Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

8 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии  телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. 

– Батюшка, Вы хотели начать с объявления.

– Это такая стандартная просьба. Наступает летний сезон, и многие из наших телезрителей разъезжаются и даже теряют на какое-то время возможность смотреть телеканал «Союз», но он продолжает свое круглосуточное вещание, поэтому убедительнейшая просьба: не оставляйте своим финансовым вниманием наш любимый ресурс. За февраль и март еще остались долги по вещанию, которые канал должен выплатить за коммуникацию сигнала, а летом будет еще более глубокая «яма». Канал финансируется исключительно вами, нашими зрителями, поэтому согласно тому, что вы видите на экранах, пожалуйста, поддержите. Это совсем небольшая сумма, но если мы будем дружно в этом участвовать, то канал будет продолжать свое существование без сокращения вещания. Большая просьба.

– Хочется начать с такого вопроса: «Господь говорит: «Мужайтесь, Я победил мир». Но мы не видим этой победы, ибо грех наступает со всех сторон и все больше и больше людей предаются греху. В чем тогда победа Христа в мире?»

– Замечательно, это просто какое-то чудо. Когда я сюда ехал, размышлял над тем, как замечательно согласуется то, что после завершения Светлой седмицы идет праздник День Победы, потому что самая высокая победа из всех существующих побед во всяких конкурсах, войнах, дипломатических и спортивных состязаниях – та, которую одержал Христос. Это победа духа над плотью. До пришествия Христа на землю все люди, независимо от того, жили ли они праведно или Господь, как Аврааму, вменил им их веру в праведность, – все аккуратно поступали во ад, и не было из этого никакого выхода. После пришествия Христа на землю многих Господь вывел из ада преисподнейшего: во-первых, Адама и Еву, как изображается на древних иконах Воскресения… И появилось новое явление – Святые Церкви.

Если мы возьмем любой срез человеческого общества, или любое сословие, то увидим, что с точки зрения нравственности, жизни как добро и жизни как зло ни один слой общества и ни одно сословие не представляют собой нравственного сообщества. Взять отдельно писателей, поэтов, певцов или врачей – отнюдь нет; взять отдельно крестьян – совершенно невозможно найти. Но Церковь рождает огромное количество святых. В мире, среди людей, появились святые люди, причем такие, которые достигли святости не от какого-то внимания людей и не вследствие пиара, как сейчас говорят. Вследствие пиара тоже достигали, например Владимир Ульянов, которого многие до сих пор считают праведником и чуть ли не бессребреником – человека, вообще никогда не работающего, кроме самых последних лет своей жизни, когда он занимал некую должность в государстве, которую сам себе присвоил. Всегда вкусно ел, одевался совсем неплохо, снимал себе хорошие квартирки. Кто был в Горках Ленинских, может себе представить, какое именьице он приобрел, не потратив ни копейки. Но за счет пиара он в целом народе стал почитаемой фигурой, и обаяние этого пиара действует до сих пор.

А святые – это настоящее качество совершенно нового поколения, которое не выращивала какая-то партия, что-то ковала из него, закаляла эту «сталь» – совершенно не так, а только близостью ко Христу, Богу нашему, люди достигали подлинного преображения. И таких людей по всему миру тысячи. Это и есть победа. Человечество, благодаря слову Божию, таинствам Церкви, Священному Писанию, стало рождать святых, появился эталон.

У нас воспринимают так: победа – это счет «4:2» или «3:1», или одна армия разбила другую. Но ведь важно все: и какой ценой она достигнута, и какими люди вышли из этой войны, и многое другое. И сама война – это всегда трагедия для всех, в какой-то степени больше для тех, кто остался в живых. Полное разорение и какое-то царство безумия, когда люди воюют друг с другом. Это все равно что вороны разделятся на две стаи и начнут истреблять друг друга, покуда есть силы. Такого в животном или пернатом мире даже не наблюдается: особи одного вида друг друга не уничтожают. А Христос научил людей такому образу жизни, который приводит их к тому, что они переходят от смерти в жизнь и наследуют Царствие Божие со Христом. Никакая победа не возвращает человека к Богу, а победа Христова делает это. А почему не всех? А потому, что Христос хочет собрать под Свое крыло только желающих, причем желающих настолько сильно, что это называется «алчущие и жаждущие правды».

– Получается, эта победа не для всех?

– Для тех, кто захочет идти за Пастырем Христом. Вот в этом дело, а не потому, что люди выбирают что-то другое. Если бы люди взяли и почитали Евангелие, они бы ничего другого уже не выбрали. Если они отстраняются от Евангелия, то по каким-то странным соображениям, но не потому, что они прочли это и отвергли. В Евангелии каждый человек узнает себя. И всегда, прочитав Евангелие, он может убедиться, что это то, что ищет его душа, просто он никогда и нигде этого не встречал. Есть замечательные писатели, которых читаешь и порой даже удивляешься: неужели и этот человек не читал Евангелие? Ну что он все мудрит, что-то рассказывает, кому-то в этих бесконечных диалогах хочет что-то доказать…

– Поиск истины идет.

– Зачем ее искать, когда она есть – вот она… Просто человек, может быть, когда-то и открывал Евангелие, но чтобы серьезно и внимательно прочесть – такого нет, потому что перед Евангелием человек не может устоять, только уж совсем ни к чему не восприимчивый. Такое тоже вполне может быть. Но все равно это зависит от человека. И вот в этом победа: мы все грешные люди, а Господь берет нашу душу и преображает.

– Получается, такая цена заплачена за очень небольшой процент человечества.

– Чтобы добыть платину или железо, нужно переработать огромные горы руды. Чтобы добыть из кимберлитовой трубки алмаз, а потом еще превратить его в бриллиант, который будет стоить миллионы, нужен огромный труд. То, за что умер Христос, так высоко, так дорого, что это не просто в баскетбол выиграть или очередной чемпионат; или денег много «наколотить». Набрал много миллиардов – и умер. Может, из мореного дуба гроб сделают, а когда будут эксгумировать и переносить на другое кладбище, окажется, что там еще и косточки твои гремят. Дуб хороший, он сохранился в течение десятков лет. Но тебе-то что от этого? А вот что будет с твоей душой – это важно.

Преображение, необходимое для Царства Небесного, может сотворить с человеком только Христос, если человек даст Христу эту возможность. В этом победа. Из огромной семимиллиардной массы людей на земле Господь ищет таких в каждом поколении, каждого зовет, о каждом промышляет для того, чтобы превратить его в сияющий бриллиант, который отражает свет Божий. Ни одна религиозная система не может это сделать, только Христос может преобразить человека из обыкновенного грешника в святого. По-моему, это самое высокое, чего может достичь человек.

– Вопрос телезрительницы из Московской области: «Я понимаю, что нельзя встревать в молодую семью, но если ты видишь, что действия одного из членов этой молодой семьи приносят явный вред, то как быть?»

– Если к Вам обратятся за помощью, то Вы можете аккуратно и деликатно дать какой-то совет. И если Вы уверены, что этот совет будет принят. Но не больше, потому что на первых порах бывает, что супруги еще как бы дозревают. Сейчас люди очень инфантильны, особенно мужчины. Я разговаривал сегодня с одной женщиной, муж оставил ее с ребенком. Я спросил, по какой причине. А он сам сказал: «Я устал от ответственности». Представляете?

– Телезрительница: «Да, представляю, к сожалению».

– Поэтому нужно было сразу искать человека, которого ответственность не пугает, а, наоборот, он как мужчина готов к ней. А то получается, что вышла замуж, биологически он мужчина, может произвести на свет дитя, но душа нуждается еще в большом преображении.

– Телезрительница: «В частности, дочь просит о помощи, чтобы как-то повлиять на ее мужа…»

– Это невозможно: теще повлиять на мужа дочери. Такое бывает в ситуации, когда муж не способен работать даже продавцом газет, а теща очень богатая и содержит его, покупает ему «Феррари», путевки, квартиры в разных странах и дает деньги на карманные расходы. Тогда он аккуратно слушается во всем свою тещу, а она руководит всем процессом, становится «мужем» своей дочери, а он – только бычком-производителем, от которого она получает себе внуков. Такое тоже бывает, но это все равно не есть семья, потому что в семье, как устроено Богом, должно быть по Его замыслу: мужчина должен быть мужчиной, а женщина женщиной.

– Следующий вопрос: «Как понимать отсутствие времени в ином мире? Там не происходит никаких событий и вообще ничто не развивается или происходит как-то иначе?»

– Время – это абстрактная категория, которую можно рассматривать как некую физическую данность и можно каким-то образом фиксировать. Но если человек летит в аппарате со скоростью, близкой к скорости света, все меняется. Можешь лететь в нем неделю, а за это время на грешной земле пройдут сотни и тысячи лет. Как это получается? Человеческий мозг модель этого сконструировать не может, но математически это вполне получается. Поэтому рассуждать об этом можно, только если человек эту область физики исследует и станет понимать такие вещи. Тогда, может быть, он и сумеет понять, что здесь значит скорость света…

– Но в нашей земной физике это все есть, есть математические модели всего этого, а в том мире…

– Тогда мы можем использовать эти модели для объяснения. А все остальное – это какие-то фантазии.

– Наше будущее существование называется «жизнь вечная», поэтому жизнь не прекращается…

– Огромное количество терминов мы вынуждены были взять из окружающего мира, поэтому Господь говорил образно: например, что Царство Небесное подобно брачному пиру. Конечно, Царство Небесное – это не брачный пир, но это самое высшее земное торжество для людей, все радуются, веселятся, выражают какие-то надежды на будущее, смотрят на молодых, возлагают на них всякие надежды, желают им много чего доброго и хорошего… А дальше уже начинается жизнь, на которую бедная теща жалуется, поэтому это естественно.

Говорят, что когда переводили Евангелие на язык эскимосов, для слов «Агнец Божий» выбрали эскимосское название «маленькая нерпа», потому что никаких ягнят нет в тех местах, где живут эскимосы, это название оказалось ближайшим к пониманию человека, который живет в среде эскимосского языка.

– Вопрос телезрительницы: «Когда-то из вашей передачи я узнала, что можно читать Псалтирь за деток и на каждой «Славе» читать молитву и обращаться с просьбой к Господу. Хотела бы спросить: как можно читать Евангелие за усопших и о здравии детей?»

– Можно взять совершенно любое молитвословие, допустим 50-й псалом, и, прочтя его, потом обратиться к Богу: «Прими, Господи, эту покаянную молитву, которую некогда произнес, согрешив, царь Давид, как мою, за моих деток». Вот и все. А можно «Отче наш» прочесть, можно Евангелие почитать. Что тут такого? Какие проблемы?

– Телезрительница: «Проблем никаких, просто перед чтением Псалтири в книжке есть молитвы…»

– Возьмите и такую же молитву прочтите перед чтением другого молитвословия, молитва – это не то, что написано, а то, что исторгло Ваше сердце, понимаете?

– Телезрительница: «Понимаю».

– Ну вот, сам текст молитвы – это еще не молитва, а использовать для своей молитвы можно любые молитвословия, можно вообще составить себе правило из любых псалмов: тех, которые понятны и соответствуют твоему устроению на данный момент духовного развития.

– Следующий вопрос: «Можно ли спастись, не зная Евангелие?»

– Во-первых, каждая душа по природе христианка и у каждой человеческой души есть совесть, и если свою религиозную интуицию, которая есть у всех, всегда использовать вместе с совестью, то она обязательно подскажет.

– Но совесть должна же чем-то оттачиваться? Евангельские заповеди оттачивают нашу совесть…

– Да, но оттачивает еще среда, в которой мы живем, семья, даже государство может оттачивать, если оно устроено на справедливых принципах. Например, те народы, которые покорялись Александру Македонскому в результате его военных успехов, с радостью его принимали, потому что те законы, которые он приносил, нравственно были гораздо выше, чем законы, которые господствовали до того, – жизнь становилась лучше. Вот такой он был благородный правитель, который не знал Христа, но хотел народного блага. Я не большой специалист по истории, но в моей памяти осталось то, что я когда-то читал о нем, что он был очень благородный человек.

– Вопрос телезрительницы: «Мы бы очень хотели узнать о трех священниках из Ижевска и их дальнейшей судьбе».

– Я не знаю, о ком речь.

– Телезрительница: «Вы уже говорили в эфире об этом, но только мы не поняли: о трех священниках из Ижевска, которых выгнали из Церкви».

– Я ничего об этом не знаю.

– Телезрительница: «Как не знаете?»

– Совсем никак не знаю. Как не знаю того, какая погода будет 14 июля, также не знаю ни про каких священников из Ижевска и сам там был последний раз сорок лет тому назад. Я ничего про это не читал: кто кого за что куда выгнал – ничего не знаю. Вы спросите у того, кто Вам об этом сказал, а я не знаю, что происходит в Удмуртии, руки не доходят обо всем узнавать.

– Следующий вопрос: «Мой друг часто выпивает. Когда я его спрашиваю, почему он так делает, он отвечает, что у него пусто на душе. Как это понять, что у человека пусто на душе? Отчего такое может быть? Как я могу ему помочь?»

– Пустота бывает от отсутствия благодати Божией. У женщины, которая, допустим, молится, поминает своих деток, после молитвенной беседы с Богом душа наполняется благодатью Божией. А если после этого у нее произойдет скандал с мужем, а потом через двадцать минут женщина успокоится и заглянет в свою душу, окажется, что она пуста, как будто женщина и не молилась. Так что если человек находится в состоянии греха (допустим, гнева, зависти или осуждения), Дух Святой сразу отходит от человека.

А как же человек, который не знает молитвы, таинств Церкви, слова Божия, ни для кого ничего особо не делает? Где ему брать благодать Божию? Душа опустошается, и он ищет суррогатов, как люди, которые не могут родить детей, ищут суррогатную мать, «заменитель» матери. Нет водки – пьет денатурат, это тоже суррогат водки. Человек травится, болеет, портит желудок, но без этой дури тяжело, потому что человек – существо духовное, он создан для того, чтобы служить Богу. А если он Богу не служит, у него на душе пустота, поэтому старается все время себя развеселить, чтобы музыка была, желательно с наркотическим ритмом, от которой он испытывает наркотическое воздействие, потом он размахивает руками, приходит в определенное состояние. И в тот период, пока он внутри этой музыки находится, у него облегчение, как от обезболивающего. Но как только музыка затихает, он опять в пустоте.

Болеть на каких-то спортивных мероприятиях – это такие же заменители, потому что нервы напрягаются, но все искусственно, ничего не происходит. Ну, играют ребята в какую-то игру, счет то «3:0», то «2:1», а человек заводится так, как будто собственную корову проигрывает, совершенно по пустому поводу. Я слышал по телевизору: какая-то самая последняя команда выиграла Чемпионат мира в Англии, что ли, обыграв всяких «Челси», все удивились. Против этой команды ставили ставки пять тысяч к одному, такого вообще в истории не бывало, и вдруг эти самые аутсайдеры побеждают. Так что ничего удивительного. Люди и пьют от пустоты, потому что духовной жизни нет, а есть суррогат, ощущения суррогатного блаженства. Пьют-то не для того, чтобы зарезать своего собутыльника и попасть в тюрьму или не давать спать до двух ночи соседям, пьют для того, чтобы испытать блаженство, но суррогатное, химическое.

– Причем знают, что цена этому блаженству потом будет дорогая…

– Надеются, что проскользнут; так же редко бывает, что только сел пьяненький за руль и сразу кого-то задавил, обычно это случается на пятый или двенадцатый раз, а сначала машину расшибет, оштрафуют – много таких предупреждений бывает.

– Вопрос телезрительницы: «В нашу подмосковную церковь-часовню пришло огромное письмо, написанное на трех страницах печатным текстом, с предложением потребовать суда над нашим Патриархом за то, что он общался с папой Римским …»

– Все понятно. Что Вы хотели спросить?

– Телезрительница: «Мне бы хотелось, чтобы на канале «Спас», на котором Вы тоже бываете, либо на канале «Союз» завели такую рубрику, чтобы мы могли противостоять этим негодяям, которые порочат Патриарха».

– А зачем?

– Телезрительница: «Как зачем? Смотрите, они уже рассылают…»

– Пусть рассылают, пусть хоть сам Гитлер засылает, а мы-то что? Ну, прочли и в урну выбросили.

– Телезрительница: «Батюшка, это я выброшу, а другие не выбросят…»

– Не выбросят, пусть отпадают от Церкви, остаются без поминовения, без благодати Божией. Это люди, у которых веры нет.

– Телезрительница: «Они, может быть, на перепутье, не знают…»

– На перепутье – пусть спросят. У нас так было: я учился в семинарии; в той спальне, где я ночевал, была дюжина коек, с нами были ребята с Западной Украины. Они все крестились в православии, ходили в православную церковь, а многие уже поступили женатыми, получили образование в Троице-Сергиевой лавре (это крупнейший в мире монастырь и духовный центр нашей Руси), но когда Украина отделилась от России, они сразу стройными рядами пошли в католики. Вы можете себе представить Церковь, состоящую из одних предателей? Это говорит о том, что они в душе такими и были. Из тех ребят, с которыми я учился, кто-то, конечно, остался православным, а кто-то очень даже легко перешел в другую веру, потому что они не понимают разницы, у них не хватает для этого ума. Если у человека не хватает ума или образования, он всегда может спросить у того, у кого хватает и ума, и образования.

Наш Патриарх – это самый образованный иерарх в нашей Церкви, по его уму ему никто не может противостоять. Все эти письма просто ничтожны, их бессмысленно рассматривать. Вы говорили про телеканал «Спас». Я на нем три раза выступал по этому поводу. Митрополит Илларион, глава Отдела внешних церковных связей, который участвовал в подготовке этой встречи, – умнейший человек, который только иностранных языков знает больше, чем пальцев на двух руках. Ну что они (рассылающие такие письма) в этом понимают? Им говоришь «черное», они не говорят «белое», а «серо-буро-малиновое». Это бесполезно. Не хотят быть в Церкви, пусть идут куда хотят, мы только очистимся от этого, потому что они все время злопыхают из- за угла.

Что такое Церковь? Еще Киприан Карфагенский в III веке сказал: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Как можно восставать на Церковь, которая нас вырастила, передала нам храмы, церковное Предание, научила нас молиться, нас воспитала! И в Символе веры написано: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Если человек не признает иерархию своей Церкви – анафема всем авторам этих подметных писем. От этого Церкви не убудет. Даже если в Церкви останется один человек, как наш Патриарх, он-то и будет в истине. А это все – шелуха.

Рубрику еще заводить... Много чести. Их в микроскоп не разглядишь, этих людей. И так всегда было: у нас и живоцерковники были, и после революции всякие пройдохи, проходимцы, незнамо кто, которые сами себе саны всякие давали. И сейчас там, на Украине, Мишка Денисенко объявил себя Патриархом всея Украины. Как он был Мишкой, так им и остался, лишенный монашества, сана и отлученный от Церкви. К нему, говорят, ушло тысячи приходов. Да хоть десять тысяч! Кого бы они ни крестили, ни венчали или ни отпевали – это недействительно. Если бы два мужика у пивного ларька собрались и стали бы венчать, крестить – это что, Церковь что ли? Поэтому те, кто ушел к Денисенко, – это не Церковь. А почему ушли? Потому что они неотесанные, такие же мужики у пивного ларька. Дай Бог им всем доброго здоровья! Это очищение Церкви, это все равно что отрезать ногу, ее жалко, она своя, родная, больно, хромаем, но гангрену надо отсекать, а тут она сама отваливается. Ничего в этом ужасного нет, но человеку, который ничего не понимает, как объяснить? Это совершенно бесполезно. Начинаешь спрашивать – Евангелие не знают, ни одной притчи растолковать не могут.

– Со злопыхателями понятно, это уже их дело, а есть вот люди, которых они соблазняют и отводят от Церкви…

– А что про это сказано в Евангелии? Про тех, кто соблазняет, про то, что «должно прийти соблазнам»… Что бывает тем, через кого соблазны приходят?

– «Лучше бы ему мельничный жернов на шею…»

– Да, лучше их утопить – и все. Это Сам Христос сказал, Который еще говорил: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем». И Он совершенно беззлобно сказал, что лучше таковых утопить с камнем на шее. Что нам об этом говорить? Мы им лично зла не желаем, но участь утопленника лучше, чем у этих людей. Они никогда, может, и Евангелия не читали… У одного такого попа спрашивают: «Ты Евангелие читал?» А он говорит: «А что я, дьякон, что ли?» Пусть дьякон читает, а он в это время «в носу ковыряет». Какие ему аргументы привести, когда он, кроме грошей, никаких аргументов не знает?

– Следующий вопрос: «Как понять, что достиг Царствия Небесного?»

– А это не умом понимается.

– То есть человек сердцем должен это почувствовать? Или это вообще человеку не доступно?

– Нет, почему же? Бывает и так, что человек, достигший Царства Небесного, излучает божественный свет и даже далекие от Бога люди этот свет видят.

– Нередко к нашим старцам ездили люди не очень-то церковные за советом, посмотреть, пообщаться…

– Так для этого и ездят, потому что человек обладает тем, чего нет у тебя.

– Этим внутренним светом…

– Да. Ты смотришь на человека, в котором отражается Христос: в его жизни, речи, выражении лица. То есть когда читаешь Евангелие, то через книгу образ Христа просвечивает, а тут видишь человека, в котором Христос живет. Как апостол Павел говорит: «Уже не я живу, а живет во мне Христос». Поэтому смотрю на Павла, а вижу Христа. Это уже опыт личного общения со Христом через Павла, или через Серафима Саровского, или через отца Павла (Груздева), или через любого благодатного человека. Кто-то сказал (не помню кто, в молодости читал), что общение со старцем – это как принятие таинства церковного, потому что оно благодатное.

– Приобщение благодати Божией через человека…

– Да, через человека, через общение с ним, через его созерцание, его благословение, какое-то его наставительное слово или через его молчание. Я помню, как исповедовался одному старцу, а он стал смеяться; брат мой исповедовался – он вообще хохотал, не мог удержаться, но это оказало такое воздействие – я этого никогда не забуду. То есть его грехи показались старцу чем-то таким смешным, это был абсолютно искренний, детский смех, от всей души.

– Вопрос телезрителя: «При воскресении Христом Лазаря апостол Фома воочию убедился, что разложившееся тело было воскрешено, и Лазарь практически получил новое тело без всяких изъянов…»

– Нет, это было другое воскресение: Лазарь воскрес в своем собственном теле, не преображенном, но те раны, которые произвело тление (химический распад плоти), конечно, зарубцевались. То есть пока Лазаря разматывали, снимали погребальные пелены, его ожившее тело зарубцевалось. Может быть, какие-то шрамы остались, об этом Предание умалчивает, но это было не то преображенное тело, в котором воскрес Христос и в котором мы с вами воскреснем во Второе славное Пришествие Христа Спасителя.

– Телезритель: «Христос воскрес в новом теле?»

– Нет, это не новое тело, это то же тело, но преображенное благодатью Божией.

– Телезритель: «Но на преображенном теле не должны были остаться раны от гвоздей, в ребрах…»

– А почему не должны? Откуда Вы знаете? Много Вы видали воскресших людей?

– Телезритель: «Я вообще не видел».

– А тогда что Вы говорите? От ветра головы своей? Это все равно что говорить: «А вот Он должен был воскреснуть верхом на лошади». А с чего Вы это взяли?

– Телезритель: «Но если человек воскрешен в новом теле, значит, оно чистое…»

– Но это же Его тело, оно носило следы ран, поэтому я и говорю, что вполне возможно, что у Лазаря остались шрамы, потому что его тело действительно начало разлагаться. Если бы кожа осталась жива, то шрамов бы не осталось, просто оно пришло под действием силы Божией опять в живое состояние.

– Телезритель: «Ну, понятно».

– Ну как это можно понять? Это уму непостижимо. Просто есть факт: смердел уже человек (там, на Кипре, жуткая жара), и тем не менее это случилось.

– Телезритель: «Меня интересует тело Иисуса Христа».

– Тело Иисуса Христа – это то, чем я причащался сегодня утром.

– Телезритель: «Я тоже причащаюсь».

– Вот это – Тело Христово, то самое, которое страдало на Кресте.

– Телезритель: «Но Фома заявил, что пока не увидит эти раны – не поверит. Я недавно воцерковился, и у меня вызывает сомнение это неверие апостола Фомы, который видел Господа воочию, общался с Ним, слышал Его и не поверил в то, что Он воскрес».

– Понимаете, это очень трудно, и Господь оказывает такое великое снисхождение: оставляет на Своем теле раны для того, чтобы Своему ученику Фоме дать возможность убедиться, что это Он. И представьте: вот Он воскрес, в воскресшем теле явился и на берегу Тивериадского озера поджарил им рыбу и с ними ел. Он, Который мог сквозь стены проходить… Зачем Ему эта рыба? Но чтобы апостолы убедились, что Он не дух, не призрак, чтобы они запомнили крепко, что Он воскрес в теле, Он ел перед ними рыбу и сказал: «Придите, обедайте». Вы можете себе это представить, что Тот, Кто создал всю вселенную, рыбу жарит для рыбаков? Больше Ему дел не нашлось в космосе, как только рыбу жарить, но Он это сделал для Своих учеников. Меня, например, вот это больше поражает, а не всякие следы на теле. Какого числа куда пошел, сколько было бесноватых, зачем смоковницу засушил – это не очень волнует, а вот явление такой совершенно потрясающей милости Божией меня свалило наповал, когда я это читал первый раз. До сих пор под впечатлением.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что на надо знать о удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать