Беседы с матушкой. Восстановление Покровского женского монастыря, и обретение мощей Матроны Московской

7 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря города Москвы игумения Феофания. Повтор от 6 марта 2016 года.

– Мы встречаемся в преддверии дня памяти святой блаженной Матроны Московской: 8 марта, как известно, отмечается праздник обретения ее честных мощей. Многие были в Покровском женском монастыре, а кто-то еще только хочет прийти и поклониться святой блаженной Матроне. Но начать программу хотелось бы с Покровского монастыря. Расскажите, насколько древняя эта обитель и кто потрудился, чтобы зажечь эту лампаду перед Престолом Божиим?

– Монастырь открылся в 1635 году. Сын патриарха Филарета, царь Михаил Федорович, основал монастырь, который назван Покровским, потому что патриарх Филарет умер в праздник Покрова Божией Матери. Он и зажег эту свечу. Когда царь Михаил Федорович умер, его сын Алексей Михайлович продолжил дело и полностью восстановил монастырь.

– В годы богоборчества монастырь постигла участь практически всех церковных заведений – его закрыли. Расскажите, как это было? Насколько пострадал сам монастырь, архитектурный комплекс в советский период?

– После революции в 1918 году монастырь, конечно, хотели сразу закрыть. Но прихожане Москвы собрали тысячи подписей, и монастырь оставили открытым до 1929 года. Когда арестовали настоятеля монастыря епископа Вениамина (Милова; впоследствии епископа Саратовского), монахов разогнали, некоторых отправили в ссылку, очень многие были замучены на Бутовском полигоне. После закрытия монастыря сразу же снесли купола на Покровском и Воскресенском храмах, разровняли кладбище, где было три тысячи захороненных почетных и значительных лиц. Когда в 1998 году в Москве был сильный ураган и вековые деревья упали, открылись все склепы, и мы увидели, что все захоронения сохранены. По историческим границам территорию кладбища мы загородили (чтобы люди случайным образом не провалились) и оставили старинные аллеи.

Когда полностью взорвали колокольню и монастырских стен уже не было, территорию Воскресенского храма сделали парком. За парком была танцплощадка, где всегда играла музыка. Также в Воскресенском храме располагался спортивный комплекс. В Покровском храме находилось Министерство топливной энергетики, в настоятельском корпусе – Посылторг, в сестринском корпусе – банковская организация, в доме причта – разные строительные организации. Здания монастыря были очень ветхими, и совершенно не было видно, что это монастырь, потому что купола снесены, крыши все – ровные. Монастырских стен не было, единственное, что сохранилось, – ворота на Таганской улице.

– Обычно монастыри играли огромную роль в жизни общества: они выполняли и социальную, и просветительскую, и миссионерскую функции. А чем славился Покровский монастырь?

– В XVIII веке в монастыре располагалась Духовная семинария (потом ее перенесли в Троице-Сергиеву лавру), а в конце XIX века началась миссионерская деятельность. Монастырь был мужским, монахов готовили к миссионерской деятельности и отправляли в Сибирь, на Дальний Восток; они трудились с православной миссией в Пекине и в других странах.

При монастыре была богатая библиотека, а также приют для мальчиков, богадельни мужская и женская (богадельни находились на Таганской улице, где сейчас стоит высотный дом; конечно, строения не сохранились). А вот здание приюта сохранилось, и так как сейчас монастырь женский, мы открыли женский приют и начали заниматься миссионерской деятельностью.

– То есть Московская духовная семинария брала свои истоки именно из Покровского монастыря?

– Да.

– Получается, что монастырь имел огромную просветительскую функцию.

– Да, занимался большой миссионерской деятельностью.

– Насколько большим был приют в то время и сейчас?

– Приют для мальчиков был на 29 человек. У нас открыт приют на 40 детей, то есть сейчас в приюте воспитываются сорок девочек из неблагополучных семей. Когда они оканчивают школу и когда родители их не забирают, то жить им, конечно, негде, они остаются жить при монастыре, учатся дальше в высших учебных заведениях, институтах. Большинство девочек хорошо оканчивают школу, потому что мы много занимаемся с детьми, и все получают высшее образование. Два года тому назад приюту исполнилось десять лет. За эти годы выпустилось много воспитанниц, некоторые из них уже вышли замуж и имеют своих детей, которых я считаю своими внуками, потому что у некоторых воспитанниц нет родителей, пойти им некуда, и они приходят к нам с детьми на все праздники.

– Скажем так, они у вас и остаются при монастыре.

– В монастыре за десять лет остались только двое, остальные вышли замуж, некоторые еще учатся.

– Это действительно хороший показатель, когда дети из неблагополучных семей становятся благополучными.

– Некоторые работают у нас при монастыре, например две девочки-двойняшки: одна из них окончила регентскую школу, поет и трудится в просфорне, вторая – заочно учится гостиничному бизнесу и одновременно работает письмоводителем, отвечает на письма. К нам приходит очень много писем из тюрем, много от простых прихожан, очень много электронной почты, и на все письма нужно успеть ответить. У нас четыре человека отвечают на письма, двое ходят на почту отправлять бандероли. На письма мы стараемся ответить всем, особенно тем, кто находится в местах лишения свободы, и стараемся им хоть что-то послать (мы уже знаем, что им можно послать, чего нельзя).

– Расскажите, когда начал восстанавливаться монастырь после разрухи, как быстро все это происходило; тяжело ли было восстановить монастырь?

– Монастырь открыт решением Священного Синода 24 ноября 1994 года. 22 февраля 1995 года меня назначили настоятельницей монастыря. Все началось с нуля. Два года я согласовывала документы, бегала по инстанциям; конечно, было очень тяжело. Когда мы 1 октября 1995 года вошли на территорию монастыря, Александр Сергеевич Матросов, проводивший совещание, сказал мне: «Матушка, войдите в любое помещение, хоть в подвал, тогда дело сдвинется. Если не войдете – у вас ничего не получится». И вот мы вошли в подвал (сейчас это первый этаж), там было все в земле, окна закрыты фанерой. Мои братья (они резчики, строители) помогли сделать из фанеры временный иконостас, и сразу же начались службы. 14 октября 1995 года состоялась первая служба. Два года никто из архиереев у нас не служил, потому что не было документов. В 1996 году в монастырь приезжал Святейший патриарх Алексий II и отслужил в этом подвальном помещении с фанерным иконостасом молебен. Во время приезда патриарха было много кинорежиссеров, Святейший сказал речь. Потом он зашел в Воскресенский храм, где тогда располагался спортзал и занимались штангисты, и сказал слово. Сразу же, через неделю, арендаторы освободили Воскресенский храм, вышло постановление о передаче зданий монастырю, и через месяц нам выдали свидетельства на все здания. В 1997 году с Божией помощью я оформила права на земельный участок.

Я часто ездила на кладбище к блаженной Матроне, но никому не говорила об этом. Матронушку я знаю давно, ездила к ней еще будучи в миру. Можно сказать, я ездила к Матроне с каждой бумагой, просила, молилась. Тогда еще были старинные акафисты, я их читала. Бывало, что приезжала на кладбище по два раза в день, просила, и мои дела сразу продвигались. Я верила, что Матронушка мне поможет. Однажды священнослужители сделали мне замечание, чтобы я не ездила на кладбище. Я перестала ездить, и дела остановились. Тогда я подумала: «Поеду к Матроне». Поехала, попросила, через неделю выходит Устав. После этого случая я ездила к ней постоянно.

– Получается, что блаженная старица Матрона принимала непосредственное участие в возрождении монастыря?

– Да. Когда я несла послушания еще в Дивеево, мы с игуменией Сергией, бывая в Москве, приезжали на кладбище к Матроне, и наши дела шли как по маслу.

– А сейчас монастырь полностью возрожден или еще что-то требуется для восстановления?

– Да, сейчас монастырь полностью восстановлен, все храмы с куполами, восстановлена колокольня. Проведена очень большая работа, и мне самой не верится, что сейчас такое благолепие. Как будто это кто-то делал не моими руками. Конечно, это помощь Божия и помощь блаженной Матроны, своими силами это сделать невозможно.

Когда вышло постановление о передаче зданий монастырю, в Правительстве нам сказали: «У вас четыре арендатора официальных, а остальные шестьдесят – неофициальные, выгоняйте их как хотите». Правительство нам не помогало. Я писала арендаторам письма, и они как-то прислушивались. Конечно, когда уже были на руках документы, я почувствовала себя хозяйкой монастыря и действовала жестко: писала субарендаторам официальное письмо с просьбой освободить помещения через две недели, так как у них нет никаких документов на занимаемые помещения.

Музыкантский Александр Ильич оформил постановление таким образом, что арендаторы, находящиеся в монастыре, напрямую платили арендную плату монастырю. На эти средства мы смогли полностью восстановить Покровский храм, закупили купола, и даже хватило средств на гостиницу. Архитектор Жулин Олег Игоревич, который делал проект полностью на все здания монастыря, храмы, стены, гостиницу, подворье в селе Марково, говорил, какие материалы нужны, сколько, все было расписано, поэтому я знала, что нужно закупить. Так потихонечку всё восстановили.

Когда привезли в монастырь мощи блаженной Матроны, все дела пошли в быстром темпе. Нашлись благодетели, банкиры, которые стали помогать, они у нас постоянные помощники.

– Сейчас мы видим благолепие Покровского монастыря, но ведь, наверное, приходилось жить в тесненных, некомфортных условиях. Напомните этот период жизни монастыря, чтобы люди не говорили, что монастырь был и раньше процветающий. Многие ведь просто не помнят, что было…

– Об этом даже страшно говорить. Когда в 1995 году мы пришли на территорию монастыря, то жили на первом этаже, у нас не было кроватей, спали на полу. В левом приделе служили службы, в середине придела жили сестры, я жила в правом приделе (сейчас там алтарь), там же была кухня, всё – в одном месте. Вход тогда еще был сбоку, в середине все двери заложены, только потом архитекторы нашли, где был вход. Мы зашли как раз к зиме, холодно, окон не было, бегали крысы. Не знаю почему, но крысы все время у меня воровали обувь: будто мстили (не знаю, может, это были не крысы, а бесы). Крысы были очень агрессивные, они съедали у нас всю еду, которая находилась на кухне. Есть нам было нечего. Пока я бегала по инстанциям, сестры после службы собирали милостыню в метро, и на эти деньги мы жили. Потом я попросила благочинную, мать Калисфению, чтобы она походила по монастырям, попросила хоть какие-то крупы.

В одном из монастырей нам подарили мешок картошки (хотя и мелкой), а вечером наместник этого монастыря зашел к нам, потому что даже не знал, что монастырь открыт (монастырь был открыт уже месяц). Я ему говорю: «Такая вкусная картошка!» Он потом вспоминал этот случай, увидев, что дали нам братья монастыря, а мы были рады даже этой картошке! Нам помогал отец Михаил из одного храма, благочинная Валентина Павловна, спрашивала, что нам привезти. Я говорила: «Привезите нам хотя бы сухарей, чтобы у нас был хлеб». Они стали нам очень помогать, привозили хлеб. Очень помогал Даниловский монастырь, Новоспасский монастырь (владыка Алексий). Вот так потихонечку… Прихожан в монастыре не было (два-три человека в храме), поэтому жить было совершенно не на что. Сборы у метро давали хоть какую-то копеечку, на эти средства мы стали покупать какую-то утварь. А благодаря помощи Святейшего патриарха Алексия II нам купили полностью утварь на первый этаж.

Хотя мы жили в таких стесненных условиях, но почему-то была радость, я чувствовала благодать. Со мной были пять сестер: из Дивеева приехала моя сестра благочинная помогать восстанавливать монастырь и алтарница, три сестры пришли новенькие. Владыка Алексий прислал мать Филарету, потом появилась мать Мария, схимница, потихонечку стали приходить другие сестры. Конечно, было очень тяжело.

Со дня открытия монастыря в 1995 году мы каждый день совершаем крестный ход, во время которого 150 раз читаем молитву «Богородице Дево, радуйся» (дивеевское правило). Даже когда была танцплощадка, мы ходили крестным ходом. Люди думали, что мы собираем деньги, и давали кто десять, кто двадцать рублей. И до сих пор мы совершаем крестные ходы с иконой Покрова Божией Матери, читая 150 раз «Богородице Дево, радуйся».

– Так с Божией помощью, с помощью Царицы Небесной, старицы Матроны монастырь и восстановили. Скажите, а чем сейчас живет монастырь, какими нуждами, заботами? Какие послушания у сестер?

– Послушания у сестер различные, потому что у нас хозяйство. За прошедшие 20 лет мы восстановили и монастырь, и подворье в селе Марково Раменского района, где как раз у нас большое хозяйство, которое сейчас нас кормит и в которое я четыре года вкладывала силы. Сейчас у нас в хозяйстве коровы, куры, развито пчеловодство, есть три пруда, где мы выращиваем рыб. Есть огромное овощехранилище с автоматизированной системой температурного режима. Поэтому послушаний у сестер много.

В монастыре есть благочинная, экономка, которая занимается рабочими, руководит ими, дает им работу, контролирует их, докладывает, кто что делает. Много работы в храме: много цветов, записок; огарки – все это нужно вовремя убирать. Свое послушание есть у церковницы, ризничей, алтарницы. Очень много работы и в канцелярии. На кухне – повара и трапезницы. В общем, послушания различные. Кто-то убирает сестринский корпус, кто-то воспитатель детского приюта. У нас открыта гимназия, сестры преподают в школе. Я являюсь директором гимназии, сестры-заведующие мне помогают.

На подворьях сестры ведут молочное хозяйство: сыр, творог, сметана, молоко у нас свои. Огородом занимаются огородницы. У нас огромная теплица, в которой мы выращиваем зелень, огурцы, помидоры. Зимой теплица отапливается, и у нас круглый год свежая зелень и овощи.

– То есть, по большому счету, вы живете независимо от внешнего мира.

– Да. У нас 30 гектаров земли, очень хорошее подсобное хозяйство. Сейчас нам дали еще одно подворье в Троице-Лыково, где тоже большое подсобное хозяйство. На подворье два храма: Успения Божией Матери и Троицкий собор; и еще 17 деревянных строений. Там деревянное зодчество. Вятские кустарные мастерские, которые восстанавливали иконостасы в монастыре, теперь восстанавливают строения на подворье: занимаются заменой гнилого бруса, реставрацией, приподнимают фундамент. Конечно, работа большая. Сейчас восстанавливается Успенский собор; Троицкий собор готовим к освящению. В Троице-Лыково большая гимназия на сто детей, в ней же учатся и дети нашего приюта. Гимназия полностью бесплатная, мы принимаем туда детей из многодетных семей, чтобы помочь семьям, которым тяжело, потому что там район многодетных семей, где по 12–16 детей. С февраля у нас начался набор детей к первому сентября. Из одной семьи в гимназии учатся сразу семь-восемь детей, родители, конечно, довольны. Территория там красивая, зимой можно кататься на лыжах, коньках, летом – на роликах. Есть большая летняя спортивная площадка, хороший спортзал.

В подворье в селе Марково тоже открыта большая воскресная школа. Сейчас приход стал большой, в воскресной школе по сто детей в возрасте, можно сказать, с младенчества и до девяти лет. Вероятно, повысилась рождаемость, потому что раньше не было столько детей.

– Много ли святынь сейчас находится в Покровском женском монастыре?

– В Покровском монастыре на первом этаже есть частица мощей преподобного Нила Столобенского, потому что один из приделов освящен в его честь. Я обратилась в Нилову пустынь, и нам дали частичку мощей святого. На втором этаже придел в честь Николая Угодника, где есть частичка его мощей. В Воскресенском храме в левом приделе находятся мощи Киево-Печерских святых, дальних и ближних пещер. Я много лет знала митрополита Владимира (он тогда был управляющий делами, я при патриархе Пимене несла с ним послушания), и когда написала ему прошение, он сразу же выделил нам частички мощей Киево-Печерских святых. Есть частичка мощей царицы Феофании, которую подарил Константинопольский патриарх при посещении нашего монастыря. Митрополит Нижегородский Георгий, когда приезжал в наш монастырь, подарил нам икону с частицами мощей Серафима Саровского, преподобных святых и блаженных (там сразу семь частиц мощей). Еще у нас есть ковчежец с мощами многих святых. Еще есть на распятии Креста частичка Крови Спасителя…

– Святынь много, но, наверное, одна из главных святынь – мощи блаженной Матроны Московской. Восьмого марта отмечается день обретения ее мощей. Вы были свидетельницей и участницей этого чудесного обретения, расскажите, как это происходило.

– Владыка Арсений попросил, чтобы 8 марта к 19 часам Даниловское кладбище было закрыто. На кладбище присутствовали владыка Арсений, владыка Алексий, наместник Новоспасского монастыря, наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий, с ним были протодиакон и археологи, которые занимались вскрытием захоронения блаженной Матроны. Когда в 19 часов начали копать, пошел крупный снег. На кладбище посторонних не было, потом непонятно откуда собралась толпа народу, все пели «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Мы стояли до полуночи. Все это время шел крупный сухой пушистый снег. Холода совершенно не чувствовалось, только теплота и радость, что обретаются мощи. Были просто необыкновенные ощущения. В 23:45 подняли гроб, переложили его в новый и крестным ходом с пением «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» понесли в Духовской храм, где он простоял ночь. Утром гроб перенесли в Даниловский монастырь, где каждый день служили панихиды блаженной Матронушке.

– А после Даниловского монастыря?..

– Еще до обретения мощей (об этом надо было сказать ранее) к нам в монастырь приезжал Святейший патриарх Алексий II, это было примерно в конце февраля 1998 года. Он приехал на территорию монастыря в воскресенье в 15 часов после службы, а я в это время была на Даниловском кладбище. Территория монастыря была закрыта. Святейший патриарх пошел пешком по территории, дошел до храма, а сестры его не пустили, сказав, что храм закрыт на уборку. Сестры даже не знали, что это был патриарх. В то время еще не было мобильных телефонов, слава Богу, что я вовремя приехала. Я пришла в келью, не зная, что Святейший находится на территории, а в келье телефон трезвонит! Я взяла трубку, мне говорят: «Святейший на территории…» Я бегом в храм. Святейший спросил меня, где я была, я ответила, что ездила на кладбище к блаженной Матронушке. Он заинтересовался, кто такая Матрона. Я дала ему книгу с ее житием и сказала: «Ваше Святейшество! Там на кладбище столько народу, если возможно, надо ее перезахоронить».

Сестрам приходилось дежурить на кладбище каждый день, кормить охрану. Милиция нам очень помогала. Святейший сразу согласился поехать на кладбище посмотреть, и так как он был с иподиаконом Сергием (сейчас он уже иерей, служит в Храме Христа Спасителя), то отслужил на кладбище литию. На кладбище была огромная очередь, патриарх побеседовал с людьми. Всю обратную дорогу я говорила Святейшему, что нужно перезахоронить Матрону. В то время я даже не думала о канонизации. Через некоторое время мне позвонил владыка Арсений и сказал, что 8 марта будут обретать мощи старицы Матроны. Вот так все получилось. И когда уже мощи подняли, владыка Арсений сказал, что нужно готовить документы для канонизации Матроны.

4 апреля 1998 года Святейший патриарх Алексий II освящал Покровский храм монастыря. А до этого я написала Святейшему письмо с просьбой о перезахоронении останков Матроны на территории монастыря. И при каждении храма Святейший мне сказал: «В левом приделе готовь место для мощей Матроны». Это никому не говорилось, об этом никто не знал. Мощи обретались полтора месяца. 30 апреля мне позвонили из Патриархии и сказали, что 1 мая привезут мощи.

А накануне вечером у нас уезжал последний арендатор, женщина кричала будто бесноватая: «Чтобы к вам в монастырь никто не приходил». Она говорила ужасные слова: видимо, бес заранее чувствовал, что привезут мощи. Я даже об этом не знала, пока владыка Арсений мне не позвонил.

Когда 1 мая 1998 года привезли мощи Матроны, была неописуемая радость! Потом возникло очень много проблем с канонизацией. Многие были против, но мы собрали конкретные данные о чудесах, которые сотворила Матрона, и подали их Святейшему патриарху. Целый год это рассматривалось. Было сильное сопротивление, но мы молились. Потом тому, кто препятствовал, явилась Матрона и сказала: «Какое тебе нужно чудо, чтобы ты поверил, что я святая?», после чего этот священник сразу передал документы Святейшему патриарху Алексию II. И ровно через год, 2 мая 1999 года, состоялась канонизация.

– Заходя на территорию Покровского женского монастыря, всегда можно увидеть большое количество паломников, а как говорится, к пустому колодцу народ не ходит. Скажите, с какими просьбами, чаяниями люди приходят к блаженной Матроне Московской и получают ли они просимое?

– Матронушка помогает во всем. Николаю Угоднику молятся о путешествующих, Пантелеимону – об исцелении, а к Матронушке обращаются во всех нуждах: в болезнях, в скорбях, с проблемами в работе, в судебных делах, с квартирными проблемами – во всем. Люди благословляются перед предстоящей операцией. И когда получают просимое, исцеляются, благодарят и рассказывают о произошедшем чуде (опускают в кружечку записанную историю о чуде, об исцелении). Мы собрали четыре тома книг о чудесах (выпущены также диски). Конечно, без слез это невозможно слушать.

Блаженная Матрона помогает и бесплодным женщинам, и больным онкологией даже при последних стадиях. Трудно сказать, в чем она не помогает. Некоторым, кто о ней даже не слышал, она является во сне: «Ты только приди ко мне, и я тебе помогу». Они спрашивают: «А ты кто?» – «Матронушка». Некоторым она является даже живой, с кем-то беседует. Скольким людям она помогла! Рака с мощами блаженной Матроны – серебряная, она переплавлена на Софринском заводе из пожертвований тех людей, кому она сотворила чудо. Можно сказать, что люди в благодарность пожертвовали это навечно Матронушке. Многих неверующих и некрещеных людей она привела к вере. К ней за помощью обращаются люди разной веры. Однажды приходили мусульмане, спрашивали: «Матушка, как нам приложиться к мощам? Ведь мы же мусульмане, мы не можем креститься». Я им говорю: «Вы просто поклонитесь». А потом приходят – они уже покрестились.

Однажды был такой случай: пришли трое ребят – студенты; одного парня ведут под руки. Я шла по территории, они у меня спрашивают: «Матушка, где здесь Матрона принимает?» Я отвечаю: «Матронушка не принимает», а они меня слушать не хотят, настойчиво спрашивают. Я им говорю: «Ладно, пойдемте, я вас проведу». Я провела их без очереди, потому что они были очень настойчивы, спросила, что у них случилось. Они говорят: «Парень ослеп, ничего не видит, сейчас за ним приедет отец. Нам сказали, что здесь принимает Матрона, она исцеляет». Я их спросила, крещеные ли они. Они говорят: «Ослепший парень некрещеный, а мы крещеные, но в храм не ходим, в первый раз пришли». Я приложила их к мощам, ослепшему парню дала лепесток, маслицем помазала ему глаза. И парень говорит: «Мне кто-то глаза погладил, тепло глазам». Я спросила, видит ли он что-то, он сказал, что не видит. Я попросила его приехать еще раз. Ребята сказали: «Мы приедем обязательно». Они действительно приехали на следующий день и ездили три дня. Парень стал хорошо видеть. Его отец (совершенно неверующий, коммунист в какой-то организации) в своем районе в честь того, что сын прозрел, построил храм, который недавно был освящен, стал верующим, а сын покрестился. Мне сказали, что сейчас он строит даже семинарию.

Матрона неверующих, некрещеных людей приводит к вере. Мы никому не делаем замечаний, хотя некоторые девушки приезжают с длинными ногтями, маникюром, накрашенные.Через какое-то время смотришь – они уже в юбочках, платочках. Матрона сама их воспитывает. Мне Святейший патриарх Алексий II говорил: «Они не к тебе приходят, а к Матроне. Не делай замечаний, Матрона их сама вразумит». И действительно так. Прежде чем зайти в ворота, женщины надевают платочки, юбочки. Я бы сказала, что Матрона приводит людей к вере.

– Практически все, приходя к блаженной Матроне Московской, в руках несут цветы. Это такая традиция либо это выражение людской признательности за оказанную помощь?

– Я думаю, что это благодарность. В том, что люди несут живые цветы, выражается любовь, благодарность за оказанную помощь, духовную поддержку. Некоторые просят со слезами на глазах, а когда исцеляются или получают просимое, приносят огромные букеты. Матронушка еще при жизни говорила: «Приносите мне живые цветы, а я после своей смерти буду видеть, слышать вас и помогать вам».

– Вы говорили о засвидетельствованных чудесах. Скажите, как часто люди приходят к Вам или, может быть, к сестрам, чтобы засвидетельствовать то или иное чудо, произошедшее с ними?

– Люди не приходят, чтобы говорить о произошедших с ними чудесах, это можно увидеть наяву. Вот свежий пример: вчера пришла женщина вся в слезах, обняла Матрону. Мы подумали, что с ней что-то случилось. Она говорит: «Я пришла поблагодарить, Матронушка моего грудного ребенка исцелила». Ребенок умирал в роддоме, ей ребенка вообще не давали, потому что он был в коме. Женщина «отстояла» акафист блаженной Матроне, набрала освященной воды и поехала в больницу. Там ей сказали, что ребенок совершенно безжизненный и что больше ей его не дадут. Пока врачи отошли, она взяла ложечку и начала ребеночка поить привезенной водой. Младенец начал чмокать водичку. Женщина налила еще, он начал пить, потом стал кушать. Врачи были поражены, спрашивали ее: «Что вы сделали с ребенком?» Она ответила, что напоила Матронушкиной водичкой. После этого сказала: «Я вам своего ребенка не отдам»… Вот такое событие было вчера.

Еще один случай произошел примерно три-четыре года назад: схимница, мать Мария, раздавала цветочки, а я молилась Матронушке о проблемах, связанных с оформлением разных документов. Молюсь, читаю акафист, рядом стоит пожилая женщина с мальчиком. Женщина встала у гроба Матроны, плачет, никто не может ее успокоить. А мальчик стоит рядом и говорит: «Бабушка, ты скоро?» Оказалось, что мальчик совершенно не разговаривал, хотя ему было уже восемь лет. Бабушке явилась Матронушка и сказала: «Приди ко мне с мальчиком, я его исцелю». И вот она с мальчиком приехала. И пока бабушка плакала у мощей, мальчик спрашивает: «Бабушка, ты скоро?» А она не поняла, кто говорит. Он снова ее дергает. Когда бабушка увидела, что это он говорит, начала его трясти. Мы подумали, что она сумасшедшая. Я подошла, говорю: «Женщина, нельзя так ребенка трясти». А она отвечает: «Матушка, чудо! Он же не разговаривал…» Говорит ему: «Скажи что-нибудь!» А он в ответ: «Бабушка, пошли домой».

– Чудо!

– Да, такое чудо! Мальчик совершенно не разговаривал... А потом объяснил: «Мне Матронушка все время снилась, но я не мог сказать. Я все время показывал на иконку». А бабушка говорит: «Он все время показывал, а мы не могли понять, что он показывает». Это было, конечно, чудо!

Чудеса бывают очень сильные. Сколько людей встали на ноги! Некоторые костыли оставляли… Парализованных привозят, очень тяжелых больных. Один военный, который служил в Чечне, совершенно не мог ходить, его привезла мать. Сейчас он стал уже ходить на костылях. Они приходят к мощам Матроны уже полгода, и он говорит: «Я верю, что встану на ноги!» Я отвечаю: «Встанете, если верите».

– По вере Вашей дано будет вам…

– Он на костылях с трудом, но идет. Без слез невозможно смотреть на людей. Конечно же, мы стараемся помочь людям. У сестер самое первое послушание – помочь людям в самый трудный момент, чтобы они, уходя, получали благодать и просимое.

– Скажите, какие духовные наставления оставила блаженная Матрона своим потомкам?

– Матронушка говорила: «Все-все приходите ко мне, я буду вас всех слышать и видеть. Не забывайте Церковь; кто будет почитать православную веру, тот и будет спасен, кто не будет почитать, тот с лица земли исчезнет». Поэтому Матронушка и просит, чтобы все почитали веру. Вера России православная, и хотелось бы, конечно, чтобы весь народ хоть как-то, но прибегал к вере.

– Вернемся к празднованию дня памяти святой блаженной Матроны Московской (как мы уже сказали, 8 марта будет праздноваться обретение ее мощей). Расскажите, как будет работать монастырь в эти дни и какие мероприятия будут проходить?

– Седьмого марта в 17 часов состоится всенощное бдение с чтением акафиста. Народ к этому уже привык, во время пения акафиста все стоят с книжечками и поют. С 7 на 8 марта вся территория монастыря будет открыта, мощи блаженной Матроны всегда в этот день открыты. В полночь начнется ночная служба. Восьмого марта в 9:30 состоится торжественная служба: Божественную литургию совершит Святейший Патриарх Кирилл, ему сослужит Святейший Патриарх Болгарский Неофит. После службы, как всегда, состоится молебен блаженной Матроне.

– Для тех, кто посмотрел сегодняшнюю программу и решил приехать на торжественную службу в Покровский женский монастырь, расскажите, как добраться до монастыря? Есть ли возможность тем, кто приехал издалека, остановиться при монастыре и помолиться не спеша?

– Добраться до монастыря легко: это станция метро «Марксистская», выход на улицу Таганская. Далее можно либо пройтись пять-семь минут пешком, либо добраться любым транспортом (трамвай или автобус) до остановки «Покровский монастырь». Также можно доехать до станции метро «Пролетарская», от которой идти тоже пять-семь минут.

Остановиться при монастыре можно, у нас открыта гостиница. Если есть свободные места, можно сразу обратиться на ресепшен либо заранее забронировать места по телефону 8(495) 911-26-07. В гостинице есть одно-, двух-, четырехместные номера.

– То есть возможность остановиться есть, но все же лучше заранее позвонить. Также, наверное, есть информация на сайте?

– Да, есть информация на сайте http://www.pokrov-monastir.ru

– Матушка, я благодарю Вас за сегодняшнюю беседу, надеюсь, многие почерпнули для себя что-то важное и интересное. В завершение нашей программы что бы Вы хотели пожелать нашим телезрителям?

– В первую очередь – помощи Божией телеканалу «Союз». Пусть Матронушка возблагодарит вас за записанную передачу. Пусть Матерь Божия омофором Своим покроет ваш канал, поможет вам и дарует и на земле мир и радость о Господе. Всем, кто здесь служит, счастья, мира и покоя, помощи, благодати Божией в ваших делах, домах и семьях.

 

Ведущий Сергей Юргин
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать