Беседы с батюшкой. Светлое Христово Воскресение

8 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, известный проповедник и миссионер протоиерей Артемий Владимиров.

– Здравствуйте, дорогие телезрители! В эфире программа «Беседы с батюшкой» и я, ее ведущий, Сергей Платонов. С Праздником, дорогие друзья! Христос воскресе! Хотел бы представить вам сегодняшнего нашего гостя – это протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского женского монастыря, педагог, член Союза писателей России. Здравствуйте, батюшка! Христос воскресе!

Воистину воскресе Христос!

– Я от всей нашей телекоманды телеканала «Союз», от всех наших телезрителей благодарю Вас за то, что в этот день Вы вместе с нами!

После Пасхальной ночи я готов на все хорошее!

– Да, батюшка! Праздников Праздник – так мы называем этот замечательный день. И все мы приветствуем сегодня друг друга: «Христос воскресе!» и отвечаем: «Воистину воскресе!» Так будет продолжаться до самого отдания Праздника! Откуда эта традиция в нашей Церкви – приветствовать именно так – «Христос воскресе»?

– Конечно, из самого Евангелия, от апостолов и мироносиц. Кто-то услышал ангельское свидетельство, кто-то передавал друг другу эту весть о явлении ему Воскресшего. И это пасхальное: «Christus resurrexit!» – латынь, «Χριστος Aνεστη!» – греческое, «Christ is Risen!» – английское, на всех языках, во всех частях света раздается это пронизанное энергией Святого Духа свидетельство о победе Жизни над смертью. И как-то на Страстной Седмице меня вопрошал один просвещенный христианин: «А что в этом пасхальном приветствии? Что вкладывать нужно в эти слова?»

Вкладывать не нужно ничего, кроме веры в то, что Спаситель явился живым, восставил Свое телесное естество в третий день, как обещали пророки! А Дух Святой, Который исходит от Воскресшего Христа, наполняет оба эти слова Своей жизнетворной энергией. Так что, когда мы доводим до ума и сердца: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!», искра Божией благодати, дарованная нам в крещении, превращается в пламя, которое одним лучом озаряет наш ум, просвещает наши мысли, другим касается сердца и вон изгоняет остатки печали, лени, расслабления, уныния – того, с чем, я убежден, наши телезрители были хорошо знакомы.

«Христос воскресе!» укрепляет нашу волю, делает ее целеустремленной, сильной – одним словом, отгоняет демонов, привлекает ангелов, так что христианин в Пасхальные дни, благовествуя и свидетельствуя о победоносной силе Господа, весь осенен светлым облаком благодати.

– Да! Действительно это так! И с каждым годом, несмотря на то что взрослеешь, становишься старше, почему-то все больше и больше ждешь этот Праздник. Какой-то редкий момент в жизни, когда ты можешь почувствовать себя таким восторженным, как ребенок!

– Но Спаситель задал нам высоту: «Если не будете как дети, то в Царство Небесное не войдете, и оно не войдет в вас!» И в этом смысле, по уму мы призваны становиться совершеннее, а по сердцу – все доверительнее, все открытие, все искреннее. Ведь вера, как горчичное зернышко, не остается на месте, а возрастает в нас, и поэтому я совершенно соглашусь с вами!

С одной стороны, детские – для меня юношеские – впечатления, когда я обратился умом и сердцем к храму в семнадцать лет, конечно, остаются незабываемыми, яркими, и ими я могу потом поделиться об этом поподробнее; а с другой стороны, чувствую, как в эти дни вера становится глубже, горячее, и все в большей и большей степени благодать Господня захватывает и ум, и сердце, и обращает их к Владыке жизни и смерти – Христу Спасителю!

– Отец Артемий, действительно, хотелось бы вернуться к Вашей юности, потому что год назад, в этот же день – в Светлый Праздник Пасхи, мы тоже с Вами встречались и тогда затронули тему Вашей юности, когда Вы впервые почувствовали этот Праздник. Наверное, будет интересно еще раз вспомнить эту историю, потому что таких историй много, результаты бывают, конечно, разные, но стремиться нужно к самому хорошему.

– Я не помню точно, что было год назад, но сегодня рискую повториться. Я вспоминаю, как студентом филологического факультета зашел в любимый мною храм в переулке, где я живу, – Второй Обыденский переулок, близ Храма Христа Спасителя. Еще и не слишком уютно чувствуя себя в храме и не зная, куда ступить и что молвить, я пришел, думаю, часов в десять, и меня удивили праздничные одежды – белые, розовые, красные женские платочки! И так бы, наверное, я стоял и слушал эту тишину одновременно и какой-то радостный шепот людей, как вдруг ко мне подошел бывалый алтарник (жив ли он сейчас – не знаю, он был тогда пожилым человеком) и без особенных церемоний спросил: «Крестный ход пойдешь?» А я же не знаю, что такое «крестный ход»! Пойду, если спрашивают! «А стихарь носил когда-нибудь?» А что такое стихарь? Я тогда не знал, что это белоснежное или золотое длиннополое одеяние диакона или алтарника. Нет, не носил! – «А хоругвь донесешь?» – А что такое «хоругвь»? Слово вроде бы русское, но реалий в нашей пионерской юности подобных не было. Но, если нужно, донесу!

Так я был облачен в стихарь, и вы знаете, когда мы уже стояли в ряд, ожидая начала крестного хода, я осматривал себя с головы до ног и не верил – не верил, что это со мной все происходит! И самое, наверное, удивительное, что мне пришло тогда на ум: «А почему же в школе нас учили, что человек произошел от обезьяны – мохнатой, кривоногой, краснозадой?» (Простите!) Потому, что эти облачения так напоминали ангельские ризы, напоминали изображения святых, которые смотрели на меня со стен храма. И вот парадокс! В ту Пасхальную ночь я понял, что все это враки – эти материалистические представления о действительности; понял, что человек – существо загадочное, таинственное! Может быть, я еще не мог тогда это сформулировать так, как сегодня, что мы Божии создания, что Господь вложил в нас Свой бессмертный образ, но от меня как будто бы отвалился камень, какой-то душный подвал раскрылся! Я почувствовал удивительную радость обретения Истины и свободу мыслить иначе, нежели нас учили: «Бытие определяет сознание! Бытие определяет сознание! Мир познаваем!»

Нет! Мир чудесен, таинствен именно потому, что в ночных небесах – это уже Крестный ход, я чувствовал взор Создателя, который устремлен с неизреченною любовью на всех нас! И вот эти слова пасхального песнопения, прежде никогда мною не слышанные: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», – они вошли в мою душу, они меня окрылили! И вот с тех пор прошло почти пятьдесят лет, однако я до сих пор слышу их, как слышал вчера. И все вы, дорогие друзья, участвовали наверняка в пасхальном крестном ходе, и это радость, ей же несть конца!

– Да, действительно, я тоже вспоминаю свои эмоции. Мне посчастливилось быть в Церкви с рождения…

– Вы вообще почти святой человек, коль скоро с рождения в Церкви. Мама, наверное, младенчиком держала Вас на руках?

– Да! Даже вспоминают родители случай, когда одно из первых Причастий в моей жизни было у Святейшего Патриарха Алексия II – это в девяносто первом году было. Как он меня причащал – наверное, это предание будут передавать внукам и правнукам. Дай Бог, конечно! Я не святой, как и все мы…

– Я только учусь!

– Каждый из нас чему-нибудь да учится, надеюсь, что с пользой. Батюшка, я тоже вспоминаю, что, наверное, первая сознательная молитва – это «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси…», когда духовенство в алтаре начинало петь…

– Сначала тихо-тихо.

– А потом громко!

– Да! И наконец вливаются, как ручейки в единый поток, десятки, сотни голосов. И вот эти свечечки, фонарики, паломнички идут вокруг храма, и освещается сумеречная атмосфера. Небеса как будто раскрыты над головой – незабываемые моменты! Вы знаете, я думаю, какие мы – православные, счастливые! Бедные католики – лучше бы играли в крестики и нолики! Уже на кулинарном уровне старушка Европа там встретила свою Пасху. У них вообще смещен центр тяжести на Рождество Христово, хоть и тоже в гастрономическом отношении. А у нас, слава Тебе, Господи, Пасха только началась! Целые сорок дней мы будем есть куличи и яйца! Это прекрасно!

Но, конечно, главное – это Святое Причащение Животворящих Таин. И Светлая Седмица (может быть, мы об этом еще поделимся с нашими зрителями) тем и замечательна, что Царские врата не закрываются, как будто бы Небесный Иерусалим отворил нам свои двери, – нет там смены дня и ночи, и каждую литургию мы слышим: «Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите».

Верные собираются, как орлы, навстречу Телу Христову, и, конечно, во вкушении Пасхального Агнца в первую очередь и только во вторую – кулича мы черпаем Божественные силы и ощущаем, что Дух Воскресшего реально осеняет каждого из чад Церкви.

– Батюшка, о Причастии разные мнения существуют. Допустим, говорят, что в Среду Великую поисповедался, в Четверг Чистый причастился, и потом, если тяжких грехов не совершаешь, в Субботу и на Пасху можно причащаться. Это распространяется на Светлую неделю? Вообще, какая практика бывает? Как в вашем монастыре полагается?

– Все объясняется внутренней потребностью христианина и мерой усердия священника, а значит, и его доступности для паствы. За маленьких тридцать лет своего скромного служения я как священник понимаю, что мы должны быть всем для наших прихожан. Мы должны на все сто пять процентов выкладываться, чтобы они чувствовали себя радостными. И поверьте, дорогие батюшки, я думаю, что меня сегодня немало собратьев смотрит…

– И архиереев!

– …и слушает. Нам, батюшкам, совсем не в тягость быстренько паству, которую мы хорошо знаем, поисповедовать. Ну что мы услышим? «Ой! Переела пасхи!», «Ой! Смотрела телеканал “Союз”, а потом как-то механически переключилась на другой канал, а оттуда на меня хлынула какая-то суета. Господи, прости!» – «Бог простит! Будьте внимательнее!»

Исповедь может занимать двадцать секунд. Но если человек в ней нуждается, как в косметическом ремонте, то почему же я, как доктор Айболит (тот вообще выезжал в Африку делать уколы бегемотикам), не могу нашим приходским «бегемотикам» помочь с тем, чтобы их совесть была чиста, светла и радостна. Так что для прихожан это действительно пир на весь мир, для нас батюшек – великое веселье, но и труды. Взявшись за гуж, не говори, что не дюж!

– Да, действительно очень трудная неделя! Богослужения такие сложные – сложные даже не столько физически, сколько, скажем, своими внутренними переживаниями – они очень глубокие, и службы такие молитвенные. Но все же, батюшка, как Вы поддерживаете себя в такой достаточно хорошей форме? Вы всегда приветливы, всегда радостны, и трудно сказать, что Вы уставший. В чем секрет?

– Вы знаете, в свои восемьдесят семь лет я уже знаю какие-то секреты жизни. Ну, например, если вы хотите на ночном Пасхальном богослужении быть огурчиком, бодрячком (сейчас уже поздно говорить, но для будущей Пасхи рецепты, наверное, придутся ко двору), обязательно днем два часа идеально поспать. Тогда вы не будете клевать носом и не превратитесь в Пизанскую башню кренящуюся. Как вот жалко бывает прихожан! Они, милые, Пасхальную утреню после крестного хода еще как-то выдерживают (холодный воздух!), а вот уже часы к литургии видишь – кто-то там клонится к стеночке. Ну и конечно, сама радость о Воскресшем Христе радость со слезами на глазах. Божия благодать, словно на крыльях, носит и пастырей, и пасомых. И Светлая седмица, едва лишь войдешь в Божий храм, даже на цветовом уровне, – это красные облачения (кстати, до революции были белые облачения), это повсюду украшенные иконы в цветах, это светлые тона одежд прихожан, солнышко играет!

Нет, тут уж не до расслабления. Тут выделяются, как бы сказали, наверное, физиологи, неврологи, какие-то выделяются гормоны счастья, радости.

Счастье – это когда ты нужен, а мы все нужны Господу! Счастье – это когда вас ждут, а прихожане уже сегодня, вечером воскресенья, собираются в храме, чтобы продолжать праздновать Пасху новую, спасительную, красную, великую! Счастье – это когда ты приходишь к хорошо накрытому вкусному столу, а здесь Телец заклан, здесь Христос преподает нам Самого Себя. Он оживляет нас нетленной пищей – Телом и Кровию Спасителя. И каждый из нас, чем он искреннее и проще, становится причастником Даров Духа Святого – радости, мира, смирения, кротости и любви.

Отоспимся потом! Мы еще повоюем! Последний бой – он трудный самый! Мы, наверное, уже одержали со Христом эту победу, и поэтому в Пасхальные дни дух наш, как у малых детей, распространен и расширен! Всех хочется обнять! Вот я смотрю на своих телевизионных друзей, и всех хочется приголубить, благословить. Христос воскресе! Воистину воскресе!

– Батюшка, знаю, что у Вас есть некоторые особенности празднования Пасхи - хотелось бы спросить о них. Знаете, всю жизнь я был в Лавре и в монастырях, когда учился в семинарии и магистратуре, но там понятно, что много людей в храме – в праздники битком. А вот на приходе был в прошлом году на Пасху, когда уже окончил семинарию, и заметил, что на крестном ходе было много людей, а после остались только те, кто постоянно ходит в приход...

– …верные!

– Да, верные! То есть получается так – люди побыли, походили, освятили куличи с пасхой и ушли. Знаете, даже анекдот есть такой: «Как ни зайду в храм, так все время «Христос воскресе!» Раз в год человек приходит…

– И все-таки эта ситуация уже уходит в прошлое, потому что (я думаю, со мной согласятся многие батюшки, которые сейчас разделяют с нами телевизионную пасхальную трапезу) просвещение делает свое светлое дело – в частности, телеканал «Союз», телеканал «Спас», радиостанции «Вера», «Радонеж», «старичок» такой у нас есть. И признаюсь, что в нашей Алексеевской обители после крестного хода народ сразу ломится в храм, желая занять приоритетные места поближе к алтарю, и уже не вмещается по существу. И это не просто любопытство, не просто желание переждать, покемарить до рассвета, но это желание у Чаши предстать пред Спасителем, вкусить Пасхального агнца. У нас в обители, учитывая ночную позднюю литургию, тысяча человек причащаются на поздней – это дети, это родители! И подобные ситуации не уникальны потому, что возьмем храм Николы в Кузнецах при Свято-Тихоновском университете

– …недалеко от Павелецкой.

Там, наверное, под две тысячи причащаются! И сейчас, слава Тебе, Господи, интеллигенция проснулась. Совершается какой-то особый процесс обратный, по отношению к школьной формуле «Декабристы разбудили Герцена – Герцен развернул революционную агитацию…». Уж не знаю, что там с Герценом (дай, Господи, этим революционерам хоть за гробом чуть-чуть порадоваться Пасхе в этот самый день), но сегодня мыслящие сословия – студенчество, наши академики (вот мы обыкновенно встречаемся здесь, в студии «Союза», а над нами здание Академии наук; вот такие… «позолоченные мозги», меня удивляет это архитектурное решение), сегодня города, столицы, митрополии, конечно, уверенно держат первенство, но и провинция, которой Россия спасется, по пророчеству замечательного нашего соотечественника, тоже старается догонять Москву и Петербург.

Думается, что Крымская весна четырнадцатого года не просто сплотила нас в единый бессмертный полк, но она дала мощнейший импульс к возрождению национального самосознания! А коренится-то это самосознание наше в тысячелетней православной культуре. И поэтому, много ли, мало ли, но от Балтики до Охотского моря мы, дорогие друзья, «я, ты, он, она, вместе целая страна», Христа славим и китайцам даем хороший повод вспомнить о Нем. Они там полтора миллиарда трудятся как муравьи, но в воскресенье-то не работают! Спроси среднестатистического жителя Пекина: «Сяо Мяо Пяо?» Я не владею китайским языком…

– …мало кто из наших телезрителей тоже владеет…

… но в моем представлении это звучит так: «А почему ты не работаешь сегодня?» «А воскресение!» «What is it – resurrection? Что такое – воскресение?» Не думаю, что всякий китаец найдется что ответить, но благодать Христова достигает и Поднебесной!

– Отец Артемий, такая вот интересная история Вашего прихода в Церковь в Святой Праздник – в Воскресение Христово. А как Вы стали священником?

– Вы знаете, у меня была мечта, а ведь мечтать не запрещено! Я уже преподавал в семинарии и академии, под крылышком Троице-Сергиевой лавры (это были счастливейшие десять лет моей жизни!), и владыка ректор, ныне почивший уже, Александр Дмитровский, предложил мне диаконскую степень священства. Для меня это было громом – только радостным – среди ясного неба! И уже пять месяцев, служа диаконом, наслаждаясь Божественной литургией, радуясь тому, что я нахожусь в алтаре, ощущая себя почти что бесплотным существом, все-таки нет-нет, а мечтал: придет ли время, что я буду батюшкой?

Казалось бы, ректор забыл обо мне все время рукополагались новые и новые священники из моих учеников (я преподавал тогда русский язык и литературу), и часто искушали меня студенты семинарии, называя «диаконом батюшкой». «Какой я вам “батюшка”? Скажите еще “дедушка!”» «Нет, Вы будете, будете батюшкой!» пророчествовали они. «Свежо предание, а верится с трудом!» Но все-таки я не мог тогда не помышлять: как же это свершится?

Кстати, почитал себя недостойным и относился, и отношусь благоговейнейшим образом к священству. Это не работа, это не специальность – в священники идут не для того, чтобы подзаработать, а для того, чтобы служить Богу и людям. Не зря говорит святитель Иоанн Златоустый: «Если хоть одна корыстная мысль приходит тебе в сознание при размышлении о священстве – бойся! Она, как бетонная плита, тебя придавит, если пролезешь собственной волей к этому высочайшему служению». Так вот, все-таки иногда я мечтал: «Как бы мне хотелось быть пасхальным батюшкой! Как бы я хотел быть рукоположенным именно в ночь на Пасху, уж если этому чуду быть!»

Знаете, помнится, как-то после Пасхи, наверное, это было, в девяностых годах, иду я по академическому садику, вдруг вижу своего ученика. Красивый молодой человек – вот на Вас похож, только с белокурыми, русыми волосами, и светится так, как будто просто какой-то снегирь, как будто светлячок! Я говорю: «Здравствуйте! Христос воскресе!» – «Ой, отец Артемий! Представляете себе – я уже батюшка!» – «А когда Вас рукоположили?» – «На Пасху!» – говорит он, и у него прямо лучится улыбка. Я смотрел на него, как Сальери на Моцарта, – завидуя, мучительно завидуя. А в результате в восемьдесят восьмом году, в ночь на Рождество Христово был рукоположен в священники.

Пришло мне в Москву извещение – прибыть на службу Рождества Христова. И представьте себе, когда вас уже водят вокруг престола, словно новорожденного птенчика, – то был будущий митрополит Владимирский Евлогий (он тогда исполнял послушание инспектора академии). И едва лишь я поднялся с колен, после того как руки епископа, возложенные на мою главу, стали проводником энергии Святого Духа, и, встав с колен священником, я услышал от архимандрита Евлогия: «Отец Артемий! А ведь Рождество – это малая Пасха!» У меня, Вы знаете, просто глаза должны были из орбит выпрыгнуть! Ну я ни с кем не делился своими помыслами…

…никому не рассказывали?

– … вот только сейчас несколько миллионов наших пасхальных друзей это слышат! Видимо, Господь положил ему на сердце так сказать. И вот, Вы меня спрашиваете: «Батюшка! Вот как Вы, в Ваши годы, такой бодрячок, с улыбкой приходите к нам на “Союз”?» Я думаю, дорогой Сережа, когда Вас, даст Бог, рукоположат в батюшки (может быть, на Пасху или на Троицу), Вы как начнете сквозь усы улыбаться …

– Не растут, батюшка! Что делать?

– …так уже на землю спуститься и не сможете! Действительно, радостно служить Богу и людям в России. Умом Отечество наше не понять, в нее, Россию, можно только верить. И я благодарю Создателя за то, что Он дает мне и моим собратьям трудиться уже в третьем тысячелетии – здесь, на шестой части суши, которая именовалась некогда Домом Богородицы!

Батюшка, Вы преподавали в семинарии, много общались со своими учениками. Я такой же ученик на самом деле, потому что интересовался Вашим творчеством, мне посчастливилось даже задавать Вам вопросы. Но, к сожалению, я не учился у Вас как ученик, поэтому, полагаясь на Ваш опыт жизненный, духовный, спрошу. Вот человек хочет стать священником. Ну или хотя бы диаконом. Хочет, но сомневается, а может, и боится. Вот что Вы ему посоветуете?

– Пусть посоветует ему не отец Артемий, а святой Симеон Новый Богослов. У этого строгого святого византийских времен есть удивительные мысли относительно призвания священства. Он выделяет три вехи, и его слова, может быть, примут к сведению сидящие сейчас передо мной молодые люди и с интересом слушающие уже состоявшегося батюшку. О чем же говорит святой Симеон Новый Богослов, отвечая на вопрос: «Как узнать, что призвание к священству – это песня о тебе?»

Первое, что он говорит: «Когда ты слышишь имя Иисуса Христа, то как бы огонек должен загореться в твоем сердце, потому что одно из существенных деланий священника – это тайная молитва к Небесному Отцу. Христос – это наше все! Христос – это наш воздух, наш свет, наш хлеб. Мы движемся и существуем потому, что Христос таинственно Своею благодатью питает нас. И следовательно, будущий пастырь должен стараться сокрыть силу Христову, как жемчужину, в сердце своем и надолго не расставаться с внутренней обращенностью к Спасителю. Тогда-то Он и проведет вас тернистою тропою и поставит Себе на служение.

Второе, о чем напоминает святой Симеон Новый Богослов, – это очень тоже значительное, на мой взгляд, замечание. Человеческая жизнь, человеческая судьба – судьба человека, должна быть интересна будущему священнику. Потому что батюшка – это же не кабинетный ученый, это не просто богослов и не отшельник, который смотрит на звезды…

…и не функционер, как сейчас бы сказали!

– … и уж тем паче не менеджер, хотя я не отказываю батюшкам во всяких способностях системного программиста и прочее. Но священник общается с людьми, а люди – это не штучный товар, это не вагонетки, но это личности, в которые Бог вложил Свой бессмертный Дух. С каждым из нас сопряжена и судьба Божия, и судьба человеческая, а значит, священник должен быть внимателен, и струны своей души он должен настраивать на внимание, на любовь, он должен уметь отщипывать частичку от себя, отдавать себя. Все-таки с образом батюшки не связываются такие понятия, как эгоизм, себялюбие, интровертность, отчужденность. Интересоваться человеком, общаться с человеком, радоваться этому общению, быть готовым прийти на помощь, удовлетворять нужды людей, иметь сердце не закрытым, а открытым навстречу ближним – вот это второе обстоятельство.

Ну и третье. Все-таки будущий священник – это человек морально чистый. И говорят, что призвание к священству проявляется еще и в том, что Бог хранит Своего избранника, а тот не должен плошать. Нельзя вляпываться в нехорошие истории! Понравилась тебе девушка? Смотри на нее восхищенными глазами, но не прикасайся к ней прежде, чем предложить ей руку и сердце, отдать ей самого себя. «Ему навек я отдана, ему пребуду я верна!» – скажет она в ответ. И поэтому телесная и душевная чистота есть лучшая визитная карточка, как для будущего батюшки, так и для его избранницы матушки.

Я вот смотрю, дорогой Сережа, семейное счастье Вам уже открылось. Говорят, что Ваша супруга, дай Бог, будущая матушка Екатерина, насколько мне известно, носит дитя под сердцем. Вот предложим всем нашим телезрителям помолиться, чтобы девочка развивалась там как положено и…

…а может, мальчик?

– А может, и мальчик! Ну, это я просто оговорился! Нам будет потом интересно узнать, случайная оговорка или нет. Дай Бог, чтобы, дорогие друзья, чтобы не только у нас, участников программы, все сложилось хорошо в семейном плане, но и у вас! Чтобы Воскресший Христос таинственно пребывал с вами и тишь, и гладь, и Божия благодать светилась в эти пасхальные дни в ваших жилищах.

Батюшка, спаси Господи! Будем молиться! Я благодарю Вас за внимание. Еще одна тема – Жены Мироносицы. Это отдельный блок в передаче. Когда-то мы с Вами хотели поговорить на тему «Мужчины и женщины в Церкви». Скажите, а сегодня есть такие жены-мироносицы?

– Войдите в храм, и вы увидите, что мужчины занимают все-таки не большую часть прихожан, и нам, батюшкам, преимущественно приходится общаться с прекрасной частью человечества. Мужчины, скажем, в нашей обители – они как васильки во ржи. У нас исповедь совершается ежедневно, и когда я смотрю на людей, жаждущих у Креста и Евангелия поисповедаться, всегда этих милых наших студентов, лиц мужского пола, приглашаю потому, что они такие хрупкие, ломкие. Женщины более терпеливые, выдержанные!

С другой стороны, эмоции, как известно, присущи женскому нраву – все пропускается через сердце женщины и в духовной жизни не так просто совладать со своей эмоцией, иногда через край брызжущей. Между тем сдержанность, холодный ум и теплое сердце – это такая антитеза, которую взрастить в себе непросто. Однако у нас Воскресение Христово! Во Христе Воскресшем нет ни эллина, ни иудея – ни мужеского пола, ни женского. Все-таки мне кажется, что мы в свете Христова Воскресения именно чувствуем себя детьми – на сердце легкость, светлость!

Между прочим, по Уставу Церкви в Светлую неделю супруги благочестивые, которые во всем стараются, храня согласие и мир, следовать законоположениям Церкви, еще не вступают в супружеское общение (это ждет их после Красной Горки, кстати, и венчания тогда возобновляются), но причащаются Святых Христовых Таин. Веселыми ногами, по церковному выражению, они идут в храм, пьют «пиво новое» – это тоже церковное выражение, то есть вкушают Пречистое Тело и Кровь Христову.

И конечно же, когда мы будем праздновать святых Жен Мироносиц – это у нас уже будет второе воскресение по Пасхе, – думаю, что, поздравляя прихожанок, все-таки не обделим вниманием и мужчин, потому что Марфа и Мария, Мария Магдалина, Сусанна, Иоанна – это преданные ученицы Христовы, которые и мужчинам, конечно, задают, так сказать, тон смирения и скромности, внутренней молитвенной обращенности ко Христу, бесстрашия и мужества, которым и апостолы могли бы позавидовать. Это такие качества, которые взращивать должны и мы – мужчины в двадцать первом столетии.

Да! Это очень интересно! Но все-таки вернемся к современной жизни. Вы много общаетесь с людьми, встречаетесь с разными ситуациями. Сегодня существует немало трудностей, дух времени сказывается… Какой должна быть современная христианская семья?

– Мне кажется, что в современной христианской семье не должно быть скучных и немножко смешных споров о первенстве. Муж, как кормилец, «тягло неся трудов», призван разделять с супругой милые хлопоты семейные. И в этом смысле взаимное доверие, готовность поспешить на помощь любимой половинке все уравновешивает. Мне кажется, в современной христианской семье должно быть больше радости и юмора. Важно уметь подключать юмор потому, что в противном случае из мухи произрастает слон.

Между тем жизнь настолько коротка – как искрометная ночь! Вот служба воскресная – пролетела в мгновение ока! Так и жизнь наша – летит, как каленая стрела. Но виданное ли дело – разменивать на какие-то обиды, выяснения отношений, какие-то споры, дуэли прекрасный, священный дар жизни. Пусть в современной семье каждое мгновение будет значительным.

Между прочим, это значит уметь жертвовать хотя бы в малом собою и будни для любимого человека превращать в праздник. Улыбка – не будем с ней расставаться! Как с ручейка начинается река, так дружба и любовь начинается с улыбки. Ну, впрочем, я теоретик-то отменный, а на практике все бывает сложнее. Дай Бог, чтобы мы, батюшки, учили тому, что прежде сами исполняем на деле.

Да, очень интересно! Спасибо Вам за ответ! Иногда пользуюсь корыстно своим положением ведущего – могу задавать вопросы, которые, наверное, волнуют не только меня, но затрагивают всех.

– Я бы сказал, что это использование служебного положения в бескорыстных целях. Дело в том, что Бог велит делиться. Так обычно таксисты, подсаживая батюшку, говорят: «Бог велит делиться! Батюшка, не обидите?» – «Спрашивайте! Вези-ка, брат, к заданной цели, а уж батюшка не обижается на слова таксистов».

Чем богаты, тем и рады. Поэтому я был бы вполне вознагражден, если бы результатом нашего сегодняшнего общения, дорогие друзья, была бы не наша творческая радость – она всегда нам соприсутствует, но и преодоление совершенно ненужных на Пасху печали, уныния, обид. А для того чтобы жизнь казалась раем, чаще приходите, дорогие друзья, в эти светоносные дни в храм Божий – Воскресший Христос Своею благодатью осенит наши умы и сердца, и в этой земной жизни мы уже приобщаемся к Вечности, благодаря Воскресшему Господу!

Батюшка, вот как раз о пасхальной радости, о которой Вы сейчас сказали, спрошу, и это будет уже последний вопрос. Будем завершать, и пусть этот ответ будет уже итогом нашей встречи. Как сохранить пасхальную радость? И даже немножко захватить ее на будущее, чтобы хватило и после отдания, и на Петров пост, который в этом году очень долгий?

– Для меня вопрос очень насущный потому, что уж от кого, от кого, но от батюшек слова-то ласкового, теплого всегда ждут. Прихожане ожидают от нас какого-то духоподъемного настроения, бодрости, радости, подспудно утешения, забывая, что батюшку тоже бы должно радовать хорошим настроением. Ну, я отвечу на этот вопрос очень просто. Радость радостью, но бдеть над своим сердцем мы должны всегда – не в раю живем! Лукавый сокрушен Крестом Христовым, но пытается еще взять реванш. Вот сейчас наша Россия вновь вышла на мировую арену как великая держава! Все ли согласились с этим ее провиденциальным назначением? Да, по-моему, не все, судя по тому, сколько клевет, шельмования, наглой лжи, цинизма сыпется в средствах массовой дезинформации, причем бессовестнейшим образом!

Но ничего, потерпим! Кто прав, тот и победит, и в этом наша сила. Еще с Александра Невского мы усвоили замечательный этот завет, поэтому будем бдеть, чтобы враг не подкрался незаметно, умом наблюдать за тем, что происходит в сердце, едва лишь только какие-то мысленные соблазны и искушения к нам приблизятся, сразу меч обоюдоострый – молитву извлекаем из ножен: «Господи, Воскресший Иисусе Христе! Помилуй, помоги!» Немножко помахал шашкой наголо: «Ура, мы ломим, гнутся шведы!» (мысленные «шведы» – это бесы; а шведы, которые в Скандинавии живут, – хорошие люди, только пусть эвтаназией не заканчивают свою жизнь), – «И близок, близок глас победы!» Таким образом, внутренняя молитва, покаяние, собранность нужны нам и во дни Пасхи, чтобы под шумок не переесть кулича, а то навалится грусть-тоска – это я знаю по опыту!

Батюшка, спасибо Вам за сегодняшнюю беседу. Напоследок благословите наших телезрителей.

– Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!

Дорогие друзья, в этот святой вечер с нами был протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского женского монастыря, педагог, член Союза писателей России. А я, ведущий Сергей Платонов, с вами прощаюсь. Всего вам доброго, до свидания! Христос воскресе!

Записала Ольга Баталова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать