Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

8 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель прихода во имя Успения Пресвятой Богородицы, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, благочинный Рождественского церковного округа Екатеринбургской епархии.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Отец Евгений, добрый вечер, рад Вас приветствовать! Помнится, еще в прошлом году была наша последняя беседа, с того времени прошло множество различных событий, праздников – и церковных, и светских, и переплетенных между собою. Вдобавок ко всему сейчас уже неделя подготовки к Великому посту. Поэтому тем и вопросов много. Будем надеяться, у нас получится поговорить обо всем том, что запланировано.

В январе прошли XXV Рождественские образовательные чтения, в которых Вам уже по традиции посчастливилось участвовать, в том числе и быть председателем одной из секций. Расскажите об этом опыте. Есть ли то, чем бы хотелось поделиться?

– Душа болит за сестер, за сестричество, потому что на протяжении уже многих лет приходилось знакомиться с работой тех или иных групп милосердия. И в последние несколько лет образовалась постоянно работающая секция, на которой собираются духовники, сестры, старшие сестры и обсуждают вопросы своей жизни. В этом году так получилось, что мы предложили соорганизацию Ассоциации сестричеств и руководителю монахине Елизавете и вместе организовали секцию «Сестричество: столетие, опыт жизни».

Был ряд интереснейших докладов. Один из них сделан протоиереем Сергием Вогулкиным, клириком нашей митрополии. Это замечательный доклад по истории, открывший очень интересные и важные факты, что на самом деле опыт тех сестричеств, которые мы видим в начале зарождения этого движения, не вполне применим к современной жизни. Мы сейчас говорим: «возрождать сестринское движение». Но, оказывается, возрождать-то особо нечего. Потому что те группы милосердия, которые возникли в русско-японскую войну или во время каких-то стихийных национальных бедствий, не ставили своей задачей то, что сейчас ставится целью сестринского служения. Одна из важнейших целей – это спасение своей души в служении любви, в служении ближним. Как выяснилось, многие сестричества были вообще светского характера, то есть это или медико-социальная помощь сердобольных вдов, или организации Красного Креста, которые вообще не имели религиозного мотива.

И на этом фоне фактически только одно сестричество, одна обитель является таким маяком, на который действительно можно смотреть и учиться от него, – это Марфо-Мариинская обитель, созданная преподобномученицей Елизаветой. Там действительно совмещалось Марфино служение, служение ближнему, милосердие и Мариино служение Господу в молитве, в подвиге покаяния. Но опять же такая особенность: целью Марфо-Мариинской обители была все-таки последовательная подготовка сестер через служение милосердия к монашескому подвигу. И это была своего рода ступень искуса, в котором испытывалось намерение, решимость и готовность встать на этот путь. А в современных сестричествах особенность в том, что значительная часть сестер – это семейные сестры, у которых дети, ответственность перед семьей, и в то же время они несут служение Церкви. И вот этот опыт Марфо-Мариинской обители как бы тоже не в полной мере применим сегодня.

Вывод такой, что мы на самом деле сейчас пионеры, то есть идем путем, которым раньше никто не ходил. Приходится находить тропиночки, идти на ощупь, организовывать и приобретать этот опыт. И тем более интересно, тем более важно собираться на таких встречах, обсуждать, говорить об успехах, неудачах, призывать священников, духовников к этому служению. Потому что, конечно, роль духовника – важнейшая; без него сестричество – организация сестер, православных женщин – никуда не будет двигаться. Вот интереснейший опыт. Я с вами поделился.

– А если коротко обозначить, что такое сестричество? Имеется в виду не как организация, а сущность?

– Сестричество – это отряд специального назначения, цель которого занять определенную высоту. Здесь надо понимать, что наши отношения с государственными учреждениями (отношения Церкви и тех или иных социальных, медицинских организаций) не всегда простые и образ священника средствами массовой информации значительно скомпрометирован. Когда люди встречают священника в больничной палате, в коридоре больницы, реакция у них совершенно неоднозначная, и не всегда она бывает приветливая, приятная. А образ сестры в каком-то смысле непорочный, и когда сестра милосердия входит в палату, к ней сразу располагается сердце: это открытость, доверие, надежда на помощь и духовную, и душевную, и физическую. Сестры – это своего рода группа, которую «забрасывают» для взятия высоты. В тех учреждениях, где появляются сестринские посты, постепенно отношения между миром светским и Церковью настраиваются, налаживаются, потому что сестра является звеном, соединяющим священника, храм и пациентов, больных и медработников. Это по задачам.

По духовной составляющей сестричество – это сестринское объединение православных женщин, христианок, которое соединено общей целью (это спасение души), общей верой, общей молитвой, духовным чтением, упражнением, общим духовником. То есть это община сестер милосердия, которые друг друга могут поддерживать не только словами или даже где-то материально, а в первую очередь молитвой. Это очень ощущается, когда сестры молятся друг за друга, это огромная поддержка. Вот это община сестер.

– Доходчиво, спасибо. В преддверии нового года на телеканале «Союз» многие наши зрители могли поучаствовать в марафоне «От святителя Николая до святителя Спиридона». Это два величайших святых, что помогали и помогают многим людям, которые вокруг них находились и которые сейчас к ним обращаются. Это был марафон в поддержку православной службы милосердия, у которой есть множество подопечных в разных учреждениях и подопечных самой службы непосредственно. Хотелось бы узнать, каковы результаты этого марафона? Есть ли у службы милосердия друзья милосердные?

– Дорогие наши телезрители! Я искренне хочу поблагодарить всех, кто поддержал в конце прошлого года проекты службы милосердия, помог подготовить нас к поздравлению с Рождеством Христовым наших подопечных (их несколько тысяч) и наших друзей, которых тоже, кстати, надо поздравлять и говорить им добрые слова. Например, сотрудников Министерства социальной защиты населения; например, это разные предприятия, на которых работают наши друзья милосердия. Хорошо священнику прийти, напомнить, что Христос рождается, что Его нужно славить, подарить небольшие символические подарки (открыточки, иконочки), дать возможность человеку соприкоснуться с праздником Христовым. И, конечно, всех покропить святой водой. Но все-таки в первую очередь – наши подопечные.

В конце года возникла небольшая яма, в которую наша «машина» службы милосердия одним колесом попала, и нам пришлось ее немножко выталкивать. Благодаря всем вам, дорогие наши помощники, друзья милосердия, мы ее вытолкнули, и она дальше как-то ровненько поехала. Спасибо за помощь, за отзывчивость. Это очень важно.

Важно и материально поддерживать тех сестер, о которых мы только что, например, говорили. Потому что люди порой готовы жертвовать на какие-то материальные вещи, на лекарства, на продукты питания, но не на зарплату… А наша организация существует за счет пожертвований, то есть у нас нет каких-то бизнес-проектов, через которые мы могли бы привлекать средства. Это все средства тех людей, которые нам доверяют, которые хотят таким образом помочь службе милосердия и всем тем, кто с нею связан. И когда возникает необходимость в сестре милосердия (а ей же тоже нужно жить, содержать свою семью, детишек растить), то вот эти жертвы очень дороги. Храни вас Господь! И искренняя всем благодарность!

– Хочется поблагодарить еще православную службу милосердия и Вас за то, что не оставили без поздравления телеканал «Союз». Недавно к нам приехали Дед Мороз и Снегурочка, которые поздравили сотрудников телеканала небольшими сувенирами, блокнотами, сладостями и с Рождеством Христовым (это стало продолжением январского торжества), и с днем рождения телеканала «Союз», который 31 января мы отметили. И будем надеяться, долгие годы еще будем отмечать.

– Да. Дорогие сотрудники телеканала «Союз», дорогой отец Димитрий, дорогой владыка! Хочется сказать слова благодарности и абсолютно искренне, от всей души выразить сердечную благодарность от всех наших телезрителей, что и в России, и за рубежом. Я получил несколько откликов от тех, кто живет за границей; они говорят, что это единственная ниточка, которая их связывает с Родиной, что каких-то других связей не сохранилось. «Союз» связывает их с православием, с Церковью. Смотрят, ждут. Огромное служение проповеди слова Божия, проповеди жизни Церкви осуществляется телеканалом «Союз». Дай Бог вам доброго здоровья, добрых телезрителей, хорошей почвы, в которую сеется слово Божие. И конечно, чтобы возможности телеканала «Союз», в том числе физические, материальные, тоже позволяли нести это служение.

– Спаси Господи! Это поздравление в том числе и для Вас – как для человека, который долгие годы трудился здесь, еще в самом начале вел первые выпуски программы «Архипастырь» длительное время, «Церковный календарь». Кстати, наши зрители в социальной сети «ВКонтакте», несмотря на то что уже достаточно продолжительное время программу «Церковный календарь» ведете не Вы, пишут: «Отец Евгений, с благодарностью к Вам…» Зато сейчас, слава Богу, есть возможность почаще приглашать Вас в программу «Беседы с батюшкой» и вести  диалог.

– Я тоже по вам скучаю. Вот это желание «быть в контакте» реализовалось в проекте «Благая часть». На сайте www.sobor-uspenie.ru есть ссылка на передачу «Благая часть», которая выходит примерно в формате «Церковного календаря», но не в эфире телеканала, а в интернет-вещании. Поэтому кто очень сильно соскучился, находитесь, будем общаться.

– Стоит напомнить, что в сети «ВКонтакте» тоже есть группа vk.com/sobor_uspenie.

На сайте www.ekbmiloserdie.ru православной службы милосердия есть отчет о прошедших рождественских поздравлениях, о прошедшей акции «Дари радость на Рождество».

Я думаю, нашим зрителям будет интересно услышать о цифрах: сколько людей поздравили и сколько подарков было вручено. Кто желает, может и сам посмотреть. Порядка двух тысяч взрослых в шести подопечных учреждениях. Более тысячи детей в девяти учреждениях, окормляемых направлением «Помощь детям»; ребятишки получили не только подарки, но и смогли побывать на новогодних спектаклях и елках. Поздравили сто сорок бездомных, подопечных «Автобуса милосердия» и приюта «Дари добро». Семьдесят шесть ребят из многодетных и малообеспеченных семей (ребята с родителями) стали участниками рождественского праздника в Центре гуманитарной помощи; двенадцать многодетных семей являются подопечными службы; около тысячи двухсот детей из девятнадцати областных детских домов стали участниками фестиваля рождественской открытки «Вифлеемская звезда». В общем-то, масштабно.

– Это не всё. То есть не все люди, которым нужна помощь. Гораздо больше людей остаются пока за сферой нашего служения. Но будем трудиться с вашей помощью.

– А еще нашим зрителям мы достаточно часто и долго рассказываем о том, что 17 февраля в центре «Верх-Исетский» пройдет благотворительный концерт Светланы Копыловой. Вообще отличная практика проведения таких благотворительных мероприятий. Насколько мне помнится, в практике собора Успения Пресвятой Богородицы это уже, наверное, третий благотворительный концерт, когда  собираются средства на благое дело. При этом не на пустом месте, так скажем, они собираются.

– Идея возникла благодаря Светлане Вадимовне Копыловой, которая обратилась с предложением совместно провести это мероприятие. От нее – замечательная программа духовных песен, баллад и притч, а от службы милосердия – организационная часть. Очень надеюсь, что эта встреча для всех будет интересной, полезной, радостной, потому что, конечно, утешительно слышать такие замечательные произведения. Кроме того, Светлана Вадимовна милостиво согласилась поддержать службу милосердия. Дай Бог, все получится!

– Предлагаю ответить на несколько вопросов наших зрителей.

Телезрительница пишет: «Здравствуйте, батюшка! Мой муж работает при храме, в последнее время его посещает отчаяние: он не хочет ничего делать, говорит, что никому это не нужно, никто не ценит его старания. А его деятельность связана с сестрами милосердия. Под его руководством начали работу сестры, а теперь он хочет все бросить и сменить работу на мирскую. Как мне ему помочь?»

– Если говорить о том, как помочь, то жена должна верить в мужа, должна его вдохновлять, поддерживать, утешать, быть ему опорой  и, конечно, молиться Господу. Очень важно верить в собственного супруга и быть его вдохновительницей. А как вообще помочь в этой ситуации? Как раз наша предпоследняя встреча в Москве с сестрами была посвящена так называемому «синдрому выгорания», то есть когда происходит истощение души, когда наступает некоторая атрофия на эмоциональные реакции, эмоциональное истощение. Мы говорили о том, что вообще в духовной жизни, в душевной жизни очень важным средством профилактики и реабилитации является режим.

Режим должен быть трехуровневый. Первый уровень – духовный режим. Наше сердце – это сосуд, лампадка, в которой находится елей. Если вспомнить притчу о десяти девах, то были пять мудрых, пять юродивых. Юродивые не запасли елея, и он у них выгорел. Душа выгорает у всех на самом деле; светильники у всех горят и, естественно, выгорают. Наша задача – позаботиться, чтобы всегда вовремя поступало масло. Масло – это благодать Божия. Поэтому каждый человек, заботящийся о своей душе, должен быть внимательным к тому, чтобы душа не теряла благодати. Для этого сосуд должен быть целостным, не должно быть трещин, повреждений. Это говорит о том, что человек должен внимательно относиться к покаянной жизни: исповедь сохраняет сердце целостным. А все средства, которые Церковь нам предлагает для стяжания благодати, должны быть в своем порядке. В первую очередь важно сказать, что регулярность Таинств исповеди и Причастия – это наиважнейшее условие сохранения своей души от выгорания. Через таинства душа постоянно восполняется этим елеем. Средняя периодичность: раз в две недели человек обязательно должен быть у Чаши Христовой. Чаще можно быть по благословению духовника. Раз в две-три недели – это норма, за которую лучше не выпадать.

Заповедь Божия нам говорит об очень важном духовном ритме: шесть дней делай дела твои, седьмой день – Господу Богу твоему. Совершенно потрясающее слово в прошлое воскресенье в Храме-на-Крови говорил архиепископ Юстиниан о дне седьмом. Воскресный день – это день святой, который освящен воскресением Христа. И Господь дал человеку заповедь шесть дней заниматься своими делами, а седьмой день нужно святить, этот день святой. Святой – значит, принадлежащий Святому Богу. Если он принадлежит Богу, значит, он не принадлежит нам. И вот есть такой страшный грех, который называется «святотатство», когда человек посягает на святыню, когда он берет то, что принадлежит Богу. Тяжелейший грех с далеко идущими последствиями. Воскресный день – Божий, он должен принадлежать Богу. Поэтому все эгоистические, ради собственной корысти занятия нужно с этого дня переносить на шесть предыдущих, а этот день посвящать Богу. Это важнейшее средство профилактики выгорания.

Третий момент духовного режима: у человека должны быть постоянные личные отношения с Богом, личная связь с Ним. Домашняя молитва утром и вечером – это обязательно; не когда хотите, не когда будет время. Если человек хочет жить, он должен дышать. Молитва – дыхание души, молитва дает нам возможность жизни со Христом. Христос должен быть в центре жизни. Маленький тест: когда вечером встанете перед своим домашним иконостасом, обратите внимание, какая икона занимает центральное место в вашем иконостасе. Потому что наша жизнь должна быть христоцентричной.

Бывая в домах своих прихожан, я, к сожалению, наблюдаю иногда такую картину: в центре, например, икона святителя Николая или Пресвятой Богородицы, а иконки Христа либо вообще нет, либо она какая-то маленькая в виде календарика сбоку. Но это неправильно, потому что тогда получается, что у человека с образом воплотившегося Бога нет зрительного контакта, он получается какой-то очень искусственный, когда человек обращается ко Христу, но образа Его не видит. Это очень важный момент: жизнь должна быть христоцентрична. Молитва должна быть. Обязательно необходимо чтение Евангелия – это еще одно средство восполнения нашего сердца благодатью Божией.

И очень важны для каждого человека, который называет себя христианином, посты в среду, пятницу и многодневные посты. Потому что это тоже связь лично со Христом: мы ради Христа ограничиваем себя в эти дни от определенных действий, от какого-то беспорядка. Иуда, наверное, не очень шибко постился со своими собратьями-апостолами. Апостолы постились, а Иуда, наверное, для себя сделал какие-то поблажки, и постепенно его такая расслабленность дошла до того, что он стал иудой (имя нарицательное). Это духовный режим, важный для профилактики выгорания.

Душевный режим: обязательно у человека должно быть личное время для отдыха, для своих занятий, друзей, семьи, увлечений, для того, чтобы сходить с детьми на каток, почитать любимую литературу. Обязательно нужно это эмоциональное время планировать.

И еще очень важен телесный режим. Потому что часто уныние приходит от того, что человек элементарно не высыпается или у него нет физической нагрузки. Как сказал один знакомый спортсмен, гормон радости находится у нас в икрах, то есть чем больше человек ходит, тем больше у него радости. Помните, когда с Форрестом Гампом случилось несчастье, его бросила любимая, он встал и побежал в кругосветное путешествие? И по мере того, как он бежал, постепенно пришел в себя. Необходимо ходить километров семь-десять в течение дня. То есть нужно планировать свой маршрут; может быть, чуть раньше выходить и идти до работы пешочком... Физическая нагрузка важна. Потому что у нас накапливается гиподинамия, что тоже влияет на наше эмоционально-душевное состояние.

– Вы говорили про домашнюю молитву, и я вспомнил строки из книги «Когда Христос станет для тебя всем» архимандрита Андрея (Конаноса), которую Вы подарили мне на день рождения. Там сказаны интересные слова, запавшие мне в душу: вы просто засеките время, которое днем тратите на молитву, и соотнесите это время с тем, что вы тратите, например, на просмотр телевизора, на использование компьютера или на работу, и вы поймете, что это самый маленький промежуток времени.

– А еще я предложил бы такой замечательный эксперимент. Вот мы спрашиваем: «В чем смысл и цель жизни?» И каждый христианин очень быстро и легко отвечает: «Цель жизни – это спасение души, цель жизни – стяжание благодати Духа Святого Божьего, Царство Небесное». Но цель – это то, к чему человек целеустремлен,  для чего собирает все силы души. Когда человек видит цель, он не видит преград. Но так ли мы стремимся в Царствие Божие?

Если бы была возможность нас снять скрытой камерой (как «Дом-2», но чтобы мы об этом не знали) с утра и до вечера, мы бы увидели день жизни среднестатистического так называемого христианина: с какими мыслями человек просыпается, с каким лицом он приветствует своих домашних, как он начинает день, какие у него возникают желания. Вообще с чего начинается у человека день: с мысли «слава Богу» или сразу с какой-то суеты, раздражения? И как этот день дальше развивается: как человек выходит из дома, как он встречается с соседями по подъезду или с вахтером внизу, как передвигается в автомобиле, как реагирует на стрессовые ситуации, на резкий гудок автомашины, на некорректное поведение на дороге собратьев-водителей? Как он приходит на работу, как ведет себя на работе, сколько времени тратит на чай, сколько ресурсов тратит на то, чтобы в Интернете посмотреть свои какие-то дела, как он вообще работает: халтурит или не халтурит?..

И вот так увидеть день человека немножко со стороны. А потом вообще постараться разглядеть через микроскоп: а где там вообще христианин, его там видно? или вообще там нет христианина как такового, потому что все его реакции антихристианские? Как он переживает какие-то трудности, печали, о чем думает, когда пришла скорбь: к Богу обращается или у него какие-то другие мысли, возникает грусть, уныние, отчаяние? И окажется, что в нас христианского-то, по сути, очень мало, и это беда, проблема.

Поэтому когда в этом году я поздравлял всех друзей, близких, знакомых с Рождеством Христовым, пожелание было коротким: от всего сердца желаю мудрости, сил и смелости жить по-настоящему, не фальшиво. Мы рискуем вообще фальшиво прожить свою жизнь, изображая что-то, играя, казаться большим, чем быть на самом деле. И это беда.

У Клайва Льюиса есть история, называется «Пока мы лиц не обрели». Она заканчивается тем, что персонаж, герой этой истории оказывается перед судом Бога и вдруг понимает, что вся его жизнь – это не то; что Бог совсем по-другому человека задумал и хотел от него другого. И это принципиальнейшая тема, о которой нужно думать: я вообще живу или  все время халтурю, фальшивлю? Я христианин или у меня двойное (или тройное) дно?..

– И немая пауза…

– Да, немая сцена, как в «Ревизоре». Потому что тема очень серьезная.

– Потому что каждому из нас стоило бы денек из своей жизни так пересмотреть.

– Да. Потому что мы ведь о себе думаем: ну, я же не такой, как прочие человецы, я-то точно нормальный парень, у меня все хорошо, даю десятую часть от того, что притяжу, пощусь…

– В храм в воскресный день хожу.

– Да, в храм хожу. То есть все в порядке, я не такой, как прочие человецы. А что там тот мытарь?..

Позавчера мы праздновали день памяти блаженной Ксении Петербургской. Удивительная святая, очень близкая. Я про ее жизнь узнал такой факт: у нее было утешение – она раз в две недели ходила в баню. Приходила, снимала лохмотья, мыла голову холодной водой, в рубашке ложилась на полок и часик-полтора отогревалась. Потом надевала на себя верхнюю одежду и, не просыхая, вспотевшей выходила на улицу. Летом так летом, зимой так зимой – бывало, в тридцать градусов. Вот такое отношение к телу – подчинение его духу.

Я подумал: мы вообще теряем самообладание, если телефон дома оставили, – у нас жизнь закончилась, мы связь потеряли, дезориентированы. Или горячей воды дома нет, или свет отключили, у нас сразу же возмущение. Температура в комнате упала на три градуса, нам сразу же некомфортно, плохо, мы начинаем возмущаться, жалобы писать. А здесь вот такая жизнь блаженной Ксении. И Господь дал ей за смирение великую благодать. Но когда она ходила по улицам, она ведь тоже имела вид бездомного бродяги. Кто-то к ней относился с презрением, кто-то свысока, с высокомерием, кто-то издевательски (землей в нее бросались). Но кто знает, может быть, среди тех бродяг, которых мы встречаем и на которых так пренебрежительно смотрим, тоже ходит блаженная Ксения или Симеон Верхотурский, простой человек, у которого сердце золотое?.. Вот такие идеи.

– Но опять-таки, где эта грань до крайности? Трудно представить современного человека, который ходит на работу и будет мыться раз в две недели... И одна из наших зрительниц спрашивает: «Я – врач; сейчас у меня на лечении находится протоиерей, у него серьезное заболевание, но вполне поддающееся контролю, если отнестись с чуть большим вниманием к регулярному приему лекарств. Он достаточно молод, возглавляет большой приход. И, мотивируя занятостью и своим служением, говорит, что ему некогда принимать лекарства и на всё воля Божия. Как мне убедить его серьезнее отнестись к своему здоровью, ведь это поможет избежать ему тяжелейших осложнений? И где проходит грань между упованием на Бога и свободой воли?»

– Как всякий протоиерей, он должен иметь послушание. И, оказываясь в послушании у доктора, батюшка должен слушаться, потому что доктор в этом случае становится его начальником, руководителем, ему Господь вверил заботу о своем пациенте. Как сказал один доктор моему знакомому прихожанину, когда тот сомневался в лечении, в его целесообразности: «Вы должны меня слушаться, потому что Вы христианин и у Вас есть понятие послушания. Это необходимо делать; будьте любезны слушаться». Поэтому здесь все обычно. Есть определенные понятия, и батюшке надо объяснить, что нужно жить по понятиям: если он других учит послушанию, то и сам должен исполнять послушание от старших, в данном случае от своего доктора.

– И еще составить список тех святых, которые при своей жизни были врачами и целителями, и сказать: «Вот Вы думаете, что я врач и ничего не могу Вам советовать, а вот посмотрите, есть святые, которые людей лечили, и их люди слушались».

– Также надо понимать, что здоровье священника – это достояние Церкви. Священник не может пренебрежительно относиться к своему здоровью, потому что если он приобретет немощь, или инвалидность, или какую-то хроническую болезнь, то пострадает не только он сам, но пострадает Церковь, люди его прихода. Он будет с меньшими силами, с меньшей энергией и результатом трудиться для Церкви. Это становится уже не его личной проблемой, а проблемой церковной. О священнике нужно заботиться, и батюшка обязательно должен заботиться о своем здоровье.

– А где действительно грань между тем состоянием, когда человек говорит: «Мне кажется, что у меня что-то где-то побаливает, а что точно, не знаю», и между тем состоянием, когда у человека уже, например, рука отнимается, а он говорит: «Ничего, потерплю, тело свое смирю, и всё слава Богу!»?

– Тут грань в целомудрии, в целостной мудрости. Нам нужно стремиться к тому, чтобы душа приобрела правильное устроение, рассудительность, трезвость, честность. Чтобы мы, не теряя из виду нашей цели – устремления к Богу, понимали, что тело нам тоже в этом должно содействовать. Поэтому тело нельзя «перепостить», оно должно в меру приобретать энергии через пищу и вовремя ее тратить. Тело нельзя подвергать каким-то сверхнагрузкам, потому что оно может надорваться. Тогда человек может вообще потерять ревность, поскольку слабое тело отражается вялостью души. Необходима рассудительность. С другой стороны, пуля дырочку всегда найдет, и если человек мнительно будет рассуждать о своем здоровье, он всегда найдет у себя симптомы, которые в конце концов убедят его, что у него третья степень какой-то неизлечимой болезни.

Поэтому нужна трезвость, разумная физкультура. Человек должен обязательно заниматься физкультурой. Как минимум двадцать-тридцать земных поклонов в течение дня позволят человеку все время быть в тонусе (и суставам, и мышцам). Я не шучу, земные поклоны – это реальная профилактика от многих болезней. И достаточно тридцать поклончиков за утренним правилом, это будет хорошая духовно-телесная зарядка.

Конечно, если возникают симптомы (тело нам подсказывает, что у нас что-то где-то не так), не нужно стесняться, не нужно самонадеянно относиться к своему здоровью, а нужно получить консультацию специалиста. Потому что всегда профилактика более целесообразна, чем лечение запущенной болезни.

– Еще одна зрительница пишет: «В Церковь привел душевный надрыв в отношениях с мужем. Искала утешения, спокойствия, мирных отношений в семье. Но чем дальше, тем отчетливее понимаю, что теперь хочу познакомиться с Самим Богом. Как разделить теперь психологическую сторону жизни от отношений с Богом? Как выстроить теперь эти отношения?»

– На самом деле разделять ничего не нужно, нужно соединять, восстанавливать связь с Богом. Человек – существо трехсоставное: душа должна оживотворяться духом, дух должен быть связан со Святым Духом, а тело должно оживотворяться жизнью души. Поэтому «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука…» И дальше по тексту. Три товарища – это три наши силы души: сила ума, сила чувств и сила воли; три вектора. Человек находится в расстроенном состоянии, поэтому ум желает одного, воля – другого, чувства – третьего, и от этого происходит мука. А задача духовных упражнений – восстановить целомудрие. Господь, прежде чем сказать «встань и ходи», часто спрашивал: «Хочешь ли цел быти? Хочешь ли быть исцеленным?» Не выздороветь, не здоровьице поправить, а восстановить целостность... И целеустремленность, кстати, от этого возникает. Когда у человека восстанавливается целостность, у него появляется правильный вектор: три вектора направляются в одну сторону и не возникает конфликта между психологией, духовностью, физической жизнью, а всё гармонично. То есть возникает диктатура совести, вертикаль власти: тело → душа → дух → Господь.

– Еще одна наша зрительница пишет: «Батюшка, благословите, летом наш приход собирается в Екатеринбург в паломничество на три дня. Собираемся посетить Ганину Яму, храм во имя всех святых, в земле Российской просиявших. Какие святые места Вы бы порекомендовали посетить в Екатеринбурге и близлежащих окрестностях?»

– Обязательно посетите собор Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе. Потому что место действительно святое, освящено подвигом как минимум четырех известных новомучеников и исповедников Церкви Русской. Мы с вами находимся в особом периоде, – периоде столетия со дня начала лютых гонений на Церковь. Год посвящен новомученикам, исповедникам, сейчас проходит неделя под их благословением. Фактически вчера был календарный праздник новомучеников и исповедников, а перед этим в воскресенье (оно переходящее) мы молились всем исповедникам Церкви Русской. И в нашем соборе совершали свое служение четверо из этих святых. Поэтому заезжайте в собор Успения Пресвятой Богородицы.

Но центральное место в Екатеринбурге, конечно, Храм-на-Крови, место последнего часа жизни и убиения царской семьи, последнего русского императора Николая Александровича. Также  место, на котором возник прекрасный монастырь, урочище Ганина Яма, где происходило уничтожение останков царской семьи. И недалеко от Екатеринбурга (в ста с небольшим километрах) находится славный город Алапаевск, в котором произошло злодеяние – убиение преподобномученицы Елизаветы. Опять же, этот город, эта земля освящены кровью преподобномучеников, и хорошо было бы добраться до этого места, помолиться у шахты и в мужском монастыре, основанном на этом месте.

А так у нас есть паломнический отдел, можно заранее с ним связаться и вообще продумать какие-то программы. Потому что вокруг Екатеринбурга есть достаточно много святых почитаемых мест, чудотворных икон и святых целебных источников.

– Может быть, и до Верхотурья получится доехать.

– До Верхотурья надо обязательно планировать. Потому что это связано с великим русским святым – праведным Симеоном Верхотурским.

– Мы чуть ранее говорили про недавно прошедший день памяти святой блаженной Ксении Петербургской. И Вы сказали интересную фразу, что мы не знаем, кто среди тех людей, которых мы сегодня встречаем как бездомных. И наша телезрительница пишет: «За оградой и возле прихода стоит много попрошаек, причем видно, что некоторые из них – любители употребить спиртное. А около самого храма крутятся цыгане. Нужно ли им подавать милостыню или лучше воздержаться?»

– Милостыня – это всегда вопрос постоянного включения ума и сердца, то есть всегда мы решаем конкретную задачу в конкретное время. Каких-то специальных инструкций к этому нет, потому что ситуации всегда разные; всегда нужно думать, чувствовать и как-то слышать, что Господь говорит. Потому что у каждого человека своя история, и человек бездомный, который встречается сегодня на моем пути, – это моя история и мне ее решать.

У нас в соборе практика такая: если человек приходит за помощью и я вижу, что он с руками и ногами, то, пожалуйста, потрудись: вот лопата, вот снежок, вот метелочка. Чисто ради заповеди Божией: кто работает, тот ест. Человек немножко потрудился – и ему полезно, и ради Церкви потрудился, и получил свою тарелку похлебки, какие-то необходимые вещи, а если необходимо, то билет до места назначения.

А когда человек просто стоит и в этом его постоянный труд... Конечно, может быть, не так просто стоять на двадцатипятиградусном морозе, это тоже требует снисхождения и какого-то вознаграждения. Но всегда лучше, идя в храм, иметь с собой несколько конфет, например «Рафаэлло», и каждому по этому приятному шарику дать. Сам он никогда, ни при каких условиях эти конфеты не купит. А если получит такой приз с просьбой: помолись, пожалуйста, за такого-то и такого-то, – я думаю, и ему будет радостно, и к Богу он как-то воздохнет. А Господь его молитву воспримет, Он смотрит на бедных и убогих.

– В завершение программы еще один вопрос, касающийся благотворительности и дел милосердия, от нашей зрительницы: «У меня вопрос-рассуждение. Меня последнее время преследует чувство, что мне все прививают чувство вины. Все просят финансовой помощи: будьте милосердны, дайте на лечение, на содержание приюта для детей, на пожилых, животных, на помощь погорельцам, на помощь тем, кого затопило, на помощь голодным, на помощь в строительстве храма, на содержание храма, на помощь ТВ.

Кругом «дай» да «помоги», «будь милосердным и не будь равнодушным». Это раздражает. Я посильно помогаю и телеканалу «Союз», и храму. Но когда постоянно давят на совесть, то уже начинаешь бояться включать новости, боишься включать православный канал, идти к храму, где со входа бегут с протянутой рукою, а в магазинах стоят волонтеры: “От вас зависит жизнь”. Мне кажется, это тянет на сплошное вымогательство. Зачем это делается? Мне не жалко жертвовать, у меня даже есть в этом потребность, но давление раздражает. Мне кажется, это проблема».

– Что сказать?.. Можно планировать свой бюджет. Например, один добрый человек, праведный святой, получая зарплату, делил ее так: третью часть отдавал семье, третью –на Церковь; третью – бедным. Таким образом он распределял свое служение, и за это Господь его вознаградил определенными духовными дарами.

Я думаю, что не очень Вам этот совет пришелся по сердцу, но тем не менее какую-то часть свободных средств нужно планировать и распределять на те нужды, которые, как Вам кажется, нужно поддержать в первую очередь. А потом со спокойной совестью жить остаток месяца до следующего финансового прибытка, и когда человек к Вам подходит, со спокойной совестью отвечать: «У меня нет возможности». Мне кажется, это освободит и Вас от чувства вины, и люди спокойненько отстанут.

– Спасибо за этот ответ и за сегодняшнюю программу. Я не знаю, доведется ли нам встретиться в эфире до наступления Великого поста, поэтому хотелось бы, чтобы Вы завершили эту программу каким-то небольшим напутствием, как нам провести время и подготовки к посту, и время самого поста.

– Мы с вами уже начали, дорогие мои, готовиться к посту. Подготовительные Недели мытаря и фарисея, о блудном сыне, о Страшном Суде, Прощеное воскресенье – это необходимая церковная духовная настройка, которая позволяет нам уже за месяц готовиться, собираться, мысленно настраиваться на этот подвиг. Пост – это подвиг. В жизни человека обязательно должен быть подвиг. Нам нельзя жить в комфорте, душа заплывает жиром, заболевает ожирением. Человеку все время нужно преодолевать себя, выходить из ряда вон. Пост – это потрясающая возможность взять себя в руки, попытаться восстановить диктатуру совести, помочь душе выкарабкаться из-под навалившейся на нее плоти. Нужно заранее планировать духовное чтение, планировать свой ритм молитвенной жизни, планировать физическую строгость поста – это важно. Чтобы настроившись войти в Святую Четыредесятницу и, потрудившись, встретить радость о воскресшем Христе.

И, конечно, пользуясь случаем, я хочу попросить молитв за восстановление собора Успения Пресвятой Богородицы. Сейчас у нас немного задерживается вопрос в прохождении экспертизы проекта, в получении положительного заключения экспертизы, для того чтобы перейти к этапу восстановления. Я очень надеюсь, что мы в 2017 году начнем реконструкцию собора. И надеюсь на вашу помощь, дорогие друзья, потому что величайшая святыня, жемчужина Екатеринбурга, будет требовать поддержки. Прошу помолиться за рабов Божиих, от которых зависят последующие шаги: за Анатолия, Сергия, Александра, Дионисия, Ольгу и меня грешного, протоиерея Евгения. Попросить у Бога и Божией Матери, чтобы помощь присутствовала в этом деле. Спасибо, дорогие мои!

– А я хочу еще раз напомнить нашим зрителям, что сайт собора Успения Пресвятой Богородицы www.sobor-uspenie.ru, группа в социальной сети «ВКонтакте» vk.com/sobor_uspenie. Там можно почитать статьи и быть в курсе приходских новостей о том, какие проекты открываются, как идет восстановление собора, посмотреть программу «Благая часть», которую отец Евгений с постоянством начинает вести.

Начали мы сегодняшнюю программу с разговора о Рождественских чтениях, о сестричестве. Телезрительница Светлана пишет: «Хотелось бы поздравить отца Евгения Попиченко с 15-летием Свято-Пантелеимоновского сестричества, которое будет отмечаться 15 февраля 2017 года».

– Ура! Это замечательная дата. Пятнадцать лет – это подростковый возраст, а с другой стороны, это уже серьезный опыт жизни в современных условиях и опыт созидания этого потрясающе интересного проекта – сестричества милосердия. Я ответно благодарю всех помощников, всех сестер, старших сестер. Желаю молитвенно им помощи Божией и счастливого нового года!

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает кандидат философских наук, преподаватель кафедры богословия Московской духовной академии иеромонах Симеон (Мазаев).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы