Беседы с батюшкой. Рождество Иоанна Предтечи

7 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает игумен Дамиан (Залетов), настоятель храма святого праведного Феодора Ушакова в Южном Бутово. Передача из Москвы.

– Расскажите, пожалуйста, о празднике Рождества Иоанна Предтечи. Для православного христианина день рождения – второстепенный праздник. Редко мы празднуем чье-либо рождество, я не говорю о Рождестве Спасителя, потому что это само собой разумеется. Что это за праздник, каков его смысл?

– Мы празднуем день рождения, покуда проходим поприще земной жизни, куда по милости Божией мы явились. Благодарим Господа за это и вспоминаем ту задачу, которая поставлена перед нами Господом в нашем рождении. Но когда человек переходит в вечную жизнь, идет в другой путь, то, конечно, на первом месте стоит день рождения в вечность, то, что мы называем днем успения, кончины. Основной ориентир в памяти почивших святых – это день их успения и какие-то события, которые имели связь с ними даже после успения. У Бога все живы, будем об этом помнить. В некоторых исключительных случаях вспоминаются даже дни успения святых, которые жили 2000 лет назад. Иоанн Предтеча родился, и для нас его рождение в земную жизнь имеет важное значение. Прежде всего это евангельское событие, значит для нас это какие-то драгоценные крупицы божественной истины, в которые мы должны вникнуть, коль Господь нам сохранил это через Священное Писание. Значит для нас это имеет какое-то непреходящее значение, это не просто историческая справка, откуда взялся Иоанн Предтеча. Мы не знаем из Священного Писания каких-то нюансов о рождении апостола Петра, Пресвятой Богородицы, а Иоанну Предтече уделено очень большое внимание в этом смысле.

И, конечно, рождение Иоанна Предтечи напрямую связано с Рождеством Христовым. Он предшествовал, был предтечей, с одной стороны. Но с другой стороны, для нас имеет значение рождение Иоанна Предтечи, потому что это очень глубоко раскрытая тема в Евангелии от Луки, которое мы читаем на богослужении. Она ориентирует нас на вопросы семьи, вопросы отцовства, сыновства, некоторых трудностей в семье. Мы восхваляем Иоанна Предтечу как родившегося «от неплодове» – такая трудность, непростая ситуация. Причем в Священном Писании она не первая и всегда возвращается к этой важной теме рождения человека, прихода его в мир, а значит – теме цели и смысла. Описание рождения Иоанна Предтечи, при повторении нескольких разных сюжетных моментов начиная от рождения у Авраама Исаака, возвращает вообще к смыслу жизни. Это очень важный вопрос, потому что когда мы говорим о жизни, всегда задумываемся о смысле.

Смысл жизни человека ставится Господом при самом начале. Мы не должны это забывать. Сразу с момента рождения мы должны быть на это ориентированы. В чем смысл? Какое призвание? Какой дан талант? Когда мы говорим об Иоанне Предтече, вспоминается важное место. Христос характеризует его несколько раз, возвращаясь к его служению. Это тоже важно. И говорит: «Нет больше человека, который бы родился на земле от жены, чем Иоанн Предтеча». Христос же родился от Девы. «Но меньший в Царствии Небесном больше его» – такая интересная, глубокая мысль в словах Христа. Призвание при жизни дается каждому. Кому-то простое, кому-то более сложное. Кому-то десять талантов, кому-то пять или один талант, но это не награда, это то, что нужно еще реализовать. Иоанн Предтеча был преисполнен талантом ответственности в своей жизни – быть Предтечей, быть служителем Христа, и это сразу стало отражаться в его аскетической, подвижнической жизни (красной линией это проходит), а затем в мученической кончине. Господь говорит, важно еще, как ты закончил: «В чем застану, в том и сужу». Важен результат – отталкиваемся от начала и смотрим на результат. Только достигший Царствия Небесного поистине велик. Мы часто при жизни можем кого-то хвалить, благодарить, иметь свои суждения о человеке. Но все-таки главное суждение по итогам жизни вынесет Господь, по результатам. Кто достиг Царствия Небесного – тот велик подлинно.

Что касается Иоанна Предтечи, он безмерно велик, потому что тот величайший потенциал, который ему был дан, он еще и донес до Царствия Небесного. Для нас очень важно осмысление жизненного пути человека: в чем начало, в чем продолжение, в чем результат, в чем ценность результата. Вот этот момент, о котором нужно задуматься. Идем ли мы тем путем, который нам дан от Господа? Если мы идем этим путем, мы обязательно встретим спасение Христа. Если мы сбились с пути и у нас какие-то другие ценности и ориентиры, то мы вообще можем быть где-то мимо спасения. В этом смысл служения Предтечи: привести, помочь, чтобы «горы понизились, низины повысились», чтобы выпрямилась дорога и было хорошо видно Христа. Его образ жизни, личность Предтечи помогает в итоге увидеть Христа, осмыслить Христа. Житие Предтечи и остается нам для помощи в том, чтобы в сердце принять веру во Христа.

– Вопрос от телезрительницы Татьяны из Сергиева Посада: «Моя родная сестра 18 лет назад подписала контракт с диаволом. Можно ей как-нибудь помочь, чтоб спасти ее душу?»

– Во-первых, диавол – это отец лжи, он лукавый. Поэтому это сторона, с которой юридически нелегитимно подписывать какие-то контракты. В этом смысле это не вопрос, который должен смущать. Это нелегитимно. Это лжец, с которым нельзя заключать договоренности, они запрещены. Это нереально. Мы так должны это понимать. Это искушение, падение, заблуждение, но не какой-то реальный договор, на который надо ориентироваться и что-то с ним делать. Надо просто вменить его ни во что и преодолеть это искушение, этот соблазн. Просто-напросто надо восстановить тот единственный верный договор с Богом. Новый Завет – это новый договор с Господом. Мы должны вернуться в христианскую Церковь. Надо ей покаяться, признать неправоту, не зацикливаясь на каких-то прошлых действиях. Прийти в церковь, посоветоваться со священником, что нужно сделать. Несомненно, как дуновение ветра, рассыпается все прошлое, уходит, если человек пришел ко Христу.

– Скажите, пожалуйста, могу ли я за нее молиться?

– Конечно, всегда нужно молиться. Если она ушла из Церкви, это связывает нам руки в области таинств, через покаяние надо вернуться. Но мы должны из нашего христианского, сердечного чувства любви молиться молитвой единственной и твердой: «Господи, спаси ее душу и приведи ее к покаянию» – не о каких-то нюансах жизненных, а о ее покаянии. За нее усердно нужно молиться, о спасении ее души, пока есть возможность покаяться. Если она не воспользуется этой возможностью, то тогда она нам еще больше свяжет руки. Но, конечно, нужно постараться добрым словом – вразумительным, спокойным, мягким, ненавязчивым – убедить ее в неверности пути и в том, чтобы она пришла для начала к священнику, побеседовала, посоветовалась, поговорила, подискутировала.

– Вы сказали, что праздник Рождества Иоанна Предтечи связан тематически с рождением, с семьей. Я предлагаю об этом сегодня поговорить. Ведь завтра празднуется праздник святых Петра и Февронии Муромских, покровителей семьи. Часто говорят, что нужно жениться/выходить замуж по любви. Что такое любовь? Ведь это венец добродетели, которую человек приобретает со временем, пройдя определенные испытания, время должно пройти. Какая же любовь у тех молодых людей, которые только входят жизнь? Значит это брак не по любви, а обещание любви?

– Прежде всего я отмечу, что очень велико богатство нашего православного богослужения и традиции. Как замечательно: Рождество Иоанна Предтечи – столько тем, глубокое Евангелие! В русской традиции – географической, житийной, литургической – как прекрасно брак раскрывается на образе Петра и Февронии, и мы сейчас, в нашей жизни, говорим об этом, празднуем день православной семьи. Это же прекрасно. Вот что значит реальное воцерковление, реальная жизнь при таком мировоззрении. Как хорошо, что мы можем сейчас это делать и видим эти плоды в жизни.

Что касается Вашего вопроса, я бы сказал так: фактически вопрос содержит и правильные ориентиры для ответа. Действительно, у нас есть клише, некий штамп: надо создавать семью по любви. А любовь – это высочайшая добродетель, которую надо научиться стяжать. Когда люди говорят сразу: «Я люблю» – это очень смело и, конечно, не соответствует действительности, это часто какая-то профанация, иллюзия. И мы видим результат этой иллюзии – вдруг через какое-то время, а это, к сожалению, статистика очень печальная: «Мы теперь не любим друг друга». Мне кажется, вера и любовь фактически синонимы. Я верю в Бога, значит – я люблю Бога. Но так и с людьми: люблю – значит доверяю в том числе. Это высочайшие добродетели, и они постоянны. Поэтому когда говорят: «Я разуверился, я разлюбил», мне кажется, что изначально была иллюзия. Если есть вера, есть любовь, как вдруг она может исчезнуть? Представляете себе, есть вера! Вера может горы переставлять, за веру мученики кровь проливали. Если она у тебя есть, как ты ее можешь потерять? Или любовь: за Господа и за ближнего любовь к великим подвигам может призвать. Как это – разлюбил? Когда люди так говорят, они просто подписываются под тем, что разрушилась иллюзия. А это значит, что надо реально смотреть на вещи. У нас потеряна библейская и святоотеческая православная традиция, представление, что должно чему предшествовать, что должно быть в начале, что должно быть в продолжении. И, собственно, образы Иоанна Предтечи, его семьи, Петра и Февронии, Авраама и Сарры об этом говорят. Даже Адама и Евы, если хорошо смотреть, подробно вчитаться и задуматься. Мы видим постепенный рост. Даже Адам и Ева – это классика, это начало, а значит – классика. Адам увидел Еву, дал ей имя, потом – грехопадение. Кстати, испытание тяжелое, и Ева имела к этому отношение. В страдании и скорби они еще больше сблизились. Там несколько очень простых этапов взаимопознания, сближения, и последний этап – это, конечно, рождение первых детей.

Кстати, у нас все перевернуто. Сегодня я слышал по радио статистику. Социологическая служба изучала эту тему. Задавали вопрос: какова причина развода? И главными причинами называют материальные, безработица. Это все печально. Это отсутствие любви. Я со многими людьми разговариваю, спрашиваю, почему вы еще не поженились. «Еще квартиру не купили, как я супруге предоставлю минимальный материальный достаток?» Народная премудрость «с милым рай в шалаше» подсказывает, что начальные чувства помогают преодолеть трудности, они в них закалятся, и уже в совместном творческом порыве все остальное прикладывается. Нет никакой зависимости от материального. Потом уже говорят об эгоизме, что разлюбили… Что сдерживает в браке? Как делить квартиру, детей, еще что-то... Вот это сдерживает, оказывается, в браке. Трудный это вопрос – как надо строить семью. Конечно, надо смотреть здраво на вещи. Трудно что-то советовать нерелигиозным людям: сделать правильно фактически крайне сложно – все равно будет какой-то другой фундамент, не религиозный, но ненадежный. Только религиозному человеку можно посоветовать прежде всего увидеть в человеке образ Божий. Это, собственно говоря, универсальные отношения людей, а семейные одни из самых близких отношений, потом дружба идет, потом братство, а потом ближние. Все остальные ближние – это последняя наша граница. Нет дальних, посторонних. Как апостол пишет: «Есть отчуждившиеся, заблудшие», но не считайте их за врагов. Они ушли за рамки, но мы ждем их возвращения, мы за них переживаем.

– Я правильно понимаю, что основой для брака является такой взаимный взгляд друг на друга как на образ Божий?

– В ком-то ты увидел более ярко образ Божий. Он во всех есть, но ты именно в этом человеке увидел более ярко, и ты восхитился. Вот она несовершенна, но ты увидел сияние какое-то. Тут, конечно, не без промысла Божия, тут на Господа можно полагаться. Он покажет твою персональную радость, твой светильничек, который нужно совместно дорабатывать. Это еще процесс, будут трудности, и в этом процессе все совершенствуются, не все сразу идеальные.

– Вопрос от телезрителя Дионисия из Самары: «Брат моей одноклассницы попал на зону за наркотики. Мы с ним переписывались. Он был хороший человек. Его на зоне подушкой придушили и подвесили, и его даже не отпели. Могу ли я за него молиться за упокой его души в домашней молитве?»

– В трудных ситуациях подобного рода должно быть всегда рассуждение. Если есть какие-то свидетельства, можно сходить в епархию, посоветоваться, как воспринять эту ситуацию с церковной точки зрения. Тут важен не только факт: отпеть – не отпеть, важно, как человек жил, и часто пожавшие ветер пожинают бурю. Есть опасный путь, к которому лучше не приближаться, потому что ничем хорошим он не закончится. Мы делаем какой-то шаг, думаем, что это все как-нибудь обойдется, а вот заканчивается печально. Что касается домашней молитвы, то, конечно, мы должны обязательно молиться. Наша молитва должна быть всегда осмысленной, не просто штампованной и не о всех одними и теми же словами. Когда мы говорим «со святыми упокой», то есть такое дерзновение перед Господом о ком-то высказываем, то, наверно, должно это предполагать ориентированность человека на этот путь. Если человек не был ориентирован, то слова молитвы могут поменяться: «Господи, Твоими путями, Твоим милосердием облегчи участь и просвети путь этой заблудшей душе».

Молитва – это как музыка, она тоже может быть разной. Разное звучание, разные мелодии, минор, мажор. Так же и в молитве должны учитываться нюансы, и она не должна быть формальной, списком. Какой-то список может быть, если образ жизни позволяет, а в какой-то молитве мы должны высказать: «Твоя воля да будет. Твоим милосердием облегчи эту ситуацию». Конечно, молиться нужно. В этом смысле мы не только заботимся о пользе ближнего нашего, даже впадшего в столь печальное состояние, мы всегда приносим пользу самим себе, ведь это же наш акт любви. Поэтому любая молитва за кого-то – а мы, христиане, должны молиться за весь мир – полезна. Не только за тетю, дядю, сына, внучку, но за весь мир молиться. Это наше служение, и в этом служении мы совершенствуемся сами. Любовь – это не только материально помочь и поддержать, но и помолиться за кого-то. Это тоже акт. И хорошо бы это было совмещено. И кстати, только в Церкви может быть некая полнота добра, истины, когда не просто совершаются какие-то добрые дела – они сопряжены во славу Божию и с молитвой о человеке. Это только верующий человек может делать. Молитва всегда полезна нам самим – эта наше внутреннее духовное упражнение. Будем молиться за всех. Спаси всех Господь!

– Человек, вступающий в брак, в идеале видит в своем супруге образ Божий. Но есть такое выражение: «Любовная лодка разбилась о быт», когда этот образ блекнет, начинаются взаимные претензии, придирки, проблемы. Все чувства, которые были поначалу, меркнут. Как реанимировать то, что было в истоке?

– Важно, чтобы человек смотрел глазами верующего на это и понимал, что жизненный путь – это подвиг, испытание. Все в жизни – испытание, несение креста. Семейная жизнь – путь спасения, это не просто перекантоваться на земле, а это наше поприще совершенствования для нашей души. Поэтому и результатом должна быть любовь, чтобы мы научились видеть в человеке брата и сестру. Это на земле называется: брат, сестра, тетя, дядя, муж, жена, внучка, сыночек, а вообще в итоге все братья и сестры с одним Отцом Небесным. Это наш путь. И к этому относится и семейная жизнь, общественные отношения, как мы, например, в очереди стоим… все что угодно. Это разные этапы, уровни нашей духовной работы над собой. Человек ошибается. Может после этого покаяться, и Господь помогает исправиться. Это процесс христианской, церковной жизни – не просто какое-то философское миропонимание, а практика. Церковь нам напоминает об этом, Евангелие напоминает, таинства нас очищают, укрепляют, человек церковный преодолевает ошибки в процессе жизни, совершенствуется, исправляется. Эта лодка хоть и течет в бурной реке, но верующий человек может все преодолеть. Тем более если люди ищут друг в друге хорошее, то это как раз откроется в трудностях. Говорят: «Друг познается в беде» – в трудную минуту, в сложностях (а они могут быть очень разными, не только чисто бытовые) супруги могут увидеть друг в друге, какие они добрые, отзывчивые, какие надежные. Трудно открыть это, сидя в особняке с бокалом шардоне, – наверно, как раз это сложнее. В религиозном сознании все направлено на пользу. Когда все хорошо, то и слава Богу. Тем более испытания всегда будут. А когда явные испытания, трудности, то религиозное сознание помогает это использовать на пользу.

– Вопрос от телезрительницы из Ивановской области: «Как повлиять на детей, чтобы они ходили в храм? Ругаться бесполезно. Я молюсь за них. И все равно они не ходят. Также мы были в паломничестве в Санкт-Петербурге. Там есть храм Спаса-на-Крови. Около распятия Иисуса Христа – масонская звезда. Почему люди удивляются, что пришла революция?»

– Первый вопрос серьезный и интересный, второй чуть-чуть надуманный и эмоциональный, не основанный на точных знаниях. Христианское воспитание детей должно быть с первого дня их жизни. Родителям вверено право и обязанность это делать. Все это имеет какие-то рамки временные, фактические. Если ими не воспользоваться и вовремя не использовать, то создаются объективные трудности. Человек становится взрослым, самостоятельным, и уже сложно его переделать. У человека появляется собственный опыт, возможности, и, конечно, этот опыт, к сожалению, будет в чем-то горький, более болезненный. Господь будет вразумлять людей, и была бы возможность избежать многих проблем и страшных ошибок, если бы мы изначально правильно воспитывали детей. Когда мы говорим о воспитании детей, то надо помнить первое золотое правило: начни с себя. Себя не воспитали и не умеем воспитывать. Это целая наука, сложнейший вопрос. Я сомневаюсь, что большинство современных родителей хотя бы чуть-чуть интересуются вопросом воспитания. Кто-то учится в педагогическом институте, берут книжки и листают. А если у тебя есть ребенок и семья и ты не на курсе университета? Семья – это важнейший факультет. Специалисты – это отец и мать. Это главная профессия. Нужно вовремя начинать – и начинать с себя. Кто-то должен порвать порочный круг, кто-то должен сказать: «А я-то кто, какие у меня ошибки, что сделать, чтобы дальше этих ошибок не было?» Ну и второе правило – покажи пример, чтобы дети с самого раннего возраста видели церковную, духовную атмосферу у себя дома: не телевизоры, магнитофоны, заботы, какой ковер постелили, что в холодильнике лежит. Это тоже важно, но не только это. А если дети видят с детства христианскую среду, молящиеся папа с мамой перед иконой, знаете, какое это имеет огромное значение без всяких слов. Если это упущено (Вы сами правильно сказали), ругаться не то что бесполезно, а вредно и плохо. Золотое правило: начни с себя и покажи пример. Пусть они увидят добрую старушку, маму, будут помнить ее добрую улыбку, как она ходит в церковь, как она молится и мягкие разумные слова: «Сыночек, не забудь о душе. Помоги тебе Христос, дочка моя». Может быть, это намного будет эффективнее, чем какие-то даже большие религиозные речи и прочее. А тем более прямой вред, когда на религиозной почве конфликты, ругань. Невозможно кого-то заставить поисповедоваться, причаститься, заставить креститься, лучше не надо так, потому что не останется хотя бы застывшая, каменная магма, а почва, с которой когда-нибудь кто-нибудь поработает. Надо молиться. И первая молитва: «Господи, прости нас за нашу халатность и небрежение. Мы просим прощения и на Тебя перелагаем судьбы наших детей, чтобы Ты их привел к вере». Но самое главное, чтобы наша жизнь перед Господом была хороша. Если ты становишься верующим – любая ситуация на пользу. Ты свою душу спасай и покажи пример. Два эти условия выполняй – это во власти каждого человека. Остальное на Господа возложи.

– Недавно услышал, что в такой ситуации важно отношение самих родителей к походу в храм. Если для них это что-то особенное, благоговейное, возникает другая постановка вопроса: ребенок не то что должен ходить в храм, а он должен заслужить. Если он не достоин этого, он от этого отлучается.

– Если для родителей это счастье, ребенок тянется быть причастником этой радости. Он видит: «Надо же, они счастливые». Дети сердцем чувствуют, не все еще понимая. А мы, к сожалению, меняемся. Мы начинаем вроде все понимать, все догматы, правила, погружаемся в это и путаемся в этом. Поэтому Господь говорит: будьте как дети. При всех знаниях важно не потерять детское восприятие. Что касается второго вопроса, то потрясения в нашем обществе, в истории человечества начались очень давно, еще в раю. В раю не было никаких масонских знаков, только змей. И тем не менее случилась беда. Все зависит не от знаков и даже не от змей, а от того, как мы к этому относимся. Поэтому многие сейчас излишне любят уделять этому внимание. Давайте переименуем или разрушим памятники, какие-то заменим, и от этого наступит счастье? «Царство Божие внутри вас есть», и если оно будет в нас самих, мы что-то привнесем в окружающий мир хорошее, а от перестановки слагаемых сумма не меняется. В нашем обществе революция произошла из-за масонства. Это уже производные знаки, символы того, что внутри человека. И это не значит, что мы хорошие, а вдруг знак на нас плохо повлиял, на общество, на Россию. К сожалению, люди сделали очень много ошибок тогда, охладели. Это целая отдельная тема… Давайте будем хорошими христианами, и никакие знаки нам не будут страшны.

– Вопрос от телезрительницы: «Моей дочке 13 лет. С ней бывает иногда очень нелегко. Советует ли Православная Церковь ходить к психологу?»

– Две тысячи лет у нас не было никаких психологов, и как-то люди жили и находили язык между собой. Во-вторых, мне кажется, что появление подобных специалистов говорит о том, что некомпетентны родители. Нет единодушия, взаимопонимания. Как же это можно исправить даже специалистам? Есть, конечно, механизм компенсации, некого смягчения проблемы, ее заглушения, но как решить проблему, если нет взаимопонимания? Есть этапы, касающиеся каждого человека, поврежденного грехом. Но все-таки они обостряются по мере отхождения от правды Божией, от Церкви, религиозной жизни. Этот переходный возраст болезненнее и острее, если допущены какие-то ошибки. Кстати, сразу про проблемы: не всегда вина лежит на нас самих, на родителях. Проблемы скапливаются, мы тоже должны понимать, что повреждение и какие-то духовные достижения передаются по наследству. В Священном Писании тоже сказано: «Родители ели кислые яблоки, а у детей на устах оскомина». Сказывается наша жизнь, дедушек и бабушек и на нас, и на внуках, и на правнуках. Хотя кто-то должен порвать этот порочный круг, кто-то должен взять на себя подвиг: «Я должен стать лучше – и им лучше будет, и дальше хорошо будет. Может, я еще сумею помочь дополнительно». Есть то, что уже скопилось, что надо пережить. Мы бежим от страданий, мы их заслуживаем, но бежим от них. Надо чуть-чуть менять вопрос: не как избавиться, а как перенести, пережить, перестрадать и с помощью Господа выйти с победой и опытом. Если возможно Вашу дочь отвести к священнику, съездить в паломничество, то это было бы полезно… Когда мы говорим о медиках, говорим не только о том, ходить к врачу или не ходить. Тут вопрос так не стоит. А какой врач? Бывает спокойнее доверить аппендицит вырезать: взял да вырезал. А тут допускаешь человека к своей душе. А что это за человек конкретно, кто он? Он запустит свои руки в твою душу, а может, у него грязные руки.

– Есть еще направление: православные психологи.

– Любые специалисты бывают православными. С другой стороны, если нет других вариантов, нужно поискать человека, который компетентен и опирается на вечные истины, а не на какие-то, не дай Бог, гималайские или атеистические взгляды на жизнь. Важно смотреть на духовную основу. Важно, что будет за человек. С другой стороны, важно начать с себя и показать пример.

– Почему молодые люди сегодня не так охотно вступают в брак, не заводят много детей? Каков должен быть настрой у человека, вступающего в брак?

– Можно взять на себя смелость и сказать однозначно об этой проблеме: утилитарно-потребительское мышление современных людей, навязанное, раскрученное. Это общемировая практика. У нас были какие-то сдерживающие факторы жертвенности, общественности. Наша горькая история помогала нам не скатиться слишком быстро. Эта проблема – эгоизм, потребительство, которые мы сейчас сами впускаем в наши сердца, души, в детей наших, когда человек ориентирован только на себя, на свою жизнь для себя. Один ребенок зачем? Чтобы потом обеспечивал на пенсии. Такое впечатление создается. А зачем много? Это слишком сложно. А это как вклад в банк – проценты пойдут больше. А некоторые считают, что обойдутся без этого специфического вклада, а сделают обычные вклады в банк. Ориентированность на себя, эгоизм – главная болезнь человека, она не дает увидеть другую личность, войти с другим в контакт. Как это преодолеть? Я верю, что всякое зло и грех не могут привести к гармонии, счастью. Важно человеку не сломаться, не разочароваться, а работать, меняться, совершенствовать себя и найти Христа. Ну и для начала хотя бы понять, что нельзя жить для самого себя, осознать это и чуть по-другому посмотреть на мир. Просто я верю, что такой человек последовательно придет ко Христу. А проблема именно в этом. В воспитании детей мы должны быть очень осторожными, сейчас в воспитании царствует разбалованность, вседозволенность. А если бы изначально детей приучали к нужным рамкам, к словам «надо», «обязанность», было бы проще понимать. Словарный запас уменьшается: «хочу», «дай», «нравится» и т. д. Это, конечно, сводится не только к словарному запасу, а к проблематике – эгоистически-потребительский взгляд на жизнь. Он не принесет счастья, а приведет к одиночеству, печали, саморазрушению… А нужно так: через тернии к звездам!

 

Ведущий Денис Береснев
Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать