Беседы с батюшкой. Православное христианство и тоталитарные религиозные движения

7 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, клирик Николо-Богоявленского морского собора Санкт-Петербурга протодиакон Константин Маркович. Передача из Санкт-Петербурга. 

– Отец Константин, наверное, начать стоит с понятий, что такое тоталитарные религиозные движения.

– Я начну с повода, почему мы совместно с Вами решили избрать эту тему. В начале лета в наших средствах массовой информации широко освещалась печальная история одной девушки, которая была завербована вместе с ее четырнадцатью друзьями и пыталась проникнуть в Сирию на территорию, которую занимает тоже печально известная террористическая организация «Исламское государство», с тем чтобы примкнуть к их рядам. Эта история показала, что мы опять, как когда-то в 90-х годах, остро сталкиваемся с проблемой активности тоталитарных религиозных движений, которые разрушают жизни людей, семьи, общественную жизнь, представляют очень серьезную опасность уже не только духовную, но и для жизни людей. Эта проблема, к сожалению, вновь обретает большое значение, поэтому мы – священнослужители, миряне – должны серьезно задуматься, что мы можем противопоставить этой страшной опасности.

– Наверное, в нашей повседневной жизни мы чаще сталкиваемся с религиозными движениями христианского толка, или движениями, произошедшими от христианского течения (например, иеговисты и прочие). Можно произвести какую-то классификацию?

– Мы знаем, что помимо христианства существуют так называемые мировые религии, такие как иудаизм, ислам, буддизм, индуизм, которые являются уже многовековыми духовными традициями человечества, присутствуют в нашей жизни, формируют определенное общество, законы, по которым живут те страны, где население их исповедует. Представители этих традиционных религий в наше время, как правило, уже осознают необходимость хотя бы определенного диалога, не на уровне достижения общей догматики или создания какой-то единой суперлиги, но по крайней мере ради достижения мирного и добрососедского проживания в обществе, особенно если речь идет о многоконфессиональном обществе.

К сожалению, в наше время (ХХ – начало ХХI века) из многовековых религий вычленяются так называемые деструктивные или тоталитарные религиозные движения или секты, которые на самом деле противопоставляют себя обществу. Их деятельность (хотя это и не декларируется на словах, но, как говорится в Евангелии, «по делам их узнаете их») направлена на разрушение мирной жизни, на разрушение семей, отдельной человеческой жизни и в конечном итоге – на духовную погибель человека. Такие движения часто называют деструктивными, но в их среде существуют еще более опасные движения, которые построены на подавлении человеческой свободы, способности человека правильно и критично ориентироваться в окружающем пространстве. Они представляют не только духовную опасность с христианской точки зрения, но и общественную опасность. Не дай Бог, чтобы мы когда-нибудь столкнулись с этим на примере наших близких, но мы знаем случаи, когда близкие люди попадают в секту, и это становится трагедией не только для них, но и для всех окружающих: их родственников, семей, друзей, знакомых. Это действительно страшное зло, которому необходимо поставить заслон, и в этом направлении должны трудиться и государство, и общество, и Церковь. Но, по моему глубокому убеждению, именно Церковь должна взять на себя лидирующую роль в этом движении, поскольку именно от Церкви зависит просветительская работа, объяснение, чем эти движения опасны. В наше время нет такого количества дипломированных специалистов в области религии, какими являются большинство священников или клириков, окончивших нашу духовную академию, поэтому хотя на самом деле это прежде всего работа клириков, но в сотрудничестве с мирянами, членами приходских общин, со светским обществом.

– Если говорить о тех организациях, которые действительно подавляют свободу человека, можем ли мы тогда предъявлять претензии к тем людям, которые уже с подавленной волей?

– Здесь нужно думать не о предъявлении претензий, каждый христианин должен их предъявлять к самому себе. Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете». Когда мы сталкиваемся с этим явлением, мы должны думать, что мы можем сделать для того, чтобы помочь его преодолеть и чтобы наши близкие избежали этой опасности. Прежде всего стоит поговорить о той палитре новых культов, которые сейчас присутствуют в нашем обществе.

Первая группа – крайние протестантские движения, то есть те, которые вычленились из традиционного протестантизма и которые мы сейчас называем пятидесятнические движения. Пятидесятничество как широкое религиозное движение зародилось в конце ХIХ – начале ХХ века на волне так называемого движения ривайвелизма, то есть обновления религиозной жизни. Основной принцип пятидесятничества – это достижение непосредственно личного, индивидуального озарения благодатью Святого Духа, как они считают. Впоследствии появился даже такой термин: «рождение и крещение Духом». Это особое состояние (в отличие от водного крещения, которое человек получает, вступая в христианскую общину), когда человек вдруг чувствует, что на него снизошла благодать Святого Духа. Кроме того, внешним признаком крещения Духом пятидесятники считают то, когда человек вдруг начинает разговаривать на других языках подобно членам древних апостольских общин. Хотя на практике это чаще всего не разговор на иностранных языках, а какие-то бессвязные выкрики или лепет.

Мы знаем из Священного Писания, что такое явление, как говорение на языках, действительно было в апостольскую эпоху. О нем нам сообщает апостол Павел, причем в его описании оно даже несколько отличается от того сверхъестественного явления, которое было в день Пятидесятницы: когда апостолы после принятия благодати Святого Духа вышли, они говорили на своем языке, но люди, которые собрались и не владели древнеарамейским (языком иудеев в Палестине), слышали, что каждый из апостолов говорит на их наречии. У апостола Павла написано, что если люди, находясь в некоем экстатическом состоянии, начинают говорить якобы на иностранных языках, то нужен истолкователь, который бы переводил то, что они говорят.

Мы знаем, что апостол Павел также говорит о таком харизматическом явлении, как пророчество, когда человек, находясь в экстатическом состоянии, вдруг начинает говорить какие-то поучения, и говорит не от своего разума, а как бы по вдохновению свыше. Но уже апостол Павел достаточно критично к этому относился. Он говорит, что иметь любовь гораздо важнее, чем говорить на языках. А второе или третье поколение христиан практически отказывается от этого явления, потому что появляются различные еретики, которые начинают на нем спекулировать, и церковная жизнь смещается в сторону институционализма, когда в Церкви большее уважение и авторитет имеют те люди, которые приняли иерархическое посвящение и являются епископами, священниками, дьяконами. И поскольку харизматические явления становятся предметом соблазна (люди видят, что они скорее приносят вред, чем пользу), Церковь от них отказывается. Но надо понимать, что церковная жизнь проходила историческое развитие, и если Церковь на каком-то этапе своей жизни от чего-то отказывается, значит это было сделано не зря, так как могло принести вред. В частности, Ириней Лионский в первой книге против ересей описывает некоего гностика еретика Марка, практикующего такие ложные харизматические явления в своей жизни, и осуждает эти практики, говоря, что нужно слушать Церковь и установленную апостолами по повелению Христа законную иерархию, а не этих людей, которые якобы находятся под влиянием благодати Духа Святого.

На самом деле, если мы рассмотрим то, что реально творится в пятидесятнических собраниях (а убедиться в этом может каждый человек, посмотрев в Интернете записи пятидесятнических богослужений), то мы увидим, каким образом достигается это «озарение» благодатью Святого Духа – совершенно не тем, который был у православных подвижников. Человек здесь искусственно доводится до состояния экстаза, психоза, часто для этого используется слишком эмоциональная проповедь пастора, возбуждающая излишне эмоциональное состояние в людях, громкая музыка или танцевальные ритмы. На самом деле это не благодать Духа, потому что ее невозможно стяжать с помощью громкой ударной музыки или энергичной игры на гитаре. Мы знаем, что православные подвижники в течение всей жизни аскетическим подвигом и молитвой достигали благодати Святого Духа. И в православии этот харизматический элемент очень силен, но только совершенно в другом смысле. После Библии и Евангелия самый большой авторитет для православных имеют святые отцы, то есть те люди, которые подлинно стяжали благодать Святого Духа своим подвигом и молитвой. Мы постоянно обращаемся к их писаниям или к истории их жизни и черпаем оттуда пример для себя.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи благодать Духа Святого», но он в течение всей своей жизни молился, оплакивал перед Богом свои грехи и просил Бога, чтобы Он озарил его этой благодатью, и он стяжал ее, но совсем не так, как нам предлагают пятидесятники. Поэтому, с точки зрения православной аскетики, здесь мы имеем дело с явлением, которое называется прелесть, когда ложное религиозное состояние или ложный религиозный опыт, как правило индивидуальный, выдается за истинный. Прелесть является тяжелым грехом, это очень страшное состояние, потому что человек может прожить всю жизнь, будучи ослепленным, дезориентированным. В такое состояние приводит приверженность пятидесятническим опытам.

Однако, на мой личный взгляд, пятидесятничество – это менее страшное явление, чем те, о которых мы будем говорить несколько позже, потому что пятидесятники, как правило, все-таки более открыты к диалогу, с ними можно о чем-то говорить и их можно в чем-то убедить. Есть много примеров, когда люди, после того как приходили в эти движения, критически пересматривали свои взгляды и потом приходили к православию. Часто среди пятидесятников можно встретить людей действительно добрых и порядочных, хороших христиан, они занимаются благотворительностью, в частности очень много работают в тюрьмах, с наркозависимыми. Часто они проповедуют достаточно традиционную библейскую мораль, что является положительным моментом, особенно в западном обществе. Поэтому здесь в большинстве случаев это менее опасное явление, чем такие движения, как иеговизм или сайентология, потому что здесь мы уже имеем дело фактически с полным ослеплением.

Иеговизм также возник на рубеже ХIХ – ХХ века, и хотя его представители говорят, что исповедуют библейское учение, и часто ходят с Библиями, на самом деле они не являются даже христианами, потому что не исповедуют Троицу, а верят в единого бога Иегову и считают, что Иисус Христос есть высший пророк, то есть это учение – пережиток арианства.

– Еще у них появилось новое веяние, что Иисус Христос – это воплощение Архангела Михаила.

– И они пессимистично настроены, когда говорят о судьбах мира: предвещают Армагеддон, говорят, что только находящиеся в их секте спасутся, все остальные погибнут. Представители тоталитарных сект, как правило, очень упирают на то, что только в границах их вероучения существует подлинная истина, а за ее пределами люди наследуют лишь погибель, ад и вечные муки. Поэтому если родственники человека, который принадлежит этой секте, не хотят разделять его религиозных взглядов, то ему предписывается полностью прекратить с ними всякое общение и изолировать себя от общества.

– Если сравнивать с православным учением, то мы ведь тоже свидетельствуем о том, что в рамках православного учения находится истина, но в чем отличие от сектантской позиции?

– Разница в том, что в православии существует понятие «свобода», причем прежде всего в библейском богословии, а следовательно, и в православии. Понятие «свобода» является одним из ключевых слов богословского языка христианства (или библейского христианства). Мы знаем, что даже заповедь не вкушать плода от древа познания добра и зла Господь дал Адаму и Еве для того, чтобы они свободно проявили свое послушание и любовь к Богу. Христос не навязывает Себя никому, но Он предупреждает, что Он есть путь истинной жизни, а дальше: «приди и виждь» – делай свои выводы сам.

Очень характерно отношение к различным ересям в Древней Церкви, хотя в то время (это IV и V века) фактически еще не существовало тех представлений о свободе слова и вероисповедания, которые существуют сейчас, тем не менее посмотрите, как на Соборах святые отцы разговаривают с еретиками. Они предлагают им свободную дискуссию, в которой каждому можно изложить свои взгляды, опровергают их, и только тогда, когда еретики упорствуют и начинают представлять действительно разрушительную силу не только для Церкви, но и для всего общества, к ним применяются такие законные меры, как ссылка, изгнание и т.д. История всех Вселенских Соборов показывает, что есть свободная дискуссия, и если даже ты заблуждаешься, не прав, но готов прислушаться к голосу Церкви, то в этом нет греха. Апостол Павел говорит, что подобает быть и разномыслиям, дабы выявились искуснейшие. То есть свободная дискуссия, определенный скептицизм или здоровый критицизм допустимы в православии. Более того, одна из основных добродетелей христианства, о которой говорит преподобный Антоний, – это трезвение, то есть способность критически оценивать и свои религиозные убеждения, и свое место в этой жизни, обществе, Церкви; это определенная способность к сомнениям и к их разумному разрешению. В сектах мы видим совершенно другое: стремление полностью поработить человеческое сознание. Если вы будете разговаривать с сектантом и он поймет, что вы человек грамотно подготовленный, скорее всего он перестанет с вами говорить, вы увидите абсолютно зашоренного человека.

В качестве иллюстрации к своим словам приведу случай, который произошел в начале 2000-х годов с несколькими семинаристами нашей духовной академии. Несколько молодых людей, воодушевленных апостольским примером, решили доказать иеговистам, что они не правы, и показать им истинность христианского вероучения. Они притворились людьми, ищущими правды, пришли в зал собрания иеговистов, вступили с ними в диалог и стали их по Библии опровергать. Человек, который непосредственно в этом участвовал, рассказал мне следующее. Он заметил, что пастор увидел эту ситуацию, их вежливо оттеснили от окруживших прихожан этого зала конгрессов, пригласили в комнату и объяснили: «Ребята, мы видим, что вы всё знаете, мы прекрасно понимаем, что вы правы, но только чтобы здесь мы вас больше не видели, иначе пеняйте на себя». Это реальный случай.

В сети Интернет есть очень много материалов о сайентологах. В Европе и Америке до сих пор существуют нерасследованные случаи очень странных убийств тех людей, которые выступали против сайентологов. Можно открыть статью в Википедии, там есть целый список. Это известный факт, что вожди этого учения очень нетерпимо относятся к тем, кто выступает против них: была масса несправедливых судебных исков с их стороны, но когда они не сумели добиться своего в законном поле, то было множество примеров, когда они пытались незаконными силовыми методами разобраться со своими врагами. В ряде европейских стран сайентология не только не считается религией, хотя они сами себя называют церковью, но фактически запрещена законом, точнее – не зарегистрирована, так как не считается религиозным движением, а считается очень одиозным коммерческим предприятием. Это очень страшное явление.

– На Невском проспекте они постоянно стоят.

– Да, на Невском проспекте постоянно есть эти агитаторы. И если вы чувствуете, что у вас нет достаточной подготовки для беседы (не каждый человек может серьезно говорить на богословские темы), я бы очень предостерег от общения с сайентологами, потому что у них есть уже опробованная технология обработки людей, подавления человеческой личности. Например, так называемый одитинг, когда кто-то один или группа из нескольких человек остаются с аудитором, и некоторые специалисты по психиатрии говорят, что процесс этого одитинга по методам очень напоминает гипноз, особенно массовый гипноз. Известно, что у них существует клиринг (от слова clear – очищать), где разум как бы очищается от различных инграмм, то есть впечатлений, которые могли повлиять на человеческое сознание. В эту технологию очищения входит даже принятие запрещенного у нас вещества ниацин. Эти сведения вы можете почерпнуть в Интернете и ради своей духовной безопасности и безопасности своих близких почитать, что на самом деле представляют собой эти движения. Есть масса задокументированных случаев самоубийств, до которых доводили людей в этом движении. Это действительно страшное движение, хотя сайентологи завлекают в свои ряды даже некоторых мировых знаменитостей и пытаются это выдать в рекламных целях (актер Голливуда Том Круз принадлежит к сайентологам), но это все вывеска. Если вы возьмете любую их листовку, там мелким шрифтом будет написано, кто их издает – Центр религиозных технологий, то есть наименование организации, которая занимается выпуском агитационной литературы, говорит само за себя.

– Не совсем понятно, чем же привлекают сайентологи? С иеговистами понятно, а вот что предлагают сайентологи, чем подкупают?

– Они спекулируют на каких-то личных комплексах человека, например комплексе неполноценности, на личных психологических проблемах, потому что диалог всегда начинается так: «Не хотите ли Вы пройти тест?» Они приглашают на бесплатный тест – специально подготовленный опросник, где человеку показывают после его прохождения, что у него есть масса внутренних, скрытых психологических проблем, обусловленных инграммами, то есть теми негативными впечатлениями, которые он когда-то пережил, страхами и т.д.

На самом деле сайентология представляет собой компиляцию: немного взято от оккультизма, где-то от христианства, а где-то и от психоанализа. Цель жизни человека, которую декларируют сайентологи, это выживание. Для сравнения: цель христианства – это спасение души, а здесь говорят, что самое главное для человека – это выжить, а для этого ему надо очистить свой ум от инграмм, стать по-настоящему успешным, потому что его интеллект обострится, станет более способным к аналитическому мышлению и т.п. Но в результате процесса очищения разума человека доводят до настоящих психиатрических проблем вплоть до самоубийства (было немало судов по этому поводу), то есть доводят человека до сумасшествия. Кроме того, за прохождение этих практик вы будете платить большие деньги, поэтому сайентологическая организация является очень богатой. То же самое и в иеговизме: есть целая система (добровольно-принудительная) по выкачке денег. Это страшная проблема, когда средства своего семейного бюджета вы отдаете на нужды секты.

В любом же православном храме пожертвование является добровольным. Если вы обратитесь к священнику с просьбой совершить таинство и скажете, что нет пока возможности заплатить, то он обязан это таинство совершить. У нас в Церкви эти вещи четко разграничены: если ты можешь как член православной общины пожертвовать, то пожалуйста, если нет – можешь ходить и так. А здесь этот вопрос поставлен на очень серьезную коммерческую основу, поэтому эти организации на самом деле очень богатые. Не случайно основателю сайентологии Рону Хаббарду приписывают даже такую фразу: «Если ты хочешь иметь по-настоящему хороший бизнес, создай свою религию». Это очень опасное явление. Конечно, сейчас представителей сайентологии стало меньше, а иеговистов я уже давно не встречал, но все равно эта проблема существует, и с ней необходимо бороться.

Бич нашего времени – это исламское тоталитарное сектантство. К сожалению, оно все активнее преодолевает границы тех традиционных территорий, где в России распространен ислам (это Кавказ, Поволжье), и вербовка уже происходит среди людей, которые по своему рождению никак не принадлежат исламской культуре или к тем народам, которые исповедуют ислам. Есть два тоталитарных направления в исламе. Первое – ваххабизм. В подлинном смысле этого слова ваххабизм – это движение, основанное в начале ХVIII века проповедником Мухаммадом ибн Ваххабом, который жил на территории современной Саудовской Аравии, и оно квалифицируется как некое подобие строгого протестантизма: как пуританизм в христианстве, так и ваххабизм в исламе. Это жесткая проповедь единобожия, отказ от культа святых, который на самом деле в исламе тоже существовал, это как можно больший отказ от любых неканонических преданий или предписаний, то есть чистое единобожие, чистый Коран, который понимается в буквальном смысле.

Второе направление, особенно распространенное в последние годы, – «Исламское государство», идеология которого – традиционный суннитский ислам, но в очень жесткой тоталитарной форме, причем многие вещи даже противоречат Корану. Убийства христиан, езидов, которые сейчас происходят, противоречат Корану: 2-я сура Корана Аль-Бакара говорит о том, что христиане или иудеи, которые живут по своему закону, также способны достичь спасения, как и мусульмане. Следовательно, зачем их убивать? Но мы видим, что сейчас творится в мире. И самое страшное: несмотря на то что мы видим воплощение мирового зла в этом движении (там есть все зло, какое только можно себе представить), тем не менее русские молодые люди и девушки, находящиеся в нежном возрасте, у которых должны быть совершенно другие мысли (более того, это не какие-то асоциальные элементы, а образованные, культурные люди, знающие языки), вдруг попадают в лапы этих пропагандистов. Это страшное явление.

– Снова возникает вопрос: если кто-то из нас, православных, вдруг сталкивается с представителями той или иной секты, что делать? В полицию с этим не пойдешь, начинать диалог тоже, наверное, не имеет смысла.

– Как раз диалог-то и можно начинать. Но если ты чувствуешь, что не очень подготовлен, то этот диалог может для тебя опасно закончиться. Хорошо, если не попадешь в их лапы, но ничего и не добьешься, и если рядом с тобой стоит человек, которого тоже пытаются завербовать, он убедится в твоей беспомощности. Но для этого и существуют наши приходы, воскресные школы и проводится молодежная работа, с тем чтобы противостоять этому. И если человек хотя бы на среднем уровне ознакомлен с какими-то богословскими истинами, с догматическим богословием, если он знает Священное Писание, то, конечно, может достаточно много противопоставить этой пропаганде, потому что, как правило, сектанты не изобретают ничего нового. Возьмите иеговистов: в чем-то это арианство, в чем-то они вообще создали свою редакцию Библии, и тогда можно сказать, что существуют канонические сборники, и спросить, на каком основании они изменяют текст Священного Писания. Существуют достаточно известные аргументы, но человек должен этим владеть, поэтому просветительская работа должна вестись на приходах очень серьезно.

– Как Вы считаете, основной приоритет должен уделяться нашей самозащите, или нужно идти к ним и стараться их обращать в истинную веру?

– Приоритет должен быть таким: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и   Святого Духа». Это, конечно, не значит, что мы должны ехать на их территорию – там мы не преуспеем, но мы должны понимать, что вокруг нас живет огромное количество маловоцерковленных и невоцерковленных людей, которые, как та несчастная девушка, имеют прекрасное образование, но абсолютно несведущие в области религии. Потому что трудно себе представить, чтобы человек, который реально представляет себе разницу между фундаментальным исламом и христианством, поддался этой пропаганде. Трудно представить, чтобы девушка, знающая о том, что во Христе нет ни мужеского пола, ни женского, но все и во всем Христос, Который говорит: «Мужи, любите своих жен, как свои тела», могла сознательно перейти в другую религию, стать третьей или четвертой женой в гареме и добровольно подвергнуться дискриминации. Какая нормальная женщина на это пойдет? Значит не знают люди прежде всего своей веры, ее основ.

В продолжение разговора скажу о том, как люди объясняют этот свой выбор. Первое часто встречающееся соображение, о котором я читал в СМИ, когда журналисты общались с христианами, принявшими ислам, это то, что в христианстве все очень сложно, признается Троица, непонятно, то ли это монотеизм, то ли тритеизм, а здесь все понятно и ясно: есть один Аллах. Для нормально мыслящего человека это вообще не аргумент: если сложно, надо же попытаться разобраться, о чем говорит своя исконная религия, обратиться к священнику, если трудно самому, и он объяснит. Надо же сначала сравнить критично то и другое, раз это так заинтересовало.

Аргументы другого рода относятся чисто к практической точке зрения. Девушки говорят, что русские парни пьют, курят, ведут соответствующий образ жизни. Может быть, человек попал в такую социальную среду, поэтому вокруг него не все благополучно, а красавцы джигиты не пьют – это запрещено, умеют красиво ухаживать и т.д. Хорошо, первый этап ухаживаний прошел, а что дальше? Ты представляешь принципы построения семейной жизни в фундаментальном исламе? А если он захочет привести вторую или третью жену? А если он заставит тебя сидеть дома – тебе понравится? А если ты с ним захочешь развестись, он отнимет у тебя детей. Это принципы мусульманской семьи. Я понимаю, что для тех, кто родился, вырос и воспитан в этой среде, это нормально, но мне достаточно сложно понять, как можно добровольно на это пойти рожденным в христианской европейской традиции.

Третий аргумент: говорят, что мы пытались пойти в храм, стать членами прихода, но к нам не проявили любви, понимания, а здесь нас окружают вниманием и любовью. Это действительно метод, свойственный практически всем тоталитарным религиозным движениям: так называемая бомбардировка любовью, когда новоначального адепта полностью окружают вниманием так, чтобы он не способен был о чем-то задуматься, как можно меньше был наедине с самим собой, чтобы не возникло крамольных мыслей, но это внимание деланное. Это такая методика. Но с другой стороны, давайте подумаем, почему получилось так, что, придя в храм или находясь в христианском социальном окружении, человек не встретил той любви и внимания, которые заповедовал нам Христос, почему человек не увидел в нас исполнителя заповедей любви, на которых держится весь закон и пророки.

– Камень в нашу сторону…

– Это должно заставить задуматься нас, христиан, и прежде всего клириков, которые служат на приходах, о том, чтобы люди у нас находили любовь и внимание, а не искали их в сектантской среде. И поэтому нам следует обсудить, что может противопоставить этому страшному явлению не абстрактная Русская Православная Церковь, а конкретно каждый приход. В приходах должна формироваться социальная среда, которая несет в себе этот закон любви. Человек, впервые переступающий порог храма, должен увидеть в нем людей, которые живут законом любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и возлюби ближнего своего, как самого себя», и это, наверное, будет самым главным средством, которое может помочь исправить печальную ситуацию, сложившуюся сейчас в нашем обществе.

– Спаси Господи, батюшка! Думаю, мы с Вами обязательно продолжим беседу и поговорим в будущем о приходской деятельности.

– Всего доброго! И дай Бог, чтобы эти очень серьезные проблемы, о которых мы сегодня говорили, не коснулись никого из ваших близких. Но давайте задумаемся, что в любой момент мы можем столкнуться с этой проблемой и что же мы, православные христиане, можем противопоставить этому действительно страшному явлению, которое в наши дни, к сожалению, вновь обострилось.

 

Ведущий диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать