Беседы с батюшкой. Психиатрия в церковной ограде

7 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает протоиерей Григорий Григорьев, заслуженный врач РФ, профессор, д.м.н., психотерапевт-нарколог, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, настоятель храма Рождества святого Иоанна Предтечи в деревне Юкки.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Отец Григорий, здравствуйте!

– Добрый вечер, дорогие телезрители! Божье благословение да пребудет со всеми вами.

– Сегодня тема нашей беседы – «Психиатрия в церковной ограде». Недавно в новом номере журнала «Вода живая» вышло интервью с Вами, посвященное как раз этой теме. Я сегодня взял журнал с собой, покажу его нашим телезрителям. И мы с Вами продолжим разговор. Возможно, скажем что-то новое или где-то повторимся, но в любом случае тема очень важная и необходимая для обсуждения. Поэтому беседу хотелось бы начать вот с чего. Мы знаем, раньше бытовало мнение, что любой человек, у которого есть какие-то отклонения в поведении, часто приписывался к одержимым, бесноватым и так далее. Насколько эта точка зрения правильна и насколько сегодня она распространена?

– Сегодня у нас такой интересный день – Благовещение. Так получилось, мы не специально собирались в этот день говорить по этой теме, но все-таки я хочу всех наших телезрителей поздравить с замечательным праздником Благовещения. Буквально несколько слов хочу сказать об этом. Нам не передать, мы не можем понять, каким смирением обладала Царица Небесная. Действительно небесным. Когда Архангел Гавриил принес Ей  благую весть, Она нисколько не сомневалась, Она сказала: «Се, раба Господня...»

– «... да будет Мне по слову твоему».

– Хотя, в принципе, это было невозможно представить, что Дева родит Сына, не знавши мужа. Но Она даже нисколько в этом не усомнилась. И у Нее не было никакой гордыни, связанной с этим. Насколько Она была действительно чистая и смиренная сердцем! И вот произошло великое чудо, ведь в этот день начинается примирение людей с Богом: как через гордыню, через древо познания добра и зла, через женщину – Еву произошло изгнание людей из рая, так через смирение Богородицы и впоследствии через Древо Животворящего Креста происходит их восстановление с Богом. Нам опять дается надежда на бессмертие.

Конечно, Господь мог сделать так, чтобы люди стали бессмертными, но тогда Он нарушил бы Свое слово, потому что Он когда-то говорил Адаму: «В час, в который вкусите… смертию умрете». Для того чтобы была разрушена смерть, которая над человеком довлела, доминировала и угнетала его, надо было к этой лозе человеческой смерти сделать прививку Божественного бессмертия, чтобы действительно Господь, воплотившись в Человека, опять вернул людям бессмертие. И, уже воскреснув на Кресте, Он разрушил державу смерти. Самое главное – для того чтобы эта лоза бессмертия жила в человеке, мы должны все время принимать Тело и Кровь Христовы. И Богородица имеет к этому непосредственное отношение, Она, собственно, дала плоть Спасителю. Поэтому Она как бы дала нам и надежду на постоянную встречу, на постоянное причастие.

Когда мы говорим о бесновании, о таких людях, то, наверное, все-таки это не назовешь благой вестью. То есть хотелось бы в такой день, как сегодня, давать только благие вести. Богородица никакой отрицательной вести людям не несла, только благую весть все время. И нам хотелось бы так. Но я хочу сказать, что благая весть тут состоит в том, что все-таки смерть человека, рождение и бесоодержимость всегда от Бога. Вспомним гадаринского бесноватого, в которого вошел бес:  прежде чем войти даже в свиное стадо, когда он выходил из юноши, было спрошено разрешение у Бога. То есть, даже чтобы войти в свинью, бес спрашивает разрешения у Бога.

Я думаю,  бесоодержимость как таковая является крайне редким явлением, и без Божьего разрешения этого никогда не случится. Более частым является психическое заболевание. Действительно, могут быть какие-то повреждения головного мозга, центральной нервной системы. Например, опухоль, интоксикация, травма или какие-то другие повреждения, которые и до сегодняшнего дня до конца неизвестны современной науке, только изучаются. Наверное, придет время, когда мы сможем определять очень многие нарушения. И вот здесь, конечно, необходимо медицинское лечение.

Но бывает, несомненно, что человек, имеющий психическое заболевание, нарушает заповеди Божии и входит в контакт с  невидимой темной силой из мира зла; он может восприниматься как бесоодержимый, хотя таковым может и не являться. Поэтому в данном случае, для того чтобы провести эту диагностику, необходимо, чтобы врач и священник всегда были рядом с больным. И когда речь идет именно о психическом повреждении, то не следует пренебрегать медикаментозным лечением.

Я бы привел такой пример: если изоляция в проводах нарушена и они искрят, то изолента может снизить риск возникновения пожара. Поэтому хочу сказать, что сегодня в церковной ограде бесоодержимыми нередко называют людей, имеющих психические заболевания. А психическое заболевание – это не добро и не зло, это дивный Божий Промысл. Иногда Господь попускает такие болезни для того, чтобы защитить особо тонкие и ранимые души от превратностей и злобы окружающего мира. Поэтому я не могу сказать однозначно, что это является злом: при приближении к Богу все эти болезни постепенно начинают нивелироваться.

– Вопрос от телезрителя: «Мне 58 лет, в 1981 году меня офицером прокрутили в армии через психдома всего лишь только за то, что я тогда начинал писать стихи (я сейчас писатель-историк), был даже некрещеным, невоцерковленным.  Просто нашли в моих рукописях, стихах “Спас” с большой буквы и так далее, духовно-религиозные христианские термины. И прокрутили очень серьезно.

Прошли годы, а ко мне до сих пор все это возвращается иногда; это подрывает мое доверие к военным... Возвращается порой мысль, что я незаконно пострадал. И не за Христа, потому что я ведь был, по сути, атеист, нехристь. А пострадал за Христа в то время. Как мне с этим жить дальше? Потому что близится пенсия, я  живу возле лавры, а ко мне это все приходит и приходит. Пытаюсь каяться, участвовать в церковной жизни, но меня в 21 год прокрутили просто ни за что».

– Вы знаете, какая благая весть для Вас? На самом деле Вы правильно сказали, что Вы были атеистом, а благодаря этим испытаниям и трудностям у Вас появилась вера. Но Вы не можете найти сейчас покоя именно потому, что есть некая обида на Бога. Не на Бога впрямую как на Бога Отца и не на Господа нашего Иисуса Христа, а на этих людей, которые проявили по отношению к Вам несправедливость. И, обижаясь на этих людей, Вы невольно обижаетесь на Бога: «Ну как это Господь попустил вот таких людей, чтобы они совершали явные несправедливости?»

Я думаю, сейчас будет очень благодатное время – Страстная седмица. Вспомните о страдании Христовом,  Его крестной смерти,  Его воскресении, о разрушении державы смерти. И вспомните о том, что очень скоро мы предстанем перед Господом нашим Иисусом Христом и Он нам скажет: «Все твои грехи прощены, Я принял смерть на Кресте, но ты простил тех, кто обидел тебя?» «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Поэтому постарайтесь, особенно эту седмицу, причащаться каждый день, если есть возможность, и просить Бог о прощении тех людей, которые вольно или невольно, тайно или явно обидели Вас. Очень важно прийти к Пасхе именно с таким состоянием благой вести, чтобы Вы могли потом сказать Христу: «Да, Господи, по Твоему примеру я простил, я вспомнил, как Ты простил всех, кто Тебя казнил, кто мучил Тебя. Я последовал Твоему примеру. И Ты мне прости мои грехи».

– Спасибо за Ваш ответ, продолжим нашу беседу. Получается,  у человека может наложиться этот редкий случай одержимости на психическое расстройство. Вы говорили, что чаще всего так и бывает. Поэтому если, предположим, родственники думают, что их близкий человек одержим, как им в данной ситуации быть? Куда им прежде обратиться? Прежде пойти в церковь и попросить священника, чтобы он помолился за этого человека, или же им обратиться в специальное учреждение, которое занимается подобного рода болезнями и расстройствами, где они получат какую-то консультацию, помощь и так далее? Как здесь поступить?

– Здесь может быть и так, и так. На самом деле, конечно, это будет зависеть от самого больного человека. Куда ему более комфортно будет пойти? Либо к священнику, либо к врачу. Если к священнику, то очень целесообразно прийти на Божественную литургию, на таинства Исповеди и Причастия и посмотреть, будет ли как-то меняться это состояние после причастия. Если оно будет постепенно улучшаться, значит, начать потихонечку причащаться. И, возможно, это все потихонечку исчезнет. Если же человек в церковь прийти не сможет или церковные таинства ему не будут давать никакого результата, целесообразно обратиться все-таки к врачу, для того чтобы, возможно, он подобрал медикаментозное лечение. И уже тогда это медикаментозное лечение проводить совместно с церковными таинствами, то есть обязательно посещать храм.

А бывают такие ситуации, когда люди долго лежат в психиатрии и нет эффекта от медикаментозного лечения. Тогда целесообразно попытаться добавить церковные таинства. Если к этому имеют какое-то отношение духи злобы поднебесной, то внутреннее (психическое и духовное) состояние человека резко поменяется. Особенно это изменение произойдет после таинства Святого Причастия. Поэтому я вообще считаю, что в таинстве Святого Причастия, когда Господь сходит в душу человека,  бес там не может остаться. Если же человек все-таки, несмотря на причастие, чувствует какой-то психический дискомфорт, вероятно, это все-таки психическое заболевание.

И не надо бояться медикаментозного лечения, потому что в проповеди Иисуса, сына Сирахова, так и сказано: «Человек, прогневавший Бога, да предастся в руки врача». «Прогневавший Бога» – это не тот, на кого Бог гневается, а тот, кто ушел от Бога. Поэтому не пренебрегай врачом, это очень полезно для смирения, для укрепления веры. Потому я думаю, что здесь надо индивидуально подходить. Если человек готов пойти вначале к священнику, то пусть идет, если вначале к врачу – значит, к врачу. Я считаю, что врач-психиатр и священник – соработники, они должны вместе работать над больным. Тогда, при такой синергии, будет необходимый и положительный результат.

– Вопрос телезрительницы: «Я хотел узнать, каким образом можно получить книгу «Духовно ориентированная терапия». Мне нужен адрес».

– Мы очень малый тираж издали, но лично Вам я вышлю книгу. Вы напишите на адрес храма в Юкках, можете выйти на сайт храма: hram-yukki.ru. Можете набрать на компьютере «храм в Юкках» и выйти на адрес: Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Юкки, храм Рождества Иоанна Предтечи, настоятелю. Напишите о том, что Вы на телеканале «Союз» попросили выслать книгу. Лично для Вас мы ее вышлем.

– Мы недавно беседовали с отцом Олегом Терлецким, соавтором данной книги...

– Да, но мы очень малый тираж издали. К сожалению, он очень быстро разошелся. Но посмотрим, соберемся с силами; может быть, еще издадим.

– Как можно отличить духовную болезнь от душевной? Здесь ведь наверняка есть какая-то грань того, о чем мы сегодня говорим. Именно душа, дух могут быть больны как-то по-своему?

– Несомненно, такая грань существует, она очень условная. В соединении «дух – душа – тело» Дух – это, собственно говоря, Господь, Который проявляется именно в душе человека, в его теле. Или же это какие-то злые духи, которые проявляются в человеке. Чаще все это смешивается. Но вот эту  грань между духовным заболеванием и психическим можно провести  только экспериментально, только на духовной интуиции. Если человеку помогают церковные таинства, то это духовное заболевание в первую очередь, которое тоже может накладываться на психическое. Если человеку помогает больше медикаментозное лечение, то это болезни психосоматические, больше болезни тела и души.

Поэтому именно методом проб мы определяем состояние человека. Таких бесоодержимых людей встречаешь крайне редко. Я всю жизнь нахожусь в этой зоне (в том числе алкоголизма и наркомании и разных зависимостей), и, может быть, порядка десятка таких бесоодержимых людей я видел, когда после прочтения молитв и совершения церковных таинств у человека вся симптоматика мгновенно исчезает. Это могут быть всевозможные фобические состояния, страхи, какие-то суицидные состояния. Это мгновенно исчезает после причастия, как будто никогда не было. Вот  показатель духовной патологии.

– Тут был вопрос о страхах. Получается, страх может быть началом именно той самой патологии?

– Может быть, но вообще, конечно, когда человек приближается к Богу, то реально он живет как у Христа за пазухой. Тогда страхов никаких нет. Страхи всегда признак удаления от Бога, когда душа человека чувствует какое-то враждебное пространство. Это очень важно понимать. И первое, что надо попытаться сделать, – разжечь костер души. Костер души мы разжигаем в таинстве Святого Причастия.

Вы знаете, на самом деле, чтобы не возникало таких состояний, надо жить как у Христа за пазухой, то есть надо сдаться Богу, попросить: «Господи, победи меня, войди в мою душу, успокой меня». Когда человек находится в лодке Божественной любви, которая по реке заповедей Божиих движется в Царствие Небесное, то к нему никакое зло не может приблизиться, он находится в таком свете, что  невидим для духов злобы поднебесной. И у человека нет судьбы, только Промысл Божий. Судьба начинается тогда, когда человек причаливает к берегу этой реки, согласно свободной воле выходит из этой лодки и начинает двигаться в заколдованные леса, в топкие болота и удаляется от Бога. Вот тогда страхи и появляются.

Страх – это всегда показатель ухода от Бога. А исчезновение страхов – приближение к Богу. Поэтому, думаю,  очень многие психические расстройства у современных людей возникают вследствие редкого причастия. Все-таки именно наше бессмертие, привитое нам Богом в богочеловеческой сущности Христа, нуждается в постоянном уходе. И  бесценная влага, которая необходима для лозы человеческого тела, – это Тело и Кровь Христа, постоянное причастие. В современной практике людей очень от этого отучили. Так сложились обстоятельства, это уже другая тема, но все-таки надо пытаться причащаться хотя бы раз в неделю. Потому что и заповеди Божии говорят об этом: шесть дней работай, седьмой отдай Богу. Это очень важно – причащаться хотя бы раз в неделю.

– Вопрос телезрительницы: «У меня есть сотрудница, которую нельзя понять: либо она психически неуравновешенный человек, либо одержимая. Она все время строит нам (тем, кто с ней работает) какие-то козни. Скажите, как общаться с такими людьми?»

– Надо всегда знать материальную часть и поступать строго как положено, как нас учили святые отцы. Первое правило борьбы с искушениями – убрать источник искушения. То есть нужно удаляться от этого человека, насколько это возможно. Второе – надо поднять духовный иммунитет: чаще причащаться, молиться об этой женщине и привести себя в такое состояние внутренней прозрачности, когда вам станет ясно и понятно, какой следующий шаг надо сделать. То есть я на первом этапе оставил бы в покое эту женщину, а сам попытался защититься и посмотрел, как она будет от этого меняться. Ведь преподобный Серафим Саровский сказал: спасись сам, и тысячи возле тебя спасутся. То есть когда мы оказываемся в какой-то нелицеприятной для нас ситуации , то нужно, во-первых, спасать себя, разжечь костер своей души. Комары полетели – подбросить в костер дров, чтобы комары отлетели. Это очень важно. И вспоминать Амвросия Оптинского: «Жить – не тужить, никого не обижать, никому не досаждать и всем мое почтение». Если сильно тебя зацепят, – «не ситцевый, не полиняю».

То есть надо как-то просить Бога о приумножении любви к этой несчастной, бедной женщине, которая строит козни. А там жизнь покажет: может, она сама уйдет от вас, может, как-то жизнь изменится, но Господь обязательно поможет. Это испытание надо пройти, то есть надо преодолеть его с любовью. Василий Великий говорил, что клевета – это правда без любви. Вот если мы любую правду говорим без любви, то это не что иное, как клевета. Важно это уметь преодолеть.

– Что касается возникновения психических заболеваний... Как этот момент распознать самому человеку, который, может быть, заболевает? Может ли он на каком-то этапе провести самодиагностику (и окружающие люди), чтобы какие-то конкретные меры принять?

– Конечно, если мы говорим о малой психиатрии, о таких болезнях, как неврозы, которые возникают вследствие переутомления, перенапряжения, то сам человек может это заметить за собой. Как правило, уходит много лет, прежде чем человек это почувствует. Но первый симптом невроза – нарушение сна, когда человек долго не может заснуть, просыпается ночью, утром встает и нет чувства облегчения, чувства отдыха. То есть вот такие простые симптомы человек может диагностировать: повышенная раздражительность, вспыльчивость.

Но если мы говорим о серьезном психическом заболевании, то оно всегда начинается со снижения критической самооценки к своему поведению. И когда человек входит в психическое заболевание, он больным себя не считает. Кстати говоря, именно по отсутствию критической самооценки можно говорить о глубине психического повреждения, а исцеление от этого заболевания будет происходить вследствие восстановления критической самооценки. Поэтому при психическом заболевании, конечно, надо, чтобы окружающие как-то помогли, подсказали.

Есть такой закон психиатрии: десять тысяч здоровых не убедят одного больного, но один больной убедит десять тысяч здоровых. А при некоторых формах психического заболевания человек бывает крайне убедителен, он так может убедить и такого наговорить, что многие подумают, будто он абсолютно здоров. Он говорит: «Вот у меня на огороде летающая тарелка сидит». И так это расскажет, что действительно многие подумают: «А может, точно у него там летающая тарелка?» Поэтому здесь может быть и так, и так. Всякий раз, когда человек сам может себя продиагностировать, речь идет о неврозах и поверхностном повреждении личности. А более глубокая, большая психиатрия всегда сопряжена с уменьшением и полным исчезновением критической самооценки. Даже при алкоголизме и наркомании, при зависимостях, которые тоже являются формой психических болезней, такое расстройство возникает у человека.

– А каким образом можно остановить развивающееся психическое расстройство, дернуть «стоп-кран», прекратить? Мы с Вами частично поговорили об этом сегодня, что это может быть и медикаментозное лечение, и церковное таинство, но вот человек обращает внимание на это сам, например, или родственники. Какой алгоритм здесь?

– Конечно, психические болезни, особенно неврозы, иногда развиваются десятилетиями вследствие элементарных причин нарушения режима труда и отдыха. Надо все-таки уметь отдыхать,  уметь восстанавливаться. Надо давать себе физическую нагрузку, то есть как-то уметь сбрасывать эмоции, но самое главное – нужно обязательно собирать положительные эмоциональные воспоминания. То есть выстраивать жизнь таким образом, чтобы было много радостных, светлых воспоминаний. И когда мы попадаем в стрессовые ситуации, нужно научиться думать о хорошем. Это очень важно. Как сказал преподобный Паисий Святогорец, чтобы самолеты неприятеля не сели на наши аэродромы, взлетные полосы должны быть заняты нашими самолетами.

То есть, чтобы у человека не возникало плохих мыслей, необходимо сознание  заполнить хорошими мыслями. Также надо помнить, что все эти болезни начинаются в результате праздности. Праздный ум – мастерская дьявола, так говорили святые отцы. Значит, нужно так, с одной стороны, выстраивать свою жизнь, чтобы не было свободного времени. С другой стороны, надо уметь переключаться: после эмоциональной работы переходить на физическую. То есть необходимо собой постоянно заниматься и следить за собой. Это очень важно. А если уже произошло нарушение сна или есть какие-то другие расстройства, нужно искать врача, обращаться к священнику, и нет никакого сомнения в том, что здоровье восстановится.

Ко мне в храм приходит много людей с такими заболеваниями; в первую очередь с неврозами, имею в виду. Конечно, немало людей и с психическими заболеваниями, но, как правило, там уже с медикаментозным лечением. А первых нам удается вывести из болезни именно за счет церковных таинств, молитвы, беседы. Иногда я рекомендую им принимать курс валерианы, чтобы сон восстановить, научиться заниматься саморегуляцией, научиться расслабляться, снимать напряжение. Но самое главное – накапливать как можно больше положительных эмоций.

Я считаю, одна из главнейших мотивационных установок – церковные таинства. Божественная литургия – это нескончаемый источник радости. Воистину Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, дам вам Духа-Утешителя, и радости вашей никто не отнимет от вас». Вот к этой радости надо стремиться. Поэтому люди должны знать и понимать: благая весть в том, что это все преодолимо. Пока человек жив, все преодолимо. Самое главное – Бога за все благодарить и помнить: «посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Так сказал великий английский писатель Голсуорси в своем романе «Ярмарка тщеславия». Так вот, судьба начинается, когда человек уходит от Бога, надо с этой судьбой заканчивать, надо приближаться к Богу, к источнику света и тепла. Не с грехами бороться, не искать причинно-следственные связи, в которых человек всегда запутается, а приближаться к костру. То есть замерзающий в лесу путник должен стремиться к костру, согреться у костра Божественной любви, и тогда все поменяется. Не с грехами бороться, а к Богу приближаться. И тогда все потихонечку произойдет наилучшим образом.

 – Вопрос телезрительницы: «Я с детских лет страдаю клаустрофобией. К кому бы я ни обращалась, никто не может мне помочь вылечить это заболевание. Мне сейчас 57 лет, страдаю очень многими болезнями, перенесла три операции. Дошло до того, что  не могу находиться даже в больнице при закрытых дверях,  вообще задыхаюсь. Это бывает дома, но никто мне помочь не может. Может, Вы посоветуете, к кому можно обратиться».

– Конечно. Но, понимаете, все эти фобические состояния очень индивидуальны, надо видеть человека лично. Я даю общий ответ, какой вообще существует путь преодоления фобий, если там нет каких-то серьезных психических заболеваний, которые нужно лечить  медикаментозно. Если там нет психиатрии, а действительно фобический синдром, то фобии – это страхи. Чем больше человек борется со страхом, тем сильнее становится страх. Народная поговорка так и говорит: за что боролись, на то и напоролись. А Ф.М. Достоевский так говорит: сатана с Богом борется, поле битвы – сердца людей. Бог не борется с сатаной, который есть падшее творение.  Бог – это Творец, поэтому здесь надо перестать бороться с этим, начать Бога за все благодарить и начинать усиливать страхи.

Приведу такой пример из моей практики. Однажды в Пскове я проводил прием больных в областной больнице. Это был 1989 год, а больные были в основном с алкоголизмом, с какими-то проблемами патологических зависимостей. Главный врач попросил меня проконсультировать одну женщину, которая у них лежала с фобическим синдромом. Она тоже не могла выходить из дома. Она была женой очень большого начальника; это  советское время, все было очень жестко. У меня совершенно не оставалось времени, мне надо было убегать, было всего несколько минут.

И вот я пришел к ней в палату и сказал: «Так, что Вас волнует?» – «Я не могу выйти, у меня страхи». Я говорю: «Ну так Вы, когда выходите из палаты, так и говорите: выхожу, чтобы умереть». –  «Как?» –  «Ну а что? Ваша жизнь – сплошные мучения. Чем быстрее это случится... ведь без Бога все равно смерть не наступит, поэтому усиливайте страх». Она говорит: «А если меня парализует?»  – «Ну так Вы подстрахуйтесь: выхожу, чтобы умереть медленной, мучительной смертью». Она засмеялась. В общем, так мы с ней поговорили, она начала усиливать страхи, и через день ее выписали.  Дальше еще какое-то время мы с ней позанимались, она начала усиливать свои страхи и потом вспоминала об этом со смехом.

Все, что касается невидимого мира, темной силы, эти силы очень не любят чувства юмора над самим собой. Оно помогает это все преодолеть. Ведь мы же можем усилить страхи. Бесы это очень не любят, они же очень гордые; когда над ними начинают смеяться,  они поджимают хвосты и уходят. Я даю сейчас такую общую рекомендацию, а каждого конкретного человека надо лично видеть. Но вообще-то дорога совершенно реально существует.

Еще запомните: один из законов психиатрии говорит, что дураки с ума не сходят. Для того чтобы не сойти с ума, надо не чувствовать себя очень умным. Наш любимый народный персонаж – Иван-дурак. Он дураком не был, но его так все называли; по сути дела, он был Божий человек, жил по заповедям Божиим. Я думаю,  главный его недостаток – непроходимая лень. Но лень вообще  свойство любого здорового человека. Мозг – это физиологически ленивый орган, он бы все время спал и ел. И понятно, «стимул» – это остроконечная палка, которой погонщик тыкает сзади вола. И когда у человека возникает стрессовая ситуация (когда царь говорит Ивану-дураку: «Жар-птицу или на кол»), то включаются резервные возможности (появляется Конек-Горбунок (ангел-хранитель), и невозможное для человека становится возможным для Бога.

Дурак преодолевает трудности и в конце сказки становится царем. То есть с юмором надо к себе относиться, посмеиваться над собой. Также, для того чтобы это все преодолеть, надо общаться с людьми, у которых хорошее настроение, со счастливыми людьми. С кем поведешься, от того и наберешься. Вот и все. Все зависит, конечно, от людей. К нам в Юкках приходят разные больные люди, но весь храм улыбается, и через какое-то время возвращается радость жизни. Жизнь быстро проходит, и если мы живем как у Христа за пазухой, жалко тратить время на всякую ерунду. То есть надо радоваться. Человек рожден для радости.

– Вопрос телезрителя: «В детстве у меня был ужас смерти, было очень страшно: как это я совсем исчезну и что такое со мной будет? Сейчас все, конечно, изменилось, я более-менее воцерковился.  Но один вопрос меня довольно сильно мучает. Если Бог вечен и Царству Его не будет конца, и душа человеческая тоже вечна, тогда чем отличается вечное, не имеющее конца мучение души отверженного грешника после Страшного Суда от смерти души, то есть совершенного ее истребления? Душа будет страшно мучиться, и мучению ее уже не будет конца.

Кому от этого будет вечная радость? Кому и какая будет от этого вечная польза? Страдание этой души будет невыносимо еще от того, что у нее уже нет никакой надежды, она даже прекратить это мучение не сможет, так как бессмертна. Не лучше ли ей совсем истребиться? Даже осужденные на пожизненное заключение говорят, что лучше бы им умереть».

– Я себя вспоминаю: тоже пришел к Богу, размышляя над тем, о чем в романе «Отцы и дети» говорил Базаров: «Я умру, меня закопают в землю, на могиле вырастет лопух». Как-то тоскливо мне было от этого, и однажды прочитал у Ф.М. Достоевского в «Дневниках писателя»: «Что Вы будете делать, Федор Михайлович, если Вам докажут, что Христа нет?» И он ответил: «Я останусь с теми, кто в Него верит». Я тогда этого не понимал. А сейчас  понимаю, что за одну надежду на вечную жизнь мы должны быть бесконечно благодарны Богу. Конечно, что будет после смерти, мы узнаем наверняка, когда умрем. Но святые отцы говорят о том, что эволюция бесконечна. И даже ангелы, архангелы развиваются, и райский сад – это ясли вечности, а человек переходит из класса в класс. И там беспредельная жизнь, там нет зла, нет болезней, печалей, нет греха. Бесконечное движение от простого к сложному, к любящему Отцу Господу Богу.

Что касается ада, страданий души во аде... На самом деле, если мы так подумаем, то ад – это чистилище, ад можно представить как некую больницу, и туда человек попадает сам. В каком свете мы здесь находимся, в тот свет мы там и попадаем. И чтобы попасть в Царство Небесное, надо здесь жить как у Христа за пазухой. Надо навести навигатор на Царствие Небесное. И хотеть этого более всего. Но если человек не хочет в Царствие Небесное, как его туда тащить?

Я помню, после войны был такой случай, когда через девять лет раскопали казематы Брестской крепости; оттуда вышел часовой: «Стой, кто идет». Его засыпало, он там девять лет стоял, охранял. Была еда, вода. И когда он вышел на свет, он ослеп, потому что глаза его привыкли к темноте. Так и душа человека. И вот, видимо, ад – это чистилище, где человек очищается. И ведь мы молимся за усопших, мы не знаем, где они находятся. Поэтому, несомненно, есть возможность перейти даже из ада в рай. То есть огромное количество пространств, которое проходит душа, стремящаяся к Богу, – это не «безнадега».  По крайней мере, до Второго Пришествия, когда будет Страшный Суд, когда все придут. И вот те, кто не захочет приходить ко Христу, не захочет изменяться вместе с отцом лжи сатаной, будут подвергнуты уничтожению. А до этого времени все может измениться, и ад – это не конец, это тоже дорога, это больница.

Если человек попадает в больницу, это же не значит, что на нем ставится крест, нет – он может поправиться от этой болезни. Но может заболеть еще хуже и попасть в реанимацию. Поэтому, я думаю, там на самом деле все будет гораздо радостнее, чем мы можем представить, чем просто некие кипящие котлы. Наверное, и кипящие котлы тоже будут. И конечно, при Втором Пришествии это все как бы закончится, потому что зло вообще исчезнет, так как оно появилось в определенное время; в определенное время и исчезнет. Поэтому в утешение звонившему человеку я могу сказать: Вы правы, что для Бога каждая душа дороже всех сокровищ мира, поэтому даже после смерти, когда душа попадает не в Царствие Небесное,  это не является безнадежным. Мы молимся и можем вымаливать такие души, и такие души может принять Господь. Важно, чтобы эта душа сама захотела идти к Богу, захотела стремиться к свету.

– И еще один очень важный вопрос о том, как приступать к таинству людям, которые находятся в больном состоянии и с восприятием действительности у них не очень хорошая ситуация. Вопрос телезрительницы: «У меня муж тяжело больной уже давно, после травмы у него с головой плохо, он психически нездоров. Сейчас у него уже начались галлюцинации, меня не узнает, все куда-то рвется домой, путает живых и мертвых. Но мне хочется его все-таки исповедовать и причастить. Как мне быть? Могу я как-то ему в этом помочь?»

– Конечно, надо договориться с батюшкой, который поблизости находится, попросить, чтобы он его соборовал и причастил прямо на дому. В таком случае, когда человек тяжелобольной, никакой особой подготовки проводить не следует. Если он крещеный, если сам не отрицает Христа, то это возможно выполнить на дому прямо у постели больного. И мы нередко приходим и причащаем таких людей прямо дома. Это обычная церковная практика, здесь нет никаких особых проблем.

Но Вы так описали состояние своего мужа, что мне хочется сказать: все-таки надо попытаться пригласить грамотных врачей.  В первую очередь, может быть, невропатолога, терапевта, подобрать медикаменты. Наверняка такое состояние можно улучшить, мне кажется. И, может быть, как раз после соборования и причастия будет это улучшение. Поэтому обязательно пригласите батюшку, попросите, чтобы на дому это провели. Вообще священник не может отказаться от этого, как бы он ни был занят, это его прямая обязанность: в любое время дня и ночи по зову людей он обязан приходить для совершения таинств над тяжелобольными и умирающими людьми на дому или в больнице.

– В рамках тех нескольких минут, которые у нас остались, Вы можете как-то подытожить нашу сегодняшнюю беседу, которая оказалась чрезвычайно интересной.

– Спасибо. Действительно, сегодня Благовещение, и всем мы хотели дать какую-то благую весть и надежду. Вы помните, что Господь любит всех людей, и чем дальше человек уходит от Бога, тем Бог больше любит человека. А когда человек делает всего один шаг навстречу Богу, Бог бежит навстречу человеку. Помните это, все можно преодолеть, все можно изменить. Самое главное – поставить навигатор своей души курсом на Царствие Небесное и постараться войти в эту лодку Божественной любви. И по реке заповедей Божиих, заповедей любви, двигаться курсом в Царствие Небесное. 

 

Помните: все проблемы, которые у вас существуют,  не Бог послал; это не наказание за грехи, это результат того, что люди ушли от Бога. Бог никого не наказывает, Он любящий Отец. Поэтому постарайтесь восстановить свои отношения с Богом, используйте эту неделю, Страстную седмицу, старайтесь каждый день причащаться и обязательно причаститесь на Пасху. Тогда Господь Воскресший разрушит все темные силы в вашей душе и облегчит ваши страдания, и сбудутся Его слова: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, и дам вам Духа-Утешителя, и радости вашей никто не отнимет от вас».

– Благодарю Вас за сегодняшнюю очень радостную беседу, что мы с вами вновь и вновь поговорили об очень важном моменте, о том, что нужно и важно настроить навигатор своей души на Царствие Небесное и стремиться к Господу. И, конечно же, радоваться тому, что мы с Ним, а Он с нами.

– Божье благословение да пребудет со всеми вами!

Ведущий Михаил Проходцев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы