Беседы с батюшкой. Преддверие Дня Победы

5 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает игумен Августин (Неводничек), наместник ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. Передача из Москвы.

 

- Отец Августин, Вы прибыли к нам в Москву из Ярославской епархии – это родина многих подвижников, русских святых. Именно Ярославская земля в эти дни встречает ковчег с десницей великомученика Георгия Победоносца - христианскую святыню. Вы были свидетелем встречи. Расскажите об этом подробнее.

- Христос Воскресе! Прежде всего, поздравляю со светлыми днями Христова Воскресения всех телезрителей. Вместе с Собой Господь воскресил и все лучшие надежды человечества. Хочу пожелать всем, чтобы Воскресение Господа нашего Иисуса Христа стало значительным событием и в жизни каждого человека. Поздравляю также телезрителей, особенно дорогих ветеранов, с праздником Великой Победы. Желаю здравия духовного, душевного, телесного.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в наше Отечество из Ксенофонтского монастыря Святой Горы Афон доставлена великая святыня - десница великомученика Георгия Победоносца, являющегося покровителем русского воинства, а также города Москвы. Георгиевская ленточка также названа в его честь. Святыня прежде была привезена в Ярославскую митрополию. Сегодня она находилась в стенах древнего Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Завтра будет доставлена в Москву и до 11 мая 2015 года пребудет в Георгиевском храме на Поклонной горе, где станет доступна москвичам и гостям столицы.

- Насколько я знаю, Божественную литургию 6 мая, в день прибытия святыни в храм, будет служить Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Завтра предстоит очень торжественный день на Поклонной горе.

- Совершенно верно. И хочется всех поздравить с преддверием этого праздника – дня памяти святого великомученика Георгия Победоносца. Напомню нашим телезрителям, что 6 мая - день памяти Георгия Победоносца. Хочу также сказать об удивительном факте: в 1945 году именно 6 мая был подписан первый акт о капитуляции Германии, Светлое Христово Воскресение тоже пришлось на 6 мая. Вот такое удивительное совпадение: три события соединились. Думаю, это далеко не случайно.

- Отец Августин, я знаю, что Вы родились в Волгограде, а выросли в Туле. Эти города – героические. Расскажите, как Вас коснулось эхо победы.

- Действительно, для городов Волгограда и Тулы этот день больше чем праздник. Попав на служение в Ростовскую землю наместником Спасо-Яковлевского монастыря, я познакомился со священником, который также был родом из Волгограда. Однажды в беседе о Великой Отечественной войне мы пришли к мнению, что об одном эпизоде, который касается Сталинградской битвы, мало кому известно. Это явление Божией Матери, которое случилось в Сталинграде 11 ноября 1942 года, в день празднования памяти святого преподобного Авраамия Ростовского.

Получив благословение правящего архиерея, мы у лучшей финифтянки Ростова (Ростов известен финифтяным промыслом) заказали эту икону. Мастерица с большим энтузиазмом отнеслась к просьбе: съездила в Волгоград, на рынке купила гильзы от автомата ППШ, побывала на Мамаевом кургане, наполнила гильзы землей с этого священного места и вставила их в орнамент иконы. Впоследствии мы икону передали в дар Волгоградской митрополии, вручив ее управляющему Волгоградской епархией митрополиту Герману.

- Икона с реальными гильзами?

- Да. Мы надеемся, что этот образ и это событие станут известны широкому кругу наших соотечественников.

- Напомните, когда произошло это событие.

- 11 ноября 1942 года, в день празднования памяти святого преподобного Авраамия Ростовского. Это явление Божией Матери, стоящей над берегом Волги, в Сталинграде. После чего произошел коренной перелом в Сталинградской битве. Событие важное и значимое, о котором нужно знать. Воспоминания солдат, видевших Богородицу, зафиксированы в архивах КГБ, рассекреченных лет десять - пятнадцать назад и ставших доступными.

- Приходилось ли Вам общаться со священниками, которые прошли Великую Отечественную войну?

- Приходилось и в Тульской епархии, и на Ярославской земле совершать служение со священниками, которые прошли через горнило войны. Это особенные люди, которые знали цену жизни и смерти. Всегда по-особому из их уст звучали слова христианского приветствия: «Христос Воскресе!» Они часто говорили: древний и последний враг, с которым борется Господь Иисус Христос, - смерть, зло. Бог есть жизнь. Всё в нашем мире живет и существует именно в силу своей причастности к Богу.

Когда человек совершает грех, Божественная благодать перестает струиться в нем, перестает омывать его сердце. Первородный грех и все последующие грехи человека воздвигли преграду между Богом и людьми. По слову апостола Павла, только Бог сейчас имеет бессмертие. Чтобы вернуть его людям, Господь, подобно опытному врачу, приходит и соединяет больную распавшуюся человеческую природу. Господь сделал для нас не просто много. Он сделал все, чтобы человек не погиб, но имел жизнь вечную. Господь пришел, чтобы отдать Себя всего ради блага людей, чтобы напитать Собою, пожертвовать Собою. Именно это сделали воины на поле брани, когда положили свои души за Отечество и своих друзей.

- Известны ли Вам такие случаи, когда люди не были священниками до войны, а приняли сан, пройдя ее горнило?

- Безусловно. Тяготы войны очень сильно меняют человека. Он начинает задумываться о важном и значимом. Именно на войне люди часто оценивают свою жизнь по самой высокой шкале: не только эту жизнь, но и жизнь будущего века. Таких фактов известно много, когда русский воин, пройдя через чистилище войны, через горнило боевых сражений, становился священнослужителем. Многие из них живы до сих пор. Дай им Бог здоровья!

- Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Два моих родственника – дядя и дед по отцовской линии - погибли на фронте. Я не знаю, были ли они крещены, дед был евреем. Можно мне поминать их 9 мая, в день поминовения усопших воинов, в церковной записке или нет?»

- Келейно, в домашних условиях мы за таких людей молиться можем и даже обязаны. Другое дело, когда мы не знаем, был крещен человек или нет. Мы не можем помимо их воли, насильно решить – хочет он быть христианином, быть в ограде Церкви или нет. Если доподлинно известно, что человек крещен, тогда, безусловно, за него мы можем подать записку в любом православном храме. Если мы в этом не уверены, то должны молиться келейно.

- Какой вклад внесла Русская Православная Церковь в дело победы?

- Хороший вопрос. О танковой колонне, построенной на средства Русской Православной Церкви в честь святого благоверного князя Димитрия Донского, знают многие. Но есть редкие факты, о которых, к сожалению, многим неизвестно.

После начала Великой Отечественной войны митрополит Гор Ливанских Илия усердно молился о спасении нашего Отечества. Ему было видение: Пресвятая Богородица, явившись, велела передать, что с крестным ходом нужно обойти город святого Петра, Ленинград, после чего отслужить молебен на Красной площади и отвезти этот образ в Сталинград на берег Волги. Это история всего лишь одной иконы, которых у нас сотни. На примере этой иконы – Казанского образа Божией Матери - мы видим глубокую связь христианства и русского воинства. Она была явлена накануне потрясшего всю Россию Смутного времени, в XVI столетии. С тех пор чудеса от этой иконы непостижимым образом сопутствуют важнейшим событиям русской истории и русского воинства.

Так, в 1612 году поляки, осадившие Москву, почти торжествуют победу. Русское ополчение во главе с Мининым и Пожарским состояло главным образом из людей, впервые взявших в руки оружие. Они отслужили молебен перед Казанским образом Божией Матери, наложили на себя строгий трехдневный пост. В ту же ночь плененному поляками архиепископу Арсению Ласонскому было видение: преподобный Сергий Радонежский явился к нему и сказал, что молитвы об Отечестве услышаны, завтра же Москва будет в руках ополченцев Минина и Пожарского, и Россия спасена. Мы знаем, что так и случилось.

И перед Полтавской битвой, и перед Бородинским сражением русское воинство молилось пред этой иконой. Когда святитель Митрофан Воронежский благословлял Петра I на строительство северной столицы, он передал ему именно Казанский образ Божией Матери и сказал, что пока он будет находиться в городе святого Петра, туда не ступит вражеская нога. И вот во время Второй мировой войны – время, страшное не только для России, но и для всего мира, митрополит Гор Ливанских Илия усердно молится о спасении нашего Отечества и передает слова, которые ему были сказаны Богородицей. Мало кто знает, что по указу Верховного Главнокомандующего все так и было выполнено, и в Ленинград не ступила вражеская нога, несмотря на его страшную блокаду. А под Москвой и Сталинградом фашисты получили сокрушительный отпор, что решило исход всей войны.

Во время штурма нашими войсками Кёнигсберга, этого неприступного города-крепости, чаша весов победы колебалась. Священниками был отслужен молебен, после чего они в полный рост пошли к передовой, неся иконы, в том числе Казанский образ Божией Матери. Внезапно шквал огня с немецкой стороны стих, и наши войска успешно закончили штурм этого города. Позже пленные немцы рассказывали, что перед самым штурмом в небе появился образ Богородицы. Они, воспитанные в католической или протестантской традиции, Ее называли Мадонной. У кого-то из фашистов отказало оружие, а кто-то просто упал от страха на колени, понимая, Кто помогает русским. Таких историй можно рассказать множество. Важно понять, что Церковь всегда была со своим народом, с русским воинством.

- Вопрос телезрительницы из Москвы: «Я хочу поделиться тем чудом, которое произошло с моим отцом. Он воевал в Сталинграде в 1942 году. У него при себе была крошечная иконка Божией Матери. Он оказался жив - Божия Матерь спасла его, и он дошел до Берлина».

- Видимо, телезрительница хотела поделиться тем фактом, что икона Божией Матери спасла ее отца, который смог дойти до Берлина и не был ранен. Данный звонок в подтверждение Ваших слов о том, что подобных чудес на войне было немало.

- Видимо, так.

- Расскажите об обители, наместником которой Вы являетесь. Почему такое интересное и сложное у нее название?
- Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь имеет более чем шестивековую историю. Основан он в конце XIV столетия святителем Иаковом Ростовским. Спасо-Яковлевский монастырь выделяла всегда именно эта особенность – он был святительским монастырем. Наиболее прославил его святитель Димитрий, митрополит Ростовский, который управлял ростовской кафедрой в начале XVIII столетия.

Объясню, почему монастырь называется Спасо-Яковлевский, а не Свято-Яковлевский. Веком ранее, в XIII столетии, в память о своем погибшем супруге Василько Ростовском княгиня Мария, после его блаженной мученической кончины в плену, основала Спасский монастырь. Впоследствии, после секуляризации церковных земель и объединения и упразднения монастырей при императрице Екатерине II монастырь был присоединен к Яковлевской обители. Таким образом, это два монастыря, объединенные в один. Отсюда и название.

- Какие святыни находятся в вашем монастыре?

- Святитель Димитрий Ростовский еще при жизни избрал Спасо-Яковлевский монастырь местом своей земной кончины. По прошествии 42 лет после его блаженного упокоения святые мощи святителя становятся главной монастырской святыней, к которой стекается огромное количество паломников. Напомню, что именно Дмитрием Ростовским были составлены знаменитые Четьи-минеи. В них он открыл огромный мир нравственной доблести, мужества, веры. Святитель Димитрий был великолепным проповедником, к нему обращаются за помощью люди творческих профессий. Если человек молится святителю Димитрию со вниманием, благоговением, сокрушенным покаянием, то такие молитвы всегда бывают услышаны.

Следует сказать о келейном образе святителя Димитрия Ростовского, перед которым он писал свои бессмертные творения, молился и перед которым умер в молитве, – это Ватопедский образ Божией Матери. В свое время он был привезен преподобным Максимом Греком из Ватопедского монастыря в первой половине XVI столетия. Преподобный Максим Грек доставил образ в виде прописи, то есть на бумаге. Поскольку иконография его на Руси не была известна, иконописцы ошиблись и сделали зеркальное отображение Ватопедского образа Божией Матери. Именно этот образ был впоследствии подарен святителю Димитрию и стал его келейной иконой. Посчитали, что и после смерти образ должен находиться перед ракой святых мощей святителя Димитрия Ростовского. В советское время он считался утерянным. Благодаря стараниям митрополита Ювеналия в 1997 году образ был возвращен в Спасо-Яковлевский монастырь, где пребывает поныне, являясь чудотворным и почитаемым.

Также следует сказать о святых мощах основателя монастыря святителя Ростовского Иакова - к нему обычно обращаются о прощении смертных грехов. В Зачатьевском храме находится чудотворная фреска святых праведных Богоотцов Иоакима и Анны. К этой фресковой иконе обращаются о даровании семейного благополучия, что очень важно, потому что все мы являемся не только гражданами небесного, но и земного Отечества.

 Россия переживает сейчас демографический кризис, выражающийся в катастрофическом сокращении коренного населения. Основным оправданием такого является малообеспеченность российских семей. Но хотя в странах Западной Европы уровень благосостояния выше, чем в России, тем не менее эти страны также испытывают демографический кризис. По утверждению демографов и социологов, уровень благосостояния только в том случае может иметь значение, когда супруги хотят испытать себя в качестве отца и матери второго, третьего, четвертого ребенка. В нашей стране сейчас, несмотря на то что в последнее время ситуация улучшилась, никакого развития нет. Если так дальше будет продолжаться, очень скоро русский народ, который сумел через тысячелетия пронести сокровищницу православной культуры, просто перестанет существовать. Поэтому мы считаем очень важным и значимым тот факт, что в нашем монастыре есть фресковая икона - люди обращаются о даровании семейного благополучия. На сегодняшний день мы знаем очень большое количество историй, когда люди получали просимое.

Самый рядовой случай: звонок с вахты монастыря – молодая супружеская пара хочет видеть наместника. Встречаю их: оказывается, они приехали в Ростов не как паломники, а как туристы (город Ростов входит в Золотое кольцо). Они пришли на экскурсию в Зачатьевский храм, где экскурсовод рассказал, что фресковая икона имеет благодать помогать в различных семейных обстоятельствах. Молодые люди дождались, пока все выйдут, помолились, приложились к иконе, а вернулись домой - все получилось. Эта пара была в нашем монастыре уже дважды. И подобных историй великое множество. Мы хотим их систематизировать и издать в виде отдельной книги.

- Вопрос телезрительницы из Новомосковска: «Отец Августин, Вы служили в нашем городе в Тульской области. Хочу Вас поблагодарить за то, что мне Вы помогали выпускать православный журнал, вели с нами занятия в воскресной школе. Примите наилучшие пожелания в Вашем пасторском труде, в заботах по благоустройству и восстановлению монастыря. Тема передачи посвящена Великой Отечественной войне. Очень хорошо, что телеканал «Союз» затрагивает в своих передачах такие темы. Большой Вам привет из нашего города. Мы Вас любим и помним».

- Спаси Господи!

- Много ли паломников посещают Ростов Великий? Почему Ростов назван Великим, в чем его величие?

- В этом году отмечается тысячелетний юбилей со дня блаженной кончины святого равноапостольного князя Владимира. В Российской Федерации Ростов – единственный город, где участие в крещении принимал непосредственно сам святой равноапостольный князь Владимир. В Новгороде крестили его воеводы, а в Ростове он сам. 5 июня пройдет традиционный крестный ход в день празднования Собора Ростово-Ярославских святых - из Успенского собора Ростовского Кремля в Спасо-Яковлевский монастырь. В этом году по пути крестного хода будет освящен памятный крест на берегу озера Неро, на месте крещения ростовчан святым равноапостольным князем Владимиром. Событие это, может быть, до конца еще не осознано всеми нами.

Академик Дмитрий Лихачев справедливо считал, что с Крещением Руси начинается исключительно редкий культурный взрыв. Столетия не проходит, как на Киевской Руси появляются сложная совершенная письменность, живопись, архитектура, светская литература, летописи – все то, что мы сейчас называем культурой. Самое важное, что культура изначально на Руси была связана со святыней. В этом стремлении к святыне, где растворялось удельно-княжеское противостояние, национальная вражда, зародились принципы нашей государственности. Веками идеалом на Руси были святые. В Евангелии есть слова: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Веками сокровище русского человека было не в какой-то громыхающей внешней силе, а в поразительной духовной красоте, утонченной святости. Повторюсь, веками идеалом на Руси были святые, и именно об этих святых писал святитель Димитрий Ростовский, вот почему его знаменитые Четьи-минеи были так любимы русским народом.

Ростов являлся в свое время очень крупным культурным, экономическим, политическим и, в первую очередь, духовным центром. Ростов Великий был центром Святой Руси. Иногда наш Ростов путают с Ростовом-на-Дону, который назван не в честь Ростова Великого, а в честь святителя Димитрия Ростовского. Случилось это во второй половине XVIII столетия, то есть Ростов-на-Дону - город достаточно молодой. Очень обидно бывает, когда подъезжаешь к Ростову-на-Дону и видишь указатель – «Ростов - 100 км». На самом деле до Ростова-на-Дону сто километров, а Ростов Великий значительно дальше.

У нас был забавный случай. Прихожанка из Москвы решила посетить Спасо-Яковлевский монастырь. Она не знала про Ростов Великий и думала, что Спасо-Яковлевский монастырь находится в Ростове-на-Дону. И только в этом городе поняла, что есть еще один Ростов – Великий, в противоположном конце нашей страны.

- Вы сказали, что святитель Димитрий Ростовский умер в молитве. Не могли бы Вы подробнее об этом рассказать?

- Нам сложно сказать доподлинно, какой была кончина святителя Димитрия Ростовского. Найден он согнувшим колени, и было видно, что перед тем, как навсегда сомкнулись его очи, он обращался к Богу.

- Вопрос телезрительницы из Свердловской области: «Вы говорили о демографии. Посмотрите, сколько открывается мужских монастырей. И красивые здоровые мужчины уходят в монастыри, а пьяницы остаются. От кого же рожать детей?»

- У каждого человека в жизни свой путь. На самом деле и у монаха, и у мирского человека одна и та же цель в жизни – приобрести любовь. Просто монах это делает более радикальным способом. Для человека семейного Господь предложил стать в своем сердце открытым для всего остального мира, для остальных людей, сбросив силу эгоизма через свой супружеский союз. Человек через семью учится любви, поэтому говорится, что семья – школа любви. Когда человек жертвует своими предпочтениями, привычками, удовольствиями, своим «я» ради общего «мы», по крайней мере - по отношению к тем людям, которые в этой жизни ему особенно близки и дороги (речь идет о второй половине и о детях), он учится любви ко всему остальному миру. Что касается тех, кто ушел в монастырь, то, наверное, эти люди вправе решать, какой путь им избрать – путь семейной жизни либо монашеского делания.

- На Ваш взгляд, что важно посетить паломникам в Ростове Великом, что важно не пропустить?

- Действительно, многие стремятся сейчас провести свой отпуск вне пределов нашего Отечества. Почему-то появилось пренебрежительное отношение к русской культуре. Считается, что у нас в истории были лапти да соха, иногда водка, тем и жили. Пытливым взором окинув многовековой опыт наших предков, мы можем увидеть, какой светлой становится жизнь, когда человек находит в ней смысл. В России святыню считали важнейшим смыслом и принципом самой жизни. Но постепенно произошла смена приоритетов - духовного на материальный. Основная причина этого в грехопадении наших прародителей: неправильно трактуемая и используемая ими свобода в попытке поставить себя на место Бога. Именно при таких условиях в некогда христианской Европе появляется совсем нехристианский стандарт. Зародившаяся в XVIII и получившая развитие в XIX столетии либеральная доктрина спровоцировала немало различных потрясений. Конечной целью этой доктрины был объявлен человек и его блага. Такой инволюционный по отношению к христианским ценностям ход развития событий спровоцировал развитие языческой этики, которая постулировала свободу человека как высшее благо. Мы сейчас много говорим о свободе и в России, и на Западе, но чаще всего о какой свободе идет речь? О свободе внешнеполитической и личной. Христианство подразумевало под свободой всегда нечто другое – не отсутствие внешних ограничений, но присутствие внутреннего контроля над тем, что порабощает человека. Христианство всегда говорило о том, что при отсутствии уровня внутренней свободы свобода внешняя превратится лишь в произвол и вседозволенность.

- И в конечном счете закабалит человека.

- Совершенно верно. Свобода творить грех и свобода не творить грех – это категории вполне противоположные. Именно так складывался стандарт понятий, окончательно закрепленный во Всеобщей Декларации прав человека 1948 года. Таким образом, христианской этике, ограничивающей естественную чувственность человека, противопоставляется высвобождение человеческого инстинкта.

С чем вступила Россия в XXI век? Следует признать факт, что мы продолжаем растрачивать базовые онтологические основы собственной государственности. Революция начала XX века, отторжение государственных территорий в постперестроечное время, церковные расколы, национальные катастрофы – всё это звенья одной цепи и результат одной катастрофы – духовной. Самое страшное, что этот процесс продолжается. Напряженное религиозное чувство уже сменилось потаканием всему, от чего в силу генетической интуиции еще недавно дистанцировался русский человек. Влияние культуры, которую мы сейчас с благоговением называем европейской, западной или либеральной, Россия ощущала и продолжает ощущать. Именно поэтому люди смотрят на историю своей страны как на жалкое и отсталое существование.

- Чуждая система координат внедряется, а духовная система координат задает другие параметры. День Победы – один из ярких моментов духовной истории нашей страны.

- Совершенно верно. В Ростове Великом каждый метр дышит историей - той историей, когда Русь была святой. О святынях и святых Ростова можно говорить очень долго. Поэтому мы всех приглашаем на юбилейное мероприятие, посвященное празднованию памяти святого равноапостольного князя Владимира, которое будет проходить 5 июня 2015 года. В любые другие дни ждем в Ростов гостей, паломников. Братья Спасо-Яковлевского монастыря готовы радушно принять всех желающих в нашей святой обители. Будем рады всем.

 

Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать