Беседы с батюшкой. День семьи

8 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Андрей Щукин, помощник руководителя отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии. Передача из Екатеринбурга.

– Отец Андрей, сегодня такой день, который большинство христианских и нехристианских пар отмечают особо, – день святых Петра и Февронии Муромских, небесных покровителей семьи и брака, а также общероссийский государственный праздник – День семьи, любви и верности. Поэтому предлагаю поделить нашу сегодняшнюю беседу на две части. Одну из них посвятим Петру и Февронии и самому общегосударственному празднику, который установлен в этот день, а во второй части беседы, как мы и планировали, поговорим о крестителях Святой Руси.

– Действительно, сегодня радостный день. Но надо сказать, что благоверные князь Петр и княгиня Феврония являются не только покровителями семьи. Эти святые очень удивительные, исторически они принадлежат Древней Руси, то есть эти люди ближе ко временам князя Владимира, к тому восприятию православной веры, которое было в нашем Отечестве в домонгольский период. Петр и Феврония являются покровителями людей, которые желают жить благочестиво.

Мы знаем, что в конце жизни они принимают постриг, становятся монахами, удаляются от мирской жизни, оставляют попечение о своем земном Отечестве и устремляются к горнему, становятся служителями Царя Небесного, будучи облеченными начальственной властью. И в конце жизни они тоже открывают нам пример того, каким образом человек должен проводить свою жизнь. То есть в жизни человека должно быть время не только для семьи, для своего служения, на которое Бог его призвал, но и время, когда сам человек оставляет все ради того, чтобы приготовиться к вечности. Поэтому их последний шаг был связан с принятием монашества. Все в их жизни было соединено с советованием, с любовью. Мы видим, что они были чуткими друг к другу людьми. И благодаря этой чуткости они принимали какие бы то ни было решения в своей жизни, они прислушивались друг к другу.

Поэтому святые благоверные Петр и Феврония (в иночестве их звали Давид и Евфросиния) являются покровителями людей, которые хотят, чтобы в их жизни все было по правде Божией. Мы видим из жизнеописания Петра и Февронии, из молитвословий, которые к ним относятся, что люди обращают внимание именно на праведную часть их жизни, чтобы стать подражателями этой праведности, стать подражателями этой правды Божией, которую они в себе почувствовали, восприняли и всем сердцем возжелали.

В этот день, когда Церковь вспоминает этих удивительных святых, она просит их прежде всего о том, чтобы Господь даровал нам благодать Свою и научил жить так же праведно, как жили наши предки – Петр и Феврония и те благочестивые христиане, которые были просвещены Христовой верой благодаря деятельности святого равноапостольного князя Владимира.

Князь Петр является родственником удивительных и прекрасных мужей, которые стояли в основании русского Отечества, Русского государства и Русской Православной Церкви. Это удивительные люди, и мне кажется, они действительно достойны внимания. Именно поэтому очень хорошо, что в наше время вместе с церковным почитанием Петра и Февронии появляется государственный праздник, связанный с любовью, семейной жизнью, с верностью как важным началом семейной жизни и единственным важным основанием, на котором строится настоящая супружеская жизнь и любовь.

Прекрасные примеры показываются в Петре и Февронии для нынешнего поколения в России. С каждым годом все больше людей проникаются этим днем как символом возрождения России, символом будущего нашей страны.

– Вы сказали о том, что святые Петр и Феврония Муромские являются многогранными личностями – не только покровителями семьи, но и покровителями благочестивых людей, примером для них. Можно ли сказать, что попытка привязать их к покровительству семьи, любви и верности – это попытка упростить, уменьшить их подвиг?

– Наверное, нет. Потому что мы видим, что их благочестие так или иначе связано с их супружеской жизнью. Мы не знаем об их благочестии до их знакомства. Если не вдаваться в подробности жизнеописания, которое общедоступно, можно заметить, что их благочестивая жизнь становится явной, открытой, когда они находят друг друга, вступают в брак и начинают жить вместе. Как будто бы Промысл Божий помог им найти друг друга. Господь свел этих двух людей, соединил их и даровал им возможность проявить лучшие качества, заложенные в них Господом Богом. Проходит немного времени, и мы видим из жизнеописания, что эти качества проявляются.

Так же и в жизни семейного человека. Иногда человек невидим до тех пор, пока он не вступает в брак, тогда в нем раскрываются прекрасные черты. Иногда происходит обратное, и в людях проявляется что-то отрицательное. Но если говорить о совершенствовании и развитии человека, то можно сказать, что развитие происходит тогда, когда есть изменения в его жизни. А брак, семейная жизнь влекут очень важные и сильные изменения в жизни человека. Это естественно.

Господь открывает красоту их души, единство, праведность через момент соединения их во единую плоть – они становятся одним целым. И дальше их жизнь направлена на то, чтобы сохранить это единство. Окружающие их люди чувствовали красоту их жизни, праведность, возвышенность.

Был период, когда муромские жители отказались от Петра и Февронии, прежде всего от князя Петра. Они научали Петра отказаться от избранной им Февронии, а по сути дела, научали его отказаться от своего княжеского слова. А для Петра и любовь к человеку, и честь, честность, праведность были соединены в неразрывное единство. Тогда князь Петр отказывается от княжения и удаляется. Начинаются распри, и жители Мурома просят их возвратиться обратно. Мы видим, что пока их единство неразрушимо, в них пребывает благодать Божия и Господь хранит Петра и Февронию.

И точно так же в нашей жизни – это пример для нас, как можно сохранить благодать Божию. Ее можно сохранить, если люди стремятся к единству, миру, пытаются услышать друг друга, пытаются идти на компромисс. В этом случае есть надежда на сохранение семейных отношений, а если говорить о дружбе, то – дружеских отношений. Когда есть сильное желание того, чтобы водворился мир, несмотря ни на что, Господь дарует этим людям мир.

– Многие супружеские пары – как православные, так и не православные – желали бы вступить в брак именно в этот день, день святых Петра и Февронии. Но, насколько мне известно, совершать таинство Венчания во время поста нельзя. Можно ли парам зарегистрировать свой брак в этот день, а совершить таинство Венчания в другой день, после Петрова поста?

– Конечно, это возможно. Единственное, мне кажется это удивительным, ведь память святых выпадает на конец Петрова поста. Это время, когда можно задуматься о смысле семейной жизни, ведь два человека находят друг друга не просто для того, чтобы прожить вместе, а прежде всего для получения духовной пользы от этого союза.

Мы вспоминаем слова Спасителя, когда Его спрашивали, какое значение может иметь для человека мир, то есть земные блага, если в результате достижения этого мира он теряет душу. Супружеская жизнь – это некое обновление души человека. Это его созидание, возрастание. И не только земные радости должны беспокоить супругов, но есть и определенная цель в супружеской жизни, и она открывается в таинстве Венчания: мы хотим сохранить эти отношения не только здесь, на земле, но и в вечности, чтобы в Царствии Небесном найти друг друга. И для этого мы сохраняем особое духовное общение на земле. Для сохранения этого духовного общения требуется много сил и времени.

Поэтому хорошо, что память благоверных Петра и Февронии теперь у нас празднуется два раза в год. Второй раз их память отмечается в сентябре, кто-нибудь может пожелать приступить к таинству Венчания именно в этот день – накануне 19 сентября, когда вспоминается перенесение мощей благоверных князя Петра и княгини Февронии. А праздник летний, июльский, стоит посвятить какой-то благочестивой семейной традиции. Необязательно стремиться заключить брак именно в этот день. Ведь это не означает, что супружеская жизнь тогда будет «как коту масленица». Нельзя относиться к церковным праздникам мистически, желая получить какую-то выгоду.

Петр и Феврония – покровители всех супругов, а не только тех, кто в этот день сочетался браком. Поэтому, конечно, можно перенести само венчание на время после праздника Петра и Павла, который будет 12 июля. Разумнее планировать венчание и свадьбу не в пост. Ведь наши благочестивые предки положили хорошую традицию: не надо во время поста думать о свадьбе. Есть время думать о душе, а есть время подумать и о земных радостях. Всему свое время, можно перенести свадьбу на время после поста.

– Спасибо за исчерпывающий ответ о том, чем для нас полезно описание жизни святых Петра и Февронии Муромских, насколько важен день их памяти, насколько важен их подвиг не только для супружеских пар, но и для людей, которые молятся этим святым покровителям.

– Я могу добавить, что святые благоверные Петр и Феврония очень сильные святые, если можно так выразиться.

В начале июня у нас состоялась паломническая поездка, уже вошедшая в традицию в Екатеринбургской епархии по благословению митрополита Кирилла Екатеринбургского и Верхотурского. В такой поездке участвуют и духовенство, и учащиеся духовных учебных заведений, православных гимназий – более ста пятидесяти человек. В этом году мы отправились к святыням Владимира, Суздаля, Мурома, а закончили паломническую поездку в Дивеевском монастыре у мощей преподобного Серафима Саровского. И как раз в этой поездке мы были у мощей святых Петра и Февронии. Там, в Муроме, можно почувствовать, что эти святые не только покровители жителей Мурома, а именно покровители земли Русской. Потому что, обращаясь к ним в молитве, мы просим их защитить все грады российские. Потому что через Бога они слышат молитвы многих-многих людей, которые приезжают к их святым мощам, обращаются к ним в молитве и получают утешение и ответ на свои молитвы.

Поездка была прекрасной, и многие рады, что сейчас возрождается культура посещения своих святых мест. Это хорошо, что теперь люди выезжают на отдых не за пределы России, а посещают святые места родного Отечества. Нам необходимо знать свои святыни – это очень важно. Если ты знаешь свои святыни, то никогда не станешь ничего разрушать в том месте, где живешь, – если увидишь благочестие людей, которые созидали нашу культуру, жизнь нашего Отечества. По тому, насколько человек проникнут духом любви к своим святыням, можно судить о его будущем. Я думаю, такие возвращающиеся традиции являются частью возрождения России.

– Предлагаю перейти к другой теме сегодняшней беседы. Совсем скоро, в конце июля, весь православный народ будет отмечать день памяти святого равноапостольного князя Владимира, тысячелетие со дня блаженной кончины которого мы празднуем в этом году. Различные торжества и мероприятия приурочены к этой дате. В частности, 9 июля празднования пройдут в нашей Екатеринбургской епархии. Они совпадают с днем Тихвинской иконы Божией Матери. Празднования начнутся с праздничной Божественной литургии в Александро-Невском Новотихвинском женском монастыре. А кого еще мы можем называть крестителями?

– В такие юбилейные годы, например, связанные с такими значимыми личностями, как равноапостольный князь Владимир, хорошо обращаться к истории. Об истории сейчас очень много спорят, наполняют ее различными штампами, стереотипами. Есть много дилетантов-историков, которые предлагают посмотреть на историю нашего государства совсем иначе, коверкая важные исторические факты.

Равноапостольный князь Владимир является родоначальником не только Русского государства, но и основателем бытия Русской Православной Церкви. Важно обратить внимание на то, что об исторических событиях нам говорит не так много документов. Во-первых, мы черпаем свои знания из «Повести временных лет». Это основной исторический документ, говорящий о том, что происходило в то время. Есть византийские, есть западные источники, в которых имеются скромные сведения о самом князе Владимире. Есть еще одно прекрасное произведение «Слово о законе и благодати», которое тоже передает нам образ святого равноапостольного князя Владимира.

Если обратиться к основному источнику – «Повести временных лет», то мы видим, что князь Владимир совершает дело крещения Руси не лично сам. Летописец Нестор очень внимательно исследует вопрос о том, какое значение имеет для Руси крещение, которое произошло во времена князя Владимира. Здесь он обращает внимание на тех людей, которые подготавливали крещение Руси. Мы видим образ святой равноапостольной княгини Ольги. Она постаралась своими личными деяниями в деле просвещения славян Христовой верой. Мы видим прекрасных князей Аскольда и Дира, сначала бывших язычниками, направивших свои стопы в Константинополь, чтобы повоевать с Византийской империей и получить какую-то добычу. Но тут произошло чудо Божие. Пресвятая Богородица вразумляет их, они просят крещения и впоследствии становятся соучастниками распространения Христовой веры в Киеве.

Внимательно вчитываясь в «Повесть временных лет», мы видим, что многие люди способствовали произошедшим событиям. То есть нельзя сказать, что князь Владимир был единовластным крестителем Руси.

В судьбе князя Владимира, как и иных людей, сначала имеется другой образ жизни, и у него есть сомнение. Мы видим его путь ко Христу, путь в принятии самого крещения. Святой князь Владимир не сразу становится христианином. Он не внезапно или насильственно (как некоторые считают) крестит Русь. Есть такой идеологический штамп, исторически ничем не подкрепленный. Мы видим, как князь Владимир постепенно подводит к этой теме принятия христианской культуры. Это делается не просто ради какой-то государственной выгоды. С христианством и киевляне, и славяне были знакомы еще во времена княгини Ольги и князя Игоря. В летописи преподобный Нестор говорит об апостольской проповеди, которой было освящено место, связанное с жизнью славян. Апостол Андрей Первозванный, по преданию, доходит до тех мест, где впоследствии появится Русское государство.

Мы видим, что все происходит не внезапно и не вдруг. В просвещении Христовой верой славян участвует много людей. Может быть, сама летопись не называет их имена. Но есть косвенные указания на то, что вместе с князем Владимиром приходят священнослужители, переводчики, другие люди, способствующие распространению христианской культуры среди славян. И чудесным образом спустя короткое время люди располагаются к христианской вере и культуре.

Мы видим, как христианская культура становится плотью и кровью русского народа за очень короткое время. Невозможно навязать кому бы то ни было веру Христову так, чтобы появились такие удивительные плоды праведной христианской жизни. Очевидно, что сама христианская вера, культура были очень естественно и логично приняты славянскими народами. Доверие росло из десятилетия в десятилетие.

Святые появляются на русской земле очень быстро. Открываются монастыри как центры духовной и культурной жизни славянского, тогда уже русского общества. Несмотря на состояние некой политической нестабильности (ведь продолжалась междоусобица), христианская культура распространяется из одной области в другую. Находится все больше людей, которые показывают в своей жизни совершенство и любовь ко Христу.

Здесь мы больше обнаруживаем не заимствование византийской традиции, культуры извне, а быстрое понимание и осознание произошедшего во времена князя Владимира. Люди приемлют ту веру и надежду, которые князь Владимир вкладывал в свои деяния, и это становится основанием жизни Русского государства. Мы не видим в нашей истории колебаний или желания отказаться от христианской культуры. Несмотря на раздробленность Руси, мы видим верность христианской культуре, верность Богу и Его заповедям. И эта верность является основанием сильного Русского государства. Даже татаро-монгольское иго не смогло пересилить любовь русского народа к православным святыням. Люди оставались верными, восстанавливали эти святыни. Они знали и понимали, что наступит время, когда русские княжества освободятся от всякого политического давления извне и будут иметь радость, мир, покой и процветание в своем Отечестве.

– Вопрос от телезрительницы Галины Быковой: «Что делать, когда человек крещеный, но не живет в Церкви Христовой и слышать не хочет о вере. Мы молимся о нем как о заблудшем. Может ли брак с таким человеком считаться малой церковью?»

– Основанием для супружеского единства является желание человека жить с другим человеком. Если человек, несмотря на неприятие веры другого, хочет жить вместе с ним, стремится найти нечто общее, то можно выстраивать отношения. Не стоит разрушать брак разводом. Ведь мы не знаем, что будет завтра, что будет через год. Бывают такие случаи, когда в супружеской жизни наступают времена отчуждения, даже ненависти. Если эти двое удерживают себя от крайних поступков, от злобы в делах, то надежда на то, что такие времена пройдут и они услышат друг друга, может оправдаться.

Молитва за этого человека, безусловно, является основанием и будет услышана Богом. Мы знаем это из жизнеописания святых. Например, удивительная святая блаженная Моника, мать блаженного Августина, епископа Гиппонского, проживала со своим супругом язычником. Из прекрасного произведения блаженного Августина, которое называется «Исповедь», мы знаем, как он лично относился к блаженной Монике. Она очень спокойно воспринимала его «фокусы», молилась за него. Как сказал о ней другой святой – святитель Амвросий Медиоланский, увидев блаженную Монику, молящуюся в храме: «Если женщина способна так молиться Богу, то ей все можно». То есть Господь услышит ее молитву.

Я думаю, что если нет крайних деяний, которыми можно было бы все разрушить, если есть основание к диалогу, то можно видеть в этом Промысл Божий.

– Телезрительница спрашивает: «Так получается, что тем людям, которым ты делаешь добро, начинаешь подсознательно доверять. Ты не ждешь благодарности, но и зла тоже не ждешь. Поэтому случаи предательства со стороны этих людей очень болезненны. Ко всему этому стоит относиться, может быть, с пониманием того, что любой человек несовершенен и способен преступить некую черту, но тогда как жить с недоверием к людям?»

– Мне кажется, что правильнее было бы смотреть на людей так, как на них смотрит Господь Бог. Он смотрит на них с надеждой. Если мы говорим, что мы верим, доверяем Богу, то Господь доверяет нам. Да, мы знаем, любой человек может предать, потому что дьявол не дремлет. Есть масса ситуаций, в которых человек проявляет свои слабости. Но все-таки в человеке есть что-то от Бога, есть что-то святое. Несмотря ни на что, мы должны находить в человеке что-то доброе. Мы можем быть неправильно понятыми, мы можем ошибаться, мы можем испытать неприятные минуты в момент предательства. Но мы должны верить в человека. Мне кажется, Господь нас к этому подвигает. Он осторожно шепчет нам об этом. Нужно стараться доверять человеку, потому что это единственное основание для его спасения. Здесь нас утешают слова Спасителя: «Если вы так будете относиться к людям, так и Я к вам отнесусь».

Вспомним князя Владимира. После крещения он в Киеве отменил смертную казнь. Впоследствии при Ярославе Мудром возникают споры об этом. Одни считали, что некоторые люди действительно заслуживают ужасных наказаний, что нужно как-то управлять государством. Но князь Владимир старался быть христианином не на словах, а на деле.

Возьмем Петра и Февронию. Феврония стала для Мурома самым близким человеком. У нее каждый нуждающийся находит помощь. В жизни многих других русских святых мы видим их заботу о своих ближних.

В Муроме есть монастырь, где почивают мощи удивительных муромских святых – крестителей. Это князь Константин со своими чадами Михаилом и Федором. Князь Константин был родственником князя Владимира. Он упросил дать ему в удел муромскую землю, когда она еще не была просвещена крещением. В то время там проживали финно-угорские племена, и славянские язычники противились княжеской власти, не то чтобы самой вере. Князь Константин прежде себя посылает своего сына Михаила. Его убивают. Князь Константин прибывает в Муром со своей дружиной. По языческим обычаям он имел право отомстить муромским жителям за убийство своего сына, но он не мстит. Он силой входит в город, но не мстит убийцам своего сына.

Это уже другие отношения. Такие отношения мы видим в жизни святых благоверных Бориса и Глеба, невинно убиенных Святополком Окаянным. Мы видим, что люди очень быстро изменились, но не потому, что это произошло внезапно, а потому, что в их жизни произошло некое преображение. Эта любовь Божия, которую они почувствовали, дает им основания для того, чтобы строить жизнь вокруг себя на совсем новых началах. И этой любовью они побеждают.

Впоследствии муромские жители принимают крещение. Они просят князя Константина устроить крещение точно так же, как его устроил князь Владимир в Киеве.Чтобы было большое стечение народа, чтобы это было некое событие. Далее в просвещении Христовой верой муромской земли Константину помогает его сын князь Федор. Здесь мы снова видим любовь.

Мне кажется, что основанием для семейной или общественной жизни является любовь Христова, которая дается людям, если они сами проникаются любовью к Богу.

– Телезритель спрашивает: «Как широко отмечается праздник памяти святых Петра и Февронии в приходах Русской Православной Церкви, в частности в вашем приходе?»

– Я скажу о своем приходе. В нашем приходе Симеоновской Церкви-школы, который находится у нас в Екатеринбурге (там же находится православная гимназия святого праведного Симеона), есть прихожане, которые особо почитают святых Петра и Февронию. Каждое воскресенье у нас совершается акафист Петру и Февронии. Поэтому когда совершается память этих удивительных святых, помимо богослужений мы собираемся вместе, общаемся, пьем чай, обсуждаем важность их подвига не только для нас, но и для нашего общества в целом. Я думаю, что первым делом в день празднования является молитва. Общение же, добрые дела, которые во многих других приходах Русской Православной Церкви совершаются в этот день, благотворительные акции являются хорошим началом, для того чтобы этот праздник стал всеобъемлющим.

В заключение пожелаю: пусть молитва к равноапостольному князю Владимиру укрепит наше Отечество, общество, соделает его сильным, единым, а главное – мирным. Господь да благословит нас молитвами всех святых.

 

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Марина Дмитриева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать