Беседы с батюшкой. С прот. Димитрием Смирновым

6 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Мы вас поздравляем с праздником дорогого всем нам великомученика Георгия Победоносца и с окончанием Великой Отечественной войны, ибо это произошло как раз в день памяти Георгия.

– Удивительно! Многие говорят: совпало.

– Кто же спорит? Совпало.

– Но такие совпадения указывают...

– ...на направляющую руку Божию.

– Указание, от Кого была помощь и как она была.

– Без помощи Божией это, конечно, невозможно было осилить.

– Когда уже начали анализировать ход всей войны, многие события не могли объяснить иначе, как чудом Божиим.

– Может быть. Я про это ничего особенно не знаю. Но я знал очень многих участников, которые давно уже отошли в мир иной. И потом, мой тесть живет и здравствует. Он Вену брал и сейчас абсолютно в здравом уме и трезвой памяти. Он все время ездит во всякие учебные заведения и делится своими воспоминаниями.

– Сегодня в храмах читалось Евангелие, которое именуется «О самаряныне»: беседа Христа с самарянкой, встреча у колодца Иакова. При первой же встрече с ней Господь ей открывает то, что Он есть Христос, Мессия. Даже Своим ученикам-апостолам Он это открыл не сразу, а через какое-то время.

– Да, это потрясающе. Меня всегда бесконечно трогает до слез такое Его отношение к ней. Если выделить это в отдельную книгу, то это книга вероучительная об отношении Спасителя к человеку грешному.

– Женщина и не из иудеев (то есть язычница), и не такой уж праведной жизни, а Он ей, этой язычнице, открывает тайну спасения...

– Но это тоже не случайно, что Он специально, по отрицательным параметрам, выбрал такую женщину и ей преподал это как бы для нашего вразумления. Хотя такой элемент там, безусловно, был, потому что я все время чувствую, что это Господь для нас говорит. Но тут другое. Господь хочет нам показать: нечто бесконечно важное открылось в этой женщине. Это можно всем нашим слушателям оставить как задание на дом: поразмышлять над тем, почему именно она избрана; получше-то никого не нашлось? Не нашлось.

– Из всего города Самарянского она одна сподобилась этой беседы один на один со Христом. И в вопросах и обращениях Христа к ней видно то испытание, которое она проходит шаг за шагом.

– Конечно. И видно Его трепетное, очень деликатное к ней отношение. Он к ней обращается, как я чувствую, с какой-то необыкновенной нежностью.

– К каждому из нас, мне кажется, Господь обращается с очень большой нежностью, деликатностью.

– Но это когда мы уже видим результат и как-то это понимаем. Но я, например, не могу сказать, что это как-то особенно... А здесь именно персонально Он в каждой Своей фразе, хотя это сложно для понимания... Тем более женщина только из разговоров может узнать о разности (если можно так выразиться) догматики иудейской праведности и самарянской, это сравнить и как-то на эту тему размышлять. А тут ей открываются вещи потрясающей, можно сказать, не глубины, а высоты. И прямо из первых уст, от Самого Создателя, Который все создал, а теперь объясняет, что Он сделал. Необыкновенно!..

– Вопрос телезрительницы из Приморья: «Я долгое время ходила в Зарубежную Русскую Православную Церковь. Потом, когда воссоединились наши Церкви, та Церковь, в которую я ходила, вроде как в расколе осталась, как я поняла. Меня интересует вопрос: те таинства (Исповеди, Причастия, Крещения, Соборования и так далее), которые там совершались до воссоединения и совершаются в настоящее время, действительны? Или это бутафория?»

– Ваш вопрос совершенно закономерный. Само воссоединение, если Вы помните (можно в Интернете посмотреть), происходило без всяких предварительных условий. Просто Церковь в силу исторических причин как бы раздвоилась. Но обе части Церкви никогда не сомневались в подлинности их таинств, вероучения и так далее. Поэтому те таинства, которые были совершены в недрах Зарубежной Церкви, конечно, абсолютно полноценны.

Теперь про то, что сейчас. А сейчас мы не знаем. Потому что вопрос о расколе, который существует (мне известно, есть несколько приходов по всему миру, которые продолжают старую линию), либо останется до Страшного Суда, либо до решения Собора нашей Церкви. Если возникнет такой вопрос.

– Но люди, которые продолжают ходить в эти приходы, верят в истинность совершаемых таинств...

– Так бывает. К Мишке Денисенко много народу ходит. И верят...

– ...что там все нормально.

– Да. Но, к сожалению, никакие таинства там недействительны.

– Такой вопрос у нас уже как-то был: покрестили человека в той Церкви, потом он умер, и спрашивают: он крещеным умер или нет?

– Для меня – некрещеным. Мишка-то сам себя патриархом назначил. Хотя сам он некрещеный человек, потому что его отлучили от Церкви. Что значит «отлучить от Церкви»? Это значит – ты не член Церкви. А раз ты не член Церкви, значит, ты некрещеный.

– То есть то крещение, которое было совершено над ним когда-то...

– И крещение, и пострижение в монашество, когда дали ему имя Филарет. Некоторые говорят: «Церковь Филарета Денисенко». Да никакой он не Филарет, он Мишка обыкновенный, с него сняли монашество решением Собора Церкви, которой он принадлежал. Вот это настоящий, классический раскольник. А раскол не смывается даже мученической кровью. Если он на этом поприще пострадает до смерти, это не вменяется, хоть все шесть литров крови из него сойдет.

– Но он-то это сознательно делал...

– Конечно, сознательно, все-таки он богословски достаточно для этого подкован.

– А те люди, которые ему поверили и которые пошли за ним, в большинстве своем обмануты.

– А все те, которые ушли к пятидесятникам, разве не обмануты? Они верят в то, что говорят пятидесятники о родной Православной Церкви, в которой большинство из них были крещены в детстве... А те, которые крестились в православии, получили сан в Троице-Сергиевой лавре, окончили семинарию, а потом в шеренгу по четыре пошли в Грекокатолическую Церковь, –  обмануты, что ли? Да они предатели все. Если ты убежденный грекокатолик, так оставайся в подполье. Ты же предал свою Церковь аккурат как Иуда, который свою Церковь предал (пусть она маленькая, всего одна лишь общинка, которую Господь создал, но он предал всех). Так же и здесь, ничего тут нового нет. Факт остается фактом.

– Люди выбирают для себя...

– Выбирают то, что им ближе: кому-то ближе апостол Петр, а кому-то – апостол Иуда. Это вполне закономерно. Но только не надо на Страшном Суде обижаться, потому что каждый человек сам себе выбирает...

– Вопрос телезрительницы: «У меня два вопроса. Первый вопрос: апостол Фома именуется Близнец. Чей он близнец?»

(Далее диалог с телезрительницей.)

– Чей близнец – я не знаю.

– А почему его так называют?

– Понятия не имею.

– И второй вопрос…

– Вы довольны моим ответом?

– Довольна. И второй вопрос: Иоанн Креститель, когда крестил, исповедовал перед крещением?

– Нет, не исповедовал, люди сами называли свои грехи. А сам он не исповедовал. Крещение – это значит «погружать в воду» по-славянски. Например, мыть посуду – крестить посуду.

(Окончание диалога с телезрительницей.)

– Вопрос: «Когда апостолы увидели человека, именем Господа изгоняющего бесов, они это запретили ему, потому что он не ходил с ними. Но Иисус сказал им: “Не запрещайте. Ибо кто не против вас, тот за вас. Что именно Господь здесь имел в виду?»

– Я думаю, Он имел в виду будущую Церковь, которая будет состоять не из одного прихода, как было при Нем, а когда уже будет разрастаться. Потому что Он бы не мог исцелять никого, если бы тот не веровал в Иисуса Христа.

– Исцеляла сила Божия.

– Понятно. Поэтому у того человека были большие шансы к тому, чтобы войти в Церковь. Поэтому Он говорит, что не надо запрещать.

– Вот этим эпизодом из Евангелия некоторые оправдывают свою непринадлежность Церкви: «Ну и что, что я не в Церкви? Вот этот человек тоже был не из общины...»

– Каждый человек может говорить, оправдываться, носить один оранжевый носок, а другой фиолетовый, брить половину бороды или половину головы (от ушей до макушки брить, а в середке оставлять жеребячью гриву) – делай что хочешь. Но надо знать, что одни поступки тебя приближают к Царству Небесному, другие удаляют от него, а третьи нейтральны.

– Здесь все в вопрос веры упирается: один верует, что это так, а другой верует, что это иначе.

– Конечно. И каждый перед своим Богом стоит или падает. Поэтому дерево судят по плодам: жизнь заканчивается, и Господь смотрит на плоды этой жизни, по этим плодам и идет рассуждение.

– Вопрос телезрительницы: «Такая ситуация в семье: мы живем очень долго с мужем, живем хорошо, у нас взрослый сын (у меня сын от первого брака). Но случилось так, что приходит взрослый сын от первого брака мужа, очень главенственно садится за стол, чувствует себя хозяином (причем мы его ведь очень долго не видели) и ведет себя, мне кажется, корыстно. Он уже взрослый, у него семья, он человек состоявшийся. Он ведет себя немножко даже нагловато. Как себя вести в такой ситуации по-христиански: потерпеть как-то, смириться с ситуацией? Что Вы посоветуете?»

(Далее диалог с телезрительницей.)

– Я бы Вам посоветовал посоветоваться с мужем. Как же мы будем сейчас решать без него? Это неправильно. А то, что он ведет себя немножечко вызывающе, нахально, – это от стеснения и чувства вины, что он надолго забыл отца.

– Муж молчит в этом случае.

– Так он молчит, а Вы с ним поговорите.

– Хорошо, попробую поговорить.

– Я знаю трусливую природу наших мужчин, поэтому они со страху на всякий случай молчат. Они поэтому боятся и в церковь ходить. Они боятся свое слово сказать, все время прячут голову под крыло, как страусы. Но Вы вечерком, оставшись наедине, поговорите с ним: «Как ты считаешь, как нужно?» (и так далее). И все выясните. Если он будет продолжать трусить, тогда скажите: «Хочешь, я сама возьму на себя эту функцию?»

– Просто я считаю, что со стороны сына тоже должна быть деликатность, мы же все люди разные.

– Обождите, со стороны человека, который в темном подъезде в полдвенадцатого вечера спрашивает у вас, который час, тоже должна быть деликатность, а не сразу по голове и часы снимать. Но мало ли кто чего кому должен? Люди-то разные.

– Да, все разные. Спасибо большое, отец Дмитрий.

(Окончание диалога с телезрительницей.)

– Вопрос: «Друг покрестил отца, пока тот был без сознания при смерти. Отец был категорически против все время, пока был в сознании. Друг себя оправдывает тем, что детей крестят по вере родителей, а тут – по вере жены и сына. Насколько правомерно его действие и насколько действительно такое крещение?»

– Абсолютно недействительно, так что пусть он успокоится.

– То есть то, что он хотел отцу сделать благо, не получилось?

– Разумеется, какое же тут благо? Это просто кощунственное поведение в отношении величайшего таинства рождения в вечную жизнь.

– Таким способом человека к вечной жизни не привести...

– Он хочет нас убедить, что взрослый умирающий человек и младенец – это одно и то же. Логика-то где?

– Как-то хочется оправдать свои действия.

– Я понимаю, хочется. Все те, которых поймали за руку во время совершения кражи или разбоя, говорят: «Деньги были нужны. Вы что, гражданин следователь, не понимаете, что ли?» Поэтому дал по голове и взял то, что было в карманах и в руках.

– Очень многие люди скорбят от того, что их родственники категорически не принимают веру, отрицают ее и, даже находясь при смерти, не идут в церковь, не хотят ни причащаться, ни исповедоваться...

– Зачем ты мне это рассказываешь? У нас миллионы таких, и что тут такого?

– И все время висит вопрос: что в этой ситуации для этого человека можно сделать?

– Можно о нем пролить горячую слезу и разок-другой за него помолиться. Больше ничего тут не сделаешь.

– И оставить его при его вере (или неверии).

– Человека без веры практически не бывает, все равно что-то теплится, какие-то представления...

– Во что-то.

– Да, люди так и говорят: «Человек должен во что-то верить». Например, в сушеную селедку. Или более оригинально: в покойного попугайчика Кузю. Должен же во что-то верить... Некоторые верят в Глобу вместе с его созвездиями, которых в природе нет. Некоторые верят в Антонину, которая водопроводной водой рак лечит. Водопроводной воды-то много – она и лечит.

– Вопрос телезрительницы: «У меня два вопроса. Вопрос первый: ангел-хранитель дается человеку при рождении или при крещении?»

(Далее диалог с телезрительницей.)

– При рождении дается один, а второй – при крещении.

– Второй вопрос: ангел-хранитель покидает человека на какое-то время или всегда с человеком? В вечерней молитве мы дважды просим Господа послать нам ангела-хранителя...

– Знаете, я читал эти молитвы, мне не надо про это рассказывать, я их хорошо знаю.

– Значит, ангел-хранитель  покидает на какое-то время?

– Покидает, когда человек безобразничает.

– А если он старается не безобразничать?

– Стараться-то можно, главное – результат. Если безобразничает, то ангел-хранитель человека покидает. Или даже оба покидают (так тоже бывает), если шибко безобразничает.

– То есть он все равно с нами? И мы можем рассчитывать на его помощь?

– Нет, если он оставил,  значит – не с нами, а мы остались наедине со своими безобразиями и с теми бесами, которые нас призывают к этому безобразию.

– Значит, нужно просить у него прощения...

– Да, и прекращать безобразия.

– Понятно. Спасибо, батюшка.

(Окончание диалога с телезрительницей.)

– Но если он – хранитель, почему он нас не ограждает от этих безобразий?

– Он ограждает изо всех сил до самой последней степени. Но даже ангельское терпение лопается.

– Если человек так упорствует в своем «хочу».

– Да.

– Некоторые удивляются: мое «хочу» явно мне во вред, это какое-то умопомрачение. Почему меня Господь как бы отпускает и позволяет это творить...

– Это называется, как апостол говорит, «предать сатане во измождение плоти»; это такая крайняя мера воспитания.

– Чтобы человек на себе прочувствовал...

– ... плоды своей деятельности. В тюрьме раз посидел, два посидел, три посидел, чтобы наконец очухался.

– Вопрос: «Разъясните, пожалуйста, слова Евангелия: …“иду к Отцу”;ибо Отец Мой более Меня. В чем именно Бог Отец более Иисуса?»

– Это Господь сказал для того, чтобы объяснить, почему Он идет. А так и Отец Безначальный, и Сын Безначальный.

– То есть здесь Он просто указывает на то, что от Отца исходит благодать и Дух Святой...

– Да.

– Господь говорит: «Если не пойду от вас, то не придет к вам Утешитель. А если пойду, то пришлю Его к вам».

– Совершенно верно, очень существенное и верное добавление.

– Вопрос: «Как отвечать, когда спрашивают: “Почему вы, православные, едите мясо? Ведь это поощрение убийства животных, а сказано: не убий. Неужели нет другой доступной пищи, кроме мяса?»

– Я уже отвечал на эти вопросы. А почему человек вдыхает воздух? Если в солнечный день в шторе просверлить дырку, мы увидим мириады пылинок, и на каждой пылинке сидят микробы и вирусы. Когда мы вдыхаем, они погибают. Поэтому мы, и православные, и буддисты, и кришнаиты, не должны дышать, потому что этим самым мы поедаем невинные маленькие жалкие микроорганизмы, у которых даже рта нет – такие они бедные. Поэтому тот, кто не ест мяса, не должен и дышать.

– Если он не ест мясо по причине вот такой странной философии.

– Нет, человек вообще просто не понимает бытия; он либо сам что-то сочиняет, либо кто-то ему сочинил, а у него не хватает образования. Вот я дополняю, что надо перестать дышать. Сейчас продают очень хорошие скотчи. Заклеить ноздри и рот. Есть у человека еще орган дыхания – это его кожа. И мыться нельзя, потому что вместе с эпителием губишь микробы. Никаких погружений в Ганг, никаких омовений – это все убийство микробов.

– Вопрос телезрительницы: «В связи с тем, что я только делаю первые шаги в Церкви, у меня нет духовного отца. Как можно его обрести, найти?»

(Далее диалог с телезрительницей.)

– Надо поехать во Владивосток, там их много, они прямо гроздьями там живут.

– Можно к любому батюшке обратиться с этой просьбой или как? Я просто не знаю.

– Полно есть всяких книг про духовных отцов, можете почитать. Есть книги о том, как их выбирать. Такие руководства есть. У Вас телефон есть с выходом в Интернет?

– Да, конечно.

– Ну вот, наберите соответствующее Ваше пожелание – и Вам будет ответ. Вам в голову такое не приходило?

– Честно говоря, нет. Я думала, что лучше у знающих людей уточнить.

– У нас только в одной Москве тысяча духовников – выбирай любого.

– До Москвы достаточно далеко от нас.

– Вот я и говорю: лучше во Владивосток, там их полно.

– Спасибо, батюшка, всего доброго!

– И Вам всего доброго! И найти духовника самого лучшего!

(Окончание диалога с телезрительницей.)

– Вопрос: «Один мой знакомый утверждает, что окружающие его женщины являются энергетическими вампирами, которые высасывают его энергию. Разумеется, он нелестно отзывается о женщинах как таковых. Чем ему можно помочь, как и иным сектантам с такими взглядами?»

– Очень просто помочь: надо отвести его в психиатрический диспансер по месту жительства, лучше за руку. И врачу сказать: «Вот этот человек верует, что все женщины, которые его окружают, вампиры и из него качают духовную энергию». Это же паранойя, один из видов шизофрении. А если не пойдет, то ничего не сделаешь.

– Да, если он скажет: «Это вы все ненормальные, а я нормальный».

– Дело в том, что паранойя и шизофрения – вещи совершенно нормальные, так же как грипп, кариес или камни в почках; это обычное, нормальное явление. Но для того и существует медицина и ее разные отрасли и врачи-специалисты, чтобы облегчить состояние человека. Представляешь, человек на лучшую половину человечества смотрит вот таким взглядом! Он же живет в аду, он же страдает. А медицина существует для того, чтобы облегчить страдание или даже прекратить его в отдельных случаях (как у стоматолога).

– То есть попытаться человеку обеспечить медицинскую помощь.

– А больше никак. Это же заболевание, совершено ясное, наглядное (что называется, хрестоматийное).

– Вопрос: «Апостол говорит: всему радуйтесь. Но ведь и Господь возмущался духом, когда узнал о смерти Лазаря, например. Как нам исполнить эту заповедь и всегда радоваться?»

– Есть рассказ у Антона Павловича Чехова (к сожалению, забыл, как он называется). Он заканчивается такими словами: «Последуй, человече, моему совету, и твоя жизнь будет состоять из сплошных ликований». Может, я немножко изменил что-то (забыл, давно читал). Так что можно обратиться к этому рассказу.

– Если умер близкий родственник, заболел кто-то из детей, если тебя посетило какое-то действительно серьезное испытание, то в этот момент печаль; хорошо, если не уныние и не отчаяние. Но печаль не назовешь радостью.

– А зачем печаль называть радостью? Человек должен радоваться, что у него есть возможность помочь любимому человеку.

– То есть я могу послужить ему чем-то.

– Да.

– Но его скорбь на меня действует...

– Одна женщина говорила близкому ей человеку: «За что же тебе такое: навязалась я на твою голову, без конца болею». А он ей говорит: «Для меня радость и за тобой ухаживать, и покупать тебе лекарства, и находить тебе врачей. Потому что никто этого делать не будет, а я так хорошо к тебе отношусь, что мне это в радость». И вот эта радость побеждает скорбь. Потому что на самом деле это не скорбь, это сострадание – одно из высших проявлений любви.

– Когда человек страждет, мы ему сострадаем, разделяя его скорбь.

– Да, мы ему сострадаем и помогаем. И это полнота христианской жизни.

– И при этом радость все равно должна присутствовать.

– Она обязательно присутствует: чуть-чуть болящий улыбнулся – он уже радует.

– А в болезни всегда бывают периоды улучшения, всегда бывает надежда на то, что будет легче, лучше.

– Да даже если не будет, само проявление любви к человеку его утешает.

– Вопрос телезрителя: «В вечернем правиле в молитве Иоанна Златоуста на пятый час есть такие слова: “Господи, избави меня от искушения”. А в Господней молитве звучит: “не введи меня во искушение”. Как-то не совсем понятно».

(Далее диалог с телезрителем.)

– Сейчас объясню: это одно и то же.

– Да? Почему-то мне казалось, что это хорошо, когда тебя искушает Господь...

– Господь никого не искушает, это давно известно из Священного Писания. Последний папа Римский Франциск даже предложил новый перевод, чтобы люди не претыкались в этом месте. Но мы уже привыкли к словам «не введи нас во искушение». Хотя это не Господь вводит, а мы сами входим, а Он попускает попасть в это искушение, и переведено как «не введи». Все так просто.

– Спасибо большое.

(Окончание диалога с телезрителем.)

– И в то же время апостол Иаков говорит: «Радуйтесь, когда впадаете в различные искушения».

– Да, потому что «искушение» в переводе с русского на латынь означает «экзамен».

– А что же мы тогда просим Господа, чтобы нам избавиться от этих искушений?

– Это значит, что мы просим помощи, чтобы нам их преодолеть.

– То есть не пасть в этом искушении, не отпасть от Бога.

– Преодолеть.

– А без искушений возможна человеческая жизнь?

– Вряд ли, такого еще не бывало. Даже Адам в раю и то им подвергся. Каждое искушение – это шаг к совершенству.

– Искушение дается нам, чтобы мы его преодолевали.

– Только для этого, да. Или, если уж мы очень обнаглели, – чтобы испытали падение.

– Чтоб впредь не наглеть.

– Как у нас в школе говорили, «фейсом об тейбл». Это очень полезно.

– Вопрос телезрителя: «В современном мире молодожены не нуждаются в благословении родителей, и родители, как правило, никакого участия в выборе жениха и невесты для своих детей не принимают. А в православии, по Вашему мнению, какова роль родителей, надобность родителей в выборе жениха (невесты)? Насколько важно благословение родительское на брак? И какие последствия пренебрежения благословением?»

– Дело в том, что институт сватовства и институт, который существовал сто лет назад (еще совсем недавно), когда родители устраивали свадьбы своим детям, исчез, растворился в кромешной тьме коммунизма. Восстановить его невозможно, потому что вырубили традицию вместе с носителями. Поэтому искусственное возрождение невозможно.

Но если какая-то семья, состоящая из папы, мамы и деток, возьмется (нужна даже не одна такая семья, а несколько семей), это можно возродить только в какой-нибудь церковной общине, поставившей древнюю задачу (которая для современных родителей абсолютно не по силам, потому что они ничего не понимают в церковной жизни), чтобы создать новую домашнюю церковь и воспитывать девиц как будущих матерей, а парней как будущих отцов. И невесту искать уже именно среди таким образом воспитанных людей. Тогда благословение родителей будет играть роль. А сейчас это все пустые ритуалы.

Поэтому мы живем в эпоху разорения, у нас половина браков распадается, и даже родители пасуют, не знают, что советовать. Я знаю очень церковные семьи, где дети, когда достигают определенного (брачного) возраста, чихать хотели на волю родителей, на их благословение; они все пропитаны школьным фольклором, об этих предметах судят препохабно, поэтому у них такое отношение. Это возможно, только если (как Господь говорит: выйдите из среды их и к нечистоте не прикасайтесь) абстрагироваться ото всех коллективов, где ребенок может впитать такое антиправославие (в переводе на русский язык – антихристианство). Только таким образом: в отдельно взятой, очень крепкой, спаянной духовной общине, которая достаточно большая и в ней можно найти и невесту, и жениха.

– Вопрос телезрительницы: «От меня ушел муж к другой женщине. У меня двое детей. Его позиция такая: он хочет сюда приходить жить вроде как коммуналкой (покушал, поспал), а на выходные ездит к любовнице. И он мотивирует, что так будет лучше для детей, потому что дети видят своего отца. Мне, честно, очень от этого нехорошо, и я не знаю, как вообще быть в этом случае. С одной стороны, мне действительно хочется, чтобы дети его чаще видели. С другой стороны, это уже крайне неприятно и невыносимо. Причем более близких отношений у нас уже нет, он действительно просто приходит пожить «коммуналкой»: поел, поспал и ушел дальше».

(Далее диалог с телезрительницей.)

– Это дело вкуса. Я бы (будь на Вашем месте) прекратил с ним всякие отношения.

– Что Вы имеете в виду? Не общаться: ни здравствуй, ни до свидания? Это, мне кажется, некультурно, тем более все это происходит на глазах у детей.

– А на глазах у детей, когда папаня едет к другой, – это как?

– Он же им не говорит об этом.

– Они же все равно узнают.

– Так он и говорит, что пока они еще маленькие, будем жить так.

– Скажите: «Не будем. Если предал, то предал, обойдемся без тебя».

– Он говорит: «Я просто с тобой не хочу жить, а детей я не предаю».

– Мало ли что он говорит, говорить можно что угодно.

– Я согласна...

– Вот и хорошо, Вы согласны. Так что вперед и флаг в руки.

– Но он говорит: если ты так себя ведешь, значит, уходите отсюда, снимайте квартиру – и до свидания.

– Скажите ему: «Ты выгони нас, желательно в ноябре или в декабре. Выгони своих детей, давай!» Они крепко запомнят, как папа их выгонял, это очень для них будет поучительно.

– Здесь сложно. Он говорит: «Я детей не выгоняю. Уходи ты, если тебя не устраивает».

– «А я никуда не пойду, даже и не думай».

– Он говорит: «Вот и я никуда не пойду. Поэтому живем так, как живем». Говорит, что миллионы так живут.

– Мало ли что миллионы. Миллионы воруют, что же теперь – всем воровать? Поэтому бронированную дверь и новый ключ.

– Я не могу так сделать, он же тоже владелец квартиры.

– Почему? Пусть подает в суд на вселение, это год займет. А когда суд присудит, с приставами вернется, потом выйдет за папиросами, а вы опять на засов. И опять в суд на вселение. И опять год пройдет.

– Война получается, батюшка.

– А как же? А кто затеял-то?

– Ужас в том, что он говорит: «Ты хотела революцию, вот и получай ее. Если бы молчала, то спокойно все было бы».

– Извините, молчать может только табуретка в таком случае, потому что это вещь болезненная.

– Революцией он назвал то, что я узнала, что он мне изменяет, и затеяла скандал. Это действительно ненормально для меня.

– Да, это очень болезненно. Что значит «молчала бы»? А давай мы тебя горячим шампуром будем колоть, а ты молчи... И потом, это же Ваша жизнь. Вы спросили мое мнение, я Вам его изъяснил.

Мне звонила сегодня одна женщина и сказала: «Ой, как я рада, что поступила так, как Вы меня научили». Я не знаю, надолго ли ее хватит, но обычно ко мне приходят люди через несколько лет и говорят одно и то же: «Как жалко, что я не послушал (а) Вашего совета». Так что Вы вольны поступать, как Вам нравится.

– Благодарю Вас.

(Окончание диалога с телезрительницей.)

– Батюшка, а для детей полезнее все-таки общение с отцом, пусть с таким, или вообще без него?

– Дело в том, что эта «песня» не кончилась. Такая атмосфера все равно на детей будет влиять.

– Спасибо, батюшка, за передачу, за ответы. Нас просят заканчивать и просят обратиться к нашим зрителям о помощи каналу, особенно в преддверии лета.

– Дорогие братья и сестры, вы слышали, что сказал отец Александр, что в преддверии лета наш канал, всеми вами горячо любимый, нуждается в вашей материальной помощи, потому что за купанием и поиском грибов не надо забывать о канале, который продолжает трудиться, не увольняет сотрудников и платит за вещание. Так что будьте уж добры...

Ведущий Александр Березовский, протоиерей

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Игорь Петров, клирик Вознесенско-Георгиевского прихода города Рыбинска. Тема беседы: «Внутренняя жизнь человека (по трудам митрополита Антония Сурожского)».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы