Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

4 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы.

– Сегодня день памяти святителя Димитрия Ростовского, и хотелось бы спросить о житиях святых, которые он так составил, что мы до сих пор ими наслаждаемся, пользуемся, восхищаемся. В каждом житии есть чудо, и часто возникает вопрос: а действительно ли такое чудо было или это звучит как сказка? Некоторые жития вообще сродни сказкам, настолько они чудесны.

– Я абсолютно верю, потому что и в моей жизни всякие чудеса были, которые никак нельзя объяснить с какой-то рациональной точки зрения. Объяснения этому нет. Они другие, но это бывает часто, не реже, чем раз в неделю. Поэтому для меня лично чудеса настолько привычны, что я особо этому не удивляюсь.

– А вот некоторым людям не хватает чудес, говорят: «Почему раньше они так часто происходили, а сейчас такая скудость на чудеса?»

– Я бы так не сказал. Мне кажется, сейчас чудес даже больше. Взять хотя бы то, что иконы мироточат, сейчас это происходит гораздо чаще, чем было когда-то в древности. Например, сегодня пришла женщина, которая вдохновлена таким событием. У нее возникло некое заболевание, и нужно было срочно оперироваться. Она, как православная христианка, прежде того решила принять таинство Елеосвящения. Пособоровалась и на следующий день отправилась в больницу. В больнице ей сделали УЗИ (или рентген, точно не помню) – причина операции исчезла.

А сколько у меня в жизни было случаев, когда человека уже приговорили и даже выписали из больницы домой умирать, я его соборовал,а он потом своими ногами приходит к доктору и говорит: «Спасибо, доктор». Тот чуть не в обморок падает и говорит: «Не может быть!» Но с другой стороны, вот таинство Елеосвящения: очень много случаев, когда происходит полное исцеление. А этот случай произошел сегодня.

– Видимо, люди либо привыкли к каждодневным чудесам, которые Господь творит, либо ждут чего-то сверх…

– Что-то и не замечается, потому что люди говорят «случайность». Или сколько раз в своей жизни человек говорит «повезло». А кто его привез-то к этому? Просто это неправильная интерпретация. А раньше человек, если урожай – он благодарил Бога, а если неурожай, искал в своей жизни того, чем он Его прогневал.

– Каялся Богу.

– Да, конечно, и находил.

– Вопросы телезрительницы: «С точки зрения Православия кто такой Аллах?»Второй вопрос: «Как Иисус Христос будет судить правоверных мусульман?»

– Аллах по-арабски значит Бог. Поэтому мы тоже можем говорить Аллах. По-русски – Бог, по-английски – G od, а по-арабски аллах.

По поводу второго вопроса: я даже не знаю, будет ли Он их судить. Но у нас есть Евангелие, которое нас судит, и Страшный Суд в Евангелии описан. Христос сказал: «Болен был, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне; голоден был, и вы накормили Меня; странен был, и вы приняли Меня». Если мы так любим своего ближнего – по-христиански, то Господь может и принять такого человека. Человека, который другому совершенно невинному человеку режет голову,вряд ли Господь примет в Царство Божие.

– А уж как Он будет судить – это не наше дело.

– Да мы не можем этого даже понять.

– Этот Суд будет точно не по человеческой справедливости.

– Нет, не по человеческой. Нам этого не понять, у нас такого опыта нет.

– Вопрос: «На Страшном Суде Господь отделит людей по тому, относились ли они милосердно к своим ближним или нет. Но ведь нет абсолютно хороших и абсолютно плохих людей, значит, будут некие весы, на которых будут взвешивать количество добрых и злых поступков. Так ли это?»

– Нет, совершенно не так. Просто, как сказано в Писании, из своего сердца человек износит сокровища добрые или злые. Если у человека сердце по своей сути милующее, этот человек приятен Богу. Если человек жестокий, то он Богу не приятен. Что значит «приятен Богу»? Это значит Дух Святый, Который исходит от Аллаха (если использовать арабское слово), когда приходит в сердце человека, очищает его «от всякия скверны». В сердце жестокое, злое, завистливое, гневливое, блудное Он войти не может, поэтому не может и очистить человека. И отделяются люди не по количеству поступков, а по качеству сердца.

Если сердце доброе, то все поступки человека добрые, а если сердце злое – все поступки злые. Даже если человек и пытается сделать что-то доброе, есть такое русское выражение «с грехом пополам». Берем бочку меда и наливаем в нее два ковша дегтя. Можем мы этим медом торговать на рынке? Нет, он безнадежно испорчен. Так и сердце человека. Поэтому хотя мы и говорим Суд Божий, но это зависит от самого человека. Бог судит не за поступки, а за качество человеческой души.Каждому человека дана жизнь. Кем он стал в результате этой жизни? Если он стал добрым, хорошим, милующим людей и всякую тварь человеком – это одно качество. А если он не милующий, а наоборот, головы людям режет, то такой человек жестокий, злой. Как он может к Всемилостивому Богу попасть в объятия? Конечно, Господь его вынужден отделять от общения с другими.

– Но нет человека, который был бы безгрешен. Он добрый, но бывает раздражителен, он милостивый, но бывает с чувством неприятия.

– Но один человек со своею раздражительностью борется, и считает себя неправым в своей раздражительности, и молит Бога о том, чтобы Он его от раздражительности избавил. А другой свою раздражительность оправдывает несовершенством людей: «Я раздражаюсь, потому что мой полугодовалый сын кричит». Он не говорит: «Я раздражаюсь, потому что я гневлив», но «я раздражаюсь, потому что я устал». Но ведь это не может быть оправданием.

– И вот тогда эта раздражительность и будет ложкой дегтя во всю его добрую жизнь.

– Безусловно.

– Вопрос телезрителя из Подмосковья: «Когда я иду на исповедь, никак не могу сосредоточиться на чувстве покаяния. Знаю, что должно быть покаяние и раскаяние, но не могу понять, что это за чувство, и от этого впадаю в смущение. Разъясните мне, пожалуйста».

– Нет ничего проще. Дело в том, что покаяние – это не чувство. Покаяние – это действо, это изменение человека в ту сторону, которую указал Господь. А чувства могут быть, а могут не быть, это совершенно неважно.

– Часто человек действует против своих чувств.

– Грешный человек всегда, когда уверует в Бога, начинает действовать против своих чувств. Он борется с чувством зависти, с чувством гнева, блудным чувством, с чувством сребролюбия, жадности, со всеми греховными чувствами он борется. Каким образом? Он обращается к Богу, и он всячески воздерживается от этих чувств. Потому что эти чувства, которые есть в человеке, Богу не угодны. И вот это изменение чувств, изменение мыслей, а вместе с тем изменение и поступков, называется покаянием.

– Но начинается именно с изменения поступков или чувств?

– Нет. С изменения мыслей. Сначала каждый грешный человек считает себя правым. Подходит ко мне недавно мальчик семи лет и говорит: «А меня вот этот мальчик обидел». Я тут же зову этого мальчика и спрашиваю: «Ты зачем его обидел?» Он говорит: «Потому что он меня толкнул». Я говорю: «Но виноват-то ты. Ты же его толкнул, а потом он тебе ответил. А ты обижаешься. Ты должен обижаться на себя, потому что ты первый начал». Он застеснялся и отошел. Он думал как: раз мальчик его тоже толкнул, он на него сейчас пожалуется, и я ему еще…Он такой наивный – семь лет всего человеку.

– Взял и половину события отрезал.

– Да, потому что ему семь лет. Он еще не знает ничего о покаянии, ничего не понимает. И ему взрослый дядя с бородой объясняет, что «вина не его, а твоя». Поэтому человек, который верует в Бога, всегда вину ищет в себе. А человек, далекий от Бога, ищет вокруг. Все кругом виноваты, начиная с Господа Бога, потому что человек всегда бывает Господом Богом недоволен. Он недоволен отцом, матерью, братьями, сестрами, недоволен учителями, сотрудниками, недоволен теми, кто окружает на работе, недоволен пищей, одеждой, недоволен, как к нему обращаются. Всем недоволен: то одним, то другим, то третьим, то десятым. А человек, который близок к Богу, настолько всем доволен, что за все Бога благодарит.

– То есть по чувству недовольства можно определить собственное отношение к Богу?

– Можно. Если ты всем недоволен – пропало твое дело.

– Потому что люди разделяют эти состояния: да, действительно, жизнь тяжелая, а Бога я люблю, Бога я почитаю, Бог мне помогает, а люди не понимают.

– Что значит, люди? Каждый человек сам должен людям помогать, а уж люди никогда не ответят добром. Даже смешно на это надеяться. Когда это случается, это всегда удивительно.

– Вопрос телезрительницы: «Год назад полицейские убили моего мужа одним ударом. Почему-то меня все священники успокаивают и говорят: “Ты радуйся, он мученик, он попадет в Царствие Небесное”. Так ли это?»

– Это не я решаю.И я же не знаю Вашего супруга. Может, он каждый день Вас бил?

– Телезрительница: «Нет, он самый лучший на свете».

– Вы так считали и два года назад?

– Телезрительница: «Да, я всю жизнь с ним прожила, у нас остался сын 14-ти лет. И еще бы прожила с ним всю жизнь».

– А сколько Вы с ним прожили?

– Телезрительница: «Двадцать пять лет».

– Неплохо. Он Богу молился?

– Телезрительница: «Молился, нестабильно, но молился. Видно было, что он человек верующий».

– А причащался ли он Святых Христовых Таин?

– Телезрительница: «Редко».

– Но причащался. Замечательно. А за что его убили?

– Телезрительница: «Полицейские были пьяные, а он их оскорбил. Что там у них точно было, не знаю, я даже на суд не могла ходить. Убили одним ударом: полицейские знают, куда бить. Потом положили на линию, ему ногу там отрезало. В общем, вот так…»

– Если бы я знал этого человека, то, наверное, подумал, что Господь забрал его Себе и через такие большие предсмертные страдания очистил его душу тем, что ему не хватало. Я бы так решил. Как его зовут? Я тоже за него помолюсь.

– Телезрительница: «Его зовут Виктор. Я думала, что сама попаду в сумасшедший дом, потому что отняли самое дорогое. И успокаиваюсь тем, что мне духовный отец говорит: «Успокойся, он у себя дома, Господь сделал попущение, значит так Господу угодно».

– Это понятно, с одной стороны. Богу было угодно его призвать. А никакое злое дело Богу совсем не угодно, ничего угодного в этом нет. Угоден Богу его переход в вечность именно в этот момент его жизни.

– ​Телезрительница: «Значит, это все сделалось по Божьей воле. А чья была воля убийц? Понятно, дьявола».

– Конечно, дьявола.

– Телезрительница: «Я не могу понять: как же тут одно дело хорошее, а другое плохое? Как это все понять?»

– А вот так это все бывает. Спрашиваешь у мамы: «Ты своего ребеночка любишь?» Она говорит: «Очень люблю». Второй вопрос: «А чего же ты на него так орешь и ругаешь его такими словами?» В человеке всё так перемешано.

– Телезрительница: «Отец Димитрий, скажите мне на утешение: может он попасть в Царствие Небесное? Он не считается мучеником?»

– Нет. Мучеником называется тот, кто погиб за веру, а он страдалец. Я думаю, что если Господь дал ему возможность перед смертью пострадать, то решил его спасти. Обычно таким хорошим людям, которые как-то не очень радеют о чтении Евангелия, о Причастии, не очень большие молитвенники, Господь дает в конце жизни пострадать и тогда восполняет то, что им не хватает. Я смею надеяться, хотя и не уверен в этом, что Вашего мужа Виктора Господь так призвал к Себе.

– Вопрос: «Как понять слова из Евангелия от Матфея: «Претерпевший до конца спасется»? Что должен претерпеть человек и в каких случаях?»

– Всё.

– Все, чему Господь судит быть в его жизни?

– Представь себе некого человека, которого в семье кто-то все время дразнит. Он терпит год, два, пять, десять,а потом берет утюг, как даст по голове – и убил. Это о чем говорит? Что он до конца не дотерпел. А если бы дотерпел до конца, душу свою спас бы.

– А есть вещи, которые не должно человеку терпеть?

– Есть. Например, депрессия, нужно обязательно сразу начинать лечение. Что еще из таких вещей, когда нужно сразу принимать меры?

– А если при человеке постоянно ругаются матом? Домашние, предположим. Нужно потерпеть?

– Нет, зачем? Это можно прекратить.

– Одна женщина мне сегодня рассказывала, что ее старая подруга говорит на этом языке. И она никак не может эту подругу остановить.

– Надо прекратить с ней общение, да и все.

– Жалко. Она одинокая, старая, больная.

– Надо ей сказать: «Когда я прихожу, ты не ругаешься. Как только слово скажешь, я одеваюсь и ухожу». И все. И она, как миленькая, не будет ругаться. Это абсолютно точно.

– То есть такое сквернословие, даже не в твой адрес, а при тебе, не терпеть?

– А зачем?

– Опять же, потерпеть надо немощь другого.

– Нет. Это сюда не относится.

– То есть такие вещи не полезны для души?

– Например, кто-то при тебе обижает слабого. Тебе это очень неприятно и ты терпишь.

– Это трусость и малодушие.

– Христианин должен обязательно вмешаться. Очень многие люди приходят на исповедь и говорят: «Вот, я не подошла…я не помогла…я чего-то растерялась». А отчего человек теряется? Оттого, что он никогда никому не помогал. А когда это случилось уже под носом, он теряется, потому что для него это новая вещь. А если человек,наоборот, всегда реагировал, старался помочь, он никогда не теряется в этой ситуации.

– Вопрос телезрителя: «В 4-м томе собрания святителя Игнатия (Брянчанинова) есть выписка из трудов Марка Подвижника. Я хочу остановиться на двух цитатах (извините, цитировать буду по памяти, как запомнилось). Цитата первая:«Если увидишь сильное движение в душе, влекущее к страсти безмолвствующий ум, то знай, что ум предупредил это невольное действие действием произвольным, приведя в движение страсть и насадив ее в сердце». Прокомментируйте смысл этой цитаты на наглядном примере.

– Дело вот в чем: самое быстрое в человеке – это ум.

– Телезритель: «А не чувства?»

– В данном случае ум опередил чувства. Прежде чем человека пленит страсть, сначала бывает прилог. А уже потом, когда прилог рассматривается, возникает чувство и сочетание с этим прилогом. Когда возникает сочетание с прилогом, это уже начало действия чувства.И тогда совершается падение. Поэтому святитель Игнатий цитирует Марка Подвижника, описывая именно это состояние.

– Телезритель: «Вот в чем дело, понятно. Подобное я читал у Ефрема Сирина, только он более подробно это описывал».

– Дело в том, что каждый подвижник объясняет по-своему, потому что они друг друга не читали.

– Телезритель: «Как им Святой Дух продиктовал, как восприняли они своей немощью, так они и изложили».

– Нет, не Святой Дух, – это неправильно. Святой Дух диктовал апостолам, когда они писали Евангелия, потому что они были мужи неопытные в подвижнической жизни. А такие люди, как: Марк Подвижник, Ефрем Сирин, Исаак Сирин (не буду всех перечислять) узнали на собственном опыте, поэтому они говорят от собственного опыта.

– Телезритель: «Но Святой Дух им тоже что-то диктовал?»

– Не что-то, а очень многое. У них все писания напоены общением со Святым Духом. Но именно «диктовал» можно сказать только о Священном Писании.

– Вопрос телезрителя: «Вторая цитата Марка Подвижника: «Благие помышления полезны человеку в уныниях и искушениях, во время молитвы – вредны». Возникает вопрос: какие помышления можно использовать во время уныния и искушения, а какие категорически нельзя использовать во время молитвы?»

– Обратитесь к началу цитаты: там сказано – благие. Вот их можно использовать для борьбы с унынием.

– Телезритель: «А почему благие нельзя использовать во время молитвы?»

– Во время молитвы не нужно использовать никакие размышления.

– Телезритель: «Только слова молитвы».

– Да.

Телезритель: «Которые запечатаны должны быть в ум».

– Да. И в ум, и кому Бог даст, то и в сердце.

– Телезритель: «По мере нашего духовного возрастания. Это понятно».

– Не нашего, а Вашего, скорее.

– Но именно во время молитвы к человеку начинают приходить помыслы о покаянии, об исповедании грехов, о добрых делах.

– Да. По-моему, тот же святитель Игнатий говорил: «Приходит помысел – почитай Евангелие». Только чтобы не молился. Во время молитвы люди обычно начинают лампадки поправлять, какую-то пыль увидят, вытирают обязательно с иконки, еще что-то. Обязательно вспомнят, что забыли позвонить человеку по очень важному церковному делу, или что больного надо проведать, хотя бы по телефону. Самыми благими... Потому что если дьявол будет смущать человека злыми помыслами, человек сразу различит, что это искушение от дьявола. А дьявол хитренький, он «добренький». Как, например, сейчас ругают Россию: «Вот, детей бомбит…», и всякие картинки показывают, снятые не там и в совершенно другие времена. Вот сущий обман: детей жалко, но они совсем из другого сценария, ведь даже используют всякие кинофильмы.

– Одна женщина говорит: «Как стану молиться, на ум приходят нераскаянные грехи, что надо покаяться и в этом, и в том. Как закончу молиться – все забываю».

– Это от лукавого. Вот это именно то, о чем и говорит Марк Подвижник. И звонивший телезритель очень точно все запомнил, хотя это очень трудно. Значит, он понял смысл. Я даже удивляюсь, почему он спрашивал, по-моему, он прекрасно во всем разобрался.

– Вопрос телезрительницы: «Кто такие иудеи и эллины? И почему их пишут прописной буквы?»

– Под эллинами разумеют тех людей, которые получили классическое греческое образование, и в основном, это люди, которые жили в Элладе и прошли какую-то языческую школу.

Иудеями именуются те, которые прошли школу еврейскую: либо фарисейскую, либо саддукейскую, либо книжническую и так далее; не языческую, а Единого Истинного Бога Авраама, Исаака и Иакова, то есть они научались от Священного Писания.

– Вопрос телезрительницы: «У меня полтора года назад погиб сын: сгорел в доме. Сыну было 2 года 10 месяцев. Я была на работе, работаю в роддоме. С ним сидела сноха. Она свое дитя вытащила, племянника вытащила, а моего сына там оставила. Я ее простила, но все равно я ее как-то виню ее, осуждаю, что она моего сына не спасла. После того, как мой сын погиб, я на протяжении уже двух лет болею, болею и болею; меня болезни одолели».

– Заболеешь тут: такое пережить! Я бы с ума сошел от такого горя.

– Телезрительница: «Что мне делать? Я хожу в церковь, молюсь…»

– Что делать? Рожать еще пять человек.

– Телезрительница: «Рожать с мужем пока не получается. Мой сын был не от этого мужа, я родила его одна».

– Хорошо. Пойти с мужем к доктору, провериться.

– Телезрительница: «Проверялись, все нормально. А детей пока так и не получается».

– Если нормально, тогда молитесь Богу. Вам сколько лет, и как Вас зовут?

– Телезрительница: «Мне 28, зовут Александра».

– О, еще нарожаете! Мы с отцом Александром за Вас помолимся. Когда зачнете ребеночка, Вы нам обязательно позвоните, порадуйте. Храни Вас Бог!

– Вопрос: «Объясните, пожалуйста, что означает «любовь не ищет своего» по отношению к поиску будущей супруги?»

– Потому что супругу ищут не для того чтобы ее прибрать к рукам, а чтобы, служа ей, создать домашнюю Церковь, питать ее, греть, любить, для нее трудиться и сделать ее счастливой.

– Ее, а не себя?

– Ее, конечно.

– Обычно человек хочет сам обрести счастье в семейной жизни.

– Это неправильный путь. Счастье можно обрести, только сделав счастливым человека. Например, для родителей самое главное – это видеть счастье своих детей. Очень многие родители развод детей переживают больше, чем сами дети. Сколько угодно таких случаев.

– Да, неудавшаяся жизнь ребенка – это трагедия для родителей.

– Конечно. Поэтому, если ты человека любишь, ты хочешь, чтобы он был счастлив, – это естественно. А если тебе нужна домработница, чтобы носки тебе грязные стирала бесплатно, то здесь, конечно, совсем другая задача.

– Вопрос: «Всякое ли поношение во благо? И как его соотнести с чувством справедливости, которое особенно обострено у детей?»

– Чувство справедливости у детей обострено потому, что они не развиты духовно, им еще нужно пройти долгую школу христианской жизни.Детское чувство справедливости заключается в том, чтобы наказали их обидчика, который стал таким из-за их сквернейшего поведения. У всех детей, как у всех грешных существ, которые не знают еще Христа, справедливость только в одну сторону – по отношению к себе. Это никакая не справедливость, это подлючая подлость. Поэтому, дети – весьма несовершенные существа с точки зрения христианского подвижничества.

Не всякое поношение во благо. Например, поносить детей – это зло. Потому что благо в поношении только людям, которые стали на путь совершенства. А для людей несовершенных поношение –зло, потому что они будут еще более злы.А если поносить детей, то они перестанут учиться, станут врать, будут обязательно отыгрывать это зло на младших, на беспомощных, они вырастут садистами.

Как-то я уже рассказывал историю: один мальчик поступил к нам в детский дом из государственного «Дома малютки». И однажды мы увидели, как из всех игрушек он выбрал дракончика и стал его кормить с ложки. А дракон был не механический, и рот у него не очень открывался. И мальчик ему говорит: «Жри, сволочь!» Откуда трехлетний ребенок говорит таким тоном с игрушкой? Это значит, что когда его кормили там, с ним так обращались. Детки это все усваивают. Они не понимал смысла слова «сволочь», но прекрасно усвоил: если ты играешь в игру, где один кормит другого, тем более сильный маленького динозаврика, надо говорить вот эти слова.

Как однажды, когда Есенин катался в пролетке с Айседорой Дункан, она запомнила слова, которые Есенин говорил ямщику. После них ямщик гнал гораздо быстрее. И когда однажды какой-то господин ехал с Айседорой, она сказала ему: «Вы знаете, Есенин иногда говорил ямщику некие слова, которые я немножко подзабыла, и он сразу начинал гнать изо всех сил». Тот ответил: «Я не могу при женщине повторить этих слов». Поэтому очень важно, что мы произносим. Также и с поношением, это есть меч. И если человек неопытный, то этим мечом может ранить человека на смерть.

– Правильно ли человеку, несовершенному в духовной жизни, желать себе поношений для укрепления, может быть, в духовности?

– Если он плохо представляет себе, в чем состоит духовная жизнь, это противопоказано. Потому что он тут же обидится. Был однажды такой эпизод: женщина подходит к священнику и говорит: «Батюшка, благословите на юродство». А он отвечает: «Тебе это ни к чему, ты и так дура». Та обиделась и отошла. Это говорит о том, что его указание превысило ее возможности.Я понимаю,что он это сделал с целью как раз остановить ее.

В житиях описывается случай, когда некий монах захотел взять подвиг носить вериги. Пришел к игумену и просит: «Отче, благословите, я буду вериги носить». Тот ему отвечает: «Носи. Иди к кузнецу, он тебе скует». А к кузнецу послал послушника сказать: «Сейчас к тебе придет монах, дай ему как следует». Монах пришел, говорит: «Игумен мне благословил вериги», а тот ему как дал! Монах отлетел, заплакал, прибежал к игумену: «А кузнец меня побил». Игумен говорит: «Ты жалуешься, какие же тебе вериги».

– Если даже пощечину не мог понести.

– Да, если не мог понести пощечины, как же ты будешь носить вериги? Это тоже такие приемы духовной жизни.

– Духовные люди все-таки бывают.

– Бывали. Может где-то и сейчас есть, но как-то не проглядываются.

– Вопрос телезрительницы: «У меня пьет племянница. Как о ней молиться?»

– Очень просто: надо сложить три перста, перекреститься, потом сделать поклон и произнести самую важную, самую часто произносимую в Церкви: «Господи, помилуй!» Чем чаще, чем больше, тем лучше.

– Вопрос: «Я встречалась с женатым человеком пять лет. Сейчас все осознала, раскаялась. Пытаюсь с ним расстаться, но просто взять и разорвать не получается. Всякую телесную связь прекратили, но расстаться не хватает сил. Подскажите, как молиться, чтобы пережить это, потому что доходит до таких страшных мыслей, что жить не хочется?»

– Это всё естественное продолжение пятилетнего начала.

– То есть страсть проросла в душу человека.

– Да. Как апостол Павел говорил: «Разве вы не знаете, что соединяясь с женщиной, вы соединяетесь с ней в одно тело?» Сиамским близнецам, которых разъединяют хирурги, разве не больно? И так жить – больно, и когда разъединяют – тоже очень болезненно. Сложнейшая операция, и после нее болеют и потом всю жизнь страдают. Ничего с этим не сделаешь. Поэтому Господь и дал такую заповедь. Не для того чтобы нас как-то наказать или сделать нам неприятное, а чтобы сохранить от этого страдания. Так же, как мы прячем спички от детей.Или если кто варит кашку младенцам, то ставит ее не на ближнюю конфорку, а обязательно на дальнюю. Потому что у младенцев манера хватать за ручку у ковша – и потом сразу ожог 2-й степени. Чтобы этого не случилось, надо обязательно делать так, чтобы младенец не дотянулся ни до кастрюли, ни до чайника, ни до утюга, потому что потом придется 3-4 месяца лечить. А уж как он будет страдать, ведь это так больно!

– Но если человек все-таки переступил заповедь Божию…

– Придется теперь потерпеть. Никуда от этого не денешься.

– То есть требуется время, которое немножко уменьшит эту боль.

– Время и молитва. Само время может и не исцелить. Конечно, оторваться сложно.

– Вопрос: «Как перестать бояться смерти?»

– Не знаю. Я все время боюсь. Не могу ничем научить тому, чего не умею сам.

– Но надо бороться с этим страхом?

– Не знаю. Страшно умирать. Недавно, еще нет и 40 дней, умер мой школьный товарищ. Уже не первый. А несколько дней назад я узнал, что у моей родственницы рак.

– То есть чувство такое, что смерть приближается.

– Да. Уже много моих сверстников отошли в мир иной. Правда, есть и долгожители, слава Богу! Сегодня ко мне пришла женщина: «Благословите операцию делать». Я спрашиваю: -– А сколько Вам лет?

– 92 года.

– А в чем операция? – спрашиваю

– Вы знаете, кисть руки стала плохо слушаться.

Я говорю:

– А зачем Вам это?

– Понимаете, я закройщица.

Женщина стоит передо мной в шикарном пальто, такое ощущение, что она пришла с передачи Васильева. Я спрашиваю: «А кто Вам это пальто подбирал?», потому что вся цветовая гамма изумительно подобрана, то есть видно, что человек с художественным вкусом. А человеку этому 92 года. Она говорит: «Это я сама сшила». И вот сейчас у нее пальчики на правой руке стали плохо слушаться, видимо, от этой работы. Ясно, что она уже лет 70 на этом поприще. И хочет делать операцию. Я благословил. Вот какие люди! Абсолютно в здравом уме, прекрасно одета. «Сама сшила», – меня это просто сразило. Вот это люди, любящие свое дело. Я представляю, скольким людям она принесла радость!

– И продолжает приносить.

– И продолжает. И причем борется именно за возможность служить, потому что Господь говорит: «Наг был, и ты одел Меня». Скольких она одела, да еще с каким вкусом!А какая скромность! Я спросил: «Вы модельер?» – «Нет, закройщица». Потрясающе! Мне жена объяснила, что это вроде бы одно и то же.

– Одни люди стремятся поскорее на пенсию, чтобы ничего не делать: «Все, не буду работать, надоело», а другой и в девяносто лет хочет работать! Первый в семьдесят уже еле ноги таскает, а другой в девяносто еще шьет пальто.

– Вот разве это не чудо?Я видел ее утром, сейчас уже вечер, а я все переживаю эту встречу. Я никогда не забуду эту замечательную женщину.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать