Духовное воспитание

6 октября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Андрей Ткачев, священник Храма Воскресения Словущего в Успенском вражке. Передача из Москвы.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях священнослужитель храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке  протоиерей Андрей Ткачев.

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

 

- Имя Христово да будет на вас и с вами.

 

- Сегодня тема нашей передачи "Духовное воспитание".

Отец Андрей, скажите, пожалуйста, в чем цель воспитания в Воскресных школах?

 

- Воскресная школа - дополнительная нагрузка для ребенка с тем, чтобы восполнить пробелы в церковном знании, которые неизбежно возникают при отсутствии Закона Божьего в наших учебных заведениях. Если бы Закон Божий был в школах и вузах, если бы было время для молитвы, чтения Священного Писания, бесед о вечном, то не было бы необходимости собирать наших детей в Воскресных школах в храмах. Но поскольку секулярные процессы разделили эти знания, то требуется восполнять это пробел. Необходимы хотя бы элементарные знания. В результате попытки дать их кто-то может быть только и обретет право называться образованным человеком. Потому что считать себя образованным человеком, не читая Библию, абсурдно. А кому-то, возможно, семя попадет в самую глубину сердца, и из него вырастет нечто, гораздо большее. Какой-то ребенок может загореться желанием глубже узнать или больше молиться. Какой-то процент таких детей будет, но не все. Общая масса учащихся приобретет некую духовную культурность, и у них расширится поле возможностей для дальнейшего роста. Этому служат Воскресные церковно-приходские школы.

 

- Велика ли нагрузка в этих школах?

 

- Все церковно-приходские школы разные, их не так просто наладить. Необходимо желание детей и родителей, помещение и, как мне кажется, самое сложное - это люди, которые смогут вести занятия.

 

- Какие качества должны быть у такого человека?

 

- Как у хорошего учителя. Кто из нас помнит всех своих школьных учителей? Наверное, не каждый. Но мы вспоминаем, прежде всего, такого учителя, который вкладывал в нас, кроме знаний, душу, и это прочитывалось учениками, и тот, кто пытался заинтересовать учащихся своим предметом. Эти люди запоминаются, и, наверное, ведут впоследствии своих учеников по жизни, сами того не подозревая. Такие же качества нужны от преподавателя Закона Божьего.

Закон Божий не может быть скучным. Преподавать скучно тем, кто сам пришел на занятия, нельзя. Вообще, ничто нельзя преподавать скучно, но тем более Закон Божий, ведь это интереснейший предмет. Конечно, необходимо разобраться с тем, как преподавать, исходя из возраста слушателей, общего уровня нравственного роста. Что-то нужно превращать в игру, что-то адаптировать, а что-то называть прямым текстом. По сути это проповедь - методичная и регулярная. Регулярные знакомства детей с миром божьих мыслей, божьих слов, событий, попытка ввести детей в простой и, тем не менее, сложный мир веры. С одной стороны, Бог прост, и мы находим с Ним все: смысл жизни и саму жизнь. С другой стороны, все бывает очень непросто.

 

- На чем следует делать акцент в духовном воспитании?

 

- Думаю, что зарядить человека знаниями - легче. Подобно таблице умножения можно заучивать какую-то информативную базу с именами, датами, но это как раз не лучший способ. Можно забить все это в человеческую память, и это не даст никакого эффекта. История не даты и не имена, это видение процесса, попытка угадать смысл событий, понять, могло ли быть иначе. Священное Писание - то же самое. Это действие Бога в мире людей.

Если заниматься Законом Божиим, то человек должен вынести из него какие-то жизненные принципы, сделать их руководящими в своей жизни: принцип трудолюбия, принцип послушания, принцип трудолюбивого смирения вместо бунта и робота.

Есть дети, башковитые, которые все быстро схватывают, но совершенно не умеют себя вести. Смысл в хулигане, который все знает наизусть. Уильям Голдинг в своей книге "Повелитель мух", за которую он получил Нобелевскую премию, хотел описать, как бы вели себя дети, попав на необитаемый остров. Пять дней они резвятся, едят фрукты, потом им приходится строить жилище, чтобы укрыться от дождя, и, наконец, они начинают стремительно превращаться в дикарей. Из них выделяются вожаки, что-то, живущее внутри них, склоняет их к идолопоклонству. Дети, которые еще вчера чистили зубы и изучали Закон Божий, превращаются в стайку дикарей и даже проливают кровь, хотя им по одиннадцать, двенадцать лет. Самый главный из них, стоящий во главе этой банды маленьких антихристов - регент церковного хора. Это страшная книга откровений о том, кто такой человек на самом деле, и что в нем живет. В частности, это книга и о том, что навешанные на человека сверху знания не спасают его. В конце концов, и бесы много знают, помнят, могут, наверное, цитировать Священное Писание. Мы будем бесплодны, если будем просто напихивать знания в человека, нужно что-то иное.

Очевидно, должен быть момент искры от души к душе, учитель обязан зажигать. Если после целой недели учебы в школе продолжать в том же ключе пересказывать события Священного Писания, это может даже оттолкнуть. Надо, чтобы было интересно, а это очень трудно. Здесь нельзя скатиться в скоморошество. Очень трудно решить возрастные вопросы. Кому-то надо лепить, рисовать, а кому-то уже говорить и думать.

 

- Как молодому человеку, энергичному, подвижному, объяснить, что надо трудиться, слушаться старших?

 

- Мне кажется, параллельно с детьми надо воспитывать взрослых. Об этом часто приходится говорить, и, пользуясь случаем, надо сказать еще раз. Существует иллюзия, что можно воспитывать детей, не воспитывая взрослых. Взрослые обычно не хотят меняться, считают, что какие они есть, такими уже и останутся. Это ложная мысль,  но мы их понимаем, потому что взрослому человеку легко свыкнуться с этой мыслью. Взрослый человек не склонен от себя многого требовать. Отсюда можно понять, почему в мире столько бед, проблем и болезней. Это компенсаторные действия Бога по отношению к взрослым, не хотящим меняться. Если ты решил, что уже не можешь меняться, Бог Сам будет тебя менять, и отсюда весь драматизм человеческой истории.

Все, что мы скажем детям, произведет ослабленный эффект, если вместе с ними не будут учиться родители. Предположим, у Вас есть теща или свекровь, которую Вы не любите, на практике преподавая детям урок нелюбви к старшим, а потом теоретически стараетесь доказать, что отца и матерь надо чтить. А у них перед глазами живой пример того, как Вы не сильно чтите своего отца или свою мать. Ты делами постоянно разрушаешь то, что строишь словами. Поэтому если мы хотим детей научить чему-то, надо делать это вместе с ними. Попробуйте доказать детям, что деньги в мире не главное, если сам ничего в мире не любишь, кроме денег, и они хозяйничают твоими мыслями. На самом деле, в душу ребенка будет транслироваться все, чем ты живешь на самом деле, и ничему другому ты его не научишь.

 

- Существуют ли Воскресные школы для взрослых?

 

- Конечно. На самом деле, Воскресная школа для взрослых - это Литургия. Литургия должна быть связана с назиданием, объяснением, проповедью в тех или иных формах. Безусловно, надо учить и взрослых людей, а они должны нуждаться в этом, испытывать некую божественную жажду знаний и действий. Тогда получится и с детьми.

 

- Может быть, надо ввести в практику, что взрослые и дети одновременно присутствуют на занятиях?

 

- Можно. Многие могут сказать, что начали читать Библию с адаптированного детского варианта для своих детей. Не каждый сможет читать сразу текст Священного Писания: плотный текст, непривычный язык, сложные слова. Описываются такие глобальные вещи, как космогония в Книге Бытия - откровение о сотворении мира из ничего. Это очень сложно, и взрослые сначала читают пересказ о событиях Ветхого Завета для детей. Иногда слово, адресованное детям, попадает к взрослому, и он воспринимает его, как обращенное к себе.

Конечно, взрослые будут потом задавать другие вопросы: семейные сложности, верность-неверность, потеря работы, болезни. Взрослых волнуют вопросы, которые вообще неизвестны ребенку. В пастырской практике с взрослыми совершенно иная работа, вся боль этого мира, вся его грязь и тяжесть раскрывается через души взрослых.

Но при этом, если мы будем плодить в душах детей иллюзии и настраивать их на некое иллюзорное бытие, мы можем сделать нечто совсем иное. Мы должны подготовить их к такой жизни, как она есть. Потому им и необходимо трудолюбие, и однажды им придется столкнуться с чем-то, что они не смогут изменить и смириться с этим. Надо будет говорить и об этом: о том, что будут в жизни вещи, которые они не смогут изменить. Есть опыт боли: физической и нравственной. Нравственная боль рождается от предательства, от измены, неудачи, поражения. Физическая боль может рождаться просто от усталости. Без физической боли еще никто не жил на свете. Ты должен быть готов, что надо будет переносить жизненные неприятности, потому что мы потеряли рай, выпали из него. С какого возраста кому что говорить - здесь надо быть чутким педагогом. Надо трудиться и надо терпеть. Должно быть сострадание к другому. А оно появится, когда ты сам поймешь, что такое боль или одиночество, страх или опасность. Это уже взрослые вещи, и надо находить такие слова, чтобы, не пугая и не разрушая детский рай - потому что, по сути, дети живут в раю, ни за что не отвечая, - постепенно выводить ребенка оттуда. Постепенно нагружать его какой-то ответственностью, задачами, чтобы ребенок понимал, что он должен, например, вынести мусор или застелить свою постель, должен уважать старших, не смеяться над калекой.

 

- Есть ли какие-то наглядные изменения после того, как они оканчивают Воскресную школу? Чем они отличаются от детей, которые там не учились?

 

- Мне кажется, работа с детьми - это работа на большую перспективу, это психология земледельца. В мире господствуют две основных психологии, ярко отличающихся друг от друга: психология торгаша и психология земледельца. Это никак не связано с Вашей работой и профессией. Разница в следующем. Человек, как бы продающий и покупающий, желающий получить барыш, хочет быстрее продать и быстрее купить, быстрее провернуть торговую операцию, оставив себе прибыль. Причем, хочет купить подешевле, продать подороже. Ему нужен быстрый эффект.

Психология земледельца: вспахал, посеял - жди. Очевидно, в вопросах воспитаниях нет продал-купил-на карман. Но как раз есть вспахал-посеял-жди. Поэтому ждать быстрых плодов не приходится, хотя реально хочется именно так. Поэтому в земледелии все меньше людей, но все больше уходят в торговлю. Хочется быстрого успеха и быстрых денег.

В ребенка надо заложить и ждать. Когда-нибудь оно прорастет, но когда неизвестно. Поэтому не надо удивляться, когда на каком-то этапе не видишь разницы между тем, который ходил в Воскресную школу и тем, который не ходил. Если бы из Воскресных школ выпархивали ангелы, это было бы очевидно. Разница может быть незаметной до некоторого времени, но поскольку любое действие рождает плоды, вложенный труд все равно принесет свои плоды, только трудно проследить, когда и как.

 

- Вы сказали, психология земледельца - "вспахал-посеял-жди". Посеял - это дал знания Закона Божьего, а что означает - вспахал?

 

- Что рыхлит и углубляет сердце? Культурный труд. Почему на уроке Закона Божьего можно посмотреть фильм Андрея Тарковского "Андрей Рублев" или пойти в театр послушать "Бориса Годунова"? Для чего это нужно? Послушал, что-то узнал, что-то понял. Душа разрыхляется усилиями не специфически богословского характера. Семя - это Слово Божие. Засеивается Словом Божиим, а рыхлится и углубляется чем угодно. Рыхлить душу могут и уроки труда, и спорт, все, что интересует человека и выводит его из ленивого потребителя услуг в труженика. Когда человек над чем-то думает, читает, интересуется. Когда ребенок откликается на Вашу попытку диалога. Например, Вы затронули тему обиды и прощения, а его недавно обидели, и он никак не может простить. Ребенок узнал на уроке Закона Божьего, что надо прощать. Но между тем, как он узнал об этом и тем, когда он научится прощать, может пройти вся жизнь. Узнать о том, что надо прощать и прощать - это разные вещи. Когда ребенок откликается на твои усилия, тогда рыхлится душа, и возникает возможность глубже бросить семя.

 

- Нет ли опасности, что дети, которые окончили Воскресную школу, станут в обществе "белыми воронами"?

 

- Думаю, что нет. Если попытаться назвать основные свойства нашего мира: он циничен, тороплив, неглубок, взвинчен и жестоковат. Это все пропитывает всех нас: и детей, и взрослых, поэтому они не будут "белыми воронами".

Опасаться надо другого: того, что они не смогут применить знания, полученные в Воскресной школе. То есть, вся жизнь, которую они будут видеть вокруг, будет разительным противоречием тому, что им сказали: о том, что Бог есть любовь, что надо жить так-то и так-то. Все это будет находиться в некотором противоречии. У них возникнут все эти вопросы: как сочетать полученные хорошие знания со странной жизнью, которая движется не по этим законом. Это, на мой взгляд, будет самым главным вопросом. А жизнь все равно обманет человека, и ему придется вспоминать со слезами свое детство и просить у Бога прощения.

Конечно, хорошо научить ребенка молиться с детства, ему будет легче подниматься, в случае, если он упадет, легче удержаться на ногах, когда он поскользнется. Так или иначе, но мир будет действовать на него, и ребенок будет претерпевать разные колебания и шатания. Просто ему будет легче воззвать к Богу в неприятности или опасности, если он будет иметь такой навык с детства. Но главной сложностью будет, повторяю, сложить хорошие слова, услышанные на Законе Божием с не совсем хорошими делами или словами, которые он будет видеть вокруг.

Кроме того, такая современная беда: все дети смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, у них в глазах мельтешат машинки, гонки, стрелялки. Многие из них серьезно заштампованы. Они читали разные книжки и фильмы, например, динозавров, и их всех интересует их судьба, потому что антихристианские теория про миллиарды лет, которые развивалась Земля, подносятся очень ярко. Ученые легко жонглируют миллиардами лет, и дети отравлены этими вопросами о большом взрыве, динозаврах. Мир проповедует детям свое. Если мы  раз в неделю, в воскресение скажем им что-нибудь, то мир говорит им постоянно через телевизор, книжечку, аквапарк, где повсюду пластмассовые птеродактили. Раньше люди верили или не верили, а теперь им насыпали в сознание дополнительных знаний, и надо понимать, как все это сочетать.

 

- Вопрос телезрительницы из Тулы: Мой ребенок оканчивает начальную школу, и мы стоим перед выбором: идти в лицей или малокомплектную школу, которая находится около нашего монастыря в поселке под Тулой, где мы живем. Что бы Вы посоветовали?

 

- Информации, которую Вы предоставили, мало. Надо знать о дисциплине в этой школе, какие есть проблемы, нет ли укоренившихся греховных привычек в детском коллективе. Если там порядок, то чем меньше детей, тем легче их учить. Лучше дисциплина на уроке, возможен индивидуальный подход преподавателя. Ваша поселковая школа, расположенная близ монастыря, по музыкальности более приятна уху, чем какой-то лицей, где слышится гордое желание прыгнуть выше головы. Но я не знаю, вдруг там все курят с 1 по 11 класс или большая статистика правонарушений, тогда вопрос. Вдруг никто из монастыря туда не ходит, или наоборот монахи монастыря опекают ее? Надо узнать лучше и выбирать что-то поближе, попроще, получше, без фантазий.

 

- Часто можно услышать, что молодежь не ходит в церковь, потому что там скучно, неинтересно. Насколько, на Ваш взгляд, справедливо это высказывание?

 

- Справедливо для тех, кому скучно. На самом деле, мне трудно найти что-то, интереснее, чем церковь. Для меня она феерически интересна. Пребывание в церкви, жизнь в ней - это такое рискованное путешествие. Дух приключенчества в Церкви сильнее, чем где бы то ни было. На самом деле, не так весело пионеры путешествуют по прериям, как церковный человек совершает свои непростые внутренние путешествия. Как это раскрыть?

Когда я не ходил в церковь, она все равно не казалась мне скучной. Пытаюсь сейчас вспомнить, что я тогда думал о ней. Она мне казалась страшной, угрожала чем-то, каждый раз, когда я видел храм, он мне что-то говорил, но я не понимал, что именно. А я боялся идти в церковь, понимая, что это не просто так, и если идти, я должен делать там что-то серьезное, поэтому старался обходить ее десятой дорогой, и не думал, что там скучно, но что очень ответственно, сурово и серьезно. Это больше соответствует действительности, нежели скучно. Там может быть тяжело, может быть весело, может быть до утомительности трудно, может быть непонятно, но не скучно. Там есть все, кроме скуки.

Как это раскрыть молодежи? У нас масса феерически гениального духовенства: то бывший десантник, то физик-ядерщик, подводник-геолог, путешественник, байкер или хипстер, бас-гитарист, чемпион мира по самбо. Таких священников, из ряда вон выходящих, тысячи. В церкви самые интересные люди, там скучных людей раз-два и обчелся. А за пределами церкви по-другому, не скажу, что неинтересные, но нераскрытые, летящие мимо. Если человек гениален, то он как-то бестолково гениален. Чувствует, что может больше, но не дает, потому что не нашел себя.

За пределами церкви больше грусти, убийственной, испепеляющей тоски. За пределами храма, на самом деле, начинается пустыня в духовном смысле слова. Храм - это еще оазис, два шага вправо, два шага влево - некая лесостепь, а дальше пошла сплошная пустыня, все потрескалось, все сухое. Иными словами, людей убивает бессмысленность жизни и отсутствие перспектив. Они догадываются, что жить, вроде, незачем. Если человек не нашел Бога, он пытается чем-то отвлечься, но получается плохо, и он на всех зол, убит долговременным унынием или как-то глупо весел. Это как, когда хлеб, но  невкусный; солнце светит, но не греет; все улыбаются, но улыбки резиновые. В миру этого больше, в церкви иногда есть, но очень мало. В ней так много другого, что этого просто не замечаешь.

Когда что-то видишь или слышишь, прикасаешься к иной реальности. Придите на Пасху, когда все грянут "Христос Воскресе", и все плачут и обнимаются. Значит, что-то есть такое! В Церкви много радости, но поскольку нельзя есть только сладкое, есть и печали. Но и печали настоящие: печаль о том, что мы не святые. Можно печалиться, что я не поехал этим летом в Египет, а можно печалиться печалью, что я не святой. Как говорил Достоевский, каждый из нас мог светить, как Единый Безгрешный, но не светил, и потому всяк за всех виноват. В Церкви все глубоко и по-настоящему, и там всегда есть люди, для которых все это очень серьезно. Есть разные, но вдруг находишь человека, которому все это очень глубоко и серьезно - и ты просто зависаешь над бездной.

 

- Вопрос телезрительницы из Геленджика: Скажите, пожалуйста, о нищете духовной. Как достичь смирения, чтобы никого не осуждать и достойно причащаться Святых Христовых Таин?

 

- Попробую сказать, как я понимаю. Смиряться нужно от добра. Обычно мы считаем так: нагрешил - теперь смиряйся, а опыт смирения никак не связан с грехом. Мы говорим обычно: ты грешник - вот и смиряйся. А обычно так получается, что грешники больше всего и гордятся. Чем человек чище и богаче на добро, тем он получается смиреннее. Во Христе нет ни одного греха, и Христос смиренный. Он смирен от святости и от величия прост. Приобретать смирение нужно не когда грешишь и каешься, грешишь, созерцаешь себя осквернившимся и плачешь от того, что ты скверный. Это тоже путь, но не самый главный, как мне кажется. Гораздо лучше направлять все свои усилия на добро, и добро имеет свойство смирять человека. Чем больше ты делаешь доброго, тем лучше чувствуешь, что добро твое слабо, ограниченно и несовершенно. Все больше замечаешь то, что заметил великий Гоголь, который сказал: печаль не в том, что в мире много грехов, печаль в том, что в добре нет добра, что наше добро состоит не из одного лишь добра. Вот, что лучше всего смиряет человека: добро наше нецельное, несовершенное, половинчатое, вялое, подгнившее. Ужас не только в том, что я грешу, но в том, что у меня добро ненастоящее.

Мне кажется, надо стараться творить, как можно больше Христова во имя ближнего, но по мере этого творения внутреннее око будет очищаться, и ты будешь видеть, что добро мое стоит дешево. Это будет пригибать человека к земле гораздо больше, чем память о своих беззакониях, по крайней мере, в равной степени.

И, конечно, все, что у тебя есть, приписывай к Господу. Потому что если кто и сделал что-то великое, то именно потому, что не приписал себе. Кто припишет себе, тот все потеряет. Это и есть духовная нищета: нет у меня ничего на самом деле, я всего прошу, протягиваю руки и всего прошу, потому что ничего своего у меня нет, а все у Него, и я весь у Него. Такие вещи рождаются в душе, когда думаешь об этом.

Что касается причащения Святых Христовых Таин, принимайте их со страхом, верою, и греки добавляют: любовью. С любовью приступайте ко Христу и поминайте двух людей, которых мы постоянно поминаем, когда причащаемся: разбойника и Иуду. Мы говорим: " Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник, исповедую Тя: Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". Иудой быть нельзя, целовать коварными устами, с предательством Христа нельзя, а разбойником быть надо: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". Причащайтесь, причащение спасет Вас везде и всегда, оно сильное и всесильное. Причащайтесь с любовью, все остальное приложится. Не дочитали чего-то, не успели - не смущайтесь, причащайтесь - со страхом Божиим, и верою, и любовью. Хочется причаститься, горит душа, хочется принять бессмертную пищу, идите, даже если Вы недавно причащались. Просите батюшку: так хочу причаститься, благословите, хочу вкусить Хлеб Небесный и видеть, яко благ Господь. Думаю, никто не запретит и не отгонит вас. Причащайтесь - и причащение будет менять Вас. Христос через наши открытые уста, как через дверь, сходит, как в мрачный ад в наше сердце, и там в нашем сердце постепенно наводит порядок.

Ведь Христос наводит порядок по-разному. Например, когда Он пришел в Иерусалимский храм, а там продавали и звенели монетами, Он скрутил бич, попереворачивал столы и всех повыгонял. То есть, был шум, гам, и все убегали. Бывает: причастишься, а у тебя из глубины сердца поднимается какая-то грязь, раздражения, искушения. Думаешь, почему нет мира? Потому что Христос пришел в вертеп твоего сердца и повыгонял всех разбойников: вот и поднялась вся муть, но сейчас она осядет, и будет тишина и порядок. Потому что Он наводит порядок: гонит из твоего сердца всех лишних, а потом дает мир, исцеляет. Конечно, надо стараться никого осуждать. Это трудно, но это возможно. Надо стараться настолько углубиться в себя и свои беззакония, что, действительно, никого не будешь замечать. Можно достичь и другого: чтобы так очистилось око человеческое, чтобы он смотрел на всякую душу с любовью и видел всех, лучшими себя. Даже не столько созерцал грехи внутри себя, а смотрел радостным взглядом: что все лучше. Это ведь радостно. Плохо жить, когда все хуже тебя - это бесовское состояние. И очень хорошо, когда смотришь на человека и думаешь, какой же он хороший, он точно спасется. И этот, какой хороший, и он спасется. И тебе радостно, и совсем не завидно. Этого тоже можно достичь. Так что достигайте, ревнуйте дарований больших, как говорит апостол Павел. Достигайте любви, с любовью причащайтесь, никого не осуждайте и смотрите на всех светлым оком.

 

- Вопрос телезрителя из Белгородской области: У меня сомнения, что знание Закона Божьего повысит духовность человека. Те, кто распинали Христа, знали Писание наизусть. До революции во всех школах преподавался Закон Божий, но это не помешало им сбрасывать кресты с храмов. Сатана тоже все знает наизусть и остается сатаной. Может быть, главное в том, чтобы слова не расходились с делами.

 

- Самодовлеющий вопрос, в котором содержится ответ. Скорее, это реплика, и я не буду спорить, ведь мы об этом и говорили. Если Вы внимательно слушали, то мы не противоречили Вашей позиции, но говорили, что теоретические знания при сухом сердце ничего не дают, и сатану поминали, который много знает, и фарисеев. Я согласен с Вами, но если от мысли от бесплодности сухого знания, то есть не подкрепленного делами, вдруг родим идею, что учиться совсем не надо, мы совершим ложный вывод от хорошей посылки. Посылка правильная: просто знания не спасают, нужны знания и жизнь. Нужна благодатная жизнь и знания. Если мы говорим, что если нет благодатной жизни, то не нужны и знания, мы делаем вывод, что не нужно ничего совсем. Это будет ошибка, потому что учиться надо.

Мы не знаем, кого, как и где уколет в сердце шип Божественной любви. Кого-то он уколет именно на Законе Божием. Будет сидеть десять «галчат» и повторять слова из книжки, и всем будет неинтересно, а чьего-то сердца вдруг коснется " Блаженни кротцыи, яко тии наследят землю" или "Блаженны милостивии, яко тии помилованы будут". Мы знаем про Антония Великого, про Симеона Столпника, других святых, как на них вдруг находило озарение в церкви. Они в сотый раз слышали то же, что и раньше. В сотый раз дьякон прочитал: Раздай все и следуй за Мной, взяв крест. И Антоний, слышавший это в сотый раз, вдруг услышал впервые. И он вышел из церкви, раздал все и пошел за Господом. На какой-то сотый раз приходило откровение Божие, и они вдруг понимали, что они слышат. Мы наблюдаем такие же вещи на наших уроках, занятиях, проповедях. Кажется, говоришь, как горох об стену, сеешь на асфальте, и вдруг какое-то из этих зерен попадает на нормальную почву, вырастает и приносит плод в 30, 60 или 100 раз. Поэтому учить надо. Откуда мы знали про фарисеев, лицемерие, бесплодное знание, которое не спасает, если бы мы не читали книг, не учились. Откуда мы могли бы оценить себя в своем лицемерии, если бы не знание. Знание необходимо. Там, где нет знания, нет никаких добродетелей. Там, где знание есть, появляется возможность добродетели. Поэтому Вы сказали правильно, но главное не сделать лишнего и ошибочного шага в сторону от знаний. Великое знание со временем приносит великие плоды. Полузнание – оно хамское, как говорил Достоевский: "хамское довольство полузнания". Но великое знание смиряет. Великие ученые часто очень смиренны. Люди с большим знанием, бывает, смиряются до зела, а люди с малым знанием горды, как надутые пузыри. Поэтому знания нужны, большие знания смиряют. Раньше больше всего смирялись облитые потом хлеборобы, сегодня самым смиренным может быть преподаватель Консерватории или старенький профессор, знаток античной литературы. Сегодня люди смиряются от большого знания, но и, конечно, от большой беды, от большой добродетели. Так что учиться надо и учиться надо много, до слипания глаз, до изнеможения над книжкой. Согласно еврейским законам, человек, посвящающий себя книжному знанию, работает больше, нежели человек, разгружающий вагоны с песком или кирпичами. То есть, знание дается тяжелее, чем разгрузка тяжестей. Грузчик не так тяжело работает, как человек, отдающий себя умственному труду.

 

- Дозвонившаяся телезрительница упоминала о книге, которую Вы написали. Не могли бы Вы подробнее рассказать о ней, думаю, это было бы интересно многим нашим телезрителям.

 

- У меня есть несколько книжек, которые, видимо, знают люди. Это разные книжки, например, книжечка "Тебе и мне Бог письмо написал" про Ветхий Завет. Есть книжечка про Новый Завет. Есть книжка "Страна чудес и прочие рассказы" - это попытка художественной прозы. Самая первая была "Небо становится ближе", изданная в Даниловском монастыре.

 

- Спасибо, отец Андрей, за беседу. Время нашей передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

 

- Имя Господне да будет с вами, на вас и в вас. Аминь.

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать