Беседы с батюшкой. Жизнь прихода храма Большой Златоуст. Творчество о. Виктора Явича

5 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает советник правящего архиерея по правовым вопросам, настоятель храма Большой Златоуст г. Екатеринбурга священник Виктор Явич.

– В гостях у нас сегодня я рад приветствовать священника Виктора Явича, советника правящего архиерея по правовым вопросам, настоятеля храма Большой Златоуст в г. Екатеринбурге. Кому-то из наших зрителей отец Виктор еще известен и как поэт; записи с его творческих вечеров уже неоднократно были в нашем эфире.

Отец Виктор, добрый вечер, благословите!

– Добрый вечер! Помощи Божией во всех делах нашим зрителям. Благослови Господи!

– Сразу несколько тем я предлагаю сегодня для обсуждения. Чин малого освящения и великого освящения храма Большой Златоуст состоялся в 2013 году, то есть в следующем году будет пятилетие со дня освящения храма. Можно сказать, что храм новый, молодой. Успела ли за это время сложиться крепкая православная община вокруг этого прихода?

– Я думаю, успела, хотя, может быть, она не такая большая, как в храмах, которые уже давно существуют. Храм Большой Златоуст и его приход, как Вы сказали, созданы достаточно недавно. Первый настоятель храма отец Алексий Кульберг, ныне владыка Среднеуральский Евгений, сделал очень многое: тогда были заложены основы для приходской жизни, учителя детской воскресной школы проходили обучение. И когда наш владыка, митрополит  Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, благословил меня на настоятельство в этом приходе, то уже было многое готово. Мы испросили помещение для детской воскресной школы, и она практически сразу начала работать. Сейчас там уже достаточно много детишек, есть квалифицированные преподаватели. То же самое паломническая служба: она была и сейчас успешно работает. Есть и много других направлений в деятельности общины. У нас даже есть киноклуб, где в основном молодежь просматривает фильмы на духовные темы…

– …которые можно осмыслить и обсудить.

– Да.

– Для наших зрителей хотелось бы заметить, что сегодняшнее изображение в студии неслучайное: для тех, кто не был в Екатеринбурге и не знает, это храм Большой Златоуст, расположенный прямо в сердце уральской столицы.

– Наш храм замечательный, очень красивый и действительно расположен в центре города.

– Несмотря на то что храм новый, он имеет длительную, еще дореволюционную историю. То есть это тот замечательный пример, когда практически на историческом месте храм был возрожден, построен и сегодня радует людей, являющихся прихожанами, да и просто тех, которые проходят. Скоро будет Светлая седмица, колокольный звон с самой большой на Урале колокольни напомнит всем о Светлом празднике – Христовом Воскресении.

– Колокольный звон слышен далеко за пределами храма, на окраине города. Рядом с храмом находится администрация города, больница. Когда мы встречаемся, сотрудники, врачи говорят, что они с радостью слышат колокольный звон, он помогает им в работе.

– Расскажите, какая вообще община в центре крупного мегаполиса. Потому что если говорить о каких-то окраинах или, может быть, о районах, приближенных к центру, там, как правило, один-два храма. И он выбирается чаще всего в зависимости от того, где ты находишься, куда тебе легче добраться с ребенком на транспорте и так далее. А центр – это все-таки место, куда люди приезжают работать, учиться, преподавать, сходить в магазин, встретиться с друзьями. Среди прихожан вашего храма люди, которые добираются с разных концов города?

– В том числе, да. У нас есть прихожане, которые приезжают с отдаленных районов, например с Уралмаша, из других районов города. Я до того, как стал настоятелем прихода храма Большой Златоуст, служил в Свято-Симеоновской церкви-школе, там действительно приход состоит из людей, которые живут рядом. А здесь, как Вы сказали, храм расположен в центре города, и порой меня спрашивают: «А у вас приход-то есть?»  Потому что жилых домов вокруг практически нет. А приход есть, как я уже сказал, он начинал создаваться при прежнем настоятеле и сегодня разрастается. На литургию в воскресные дни к нам постоянно приходят, я думаю, более ста пятидесяти человек. Вообще на Божественной литургии по воскресным дням людей причащается примерно столько, какую цифру я назвал. Может быть, не всех из них можно назвать членами общины: кто-то каждый Христов день чтит, кто-то пока нет. Но постоянно участвуют в приходских послушаниях порядка пятидесяти и более человек; это уже монолитный православный приход.

– Есть одно интересное наблюдение: храмы превращаются в целые храмовые комплексы, когда при них формируется воскресная школа для детей и взрослых, детские сады, иногда общеобразовательные школы, например Свято-Симеоновская гимназия, о которой Вы уже упоминали. Насколько я знаю, на вашем приходе издаются «Приходские ведомости» на восемь страниц – небольшое издание, рассказывающее о том, что нового произошло в приходской жизни. Не так давно в новостных сюжетах нашего телеканала был сюжет о гончарной мастерской, которая действует при храме. Вновь начинаются занятия в Уральском колокольном центре. Есть еще какие-то планы?

– «Приходские ведомости» я даже взял с собой, издание пока выходит примерно раз в месяц или по великим двунадесятым праздникам. В создании газеты участвуют наши прихожане тоже, здесь иногда публикуются мои стихи.

Что касается колокольного центра, то это одна из особенностей нашего храма, поскольку он был построен «иже под колоколы». То есть сама колокольня возвышается над срединной частью храма и представляет собой уникальное техническое сооружение, венчает ее 16-тонный колокол – один из самых больших колоколов в нашей митрополии. Создана школа звонарей в составе Уральского колокольного центра. Наш владыка благословил и освящал учебный класс, который располагается на колокольне. Сейчас идет набор в школу звонарей, и те, кто хочет попробовать себя в звонарском деле, в звонарском искусстве, могут записаться. Но мы стараемся сделать так, чтобы проучившиеся в школе звонарей выпустились и...

– …применяли свои навыки.

– Да, и на приходе не потерялись. То есть мы учим не просто ради какой-то экзотики: быть звонарем на самом деле очень серьезное дело, поэтому мы к этому и относимся очень серьезно.

Как Вы сказали, при храме есть гончарная мастерская. Мы нашли таких мастеров, скульпторов, художников, которые делают действительно замечательные изделия. Они очень тесно контактируют с детской воскресной школой. У них рядом с помещением детской воскресной школы находится учебный класс, детишки туда приходят, проводятся интересные практические занятия.

– Кроме того, что мы с Вами сейчас перечислили, еще есть какие-то направления?

– Есть киноклуб, паломническая служба. Но самое главное в общине – когда люди друг другу помогают, проявляют заботу. Если у нас кто-то нуждается (а нужда бывает всякая: в лекарствах, в помощи), мы стараемся их поддерживать. Когда надо собрать какую-то денежную сумму на лечение, мы тоже помогаем. Если кому-то надо оказать, допустим, правовую помощь или опять-таки медицинскую и на приходе есть компетентные в этом вопросе, мы стараемся эти вопросы решать. Но самое главное, конечно, соборная молитва, то, что мы вместе молимся. У нас есть любимый прихожанами молебен перед иконой Божией Матери «Скоропослушница»; по вторникам, после вечернего богослужения, мы собираемся и совершаем такое молебное пение.

– Я хотел бы для наших зрителей отметить, кого заинтересовала Уральская школа звонарей и кто себя хотел бы попробовать в этом деле: если вы живете в Екатеринбурге или городах-спутниках Екатеринбурга, то запись в школу осуществляется по телефону: 8 (904) 162-67-96.

В принципе, рассказ о вашем приходе – это же рассказ не только о самом приходе, а вообще о том, что церковь не только место для молитвы и участия в таинствах, что является, несомненно, самым главным, но и место духовно-просветительского досуга. Но как бы так не допустить, чтобы все эти факультативы не стали главенствующими?

– Они никогда не станут главенствующими, потому что  центральное место занимает богослужение. Именно на богослужения мы собираемся, вместе молимся, поем, и это, конечно же, главное. Все остальное сопутствует. Всегда мы с нетерпением ждем начала службы: наверное, каждый знает, с какой радостью приходишь на воскресную службу, с каким особым душевным настроем ожидаешь начало Божественной литургии. Я думаю, это испытывают все прихожане. После Божественной литургии это духовное состояние остается, и нужно какое-то время, чтобы особо ничем не заниматься в этот день, поскольку главное, центральное место – это Божественная литургия.

– Вопрос телезрительницы: «Может быть, я задам вопрос не по теме. Дело в том, что мне 77 лет, я стараюсь ходить в церковь в субботу и воскресенье, хочется и причащаться каждую неделю. Но на исповеди я не знаю, какие грехи перечислять. У меня особого общения ни с кем нет, и кроме того, что я смотрю телевизор и бывает рассеянность, не знаю, какие грехи мне перечислять. Каждый раз испытываю затруднение в этом».

– Здесь можно сказать, что часто прихожане на исповеди исповедуют одни и те же грехи, и это объяснимо. В принципе это допустимо, и надо просто идти по пути, чтобы какой-то грех, какая-то страсть ушли. А в плане того, что Вы не знаете… Но Вы же сами сказали, что телевизор смотрите. Может быть, Вы что-то вспомните из своей прошлой жизни, может быть, Вы не замечаете те грехи, которые Вы все-таки совершаете. Несмотря на то что сейчас Вы уже ведете спокойный образ жизни, тем не менее надо посмотреть: может, с кем-то поговорили, обиделись и не простили кого-то. Нужно вспомнить такие бытовые мелочи, особо придумывать не надо. Может быть, стоит записать на листочке то, что Вы вспомните, прийти на исповедь и перечислить батюшке эти грехи, сказать: «Каюсь во всех грехах ведомых и неведомых, в тех, которые не помню, в забытых грехах. Прости меня, Господи!» Вот таким образом исповедоваться. Может быть, это будет короткое исповедание, но Господь видит, что оно искреннее, поэтому этого будет достаточно, чтобы Вас допустили к причастию, чтобы Вы причастились со спокойной душой, с легким сердцем. И еще надо всех простить. Надо подумать, вспомнить: может, кого-то не простили? Главное – прийти на причастие с таким состоянием души, когда Вы всех простили. Я бы так посоветовал.

– Вдобавок ко всему существует множество различных сборников, материалов о том, как правильно подготовиться к исповеди.

– Конечно, «Опыт построения исповеди» Иоанна Крестьянкина. Я сказал о том, что, может, человек не видит всех своих грехов, а когда почитает, какие грехи есть, как раз вспомнит то, что относится к нему.

– Наталья в социальной сети «ВКонтакте» спрашивает: «Что ответить человеку, который не ходит в храм, к таинствам не приступает, но говорит, что Бог у него в душе?»

– Такого человека трудно отнести к людям верующим. Сейчас как раз такое время, когда заканчивается Великий пост, и мы будем приступать уже к периоду, который посвящен Страстям Христовым, – к Страстной седмице. Во вторник Страстной седмицы читается Евангелие о десяти девах, пять из которых были мудры, а пять – юродивы; пять готовились к сретению жениха и заготовили светильники с елеем, чтобы они не угасали, а другие пять оказались не готовы. Однако надо заметить, что и те, и другие были девы благочестивые, но одни оказались готовы к сретению жениха, а другие нет.

То же самое можно сказать о людях, которые приходят в церковь и которые не приходят в церковь. Те, которые приходят в церковь, молятся, – стяжают благодать Святого Духа. А те, которые не ходят в церковь, – безблагодатны. И вот после окончания земной жизни, в жизни вечной люди, которые не воспылали любовью ко Господу, которые не помазывались святым елеем, не причащались, будут скорбеть, что не воспылали этой любовью и прошли мимо любви к Богу. Кто не ходит в храм и говорит, что Бог в душе, – это разговоры от лукавого. Это люди, по сути, неверующие, и они остаются безблагодатными.

– Вопрос телезрительницы: «У меня муж умер от онкологии. Он верил в Бога, причащался. Я слышала такой разговор, что все умирающие от онкологии как бы причислены к мученикам. Это правда или просто разговоры?»

– Господь перед кончиной дал Вашему мужу такой мученический венец в плане того, что он прошел через мучения, через болезнь. Но нет автоматизма.  Допустим, человек болел тяжелой болезнью, онкологией и был богоборцем, никоим образом не воспринимал Бога. Тогда вряд ли можно говорить о том, что он будет упокоен в тихих обителях, которых у Господа много.

– Наша зрительница сказала, что ее муж ходил в церковь, причащался, был церковным человеком.

– Если он был церковным человеком и претерпел болезнь, то, конечно же, это воспринимается как крест, который человек понес. Но все-таки главным является его покаяние и раскаяние в тех грехах, которые он совершал. Поэтому здесь надо смотреть, как он вел себя в болезни. Если он благодарил Бога и в болезни оставался верным Христу, то, конечно, тогда это будет учтено в предварительном воздаянии, которое наступает после того, как человек оканчивает свою земную жизнь. Но я бы хотел подчеркнуть, отвечая на вопрос телезрительницы, что в отношении тех, кто болел онкологией, такого, думаю, нет.

– Отец Виктор, считанные дни остаются до окончания поста, заканчивается период Святой Четыредесятницы: Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим. И начинается совершенно особенный период в нашей жизни – Страстная седмица. Чему уделить оставшееся время, как провести эти дни?

– Во-первых, наступает праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Как и всякий праздник, тем более двунадесятый, он несет нам и духовное поучение. Мы должны учиться у Пресвятой Девы тому терпению, которое у Нее было; и у Креста, и в целом в жизни. Мы должны учиться молчанию, которое Она несла в течение Своей жизни; той кротости, с которой Она восприняла весть, что принес Ей от Бога Архангел Гавриил. Вот это все для нас поучение. Поэтому мы не должны просто проходить мимо праздника, а брать из него все самое ценное для нас, для нашей души. Затем Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим, и мы вступаем в Страстную седмицу.

Люди вступают в дни Великого поста с определенным ожиданием, и могут быть какие-то испытания, искушения, тем более перед началом Страстной седмицы. Поэтому надо быть очень осторожными в дни Страстной седмицы в плане проведения дней, каждый из которых великий: не заниматься пустыми делами, тем более (не дай Бог) тратить время на какие-то неважные дела и развлечения. Нужно уделять время посещению храмов, и не просто посещению. В Великий Понедельник, в Великий Вторник, в Великую Среду служатся литургии Преждеосвященных Даров. Допустим, в среду на литургии читается Евангелие о том, как некая женщина в дому Симона Прокаженного помазала елеем ноги Господа Иисуса Христа и отерла их своими волосами. Какое миро мы можем принести Богу? Как мы можем проявить любовь к Богу? Добрыми делами, которые должны совершаться в эти дни. То есть каждый из этих дней очень насыщен, очень значим по своей духовности.

Великий Четверток: воспоминания о Тайной Вечере, служится литургия святителя Василия Великого, происходит причащение. В этот день все христиане должны прийти в храмы и причаститься, а накануне исповедоваться. В этот же день вечером читаются страстные Евангелия, это тоже благодатная служба. Великая Пятница – особый день: вынос Плащаницы на вечерне, на утрени погребение Плащаницы; опять-таки каждый христианин должен быть в храме. И вот мы подходим к Великой Субботе, когда Господь во гробе, душа исходит в ад, и ад опустел. И далее подходим к Празднику праздников – Пасхе. Поэтому на Страстной седмице каждый день такой, когда надо быть в церкви, надо быть готовым, когда надо молиться,  делать то, что говорит нам Святая Церковь.

 

– Отец Виктор, еще одна тема для нашей беседы – это Ваше творчество, стихи. Кто-то из наших телезрителей, может, уже видел записи Ваших творческих встреч, может быть, на них присутствовал. Но тем, кто не видел, чтобы ввести их в курс дела, предлагаю посмотреть один замечательный видеоматериал.

(Видеоролик с чтением стихотворения.)

Ты испроси себе участья

И долгих споров испроси.

И, может быть, немного счастья,

Не здесь, не здесь – на небеси.

 

И прошепчи: подай надежду.

И о бесстрастье извести,

Чтобы не быть таким, как прежде,

И здесь, и там – на небеси.

 

И на коленях будь подольше,

И нищим хлеба принеси,

И подбери за ними крошки.

Не здесь, не здесь – на небеси.

 

И соверши еще молитву,

И сердце в дар преподнеси,

Чтобы уже закончить битву

И здесь, и там – на небеси.

– Хотелось бы поговорить о том, как давно Вы пишете (у Вас выпущен уже целый сборник стихов) и вообще о значении стихосложения в Вашей жизни.

– Я пишу, может быть, не так давно. Раньше я писал стихи. Но на духовные темы, связанные с жизнью в Церкви, я начал писать года два назад. И может быть, не каждый день, но достаточно часто я пишу стихи. Они публикуются на сайте нашего храма Большой Златоуст в рубрике «Блог настоятеля» и в нашей газете «Приходские ведомости». Есть небольшие видео, и можно послушать мои стихи. Недавно также была издана книга стихов «И здесь, и там – на небеси», как раз по названию стихотворения, которое сейчас телезрители услышали.

– Насколько я понимаю, Вы и своих прихожан в какой-то степени сподвигаете к написанию небольших заметок, рассказов. Потому что помимо «Блога настоятеля», где появляются Ваши стихи, есть «Рассказы прихожан» (по-моему, так называется раздел) с небольшими заметками из повседневной жизни.

– Да, есть такие живые, интересные рубрики, где прихожане пишут, кстати, и стихи тоже. В основном девушки пишут интересные стихи. Поэтому, можно сказать, у нас приходская газета – поэтическая, литературная.

– Я хочу для наших телезрителей заметить, что почитать стихотворения и прихожан, и отца Виктора, посмотреть и другие полезные материалы можно на сайте bolshoi-zlatoust.ru . Как говорится, добро пожаловать!

Насколько я знаю, у Вас есть стихотворение, посвященное Святой Четыредесятнице.

– Я бы хотел прочитать стихотворение, которое посвящено Великому Пятку. Когда мы говорим о Страстях Христовых, о крестной смерти Спасителя, то часто возникает тема предательства: Господа оставили и Его ученики, практически все разбежались. Наверное, когда человек согрешает, особенно такими тяжелыми грехами, то это тоже предательство Господа, к этому надо именно так относиться. И, конечно же, думать о том, что Господь нас прощает; прощает порой незаслуженно. Мы должны, по сути, сораспинаться со Христом. И вот сегодня, перед днями Страстной седмицы, я хотел бы прочитать именно это стихотворение, которое было написано два года назад.

Прости нас, Господи, прости,

Когда той ночью мы упали,

Когда один остался Ты

И мы, все близкие, бежали.

 

И во дворе, где был костер,

Мы отреклись; прости нас, Боже!

И не разрушили претор

И были медленными тоже.

 

И не пришли в Лифостротон

И не сказали слова даже,

Когда услышали мы стон,

Когда безумствовала стража.

 

Когда кричали все: распни!

Мы только плакали устало.

Конечно, были мы одни,

И было нас отчаянно мало.

 

Прости нас, Господи, прости,

Что у Креста мы были близко

И убоялись Крест нести,

И лица были наши низко.

 

И Сам Ты, Господи, понес

Свой Крест, и мы опять бежали.

И вечным кажется вопрос:

Зачем вы Господа предали?

 

Но всех простил в Своей любви –

Господь всегда тебя прощает.

И ребра видит Он твои,

Когда их копием пронзают.

Вот такое стихотворение, которое, может быть, действительно относится к Страстной седмице.

– Тема предательства, наверное, отразится в душе каждого человека на Страстной седмице. И она связана не только с предательством Господа. Почему-то сейчас такие мысли еще пришли на ум, что март и апрель этого года – время столетия со дня начала революции 1917 года, которая тоже привела и к отречению от Бога, и к отречению от помазанника Божия – царя. И в наше время весна – какое-то неспокойное время, когда где-то проходили какие-то митинги. Как Вы думаете, в чем духовные причины желания людей сжигать за собой мосты, желания коренных перемен? И в чем могут быть духовные причины революции?

– Я думаю, что часто люди хотят каких-то внешних перемен. Мы можем вспомнить (и никогда не забываем) общественное служение Господа: Он же не призывал к каким-то революциям, к свержению римского владычества. Это было слишком для Него, можно сказать, мелко. Он изменял сердца людей, Он нес в мир евангельскую проповедь, когда любовь должна быть в отношениях между людьми.

А революции происходят не за тем, чтобы люди любили друг друга, а, наоборот, чтобы убивали друг друга. И когда мы видим митинги (недавно у нас на Плотинке проходил митинг), люди приходят туда не за любовью. Чего хотят те, кто это организовывает? Они хотят власти и денег. Я думаю, участвовать в таких мероприятиях постыдно и абсолютно не нужно. Революции страшны. Можно вспомнить и Французскую революцию, но наша революция была особенно ужасна в этом плане. Опять же, наш храм Большой Златоуст был взорван, и не только храм в нашем городе.

Я написал стихотворение, которое я бы прочитал, именно о тех событиях. Конечно, это образно, и вспоминается храм Большой Златоуст, который был и который сейчас есть.

Среди сонных полей и дорог городских

Я хотел бы найти и увидеть лишь их –

Что тут были тогда и дарили всем свист,

Когда город был юн, и размашист, и чист,

 

Когда купол мерцал иль горел в небесах,

Когда вечер иль день замирал на устах,

Не успев убежать, иль на миг опустеть,

Или желтым листом улететь, улететь.

 

Я хотел бы увидеть – у всех на виду,

Как белеет мой храм на ночном холоду,

И мальчишки все спят, и закончился день,

Только память не спит, продолжаясь как тень.

 

И мы нынче опять, как мальчишки, жуем

Леденцы и халву и, как прежде, живем,

Оставаясь, как встарь, среди песен и вьюг

И мечтая скорее, скорее на юг.

 

Но все так же метель за окошком кружит,

И мальчишка один в подворотне дрожит,

Где он видит девчонку спешащей слегка,

Где плывут и плывут на восток облака.

 

Среди сонных полей и дорог городских

Я хотел бы найти и увидеть лишь их,

Что идут по проспекту в семнадцатый год,

Где слезинка во сне у черты упадет,

 

За которой потом, хоть кричи не кричи,

Возникает безумие в долгой ночи,

За которой мой храм на проспекте горит

И по радио вождь о стране говорит,

 

Чтобы церковь на площади тоже сожгли,

Чтобы больше акации здесь не цвели,

Что идет все нормально и ближе к концу,

Что слезам запретили бежать по лицу.

 

Только этот прошел и закончился день,

Только память не спит, продолжаясь как тень,

И я вижу привычно – у всех на виду,

Как белеет мой храм на ночном холоду.

– Как человеку сохранять память об этих страшных трагедиях XX века?

– Память надо сохранять через покаяние. Пример такого покаяния – царские дни, когда в наш город приезжают люди. Тот, кто не кается, эту память теряет. И мы можем видеть на примерах людей, которые начинают богохульствовать: они забывают о том, какой была Россия, какой была Русь и с чего она начиналась; это люди, не помнящие ничего, не имеющие корней, они вырваны. Поэтому они не понимают нашей истории или не хотят понять. А некоторые из них являются историками формально, но по сути нет. Потому что наша память, которая сохраняется через покаяние, как раз и помогает восстановить все то, что было в нашем государстве, те скрепы духовные, о которых говорят. Или сейчас иногда говорят: в чем национальная идея России? Или патриотизм? Но надо конкретизировать, в чем патриотизм. Патриотизм – в нашей духовности, в наших истоках Святой Руси, в том, чтобы это не было забыто; в наших храмах, которые были, в наших людях, которые приходили в храм и там обретали любовь, которая их не покидала, когда они выходили из храмов. Национальная идея на поверхности – она в православии и ни в чем другом. Можно об этом спорить, но это так.

– Сейчас достаточно много говорят о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, которому с детства корни, так сказать, не привязывают. Они пускают свои корни на Российской земле, зная о том, в какой стране живут, какая у этой страны история, в том числе и трагичная. Что Церковь может предложить в духовно-нравственном воспитании?

– Церковь предлагает и определенные программы, и воспитание. Но насколько это воспринимается? Воспринимается в очень усеченном виде, то есть это какие-то крохи. Я абсолютно убежден, что в школах надо преподавать Закон Божий, который как раз воспитывает. Это же было до событий семнадцатого года, и никто не говорил тогда, что Россия – страна многонациональная.

– Хотя она была многонациональной.

– Она всегда была многонациональной. Давайте заглянем в наш Трудовой кодекс: 7 января, Рождество Христово – государственный праздник. Пасха – это, можно сказать, наш государственный праздник. Наш владыка, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, как-то рассказывал, что он помнит, как в детские, юношеские годы, когда все это было под строжайшим запретом, в Пасху улицы в селах были усыпаны красной скорлупой от яиц. Люди всегда красили яйца. Я помню, у моей бабушки дома всегда стояло пасхальное яйцо с буковками. Это всегда было, это нельзя убить в нашем народе, это неубиваемо. Просто сейчас это стараются спрятать.

А Церковь может дать то, что у нее есть. Когда я вижу детишек на богослужениях, я радуюсь. У нас в храме Большой Златоуст в воскресный день причащение начинается с детишек, их очень много: это и дети из воскресной школы, и младенцы. Когда родители так поступают, – это правильно, они с этого начинают воспитание; и дети не беснуются. А часто бывают сегодня привязанности к компьютерным играм, мобильным телефонам – все это разрушает психику детей. Что может этому противостоять? Люди начинают обращаться к психологам или, еще хуже, к психиатрам и применять какое-то медикаментозное лечение. Но это только навредит, это формирует у людей зависимость к медикаментам. Надо идти в церковь, прибегать к церковным таинствам, к соборованию (когда уже ребенок достигнет определенного возраста), надо причащаться – это оградит маленького человека от того зла, которое есть в мире. А оно кругом, оно обступает, наступает. Что этому может противостоять? Только вера, больше ничто. Все остальное – бессильно. И то, что происходит во многих наших школах, – это, конечно же, неприемлемо.

– Наверное, это поможет не только маленькому человеку,  но и к каждому из нас можно применить такие слова.

– Маленькому человеку это поможет в самом начале. В три  года уже формируется определенная личность. Феофан Затворник пишет, что даже в младенческом возрасте детишек надо просто прикладывать к иконам, это уже благодатно. Все это очень важно, и Церковь может предложить очень многое.

– Отец Виктор, спасибо Вам за беседу! Надеюсь, мы успели ответить нашим зрителям на какие-то вопросы, рассказали о Ваших различных трудах и служении: Вы и советник правящего архиерея по правовым вопросам, и настоятель храма, и стихи пишете. Кто-то из наших зрителей дозванивался до нас во время эфира и просил повторить телефон Уральской школы звонарей, которая действует в вашем приходе. Еще раз повторим, что запись в школу ведется по телефону: 8 (904) 162-67-96. Звоните, узнавайте подробности и записывайтесь.

Тем, кто заинтересовался творчеством отца Виктора, хочет почитать «Приходские ведомости» и, может быть, перенять этот опыт (потому что издавать такой небольшой новостной журнал на приходе, по-моему, замечательная идея для любого прихода), на сайте bolshoi-zlatoust.ru можете найти все подробности и написать в том числе и вопрос батюшке.

– Спасибо! Спаси Господи!

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать