личном мире.

– Расскажите, пожалуйста, о тех программах, которые Вы осуществляете для того, чтобы человек преображался, выбирался из этих страшных состояний?

– Мне кажется, это действительно важная тема. Во-первых, какое-то оправдание нашего служения в этом направлении. В свое время, общаясь с разными людьми, я встречал такое негативное отношение к социальному служению по отношению к зависимым людям: наркоманам, алкоголикам. У нас был реабилитационный центр под Всеволожском в Мельничных ручьях. И были конфликты. Там появился коттеджный поселок состоятельных людей, они назвались «Лесная Лубянка», потому что люди были из МВД, из таможни. И главный организатор этого поселка не пускал нас туда, препятствовал проезду. Мы с ним как-то спорили, потом он говорит: «Ну ладно, давай поговорим душа в душу. Слушай, а зачем тебе это надо? Что ты там с ними возишься, с этими наркоманами? Их же надо просто всех взять, расстрелять и выдрам скормить».

И вот такая позиция (отношение к зависимым людям, что они сами виноваты, чего вы с ними возитесь, эти люди сами выбрали свою судьбу), на мой взгляд, кажется неправильной. Мы сегодня уже говорили о моменте болезни, что это страсть. Когда мы стараемся увидеть проблему на всех уровнях, мы видим более объемную картину. Это страсти, грех, и здесь, конечно же, свободный выбор, но это и болезнь. Тем более люди не просто сами ею случайно заразились или как-то иначе, а приобрели ее в том обществе, в котором мы с вами живем, а это общество составляем мы. И мы ответственны в том числе за этих людей. И, конечно, на мой взгляд, служение в этом направлении благодатно, потому что есть слова Священного Писания о том, что если кто спасет погибающего, тому простятся многие грехи.

– Вопрос телезрителя: «Я хотел несколько в другом направлении построить беседу. Хотелось бы, чтобы вы помогли людям, больным эпилепсией. Почему у нас медицина не сближается с Церковью, начисто отвергает духовную болезнь и забивает людей психотропными препаратами? У моей соседки ребенок окончила школу с золотой медалью, а сейчас она овощ по той причине, что ребенок и мать следовали всем рекомендациям врача. Она буквально овощ, сидит и улыбается, даже голову не может себе помыть. А таких у нас тысячи».

– К сожалению, вопрос не совсем по теме. Конечно, это очень важно, и, как показывает практика, надо разграничивать, отделять духовные явления от медицинских проблем. Мы можем какие-то странные, неадекватные моменты отнести к духовному явлению, а можем и к медицинскому заболеванию. И есть действительно медицинские заболевания, которые не являются проявлениями беснования или еще чего-то в этом роде, поэтому их необходимо лечить в светских учреждениях, и эту помощь должны оказывать специалисты, а именно психиатры.

И все-таки эта помощь налажена, она есть, но очень важно церковное влияние вообще на всю ситуацию, даже в психиатрии, с психическими больными. Когда в психиатрической больнице появляется домовая церковь, когда появляется священник и начинает там свое служение: исповедовать, причащать болящих, общается с коллективом, – то, конечно, на мой взгляд, происходят очень важные изменения в самой больнице и, соответственно, в лечебном процессе. И, конечно, это влияние Церкви и духовной жизни как на психиатров, так и на больных очень важно. В некоторых формах психических заболеваний это одно из самых важных, что может помочь человеку. Естественно, у нас есть и медикаментозное лечение, и оно порой необходимо. И им как раз нельзя пренебрегать, это неправильно. Не все можно вылечить только молитвой, к сожалению. Но как мы часто видим, та доброта, то милосердие, которое есть в Церкви, в христианстве, часто отсутствуют в подобных лечебных заведениях, и хорошо бы, если бы они возвращались через такое соединение Церкви, медицины и государства.

И здесь проблема не в Церкви, хотя у нас тоже нет столько кадров, но Церковь открыта, она идет на служение, готова к сотрудничеству. Часто сами работники медицины как-то еще не готовы к тому, чтобы встретиться с Церковью, со Христом в лице священнослужителей.

У нас все-таки передача немного о другом, и я хотел бы ответить на Ваш вопрос о нашем служении. Действительно, у нас в епархии есть такой очень интересный проект, как дневной стационар для зависимых людей. Что это такое? Этому проекту уже два года, на мой взгляд, он очень интересный, уникальный. На сегодня в Церкви это единственный такой проект, насколько я знаю. Реабилитация в форме дневного стационара означает, что люди ночуют дома, а день они проводят с нами, и так все семь дней недели. С этими людьми занимаются наши специалисты: психологи, сотрудники, священники, и человек проходит определенный курс реабилитации, который длится три месяца.

Мы можем говорить по 2015 году, что нас самих удивили результаты. Конечно, статистика – это дело не очень надежное, с одной стороны, я не люблю статистику и вообще не люблю, когда в вопросах реабилитации эта тема поднимается, потому что зависимость – это история длиною в жизнь. И человек, который является несчастным обладателем этого заболевания и этой страсти, должен быть готов, что в любой момент эта страсть может его снова завоевать. И здесь человеку необходимо постоянно быть настороже.

К возможности снова впасть в эту страсть, естественно, подключаются и физиологические, и психологические факторы, поэтому возможны срывы, падения, и у нас нет такого мессианского комплекса, что именно мы поможем. Человек боролся всю жизнь, и вдруг он к нам попал, и мы ему поможем, и он исцелится. Нет, к сожалению, мы видим, что часто и наша помощь не оказывает должного влияния. Это история длиною в жизнь, а в перспективе нашего личного общения с зависимым человеком хотя бы несколько лет мы можем с человеком общаться, дружить, помогать ему. Здесь важно, что мы оказываем помощь, мы рядом, на трех месяцах не оканчивается срок нашего общения, а мы готовы помогать дальше, снова взять на повторную реабилитацию, сопровождать. И, конечно, многие ребята воцерковляются и становятся частью нашей церковной общины и других общин нашего города.

В 2015 году у нас проходили реабилитацию и мужчины, и женщины, а мы берем к себе и наркозависимых, и алкоголезависимых, и поэтому алкоголики обычно в возрасте постарше, а наркозависимые более молодые люди. У нас группы примерно от 25 и до 60 лет, был у нас такой самый пожилой воспитанник. Мы их всех называем воспитанниками. И статистика показала, что более 50% тех, кто прошел у нас реабилитацию в 2015 году, на сегодня находятся в ремиссии, то есть не употребляют. На мой взгляд, это очень хороший результат, для любой реабилитации 50% – прекрасный результат. А здесь мы видим, что реабилитация представляет собой дневной стационар, то есть это та реабилитация, которая основана на малых ресурсах, требуется гораздо меньше материальных и человеческих ресурсов, потому что наши сотрудники – это верующие люди, часто специалисты с многолетним опытом, и они вкладывают душу в этих людей. Тем не менее даже такие наши малые усилия дают такой хороший результат. Значит, программа выстроена хорошо.

У нас разработана серьезная программа, которая проводится в работе с этими людьми. Мы здесь видим какие-то стереотипы, которые сложились за то время, когда создавалась церковная помощь зависимым людям. Например, стереотипы, что необходима реабилитация не меньше года, а мы видим на нашем примере, что три месяца дают не меньший интересный результат. Поэтому тут есть и радостные события, но, конечно, подчеркну, что это тяжелое служение. Но мы стараемся всех любить, мы христиане, наша задача возлюбить человека, и мы стараемся по-доброму относиться к нашим воспитанникам. И когда они падают, а эта трагедия проходит и через наши души, конечно, это тяжело, это одна из тяжестей, которые есть в этом служении. Конечно, это все трагично, и разные бывают истории, но мы надеемся. У нас есть такое позитивное отношение: человек упал – надеемся, что он встанет и пойдет дальше.

– Вопрос телезрительницы: «Я звоню по поводу своего близкого человека, внука, ему уже 28 лет. И 12 лет он увлекается наркотиками, толком нигде не работает, раза три отправляли в реабилитационные центры, и каждый раз он оттуда уходил: то ему там не нравится, то ему там плохо. Последний раз отправляли в г. Кимры, полгода он там пробыл и сбежал, сам оттуда уехал. Сейчас опять не работает. Как ему помочь? Что нам делать?»

– Во-первых, наш реабилитационный центр – это дневной стационар, мы берем всех (и местных, и не местных), но те люди, которые не являются жителями Санкт-Петербурга, должны где-то ночевать. Мы, конечно, помогаем, подсказываем, где можно недорого остановиться. При этом у нас есть программа-минимум, когда мы помогаем человеку войти в реабилитационный процесс, мотивируем его к дальнейшей реабилитации, и если он не может здесь жить или ему нужна изоляция, тогда мы помогаем уехать в другие загородные реабилитационные центры Русской Православной Церкви. И у нас есть такие прецеденты, когда люди приезжали, здесь снимали жилье.

Наша программа бесплатная, анонимная, это принципиальный момент, мы стараемся всю помощь оказывать бесплатно. Многие программы платные, а здесь вы тратитесь только на жилье, но это для иногородних, а если местные, то все гораздо проще. Можно к нам обращаться, наш телефон: +7(911)170-54-04, звонить можно в рабочее время, наши специалисты помогут вам, расскажут о том, что есть, какие варианты, сделают для вас доступной информацию о том, какие варианты есть, чтобы, может быть, даже в вашем регионе оказать помощь.

Если это не наш регион и у вас нет возможности приехать в Петербург и проходить здесь реабилитацию, тогда надо поискать церковную реабилитацию в Вашем родном регионе, желательно не сектантскую, потому что, к сожалению, сейчас очень много неохаризматических реабилитационных центров, где часто о реабилитации как таковой речи не идет, это такие трудовые лагеря, на мой взгляд, где люди трудятся, и за счет этого порой есть и эффект выздоровления, но, конечно, там идет наполнение людей сектантской идеологией, мировоззрением и богословием, которое часто агрессивно относится к христианству, к православию, отрицает иконопочитание, вообще церковь как таковую. И потом, на мой взгляд, необходима духовная реабилитация тех людей, которые были в этих центрах.

На сегодня уже более шестидесяти центров в Русской Православной Церкви, которые занимаются наркозависимыми и зависимыми людьми в разных епархиях нашей страны, поэтому надо поискать, посмотреть, обратиться в епархиальное управление той местности, где Вы живете, и поискать там помощи, и часто эта помощь там действительно оказывается.

Есть разные проекты помощи. Слава Богу, в нашей стране восстанавливается движение трезвенников, и, соответственно, появляются братства и общества трезвости. В некоторых регионах они очень активны, где-то на зачаточном уровне, но это движение, которое до революции было таким массовым, что только в одно Общество трезвости в честь Александра Невского, которое возглавлял отец Александр Рождественский, входило около 70 тысяч человек, оно построило храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала.

Конечно, мы не достигли таких размахов и не знаем, когда достигнем. Все-таки там все это было тесно связано с государственной политикой и помощь оказывалась, а сегодня это не так. Государство очень мало внимания уделяет этой теме, у нас даже нет вытрезвителей. Уже несколько лет у нас в стране нет такой службы. Пьяного человека теперь доставляют в больницу, и там не знают, что с ним делать. Я видел в больничных приемных покоях настоящие тюремные камеры с маленьким окошечком для тех людей, которые в неадекватном состоянии попадают в больницу. То есть даже та система, которая была до перестройки, отсутствует. Но надежда есть. Я уже сказал, что общества трезвости есть во многих регионах, туда можно обратиться, там получить помощь.

Также есть нецерковный проект, но тем не менее тоже порой работающий – это группа анонимных алкоголиков и наркоманов. Мы можем предъявлять к ним некоторые богословские, религиоведческие претензии, но все-таки это не секты, не религиозные группы, а это именно добровольная организация людей, которые сами были зависимыми и теперь хотят помочь другим. Почему я о них говорю? Потому что они тоже есть во многих регионах, и они оказывают помощь, она не для всех, так как помощь оказывается в групповых занятиях, не каждый человек может получить помощь в такой форме. Но тем не менее это тоже есть, и тоже можно посмотреть в Вашем регионе. Мы говорим о том, как конкретно помочь каждому нашему зрителю.

И, конечно, такой важный момент: к сожалению, часто невозможно оказать помощь напрямую, когда человек не хочет, чтобы эта помощь была оказана. Поэтому здесь очень важно, чтобы вы не надеялись, что есть какие-то волшебники, к которым мы обратимся – и что-то такое чудесное произойдет. Чудо, конечно, происходит, но после нашей серьезной работы. Поэтому если на сегодня наш зависимый родственник не хочет изменений в своей жизни, он не готов, что должны делать близкие люди? Во-первых, они должны его всячески мотивировать к тому, чтобы он подошел к началу разрешения своих проблем. Как мотивировать? Создавать ему условия, узнать информацию, где есть те организации, которые могут помочь, и всячески помогать ему в эти организации попасть, порой, может быть, и подталкивая его.

Следующий момент: конечно, родственники должны о нем молиться, это очень важно, и это очень мощно и сильно. И как показывает наша практика, если родители, близкие люди зависимого человека ведут активную церковную жизнь и участвуют в наших мероприятиях (у нас есть определенные формы помощи созависимым, то есть родственникам зависимых людей), то, конечно, в процентном отношении возможность для выхода к выздоровлению, к свету однозначно повышается, и это то, что мы можем делать. Если на сегодня я не могу напрямую помочь близкому человеку, то я могу помогать ему молитвой, своим заступничеством, как восклицал Иов Многострадальный: «Кто станет между мной и Богом?» Он, конечно, говорил о Христе, но и здесь тоже нам дана молитва за других людей, это великое чудо, тоже такая возможность стать между Богом и этим человеком. Конечно, молитва зависит от нашей личной религиозной жизни. Насколько она сильная, мощная и одухотворенная, настолько и сильна наша молитва. Молитва о наших ближних, конечно, помогает, и это то, что можно делать.

А если у человека уже появилось желание, он говорит: «Да, я готов»…Ведь многие зависимые люди многие годы не рады своему состоянию, и они часто отказываются, потому что у них глубочайшее уныние, которое они не проявляют слезами, а проявляют своими действиями. Что такое химическая зависимость? Это практически самоубийство, растянутое во времени, человек себя полусознательно, а иногда практически сознательно убивает такой жизнью. Почему убивает? Потому что он не видит будущего. У него нет такой логической связи, о которой мы сейчас рассказываем, конечно, он это так не осознает. Одна из проблем, что они не умеют анализировать свою жизнь, разбираться во всех этих моментах своего бытия, причинах, почему стал употреблять, почему срывается и так далее. Всему этому учат в реабилитационном процессе, чему и мы учим наших воспитанников в нашем дневном стационаре.

Наш епархиальный реабилитационный центр является частью нашего Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, а наш Координационный центр входит в Отдел нашей Санкт-Петербургской епархии по благотворительности и социальному служению. И в этом отделе не только один Координационный центр, а целый ряд очень интересных и важных направлений. И очень интересные, порой даже уникальные проекты осуществляются в нашей епархии.

– Хотелось бы попросить у Вас какого-то искреннего пожелания нашим телезрителям.

– Напоминаю, что у нас с вами 11 сентября – Всероссийский день трезвости, поэтому приглашаю всех: приходите в храмы и молитесь, так как особое моление будет практически во всех храмах Русской Православной Церкви. Братья и сестры, не унывайте, укрепляйтесь в Господе и стремитесь ко Христу. Храни нас всех Господь!

 

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать