Беседы с батюшкой. Исцеляющая сила молитвы

8 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала - доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба).

– Сегодня тема нашей передачи – «Исцеляющая сила молитвы». Что такое молитва?

– Молитва – это, прежде всего, наше осознанное обращение к Богу, которое имеет своей целью ответ и надежду на то, что ты получишь этот ответ. Это обращение, направленное в сторону Всеблагого Вседержителя, Который все видит, все может и обязательно даст просимое в молитве, если это человеку будет полезно. От простой просьбы оно отличается тем, что здесь человек осознанно дает посыл, определенный вопрос, просьбу или благодарение Тому, Кто может дать. Бог – это значит всё имеющий, всебогатый, у Него всё есть, Он всем владеет и может этим поделиться, может оделить человека, если он будет в этом нуждаться.

– В том числе и подать исцеление, если человеку это будет полезно?

– Конечно. Исцеление – это главная тема нашего сегодняшнего разговора. Естественно, если человек просит у Бога (прежде всего он должен просить у Бога мудрости), то Господь дает ему как дар и исцеление, если человек в этом нуждается.

– А всегда ли исцеление полезно для человека?

– Человек создан Богом как совершенное существо, в котором не должно было быть болезни, печали, различных воздыханий. И такой человек, когда он был в союзе с Богом, был цельным. А когда человек пошел против Бога, когда подумал, что он сам бог, то, естественно, такой человек стал ущербным, у него много чего стало недоставать: прежде всего, мудрости, послушания, терпения, любви. Я уже перечислил несколько составляющих, чего человеку не хватает, поэтому исцеление для человека необходимо. И когда мы молимся, мы прежде всего молимся и о том, чтобы человек исцелился от своих недугов, от каких-то страстей. Ведь страсти – это такая составляющая, которая повреждает человека, а исцеление – то, что делает его целым, приближает к тому человеку, которого создал Бог в раю.

– То есть между физическим исцелением и очищением от грехов прямая связь?

– Здесь люди немного путают понятия «излечение» и «исцеление». Допустим, человек страдает какой-то инфекционной, хирургической болезнью, и естественно, когда вмешивается природа, законы физиологии, медицина, такой человек очень часто излечивается, но не исцеляется. То есть у человека очень большой резервный потенциал восстановительных способностей и функций, которые у него включаются. Это как милость Божия, дарованная людям, которую мы проносим через всю жизнь, делимся со своими детьми, и это как бы система выживания в этом мире, которая дарована и благословлена человеку Богом. Поэтому человек должен разделять, что такое излечение и исцеление.

Исцеление – духовное понятие, более совершенное, чем излечение. Допустим, какой-нибудь преступник получает в драке рану. Конечно, по закону медицинской помощи ему будет оказан определенный протокол этой помощи, его вылечат, рану зашьют, назначат антибиотики, чтобы не было осложнений, но внутренняя часть человека не участвует в этом процессе. Человек очень часто не задает вопроса: а почему это случилось, какие были духовные предпосылки? Нелюбовь, гнев, злоба, агрессия – все это вызывает в человеке определенный комплекс, который подталкивает его к этой ситуации, приводит его к этому состоянию. Такой человек, конечно, может быть расценен как человек, не имеющий в себе того исцелительного дара, который посылается Богом. Он не поработал над собой, не изменился, не сделался духовным человеком, а жил по животным инстинктам.

Рана зарастает и у животных: если кошка или собака подерутся, у них тоже со временем рана затянется. Они просто выздоровели. Так и человек. Поэтому мы должны четко различать, что такое исцеление и что такое излечение.

– То есть правильно будет считать, что любая болезнь – это определенный духовный звоночек человеку, чтобы он обратил внимание на своего внутреннего человека?

– Да, мы же говорили, что болезнь – определенное состояние, которое приводит человека к дискомфорту: социальному, физическому, физиологическому, духовному, душевному. То есть это состояние дискомфорта, когда человек уже находится в неестественных для себя условиях. Нормальные условия для него – здоровье, а ненормальные – дискомфорт, болезнь и все ее проявления.

– Может ли быть такое, что человек силой молитвы излечится как бы в обход медицины?

– Да, очень часто такое бывает. Но нам необходимо понимать, что молитва помогает человеку исцелиться: сначала делается обновленным «ядро» человека, которое было повреждено, а потом обновляется его оболочка. Это если изложить схематично. То есть когда дух человека начинает питаться от Бога, Он начинает питать душу, душа начинает питать тело, и этот процесс идет постепенно. В космическом плане это мгновения, а на нашей Земле, когда она крутится вокруг Солнца, на это затрачивается какое-то время, поэтому мы, находясь здесь, ощущаем на себе страдания и боль какой-то определенный промежуток времени, но в масштабах Вселенной это ничего не значит.

Каждый человек должен пройти через этот опыт, Господь дал ему время, чтобы человек понял, что без Бога невозможно ничего сделать. Тот человек, который понимает это, становится на путь исправления, делается богоподобной личностью, стремится ко Христу. Такой человек, конечно, получает исцеление, и, даже имея какой-то физический недуг, он уже приобщается к свету, к райским селениям.

– Что такое молитвенное напряжение?

– Дело в том, что любой труд – это определенное напряжение. Молитва не может быть в праздности, то есть человек не может гулять, получать какое-то удовольствие и при этом молиться, он должен привести себя в определенное состояние души, тела и духа. Когда мы открываем молитвослов, то первыми идут утренние молитвы, где написано, что прежде чем молиться, нужно восстать и привести себя в трезвое состояние духа, души и тела. И когда человек начинает молиться, он делает это с определенным духовным напряжением, с трудом, потому что должен отогнать от себя все мешающие ему помыслы, то есть остановить все мыслительные процессы, которые происходят в головном мозге на физиологическом уровне, пытаются завладеть всем естеством человека и начинают его отвлекать: какие-то яркие впечатления, громкие события, которые происходили и сейчас происходят.

Потому что нужно научиться молиться так: если, допустим, живешь в квартире, где соседи уже с утра делают ремонт, то пропускать это мимо ушей, а это определенный труд, определенное напряжение. Если рассматривать с физиологической точки зрения, то человек включает определенные отделы головного мозга для того, чтобы его мыслительная деятельность оставалась на одном уровне, а та область мозга, которая отвечает за молитву (она есть у человека), работала в определенном темпе, в определенном режиме и определенном состоянии.

– Если есть такая область мозга, значит, молитва является естественной частью психологии человека?

– Да, для человека, который обладает сознанием, имеет чувства, разум и волю, желание и понимает, что такое молитва.

– То есть как есть центр, отвечающий за координацию движений, слух и зрение, так есть такой же центр, отвечающий за молитву?

– Да.

– А какие изменения происходят в мозге человека во время молитвы?

– Проводились такие исследования в Петербурге, в НИИ имени Бехтерева, когда человеку накладывали определенные электроды на головной мозг и исследовали активность мозга. Состояние молитвы человека можно назвать четвертым состоянием сознания. Есть состояние бодрствования и сна, который подразделяется на быстрый и медленный сон, а есть четвертое состояние – состояние молитвы, когда в мозгу происходят определенные изменения. Я не буду вдаваться в подробности, но уже научно доказано, что человек, пребывающий в состоянии молитвы, находится в состоянии сознания, он не покидает свое тело, не уходит ни в какие миры, не общается ни с какими духами, он находится в состоянии молитвы. И его запись работы головного мозга во время молитвы очень похожа на работу головного мозга ребенка. Наверное, когда Христос говорит: «Будьте как дети», – это прямое указание на молитвенное состояние. То есть это такое состояние, когда человек как ребенок, но при этом совершает огромнейшую духовную работу.

Научные исследования и проводились, и проводятся, но самое лучшее научное исследование то, которое мы пронесли через две тысячи лет, когда апостолы нам говорили то же самое: «Непрестанно молитесь, непрестанно благодарите Бога». Апостол Иаков говорит: «Если недостает у вас мудрости, то молитесь и просите у Бога, и Бог вам по вере вашей даст, а если не посылает, значит, плохо просите и плохо молитесь, значит, не верите в то, что Бог даст». Человек получает от Бога просимое тогда, когда он в это действительно верит.

Человек возвышается духом в состоянии молитвы над всем земным временем, то есть, оставаясь в этом теле, в сознании, он духом возносится. Эти парадоксы понятны людям, которые действительно молятся, понимают это состояние, у них есть духовный опыт молитвы: ты находишься в теле, молишься, и Господь тебе открывает, каким образом тебе сделать что-либо, Господь дает тебе сердечный ответ, ты знаешь, что просимое исполнится, живешь в надежде и получаешь то, что ты просил у Бога. Бывает так, что человек молится, Господь ему посылает, он на короткое время забывает, что он молился, а когда получает просимое, вспоминает, что просил и Господь послал.

– Имеет ли молитва оздоровительный характер, влияет ли она на продолжительность жизни?

– Имеет. Прежде всего, замечено, что люди, которые являются настоящими православными христианами, не курят, не пьют, не употребляют наркотики, соблюдают пост и этим самым, даже на физиологическом уровне, продлевают себе жизнь.

– Все вредные привычки мешают молитве?

– Да, мы же вспоминали с вами то, что говорил Иоанн Златоуст: «Тот, кто употребляет это зелье (а оно все одного порядка), тот служит дьяволу, открывает двери своей души потустороннему миру». И через это измененное состояние к нему заходят различные духи злобы поднебесной, которые и портят человека, делают его ранимым, ущербным.

И когда человек молится на Таинствах соборования, просит у Бога прощения, то вспомните, что написано у апостола: «Болен ли кто из вас, тот пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть они помолятся над ним, и какие грехи у него были, те простятся ему», то есть предполагалось, что также будет и беседа.

Перед соборованием очень часто проводится Таинство исповеди, человек открывает свои помыслы, то есть весь накопленный негатив открывает духовнику, который духовным скальпелем вскрывает эти болезненные процессы, они выходят, и душа человека начинает заживать. Такой человек начинает потихоньку исцеляться, когда над ним помолятся, возложат руки. В Таинстве соборования есть моменты, когда священник должен возложить руки на тех, кого соборуют, помазать их, приложить к голове Священное Писание. Все эти действия, их обрядовая и духовная сторона оказывают на человека положительный эффект даже в плане физического выздоровления…

– … и продолжительности жизни.

– Замечено, что у человека, который использует в своем духовном потенциале молитвы, прибегает к таинствам Церкви, продолжительность жизни увеличивается, такой человек живет, как и положено, до ста лет.

– В каком состоянии человек должен прибегать к молитве?

– Прежде всего человек должен быть в трезвом состоянии ума, без эмоций, какого-то насилия, это должно проистекать из его естественного спокойного состояния души, от чистого сердца. Потому что можно делать вид, что ты молишься, а на самом деле молитвы нет. А когда человек приводит себя в определенное психофизиологическое состояние, то здесь включается та область мозга, которая выполняет эту функцию; когда человек молится, это ведь сознательный процесс. Потому что все сознательные действия человека сопряжены с определенными областями головного мозга. Господь наделил наш мозг такой молитвенной функцией, поэтому и требует от нас молитвы, чтобы этот молитвенный «передатчик», который у нас есть, включался и мы общались с Богом.

– А в бессознательном состоянии человек может молиться?

– К сожалению, мы не совсем понимаем, что такое бессознательное состояние, потому что с точки зрения медицины происходит регистрация токов мозга, а в каком состоянии пребывает дух и душа этого человека, мы не знаем. Даже человек, которого называют «овощем», духовно жив, пока работает его сердце.

Говорят, что если мозг не работает, то надо отключать поддерживающую жизнь человека аппаратуру, но мы против эвтаназии. Именно потому, что мы еще не знаем наших резервных возможностей, которыми наделил нас Господь. Страховой компании не выгодно содержать такого человека, им, конечно, легче отключить, и они эту функцию перекладывают на родственников, а сами не хотят иметь дело с законом. Родственники часто рассуждают, что это лучше сделать, чтобы человек не мучился, но мы не знаем, как обстоит дело. Если человек дышит, его сердце бьется, у него происходят какие-то биологические процессы, которые свидетельствуют о продолжении его жизни, значит, надо молиться и надеяться, что он тоже может молиться. Потому что не было проделано никакой научной работы, которая нам, верующим людям, подтвердила бы, что у такого человека отвечающая за молитву функция мозга тоже не работает.

– А есть ли какие-то научные доказательства того, что молитва о таком человеке может принести свои плоды?

– Есть. В нулевых годах в Америке проделывались такие опыты, когда в одном кардиологическом центре большая группа людей была разделена на две категории: одни просто получали лекарства без молитвы, а другие получали лекарства, но о них молились (они не знали, что о них молятся). Болезнь одна и та же, выздоровление в обоих группах должно было быть примерно одинаковым, потому что они получали одинаковые лекарства и были примерно одного возраста – весь комплекс показателей был одинаковым, за исключением молитвы. И оказалось, что в группе людей, о которых молились, процесс выздоровления был на 15% выше, чем в другой группе, о которых не произносились молитвы.

– А не подвергались ли исследованиям те люди, которые молились?

– Были такие исследования в Петербурге, в НИИ имени Бехтерева, они проводились профессором Слёзиным. И он с научной точностью может сказать, что действительно люди, которые молятся, прибегают к церковным таинствам и имеют надежду на выздоровление, при помощи Бога очень быстро поправляются.

Кроме того, у нас в медицинской науке есть такие исследования, когда даже безнадежно больные люди, страдающие онкологическими заболеваниями, при сильнейшей своей молитве и молитве Церкви о них, обходили этот недуг: потом проводились исследования и не находили этого заболевания. При этом исключалась возможность, что такой человек получал терапию, чтобы нельзя было списать на то, что это результат эффективной терапии. Действительно, мы видели на кардиологических больных, что при помощи терапии и молитвы процесс выздоровления и процент выздоравливающих был выше на 15%.

Часто онкологические больные приходят в Новоспасский монастырь, там есть икона «Всецарица», и очень многие получают исцеление. Я туда периодически приезжаю, тоже молюсь перед этой чудотворной иконой, очень люблю это место. Я помню людей, которых видел там несколько месяцев или год назад, которые подходили и просили благословения на операцию, а потом я их встречал – и они благодарили Бога, что прооперировались и у них есть улучшения. Они пережили этот стресс, когда молитва им помогла, когда Бог поучаствовал в их жизни и изменил их, сделал их новыми людьми, они по-другому стали относиться к окружающему миру и грехам, которые творили. Поэтому это совершенно новые люди, произошла какая-то метанойя, изменение, то есть молитва – огромное дело.

– Но важна еще и сила молитвы. Какая молитва самая сильная?

– К сожалению, у нас нет прибора, который измерял бы силу молитвы, но самая сильная молитва та, которая исходит от сердца, из недр души, из глубин человеческого естества. Хотя Бог Сам знает, какая молитва какой является, потому что если человек праведник, он и не знает, как должен молиться грешник. Он молится, и Господь слышит его, дает ему просимое, он плывет в середине течения. У него и очень хорошего мало, и плохого немного, у него всего понемногу. Об этом мы и просим Бога, чтобы вот так, посередине, плыть, чтобы, с одной стороны, не наслаждаться до богозабвения, а с другой стороны, не клясть Бога и не унывать.

Поэтому, наверное, сильная молитва у тех людей, которые имеют определенную нужду: и духовную, и телесную. Допустим, мать молиться о своем умирающем или находящемся в какой-то критической ситуации чаде – конечно, такая молитва будет сильной. А если просто нужно будет помолиться, чтобы все было хорошо, то, наверное, эта молитва не будет иметь такой силы.

– Есть ли необходимость молиться именно по молитвослову или можно молиться без него?

– Молиться по молитвослову для человека полезнее, потому что это его и дисциплинирует, и воспитывает. Кроме того, человек получает определенный объем информации и знаний о Боге. Ведь главное не прочитать то, что в молитвослове написано, а сделать это осознанно. Я даже рекомендую людям молитвословы с переводом, где на одной странице привычные нам молитвы, а на другой их перевод на русский современный язык, и человек должен их прочитывать и сравнивать. Для того чтобы повышать свой культурный, религиозный уровень, он должен изучать церковнославянский язык, но до этого он тоже должен молиться и знать, что он прочитывает.

Я даже проделывал такие опыты: просил человека, который называет себя глубоко духовным и часто причащается, перевести то, что написано в молитвослове, и оказывалось, что он совершенно неправильно это истолковывает и неправильно переводит. Он переводит то, что он понимает, но это неполезно, потому что назначение молитвослова – дисциплинировать человека и открыть минимум знаний о Боге, о Его свойствах, действиях, Его благодатном присутствии, и о тех святых, которых мы призываем и кому молимся. Но когда человек делает это так, как ему нравится, то из него получается плохой «специалист» в молитвенном деле.

Православных объединяет знание гимнов, тропари и кондаки – это гимны, которые мы воспеваем Богу, знаем, что там написано, что в этих словах выражена наша вера. Также и в молитве должно быть это знание и практическое применение того, что ты прочитываешь. Что толку, если ты прочитал на церковнославянском и не знаешь, что именно прочитал: допустим, прочитал в вечерних молитвах исповедание грехов, а половину из них и не знаешь, что они означают, то есть происходит некая профанация.

Конечно, человеку нужно иметь личный молитвослов, чтобы там были и полезные молитвы, которые Церковь рекомендует людям, и чтобы он включал туда свои грехи, которые сам сделал, а не прочитывал те, которые там написаны. Молиться полезно и своими словами, но необходимо знать, как это делать. Прежде чем обратиться к Богу, мы должны Его поблагодарить за то, что Он хочет нас услышать, потом мы должны попросить у Него, чтобы Он выслушал нашу просьбу, а потом поблагодарить за то, что Он нас выслушал. Должна быть некая литургия, общественное делание, и чтобы оно было практическим, оно должно совершаться по определенным правилам. Дело должно быть целенаправленным. А молитва имеет своей целью, чтобы человек изменился, исцелился, стал новым, благодарным, благородным, чтобы Господь, видя такого человека, благословлял его за желание быть рядом с Ним.

– Какова польза от соблюдения утреннего и вечернего молитвенного правила?

– Прежде всего, дисциплинарная, воспитательная, педагогическая польза, потому что когда человек, допустим, принимает пищу только когда хочет, у него развивается гастрит, заболевания кишечника, обмена веществ. Так же и в молитве: если человек молится когда хочет, он становится расшатанным, несодержательным, нецельным, не духовным. Когда же человек знает, что определенное время должен посвятить Богу, то из него формируется духовная личность. Каждый человек должен представлять из себя духовную личность, у которой все разложено по полочкам, собрано так, как хочет Бог.

– Как лучше молиться: вслух, шепотом или в уме?

– Господь говорит: «Если хочешь помолиться, то закройся в келье своей и попроси у Бога тайно. Бог, видя твое тайное, воздаст тебе явно». То есть Господь говорит о том, чтобы твоя молитва никому не мешала. Духи злобы поднебесной, когда ты говоришь вслух, все это слышат, но когда говоришь в уме, они не могут туда проникнуть, поэтому лучше молиться молча, в уме. Но когда происходит общественная молитва, чтобы иметь определенный настрой духа и ритм духовной жизни общества, конечно, молитвы провозглашаются вслух, громко, чтобы это была декларация нашей веры и нашего правильного обращения к Богу.

Можно и шепотом помолиться, но если ты будешь так читать, а твои близкие будут тебе в стену стучать, потому что ты мешаешь и раздражаешь их, то, конечно, это не молитва. Ты уже начинаешь их осуждать: «Вот, вам бесы не дают послушать молитву». Но бывает так, что люди молятся неприятным голосом, и это так режет по ушам, что думаешь, лучше бы такой человек молчал. Лучше общаться с Богом молча, чтобы Он был твоим личным Богом, так будет больше пользы для человека. Если мне надо потренироваться в речевой составляющей, потому что читать службу нужно профессионально, то, естественно, иногда я прочитываю молитвы вслух, иногда шепотом, а чаще всего про себя, но по молитвослову, как требует церковный устав.

– В одиночестве лучше молиться про себя, а если, допустим, собрались несколько человек?

– Тогда должен быть учиненный чтец, тот, который умеет правильно читать, правильно излагает саму форму и мысль того, что написано.

– Не является ли поспешная молитва оскорблением Бога?

– Что значит поспешная? Если она совершается так потому, что надо это вычитать – ну, Бог с тобой контракт не заключал, ты ничего не подписывал, и Он тебе ничего не подписывал. Допустим, у человека полностью разрядился сотовый телефон – пусть попробует подзарядить его за несколько минут. Насколько ему хватит этого заряда? Примерно так будет и в душе: быстренько подсоединил, вытащил – значит, этого заряда тебе не хватит.

Все это необходимо делать правильно. Господь сделал нас такими, мы Его творения, и Он никому не должен доказывать и рассказывать, почему Он нас такими сделал. Он захотел видеть нас такими, значит – мы должны быть такими, какими хочет видеть нас Господь.

– Как влияет на исцеление человека пост в сочетании с молитвой?

– Пост и молитва очень благотворны. Молитва действует исцеляюще, а пост очень часто действует излечивающе, потому что воздержание от некоторых продуктов питания животного происхождения, от сладких продуктов, которые тоже надо ограничивать в пост, позволяет человеку стать более мобильным, активизируются резервные способности организма, он начинает бороться с инфекцией, с хроническими болезнями, начинает восстанавливаться.

– Каким образом церковные таинства влияют на исцеление человека?

– Прямым образом. Церковные таинства – это рецепты, которые нам передал Бог для того, чтобы нам было легче. Мы знаем: чтобы получить какое-то лекарство, необходим рецепт, так же и в таинствах. То есть, допустим, для Таинства Евхаристии Господь говорит, что нужно использовать вино, хлеб, определенные молитвы и пост, и когда мы это совершим, то Он в Теле и Крови, которые мы примем, совершит исцеляющее действие. Также мы получили рецепт от апостолов для Таинства соборования, а им этот рецепт сказал Сам Господь Иисус Христос, который они записали и передали нам. Так же и все остальные таинства. Например, водосвятие. Оно от апостолов? Да. А Кто им о нем сказал? Иисус Христос. В каком таинстве? В Таинстве крещения. Потому что когда служится водосвятный молебен и человек употребляет святую воду, он омывает изнутри свою скверну, снаружи мы тоже омываемся от этой скверны и таким образом делаемся цельными людьми, то есть приближаемся к образу того человека, которого создал Господь Бог. В полной мере мы приблизимся к нему после нашего воскресения.

– Что самое главное в молитве?

– Самое главное – это желание, чтобы тебя услышал Господь, это и есть цель молитвы, а все остальное, те ценности и средства, которые используются в молитве, – это как надстройка; самое главное – вера в то, что тебя услышит Господь.

 

Ведущий Денис Береснев
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что на надо знать о удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать