Беседы с батюшкой. Образ современного воспитанника Московской духовной академии

6 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма св. вмц. Татьяны при МГУ иерей Андрей Филонов.

– Вы у нас впервые, поздравляем Вас с почином в Вашей представительской работе как участника телевизионной программы. Тема сегодня звучит так: «Образ современного воспитанника Московской духовной академии (или московских духовных школ)».

– Да, тема очень интересная и лично мне очень близкая, поскольку я сам являюсь выпускником Московской духовной академии.

– Не только Вам близка, но и мне…

– Да, Вы же тоже являетесь выпускником Московской духовной академии. Нам с Вами история академии и ее современное положение очень интересны, вызывают массу приятных впечатлений, воспоминаний о нашей студенческой жизни.

– Да, я забыл отметить, что отец Андрей является еще и аспирантом Московской духовной академии. То есть в данный момент он тоже воспитанник академии.

Я думаю, с чего начать как раз тот самый образ. Как он формируется, что это такое? Наверное, в разные времена он по-разному выглядит.

– Безусловно, образ воспитанника школы всегда зависит от самой школы и от тех традиций, которые в ней есть. Прежде чем приступить к раскрытию образа студента, причем именно в моем восприятии, хотелось бы несколько слов сказать об истории МДА.

Московская духовная академия, которая раньше называлась Славяно-греко-латинская академия, была учреждена в конце ХVII века по приказу царя. Она являлась первым в России высшим учебным заведением и готовила в первую очередь людей для государственной службы. Но также и для служения Церкви, в первую очередь это подготовка архипастырей Русской Православной Церкви.

Как мы знаем, в настоящее время Московская духовная академия находится в городе Сергиев Посад, в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Это произошло в начале XIX века, после того как старое здание Заиконоспасского монастыря, где располагалась Славяно-греко-латинская академия, было повреждено и пострадало в результате пожара Москвы при отступлении войск Наполеона.

– В 1812 году, Отечественная война.

– Да, верно. Тогда встал вопрос, куда перевести Московскую духовную академию и как отделить вуз, готовящий специалистов для государственной службы, потому что чиновничий аппарат уже очень разросся к тому времени. Еще в 1742 году в Троице-Сергиевой лавре была открыта Троицкая духовная семинария. Уровень подготовки там был очень высокий. Поэтому когда актуализировался вопрос о переносе академии из стен Заиконоспасского монастыря, который находится напротив Кремля, то выбор пал именно на Свято-Троицкую Сергиеву лавру, чтобы на базе Троицкой семинарии учредить академию. С тех пор более двух столетий Московская духовная академия находится в стенах лавры.

Наверное, стоит пару слов сказать о самых известных выпускниках Славяно-греко-латинской академии. Это известный архитектор Баженов, путешественник и исследователь Севера Крашенинников и самый известный выпускник – Михаил Васильевич Ломоносов, основатель Московского государственного университета.

Теперь хотелось бы сказать о сегодняшнем дне Московских духовных школ, как строится вообще студенческая жизнь, из чего она состоит, как студент живет в стенах московских духовных школ.

Тем более часто прихожане, наши телезрители, общаясь со священниками, которые приходят на приход, видят уже «готовый продукт», грубо говоря. То есть человек уже прошел свой путь становления, и вот он уже на приходе в Церкви окормляет свою паству.

– Верно.

– А до этого идет промежуток подготовки, для кого-то легкий, для кого-то сложный. Думаю, Вы лучше меня расскажете об этом.

– Ну, у Вас тоже есть свой опыт прохождения московских духовных школ…

– Но я не священник.

– Я в целом хотел бы рассказать, из чего строится сегодня студенческая жизнь в МДА. Конечно, первое место занимает учеба, поскольку все-таки это учебное заведение в первую очередь. Поэтому основное время студента уходит именно на учебу, занятия в классах, лекции, самоподготовку. На подготовку курсовых работ (в наше время они назывались семестровые сочинения), потому что академия получила аккредитацию по программе бакалавриата, теперь все как в обычном вузе.

– Как в светских вузах?

– Да. На младших курсах, помимо занятий с 9.00 утра до 14.00 часов дня, когда наступает обед, проходят занятия в классах. После этого с первого курса по второй у студентов есть время на самоподготовку. Они обязаны присутствовать в аудитории и выполнять те задания, которые получили на уроках. Студенты старших курсов освобождены от этого. По логике администрации, почему у старшеклассников есть некоторая свобода?  Потому что к этому времени студент уже научается неплохо управляться со своим временем. Он вполне хорошо начинает себя контролировать.

– Уже какой-то опыт есть, накапливается.

– Да, то есть уже примерно представляешь, сколько времени у тебя уходит на то или иное задание, подготовку к тому или иному предмету. Более того, с переходом в старшие классы у студентов появляются дополнительные заботы: кто-то женится, кто-то еще что-то находит для себя, какую-то реализацию. Поэтому ограничивать их так жестко во времени администрация не находит необходимым.

Второе место, поскольку это все-таки духовное учебное заведение, конечно, занимает богослужение и богослужебные послушания. Каждый студент, который поступает в Московскую духовную академию, после поступления при назначении послушаний проходит конкурс, что ли, прослушивание. Собираются регенты всех академических хоров и набирают себе новое пополнение. Те, кто не вошел в хоры…

– …идут на другие послушания.

– Да, на различные другие послушания. Это может быть пономарство, алтарничанье, собственно помощь в алтаре; работа в лавке академии или семинарии. Также еще есть послушание в ЦАКе – это церковно-археологический кабинет при Московской духовной академии. По сути дела, церковный музей.

– Куда, в принципе, каждый желающий может попасть.

– Да, он открыт, и паломники или просто туристы, приезжающие в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, могут посетить Московскую духовную академию, церковно-археологический кабинет (это первое место, которое абсолютно открыто) свободно. Единственно, по согласованию времени эти группы туда пускают, для них проводятся экскурсии, показываются экспозиции и так далее.

Кроме этого, для тех, кто совсем не получил богослужебного послушания, есть рабочие группы, где люди занимаются ручным трудом. Или ремонтируют замки, или еще что-нибудь.

– То есть, по сути, это хозяйственная деятельность.

– Да-да. Я так понимаю, смысл этого в том, что труд сам по себе в христианском осмыслении облагораживает человека. Если человек имеет талант петь, то ему предлагается пение. Если еще что-то, – человек получает соответствующее послушание. В принципе, оно с ним до конца его обучения. В некоторых случаях оно меняется, если цель, ради которой организовывали то или иное послушание, перестает быть актуальной.

– Зачем в семинарии необходим такой график? Когда мы учились сами, задавали эти вопросы. В светских вузах люди приходят на лекции, уходят, а здесь мы даже называем студентов не просто «учащиеся», а воспитанники. Почему именно этот процесс так важен в духовных школах: послушание, проживание там, выполнение какой-то работы, порой такой, которую не хочешь или не всегда умеешь.

– В настоящее время Московская духовная академия – это общее название трех степеней обучения: бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Воспитанниками все-таки в первую очередь называются учащиеся бакалавриата, потому что основная цель, по положению МДА, – подготовка пастырей Русской Православной Церкви. Не обучение, а подготовка. А для того чтобы развить какие-то качества души, необходимо не только учиться. Труд облагораживает, привыкаешь к послушанию, ведь если речь идет о подготовке пастырей, такое явление, как послушание, является чуть ли не краеугольным камнем в жизни священнослужителей или церковнослужителей.

Кстати, насколько я замечал, воспитательная система Московской духовной академии весьма хороша. Когда наши выпускники попадают на приходы, в разные епархии и города, очень редко с ними случаются какие-то неприятные истории (по их вине). То есть они весьма хорошо усваивают это воспитание, которое им предлагается в семинарии.

Дальше идет магистратура. Там акцент уже сдвигается на учебу в большей мере, потому что подготовка магистерской диссертации – это уже не бакалаврская программа.

– Уже научная деятельность все-таки.

– Да. И, по положению московских духовных школ, это подготовка преподавателей; магистратура готовит преподавателей для учебных заведений Русской Православной Церкви. То есть выпускники магистратуры могут потом преподавать (и, как правило, преподают) в региональных семинариях те или иные предметы. Кстати, что любопытно, часто эти предметы не являются их профильными.

– Как говорится, это послушание.

– Послушание, именно так.

– Что скажут, то и делаешь.

– А аспирантура готовит уже церковных ученых. Там уже даже лекций очень мало как таковых, буквально два-три предмета в семестр, это один-два учебных дня в неделю. Все остальное – научная деятельность.

Почему воспитанники и почему именно ступень бакалавриата? Потому что именно там стоит цель воспитания, поэтому и название такое – воспитанник; и цель именно такая.

В наше время, когда мы учились, вся жизнь студента была расписана и подчинена календарному плану. Каждый день, каждый месяц расписаны с самого начала года буквально по часам. Порой попадаешь в какую-то ленту Мебиуса: день за днем проходят, и даже не замечаешь, как прошел месяц, а ты еще из лавры ни разу не вышел. Эта жизнь настолько насыщенная... Ведь наше учебное заведение закрытого типа. Конечно, мы имеем возможность выходить в город, по особому благословению проректора уезжать в Москву, если нужно (по учебной деятельности или еще по каким-то вопросам). Но живем мы постоянно в стенах школы. Благодаря тому что школа располагается, наверное, в самом значимом монастыре России – в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, это и общение с насельниками лавры, постоянное участие в лаврских богослужениях, визиты лаврской братии в академию, встречи со студентами, беседы… В конце концов, исповедь студентов у насельников лавры. Она строится исключительно на добровольных началах, но многие студенты как раз используют эту благодатную возможность и ходят в лавру исповедоваться, духовно окормляться. Я думаю, что единый духовный мир лавры и формирует воспитанника Московской духовной академии.

Предлагаю от учебной деятельности и распорядка перейти…

– …да, бытовая часть не всем может быть интересна. Кстати, хотел добавить по поводу пребывания академии в лавре: ведь из жития преподобного Сергия мы знаем, как он вышел из кельи и видел много птиц…

– Да, это наш традиционный образ  для всей лавры.

– Как птенцы кельи преподобного Сергия…

– Да.

– Красивый образ. На самом деле очень интересна и другая часть жизни, не только духовная, но и духовно-просветительская деятельность, которую проводят студенты семинарии… Даже когда приходит группа в ЦАК, люди же не всегда из церковной среды. В этот момент происходит миссионерское служение и так далее. Вы были заместителем председателя студенческого совета в бытность студентом, активно участвовали в различных мероприятиях. Расскажите о них подробнее.

– Дело в том, что та жизнь студента, о которой мы говорили выше, вся регламентирована администрацией школы. В то же время студенту оставляется свободное время, которое каждый студент волен реализовывать по-своему. Чем старше курс, тем больше возрастает доверие администрации академии к каждому человеку, к каждому курсу, скажем так, и тем больше предоставляется свободного времени. Кто-то тратит его на учебу, кто-то на развитие своих талантов, на которые на младших курсах у него не хватало времени. Допустим, знаю, что многие семинаристы начинают на любительском уровне осваивать иконографию; она не входит в программу обучения семинаристов, для этого есть отдельная иконописная школа в лавре. Кто-то музыке отдает предпочтение, кто-то миссионерскому служению. В этом смысле в академии достаточно большая свобода.

Но из культурных мероприятий, по сути, можно вспомнить только Филаретовский вечер. Этот традиционный вечер проходит раз в году в выпускной регентской школы. Собирает он, как правило, почти полный зал академии, это почти тысяча посадочных мест. Конечно, это демонстрация определенной школы, традиции, уровня подготовки наших учащихся, в первую очередь учащихся регентской школы. И семинаристов в какой-то мере тоже.

Менее формальные мероприятия не приходят в голову, потому что…

– …как же, а рождественская елка?

– Я как раз склонен отнести рождественскую елку к инициативе со стороны студентов. В бытность мою участником студенческого совета и во встречах с владыкой ректором, которые были по долгу этой службы, я так понял мысль владыки ректора: если вы хотите иметь какую-то занятость, какие-то культурные проекты или еще какого-то рода проекты, можете это делать, то есть мы не препятствуем; если они не выходят за границы допустимого вообще в духовных школах (как правило, таких инициатив-то и нет, все понимают, где они учатся и что делают), вы спокойно можете это реализовывать – и мы всячески окажем посильное содействие. Такова позиция владыки ректора, насколько я ее всегда понимал. В принципе, это хорошая позиция. Мне кажется, это именно некий кредит доверия непосредственно самим студентам.

– Тем более можно подумать: какое-то суровое учебное заведение… А тут задается некая толика свободы. Но все равно это контролируется, эта деятельность сверху наблюдается…

– Она скорее не наблюдается, а наставляется. Потому что ту картину, которую Вы сейчас представили, можно понять превратно: мол, это режимное учреждение, где тотальный контроль за всем.

– Мы хотим объяснить как раз, что это не так.

– Это не так. Учеба, участие студентов в богослужениях, послушаниях – это регламентировано, и отсутствие на них – нарушение дисциплины, которое влечет за собой какой-то дисциплинарный выговор для студента. Как правило, мера взыскания – это трудотерапия. Но опять же она спасительна, если правильно к ней отнестись духовно. Это мне всегда нравилось в академии: можно, если что-то нарушил и чувствуешь, что тебя заметили, просто пойти к дежурному помощнику и сказать: так и так, извините…

– …готов потрудиться.

– Да, согрешил и готов искупить. Тебя отправят мешки с картошкой перегрузить, и на этом все закончится. То есть это определенный и тоже интересный характер взаимоотношений между администрацией и студентами.

А если говорить о культурных мероприятиях, инициированных снизу, как раз это Вами упомянутые «Рождественские сказки»… Всем известно, что когда появляется какой-то деятель, появляется какой-то проект, рождается движение. Когда деятеля нет, соответственно, и проекта нет. Поэтому с появления одного студента, который является большим ценителем театра и сценического искусства, но не лицедействующего, а скорее приносящего радость (что-то типа бродячих музыкантов или актеров, цель которых – подарить людям радость), родились «Рождественские сказки» – из этого внутреннего желания одного человека поделиться какой-то радостью. Сначала рождественской радостью, потом пасхальной. А поскольку студентов достаточно много (в семинарии ребят, в регентской и иконописной школах – девчат), то всегда можно найти единомышленников, сколотить какую-то команду и вместе реализовывать тот или иной проект, если администрация благословила.

Так появились «Рождественские сказки». Традиционно каждый год на Рождество, по возможности и на Пасху, тоже силами студенческой театральной студии «Калейдоскоп» готовились и готовятся до сих пор рождественские и пасхальные представления для детей. Причем если первоначально (первые два года) они были очень любительского уровня и гостями этих «Сказок» были дети в первую очередь преподавателей, сотрудников академии, кого-то из студентов, то буквально за четыре года это превратилось практически в городское мероприятие. Приходят дети со всего Сергиева Посада, потому что, как я понимаю (по крайней мере, в то время, пока мы этим всем занимались), сам город на Рождество никакой елки не делал; не отмечал Сергиев Посад Рождество. А все-таки верующих людей достаточно много, и вообще дети любят праздник, поэтому они готовы прийти на любой детский праздник.

Были годы, когда елки ставились четыре раза подряд, несколько дней: так много было желающих прийти на этот спектакль, причем вместимость зала практически тысяча человек. То есть четыре-пять тысяч человек приходили на эти «Сказки», это очень масштабное мероприятие. Оно со временем стало традицией, и самой администрации стала очень нравиться эта традиция – и привлечение внимания к московской духовной школе, и ее светлый образ среди жителей города и гостей. Не говоря о том, что это просто праздник для детей, потому что в фойе актового зала регулярно организовывались какие-то конкурсы, викторины, в которых не то что дети – часто и студенты участвовали.

– Я помню, как-то один раз и до семинарии поучаствовал. Еще давно-давно, когда это зарождалось. Участвовал тоже в этих конкурсах, что-то выиграл; мне очень нравилось, хотя я уже был достаточно взрослый.

– Да, да. Это что касается театра...

– А театр все-таки живет. Мы сказали, что это благодаря одному студенту. Не случайно, мне кажется, это было сказано.

– Да, в какой-то мере не случайно, потому что он сумел зажечь людей; он уже выпустился, а дело живет. Этот порыв – не сиюсекундный, а душевный, стабильный. Это желание поделиться радостью, каким-то светом вообще характерно для московской духовной школы и находит разные формы реализации. Помимо театра еще можно упомянуть деятельность студенческого хора. Понятно, что в академии есть академические хоры, которые поют на богослужениях и выступают на различных концертах, их приглашают в разные концертные залы. Они ездят в разные города. Тот же братский хор очень известен, его возглавлял отец Матфей (Мормыль). Но помимо этого есть еще маленькие хоры. Есть у миссионерского отдела свой хор. Правда, не уверен, что он до сих пор существует, но, по крайней мере, в мою бытность был.

– Да, вроде как существует. По крайней мере, я встречал некоторое время назад видеозапись их выступлений; и в местном ДК они готовили песни, учили колядки… Постоянно что-то делается.

– Слава Богу, я очень рад! Потому что это тоже очень доброе дело. Я был ведь помощником председателя именно по организации культурных проектов, культурного досуга, культурной жизни в академии не просто так. Это вытекало из моего убеждения, что посредством культуры, каких-то творческих проектов, в которые их участники вкладывают душу (ведь творчество – это всегда участие души; учеба может быть исключительно от разума, а творчество – всегда вкладывание души), посредством этого способа общения между людьми порой можно донести намного больше, чем посредством слов или какой-то речи, даже проповеди. То есть там от сердца к сердцу говорит человек.

Допустим, я люблю итальянскую музыку 60–70-х годов, Тото Кутуньо… Джо Дассену, кстати, Тото Кутуньо писал тексты в основном. Французу итальянец писал, потому что по атмосфере их чувствуешь. Не понимаешь слов (я не знаю итальянского языка), но сердцем чувствуешь, что это радость какая-то, действительно восхищение жизнью. Здесь точно так же. Часто аудитория не готова услышать проповедь о Христе. Если она была бы как-то обставлена в виде перформанса, – наверное, да, но опять это в творчество превращается. А вот просто батюшка начнет что-то рассказывать… Аудитория совершенно к этому не готова (допустим, пришла в кафе чай попить, перекусить, пообедать). Тут батюшка встал и начал что-то рассказывать… Наверняка найдется кто-то, кому будет интересно, но в целом аудитория пришла не за этим.

Допустим, в московском метро часто выступают музыканты, причем учащиеся консерватории, Гнесинки, профессионалы. Люди бегут по своим делам (как правило, это вечером, когда люди бегут не на работу, а с работы, домой) – и это творчество их останавливает. Они тратят десять, пятнадцать минут, полчаса на то, чтобы окунуться в эту атмосферу творчества и услышать какой-то месседж, который хотят донести артисты. Точно так же и здесь.

Еще один проект, который мы организовывали, это студенческие вечера. На них мы приглашали учащихся различных московских вузов – и МИФИ, и МФТИ, и Бауманки даже, МГУ, конечно, Первого медицинского. Кто-то из них был православным человеком, кто-то – немножко сочувствующим, кто-то вообще далеким.

Просто их пригласили на какое-то культурное мероприятие, почему нет? Место необычное – МДА, и не в Москве, а в Посад надо ехать. Вечера были достаточно масштабными, около сотни студентов мы могли встречать одновременно. Программа была, конечно. Экскурсия по лавре. В ходе экскурсии по лавре была, наверное, проповедь посредством рассказа истории из жития преподобного Сергия. Это тоже проповедь. Потом обед и это культурное мероприятие в академии. Все участники были как минимум удивлены. Во-первых, некоторые вообще впервые услышали, что есть духовные школы, что на батюшек где-то учат. Они увидели атмосферу, совершенно диссонировавшую с тем образом Церкви, который нередко можно встретить в СМИ, особенно в Интернете. Вторая еще моя мысль, которая реализовывалась в ходе таких проектов, – порой молодому человеку или девушке сложно поговорить с батюшкой, со священником в черном, с бородой, с крестом.

– Который гораздо старше…

– По-разному может быть, но в любом случае ряса – это барьер, и очень сильный.

– Вы хотите сказать, что в данный момент действительно это барьер?

– Для того чтобы просто заговорить человеку, не относящемуся к Церкви, – да. Как правило, если идешь по улице в облачении в нашем городе, в Москве, то встречаешь стабильную пару реакций. Первая – какое-то осуждение, вопли в стиле «религия – опиум для народа». Вторая – наоборот, одобрительная: ничего себе, у нас батюшки в метро ездят или в троллейбусе. Помню, конкретно со мной была ситуация. Как-то стою на остановке, достаточно резко останавливается маршрутное такси (то есть не планировалось делать остановку, просто водитель увидел…), водитель опускает стекло и говорит: «Батюшка, садись, подвезу!» (С акцентом.) Я посмотрел на маршрут – не туда, куда мне нужно. Говорю: «Спасибо, уважаемый, мне туда не нужно!» – «А куда нужно? Садись, все равно подвезу!» – «Как же ты подвезешь, у тебя же там народ?» – «Садись!» – «Нет, дорогой, вези своих пассажиров туда, куда им нужно ехать».

– Уважение к священнику…

– Да, причем это чаще можно встретить, кстати, от людей нерусской национальности (по крайней мере, на моем личном опыте городских случайных встреч). И более того, даже нехристиан. То есть даже мусульмане часто уважительнее относятся, чем наши сограждане.

– Приведу тоже пример, когда одному моему знакомому священнику мусульмане вокруг храма положили плитку. Они пришли и сказали, что у них в мечети самая лучшая, самая красивая. А храм находился в очень богатом коттеджном поселке. И вот эти дачники, из Москвы приезжавшие на выходные, проходили мимо храма. Они сказали: батюшка, Вы купите материал, а мы сами все сделаем. И вот они вокруг храма выложили плитку, потому что им было стыдно… Неважно, что другая религия, другой Бог, но пусть это будет примером для всех нас.

– Я думаю, что просто это, в принципе, люди с религиозным мировоззрением и с нерелигиозным. Все-таки у нас в стране, слава Богу, достаточно уважительное сосуществование православного христианства и ислама. На уровне именно бытовых ситуаций. Мое такое впечатление. Но ладно, мы отвлеклись от темы…

– Да... Но ведь не только в семинарии осуществлялась деятельность...

– Безусловно. Как раз когда было желание поделиться какой-то радостью, на этом вдохновении родился студенческий хор, который мы организовали; владыка ректор благословил. У нас не было какой-то конкретной задачи, плана, аудитории. Просто: вот Рождество, вот святки идут, радостно, тем более лавра – это такой православный городок, хоть и небольшой, и ты ходишь от храма к храму, от кельи к келье, с колядками…

– Кстати, уходит почему-то эта традиция.

– Да, Вам кажется?

– Я, к сожалению, замечаю, что не все понимают… Ведь это элемент фольклора, причем украинского.

– Ну да.

– Приходишь в дом, а люди не понимают, что вообще вы делаете. А с другой стороны, это всего лишь радость, как Вы говорите: мы делимся радостью и восхваляем родившегося Христа. Вроде мелочь такая, а люди все равно не понимают... Надо работать, как говорится.

– Надо славить Христа, а там – услышат или не услышат… На самом деле несколько раз был такой опыт. В условиях Москвы, многоэтажек, сначала колядки вызывают у людей большое удивление; но песня, еще и духовная, которая на духовном уровне действует, открывала сердца людям. Люди очень радовались, что они прикоснулись к этому. Если говорить о каком-то формате миссии, думаю, что это вполне можно использовать. Но только чтобы императив был не миссию сделать, а поделиться радостью. Это всегда чувствуется человеком.

– Искренность чтобы была.

– Да, если у тебя есть желание не навязать свое мировоззрение, а поделиться своей радостью. Ведь христианство, по сути, об этом – благовестие о Христе воскресшем (как Мария Магдалина к императору приходила; она об этом ему говорила). Как раз в контексте всех этих размышлений, ощущений и так далее родился студенческий хор. Ребята, девушки, которые в нем участвовали, ходили и в детские интернаты, и в дома для пожилых людей.

Помню, однажды мы пришли в Сергиево-Посадский дом престарелых . Я как организатор, координатор этого мероприятия спрашиваю у медперсонала, можем ли мы как-то собрать всех жильцов этого дома в каком-то одном зале, чтобы они послушали. А нам на это сказали, что многие не ходят. И ребята сказали: ничего, тогда мы сами пойдем по всем палатам. И что интересно, возникла мысль помимо церковных песнопений, колядок попеть этим людям песни их молодости. И вы знаете, буквально в каждой палате были слезы, взгляды, уносящиеся далеко-далеко, во времена юности и любви… Был один дедушка, который как-то передвигался, был достаточно бодрый: он ходил по всем палатам и слушал это пение.

Кстати, Сергей, Вы же тоже, когда были студентом Московской духовной академии, принимали участие в таких походах радости, будучи певцом?

– Я помню некоторые походы, о чем Вы сейчас рассказывали. Большая радость. Наверное, когда тяжело в жизни, надо сходить туда. И по-другому как-то ощущаешь себя потом. Хотя вроде мы совсем еще юные ребята были…

– Помните, как мы в электричках пели?

– Помню.

– Причем пели просто: занимаешь три купе в электричке – и поешь. Начинается песня, а вагон слушает.

– Люди спрашивают, откуда мы. Мы говорим: семинаристы, будущие батюшки.

– А помните женщину из Узбекистана?..

– Не помню…

– Когда пели разные песни, в том числе народные, советских времен 50–60-х годов, она сперва слушала с замиранием, а потом со слезами на глазах сказала: «Знаете, я думала, такой молодежи уже нет, какими мы были. Я приеду в Узбекистан, обязательно расскажу, что в Москве есть такие люди». Помните, как это было отрадно слышать?

– Да, это очень приятно, потому что часто мы слышим негатив в отношении нашего молодежного движения. Вообще любого движения. Это как-то удручает. Или вот очередь за айфоном каким-то… разные явления есть.

– Да. Сергей, могу я к Вам с неожиданной просьбой обратиться? Мне бы хотелось немножко окунуться (и предложить нашим телезрителям окунуться) в атмосферу тех походов, в которые мы когда-то ходили и дарили людям радость посредством наших талантов, пения, и спеть хотя бы фрагмент из той песни, которую Вы пели тогда, в доме престарелых.

– Отец Андрей, это не совсем формат нашей передачи…

– А я думаю, нашим зрителям будет приятно это услышать. Мы же говорим о творчестве, о том, как делимся радостью посредством творчества.

– Хорошо, я попробую, но не судите строго.

– Нет, не будем судить вообще, будем радоваться.

– Огромное спасибо таким людям, как Вы, потому что во многом заставляете думать. Я считаю, мы часто не думаем о том, что сейчас происходит в жизни, в мире вокруг нас, мы просто живем, существуем, а задумываться о чем-то не хватает умения.

– Или времени.

– Время, наверное, можно найти всегда.

– Внутреннего времени…

– Возможно, какого-то спокойствия внутреннего.

– Да.

– Песней, наверное, закончим передачу.

(Поет песню.)

– Спасибо Вам, Сергей.

– Спасибо, что были в этот вечер с нами. Думаю, то, о чем мы сказали, прежде всего должно воодушевить всех нас, наших телезрителей, сверстников к каким-то большим делам. Время есть, есть силы творить, есть возможности. Мы живем в свободное время. Думаю, цель нашей передачи была таковой, и мы хоть какие-то зерна, надеюсь, смогли засеять в сердца наших телезрителей и нашего подрастающего поколения.

– Тема у нас была «Образ студента», я обрисовал с Вашей помощью некоторые штрихи, но мне бы хотелось еще проговорить, как я воспринимаю современного нашего воспитанника. Мне кажется, современный студент Московской духовной семинарии – это в первую очередь порядочный человек. Это категория общечеловеческого характера. Мне кажется, церковнослужитель, в первую очередь священнослужитель, должен быть в первую очередь порядочным человеком. Студент МДА по мере своих сил и возможностей все-таки максимально старается честно исполнять те послушания, которые на нем лежат, нести звание семинариста нашей духовной школы достойно, не порочить его. А это подразумевает определенный образ жизни. Также у него достаточно широкий кругозор, могут быть совершенно разные сферы интересов. У него весьма хорошее гуманитарное образование. Он хорошо дисциплинирован, хорошо понимает, когда время, когда не время, когда что-то стоит, когда нет. Наверное, это присуще всем семинаристам, но я говорю все-таки о Московской духовной академии; наш студент, ученик, воспитанник готовится в школе достойно и честно, не кривя душой, нести служение Церкви и ближнему. Вот так я вижу образ нашего современного студента.

– Я надеюсь, что этот собирательный образ можно применить к любому человеку, не только к семинаристу: некий идеал, к которому нужно стремиться. Хотя разные случаи бывают, семинаристы разные бывают, но в целом мы к этому стремимся.

– Спасибо Вам, Сергей, что пригласили сегодня на передачу; спасибо вам, уважаемые телезрители, что были сегодня с нами.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать