Беседы с батюшкой. Эфир от 5 сентября

5 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает старший священник Храма-памятника на Крови во имя всех святых, в земле Российской просиявших, протоиерей Максим Миняйло.

– В конце прошлой недели Екатеринбург следом за Краснодаром встречал мощи святителя Спиридона Тримифунтского, привезенные из Греции. В Краснодаре, по сообщениям СМИ, деснице святого Спиридона поклонились 85 тысяч человек. В Екатеринбурге – более 60 тысяч человек. Сегодня святыню уже встречали в Кемерове, в Знаменском кафедральном соборе. Но и наши зрители из Екатеринбурга могли быть деятелями и богослужений, совершаемых перед святыней. Мы также пообщались со многими паломниками, приехавшими в Екатеринбург из других, близлежащих и, даже можно сказать, дальних городов из других регионов. Храм-на-Крови всегда является местом массового паломничества. О чем лично Вы помолились святому Спиридону?

– Поблагодарил за то, что есть, и за то, что Господь дает возможность прикасаться к таким святыням. Не всегда есть необходимость остро что-то просить у Бога, но всегда есть за что поблагодарить. Даже помимо всякой просьбы некоторые личные вещи начали решаться именно в приезд святителя Спиридона: люди, от которых зависело решение некоторых вопросов, сами искали меня, и это для меня было тоже утешением, откровением, и слава Богу. Многие, насколько я знаю, получили большую помощь от угодника.

Это большое событие, святитель Спиридон – уникальный человек, поэтому я думаю, каждый получил от него какое-то утешение в эти дни.

– Насколько Вам близок этот святой и что и Вас больше всего удивляет из его жития?

– Это очень интересный человек. Один мальчик, который начал учиться в новой школе, рассказывал, что один из его одноклассников в числе «пи» после 3,14 знает наизусть более трех тысяч цифр Зачем он это делает? В качестве тренировки и из интереса, и сразу хочется с этим человеком познакомиться, посмотреть на него. Или Федор Конюхов, сейчас уже священник, всегда хочется с ним поговорить: узнать, что за человек такой, что им движет. Для нас очень важно, чтобы мы были окружены интересными людьми, может быть, такими, какими мы хотели бы стать сами. Например, такими, как святитель Спиридон, которому не хватало быть как все, жить обывателем, грешить так же, как все.

Святитель Спиридон захотел большего – реализовать все таланты, что ему дал Бог, ничего не зарыть в землю. Поэтому эта разносторонняя личность сыграла огромную роль в жизни Кипра, там он епископствовал. Хотя сперва это был простой человек, потом он стал епископом, но оставаясь простым и продолжая пасти овец. Простота его была еще и в другом смысле: в смысле цельности, целомудренности, неразрозненности ума, сердца, души и тела – все было направлено для блага, для Бога, для служения ближним. Поэтому Господь возвел его на такие высоты: он общался с императором, помогал своей молитвой, то есть был вызван из глубин империи, чтобы помочь.

Мне очень понравилась история из жития святителя про купца, который все время брал у него деньги и, когда получал прибыль, возвращал. Потом как-то не вернул и, поскольку был под тяжестью этого греха, от него отступила благодать Божия, и он разорился. Нужно опять идти за помощью к святителю Спиридону. Он пришел, но, раз он ничего не положил, там ничего и не было. Как мне кажется, это большой урок для нас – мы много берем от Бога, от жизни, от наших ближних, но мы не должны забывать, что нужно и положить. Не всегда же мы бываем несчастными, не всегда бываем нуждающимися, и у нас уже иногда формируется комплекс неудачников, просителей, мы всегда всем недовольны, недовольны реформами, зарплатами, здоровьем, близкими и друзьями. А святитель Спиридон всем был доволен и нам показывает, что бывают тяжелые моменты в нашей жизни, но всегда Господь приходит на помощь. Когда ты снова развернулся, когда идешь ровным шагом, вспомни, что сегодня настал тот момент, когда ты должен положить в этот ящичек, то есть помочь другому человеку. Вот это очень легло мне на сердце.

Вообще, святитель Спиридон делал очень много и разносторонне. Например, когда воры просидели всю ночь и были изобличены, какое надо было иметь великодушие, смирение и любовь к людям, чтобы сказать: ну ладно, вы воры, но, раз провели ночь в бдении, не спали, – жалко вас. За то, что вы бдели, давайте подарю вам овечку. Конечно, всем нам хотелось бы, чтобы нас окружали такие люди, которые умеют не воздавать злом за зло, которые могут исправить его своей добротой. Потому что криком не исправишь, не исправишь многословным, многочасовым назиданием, а исправить можно добрым примером, молитвой, благодатью Божьей.

Конечно, у святителя Спиридона есть такие характерные христианские примеры, которые сегодня для нас являются вообще невыполнимыми. Например, когда он пришел в императорский дворец, его спросили, кто он, и когда он ответил, что епископ, его ударили, потому что одет он был очень просто, и решили, что это очередной мошенник, попрошайка. Его хотели изгнать, а он подставил другую щеку и так засвидетельствовал свое епископство – не митрами, не жезлами, не золотом, а именно христианским смирением. Все, что делал святитель Спиридон, удивительно. Он был другом Николая Чудотворца, близким ему по времени и по духу, он по-новому вошел в нашу жизнь какие-то 10-20 лет назад.

Помню, было время, когда мы еще не служили ему всенощное бдение. 25 декабря идет обычная служба, а сейчас это уже немыслимо. Конечно, мы делаем шаг от Типикона в сторону увеличения службы, делая ее более торжественной, пышной; и так во многих храмах. В нашем храме так будет уже всегда. Второй раз приезжает к нам угодник Божий, у нас уже есть его тапочек, подаренный епископом Нектарием с Корфу. По нашей храмовой традиции, мы выносим его каждое воскресенье после литургии для поклонения, поэтому дай Бог, чтобы пример святителя Спиридона помогал, чтобы кемеровчане радовались так же, как радовались до них красноярцы и екатеринодарцы с екатеринбуржцами. Владыка отметил, что святая Екатерина из одного города в другой в память ее имени передавала эти мощи. Слава Богу, что это происходит, думаю, это будет огромным утешением людям, идущим сегодня к угоднику.

– Какие-то люди идут, чтобы о чем-то попросить, а кто-то – поблагодарить. Когда человек идет к святыне, надеясь на чудо, это отношение к святыне как чему-то чудодейственному – правильное ли?

– Да, есть и такое отношение, когда человек как бы магически воспринимает святыню: чтобы то, что он задумал, исполнилось. Но важно, что именно ты задумал.

– Самое интересное, что, если этого не происходит, наступает разочарование – никакой помощи.

– Мы часто просим у Бога не того, что нам полезно. Например, наши священники видели, что кто-то прикладывал к святыне какой-то договор. Мы не можем всех вразумить, остановить, видели, как кто-то прикладывал прямо сам договор – сложенные листы формата А4. Хотя, как знать, может быть, святитель Спиридон благословил бы и договор. Если это на пользу, слава Богу, но важно понять, что ты задумал, что ты просишь. Часто человек не хочет над этим задумываться, если он чего-то хочет, то уже будет добиваться любой ценой, – пойдет к святителю Спиридону или какой-нибудь гадалке, и это уже тяжелая ситуация. Потому что Бог не хотел бы, чтобы мы получали какой-то молниеносный и внешне привлекательный эффект, как у фокусника в цирке. Но Бог хотел бы, чтобы менялось наше сознание, чтобы наши мысли стали другими – что, по святым отцам, и есть покаяние – чтобы мы не хотели злого, а хотели доброго. Поэтому не все нам подается. Конечно, когда человек уже унывает, то, как родитель ребенку лишний раз даст конфетку, чтобы его утешить, так же и Бог часто показывает, что Он рядом, и дает нам многое из того, что нам даже и не нужно.

Посмотрите на житие святителя Спиридона. Главный вопрос, как мне кажется, такой: мы хотим все время получать помощь от святых, от Бога, может быть, кто-то из нас захотел бы стать таким, как он? Взять и начать такую интересную жизнь – полную приключений, духовных трудов, благословений Божьих, подвигов. Я уже упомянул Федора Конюхова. В 15 лет он переплыл на лодке Азовское море, в своей книге он описывает, что хотел сделать это раньше, но отец просто разломал лодку, увидев, что сын хочет выйти в море. То есть сделать что-то ради своего ближнего, даже ради своего совершенствования, преодоления своих немощей, страхов – взять и начать кому-то помогать, начать добиваться в жизни чего-то серьезного. Советская парадигма родила такую фразу, как «Хочу быть космонавтом», и это не всегда плохо, это значит, что я хочу преодолеть еще многое и многое и где-то пригодиться, особенно в тяжелом месте, пригодиться многим людям. И эта, если хотите, даже романтика, которая должна присутствовать в нашей жизни. Потому что дача, квартира, машина – это невероятно скучно, и просто ужасно, если это является задачей жизни для 18-летнего мальчика. Тогда остается только рыдать, а вот открыть новый остров в океане, совершить нечто такое, чтобы твоя жизнь была полезной… Мне кажется, святые показывают как раз именно это – то, что человек должен не бояться, должен идти к Богу, получить благословение и что-то совершить на этой земле, каждый в меру своих сил.

Например, наш знаменитый Ермак, который взял и завоевал для России Сибирь. Люди просто великого духа, вдохновленные Христовой верой, не боявшиеся никаких трудностей. Святой угодник святитель Спиридон, мне кажется, должен подтолкнуть нас к этому. Дай Бог.

– Тема жизненных целей, стремлений и устремлений пересекается в том числе с праздником Успения Пресвятой Богородицы, отдание которого совершается сегодня. Успение, успех как итог жизни. Успешность как критерий современного человека. Как Вы сказали, страшно видеть 18-летнего юношу, который ставит своими жизненными целями квартиру, дачу и т.д. Как Вы считаете, как научиться правильно выставлять цели? Как определять для себя критерии успешности и успеха и выходить на правильную «приключенческую» тропу?

– Мне кажется, этому могут помочь книги, исторические образы великих людей. Если говорить о празднике Успения, то не всегда правильным результатом является что-то громкое, Божия Матерь как раз показывает вторую сторону – это интенсивность, которая может быть еще и внутренней, и только внутренней, потому что из Евангелия почти не слышно о Божией Матери, упоминается о Ней только несколько раз. В Кане Галилейской, показывая, что Ей небезразлична судьба многих и многих людей и конкретно этих молодоженов, оказавшихся в неприятной ситуации, Она выступает с ходатайством к собственному Сыну. И вся дальнейшая Ее жизнь – это жизнь высочайшей духовной интенсивности. Это интенсивность внутренняя – преодоление многих скорбей, служение Своему Сыну и Отцу нашему Небесному, и потом самое главное испытание, которое Ей предрек Симеон Богоприимец, – «орудие пройдет Тебе душу». То есть Она понесет такие страдания, которые тяжело понести в этой жизни человеку, и Божия Матерь все это претерпевала.

Думаю, что молитва к Богу и Евангелие каждому человеку дает свой путь. Когда человек только формируется, ему нужно видеть перед собой добрые примеры близких людей или исторических персонажей, с которыми он может познакомиться из книг. И конечно, священная книга – Евангелие всегда дает правильный ориентир в жизни и является тем камертоном, что настраивает человека на правильные поступки, на правильное понимание того, что и как он должен делать в этой жизни. Но проблема заключается в том, что каждое конкретное решение в этой жизни человек принимает сам и только сам и полностью несет ответственность за него. Готовых схем не существует. Если сказать себе: я буду жить, как Михаил Васильевич Ломоносов... Ты никогда не будешь так жить. Может быть, ты будешь даже больше, чем он, но сможешь пройти только своим путем.

Поэтому примеры других людей нужны нам как источники вдохновения. Кто-то, прочитав житие святителя Спиридона, может быть, захотел уйти в монастырь. Про себя могу сказать, что, когда я читал житие Серафима Саровского, я точно хотел уйти в монастырь. Думаю, что в этом я не одинок, таких людей, может быть, сотни тысяч. Другое дело, что каждый пошел в жизни своим путем, но источником вдохновения для этого, безусловно, может являться жизнь святого угодника, такого, как святитель Спиридон.

– Мне кажется, стоит еще поговорить о том, каким должно быть правильное отношение к святыням, как не превозносить святыни и святых, не забывая о Боге, предстательства пред Которым мы у них просим. Потому некоторые люди стоят в очередь к святыне как к чему-то магическому. Другие идут именно к этому конкретному святому, как-то не памятуя о том, что святые – это лишь Божии помощники.

– Безусловно, это так. Святые приносят нашу молитву Богу, они как бы берут нас за руку и приводят туда, куда мы стесняемся подойти по разным причинам. У нас не всегда есть дерзновение, потому что, к сожалению, наша жизнь отличается от евангельской, и мы не можем дерзновенно обратиться к Отцу Небесному, как может и должен обратиться сын к своему отцу. Через греховную удаленность у нас возникает эта проблема, в том числе психологический эффект некоего страха, смущения. И святые угодники делают это вместе с нами, они говорят: не бойся, пойдем, Он нам поможет. Они не являются источниками благодати, но они являются носителями благодати через то, что они подчинили свой ум, свое сердце, они усыновлены Богом. Святитель Спиридон подчинил Богу даже свое тело, поэтому оно напитано благодатью Божьей, и через прикосновение к его мощам мы получаем благодать. Важно помнить и знать, что началом всем добрым свершениям и благословениям является Отец наш Небесный.

Думаю, что каждый человек, вставший на путь богопознания, богопочитания, проходит эволюцию, его сознание меняется, и чем больше и чем усерднее он в Церкви, тем быстрее до него дойдет правда и истина. И он будет воздавать должное поклонение Отцу Небесному и понимать, какова роль святых в нашей жизни.

– Для кого-то прикосновение к святыне, молитва перед ней – способ увериться. В том числе часто бывает, и мы об этом немного уже говорили, что мы стесняемся сами обращаться к Богу, боимся, что молитва не будет услышана, что, если так можно выразиться, у Него достаточно хлопот и без нас. Как укрепить веру и понять, что по вере нашей будет нам?

– Мне кажется, ответом здесь может быть евангельский образ отца, который привел больного сына – с одной стороны, понимая, что уже больше некуда пойти, а с другой, в нем были разные сомнения, потому что многие пытались помочь, даже апостолы, но у них не получилось. Человек шел с несколько надломленной верой и так и говорил Христу: «Господи, я верую, но помоги моему неверию», то есть признавался в том, что его вера некрепкая. И Господь очень милостиво отнесся к нему и дал исцеление. Мне кажется, надо обращаться к Богу, молиться, чтобы Он укрепил веру, понимая, что вера не возникает сама по себе из недр души, что это есть дар Божий. Господь дает его нам, помогает возгревать, а мы его можем и должны возгревать через наши труды, молитвы. Имея веру, мы можем ее терять, а можем приобретать, это зависит от нас с вами.

Когда мы просим чуда просто ради фокуса, то должны помнить слова Христа к фарисеям и книжникам: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамений». Но Он говорит, что знамение не дастся им, кроме знамения Ионы-пророка. Нам тоже должно быть известно, что не каждая наша просьба и искание чуда должно и может быть удовлетворено. Часто Господь помогает людям, которые бывают совсем не церковными и маловерующими, но через них совершаются многие чудеса. Или, например, через детей: девочка нашла Казанскую икону. Как так получилось? Не епископ, не монах, не прихожанин со стажем, а маленькая девочка, которой было явление в городе Казани в XVI веке, и она обрела великую святыню нашей земли. Или Порт-Артурская икона, память которой мы праздновали 29 августа: простой матрос в Киеве получил извещение от Матери Божьей, и стали писать икону. Такие чудеса совершает иногда Господь, превращая в проповедников обычных рыбаков или, например, обычного пастуха – будущего святителя Спиридона. Кстати, он был женат, у него были дети (супруга потом скончалась). Это был обычный благочестивый христианин, и Господь сделал его таким вселенским чудотворцем. Очень важно, какое устроение у человека. Если он подготовит себя к принятию Божественной благодати, будет заниматься очищением своей души и сердца, тогда Бог наполнит сосуд его души, и будет спасение и ему, и помощь через него другим людям.

Вопрос телезрителя Владимира из Чувашии: «Батюшка сказал, что христиане должны принимать все правительственные реформы, законы со смирением. А не может ли получиться так, как на Украине, из-за того, что люди не пошли против власти, и сейчас у них начинаются гей-парады, раскол православия? Может быть, они терпели, равнодушно смотрели? Ведь каждый православный человек должен болеть за свою Родину и молиться за нее. Поясните, пожалуйста, может быть, я что-то не понимаю».

– Конечно, Вы правы, христианин должен и молиться, и действовать. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» даже есть пункт, что православные христиане в случае принятия определенных государственных законов и решений имеют право не подчиниться и не повиноваться им. Совершенно верно.

Наверное, наш слушатель задает такой вопрос из-за того, что я упомянул пенсионную реформу. В этом отношении мы должны посмотреть, есть ли наша вина в том, что случилось, и то, что сейчас происходит, безусловное зло. Мы как-то приложили к этому руку, являемся виновниками этой ситуации? Я могу сказать, что безусловно являемся, потому что родитель, который имеет одного ребенка и хочет в старости получать достойную пенсию, – это утопист, человек, который не понимает, как реально строится общественная и народная жизнь. Житель Российской империи в среднем имел в семье восемь детей. Михаил Александрович Калашников, который изобретал то, что до сих пор помогает нам защищать нашу Родину, был семнадцатым ребенком в семье. Наверное, его родители могли претендовать на хорошую пенсию, потому что они для этого сделали все: семнадцать их детей стали производителями определенного продукта, теми, кто увеличил богатство нашего Отечества, в том числе кормил тех, кто потом стал престарелым. Поэтому, глядя на те процессы, которые идут, мы должны понимать, что причиной их часто является то, что мы не всегда правильно ведем себя – закладываем мину замедленного действия через малодетность, через нравственные пороки и не получаем то молодое поколение, которое должно было бы нас обеспечить через 30-40 лет.

Что касается неравнодушия, с этим я абсолютно согласен. В качестве примера была приведена Украина, которая страдает в том числе оттого, что где-то народом не было сказано твердое и решительное слово.

– Если говорить о малодетности и многодетности, в наше время есть определенный призыв и тренд, что православная семья – это семья многодетная. Но при этом многодетная семья – это определенное призвание и труд, который не каждому по силам. Как с этим быть? Многодетность должна быть неким общим социальным ориентиром или это явление, которое может быть какой-то семье присуще, а какой-то нет?

– Конечно, какой-то она не будет присуща, потому что бывает так, что Господь не дает детей. И такая семья тоже может быть счастливой, потому что у Бога все премудро. Бывает, что в семье один ребенок, бывает, что два, вопрос в том, есть ли искусственное ограничение этого процесса. В Израиле, например, детский бум, там все многодетные, это современно, желанно. Они хотят, чтобы народ увеличивался, хотят каждый сантиметр своей земли превратить в земной маленький рай: под каждое деревцо подведена маленькая трубочка, из которой капает водичка. Вода привозится на танкерах, чтобы под каждое деревце капала по трубочке вода, чтобы вся пустыня превратилась в цветущий сад. Что это? Это желание народа жить, желание обустраивать свою страну. Пока у нашего народа не сильное желание жить, потому что главный показатель желания жить – это желание иметь детей. А уже следующий этап – это желание не мусорить, желание копать, сажать, растить, строить.

Конечно, наш народ был очень замучен в XX веке разными войнами, неприятностями, разными убийственными реформами. Сейчас, как мне кажется, людям надо дать немножко отдохнуть от магазинов, закрыть в воскресенье все гипермаркеты, как во Франции или Германии, где в этот день невозможно ничего купить. И тогда человек начинает отдыхать от этого сумасшедшего ритма, он начинает задумываться, открывать книгу, идти в храм. Есть определенные механизмы, в том числе и государственные, которые помогают снять огромную нагрузку, невроз, который просто насаждается нашему народу посредством того, что у нас все всегда работает. Мы бросились зарабатывать все деньги этого мира, мы забываем, что теряем свою жизнь, ее размеренность, праведность. Господь определил день покоя, это очень спасительно для нас.

– Как Вы думаете, идея с закрытием торговых центров в воскресный день – это перспективно?

– Я думаю, что будут заплачены самые большие деньги, чтобы этого не допустить. Но если бы была забота о народе, то это надо было бы сделать завтра. Какой нам с Вами толк в том, что владелец французской торговой сети получит дополнительную прибыль из-за того, что наши сограждане вместо того, чтобы поехать в воскресный день на природу или пойти в храм, будут с огромными тележками кататься по торговому центру? Какая нам выгода в том, что владелец-француз получит дополнительный доход? Или в том, что швед, владеющий другим торговым центром, получит еще второй доход, оттого что мы придем туда в воскресенье? Пусть работают пять дней. Но это дело не священника, просто это мой взгляд как гражданина. Но мы же говорим о народосбережении, о том, как сделать нашу жизнь лучше.

– Просто если посмотреть порой пугающие социологические опросы, где говорится, что порядка 70 процентов населения России считают себя православными христианами, но при этом тех, кто регулярно посещает храм, исповедуется и причащается, 3-5 процентов, то это вызовет не желание сказать: спасибо, как здорово, что у нас появился один день, когда мы действительно можем немножко отдохнуть, переключиться, выпасть из суеты, но по сути это будет насаждение определенной группы людей?

– Все будет нормально, если так сделать. Проблема в том, что интересы многих переплетаются здесь, и нужна огромная воля, чтобы принять правильное решение по обустройству нашей жизни. Звонивший нам телезритель правильно сказал, что чем больше люди на своих местах будут брать в свои руки, начиная с поселков и малых городов, где все решают жители и руководство, в первую очередь в соответствии со своими интересами, а не тех, кто на них зарабатывает, тогда, как мне кажется, будет выправлена эта кривизна нашей жизни.

– Как не попасть в круговерть событий, мероприятий, всего постоянно движущегося, действующего, работающего? Как научиться брать небольшую паузу в сегодняшних реалиях, когда у нас нет и дня остановки, и отдавать день Богу?

– Мне кажется, надо открыть книгу, почитать Соломона, потому что это нам кажется, что мы чего-то не успеем, что-то упустим, что происходит нечто уникальное, а он говорит, что все суета сует и томление духа. Вот приезжаешь в какой-нибудь греческий монастырь, и как бы ты ни уговаривал, а с 12 часов дня у них закрывается прием паломников, и все. Мы в этом вопросе тоже впереди планеты всей: у нас все всегда открыто с 7 до 11 вечера, и в час ночи уже открыто, и в монастырях тоже. А там размеренный образ жизни, который они нашли, чтобы не потерять себя. Ночью они молятся, утром немного принимают паломников, а потом свободное время, и это незыблемо. Потому что, как говорит Евангелие, что толку в том, если соль потеряет силу? Она будет не нужна, ее надо будет выкинуть. Это вековая мудрость – ничего не может сегодня произойти такого, что уже не происходило. Это сказал царь Соломон. И твоя задача – сохранить мирность духа и прожить этот день без спешки, без суеты, без поспешений. В молитвах мы просим избавить нас от лукавого, дьявольского поспешения.

Вы можете представить себе, чтобы какой-нибудь угодник Божий носился, как носимся мы по бестолковым, бесполезным делам? Основа всему – это правильно построенный день, в котором есть молитва, есть добрые дела, есть тишина. И пусть человеку дастся мудрость, чтобы каждый для себя определил эту меру, у каждого человека она своя.

– Мы начали беседу с разговора о том чуде, которое удостоилась принять Екатеринбургская епархия, Храм-на-Крови, – десницы святителя Спиридона Тримифунтского; напомню, что это всероссийское принесение святыни. До завтрашнего дня она находится в Знаменском кафедральном соборе г. Кемерово, в Московской области святыня будет с 7 по 9 сентября, в Туле – 10–11 сентября, в Санкт-Петербурге – 12–14 сентября, город Тверь принимает святыню 16–17 сентября, Саратов – 17-18 сентября, Чебоксары – 19 сентября, Ярославль – 20–21 сентября, и наконец мощи святителя Спиридона Тримифунтского будут находиться в столице с 22 сентября по 15 октября, и далее десница направится к месту своего постоянного пребывания – в Грецию, на остров Корфу.

Батюшка, Вы сказали про определенные правила приема паломников, незыблемые в Греции. Интересно еще, что многие улицы там носят имена святых, например есть улицы архиепископа Макария, апостолов Петра и Павла. Святые буквально окружают людей: ты живешь и работаешь на улице в честь какого-то святого, это очень удивляет.

– Это воспитывает, помогает, это очень хороший опыт, который нами, к сожалению, утерян, но надо потихоньку его возвращать.

– Достаточно часто говорят о национальной идентичности как о проявлении конкретной нации. Если мы видим конкретного человека, который говорит, откуда он, то можем представить образ. Как нам возродить национальную идентичность?

– Мне кажется, надо воспитывать и учить свой народ, применять для этого все возможности – школы, университеты, телевидение. Должна быть такая национальная программа, просто не пускать зло в эфир и заниматься образованием. Это большой труд, длительный процесс, он стратегический, его не решишь за день-два, за год, но, мне кажется, должна быть поставлена такая задача на общенациональном уровне – образовывать, воспитывать людей. Для этого есть огромные возможности – телевидение, СМИ и наши школы. Здесь дело только за волевым решением тех, от кого это зависит. Этим занимаетесь и вы в той мере, в какой у вас есть возможность, но в какой-то мере могло бы заниматься и государственное телевидение. Но главная проблема – рейтинг, если он что-то значит, тогда будут ставить то, что хочет увидеть человек. А что хочет увидеть падший человек? Он хочет видеть то, что ему подходит, а если это будет ему «на вырост», рейтинг будет падать. Нам надо определиться, чего мы хотим – удовлетворить спрос или поверх него дать человеку что-то назидательное.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать