Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

6 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора Екатеринбурга протоиерей Николай Малета.

– Отец Николай, начало учебного года для Екатеринбургской духовной семинарии ознаменовалось важным событием: два преподавателя вуза получили премию памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Она  еще не вручена, но номинанты обозначены. В номинации «История Москвы и историческое краеведение» вторую премию получила доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры церковно-исторических гуманитарных дисциплин Анна Владимировна Мангилева за работу «Социокультурный облик приходского духовенства Пермской губернии XIX – начала XX века». В номинации «История Православной Церкви» молодежную премию получил кандидат исторических наук, кандидат богословия священник Иоанн Никулин – за исследование «Преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит Сибирский и Тобольский». Поздравляем Анну Владимировну и отца Иоанна с этими наградами.  И, конечно, Екатеринбургскую духовную семинарию, которая воспитывает в том числе и таких преподавателей.

– Спаси Господи! Действительно, очень приятно и отрадно, что наши преподаватели были отмечены; самим Святейшим Патриархом в том числе.  Работ в обсуждении, которые были представлены на соискание этих премий, было не так много. Хотя, насколько мне помнится, более ста работ представлено...

– Сто одиннадцать, по-моему.

– Да, из различных регионов. Конечно, это Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Но и Екатеринбургская епархия тремя работами была представлена, две из них отмечены.  И обе – наших преподавателей, поэтому очень приятно. Нужно отметить, что исторический блок в семинарии у нас сильный, сильные преподаватели. Анна Владимировна Мангилева – это матушка, супруга отца Петра Мангилева, проректора по учебной и научной работе нашей семинарии (отец Петр тоже историк). И отец Иоанн... Молодцы, мы их поздравляем! По-моему, где-то 19 октября будет официальное вручение в Москве этих премий… Еще раз поздравим наших победителей; приятно, что наша семинария отмечена.

– Говорят, что учитель всегда учится сам. Рассказывая тему своим воспитанникам или детям (если речь о школе), он, так или иначе, всегда проникается темой заново и, может быть, для себя самого открывает что-то новое. И очень важна, особенно в высших (да и в любых) учебных заведениях,  внутренняя потребность преподавателя получать дополнительное образование, проходить курсы повышения квалификации, готовить научные работы, диссертации, защищать их. Как в Екатеринбургской духовной семинарии выстроено самообразование преподавателей?

– В этом смысле  наша семинария принципиально не отличается ничем от учебного заведения светской системы образования, ведь, слава Богу, теология признана наукой наряду с остальными гуманитарными и точными науками. Сейчас можно защищать кандидатские, докторские работы по теологии; это очень приятно. И наши учебные заведения, некоторые семинарии уже получили государственную аккредитацию, поэтому требования те же самые.

Вот человек получил образование (допустим, педагогическое) и ведет какой-то определенный предмет в школе, гимназии, колледже, институте, университете или академии… Но если он не чувствует важности и необходимости этого предмета, то серьезной заинтересованности в работе у него не будет. В этом смысле оказывает влияние (предполагается в идеале) различная степень воцерковленности и веры наших преподавателей. Но если это священник (глубоко верующий, воцерковленный), он представляет себе и понимает, насколько важно усвоение этого материала даже на теоретическом уровне… Преподаватель светского вуза готовит человека к жизни: скажем, молодой человек получает светское образование, какую-то профессию, по которой он будет потом трудиться, зарабатывать на хлеб насущный… Важно обеспечить земную жизнь, но насколько важно, как говорят святые отцы, заниматься наукой, которая именуется наукой из наук – богословием.

Это не чисто теоретическое, схоластическое изучение каких-то схем, богословских построений. Это прежде всего изучение того, что именуется законами духовной жизни, принципами духовной жизни. От знаний, их усвоения, понимания и передачи молодым людям зависит не только земное благополучие, мир душевный и духовный, но спасение бессмертной души. Речь идет о вечности, поэтому в этом смысле лично мне очень интересно общаться с молодыми ребятами. Приходящие, конечно, разного уровня и образования, но в этом году, что очень приятно, поступили такие два молодых человека – один после 11-го класса, золотой медалист (я не помню за прошлые годы, чтобы у нас были медалисты, да еще золотые); другой тоже по школе золотой медалист, но он еще окончил институт, имеет юридическое образование. В этом году получил диплом и поступил в нашу семинарию. Понятно, это уровень...

– У вас там теперь есть звезды.

– Есть, но посмотрим, как будет… Ведь здесь много моментов, много факторов, которые где-то будут открываться, определяться: человек будет понимать, его это путь или не его. Пастырское служение – это не просто...

– Это служение в первую очередь.

– Да, это служение. Это не специальность какую-то получил, отработал и ушел… Это жизненный подвиг: священник не перестает быть священником круглосуточно, круглогодично и всю свою жизнь. В этом смысле мне очень интересны молодые ребята:  они с техникой дружат, копаются в Интернете, раскапывают какие-то вопросы, обсуждают, задают их. Я даже что-то новенькое у них узнаю, чисто в теоретическом плане. И очень важно, чтобы был преподаватель, который может этим молодым ребятам что-то сказать: как относиться к этому материалу, какую можно дать оценку, как его можно использовать, чтобы это было действительно благо для человека…

Главное – не сам материал. Посмотрите: Священное Писание – текст один, а какая большая разница между православным и католическим пониманием, между православным и протестантским. Оказывается, в протестантской среде десятки, а то уже и сотни различных сект. У католиков, как и у православных, более-менее монолитно, хотя тоже какие-то расколы, ереси встречаются время от времени. Один текст, а восприятие, понимание совершенно различные. Протестанты отвергли Священное Предание. А это соборный разум, consensus patrum   –  согласие отцов в понимании основополагающих, принципиальных моментов христианской жизни. Если это понимается от ветра головы своея, то ничего хорошего не будет. Поэтому если человек более-менее способный и талантливый, то он может организовать свою секту (это сплошь и рядом). Потому важно правильное восприятие и усвоение материала.

– Вопрос от телезрителя: «Батюшка, скажите, что значит крестный ход? Я понимаю: крестный ход вокруг храма, когда престольный праздник; крестный ход, когда празднуем Пасху, – мы славим Господа. Но вот случилось однажды на Пасху: крестный ход пошел, а выпустили из церкви не всех. Видимо, народу много было, пока все выйдут... Наверное, это неправильно, да? Все-таки крестный ход – это ведь не просто демонстрация чего-то?»

– Насколько я понимаю, крестный ход – это не демонстрация. Это, можно сказать, богослужение в действии. Немножко идет уже переоценка, но несколько лет назад (лет пять, а то и больше) было какое-то увлечение крестными ходами, которые по любому поводу  проводили. И я наблюдал такое неправильное понимание (можно сказать, искаженное), когда люди забывали, собственно, смысл всего этого. Крестный ход совершался ради крестного хода. Но это не спортивный марафон, когда нужно преодолеть  дистанцию… А вот что ты там приобретешь, что получишь в духовном плане, это совершенно не учитывалось людьми.

Я как-то был свидетелем, когда встречали на одном приходе крестный ход, который накануне большого праздника прибыл. Уже богослужение совершалось (это было накануне великого праздника памяти первоверховных апостолов Петра и Павла) – подошел крестный ход где-то часов в шесть. Его из духовенства никто не встретил – собирались встретить, но служителей как-то не предупредили; батюшка возглавлял этот крестный ход не из нашей епархии. Пришли. И этот батюшка разразился такой нехорошей бранью в адрес прихожан, прежде всего духовенства! Что не оставили всенощное бдение и не встретили их… Эти люди устали, ведь прошли двадцать-тридцать километров; им отвели время для отдыха; вечером на всенощной никого не было из этих полутора сотен людей, на литургии тоже были единицы, подтянулись к концу литургии на молебен, чтобы их благословили дальше в путь… Вот это совершенно неправильное понимание крестного хода. Если в твоей душе раздражение и ты считаешь себя героем, достойным лавров, венков олимпийского чемпиона, то это неверно.

Насколько я понимаю, если не всех людей выпустили, – это скорее всего был крестный ход не пасхальный, который совершается каждый день на Светлой седмице, а именно в пасхальную ночь, когда пасхальная заутреня начинается с крестного хода. И там есть моменты, требующие соблюдения определенных вещей, которые не позволили всему народу выйти. Когда уже крестный ход во главе с настоятелем или архиереем приблизился к входной западной двери, где, собственно, все и происходит (при закрытых дверях, которые символизируют собой гроб Христа  –  пещеру затворенную),  предстоящий начинает всенощное бдение возгласом (и начинаются первые пасхальные песнопения «Христос воскресе» с возгласами «Да воскреснет Бог...»), все четыре стороны осеняет трисвечником с крестом, приветствует народ пасхальным «Христос воскресе», и потом уже, в конце, открываются двери. Крестный ход заходит в храм, где продолжается пасхальная заутреня. Если не было такой возможности, то, думаю, нужно просто понять этот момент пасхального богослужения, а в остальные моменты вряд ли кто-то кого-то закроет в храме и скажет: «Вы не выходите, вам нельзя; кто успел, тот успел»… Успеть должны все и пройти вокруг храма. Крестный ход, как правило, завершает праздничные богослужения, а в данном случае это было начало торжественной пасхальной заутрени.

– Иногда проходят автопробеги, иногда совершают крестный облет – на самолете или вертолете облетают со святыней места, на которые просят Божьего благословения. Как это назвать? Это тоже называют крестными ходами. Но называть передвижение на автомобилях или мотоциклах крестным ходом?.. Это же не пеший ход…

– Это не совсем крестный ход, даже не шествие, которое ознаменовано чем-то, под именем чего-то, ради чего-то совершается. В данном случае, если это мотопробег (байкеры садятся на мотоциклы, берут какие-то свои флаги и еще что-то наподобие хоругвей), то называть это в полном смысле крестным ходом практически невозможно. Назвать их демонстрацией тоже не совсем правильно. Вело-, мото- и автопробегом? Тоже как-то не очень, если цель ставится именно религиозного, христианского свидетельства о чем-то и по случаю какого-то события. Или, скажем, эти пробеги обычно связывают еще с  памятными церковно-историческими датами…  Крестным ходом назвать сложно, но я думаю, ничего страшного нет, даже если назовут крестным ходом.

– Ну да, если это будет не под политическими лозунгами, а прославление святых…

– И чтобы не было вот этого смешения.

– Чуть ранее Вы уже упомянули о двух ребятах, которые поступили в Екатеринбургскую семинарию и Вам запомнились. Во многих учебных заведениях прошли торжественные линейки, начался учебный процесс. Как в семинарии  началась учебная программа?

– Милостью Божией и с благословения нашего владыки Кирилла прошел молебен на начало учебного года – собрали, насколько это возможно, наши учебные заведения епархиального уровня. Это, конечно, семинария с регентской школой, наш Миссионерский институт, это и Свято-Симеоновская гимназия, были и из  Среднеуральского женского монастыря  –  там тоже ребятишки живут и учатся. Поэтому наполнение нашего кафедрального Троицкого собора в этом году было большим. Владыка совершал 1 сентября молебен на начало учебного года, всех поздравил, благословил, пожелал Божьей помощи. Так что в этом году мы торжественно, празднично начали учебный год.

Конечно, следующие дни были суббота, воскресенье – молились. Раскачка такая… Но  уже более-менее входим в рабочую колею. В любом случае какой-то настрой должен быть, и поначалу вот так, вроде бы неплохо, с Божией помощью: все, слава Богу, живые и здоровые вернулись, приступили к занятиям. Несколько человек у нас за этот летний период (в основном со старших курсов) создали семьи, поженились, поэтому могут завершать (кто на IV курсе) учебу и принимать, с благословения правящего архиерея, нашего владыки, священный сан. Так что семинария живет, растет. И надеюсь, будет приносить плоды.

–  Мы сейчас действительно  все постепенно раскачиваемся и вновь входим в учебный ритм… Наверное, весь сентябрь идут еще какие-то вводные лекции, пока еще нет занятий, когда с тебя будут спрашивать, но как мобилизоваться, как на учебу настроиться?

– Я думаю, весь сентябрь не понадобится для приведения себя в надлежащую форму, это распоясанность. Некоторым молодым ребятам, кто в особенности в армии не служил,  может быть, сложнее, но в семинарии есть определенный внутренний распорядок, есть свой устав, свои требования: подъем, отбой, прием пищи и так далее. Тем, кто учился, там было довольно-таки легко.

Священник не работает, а служит; горе тому священнику, который работает, выходит на служение как на работу. Это есть служение... Где служат? В армии служат – это не просто госслужащие, которые дисциплинированно служат. Даже такие слова, термины, как наш христианский «пост»… И в армии есть посты: «стоит на посту». Что такое пост? Это не просто соблюдение  диеты, а человек бдит – ночь, день солдат  стоит в карауле, на посту, охраняет воинскую часть или склад с боеприпасами  и так далее. Он блюдет за тем, чтобы никакой враг, диверсант не пробрался и не причинил вреда. Так и христианин на посту блюдет...

– Он наблюдает за собой, чтобы  ничего не произошло, а не за окружающими.

– Нет, здесь имеются в виду не окружающие люди, а именно наши страсти и лукавые, бесовские полчища, которые, как лев рыкающий, ищут, кого поглотить.  В этом смысле ребятам в семинарии гораздо проще: те, кто учился, уже привыкли к дисциплине, а с теми, кто только поступил, в любом случае подольше придется работать, времени это займет больше.

– Чтобы они стали не абитуриентами, а воспитанниками…

– Да. Сейчас мы их снабжаем формой: это китель или подрясник. В основном кители  –  кому-то достались от тех, кто выпустился, есть какой-то запас. Но основной массе вновь поступивших специально будут шиться эти кители. Когда они через недельку-другую наденут кители, форма тоже их немножко соберет… Наши школы долгое время относились скептически или не обращали на это никакого внимания. Советскую форму отменили, а в постсоветское время не пришли ни к чему. Абсолютное большинство школ, в особенности гимназий, уже  вводят в обязательном порядке форму, она действительно немного мобилизует, собирает, нет вот этих расхождений, «расползаний» и так далее.

– Вопрос телезрительницы из Калуги: «Чтобы исповедоваться, обязательно надо соблюдать посты, еще что-то? Пошла исповедоваться, и меня не понял батюшка».

– В отношении исповеди таких требований, как в отношении  таинства Причащения, нет. Говеть, читать Священное Писание, каноны не требуется. Возможно, если батюшка вас неподготовленную не допустил до исповеди, то, наверное, какое-то недопонимание получилось. Уточню: если вы приступаете к таинству Исповеди без намерения причащаться. Не знаю, как в ваших краях, но у нас в епархии есть такое, можно сказать, требование, чтобы люди приходили вечером на всенощное бдение, если это накануне больших праздников или воскресного дня, или на вечернее богослужение в будни. И если там есть не один священник, а есть служащий и тот, кто помогает или требы совершает (дежурный), тогда один служит, а другой может принимать исповедь во время богослужения. А если один священник, то до службы или после нее он принимает исповедь.

Если вы собираетесь на следующий день причащаться, то вы уже в данном случае готовитесь. Если батюшка требует соблюдения правил подготовки к Причастию, то это не к исповеди, а именно к Причастию имеется в виду;  если вы приступаете к исповеди, а потом собираетесь через неделю-другую, а то и через месяц приступать к таинству Причащения, то здесь не нужно соблюдать каких-то правил подготовки.

Подготовка сугубо к исповеди – это проанализировать свою жизнь, свои дела, поступки, почитать брошюрки. Сейчас есть много различных пособий от святителя Игнатия (Брянчанинова), отца Иоанна (Крестьянкина) – более содержательные. Но есть и не совсем. По-моему, у священника Алексия Мороза есть книга «Исповедую грех» (не помню точно название). Толстенная книга, страниц 500, не меньше; к ней нужно с благословения приступать и очень осторожно. Мне приходилось сталкиваться: люди, когда начинают читать эту книгу, не понимают что-то. Там есть некоторые вещи, которые их вводят в смущение:  разбираются некоторые страсти, пороки и грехи, о которых человек даже не знал и не помышлял. Поэтому не нужно себя перегружать такими вещами. Есть классические, очень коротенькие, как у святителя Игнатия (Брянчанинова).

Покаяние – это, как говорит Алексей Ильич Осипов, не перечень соделанных грехов. Действительное покаяние  –  осознание своей греховности, осознание, что ты тонешь, погибаешь в  пучине греха. И просишь Христа  как Спасителя, чтобы Он тебя спас, протянул руку помощи, как утопающему Петру, чтобы вступить на твердую почву веры и надежды на прощение Божие, на то, что Господь даст возможность хоть  в какой-то степени исправить то, что было допущено в жизни делом, словом, помышлением…

 Поэтому резюмирую: к исповеди нет каких-то требований в отношении поста или чтения канонов, но готовиться к ней нужно. А вот если человек готовится причащаться на следующий день или через день (такое тоже возможно, но на это нужно брать благословение), то тогда уже нужно читать правило, поститься – перед причастием (перед которым следует  исповедь).

– Если готовиться к исповеди, много нового о себе можно узнать  – не только в этом пятисотстраничном издании, но и в маленькой брошюрке, где подробно перечислено то, о чем, может быть, даже не задумывался.

– Безусловно. Но здесь могут быть какие-то слова, грехи, которые мы в вечерних молитвах упоминаем: какое-то «мшелоимство» не совсем понятное. Если само слово непонятно, можно набрать его в Интернете. Или есть толкования, где хоть немножко, одним-двумя предложениями, есть объяснение того, что это за грех и грешим ли мы этим.

– «Гугл, что такое мшелоимство?» Да?

– Да.

– Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: «Мне 38 лет, нахожусь во втором браке, но оба брака невенчанные. Могу ли я учиться в духовной семинарии?»

– К сожалению, нет. Есть  правило: не принимаются второбрачные. Хотя иногда есть представление, что если браки невенчанные, то Церковь не признает их. Гражданский брак имеется в виду не в смысле, как сейчас его понимают, а законный светский брак, зарегистрированный в ЗАГСе, с обязательствами и так далее. Эти браки считаются. Поэтому если у вас был первый брак невенчанный и второй такой же, даже если вы сейчас повенчаетесь, в любом случае вы будете второбрачным. Хотя над вами может быть совершено таинство Венчания не как для второбрачных (там есть свои нюансы – может быть, у вашей теперешней жены это первый брак: есть такие моменты, когда ради одной из сторон могут совершать таинство Венчания не как для второбрачных).

Для богословского образования у нас есть теологические факультеты, есть Миссионерский институт, где можно получить образование в том числе и Вам, но учиться в семинарии – это означает готовиться к священническому служению. Поэтому если кто-то женат первым браком и венчан, а его супруга во второй раз вступила в брак, то этот человек, по каноническим строгим требованиям, не может быть священником. Эти церковные каноны пока никто не отменял.

В любом случае  есть такое понятие, как икономия (умягчение строгости требований церковных правил), но в этом смысле священником может быть только человек (если белое духовенство, не монашествующий), который вступил в брак, женился, не имея до этого ни с кем никаких (даже случайных) связей, то есть девственник.  И женат он должен быть на девственнице. Если он девственник, а она не была замужем, но не девственница, то это тоже, если строго по канонам, препятствие к рукоположению. Строжайшее правило! Если в идеале, то их соблюдают. Но иногда владыки смотрят  (ведь ситуаций в жизни много, бывают различные моменты), до крещения был этот брак или после (мы же знаем, что у равноапостольного князя Владимира до крещения было много чего – сколько жен и семей было). Но кто-то не смотрит: в канонах это четко не прописано…

– В общем, универсального рецепта нет.

– Конечно. Но у второбрачных возможности учиться в семинарии нет.

– Вопрос телезрителя из Белгородской области: «На протяжении всего Евангелия Христос все время призывает людей покаяться. Что Он имел в виду: “сделать отчет”, как Вы говорите, о проделанных грехах или все-таки полностью поменять свою жизнь и свое отношение к вере?»

– Безусловно, если мы ограничиваемся перечнем совершенных грехов, проступков, но нет внутреннего изменения, то это формальное покаяние. Господь призывал, и люди приходили к Иоанну Крестителю, называли свои грехи, когда принимали крещение, каялись в грехах. Греческое слово «метанойя» (покаяние –  μετάνοια, буквально «после ума») означает: «перемена ума, изменение».  Это не просто перечень.

Мы прекрасно знаем из Священного Писания, что первым вошел в рай разбойник, он висел на кресте рядом со Христом, но в Евангелии мы не находим никаких перечней его конкретных грехов.  То есть было его внутреннее полное раскаяние: человек каялся, он осуждал себя за все безобразия, что были в его прежней жизни. Так что если нет у человека намерения изменить свою жизнь…

Если мы приходим на исповедь, надо снять этот груз (есть какая-то тяжесть; как рюкзак со стеклотарой: пришли в приемный пункт и сдали ее; или мешок с мусором выкинули и таким образом расстались с ним, тяжесть и злосмрадие ушли от нас). Если нет намерения хотя бы в чем-то исправиться, намерения прилагать, по крайней мере, все зависящие от нас усилия, чтобы измениться, то ничего хорошего в этом смысле нет: это не покаяние, а  лицемерие, формальный  перечень.  Об этом Господь говорил фарисеям.  Они тоже иногда признавали за собой и грехи, но в основном признавали за собой какие-то хорошие поступки, хорошие дела.

Господь пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Что это означает? Речь идет о так называемых праведниках,  то есть о тех, кто себя таковыми считают и не видят за собой никаких грехов. Если хотите хотя бы немножко изменить свою жизнь (то, к чему призывает Господь на протяжении всего Евангелия, призывает Церковь ежедневно, а нам обычно хочется сделать то, что не  является хорошим, грехи совершаются очень легко), святые отцы призывают хотя бы не делать то, что нам очень хочется. Хотя бы в слове, деле, мыслях  –  в любом проявлении. И делать то, чего нам не очень хочется. Как апостол Павел говорит: Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу ... Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

Вот это осознание  –  ощущение  испорченности, греховности своей природы – и подвигает человека признать себя больным. Если я болен, я обращаюсь к доктору. А Врач душ и телес наших –  Христос, и мы обращаемся к Нему за исцелением. Не только чтобы очистить свою совесть, чтобы было легко и комфортно жить в этой жизни, но прежде всего за  исцелением души.

Если есть понимание, что такое грех…  Есть такой перевод этого слова с греческого оригинала:  αμαρτία – «промах мимо цели». Или, скажем, рубанком работает столяр – и какой-то сучок попался,  его называют «огрех».  Это изделие уже «с грехом», испорчено. Поэтому (сейчас есть мастики) его замазывают, шлифуют.

Грех – это язва, рана для души, и нужно понимать и осознавать, что если мы его только словами скажем, это не поможет. Допустим, у меня зуб болит, воспалился нерв. Я пришел к доктору, говорю: «У меня зуб болит». А доктор говорит: «Ну, я тебя прощаю, что ты  зубы не чистил, сладкое ел, иди». Нет, это не поможет  –  проблема  останется. Ее надо решать, надо даже претерпеть  боли, мучения в лечении, выдергивании этого нерва, но это необходимо, чтобы исцелить язву, устранить причину этой болезни.

Вопрос телезрительницы из Калуги: «Мне 46 лет, мы с мужем прожили  26 лет. Я хочу с ним обвенчаться, но он не очень хочет».

– Попробуем немного порассуждать на тему венчания вообще и в вашем случае в частности. Венчание – это таинство, в котором участвуют муж, жена (жених, невеста), получают благословение на предстоящую семейную жизнь, благодатную помощь. Но по отношению к таинству Венчания очень много каких-то предрассудков, суеверий. Многие люди, у которых что-то не сложилось (скажем, распадается венчанный, церковный брак), часто этого таинства боятся. Вы сказали, 46 лет Вам… Там, наверное, уже седина, кто-то и в ребро может ткнуть и так далее. Мало ли… А ему потом не дадут церковного развода, и будет человек мучиться, маяться… И такие есть вещи.

Есть моменты, создают семьи и он, и она. А потом, после распада брака, или он, или она не могут создать семью, приходят и говорят: «Нам сказали, что над нами довлеет это венчание, надо снять эти церковные венцы, расторгнуть церковный брак». В церковном каноническом праве отсутствует развенчание, ведь никакого последования нет – в  храме вокруг аналоя с крестом и Евангелием ходят три круга за священником жених и невеста, поются определенные песнопения (три тропаря), но не ходят вокруг в обратном порядке...

Есть в каноническом праве такое явление, как благословение на вступление в очередной брак, то есть возможность венчаться есть второй, максимум –  третий раз. Причиной может быть или смерть супруга, или кто-то изменяет и создает другую семью; и есть потерпевшая сторона и виновная. Виновной стороне не дается благословение на вступление в другой брак ни во второй, ни в третий раз. А вот потерпевшей стороне благословение дается;  но этот вопрос нужно решать, когда наступит такая необходимость.

В вашем случае, если вы оба верующие, живете церковной жизнью и не венчаны, это ненормально: я не представляю, как верующие люди, живя семейной жизнью, не получают благословения Божия, церковного благословения преодолевать те скорби и искушения, которые, я думаю, у каждой семьи были, есть и будут. Вопросы и проблемы всегда есть и будут – как их преодолевать? В вашем случае есть специальное последование для людей, которые прожили двадцать  и более лет в браке.

В обычном чинопоследовании венчания много говорится о благословении на создание семьи, на рождение и воспитание детей. И если уже детородный возраст прошел или проходит, то эти слова не совсем уместно звучат, поэтому чин благословения супругов, которые прожили двадцать и более лет в браке, существует и совершается в церкви над людьми, которые хотят получить благословение Божие. Это очень важно, и не нужно бояться предрассудков, а нужно сходить (может быть, вместе) к батюшке, который на приходе, побеседовать с ним, задать конкретные вопросы, объяснить ситуацию (может быть, и ваш супруг объяснит свои страхи, опасения и причину своего нежелания)… Но отказываться от этого не стоит.

 Когда молодые супруги или в возрасте стоят на венчании, а перед ними священник, перед ними алтарь, перед ними Бог, – это означает, что они вместе, взявшись за руки, идут к Богу и ведут за собой всех, кого Господь им послал. В вашем случае ваши дети уже могут стоять в храме; и вы будете устремлены к Богу, к вечности.

– Еще вопрос из социальной сети «ВКонтакте», предлагаю на него тоже ответить. Телезритель спрашивает: «В книге "Несвятые святые" есть глава об отце Рафаиле, который имел страсть к скорости.  Она же его и погубила. С одной стороны, Господь даровал ему такую черту, с другой стороны, она привела к тому, что священник погиб. Есть ли, на Ваш взгляд, здесь противоречие? И всегда ли страсть к чему-то ведет к трагедии?»

– Если это страсть, то она не всегда очевидно приводит к какой-то трагедии. У человека, у которого действительно как будто какой-то двигатель (вечно надо куда-то бежать, что-то делать), это может быть черта характера,  и над ней нужно работать. Конечно, ее можно направить в нужное, полезное русло. Но если это страсть... А что такое страсть? Это то, что человеку приносит страдания. Если человек «страстно любит», то он страдает. Страсть в любом проявлении, если она очевидно греховная, ведет к страданиям.

Вот эта страсть (в книге) не какая-то очевидно греховная, но если нет какой-то размеренности... Сколько людей погибает, как и он, в каких-то ситуациях, вполне спокойных и даже медлительных: очень медленно переходил дорогу и не успел на зеленый светофор ее перейти – не по болезни, а по своей, может быть, несобранности, рассеянности и медлительности. Поэтому я не думаю, что здесь есть какое-то противоречие и прямая связь. Это черта характера… Я не помню деталей (как только появилась эта книга, я ее прочитал), но если (как, к сожалению, бывает) кто-то любит скорость на мотоцикле или автомобиле и превышает скоростной режим, то это уже греховная страсть.  Нарушение правил дорожного движения – это грех, который наказывается не только штрафами в ГИБДД, но иногда – и очень серьезно – потерей здоровья, а то и жизни. Поэтому не знаю, как здесь; прямой связи не вижу.  Если с батюшкой случилась такая трагедия, это не значит, что он погиб для вечности.

Мне вспомнилось житие преподобного Афанасия Афонского, который, по-моему, скончался в 1000 году, более тысячи лет назад,  упав с лесов строящегося храма:  поднялся на леса посмотреть, как возводится храм, – и упал.

– Промысл Божий, который нам неведом.

– Да, безусловно. Господь видит и призывает к Себе созревший плод: или он упал с лесов, или от болезни, или еще как-то... Здесь для верующего человека должна быть вера и доверие Промыслу Божию.

– Спасибо Вам за сегодняшний разговор,  Вы ответили на самые разные вопросы наших зрителей, рассказали, как начался учебный год, как мобилизоваться на это время.

– Да, я желаю всем Божией помощи в наступившем учебном году, чтобы мы постигали те знания, которые нам необходимы не только для земной жизни, но и для вечности. Божией нам помощи и благословения.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать