Беседы с батюшкой. Десятилетие со дня кончины отца Иоанна Крестьянкина

5 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках (г. Москва) протоиерей Владимир Волгин.

– Тема сегодняшней передачи выбрана неслучайно. Сегодня мы отмечаем десятилетие со дня преставления архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В нашем народе всегда тепло отзывались о старцах. Мы знаем примеры старцев, уже ставших святыми:преподобный Амвросий Оптинский и другие старцы Оптиной пустыни, насельники Глинской пустыни, Троице-Сергиевой лавры, преподобный Серафим Саровский. И в наше время, оказывается, тоже были старцы. И один из самых известных и знаменитых среди них – отец Иоанн (Крестьянкин).Долгие годы Вы имели счастье окормляться у старца. Расскажите, пожалуйста, что же это был за человек.

– По милости Божией я знал разных старцев, с кем-то из них беседовал один раз, с кем-то два, с некоторыми беседовал помногу раз. У отца Иоанна (Крестьянкина) милостью Божией я окормлялся около сорока лет. Что же это за явление – старчество? Старец – это не старик. Старцами могут быть люди совершенно разного возраста, но те, кто достигли совершенства, святости, стали сосудами благодати Духа Святого. Можно быть сосудом благодати Духа Святого и обладать разными дарованиями, например: исцеления, изгнания бесов, но это, наверное, относится не совсем к старчеству, а дарам Духа Святого, которые многоразличны.

Старчество, безусловно, связано с особым духом, который мы называем духом рассуждения. Оно связано с проникновенной и всеобъемлющей любовью. Когда я видел отца Иоанна еще на расстоянии метров ста беседующим с людьми (его постоянно окружали люди), то чувствовались потоки такой энергии любви, которая достигла до тебя. Для любви, наверное, нет ни границ, ни расстояний, ни времени. Так как старцы являлись богоносцами, а Бог есть любовь, поэтому они и обладали совершеннейшей любовью. Если говорить на примере собственного опыта, то, например, я стремлюсь к любви, и во мне, наверное, есть доля человеческой любви, облагодатствованной еще и даром священства – благодатью Божией. Но это не та любовь, что была у старцев, которых я знал. Моя любовь облагодатствована, но она в большей степени человеческая, потому что я, к сожалению, не являюсь носителем Бога. А старцы все без исключения были богоносцами, то есть Господь нашел в их душах для Себя обитель, вселился в них, и поэтому старцы источали особую Божественную любовь по отношению к другим людям.

Еще одна харизма старцев – это дар прозорливости. Не зная человека, они своими «рентгеновскими очами» прозревали сердце человека: видели какие-то его недостатки, несовершенства – всё, что Господь им показывал на «экране». К отцу Иоанну (Крестьянкину) я привозил много людей: мне хотелось поделиться этим невероятным даром премудрости, мудрости и благодати. Помню, что очень часто батюшка как будто склонялся к сердцу человека и что-то высматривал в нем, как будто сканировал его. И уже на основании увиденного, на основе тех сил, которые человек имел в себе – духовных, душевных, физических, он давал советы. Те советы, которые безусловно выводили человека на какой-то иной уровень. Может быть, их было нелегко исполнять, но тем не менее это было возможно сделать тому человеку, которому был предназначен совет, потому что он всегда основывался на силах и возможностях того человека, которому он посвящался.

Старчество – это, безусловно, явление невероятное, и не только в истории нашего православного государства. Закрепилось мнение, что Россия –государство, ставшее носителем старческого духа, и что старчество развивалось именно у нас. Это не совсем правильно. Старцы появлялись с апостольских времен Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В одном из своих посланий апостол Иоанн Богослов обращается: «Пишу вам, дети, пишу вам, юноши, пишу вам, старцы, ибо вы познали Сущего от начала». То есть и тогда было старчество. Это было явление, которое, с одной стороны, зависело от людей – старцев, у которых всегда воспитывались будущие старцы, находившиеся у них в абсолютном послушании. Это одна ветвь. Но старцами могут стать и люди, достигшие духовного совершенства, как, например, преподобный Серафим Саровский. Он имел духовных отцов, но они не были общепризнанными старцами. Благодаря своим подвигам, благодаря своей молитве и точному исполнению заповедей Божиих, находясь в постоянном чтении Священного Писания, он достиг этого уровня рассуждения и был благословлен Самой Пресвятой Богородицей на подвиг старческого служения миру.

– Расскажите, как Вы познакомились с отцом Иоанном?

– Я принял крещение в 20 лет. Тогда у нас с братом (который сейчас в священном сане столько же времени, как и я), был один знакомый, человек старой формации, из интеллигентской дворянской среды, который до революции окончил университет, и как-то он пригласил нас совершить путешествие в Пушкинские горы, Петербург и Печоры. Мы начали свое путешествие с Петербурга, потом переехали в Пушкинские горы, Святогорский монастырь, а потом в Псково-Печерский. Это было поверхностное знакомство с монастырем: я еще не был крещен, хотя уже находился в напряженном поиске веры, Бога и у меня уже была своя примитивная концепция доказательств существования Бога. Поэтому я приехал если еще не своим, то человеком ищущим. И Псково-Печерский монастырь, в котором я прожил несколько дней, не был чужд мне по всем направлениям и послушаниям, ведь это особый организм. Несмотря на то, что я что-то, может быть, еще не принимал, я воспринял его как обитель, в которой мне было очень комфортно прожить эти несколько дней.

В этот первый приезд в монастырь я познакомился со схиигуменом Саввой (тогда он был еще игумен) – это тоже очень известный старец, энергичный, прозорливый, обладающий даром большой любви. Сейчас печатаются его труды. И через год после того, как я принял крещение, мы снова посетили Псково-Печерский монастырь, и отец Савва, зная мою привязанность к некоторым литературным трудам, для того чтобы, может быть, привязать к себе, дал мне для редактирования свой духовный, богословский труд, в котором я тогда, безусловно, ничего не понимал. Мне нравился текст, но совершать какие-то правки было для меня слишком дерзновенно, я поправил лишь некоторые обороты речи. И в эту самиздатовскую книжку он вложил молитву о своем духовном отце. Я поспешил (хотя ни в коем случае не жалею об этом поступке) и спросил отца Савву: «Вы хотите, чтобы я был Вашим духовным сыном?» Он ответил: «Нет, Владимир, я бы так не сказал, но если ты хочешь, чтобы я стал твоим духовным отцом, то я им стану». На этом мы и остановились.

Помню, как я принес свою первую исповедь. Отец Савва всегда считал необходимым, чтобы человек, подпадающий под его руководство или исповедующийся у него, приносил не просто устную исповедь, но обязательно записал ее. Я принес достаточно большую по тем временам исповедь. Он прочитал ее и сказал, что Господь готовит для меня широкое духовное поприще, но не сказал какое. И с этих пор, когда я приезжал в Псково-Печерский монастырь, всегда писал ему исповеди, которые он не читал, а просто брал в руки и отвечал на все вопросы, которые я задавал в ней. Было видно, что он прозревает твою душу, и мне необязательно отчитываться в своих грехах, главное, чтобы было желание. Он благословлял меня на что-то очень правильное, но при этом не объяснял, почему я должен так поступить.

В это время я более близко познакомился с отцом Иоанном, которые отвечал точно так же, как и отец Савва, но при этом разъяснял, как бы разжевывал ответы на вопросы, которые я задавал, вкладывая их в меня. Мой пытливый разум был вполне удовлетворен этим, и постепенно я прилепился к отцу Иоанну и стал пользоваться только его советами.

– Расскажите, пожалуйста, о личности отца Иоанна. Мы знаем, что батюшка родился в 1910 году, и вся его юность, зрелость и последующие годы прошли при советской власти. Как произошло его становление на пути монашества, духовничества и в целом в таком образе жизни?

– Безусловно, на этот вопрос должен отвечать биограф отца Иоанна (Крестьянкина). Тем не менее какие-то отрывочные сведения я почерпнул из частных бесед с отцом Иоанном. Беседы проходили в то время, когда он был занят не так, как в последние годы своего старческого служения и во время моих приездов посвящал мне очень много времени: час, а то и два. Это было в начале 80-х годов. Во время них он что-то рассказывал о себе. Прекрасно помню, что он говорил о своей маме. У них в семье было восемь детей. Когда родился отец Иоанн, он был таким слабеньким, что думали, что он не выживет, а прожил он почти до 96 лет. Мама отца Иоанна страдала от мигреней, но должна была вести все домашнее, семейное хозяйство, и она никогда не унывала, всегда радовалась и благодарила Бога, а свою болезнь воспринимала как дар Божий. Когда ему было 6 лет (если я правильно помню его рассказ)в некой семье, которая жила рядом и которую о. Иоанн с родителями посещал несколько раз в году, он увидел портрет некоего архимандрита, бывшего родственником той семьи. Он рассказывал, что полюбил заходить в ту комнату и смотреть на портрет этого архимандрита, и в шесть лет он уже мечтал стать архимандритом, то есть он с детства был призван Богом к монашескому служению и сохранил свое целомудрие и девство до сорока с небольшим лет, когда принял священнический сан. И Господь, призывая его к монашескому служению, исполнил его мечту: батюшка Иоанн (Крестьянкин) был почтен саном архимандрита и упокоился в нем.

Рассказывал отец Иоанн, как он работал бухгалтером на каком-то предприятии. Это работа, которая безусловно требует очень большого внимания и большой самоотверженности, потому что цифры, которые могут пленить ум и покрыть его некоторыми пеленами, не сбивали его с толку. И ведь тогда считали не на компьютерах, а на счетах, представляю, какой это был титанический труд. Кажется, бухгалтером он стал в Москве, куда переехал и снимал какую-то комнату в Козихинском переулке. Потом уже он поступил во вновь открывшуюся академию при Новодевичьем монастыре, где, кажется, учился вместе с митрополитом Питиримом (Нечаевым), который был председателем Издательского отдела. В то время отец Иоанн очень полюбил Троице-Сергиеву лавру, именно там истоки его монашеского пути. Он любил ее всю жизнь и приезжал минимум один раз на преподобного Сергия Радонежского.

В 50-е годы отец Иоанн служил в церкви Рождества Господа Иисуса Христа в Измайлове. Настоятелем в ней тогда был отец Виктор (Жуков), человек пламенный,очень искренней веры, мощный хозяйственник. Я немного знал его, потому что когда-то тоже служил у него в качестве алтарника и пономаря и высоко ценил его достоинства. С этого прихода отца Иоанна и арестовали, и он просидел в тюрьмах и лагерях более пяти лет.

Все эти случаи, которые были описаны им во время бесед, зафиксированы и теперь уже опубликованы в книгах, и любой интересующийся человек может их прочитать. Например, о том как, во время допроса ему устроили очную ставку с человеком, который его фактически предал, дал на него материалы, и как отец Иоанн бросился к нему на шею, стал обнимать и целовать его с великой любовью, а тот потерял сознание.

Не помню, упоминается ли в книгах, что отец Иоанн всегда вспоминал о годах, проведенных в заключении – а они были нелегкие: на допросах его избивали, один из пальцев был искривлен после перелома– как о самых счастливых, в духовном смысле этого слова. Он говорил, что они были для него школой молитвы, школой духовного возрастания и что эти годы тюрем и лагерей в этом смысле не сравнятся ни с какими благополучными годами.

– Отец Иоанн родился еще в царское время, на его глазах свершились революция, гражданская война, Вторая мировая война, и своими глазами он увидел и расцвет России. Когда Вы приходили к таким духоносным старцам, как отец Савва и отец Иоанн, не было ли Вам страшно, ведь Вы понимали, что эти люди видят Вас насквозь? Какие эмоции Вы переживали? Я много где бывал, но не встречал таких людей, поэтому мне тяжело понять. Объясните, пожалуйста, что переживаешь во время встречи с человеком, который может увидеть тебя насквозь?

– Во-первых, моя встреча с отцом Саввой и отцом Иоанном (Крестьянкиным) произошла в моем младенческом духовном возрасте, поэтому кроме любви, которую они дарили, никакого страха я не испытывал. У меня был глубочайший интерес и любопытство, если можно так выразиться, но при этом я не искал тех дарований, которые присущи старцам. Только постепенно, сталкиваясь с явлениями прозорливости у отца Иоанна (Крестьянкина), у меня бежали мурашки по коже. Допустим, он видел мое прошлое и не то чтобы предсказывал специально, но намекал о моем будущем, а я понимал, что это действительно свершится. Но это было в начале, а уже впоследствии, в пору своего духовного отрочества, если так можно сказать, я стал относиться к нему с гораздо большим благоговением. Тогда я начал понимать, кто есть кто и свое место в отношениях со старцем, понимал, что, если я спрашиваю его, то должен его безукоризненно слушаться. Если я предполагал, как ответит батюшка на мой вопрос и понимал, что я не смогу этого исполнить, то не задавал этих вопросов. Но если задавал вопрос вопреки, то есть когда на 99 % мне казалось, что отец Иоанн ответит так-то и только 1% что его ответ не совпадет с моим желанием, токак я тогда смогу поступить, что сделаю? И задавая такой вопрос, я понимал, что если выпадет этот 1%, я все равно буду должен, как овца, ведомая на заклание, исполнить то, что он мне говорил. Иногда, вопреки моему видению и пониманию, отец Иоанн отвечал так, что оставался только 1%, и мне приходилось его исполнить. И в этом была школа, которую, не знаю хорошо или нет, но я прошел, всегда стараясь слушаться отца Иоанна и получая только положительные плоды в своей жизни. И никогда его благословение, которое было связано с какими-то внутренними трудностями, преодолением каких-то ситуаций, не заканчивалось для меня отрицательно, но всегда приносило самые положительные плоды.

– Было ли хотя бы раз, чтобы Вы ослушались отца Иоанна?

– К сожалению, было, было от моего непонимания. В 1991 году я познакомился по милости Божией с патриархом Алексием. Так случилось, что мы ехали в Печоры в то время, когда он совершал свою патриаршию поездку в Псков и Печоры. Мы много проговорили с патриархом Алексием в поезде, я был тогда из Курско-Белгородской епархии, где нес служение в деревенском храме, и святейший патриарх благословил меня служить Божественную литургию в Псково-Печерском монастыре. Не могу объяснить причину, но на следующий день отец Иоанн Крестьянкин сказал: «Поезжайте следом за Патриархом». А патриарх ехал в Пушкинские горы, в Святогорский монастырь. Это был 1991 год. Мы были вместе с матушкой и моей одиннадцатилетней дочерью, и я подумал, как нам ехать до Святогорского монастыря? Надо сначала доехать до Пскова, приютиться где-то на вокзале, а криминогенная ситуация тогда возрастала,потом на каком-то транспорте добраться до Святогорского монастыря. Этот путь показался мне просто неподъемным, и в результате я с семьей не поехал. Когда отец Иоанн узнал об этом, то передал через свою послушницу: «Отец Владимир, зачем Вы приезжаете ко мне, если не исполняете моего благословения?» Для меня это был гром среди ясного неба: отец Иоанн, повторю, всегда излучал вокруг себя океан любви, а здесь, можно сказать, дал мне такой подзатыльник, от которого мне стало внутренне плохо, я понял, что натворил. С другой стороны, я думал, как же надо было выйти из этой ситуации: пойти и осилить все эти тяготы и все-таки исполнить благословение? В тот же вечер я попросил прощения у старца, и он меня простил. И только спустя три года – настолько у меня были зашорены глаза – я понял, что из этой ситуации можно было выйти очень легко: просто вызвать такси до Святогорского монастыря и точно так же вернуться на нем в Псково-Печерский монастырь. Несмотря на то, что такая дорога была бы не очень дешева, такие материальные возможности были. Мог бы быть реализован очень простой план, о котором я вообще тогда не задумался. По всей видимости, это было промыслительно: замечание, которое мне сделал отец Иоанн, навсегда поставило меня в правильное русло, и как бы тяжело мне ни было, я всегда исполнял благословение отца Иоанна Крестьянкина.

– Много ли чад было у отца Иоанна?

– Огромное количество. Даже у нынешних известных, популярных священников, которые не являются старцами, огромное количество духовных детей, а что говорить о прозорливых старцах. Не так давно вместе с отцом Илием я присутствовал на торжественной закладке капсулы на строительство храма, участие в котором принимал высокий священнический сан. И при возвращении во временный храм, отец Илия шел, облепленный людьми, как праздничная елка игрушками. Эти люди не обращали никакого внимания ни на епископа, ни на нас, священство, а только на отца Илия, каждый жаждал задать ему вопрос, и каждый, кто успевал его задать, получал ответ и отставал от отца Илия. Такая популярность вызвана тем, что ответы его носят безусловно животворный характер.

Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава – человек высокой и праведной жизни, ему уже 82 года, но он несет свое служение­– рассказывал, что когда в 60-70-е годы был насельником Троице-Сергиевой лавры (исполнял там и должность эконома, и даже небольшое время замещал наместника), там проживало больше десяти старцев.Можно было, как пчелка, перелетать из кельи в келью и насыщаться наставлениями старцев, у которых ты бы хотел почерпнуть этот нектар.

Сейчас совершенно иное время. Когда мы познакомились с отцом Иоанном (Крестьянкиным), ему было 60 лет, и тогда он еще не был так облеплен людьми. Может быть, за 10-15 лет до своей кончины он уже был постоянно с людьми. Потому что, с одной стороны, количество старцев уменьшалось, а с другой, отец Иоанн по милости Божией и по благодати Духа Святого вошел в духовную силу и мощь.

– Мы знаем, что отец Иоанн Крестьянкин очень приветливо относился ко всякому приходящему к нему человеку. Неужели он старался помочь каждому?

– Да, его хватало на всех, я не видел человека, которому бы отец Иоанн отказал. Он встречал каждого таким внутренним духовным приветствием, которое, если выразиться простым языком, буквально сшибало с ног – приветствием любви. Каждый человек чувствовал это облако любви, которое источалось из него. В мире мы видим очень мало любви. К сожалению, это оскудение любви, наверное, признак какого-то особого времени. И когда, вопреки этому миру, человек идет к тебе с открытым сердцем, готовый – ты это чувствуешь и понимаешь – пожертвововать ради тебя своей жизнью, то перед этой любовью невозможно устоять. Ты заражаешься чувством любви по отношению к этому человеку, носителю этой Божественной любви. Отец Иоанн шел к человеку так, что тот понимал: к нему приближается сама Божественная любовь, явленная через отца Иоанна (Крестьянкина).

– Одним из тех людей, которые побывали на аудиенции у отца Иоанна (Крестьянкина), был наш президент Владимир Владимирович Путин. Вы слышали об этой встрече?

– Да, мне об этом говорили очевидцы, насельники монастыря, которые присутствовали при визите президента Российской Федерации в Псково-Печерский монастырь. Батюшка проговорил с Владимиром Владимировичем минут 45. Охрана, как мне рассказывали, оставалась за корпусом, и когда Владимир Владимирович вышел из кельи старца, он шел по коридору и восклицал: «Не ожидал, ну, никак не мог ожидать!» Глубоко убежден, что старец настолько заглянул ему в душу и раскрыл такие сокровенные свойства души или жизни, о которых знал только Господь, сам президент и которые были открыты отцу Иоанну. По всей видимости, он получил соответствующее напутствие со стороны отца Иоанна, и, несмотря на то, что с тех пор не виделся с ним, воспринял как личную драму упокоение отца Иоанна, одним из первых прислав телеграмму соболезнования в Псково-Печерский монастырь.

– А когда состоялась встреча президента с отцом Иоанном?

– Это несколько затруднительный вопрос, но думаю, лет за десять до упокоения отца Иоанна Крестьянкина. Хотя могу сказать более точно: это было, когда Владимир Владимирович был только исполняющим обязанности, но еще не стал президентом. Если мне не изменяет память, это был 2000 год.

– Что отец Иоанн говорил о России и ее будущем?

– Из моих личных отношений с батюшкой могу сказать, что он с осторожностью относился к словам о великом будущем России, что она будет светить светом православия. И мне кажется, что до некоторых пор – ни в коем случае не хочу дезинформировать об отношениях батюшки – он с осторожностью относился к мысли о духовном возрождении России.А потом был второй этап, когда он говорил, что Россия будет светить лампадой православия всему миру, что было в соответствии со словами всех старцев, которые пророчествовали о России, призывая весь мир к покаянию.

– Если предполагать, что отец Иоанн (Крестьянкин) мог говорить Владимиру Владимировичу Путину, как Вы думаете, можно ли видеть в нынешней России какие-то следствия наставлений отца Иоанна?

– Во-первых, я думаю, что встреча со старцем для любого человека, а тем более такого искреннего, как Владимир Владимирович не проходит без следа. Дерзаю предположить, что отец Иоанн (Крестьянкин) вряд ли давал какие-то напутствия, связанные с государственной деятельностью и служением Владимира Владимировича. Но глубоко убежден, что его молитвенный покров на себе Владимир Владимирович испытывал и наверняка испытывает до сих пор. Встреча с таким старцем, как отец Иоанн, безусловно, не прошла без следа и в плане деятельности Владимира Владимировича как собирателя России, структурирующего государство и власть. Как сказали мне люди, в той или иной мере знакомые с ним, единственной женой и невестой для него является Россия, которую он любит больше, чем кого бы то ни было. Думаю, что эта любовь, не только органичная в нем и его соратниках, но это и нуждающаяся в постоянной молитвенной поддержке, которую постоянно оказывает старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), чье прославление в лике святых ожидаем все мы.

– В 2009 году преставился известный регент Троице-Сергиевой лавры архимандрит Матфей (Мармыль), он похоронен на территории лавры, и все начинающие регента, которые там учатся, перед занятиями или важными концертами, часто идут к нему на могилку и просят помощи. У приезжающих на могилку отца Иоанна есть ощущение его присутствия с нами на земле?

– То, что присутствие отца Иоанна есть?– это безусловно. К сожалению, я не имел возможности видеться с батюшкой в последний год, возможно, он тоже говорил, подобно многим другим старцам: «Приходите ко мне на могилку, просите то, что вы желаете, и Господь по молитвам даст вам». Я никогда не испытываю желания бывать на могилах даже у святых, хотя почитаю и мощи, и могилы, и когда бываю у них, то безусловно и молюсь, и прикладываюсь. Но в силу какого-то внутреннего устроения меня никогда не тянуло к этому, потому что я нахожу для себя утешение в Теле и Крови Господних, причащаясь Святых Христовых Таин. С другой стороны, я молюсь отцу Иоанну; безусловно, без афиширования, потому что он еще не причислен к лику святых, но я считаю, что у меня с ним есть внутренняя, сокровенная связь. Молюсь, чтобы он продолжал помогать мне своим молитвенным участием, не оставлял меня в своих молитвах до конца моей жизни и чтобы по его молитвам Господь дал мне возможность спастись.

– После смерти отца Иоанна бывало ли так, что Вы могли бы сказать, что та или иная ситуация разрешилась по молитвам батюшки?

– Думаю, что вся моя жизнь каким-то образом зависит от молитвенного участия батюшки. Когда я болел на протяжении уже многих лет, и деревенский приход уже думал, что я умру недели через две, мы приехали в Псково-Печерский монастырь. Я не находил себе места: лечь не могу – неудобно, на стуле сидеть – больно, слабость невероятная, приходит отец Иоанн и говорит: «Отец Владимир, сбегайте в Архангельский собор, найдете такого-то человека, спросите то-то и принесете сюда». А расстояние – четыре крутых лестничных марша. Я думал, что на втором марше душа моя отлетит к Богу, но ни в чем не сомневаясь, бегу, нахожу этого человека, ничего в итоге не приношу, но прибегаю: после второго марша у меня появилось второе дыхание. И батюшка улыбается, а я понимаю, что, может быть, он и не ждал того, за чем посылал, а ожидал послушания. Потом он сказал: «Вы должны были умереть, а теперь проживете больше, чем я». И с этих пор я стал выздоравливать,было мне тогда 45-46 лет.По молитвам отца Иоанна, его благословением созидалась вся моя жизнь: рождение моей дочери и так далее, так далее. Поэтому я выражаю твердую уверенность в том, что моя жизнь и закончится по его молитвам.

– Возможно ли почитание отца Иоанна как святого на местном уровне, хотя он пока и не канонизирован?

– Каждый человек, который знал архимандрита Иоанна (Крестьянкина), относится к нему как к святому. Но мы не можем устраивать из этого публичного молитвенного обращения, каждый имеет это сокровенно в своем сердце. Мы верим, что рано или поздно старца канонизируют, только после этого можно открыто исповедовать его как человека святого. Преподобный Симеон Новый Богослов очень почитал своего духовного отца преподобного Симеона Благоговейного. И когда тот еще не был причислен к лику святых, уже служил ему службы. Такое в истории Церкви было, но это не канонично. Я почитаю память преподобного Симеона Нового Богослова, его труды имели для меня огромное значение, я отношусь к нему без всякого осуждения, благоговею перед ним, но тем не менее это не канонично.

– Вы сказали, что между старцами существовала преемственность. Вы уже много лет священник и у Вас наверняка есть свои духовные чада, помогает ли Вам опыт, полученный у отца Иоанна в окормлении собственных духовных чад?

– Я бы сказал так: вся моя пастырская деятельность и все советы, которые мне приходится давать в той или иной человеческой ситуации, основаны на опыте и ответах отца Иоанна (Крестьянкина). Это для меня такое богатое наследие, которое до сих пор невозможно выразить и передать в своей полноте. Можно прочитать горы святоотеческой литературы и ничего не понять, а батюшка вложил в меня те ответы на вопросы мои собственные, которые я задавал ради своей жизни, и других людей, которые будут всегда популярны и необходимы для мира, жаждущего идти по пути к спасению. Ничего моего нет, но всё, что я говорю, – это то, что в меня вложил старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

– В заключение нашей передачи, скажите, пожалуйста, напутствие нашим телезрителям.

– Хочу сказать, чтобы, несмотря на оскудение старчества в мире, народ Божий этим не смущался и не унывал. Святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал, что у нас есть святые отцы и их наследие, к которому нужно обращаться за помощью. Я бы порекомендовал нашим соотечественникам обращаться к нашим отечественным святым отцам, старцам, причисленным к лику святых. У нас море духовной литературы, где мы можем почерпнуть очень важные, многоценные советы для своей жизни.

 

Ведущий: Сергей Платонов
Расшифровка: Ксения Сосновская

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Августовской иконы Божией Матери Выборгской епархии Ленинградской области священник Василий Тищенко. Тема беседы: «Какие молитвы угодны Богу».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать