Беседы с батюшкой. Образование

7 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает доктор экономических наук, профессор, ректор Уральского института бизнеса имени И.А.Ильина протоиерей Александр Миняйло.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня у нас встреча с доктором экономических наук, профессором, почетным работником высшего профессионального образования и науки, ректором института. Батюшка, я ничего не придумал?

– Слишком много хорошего сказала раба Божия Александра, я не достоин этого… Ну, что есть, то есть!

– Тема сегодняшней передачи – образование. С кем, как не с Вами, о ней поговорить! Попробуем что-то обсудить, затронуть. Предлагаю начать.

– Да, хороший вопрос задаете, очень глубокий и важный, особенно сейчас, для России. Почему? Россия нуждается в развитии. Она ждет этого развития – и в промышленности, и в науке, и, конечно, в образовании. Отсюда нужно понять, что из себя представляет образование. Слово «образование» – от слова «образ». По какому образу мы образовываем человека? Если мы образовываем человека по образу нашего Спасителя Иисуса Христа, то это подлинное, настоящее образование, которое дает возможность человеку подняться духовно, посмотреть на свое «я», что я из себя представляю. И конечно, получить те профессиональные знания, которые необходимы для жизни на этой грешной земле.

– Очень часто говорят (или, по крайней мере, бытует мнение), что люди православные, верующие, и образование – это немного разные вещи. Человек православный, верующий – это адепт каких-то устоев, часто используют понятие «темный лес», какие-то архаичные вещи…

– Ну что Вы! Я не могу с этим согласиться.

– Я тоже не могу, когда рядом со мной сидит доктор экономических наук.

– Дело не в этом даже. Просто-напросто, Вы понимаете, ведь важно, что человек – это духовное существо. Важно определить, какова цель в жизни. Если у человека есть цель, говорят: человек цельный. И у страны должна быть цель. А если у человека нет цели, говорят: человек бесцельный. Ну, это как-то так: куда его понесет. Куда ветер подует – туда его и понесет. То есть у человека должна быть сформирована, сформулирована цель. И конечно, мы, православные, считаем, что целью для человека является спасение, обожение, приближение к Богу, познание всего того, что нам дал Господь, – а именно чтобы мы были соработниками с Богом. И поэтому, естественно, образование с той позиции, с которой мы с вами рассмотрели, играет огромную роль в жизни человека и государства.

– Вы сказали, что Россия, государство, требует развития, в том числе в образовании, в промышленности. А почему это происходит? Его недостаточно, его нет или что-то произошло? Что сейчас требуется?..

– Оно всегда требовалось, конечно. Смотрите, вот был Советский Союз, система социализма. Кстати, огромное положительное было в этой системе, особенно в системе образования. Исходя из того, какая система образования. Если она научает человека добру, любви и знаниям, то, конечно, эта система формирует человека – патриота страны, любящего свой край, своих родителей, детей и свою Родину. Это подлинная система образования. Как было сказано, наша система образования была лучшей в мире. И поэтому мы достигли таких высот в освоении космоса. Помню, я, студент, шел в институт по улице 8 Марта – и объявили, что наш человек полетел в космос, и радость у меня была такая же, какая была позже, когда у меня родился сын. Это был, конечно, величайший духовный подъем. А что это, почему это случилось? Система образования была очень высокой.

Вот как мы считаем, на каких принципах должна формироваться система образования? Первое: это принцип духовности. Человек не может жить без понимания справедливости. В русском человеке это понимание справедливости очень важно. Если даже человек живет бедно, но все справедливо, то он удовлетворен. А если есть несправедливость, то… Поэтому критерий духовности, который, к сожалению, отсутствовал в советской системе образования, необходим, это самый главный критерий образования. Второй критерий – это, конечно, фундаментальность. Этот критерий присутствовал в советской системе образования. Третий принцип – целостность. К сожалению, у нас человек раздроблен, у нас все раздроблено. Даже предметы в школе (физика, математика, химия, биология) даются раздробленно.

– Зачастую они никак не соединены между собой.

– Да, а ведь надо целостно рассматривать. Вот на таких принципах. Поэтому, конечно, нужно учитывать то, что сейчас в хозяйственной практике идеи развития играют первостепенную роль. Вот почему и система образования является первостепенной для развития страны, для поднятия народного хозяйства, для поднятия благосостояния народа. Мы – те, кто исповедует настоящую нашу систему образования, – очень приветствуем назначение нового министра и поддерживаем те выступления, которые от нее прозвучали, они радуют.

Первое – это поднятие роли учителя. Ведь мы должны понимать, что такое наши дети. Это будущие граждане нашей страны, это будущие руководители государства, будущие руководители наших фабрик, заводов, и поэтому то, как мы их сформируем, очень важно. И роль учителя, конечно, должна быть. Ну почему заработная плата учителя должна быть меньше, чем футболиста? У нас все перевернуто. Вот футболист получает огромную заработную плату, а учитель – мизерную. А учитель же главнее. Хотя есть мнения, что если бы учитель собирал столько же зрителей, сколько собирает футболист, тогда у него была бы такая же заработная плата. Но не от этого мы должны отталкиваться. Роль учителя – главенствующая.

Дальше, второе выступление, что школьный процесс натаскивания на ЕГЭ – это не совсем хорошо. В моей практике был такой случай. Девочка сдает ЕГЭ по русскому языку. Беседуем с экспертом. Ни одной ошибки не сделано, все ответы получены. А в сочинении у нее был раскрыт свой взгляд. Хотя я не видел, но подозреваю: по-видимому, в тесте тема должна была быть раскрыта одним образом. А человек по-другому раскрыл тему, понимаете? И из ста баллов с нее сняли тридцать. Даже эксперт говорит: можно два балла снять, а сняли тридцать. О чем это говорит? О том, что ЕГЭ, натаскивание, эти тесты вытесняют неординарных людей. А ведь неординарные люди и создают новые идеи. Поэтому в обществе все большее значение будет иметь та группа людей, которая выдает новые идеи.

– Батюшка, наша тема обширнейшая, на нее можно говорить и говорить безостановочно. Но сейчас я хотел бы сконцентрировать Ваше внимание на таком вопросе. Когда Вы говорили об образовании, то упомянули, что человек, который любит и почитает своих родителей, является патриотом своей страны, настоящим русским человеком в хорошем понимании этого слова – но ведь это отчасти и какое-то еще воспитание?

– Ну конечно, конечно. Мы сталкивались с таким вопросом. В свое время, я помню, мы дискутировали с бывшим министром образования Свердловской области (сейчас его уже нет в живых) В. Нестеровым. Он говорил, что воспитание – это не задача школы, что воспитание – это семья, а не школа. Нет, воспитание нужно начинать с детского сада, в школе и в высшем учебном заведении…

– Продолжать его.

– Ну конечно. Что такое воспитание? Питание чего? Питание души! Она тоже требует. Если мы проголодались, нам хочется покушать, и душа тоже требует духовной пищи. Поэтому, конечно, нужно воспитывать человека. Воспитывать к чему? К любви. Ведь любовь должна быть… Любви надо много учиться. Особенно любви к Богу, я имею в виду, конечно.

– Да, понятно, что мы сейчас в большей и главной степени говорим о любви к Богу. Вы говорите о том, что образование нужно продолжать, в том числе и воспитание в высших учебных заведениях. Вы являетесь почетным работником высших профессиональных заведений. Каково Ваше мнение, требуется ли высшее образование всем, повсеместно? Каждый человек должен иметь высшее образование, или это чья-то прерогатива? Обязательно ли его иметь каждому выпускнику школ? Каково лично Ваше мнение по этому вопросу?

– Я мечтаю о том, чтобы все граждане России в будущем имели высшее образование.

– Вот так вот.

– А почему бы нет? Вот смотрите, что плохого, если человек учится в университете? Говорят: «Он закончил университет и работает продавцом». Ну и что? Ничего плохого нет. Он познал философию, другие интересные науки. Самое главное, что он образованный в этом плане человек, может воздействовать в лучшую сторону при воспитании своих детей. Ну и потом, продавец с высшим образованием – уже более интеллигентный человек, по крайней мере должен таким быть, в общении с покупателями. Поэтому что здесь плохого? Как мы говорили, в Советском Союзе ставили задачу, что должно быть полное среднее образование. Это же неплохо. Почему бы и высшее образование каждому не иметь в университете?

И здесь мое частное мнение. Сейчас пошел процесс объединения вузов, создание федеральных университетов, укрупнение. Министр Ливанов проводил эти изменения, очень много отрицательного сделал. Это мое личное мнение, кто-то может не согласиться. Но вот была академик Заславская. В свое время в Новосибирске, в Академгородке, был академик Аганбегян, он организовал группу обучения работе Госплана. Приглашал работников высшего образования по два-три человека. Я стажировался у него пять месяцев. Заславская предложила Хрущеву укрупнение деревень. И к чему это укрупнение привело? Тысячи деревень у нас исчезли, вымерли.

А где-то семь лет назад я встречался с министром образования Нижегородской области (он приезжал сюда на проводимые нами Ильинские чтения). Православный человек. Меня поразило его видение. Он сказал: «Мы ни одной школы не закрыли в деревне. Не закрыв школу, мы сохранили деревню». Так что это укрупнение… По крайней мере, я сожалею. У нас создали Федеральный университет. У нас был колоссальный, хороший, классический университет – Уральский университет имени Горького, обладающий высочайшей степени школой математиков, величайшей школой. А УПИ (Уральский государственный технический университет – УПИ имени Кирова (УГТУ-УПИ) – вуз в Екатеринбурге. До 1992 года назывался Уральский политехнический институт им. С. М. Кирова, с 1992 года — УГТУ (УГТУ-УПИ). В 2010 году при объединении с Уральским государственным университетом им. А. М. Горького образован Уральский федеральный университет. – Примеч. расш., источник: Wikipedia) был заточен все же на технические науки, потому что с индустриализацией нужно было построить такой университет, институт, который готовил бы инженерные кадры. Это было правильно. А сейчас объединили…

Я привел вам пример, к чему привело объединение деревень. Посмотрим, к чему это приведет. Но у нас своя система, нельзя вот так рушить, понимаете. Наши высшие учебные заведения заточены на обучение, на образование, а на науку заточена Академия наук. А совместить так, как в американских университетах, у нас, думаю, не получится.

– Вы упомянули об Ильинских чтениях. Может быть, расскажем более подробно, кто такой Ильин и почему появились Ильинские чтения?

– Иван Александрович Ильин – это, конечно, гениальный философ и мыслитель. Вы знаете, в свое время Германии повезло. Огромный пласт ученых, интеллигенции в двадцатых годах выехал на так называемом философском теплоходе, среди них был Ильин. Он не приветствовал революцию, поэтому…

– Покинул страну.

– Покинул, потому что был приговорен к расстрелу. Потом, учитывая, что по Гегелю он был одним из крупнейших ученых (его работа была по Гегелю), Ленин его помиловал, что ли. И он выехал. Там он организовал юридический факультет, был деканом. А после прихода фашистов, Гитлера бежал в Швейцарию. Швейцария его бы выдала, и он бы, конечно, погиб, но наш композитор Рахманинов заплатил за него 35 000 франков, и Ильин был в Швейцарии, в 1955 году. Работы Ильина – это, конечно, сказка… Огромную работу проделал доктор физико-математических наук Лисица, москвич. Он начал поднимать эти работы. Его супруга бесплатно около десяти лет переводила его работы с немецкого. Их стали издавать. И так получилось, что мы прикипели к этому. Господь так распорядился, что я участвовал в делегации по перезахоронению Ильина в Швейцарии. Мы думали, как соорудить памятник. При нашем институте, при храме, во дворе, создан первый в стране памятник Ивану Александровичу Ильину. У нас читается курс «Философия совершенства Ильина», Полное собрание сочинений. Сейчас наша библиотека будет открыта, поэтому для всех желающих – кто желает почитать, приходите, будем выдавать.

– А есть ли какие-то факты, слова, которые могли бы «зацепить» сейчас наших слушателей? Почему для Вас Ильин – это Человек с большой буквы?

– Во-первых, его прогноз оправдался практически на сто процентов. Он сказал, что Советский Союз распадется, только ошибся, на сколько государств. Но самое главное – он сказал, что нам нужно делать. Он сказал, что с Запада приедут учителя, будут нас учить, поэтому должна быть определенная сильная власть, диктатура. Если бы Ельцин читал Ильина и пошел бы по нему, у нас в России по-другому получилось бы. Ну и язык Ильина, конечно, его размышления… Не пришлось послушать, но, как говорят очевидцы, лекции он читал превосходно. Поэтому эти работы изучаются нашими студентами у нас в институте.

Но, к сожалению, сейчас у нас меньше студентов. Чиновники от Рособрнадзора приостановили аккредитацию, а потом прекратили ее. Случился такой сбой, хотя получилось так, что мы при нашем институте впервые построили храм – студенческий храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Мы получили благословение еще от отца Николая с острова Залит. И студенты, и профессура строили этот храм.

Как-то в прошлом году я поехал покупать цветы при храме. Встречаю своего студента, он у нас учился на менеджера. Он говорит: мы создали кинофильм. Они покупали кирпичики, вносили жертву и подписывали, все это они засняли и сделали кинофильм. Как-то у нас были сложности, не было денег строить храм. Мы поехали к старцу отцу Иоанну (под Томском есть монастырь в Могочино). А он говорит: начните читать акафист Казанской иконе Божией Матери, и Господь воздаст за это. Мы начали читать. Только четыре понедельника почитали – раздается звонок: «Здравствуйте, вас беспокоит фонд «Русские предприниматели», есть такой предприниматель Писарев. Мы узнали, что вы строите храм, решили пожертвовать вам кирпич». Много чудес произошло в этом отношении. И вот уже шестнадцатый год мы начинаем неделю с чтения акафиста Казанской иконе Божией Матери.

– То есть любой желающий педагог, студент или…

– Да, невольник не богомольник, поэтому – желающие. Два человека молятся – уже хорошо, мы молимся за студентов, за профессуру. Это уже дело такое.

– Вы, я знаю, читаете очень интересный курс.

– Для кого-то интересный, для кого-то нет.

– Хорошо, скажем и так, но необычный курс – «Духовно-нравственная экономика».

– Да, есть такой курс.

– Просто я, будучи студентом различных университетов, изучал политэкономику. О духовно-нравственной экономике я никогда не слышал, честно говорю, ни одного упоминания в учебниках.

– Это новое научное направление, разрабатываемое нами. Мы создаем школу духовно-нравственной экономики. К сожалению, аспирантов пока нет. Но есть статьи других участников. Да, это новое научное направление, которое совершенно по-другому рассматривает народное хозяйство.

– Батюшка, я предлагаю поговорить на эту тему подробнее после того, как мы примем телефонный звонок.

«Я прихожанка храма Казанской иконы Божией Матери отца Александра. Хочу поздравить отца Александра со всеми его юбилеями. Думаю, что все наши прихожане присоединятся ко мне. У него было в этом году 75-летие со дня рождения, десять лет со дня хиротонии и пять лет, как освятили наш храм. И также ему еще присвоили звание заслуженного работника высшего образования. Отец Александр, мы вас очень любим и поздравляем Вас со всеми праздниками!»

– Спасибо, конечно, но это не для общего эфира… Спасибо, конечно! А то получится, будто заказной вопрос (смеется).

– Мы этот звонок не готовили!

И все-таки возвращаемся к Вашей работе над этим курсом…

– Понимаете, с чем сталкивается этот курс. Первое: экономику нужно рассматривать… Там уже профессиональные понятия – хозяйство (это понятие более сложное, чем экономика). Но мы упрощенно считаем, что экономика рассматривается как хозяйство. Мы должны ответить на вопрос, какое общество мы строим или должны строить. Какая цель у страны, какое общество? Ведь мы же с вами договорились, что если у человека нет цели, то он бесцельный. А если у страны нет целей – тоже это… Если мы строим капиталистическое хозяйство (а его мы сейчас и построили), то сейчас время показывает, что капитализм идет к закату. У него нет будущего. Мировой опыт показывает, что сейчас экономическое положение всех стран выровнялось. Если раньше был разрыв (так называемые развитые и развивающиеся страны, которые догоняют первых; Западная Европа и Америка считались развитыми), то сейчас он выровнялся. Но внутри стран – колоссальный разрыв между бедными и богатыми.

– Далеко ходить не надо – Россия.

– Это тоже плохо, конечно. Это чревато социальными взрывами, недовольством людей, но самое главное – чувство справедливости. Если человек не ощущает справедливости, то нет удовлетворения. Исходя из этого, мы формулируем, что мы должны строить духовно-нравственную цивилизацию. И в этой духовно-нравственной цивилизации экономика как раз должна быть духовно-нравственной. Это экономика, базирующаяся на православных духовно-нравственных ценностях. В ней все экономические категории, присущие капиталистической экономике, рассматриваются совершенно по-другому. Вот мы должны создать теорию.

Вторая задача, которую мы сейчас решаем с группой ученых, – мы должны написать свой учебник по теоретической экономике. Сейчас мы этим делом и занимаемся. Мы не можем учить молодежь по американским учебникам. Это как пятую колонну готовить, понимаете? Потому что принципы той экономики, которая существует, неприемлемы для России.

– Я лично перечитал энное количество экономических учебников, теорий, когда писал научные работы. Все ссылки, сноски – на западные учебники, теории, на европейские ценности.

– Так вот, Ильин и говорил, что придет Запад и будет учить Россию. Не надо падать на колени перед ними. У нас великая страна, президент Владимир Владимирович Путин практически собрал ее всю, она разваливалась. Ну и конечно, он ведет независимую политику, от этого такой высокий рейтинг. А та экономика, которая сейчас существует, не будет приемлема для России. Конечно, россияне не будут жить богато, но в достатке мы должны жить.

– Так, здесь давайте сделаем маленькую паузу. Что значит богато и что значит достаток?

– Смотрите: богатство – «Бог» и «-атство», что понимать под богатством? Если духовное богатство человека, то это совсем другое… Если материальное богатство – ну что, как пришел, такой и уйдешь ведь в иной мир.

– Хорошо, а достаток?

– Достаток – конечно… Вот либералы нам говорят: в Советском Союзе в магазинах нечего было купить, а сейчас все завалено. Ну завалено продуктами, товарами, а если у тебя денег нет? Ты экономически зависим. Поэтому достаток человека должен быть экономически независим. Поэтому если мы поставим цель, что будем строить духовно-нравственную цивилизацию, то отсюда главное в государстве – это человек. Все нужно сделать для человека. А отсюда, конечно, начинается развитие образования. Отсюда большое внимание надо уделить школе, подрастающему поколению. Это наше будущее, мы должны передать им.

У меня есть сравнение. Та школа, в которой я учился, и нынешняя. Как-то в этом году я был на выпускном вечере одиннадцатого класса, не буду называть школу. Учителя говорили: «Изучение английского языка, получила такой-то диплом американской академии…» Все это так поднимается…

– Превозносится, ставится во главу.

– Да. Так русский язык – это же божественный язык! Смотрите: «Помилуй мя, Боже». В этом «помилуй мя, Боже» всё – и боль, и сострадание, и любовь. Ну как вы переведете это на английский язык? «Хелп ми», что ли?

Это же божественный язык! А вот ЕГЭ, подписали Болонскую систему. К чему приводит ЕГЭ, еще раз повторяю: натаскивание на сдачу. Первый вопрос, который я всегда задавал, когда приходили школьники на первый курс, знаете какой?

– Не знаю.

– А я вам скажу. Куда впадает Волга? Волосы дыбом встают: не могут ответить, куда впадает Волга! А у нас учителя были, пришли с войны…

– «Батюшка, секундочку, дайте загуглю…» Я пошутил.

– Пришли с войны. Поэтому у нас девяносто процентов учителей были мужчины. Раненые… Но совсем другое обучение было. Поэтому сдавали экзамены, мы знали географию. Я помню, географ нам читал. Понимаете, он так читал, в сердце, в душу запало! «Валдайская возвышенность» – я своим детским умом представлял, что это такое, так мечтал побывать на этой Валдайской возвышенности. Сколько лет прожил – все хотел побывать на этой возвышенности. Или истоки Волги – как, где она… А сейчас получается, идет натаскивание, и географии многие не знают. А что такое не знать географию?

– Это, наверное, то же самое, что не знать природоведение в третьем-четвертом классе, не знать основ, почему ночь сменяется днем.

– Да, конечно. Но самое главное – наша страна. Что значит любить свою Родину? Надо же еще знать, что наша тайга очищает весь воздух планеты. Амазонские леса и наши… Все развитые страны, которые кичатся, должны были бы нам платить мзду за то, что наша сибирская тайга очищает планету. А вы загрязняете ее. Вот такие «пироги».

– Позвольте мне задать Вам непростой вопрос. На каком уровне находится образование в современной России? Тяжело ответить, понимаю, очень разные вещи. Но какова Ваша точка зрения, Ваш взгляд на высшее образование?

– Мы должны освоить свою систему рейтинга, критерии того, что должно быть. Исходя из этого критерия, я считаю (может, я ошибаюсь), что при каждом университете должен быть храм. Вообще не храм при университете, а университет при храме. Конечно, можно научить специалиста хорошо считать, очень хорошо освоить профессии. Но мы же договорились, что надо воспитать души. А без храма как? Должен быть храм… Понимаю, когда студенты строили наш храм, были такие тяжелые, грязные работы, надо было чистить от глины…

Это не прошло даром. У нас очень красивый храм. Нет-нет да студенты заходили. Это же очень хорошо! Поэтому пока того уровня образования, который был в Советском Союзе, мы не достигли, я считаю. Нам надо вернуться к нашим истокам, к нашим реалиям и тем методикам, которые были присущи России. Не надо копировать. При любом копировании (будь то технология…) – вы всегда отстаете. Нужны передовые идеи. Смотрите: в Финляндии, говорят, хорошее образование, но они переняли у нас. Китайцы у нас взяли систему образования, изменив что-то. Я читал (может быть, я ошибаюсь), что сейчас в Китае нет экзаменов. А зачем экзамены, зачем зубрежка? У них беседа, больше практики. Поэтому надо перестраивать систему образования. Надеемся на нового министра, очень надеемся.

– Вы упомянули, что в свое время, будучи молодым человеком, шли по улице 8 Марта и услышали новость о том, что Гагарин – первый человек с Земли, полетевший в космос. Также знаю, что вы имели возможность сравнивать американское образование с образованием в Советском Союзе. Вы же учились за границей?

– В 1977 году делегацией нас отправили в Канаду, в университет Western Ontario, старейший университет по научной работе. Там была школа бизнеса. Кстати, кажется, в 2014 году все американские школы бизнеса потерпели поражение. Четыре места заняли французские школы бизнеса, а пятое место – школа бизнеса канадского Western Ontario. Да, я прослушал там два курса. А потом по приглашению я читал курс планирования. У нас же была плановая экономика. Это вообще колоссальное достижение, конечно. И конечно, наши университеты были на голову выше их. Таково мое мнение.

– А сейчас?

– А сейчас, после развала в образовании (это же был развал: приняли Болонскую систему, бакалавры…)

– Может быть, мы поясним уважаемым телезрителям, если кто не в курсе, что такое Болонская система, к примеру магистратура и бакалавриат.

– У нас ведь была неплохая система. Бакалавриат – это как полуфабрикат. А у нас было образование – пять лет. Может быть, это было связано с экономическим положением: пять лет учить более затратно, конечно, – но потихоньку мы возвращаемся к своей исконной системе образования. Я думаю, что создание единого учебника по истории, введение сочинений…

– …это некое возвращение обратно.

– Конечно, но уже на другом уровне. Поэтому если мы не будем копировать западные модели, а возьмем самое лучшее из них – пойдем вперед. Я глубоко уверен, что в России система образования будет одной из лучших в мире. Так же как и – что такое поэзия в России? Поэт – это посланник Бога, понимаете… Появились Пушкин, Лермонтов – это что-то невероятное. Возвращение к своим истокам, корням, ценностям, к чему призывает наш президент – к ценностям.

– Батюшка, а какие у нас ценности? Может быть, вопрос прозвучит странно, но мне кажется, что очень многое говорят по телевидению, в программах о том, что современное поколение не знает ценностей или ценности разные, у одних такие, у других другие, смена ценностей и так далее. А к каким ценностям мы должны идти, по-Вашему?

– Смотрите, молодой офицер вызвал огонь на себя. Вы можете сформулировать, какая это ценность?

– Самопожертвование.

– Да, самопожертвование во имя блага своей Родины, офицерской чести. Вот величайший поступок. Нужно быть духовно великим человеком, чтобы совершить такой поступок. Поэтому, конечно, первая ценность – любовь к родителям. Разве не ценность? Родители – это святое. Как написано в Евангелии: если не почитаешь родителей, то сокращаешь время пребывания на этой грешной земле.

– Да…

– А под родителями понимается все старшее поколение. Мы, конечно, менее умные, чем сейчас молодые, но мы, считаю, более мудрые, потому что совершали определенные ошибки и на этих ошибках нельзя учиться, надо учиться на чужих.

– Еще один телефонный звонок, и потом продолжим тему.

«Здравствуйте, меня зовут Валентина, я из Казани. Я хотела бы поблагодарить батюшку за прекрасную беседу, за вопросы, которые волнуют особенно родителей, в частности по образованию, по этим ЕГЭ, которые неизвестно откуда взялись и практически травмируют (психологически и психически) детей. А знаний от этих ЕГЭ абсолютно никаких нет.

Я сама росла в Советском Союзе, у нас были прекрасные педагоги, прекрасное образование, я получила и высшее образование. Я поняла его смелые высказывания, хорошие, и его мнение о ЕГЭ, которые ни к чему хорошему не приведут и не привели в деле образования нашего подрастающего поколения. Хотела еще раз его мнение услышать, потому что достаточно смело обо всем говорит. Спасибо большое за то, что выслушали меня!»

– Спасибо. Вы затронули очень интересный вопрос. Вот начинается ЕГЭ. И у нас по телевидению чиновники от образования говорят: установили столько камер, забрали все телефоны и прочее. Дети идут на ЕГЭ. А у меня возникает вопрос: где же была школа? Одиннадцать лет они учили и не научили порядочности и нравственности – что нельзя списывать, нельзя красть знания. Вот что есть, то и покажи. А что эти камеры? Это же не тюрьма, а школа. Это же храм науки, просвещения. И вот мы докладываем, что проводим вот так, закупили столько камер, все это отслеживается, в туалет нельзя выйти… О чем это говорит? О духовной слабости.

– Деградации.

– Конечно. За одиннадцать лет мы не воспитали в человеке нравственность, что этого не надо делать, это нехорошо. Потому что если это сделаешь – не спасешься. Все равно за все нужно будет платить. Списал, что-то недоучил…

Когда я принимал экзамены у студентов, было так: пожалуйста, хоть что ты списывай. Но если мне, допустим, пришлось организовать новую специальность на Урале – прикладную информатику (когда я приехал из Канады, такого здесь еще не было), я знал, что написали Иванов, Петров, Сидоров. Если он спишет, то все понятно. Сейчас ведь важно не научить делать то-то и то-то, а научить, как взять информацию, откуда ее взять и как ею пользоваться. Ведь мы сейчас столкнемся с глобальными проблемами – цифровое общество…

– Роботизированное общество.

– Да. Это, конечно, сложный процесс.

– Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями и мнением. Перед программой мы заговорили о Северной или Южной Корее…

– Да, я слышал точку зрения, что в автомобилестроении Южная Корея ориентирована на американский рынок, но они пошли вот каким образом – делать не просто хорошие машины, с тем чтобы их продавать, а делать такие машины, которые можно было бы продавать на вторичном и третичном рынке. Поэтому самое главное – они обратили внимание на производство двигателя. И там полностью роботизированное производство.

– Не используется ручной труд.

– Да, потому что есть человеческий фактор (недокрутил, недовинтил).

– Настроение плохое…

– Да, всякое бывает. А здесь робот. Поэтому, конечно, мы уже сейчас должны готовить. С приходом шестого технологического барьера пойдет сплошная роботизация (особенно в машиностроении), колоссальное высвобождение людей. А мы как-то развиваемся… Смотрите, в нашем городе где ни глянь – торгово-развлекательный комплекс. Но это же неэффективно будет! Китай идет на производство не просто магазинов, а интернет-магазинов. Ну построил ты эту махину, а учитывая наш климат (в Бразилии сборочный цех завода сделал стены из фанеры), нам надо метровые стены, а это же капитальные затраты. То есть в этом отношении мы неконкурентоспособны. Я затронул эту тему, но вообще я против понятия «конкурентный». Потому что мы сидим, ты мой брат…

– Я надеюсь на это!

– Ну конечно! По-христиански мы же все братья и сестры. А здесь говорят: конкуренция. Что такое конкуренция? Я объясняю студентам: в России мы конкуренцию должны заменить на кооперацию. Вы производите рубашку, и у вас получается очень хорошая строчка. Но пуговицы вы пришиваете не совсем удачно. А у меня тоже рубашка, но строчку я не могу сделать, зато пуговицы хорошо пришиваю. Мы с вами кооперируемся, синергический эффект получается. И все, не надо это, мы всегда найдем на рынке. Поэтому конкуренция – это для капиталистического способа хозяйства.

– Ответьте, пожалуйста, еще на один вопрос, каков Ваш ответ и Ваша точка зрения. Если существующее образование и то, что мы делаем, то, куда оно направляет, – рыночная экономика, мегаразвитие, революционное, эволюционное развитие техники, технологии и так далее, – если это в некоем случае, в некоем понимании тупиковое развитие?..

– Понимаете, вот говорят: рыночная экономика, рынок… Это же не панацея. Рынок – это механизм, который можно использовать. Где можно рынок использовать – используйте, пожалуйста. А где-то плановое хозяйство надо использовать, его механизмы. В плановой экономике есть и положительные моменты, и отрицательные. Развитие космоса, допустим. Может ли рынок сделать прорыв в этой области внутри страны? Нет, конечно, без помощи государства мы просто не можем это сделать, потому что это длительно. Я помню (Ваше поколение, может, и не знает), Иосиф Виссарионович Сталин строил дорогу по Северу. А после прихода к власти Хрущева…

– …перестали это делать. Я смотрел исторические фильмы и хронику.

– Так вот, смотрите. На сколько лет стратегически мыслил вождь? Вот сейчас пятьдесят лет прошло, строят Северный путь, вот эта дорога как сыграла бы! Так же как царь построил Транссибирскую магистраль. Ни одна страна мира не могла решить такой проект, а мы, не имея экскаваторов, за восемь лет построили такую величайшую дорогу – Транссибирскую магистраль. Кстати, именно по этой магистрали я родился. Когда мне было семьдесят лет, наша киностудия делала кинофильм. При вокзале в Миассе (это первая построенная станция Транссибирской магистрали) была больничка. Я глянул – там деревянное здание, а на фасаде написано: 1914 год. И она сохранилась! Я как-то встречался с мэром Миасса, сказал ему: сохраните это здание, еще царь его построил. Так оказывается, что я родился в поликлинике, которую строил царь. Учился в Горном институте, который был первым императорским университетом. А я и не знал об этом отношении. Вот так Господь привел к почитанию царской семьи.

– У нас остается не так много времени. Хочу спросить Вас: что Вас сейчас волнует в образовании, чему бы Вы учили, чему учите, чем Вы занимаетесь, куда направляете свои усилия?

– Получилось таким образом, что когда нашему институту было 26 лет, чиновники от Рособрнадзора провели проверку и лишили нас аккредитации. Сегодня у меня счастливый день. Мы переживали очень тяжелые времена. Вот говорят о конкуренции. А какая это конкуренция? Государственные вузы имели здания, финансирование, а мы ничего не имели. Мы должны были построить свои здания, через науку, через бизнес добывать деньги, с тем чтобы оплата у студентов была невысокая. Конкуренция была очень несправедливая.

– Но была.

– Ну конечно, была! И вот в 2015 году мы провели и прошли аккредитацию, все было серьезно. Пришла комиссия – и, видимо, был политический заказ, пять вузов на Урале… Никто не заступился, понимаете. Но я рад тому, что сказали двадцать студентов. Уходили они по разным причинам, мы переводили студентов, потому что кому-то надо иметь освобождение от армии, кому-то диплом государственного образца, иначе не примут на работу. Два года мы были эффективным вузом. Семьдесят тысяч – литература, куда сейчас ее девать… Сто компьютеров и так далее. Вот говорят: развивать малый и средний бизнес. Сорок человек преподавателей рассчитали сейчас. А студенты остались, сказали, что хотят закончить этот вуз. Мы сейчас их будем учить по-новому. Конечно, я обращаюсь к православным предпринимателям: надо помочь этому институту. Нельзя стремиться только к величине. Должны быть и маленькие вузы. У нас совершенно семейное…

– Будет другое образование, но качество не хуже.

– Качество!.. У нас все были трудоустроены, шесть процентов выпускников в 2014 году образовали свое дело. Во всех органах они у нас работают: в ФСБ, в налоговых, в таможне в Екатеринбурге есть наши выпускники. Везде работают, все устроены. Многие открыли свой бизнес. Но бизнес плодит компаньонов, а вера рождает поборников добра и любви, поэтому к любви, к любви больше! Когда мы принимали студентов, говорили: ты пришел в нашу семью. Все для студента в этом отношении. У нас создана картинная галерея – 150 полотен. Каждый месяц мы делали выставку художников, закупали одну-две картины. И так накопилось. В каждой аудитории у нас помимо икон висят картины. Построили свой храм, сделали памятник Ивану Александровичу Ильину, владыка его освятил.

– Настоящая маленькая семья.

– Да, и я считаю, что это нам урок. Мы сейчас посмотрим, какие важнейшие критерии в МГУ, и будем добиваться уже на новом уровне, пусть без аккредитации, но совершенно по-другому, будем комплексно. Мы сейчас разработали такую программу для этих двадцати студентов – не просто предметы, а то, что важно для экономики. Мы спрашиваем предпринимателей, директоров заводов, что для них важно, чтобы знал экономист. Они отвечают. По информационным технологиям, что самое важное, какие языки. К примеру, надо знать 1С. Далее, что в гуманитарной части, в духовной части. Уже с момента организации института мы читали «Основы православия» и такие предметы, как «Как создать и сохранить семью». Я девочке говорю: если ты, допустим, закончишь институт с красным дипломом и останешься старой девой, что толку-то от твоего диплома? Тебя надо научить, как создать и сохранить семью. Это же важнейшее! Это ни в одном вузе не преподается, а это же очень важно!

– В школе не преподается.

– Так у нас получается, что из ста семей в свое время разводились один-два процента, а сейчас девяносто. Или живут так называемым гражданским браком. Это блуд! А это ведь все скажется на детях. Поэтому такой предмет нужен. И вы знаете, студент откликается на этот предмет, это очень интересно и очень важно – как создать, а самое главное, сохранить любовь. Это же притирка… Или «Философия совершенства Ильина». Это уникальный курс, его читает Наталья Александровна…

– Батюшка, я вынужден попросить Вас подвести итог, потому что время передачи кончается.

– Дорогие телезрители, я глубоко уверен, что Россия сейчас на пути развития, на том пути, который приведет к вершинам нашей Родины, потому что наш президент Владимир Владимирович Путин все делает для того, чтобы именно отстоять нашу независимость, нашу самостоятельность. Конечно, не все в экономическом блоке у нас в порядке, либеральные идеи еще очень и очень сильны, не зря «Эхо Москвы» набросилось на нашего нового министра. Мы на него надеемся. Будет тяжело, но, думаю, учителя все те начинания, которые прозвучали, воспринимают положительно, поэтому поддержим ее, министра.

– Спасибо Вам за эту непростую, местами острую беседу, надеюсь, нашим зрителям она понравилась.

 

Ведущий Тимофей Обухов
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать