Пересвет и Ослябя

5 августа 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, клирик Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Передача из Москвы.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик ставропигиального Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба).

Здравствуйте, отец Александр. Благословите наших телезрителей.

 

- Здравствуйте. Мир и Божие благословение, дорогие телезрители.

 

- Тема нашей передачи сегодня "Пересвет и Ослябя. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского".

Расскажите, пожалуйста, кто были Пересвет и Ослябя?

 

- Пересвет и Ослябя - это древние монахи-воины, которые положили свои жизни на Куликовском поле. Куликовская битва, как известно, состоялась 21 сентября по новому стилю (или 8 сентября по старому) 1380 года. Это была кульминационная битва, которая была направлена на то, чтобы русские земли освободились от татаро-монгольского нашествия. Эти воины сыграли в этой битве ключевую роль.

Пересвет была кличка, а в древности по кличкам часто давались фамилии и имена. Пересвет в своем корне имеет "переял свет", то есть осилил свет. Ослябя, скорее всего, кличка, которая может характеризовать действие человека - тот, кто ослаблял вражеское войско.

Если смотреть в современной системе воинских координат, то Александр Пересвет занимал довольно высокое воинское положение: он был боярином, служил у князя Дмитрия Ольгердовича Трубчевского. Фамилия Трубецкие берет начало именно от него. Трубчевск - это область в нынешней Брянской области. Пересвет, будучи в современном понимании полковником, вместе с братом Ослябей служил в войске этого князя.

Когда мы знакомимся с летописями, читаем, что Пересвет "гнал тысячи", а Ослябя сотни, то есть это говорит о том, какой силой обладал Пересвет. Конечно, гнал врага он не один, а со сформированными воинскими отрядами, противостоял вражеским силам и успешно отбивал их. Ни одна летопись не повествует ни об одной проигранной ими битвами.

Ослябя в современном понимании был, скорее всего, майором. Также обладал довольно успешным воинским потенциалом: хорошо знал выучку воинской службы и очень хорошо защищал русскую землю.

То время, как мы знаем, период почти раздробленных русских земель, каждый округ имел своего князя или князька, собственное войско, и войны между удельными князьями происходили повсеместно. Период Сергия Радонежского характеризуется тем, что Сергий, как духовный отец, духовный лидер русской нации, старался примирить этих людей, чтобы русская земля была сплоченной и сильной. Чтобы русская земля стала благословенной: все ереси и расколы, которые укреплялись в уделах русской земли, исчезли. Часто преподобный Сергий пешком добирался до разных уделов русских князей, часто отчитывал, научал, запрещал или разрешал, благословлял.

Авторитет Сергия был настолько силен, что мог прийти в иную епархию, при том, что игумен должен подчиняться епископу этой епархии, заколотить двери храма и запретить богослужения. Что, в частности, происходило в Рязанской земле, когда было запрещено служить в ее храмах, поскольку Рязанская земля всячески противопоставляла себя московской власти. Мы знаем, что московским князем был в то время Димитрий Донской.

Димитрий Донской получил звание свое по реке Дон, вблизи которой состоялась Куликовская битва. Дон - означает "глубокая река", все глубокие реки назывались "доньями".

Рязанское княжество всячески противилось воссоединению, пыталось различными путями договориться с нарушителями русских границ, будь то Литва, татаро-монгольское начальство, но главное, чтобы не русское. Сейчас мы видим подобную ситуацию в соседнем государстве, когда все хорошие, кроме своих. Этот дух противостояния был настолько поднят среди аристократического рязанского сословия, что Сергию Радонежскому пришлось укротить их нрав. Не совершать службу, по древним обычаям, было очень большим преступлением. Когда двери храма были заколочены, люди сразу стали обращаться к своему политическому руководству, надавливая на него, чтобы оно нашло в себе силы, умение, политическую волю, чтобы соединиться с древней московской землей. Не подчиниться, но, говоря современным языком, стать ее полноправным партнером, участвовать в защите границ русского государства. Сергий Радонежский играл очень большую роль в формировании как духовной, так и политической составляющей нашей русской земли.

Сегодня Сергий Радонежский - очень известный святой, думаю, нет ни одного человека, который бы не знал, кто такой Сергий Радонежский, и где почивают его святые мощи. Конечно, его почитание и почитание этих святых воинов, которых он отослал на Куликовскую битву, является большим духовным подвигом для каждого человека.

Пересвет и Ослябя почитаются в Церкви не только потому, что совершили это великий подвиг, но, прежде всего, почитаются как исполнители послушания преподобного Сергия, то есть они не убоялись, знали, что должны будут положить свою жизнь не только за военную идею победы, но и за близких. Вера этих людей была настолько убежденной и живой, что они действительно не боялись смерти. Видя такой уровень душевного и духовного развития, нам нужно многому поучиться у них. Поэтому, празднуя 700-летие преподобного Сергия Радонежского, невозможно обойти молчанием этих святых угодников Божиих, которые также почитаются в сонмах Радонежских, Московских, Брянских, Тульских святых. Потому что в своем багаже духовного служения русской земле они имели эти области: где-то служили, где-то постриглись, где-то исполняли послушания, где-то имели владения, поскольку были боярами, имели собственный хлеб и пропитание.

 

- Как Пересвет и Ослябя стали монахами?

 

- Имя преподобного Сергия Радонежского было известно по всем краям земли. Пересвет и Ослябя были людьми умными и духовными. Преподобный Сергий посещал и Брянскую, и Тульскую земли с целью примирить Литовское княжество, воспротивившееся московской кафедре. Мы знаем, что при живом митрополите Московском Алексии константинопольский патриарх поставил на кафедру в Литве митрополита Киприана. Из этого начинает созревать духовное противостояние между двумя лидерами.

Оба митрополита канонизированы Русской Православной Церковью, казалось бы, это парадоксально, но это факт, поскольку оба знали смысл своего духовнического, пастырского служения, и каждый находился в пределах удела, в котором был призван служить. Митрополит Киприан служил в Литовском княжестве, в которое в  те времена входили пределы и Белоруссии, и Украины. Митрополит Алексий Московский служил в русских землях. Можно было предположить, что между ними была политическая конфронтация, но среди людей, живущих духовной жизнью, замечать эту конфронтацию было невозможно.

Митрополит Алексий прекрасно знал, что митрополит Киприан был другом Сергия Радонежского, его духовным чадом. Киприан и Сергий были глубокими исихастами, то есть "умными делателями". Даже митрополит Алексий заручался поддержкой Сергия Радонежского, чтобы сохранить свое духовное влияние на князя, поскольку духовный авторитет Сергия был настолько велик, что даже многие епископы и архиепископы приходили к нему за духовным советом и поддержкой, чтобы усмирить либо бунт, либо взбесившегося поместного князя.

Даже знаменитое событие, когда митрополит Алексий передавал преподобному Сергию золотой крест - это была форма поддержки, заручительства у Сергия Радонежского, потому что это был момент, когда русскую кафедру надо было передавать человеку, который проводил бы линию консолидирования русских земель. Митрополит Алексий думал, что это будет преподобный Сергий, но тот отказывается, поскольку знает, что на это место должен прийти уже правильно рукоположенный митрополит Киприан и объединить эти земли под одну Церковь, в одну эйкумену. Эйкумена - это единый, общий дом.

Мы знаем, что поместные Церкви, и католическая Церковь всегда вели агрессивную политику против русских земель, которые рассматривались ими не как поле, которое надо обрабатывать и взращивать плоды, но как место для наживы.

Представьте, что в Константинополе уже владычествовали турки, велась подготовка к революции, и находиться под властью людей, которые ущемляли даже в финансовом плане предстоятеля Константинопольской Церкви, было не очень хорошо. Другие Церкви также не имели собственного капитала: Русская Церковь была для них местом, где они могли попросить поддержки и помощи, и история много говорит об этом. Часто нашу Церковь использовали, как кормушку, не заботясь о ее духовном росте и развитии. Такая политика привела эти Церкви в упадок, ведь заботиться надо не о деньгах, а о духовном росте, и Господь говорит об этом в Евангелии. Русская Церковь является ярким примером того, что, прежде всего, у нас идет молитва, а все остальное прикладывается.

 

- Как Пересвет и Ослябя попали к Сергию?

 

- Скорее всего, когда князь Дмитрий Ольгердович Старший, у которого служили Пересвет и Ослябя, по политическим мотивам и сложившимся обстоятельствам бросил Трубчевское княжество, он перешел в Переславль-Залесский в нынешней Ярославской области. На карте того времени это были московские владения. В Переславле находился Борисоглебский монастырь, основанный по благословению преподобного Сергия Радонежского и являвшийся его вотчиной. Сергий часто наведывался в него и, думаю, именно здесь познакомился с Пересветом и Ослябей, на это указывает много обстоятельств.

Это были большие мужи крепкого телосложения, по всей видимости, они были семейными людьми, но в силу того, что раньше люди часто умирали даже от обычных болезней, то Пересвет уже точно был вдовцом, а Ослябя овдовел чуть позже. И когда Дмитрий Ольгердович перешел на службу московскому князю, в силу выслуги перед князем, в силу того, что души их просили Царства Небесного, Пересвет и Ослябя перешли под водительство преподобного Сергия Радонежского в чине послушников.

Тогдашний устав монашеского делания сильно отличался от нынешнего. Сергий Радонежский, как опытный духовник и игумен, очень хорошо разбирался в людях, и, посмотрев на них, уже мог благословить им носить духовные одежды и пригласил в свой монастырь, где постриг их в монашество, дав имена Александр и Андрей.

Сейчас происходит немало спекуляций в научной исторической сфере, когда люди нецерковные пытаются разобраться в церковных делах. Александру Пересвету присваивают другие имена, но Пересвет была его кличка, а звать в миру его могли по-разному.

Преподобный Сергий знал греческий язык, поэтому понимал значение данных имен: Александр - это "защитник мужей", а Андрей - "мужественный". То есть, были даны воинские, мужские имена. Александр Невский был, скорее всего, назван в честь Александра Невского, который был довольно рано причислен к лику святых.

Поскольку Сергий Радонежский нуждался в умельцах и духовных людях, знающих, как духовную, так и военную жизнь, он забирает братьев к себе в Троицкий монастырь, где они продолжают подвязаться под руководством преподобного Сергия Радонежского.

 

- В чем состояло их монашеское делание?

 

- Как вся братия, они выполняли различные послушания: и убирали, и несли послушания на скотном дворе, и совершали богослужения. Конечно, у них были родственники, которые занимались принадлежавшими им землями, а эти люди, как послужившие князю, начали служить и Христовой Церкви. Они умели читать и петь, пение тогда было знаменное, одноголосное, то есть было нетрудное. Атрибутом монашеского делания древних монахов были длительные богослужения. Как все, они выполняли все эти послушания.

Естественно, люди видели много смертей, им приходилось воевать за уделы княжества, где они несли службу. Любая смерть, даже если она связана со служением правому делу, накладывает на человека глубокий отпечаток: моральный, духовный, психический. Все это им надо было вымолить. Для этого есть хорошая православная духовная практика - это молчальничество, исихазм. По благословению преподобного Сергия Радонежского они исполняли эту практику, были молчальниками, открывали рот, только когда молились.

 

- Почему Дмитрий Донской попросил у Сергия Радонежского именно Пересвета и Ослябю?

 

- Дмитрий Донской узнал о них от князя Дмитрия Ольгердовича, который, как мы уже упоминали, пошел к нему на службу. Он рассказал, что есть опытные воины, которые на своем веку видели очень многое, ведь это было пограничное государство, где были постоянные военные стычки.

Дмитрию Донскому надо было формировать войско для защиты русских земель. Мамай использует и черную магию, и воинов, которые используют различные тибетский духовные практики, многие люди очень боялись из-за этого. Когда приходила информация о воинах ростом до трех метров, которых невозможно поразить, люди боялись воевать.

Сергий Радонежский мог дать и духовный совет, а также имел в своем монастыре Пересвета, который знал, как можно поразить таких людей, зашептанных, дружащих с нечистыми силами. Таким образом, Сергий Радонежский забрал их к себе, а Дмитрий Донской просит их в свое войско. Думаю, что подвиги этих витязей, которые были ростом, может быть, более двух метров, при том, что в среднем рост людей того времени был меньше, это были очень заметные воины, развитые не только духовно, но и физически.

 

- Дмитрий Донской просил этих воинов в качестве рядовых воинов или военачальников?

 

- Мы уже сказали, что Пересвет и Ослябя имели воинский ранг, который хотя и не был закреплен на бумаге, но их опыт и был их званием. Естественно, они были не просто рядовыми воинами. Но непосредственно перед их убытием на Куликово поле Сергий Радонежский постриг их в схиму. История засвидетельствовала это событие, но не дала описания, как это происходило, что и необязательно. Есть церковная практика, как это было сделано. В прежние времена монашество - это тоже было таинство, и оно было совершено преподобным Сергием над этими людьми. Для простых людей было достаточно узнать, что Сергий дал им шеломы с нашитыми красными крестами - это атрибут великой схимы. Совершив все положенные действия при постриге в схиму, он делает их богатырями Царя Небесного и отдает Димитрию Донскому в качестве воинов и советников.

Мне кажется нельзя называть этих людей солдатами, ведь солдат происходит от слова "сольда", одна из разновидностей монет, которые давались за службу, то есть солдат служит за деньги. Эти люди служили за любовь к Отечеству. Поэтому они, скорее, не солдаты, а воины. Это люди, которые не чурались повести за собой войско, взять оружие и повести людей на защиту своей земли.

 

- Каков был путь Пересвета и Осляби на Куликовскую битву?

 

- Путь был очень долгий. Это сейчас можно добраться быстро на поезде, раньше не так. Тем более надо было также снарядить большое количество человек. В некоторых летописях указывается до 300 тысяч человек. Я склонен верить этому, ведь это была трагедия, в которой надо было идентифицировать себя либо с патриотическим русским миром, либо с постоянными рабами, платящими дань игу и выполняющими приказы наемников, бывших на службе ханской власти. Мамай был узурпатором власти.

Когда Дмитрий Донской приехал к Сергию Радонежскому с разговором о Куликовской битве, Сергий Радонежский сказал: отплатись и живите дальше. Но Дмитрий Донской ответил, что он уже ездил предлагать дань, и даже б`ольшую дань, но Мамай хочет еще больше, он хочет жизней. Когда дело дошло до того, что рука Мамая поднялась даже на православную веру, это стало трагедией русского государства и русского человека. Надо было защищать государственный и религиозный иммунитет, поэтому люди пошли на войну защищать свои границы: как границы духовные, так и границы своего Отечества.

 

- То есть Сергий благословил Димитрия Донского на битву, только когда узнал, что есть духовная опасность русскому государству?

 

- Конечно, мы же платим налоги, и даже, когда они чрезмерны, терпим и платим. Но если будет агрессия на мою веру, на мою самоидентификацию, то все пойдут на защиту.

Дело в том, что советское государство, которое взращивало в нас атеизм, многое утаивало, пыталось положить под сукно. Дмитрий Донской пошел на войну потому, что не было законного царя. Один умер, другого не поставили, а Мамай захватил власть, хотя не был родственником Батыя и не мог наследовать власть, и это дало право Димитрию Донскому пойти против незаконного царя.

 

- В чем заключался подвиг Пересвета и Осляби?

 

- Мы уже сказали, что это был воинский подвиг на Куликовом поле и подвиг духовный. У воина был воин, присланный из Тибета, по имени Челубей. Челубей означает убитый в чело. Если смотреть расположение к нему Пересвета и Осляби - это были Давид и Голиаф. Дотянуться до него было невозможно никому.

В летописях прямо говорится, что когда войска стояли друг против друга, выехал громаднейший богатырь на коне с длиннейшим копьем и, как сокол, побивающий воробьев, побивал воинов. Люди боялись его: он был измазан в черную смолу, был в перьях, как дитя ада. Стрелы его не брали: он был закован в броню, и люди не знали, что можно сделать. Знал Пересвет.

Пересвет знал, что нужно пожертвовать собой. Я не вполне склонен доверять слову поединок, поскольку в древних текстах такого слова нет. Пересвет поехал убивать его. Пока Челубей упражнялся в своей гордости, Пересвет взял благословение у Сергия, духовное благословение у всех воинов, брата Осляби, Димитрия Донского, всех военачальников. Поклонился всем, сел на коня, взял копье, взял посох, который ему дал Сергий Радонежский. Этот посох сохранился до наших дней, правда, еще  до революции он был немного урезан. Сейчас он хранится в Рязанском краеведческом музее.

Пересвет удлинил конструкцию с копьем, разогнался, сшибся и направил эту конструкцию в область лица Челубея, выбрав в закрывавшем его лицо забрале уязвимое место, и убил его. При этом ему самому пришлось насадиться на копье, иначе бы оно сбило его. На Пересвете не было ни лат, ни защитного костюма, только монашеские одежды. Они так сшиблись, что земля дрогнула под ногами, как замечает летопись, и замертво пали оба.

Сейчас некоторые художники неправильно изображают этот момент: якобы Александр Пересвет, сбив Челубея, поехал дальше. Некоторые пишут его в латах, кольчуге. Все это неправдоподобно.

Ценой своей жизни Пересвет победил супостата и положил начало Куликовскому сражению. Летопись так же ясно описывает, что когда битва заканчивается, Дмитрий Донской идет осматривать воинов на Куликовском поле, видит убитого Пересвета и говорит, что если бы не этот монах, погибло бы очень много воинов.

Андрей Ослябя участвовал в передовом полку, а передовой полк, как мы знаем, весь полег, потому что сеча была такой, что по крови было по колено. Только при помощи засадного полка битва была выиграна. Спекулянты от историков говорят, что якобы Андрей выжил на этом Куликовом поле, но это ложь, оба брата были убиты на Куликовом поле и получили венцы Царя Небесного.

 

- Почему их тела отправили в Старо-Симонов монастырь в Москве?

 

- Тела этих иноков были своего рода иконой победы на Куликовом поле. Людям надо было показать, кто эти исторические люди. Кроме того, тела благословил забрать преподобный Сергий Радонежский. В Старо-Симоновом монастыре, основанном племянником Сергия, их тела были уложены в храме Рождества Пресвятой Богородицы, где находятся под спудом по сей день. Они были поставлены в этом месте, как люди, следящие за границами Московского государства. Ранее монастырь находился за границей Москвы. По сей день они являются невидимыми ходатаями за нашу русскую землю и за всех воинов, которые с верой притекают к ним. Очень жалко, что даже в Москве очень мало людей, которые знают об этом. Очень мало военных, которые посещают храм Божий, но не знают, кто такие Пересвет и Ослябя.

Наша государственная пропаганда говорит обо всем, что угодно: пиве, убийствах, наркотиках, изнасилованиях, но не говорит о нашей вере, о наших подвижниках, и это очень плохо, это является инфицирующим агентом для нашей государственной безопасности и армии. Люди должны знать и должны стремиться поклониться этим святым.

Мне посчастливилось носить в постриге имя Александра Пересвета. Когда я получил это имя, сразу задумался, где же он находится. Я несколько раз был в этом монастыре. И я стал искать службу этим святым, но оказалось, что ее нет. По благословению блаженнейшего, ныне покойного, митрополита Владимира я написал эту службу, показал ему, и он благословил предоставить ее Святейшему Патриарху для утверждения. Если это произойдет, она будет передана в богослужебный отдел и может появиться в церковных книгах, тогда мы сможем служить этим святым полноценную службу.

 

- Когда Пересвет и Ослябя были прославлены в лике святых?

 

- Сразу после победы на Куликовском поле люди стали почитать их, как людей Божиих, а, следовательно, как святых. Почитание было местное, но давнее. Церковного акта как такового не было, и в синодике Троице-Сергиевой Лавры они почитаются как братия монастыря. Многие цари приезжали поклониться Пересвету и Ослябе, служились молебны, но они были лишь иконой воинской доблести и славы.

В 1988 году Патриарх Пимен (Извеков) своим патриаршим распоряжением причислил их к лику святых для почитания в Церкви. Тогда была написана первая их икона с Сергием Радонежским, Димитрием Донским.

На сегодняшний момент составлены лишь тропарь, кондак и величание, но я вижу в этом величании некоторую оплошность, потому что они должны воспеваться не как  российские, но русские святые. Русская земля не имеет границы, обозначенной как Российская Федерация, но это и Украина, и Белоруссия, и вся юрисдикция нашей Церкви, пусть она будет даже в Америке или Китае. Поэтому я сделал некоторые доработки, которые пока не утверждены нашей Церковью, но думаю, что при взвешенном подходе это еще будет сделано.

 

- Какое значение имеет подвиг Александра Пересвета и Андрея Осляби для нас сегодня?

 

- Сегодня их подвиг несет большое духовное значение, поскольку они были мучениками на Куликовском поле. Мученичество, прежде всего, свидетельство о Христе, о Царствии Небесном, о вере православной, о русской идентификации. Пусть ты будешь любой национальности, но русским, православным по самоидентификации.

Это свидетельство важно в духовном плане для каждого из нас, чтобы мы не были политически ангажированными, знали, что мы лишь пришельцы на этой земле, а для Царства Небесного являемся истинными гражданами. Это событие еще раз подчеркивает, что мы должные получить прописку и гражданство именно в Царстве Небесном.

 

- Спасибо большое, отец Александр. Благословите наших телезрителей.

 

- Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывает со всеми вами.

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать