Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

6 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках, клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках протоиерей Максим Кравченко.

– Сейчас идет Великий пост, и в каждом храме совершается таинство Соборования. Для чего это таинство, как к нему правильно подготовиться и что оно собой символизирует?

– По сложившейся традиции во время постов, особенно в Великий пост, не только в монастырских, но и в приходских храмах совершается таинство Елеосвящения, или, по-народному, соборование. Когда собравшихся людей священники – иногда три, иногда (опять же по сложившейся традиции) семь человек – при чтении Евангелия и особенных положенных молитв помазывают освященным елеем, или маслом. В принципе, это таинство принимается каждым православным христианином не реже, чем раз в год.

История этого таинства уходит в апостольские времена. Об этом таинстве мы читаем в послании апостола Иакова, брата Господня по плоти, первого архиерея Иерусалимского, который прямо написал: «Болеет ли кто у вас, да призовет он пресвитеров церковных, и да помажут болящего елеем с молитвой. И молитва веры спасет болящего. Если какие грехи он сотворил, то простит ему Господь». Передаю по памяти, поэтому лишь близко к тексту. Таким образом после заповеди о таинствах Крещения и Причащения Тела и Крови Господних таинство Соборования является одним из самых древних, как и таинство Священства, благодать епископского, пресвитерского рукоположения.

Помазывание больного человека освященным маслом, молитва и покаяние в грехах самого человека являются древнейшей формой помощи человеку, который испытывает какую-то серьезную болезнь, немощь или который желал бы очистить покаянием свою душу и освятить свое тело, помазав его освященным маслом, став таким образом ближе к Богу.

– Вы сказали, что каждому христианину полагается приступать к таинству Миропомазания хотя бы раз в год и когда болеешь. А если не болеешь, обязательно ли принимать это таинство?

– Раз в год – это просто сложившаяся практика. Как мы с вами живем? Человек неверующий, наверное, живет от дня рождения до дня рождения, может быть, от зарплаты до зарплаты, а человек верующий все-таки живет от Пасхи до Пасхи. И по сложившейся традиции таинство Соборования является одним из необходимых нам таинств, как  необходимы вода и воздух. Таинство Соборования является уже одним из привычных нам элементов Великого поста.

– Вопрос от телезрительницы; может быть, несколько необычный. Она крестила дочь и, по всей видимости, записала отцом того, с кем жила в гражданском браке. Видимо, отношения были настолько близкими, что женщина записала его как мужа. Впоследствии дочь стала называть его отцом и так далее. И вопрос состоит в том, можно ли продолжать жить с этим человеком и продолжать рожать от него детей?

– Конечно, с точки зрения Церкви мы признаем законным тот брак, который зарегистрирован  государством. Это древняя практика, когда молодые люди, православные христиане, желая вступить в брак, сначала приходили к нотариусу, делопроизводителю, который фиксировал их акт гражданского состояния, как это происходит сейчас в ЗАГСе, а потом они шли за благословением к священнику или епископу. И позднее молитвы, которые читал епископ над этими людьми, оформились в известный нам сегодня чин таинства Венчания.

Поэтому и сегодня мы просим, чтобы браком люди называли не сожительство, не союз по интересам, а то, что именуется браком с точки зрения гражданского права. Позднее такой брак может и в идеале должен быть освящен таинством Венчания, получить церковное благословение. Но к крещению детей эти вещи все-таки прямого отношения не имеют.

– Тем более в Церкви есть правило, что священник может венчать людей, если они предоставят документ о зарегистрированном браке. В то же время нельзя на этом играть: признает Церковь брак гражданский – буду жить браком гражданским. Это тоже не очень правильно.

– Идеал таков, что на каждое наше дело, которое мы делаем с самого утра, мы просим благословения у Бога. Тем более на такое важное дело, как рождение и воспитание детей, как совместная жизнь, ведение совместного хозяйства. Конечно, любой здравомыслящий человек будет просить у Бога благословения на все эти важные и серьезные житейские шаги.

Тем не менее если ребенок зачат и рожден не в венчанном браке и даже в браке, не засвидетельствованном государством, это не является препятствием для крещения ребенка.

– Бывает, мои знакомые, которые хотят поститься, спрашивают меня, можно ли есть рыбу. Буквально сегодня ко мне обратилась знакомая с таким вопросом. В посту всего лишь несколько дней, когда можно есть рыбу, а в этом году Благовещение вообще выпадает на Великую Субботу. Я ответил ей, что если хочет, то пусть решит с батюшкой и поест. Как правильно донести до таких людей, что где-то в пост можно сделать послабление, а где-то нет?

– Это действительно очень распространенный вопрос, и правильный ответ на него уже, собственно, прозвучал: такие вещи каждый человек решает с духовником, поскольку все-таки это очень и очень индивидуально. Одному человеку здоровье позволяет поститься строго, другому, может быть, здоровье и позволяет, но его ритм жизни, командировки или его профессия не позволяют. Поэтому у нас принято, чтобы такие вопросы каждый человек решал со своим духовником,  объяснял ему свою ситуацию. И тот уже смотрит, говорит ли в человеке элементарная леность, чревоугодие и неспособность чем-то пожертвовать ради Бога (даже ограничить себя ради собственного здоровья, если рассуждать прагматично), или у него действительно есть уважительная причина: болезнь, например. Или тем более беременность у женщины. Или когда солдат-срочник несет свою службу, о каком посте мы можем говорить? Для него эти год-два в плане пищевого поста выпадают. Но мы должны понимать, что ничто никогда не помешает нам поститься духовно.

Иногда человек не может обойтись без рыбы, или диабетик не может обойтись без молока, или, бывает, подходит человек и говорит, что у него онкология и такие лекарства, что без молока, творога никак нельзя. Я всегда говорю, что нам ничто не мешает поститься в первую очередь духовно. Хорошо, ты можешь съесть рыбу, если тебе благословил духовник, но не забывай дополнительно прибавить к этому две-три главы Евангелия. Не ссорься ни с кем, постарайся, чтобы во время Великого поста в твоей семье была более дружелюбная обстановка. Сдерживай свою раздражительность, которая тоже очень часто начинает просыпаться в нас во время Великого поста (в частности, по причине недостатка витаминов), но не надо забывать, что это время, когда бесы, извините за тавтологию, бесятся, видя, что многие люди встали на путь покаяния и исправления. Они начинают активнее этих людей соблазнять, искушать, раздражать, ввергать во всяческие неприятные ситуации. И мне, как любому священнику, неоднократно приходилось слышать: «Батюшка, я боюсь поститься, потому что как только начинаю поститься, становлюсь злой и раздражительной». Как раз наоборот: не только надо поститься, но надо бороться и со своей злостью, и с раздражительностью – с этого начинается духовное спасение, то, что мы называем работой над собой.

Поэтому не в рыбе дело, а надо понимать, чем эту рыбу стоит компенсировать, если духовник благословляет вкушать ее во время Великого поста. Во-вторых, есть разные уставы. Есть монастырские, написанные несколько веков назад, когда и рыба была другая, и даже хлеб был другой, не такие, как сегодня. Тем не менее если человек хочет поститься более строго, но ему не позволяет здоровье, пусть он подойдет и решит этот вопрос с духовником. Никто не мешает взять у батюшки благословение попоститься, так сказать, комбинированным образом: первую неделю и Страстную мы все, естественно, постимся строго, а на остальное время поста можно взять благословение духовника на вкушение рыбы в субботу и воскресенье, можно вообще вкушать рыбу во все дни, кроме среды и пятницы. Повторю, что у каждого свое здоровье и свои обстоятельства.

– Иногда благословляется вкушать рыбу учащимся, даже в некоторых духовных семинариях.

– Если мы говорим о семинарии, значит, это было какое-то конкретное благословение владыки-ректора.

– Вопрос телезрительницы Зинаиды из Екатеринбурга: «Мне 81 год, родилась я в 1937 году у верующих родителей, находившихся в ссылке. Прожила очень нелегкую жизнь, но в трудные моменты жизни Господь мне всегда помогал. Сейчас начался Великий пост. Чем старше становлюсь, тем усерднее молюсь. На первой неделе был покаянный канон преподобного Андрея Критского, потом исповедь, причастие. Читаю Евангелие, Псалтирь. Ждала соборования 1 марта, а накануне у меня поднялась очень высокая температура, не попадаю в храм ни на соборование, ни на родительский день, ни на воскресную службу. Молюсь лежа в постели. Понемногу стала вставать. Молюсь сидя. И опять напасть – очень заболела кисть правой руки, крестное знамение делаю при поддержке левой. Вопрос: как это истолковать? Это искушение или еще что-то?»

– Здесь сложно однозначно истолковать, тем более это может быть и тем, и другим. В любом случае иногда даже не стоит задавать вопросы Богу: почему? что? Надо просто принять со смирением и увидеть в этом определенный Божий промысл. Может быть, если бы Вы не заболели, то, не дай Господь, попали бы на улице под машину. Иногда Господь какими-то небольшими бедами отводит от нас бо́льшие несчастья, даже без всякого нашего личного знания об этом.

Поэтому я желаю Вам выздоровления, и когда будет возможность, приходите на исповедь и причастие в тот храм, который к Вам ближе. И, конечно, приходите на таинство Соборования.

– Наверное, можно поговорить со священником, ведь возраст преклонный, тяжело, можно пригласить его и домой.

– Да, это то, с чего мы начинали: должен быть духовный отец, должен быть батюшка, у которого человек исповедуется более или менее регулярно. Ведь кто такой духовник? Он как лечащий врач, он уже знает историю жизни человека. Если священник видит нас не впервые, то уже принимает как родных, ему уже не надо задавать нам какие-то дополнительные вопросы, он и так практически все уже о нас знает. С таким человеком нам проще общаться, и священнику проще общаться с прихожанином, которого он видит не первый раз в своей жизни.

– В свою очередь пожелаем Зинаиде крепкого здоровья и духовной крепости. Дожить до такого возраста – это много стоит. Очень приятно, что она дозвонилась до нас.

Раз мы заговорили о духовнике, совсем недавно знакомые обратились ко мне с просьбой посоветовать им психолога. К сожалению, в этом вопросе я несведущ и посоветовал духовника. В связи с этим вопрос: духовник и психолог – это похожие понятия? Или есть разница?

– Действительно, это схожие понятия, но все-таки разные. В последнее время у нас, к счастью, получает все более широкое распространение служба именно православного психологического консультирования. Это может быть и человек в сане, получивший специальное образование, это может быть и мирянин. В данной ситуации важно, что именно православный человек будет общаться со своим слушателем. Иногда, может быть, даже пациентом, потому что иногда необходима медикаментозная помощь: человек состоит не только из души, но и из тела, наше тело тоже нуждается иногда в подпитке, а иногда и в лекарствах. Не надо этого бояться, тут нет ничего страшного.

Такой специалист будет разговаривать со своим посетителем не с точки зрения Фрейда, не с точки зрения научного атеизма. И не просто участливо выслушает его потому, что получает за это деньги, а будет разговаривать с ним с точки зрения человека верующего, который имеет понятие об учении святых отцов о душе и теле, о православной психологии. В конце концов он будет смотреть на ситуацию, происходящую с обратившимся к нему человеком, не только с точки зрения врача, но и с точки зрения человека, верующего в промысл Божий. Это очень важно.

В 90-е годы священники, духовники совершенно заслуженно к таким понятиям, как психолог, психотерапевт, относились с определенной опаской. Но сейчас, когда все это получает распространение и развитие в Русской Православной Церкви, особенно в крупных городах, мне иногда даже приходится рекомендовать людям с какой-то конкретной ситуацией обращаться именно к психологу. Далеко не всякий священник имеет медицинское образование или прошел какие-то курсы. Да, иногда нужен узкий специалист. Но в целом пастыри Древней Руси, не говорю уже о старцах (например, можно вспомнить Оптинских), выполняли для людей функции не только духовника, молитвенника, но в том числе и психолога. Раньше это было.

– Вопрос телезрителя: «Как лучше подавать милостыню тем нищим, которые на вид кажутся работоспособными и злоупотребляющими? Одни прихожане говорят, что если постоянно давать им кушать, то они работу искать не будут и свои копейки пропьют. Другие говорят: они очень мерзнут, очень хотят есть и часто умирают, а вы еще мимо проходите и ни еды, ни теплой одежды не даете. Как тут рассудить по-христиански?»

– Вообще я очень не люблю мошенников. Но, являясь настоятелем храма, неоднократно говорил помощникам и сотрудникам храма, что когда приходит человек и что-то просит, мы должны помнить евангельскую истину – просящему дай. Поэтому, если холодно, мы должны позволить этому человеку обогреться. Иногда даже приходят и просят зарядить сотовый телефон; пожалуйста, это нам ничего не стоит. Мы должны как минимум дать человеку горячий чай, может быть, какую-то горячую еду, но давать деньги я не рекомендую, потому что это действительно ведет к самому настоящему тунеядству, и этим пользуются абсолютно циничные люди, которые ходят по храмам, выдумывают слезоточивые истории, жалобят наших добрых не только батюшек, но и бабушек и при этом живут или абсолютно безбедно, или впадают в алкогольную зависимость и действительно спиваются и пропадают. Получается, что мы невольно подталкиваем их к такой позорной и напрасной смерти. Поэтому мой совет такой: если человек просит у вас поесть, дайте ему поесть, но если он просит деньги, то тут надо понимать, кому вы их даете.

Бывает и так, что хочешь помочь человеку, а помочь ему нечем (ну нет при себе денег), тогда ничто не мешает нам как православным христианам помолиться за этого человека: «Господи, Ты знаешь этого человека, видишь его судьбу, жизнь, она вся в Твоих руках. Я не могу ему ничем помочь: у меня нет ни хлеба, ни денег. Господи, пусть ему поможет другой человек вместо меня». Вот это будет проявление нашей христианской любви, христианской заботы о ближнем. Пусть мы не можем ничем помочь, но мы всегда можем помолиться, проходя мимо такого человека.

А тех, кто клянчит регулярно, стоит на церковных воротах и прочее (это мое личное мнение, с которым кто-то может и не согласиться), баловать нельзя и помогать им именно деньгами не следует. Дайте им продукты питания, дайте им одежду.

– Или возможность заработать эти деньги.

– Работать они, как правило, не хотят, это другая тема.

– Вопрос телезрительницы: «Иной раз люди идут на таинство Соборования, не раскаявшись сознательно в каких-то грехах. Прощаются ли такие грехи при таинстве Елеосвящения? Или же, наоборот, такое поведение является грехом?»

– Мы только что вспоминали слова Спасителя: «Просящему дай». Если человек не просит прощения о своих грехах, то как Господь может ему даровать это прощение? Задача православных священников – объяснять людям, что прежде чем что-то делать, мы должны постараться узнать о том, как сделать это правильно. Если человек идет на соборование, ничто не мешает ему открыть даже Интернет и почитать, что такое соборование, в чем его смысл и как к нему нужно приготовиться. Исповедь – не важно, до соборования или после –это внутреннее сокрушение в своих грехах; она, конечно, является одним из необходимых и непременных условий, для того чтобы Господь послал Свою исцеляющую благодать человеку в таинстве Соборования.

А если человек приходит и ни о чем особо не заботится (для него это обряд, который он просто хочет исполнить), остается только как-то посочувствовать про себя такому человеку. Больше тут не могу ничего сказать.

У нас нет жесткой рекомендации обязательно исповедоваться перед соборованием или после, но дело в том, что люди, относящиеся к этому таинству с вниманием, делают это и без всяких наших указаний.

– Такая благочестивая традиция.

– Да, в течение нескольких дней после соборования исповедоваться и причаститься или наоборот: исповедоваться, причаститься, а спустя день, два, три прийти на это таинство.

– Да, в семинарии мы соборовались, исповедовались, причащались.

– Это то, что называется преданием Церкви, когда какие-то обычаи передаются из уст в уста, от старших к младших, от родителей к детям.

– Вопрос от нашего телезрителя: «Как молиться перед едой: во-первых, дома при неверующих гостях; во-вторых, в столовой; в-третьих, в гостях у неправославных?»

– Думаю, все, что бы мы ни делали, нужно делать с рассудительностью. Если вы чувствуете, что ваша молитва ту компанию, в которой вы оказались, покоробит, то помолитесь про себя.

Совсем недавно мы читали евангельскую заповедь: «Если ты постишься, сделай лицо свое веселым и не показывай того, что ты постишься. Если ты молишься, затворись в клети своей, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Думаю, иногда бывают ситуации, когда действительно надо затвориться в клети сердца своего и даже не провоцировать людей на осуждение или глумление, не вызывать вообще какой-то нездоровый интерес к этой теме. Очень часто такие разговоры заканчиваются просто посмеянием, неприятным для нас, оскорблением религиозного чувства верующих. И получается, что мы, преследуя благие цели, вызвали только нападки на веру и испортили всем настроение и трапезу.

Смотрите на то, как могут отреагировать эти люди. Есть люди, которых молитва, совершенная вами перед едой, настроит на серьезный разговор. Но если вы чувствуете, что скорее всего будет наоборот, то не надо этого делать. Подходите с рассудительностью.

– Вопрос телезрительницы: «Мы живем в глухой деревне. Строим новый храм и не один год собирали деньги с наших пенсий. И только благодаря этому у нас хоть немного двигалась работа. Может быть, вы нам посоветуете спонсора, а то сейчас стройка церкви остановилась. Деревня глухая, богатых людей нет».

– В какой деревне Вы живете? Может быть, кто-то услышит.

– Свердловская область, Тугулымский район, деревня Трошково. Меня зовут Ильина Маргарита, я числюсь старостой.

– С одной стороны, хочу вас поблагодарить за труды, с другой, по-человечески посочувствовать. Давайте будем молиться, и, может быть, благодаря нашей передаче, может быть, другими путями Промысла Божия кто-то действительно поможет Вашему храму. Таких храмов на самом деле сейчас очень много. Своим собратьям, которые служат на селе, особенно в отдаленных селах или глухих деревнях, я как священник могу только с благодарностью поклониться. Потому что это особый образ жизни, особый труд, особый подвиг, который люди очень часто не видят.

Спасибо Вам, что Вы привлекаете пенсионеров, конечно, это должно быть добровольное и осознанное отношение к строительству храма Божьего.

Что касается поиска благотворителей и благодетелей, это, конечно, задача и молитва того батюшки, которому поручено это строительство. Мне, как настоятелю строящегося храма, это хорошо известно, поэтому я могу только посочувствовать, помолиться и попросить Бога о том, чтобы Он помог вашей приходской общине в строительстве храма.

– Сегодня у нас нет одной темы, мы отвечаем на разные вопросы. Вопрос телезрителя: «Скажите, пожалуйста, как правильно поминать и указывать в записках о упокоении родственников, погибших на войне? Ведь неизвестно, как они погибли, многие пропали без вести. Можно ли указывать их имена в записках?»

– Думаю, за сроком давности можно уже смело, не боясь никому причинить вреда, всех (и погибших, и без вести пропавших) писать в записках о упокоении. Также мы не должны забывать, что поминовение усопших – это не магический обряд, не что-то, что ставит над человеком некий крест, печать и т.п. Надо помнить о том, что у Бога нет мертвых. Наш Бог не Бог мертвых, но Бог живых, поэтому у Бога все живы, только одни уже перешагнули рубеж вечной жизни, а другие находятся еще здесь, на этой грешной земле. Но любая молитва за человека, живого, усопшего ли, приходит к Богу, а Он уже точно знает, где этот человек, в каком он состоянии. Может быть, человек в бессознательном состоянии, его и живым уже не назвать, но при этом он и не умер. Как за него тогда молиться?

Поэтому будем просто молиться, и если у нас есть некая внутренняя уверенность, то можно совершенно спокойно, с чистой совестью поминать его о упокоении.

– Вопрос телезрителя: «Почему Господь не создал людей сразу совершенными? Он мог бы еще в раю сделать так, чтобы они познали всё. За что теперь Он будет уничтожать несовершенных людей? Тогда мы Его ошибка? Для чего, зная все, что будет с человеком, делая его свободным, Бог уже создает впереди несвободу?»

– Это вопросы, которые находятся на границе между богословием и философией. Вообще я могу посоветовать нашим телезрителям прочитать на эту тему рассуждения нашего замечательного, известного многим профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова, книга называется: «Путь разума в поисках истины». Там даются ответы на самые популярные вопросы людей, находящихся на пути к Богу, которые ищут истину, хотят ее действительно узнать. Эта книга выдержала множество изданий, ее можно найти и в электронном виде.

Но если отвечать кратко от себя, я могу сказать одно: никого Господь не отправит в ад так, чтобы человек не понимал, почему и за что он оказался в аду. Ни один человек в аду не сможет сказать Богу: «Ты ко мне несправедлив». Любой в глубине своей души будет знать, за что он там очутился. Поэтому здесь вопрос свободы или несвободы, несправедливости, несовершенства снимается. Господь относится к нам гораздо более милостиво, чем к нам относятся наши родители. Он любит нас больше, чем наша родная мать.

Скажу больше, Господь любит нас больше, чем мы сами себя любим. Он отправил за нас Сына Своего Единородного на высочайшую на свете несправедливость – на крестные страдания, которых Христос никак не заслуживал. Поэтому если мы говорим о справедливости или несправедливости, то тут мы должны стыдливо умолкнуть: высшая несправедливость свершилась на Голгофе. И в то же время, с точки зрения Бога, это было высшей справедливостью.

Нашему ограниченному человеческому разуму сложно понять некие вещи, поэтому мы принимаем их на веру. Но здесь мы не просто верим, а знаем, что Бог видит и знает каждого человека, все его обстоятельства. Один наш знаменитый подвижник XX века, почти наш современник, преподобный старец Силуан Афонский, рассуждая на эту тему, говорил так: «У Бога и крыло мухи имеет вес». Поэтому не надо думать, что чьи-то слезы, чьи-то страдания, скорби, недоумения, искренние заблуждения, ошибки, которые человек хотел бы исправить, будут Богом не учтены или не замечены. Не надо так думать.

С точки зрения Промысла Божьего нам с вами заботиться и беспокоиться не о чем, кроме как об одном – стараться быть с Богом, не творить хотя бы страшных, отъявленных грехов, не называть зло добром и давать себе отчет в том, что мы вообще делаем, что с нами происходит и куда мы движемся: идем ли мы по широкой, пространной дороге, поддавшись искушениям, или все-таки карабкаемся в Царство Божие по узкому и тернистому пути. Спотыкаемся на нем, набиваем шишки, может быть, совершаем какие-то грехи, ошибки, но все равно стремимся к Богу – вот что самое важное. И Господь поможет.

– Вопрос телезрительницы: «Я инвалид 2-й группы, инсультница, и дело в том, что я не могу поститься: у меня и пониженный гемоглобин,  и все прочее. Пошла на первой неделе в церковь и попросила у батюшки благословение, что не могу поститься. А он сказал: ”А не надо никакого благословения. Не постись, да и все”. Как мне быть?»

– Думаю, батюшка простовато, можно даже сказать, грубовато пошутил, имея в виду, что Вам, в Вашем возрасте и с Вашим диагнозом действительно уже и благословения не надо на какое-то послабление или нарушение поста. Вам нужно поститься так, чтобы поддержать свое тело, свое здоровье, свой потрудившийся и изношенный организм в нормальной физической форме, чтобы у Вас были силы просто прийти в храм. Я думаю, что батюшка просто имел в виду это и так пошутил.

– Вы знаете, часто бывают недоразумения. Иногда нам пишут: рассудите, что же батюшка сказал? Наверное, не надо бояться священников, и если ты постоянно ходишь в храм, то можно переспросить. Часто мы сталкиваемся с тем, что идем к священнику, получаем не тот ответ, какой бы хотели. Или не понимаем его и приходим в смятение.

– Все мы люди. Священник тоже человек, он тоже устает, он тоже может быть не в настроении (так не должно, конечно, быть, но бывает, что он переутомлен). Конечно, когда мы приходим в храм, то ожидаем, что уж кто-кто, а батюшка нас встретит почти как ангел. И поверьте, что все священники так и стараются себя вести. Но бывает всякое, потому что мы люди. И, возвращаясь к вопросу нашей телезрительницы, я думаю, что здесь просто была простоватая и грубоватая шутка, ничего более.

– Сам человек может решить: «Я сейчас устал, я голоден, я буду нарушать пост»? Причем он что-то планировал, регулярно ходит в церковь и так далее.

– Может. Человек создан свободным. И Господь как раз создал людей несовершенными ради того, чтобы они шли к Нему, исполняли Его заповеди и любили Его не потому, что они созданы любящими, а потому, что эта любовь возросла в них, потому что она стала их органичной частью. Ведь нам бы хотелось, чтобы наши дети любили нас не потому, что мы их так воспитали: люби меня! Ведь мы не воспитываем так наших детей. Нам хочется, чтобы они любили нас потому, что они наши дети, что их к нам тянет, что они без нас не могут, что им с нами приятно, что в нашем присутствии они ощущают себя в безопасности. Мы их окружаем теплотой и заботой не из каких-то эгоистических принципов, а потому, что это тоже является нашей потребностью. Нам, нашему сердцу, нашей душе приятно любить наших детей. И то же самое Господь хотел от людей, когда их творил. Поэтому, создавая их несовершенными, Он ждал, что они добровольно пойдут по пути самосовершенствования, по пути исполнения Его заповедей.

Так же и здесь, с постом. Человек может поститься, может не поститься: он создан существом свободным. Но он должен отдавать себе отчет, что, нарушая то или иное каноническое постановление, он как минимум должен сказать об этом на исповеди. Одно дело, если духовник скажет: «Ты поступил правильно, не смущайся, в твоей ситуации и нельзя было поститься». И другой разговор, если духовник скажет: «Послушай, ну давай по совести: ведь ты же мог съесть это самое блюдо, но отложить в сторону мясо. Не умер бы ты без этого? Не умер. Ну, вот иди и думай сам». Поэтому все-таки должен быть совет с духовником, со старшим наставником, более опытным в духовной жизни человеком.

– Время нашей передачи неумолимо подходит к концу. Попрошу Вас обратиться к нашим телезрителям с кратким наставлением.

– Как священнику мне бы хотелось, чтобы этот Великий пост для каждого из нас прошел с определенной духовной пользой. Чтобы каждый из нас понимал, ради чего мы приходим в храм. Понимал, что наше воздержание от пищи, наши земные поклоны и иногда продолжительные великопостные службы  лишь средство, средство для достижения главной цели – стяжания Божьей благодати. Чтобы мы с вами, и постясь, и приходя в храм, приучались через это работать над своими страстями и недостатками. Чтобы, говоря проще, мы становились лучше и через это становились ближе к Господу Богу.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать