Беседы с батюшкой. Послание апостола Павла к Галатам

4 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает диакон Сергий Муравьев, студент I курса магистратуры СПбДА, клирик Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня мы продолжим разговор о книгах Священного Писания Нового Завета и поговорим о Послании святого апостола Павла к Галатам.

Отец Сергий, Послание к Галатам – часто ли мы к нему обращаемся? Мы с Вами, конечно, к нему обращаемся в силу того, что мы церковно- и священнослужители в какое-то время и в силу того, что просто у нас есть интерес и мы изучаем это послание в Духовной академии. Но если смотреть на содержание Нового Завета, то можно увидеть, что Послание к Галатам находится между других посланий, оно небольшое, и так часто бывает, что человек может просто обойти его стороной. Между тем послание очень интересное, важное, и обсудить его сегодня, я думаю, нам с Вами очень ценно. Хотелось бы начать с того, чтобы в общем обозначить, что такое Послание к Галатам, что оно из себя представляет?

– Послание к Галатам, написанное апостолом Павлом к общине в местности, называемой Галатия, очень интересно по своему содержанию и очень важно для церковной жизни и  понимания основ сотериологии, основ нашего спасения, то есть посредством чего мы становимся наследниками Божией благодати и спасения.

Во-первых, Галатия – это община, которая была основана самим апостолом Павлом во время одного из его миссионерских путешествий. Если бы у нас была карта Средиземноморья, то на ней можно было бы обозначить, где находилась тогда территория Галатии. Это была провинция Римской империи, ее северные территории, если брать выше Греции. В научной среде были сомнения по поводу того, к каким именно галатам писал свое послание апостол Павел. Дело в том, что существует Северная и Южная Галатия. Но на сегодняшний день уже большинство ученых сошлись на мнении, что все-таки апостол Павел писал именно к северным галатам, потому что они больше сознавали себя как именно галаты, а южные галаты больше относили себя к римскому государству. Поэтому, скорее всего, апостол Павел писал именно к северным галатам.

Чтобы понять саму суть послания, нужно сказать несколько слов о том, кто такие были галаты и как они воспринимались в среде между народами, как относились к галатам. Вообще считалось, что галаты – это весьма дремучий и простой народ. Но если приводить пример, у нас есть некоторые нации, которые становятся персонажами анекдотов. Вот галаты были как раз такой нацией, над которыми все как бы насмехались и считали их весьма простыми и недалекими.

И действительно, апостол Павел об этом пишет, что они в простоте сердца восприняли его проповедь о Христе. И это весьма радовало апостола Павла, что они вот так, в простоте душевной, очень ярко и свободно откликнулись на эту проповедь. Но произошла беда: их сманили своими речами иудействующие христиане, которые говорили им о том, что нужно обрезываться для того, чтобы стать наследниками спасения и благодати. Это если вкратце о галатах. Если есть большое желание, то можно почитать об этом у прекрасного толкователя, святителя Феофана Затворника. У него есть прекрасный построчный разбор с толкованием греческих терминов, греческих слов Послания к Галатам и многих других посланий апостола Павла и вообще книг Священного Писания.

– То есть, я так понимаю,  апостол Павел пишет Послание к Галатам для того, чтобы навести порядок в общине от разномыслия.

– Да, причина написания апостолом Павлом Послания к Галатам была в том, что после того как он их просветил, он, естественно, пошел дальше, они остались исповедовать веру, но были иудействующие христиане (во многих посланиях у него проскальзывает мысль об этом), которые считали, что чтобы стать христианами, нужно обязательно обрезываться, то есть принять на себя закон Моисея. И они сомневались в апостольстве Павла, потому что, как мы знаем, апостолу Павлу явился Христос, но уже после Своего воскресения. И были сомнения у многих иудействующих христиан в том, что апостол Павел действительно апостол, то есть именно посланник от Иисуса Христа, что именно Христос даровал ему эту власть апостольства. И вот этими двумя темами пронизаны  первые две главы Послания к Галатам. Павел защищает свое апостольство от нападок иудействующих христиан.

– Да, важный момент: обозначить, что апостол Павел есть  такой же апостол, как и все остальные.

– Да, и он говорит в своем послании о том, что после того как на дороге, по пути в Дамаск, ему явился Иисус Христос, Господь наш, и призвал его на служение апостолов, он не пошел советоваться с плотью и кровью. Тут важно понять, что такое плоть и кровь в представлении еврейского народа. Это идиоматическое выражение, то есть тогда это было расхожее выражение среди еврейскоговорящего населения, обозначающее человека (плоть и кровь – это человек). Мы знаем, что ни с кем из апостолов он практически не контактировал, кроме Иакова, брата Господня, и Петра, с которым он виделся пятнадцать дней на Иерусалимском соборе, и то уже спустя определенный промежуток времени после своей проповеди. Таким образом, мы видим, что апостол Павел действительно получает этот дар, эту харизму апостольского служения именно от Господа. И он подтверждает это словами: «Я не пошел советоваться с плотью и кровью». То есть это было настолько яркое переживание, это было настолько реальностью для апостола Павла, что у него не возникло ни на минуту никаких сомнений, что действительно Господь его призывает быть апостолом. Поэтому он, конечно же, не идет советоваться, провести легитимацию своего служения через легитимных апостолов, то есть он такой же полноправный апостол, как и те двенадцать.

– Вообще это удивительный момент: в течение всех тех посланий, которые апостол Павел пишет разным общинам и которые теперь мы можем увидеть в Священном Писании, он то задается вопросом «Разве я не апостол?», то называет себя наименьшим апостолом. То есть ему всегда приходится объяснять, что он такой же, как и все ученики Христовы.

– Ему постоянно приходится бороться с этими внутрицерковными партиями, которые по-своему видят благовестие и по-своему видят спасение, но не имеют дара харизмы, то есть не все так очевидно для них, как для апостола Павла. Он с ними, конечно же, борется, и мы видим, он побеждает в этих спорах и общины сохраняются. Мы в некоторой степени должны быть благодарны этим противникам апостола Павла, что они провоцировали его писать послания и оставлять нам эти шедевры богословской и литературной мысли; мы имеем сейчас в своем распоряжении эти послания и можем научаться от премудрости апостола языков и апостола любви.

– Этот момент в философии Мартина Хайдеггера так или иначе рассматривается. Когда он говорит об искусстве, он говорит о том, что искусство может выбрать человека и что бы человек ни делал, если он согласится принять этот выбор искусства, которое выбирает его, тогда он может стать действительно настоящим, великим художником. А есть люди, которые выбирают искусство, но оно не выбирает их, к сожалению. И тогда, как бы они ни бились (не то чтобы это люди бесталанные), но здесь уже что-то не то. Вот так, удивительным образом апостольство выбирает будущего апостола Павла.

– Да, и это очень интересно, что получается, и Господь нас выбрал. Об этом пишет апостол Павел в своем послании дальше, в третьей и последующих главах.

– Давайте теперь о том, на чем акцентирует внимание апостол Павел. Всего шесть глав, но тем не менее очень много тем, акцентов. Можно какие-то из них рассмотреть.

– Вообще если брать структуру Послания к Галатам, то можно по главам разделить темы, с помощью которых апостол Павел пытается отстаивать свою точку зрения. Первые две главы – это защита апостольства, отсылка к тому, что он не советовался с плотью и кровью и так далее. Дальше, в третьей главе, идет богословская аргументация. Это наиболее интересная для нас глава. Четвертая, пятая, шестая – это главы  увещевания уже нравственного характера и нравственные советы, как жить в общине.

Часто мы слышим за богослужением, когда служим службу преподобным, отрывок из Послания к Галатам, где говорится о том, какими должны быть дела Духа (любовь, доброта, милосердие) и каковы дела плоти. Но это все выходит из контекста его послания о том, каким должен быть христианин: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2). То есть здесь идет противопоставление: закон благодати и закон Моисея. Об этом поговорим чуть позже.

Это кратко о структуре послания, что есть защита апостольства, богословская аргументация его благовестия. Он аргументирует на примере Священного Писания, в чем заключается суть его благовестия и почему теперь соблюдение закона Моисея не необходимо, уже не нужно для спасения. То есть необязательно обрезываться, язычникам можно и обойти закон, потому что он исполнился и его исполнение – это Иисус Христос. Поэтому уже не нужно следовать всем предписаниям закона Моисея, в этом нет необходимости.

Хотя если посмотреть с логической точки зрения и с точки зрения политического прагматизма, то, конечно, выгоднее было бы встать на сторону иудействующих христиан, это означало бы пойти по пути наименьшего сопротивления. Казалось бы, что здесь такого? Ну, будут они соблюдать еще и закон Моисеев, но они же будут и во Христа верить. Но апостол Павел четко говорит, что в этом нет необходимости, это уже не нужно делать и не нужно никого к этому насильно принуждать. То есть он четко отслеживает подмену истины, что опять произошел возврат к закону, то, с чем боролся апостол Павел и другие апостолы в дальнейшем. И потом идут нравственные увещевания о том, как должно себя вести в общине.

– Центром, сердцевиной послания является третья глава, которая очень насыщенна богословски. Давайте тогда порассуждаем, рассмотрим эту главу: какие темы поднимает апостол Павел и как в ней раскрывается богословие апостола?

– Послание к Галатам – единственное послание во всем блоке посланий, которое не начинается с молитвы. То есть апостол Павел пишет его в таком эмоциональном состоянии: до него дошла весть, что галаты, так добродушно и с простотой сердца принявшие весть о Христе, не устояли перед аргументацией иудействующих христиан. Он этим возмущен и пишет весьма эмоциональное, не скажу, что гневное, но воспитательное письмо. Он весьма напорист в своей аргументации и весьма эмоционален. Начало третьей главы нам об этом говорит, она начинается так: О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? (Гал. 3, 1). То есть Павел возмущен, он называет их «несмысленными», но вернее будет сказать «глупцами», если переводить дословно: «О, галаты, вы глупцы. Что вы делаете?» …Кто прельстил вас не покоряться истине – тут вернее будет перевести не «прельстил», а «околдовал, обворожил», «кто наложил на вас эту порчу?» Потому что апостол Павел не может понять, как это они, которые все так поняли, приняли…Он не верит в реальность происходящего, то есть в здравом уме никто не мог отказаться от этого благовестия. Он сам в себе не может найти рационального оправдания, он говорит, что только посредством какого-то колдовства могло такое произойти. 

Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Здесь тоже стоит перевести это так, что у них перед глазами не просто был предначертан Иисус Христос, а как бы была некая вывеска, баннер. У вас у всех перед глазами было изображение Иисуса Христа, то есть Иисус Христос распятый, и вы это ярко и живо восприняли. Как рекламный щит сейчас блистает, так же и у вас были перед глазами эти слова: «Иисус Христос распятый». Они действительно видели Христа распятого, не как какой-то символ, а реально распятого.

Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? (Гал. 3, 2). Тут уместно было бы обратиться к славянскому тексту, потому что он более передает смысловую нагрузку. На славянском это звучит так: Сие едино хощу уведети от вас: от дел ли закона духа приясте, или от слуха веры? То есть то, о чем говорилось в предыдущем стихе – яркое переживание, вера в то, что Иисус Христос распятый перед ними и через Него они принимают спасение, – они все это живо пережили, в это поверили, все единодушно в едином порыве отдали свое сердце, и он спрашивает их: «Через дела ли закона вы получили Духа?» То есть, исполняя закон Моисеев, вы поверили в то, что Иисус Христос распят, вы приняли эту весть? Или через слух веры? То есть, услышав Его проповедь, они поверили в то, что Иисус Христос Спаситель и что Он распялся за наши грехи?

Конечно же, это риторический вопрос, потому что логичный ответ на него будет, что не через дела закона, а именно через слышание веры. Как мы знаем из Священного Писания, никто не может назвать Иисуса Христа Богом, как только через благодать Святого Духа. И здесь как раз пример действия этой благодати: галаты под действием благодати Святого Духа поверили. И Павел спрашивает: «Через дела ли закона? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, оканчиваете плотью?» Он этот вопрос задает им, но скорее даже себе, пытаясь как-то понять их, и не может их понять: Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы! (Гал. 3, 4).

Далее апостол Павел аргументирует свою точку зрения, что закон уже не нужен через обетование Аврааму некоего семени. Мы находим в 15-м стихе: Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему (Гал. 3, 15). То есть даже у людей так принято, в нашем юридическом законе, а что же говорить, если это сказал Сам Бог? Господь обещал. Что же Он обещал?  Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал. 3, 16).

Все мы знаем, что в Книге Бытия Господь, обращаясь к Аврааму, говорит: «Я дам семени твоему… семя твое распространится по всей земле, как песок морской… и семя твое наследует землю». И Он говорит там именно в единственном числе, то есть о семени как бы об одном. И это семя как раз и есть Иисус Христос. И на этом строит свою аргументацию апостол Павел: Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу (Гал. 3, 17). То есть закон является после событий обетования Аврааму о семени. И он не может отменить того, что сказал тогда Господь Аврааму об Иисусе Христе: Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию (Гал. 3, 18).

Дальше мы чуть-чуть пролистаем на конец главы: Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3, 24–29). То есть апостол Павел говорит о том, что Аврааму было обетование о семени, то есть об Иисусе Христе, дальше пришел закон, но не для того, чтобы спасти, а для того, чтобы обозначить границы недозволенного. Потому что если есть закон, то есть преступление. Когда нет закона, то нет и преступления определенных рамок и границ.

Поэтому закон дан не для того, чтобы спасти, а для того, чтобы показать человеку, что спасение необходимо, поставить его в такие рамки, чтобы он понимал, что можно делать, а что нельзя. Но сам по себе закон не спасает, он детоводитель. По-гречески детоводитель – это педагог, то есть человек, который водил ребенка в школу, и его уже там встречал учитель. Он вел ребенка в школу, чтобы с ним чего-то не произошло, не попал под телегу или не напали разбойники. Он выполнял функцию проводника. И апостол Павел здесь относит наше воображение к этому образу педагога, детоводителя. Мы, как дети, идем к Учителю, к познанию настоящей истины, и закон нас к этому приводит.

Но когда мы пришли к Учителю и Он уже взял нас за руку, то детоводитель уже не нужен. И  получается, что закон тоже нам не нужен, потому что все мы, крестившись во Христа Иисуса, во Христа облеклись. Буквально образ крещения существовал, когда раба давали другому господину или продавали, вся прежняя одежда снималась с этого раба и он облекался в новые чистые одежды. С него смывалась вся прежняя грязь, и нарекали ему имя в честь его господина, то есть он становился рабом такого-то господина.

Мы тоже, когда крестимся, облекаемся в чистые новые одежды, перестаем быть рабами греха и становимся рабами, а по усыновлению детьми, сынами Божьими. И, соответственно, Иисус Христос как некий Учитель встречает нас, и мы уже не нуждаемся в законе. В этом заключается наше спасение. Поэтому, как сказано в тексте, нет уже ни иудея, ни язычника, то есть все мы равны между собой: …нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Тут опять-таки уместнее будет обратиться к славянскому тексту: Несть иудей, ни еллин: несть раб, ни свободь: несть мужеский пол, ни женский: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе (Гал. 3, 28). То есть все мы – один в Иисусе Христе. Так как Иисус Христос – это семя, обетованное Аврааму, то и мы, облекшись во Христа Иисуса, тоже стали этим одним семечком, которое было обетовано Аврааму. И мы исполняем это обетование, на нас оно исполняется, когда мы крестимся.

Новый Израиль – это Церковь, Церковь – это, по сути, и есть семя, обетованное Аврааму. Поэтому мы спасаемся, поэтому не нужен уже закон, поэтому апостол Павел и пишет здесь, в конце: Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал. 3, 29). То есть нам уже не нужен закон, не нужно проделывать одну и ту же работу, и закон не спасает. В этом заключается основная аргументация апостола Павла. Там еще есть много тем, на которые можно говорить, но относительно основной темы – это обетование о спасении и игра со множественным и единственным числом слова «семя» – «сперматос».

– Это все очень интересно и актуально для нас и сегодня, потому что я сейчас Вас слушал и подумал вот о чем: у меня на самом деле нет таких примеров в жизни, я не знаю ни одного человека, который бы пришел к Богу, приняв заповеди и начав их исполнять. «Раз так написано, значит буду делать так – и я уверую». Это как-то так рационально: я поверю, если буду делать вот это, и мне как-то откроется. Но не открывается почему-то, понимаете?

Но я знаю много людей, которым Господь открылся каким-то образом. Это, конечно, и чудо, и тайна – Богоявление в жизни человека, после которого он уже начинает меняться, начинает вставать на путь Христов, становится Христовым и потом принимает крещение. Либо, когда-то его приняв, происходит это обновление. Важный момент – закон и вера. На сегодняшний день это же чрезвычайно актуально, и об этом стоит говорить.

– В этом году протестантские Церкви празднуют пятисотлетие Реформации, то есть с этого года начинаются торжества по случаю пятисотлетия Реформации, происходят различные торжественные встречи. Недавно папа Римский встречался в Лондоне с главой Англиканской Церкви. Реформация как раз и зиждилась на этом противопоставлении дел и веры. То есть они возвели гипертрофированно веру во главу угла и отмели все остальное. И даже у них была попытка выкинуть из канона Послание апостола Иакова, в котором говорится: «Покажи мне свои дела, и я покажу тебе свою веру. Вера без дел мертва есть». Такая вот была враждебность.

И Лютера очень сильно вдохновило Послание к Галатам, что мы спасаемся верой, что дела не нужны, только посредством веры… Это очень актуально сегодня, но нужно здесь быть очень осторожным и внимательным, чтобы понять. Здесь очень интересная  терминология. Дело в том, что в представлении иудеев вера заключалась именно в образе верности Богу. Сегодня, если спросить человека, верующий ли он, он скажет: «Я верующий». Но для него эта вера будет заключаться в признании существования Бога, и этим его вера будет исчерпываться. Для библейского восприятия того, что такое вера, не существовало такого понимания, что я признаю существование Бога. Тогда признавали существование Бога, богов и так далее, вопрос был не в этом. Именно в библейском понимании вопрос стоял таким образом: «Я верую Богу, значит я Ему верен». А верность заключалась в исполнении тех законов, которые Он даровал, – это именно закон Моисея. И, соответственно, исполняя закон Моисея, ты будешь праведником пред Богом, то есть верность заключалась в праведности. А праведность – это то, что мы исполняем заповеди Божии. Так мыслили иудеи.

Но здесь немного другой вопрос. Есть верность, а апостол Павел говорит о доверии Богу. И между верностью и доверием, оказывается (казалось бы, однокоренные слова), лежит терминологическая пропасть. Потому что в слове «верность» идет упование на самого себя, то есть я сам такой сильный, могу исполнить заповеди, то есть здесь идет посыл от человека к Богу. А доверие заключается в том, что я доверяю Богу, смиряюсь перед Ним и доверяю Ему свое спасение. То есть я верую, что Иисус Христос пришел в мир, что Он пострадал за нас на Кресте, через три дня воскрес и вознесся на небеса. И я доверяю Ему, что если я крещусь во имя Его, я буду наследником обетования, которое было дано Аврааму когда-то давным-давно. И веруя в это, доверяя Богу, мы, наоборот, здесь полностью смиряемся и отдаем себя, ни в коем случае не рассчитываем на свои силы, на исполнение закона. Именно об этом законе идет речь, о законе Моисеевом, именно диссонанс дел. То есть он имеет в виду, что не дела спасают нас, а вера. Но апостол Павел говорит о делах закона Моисеева. Это нужно понять, а не распространять эти слова на все дела добродетели.

Причем апостол Павел дальше, в последующих главах, говорит о делах Духа. Что делает Дух? Он делает дела добродетели: милосердие, любовь и так далее. И есть дела плоти. Апостол Павел говорит, что, во-первых, невозможно исполнить весь закон. То есть можно приблизиться к его исполнению, но невозможно его полностью исполнить. А плоть все равно свое требует. И он говорит: «Вот дела плоти, но если вы поверите и доверитесь Иисусу Христу, то вот смотрите дела Духа, благодать Святого Духа, которая будет вас наставлять и руководить вами».

Здесь интересно взглянуть на Послание апостола Иакова, он там говорит: «Вера без дел мертва есть». Здесь, казалось бы, идет противопоставление, но это не так, нет параллельных прямых: параллельной прямой веры и параллельной прямой дел. Здесь речь идет о качестве веры. Апостол Иаков не контрастирует с апостолом Павлом, а наоборот, они взаимодополняют друг друга. И он говорит о том же, о чем говорит апостол Павел в пятой и шестой главах Послания к Галатам. Он говорит: «Покажи мне свои дела, я покажу тебе свою веру». То есть речь идет о качестве веры. И он говорит, что вера, само собой, должна быть, но если нет дел, то нет и веры. И об этом апостол Павел говорит, что без дел тоже нет веры. То есть он говорит о делах благочестия. И в этом контексте мы должны понимать это послание.

У протестантов как раз произошел перекос, у них появились «параллельные прямые». Но апостол Павел говорил о делах закона. И поэтому мы должны понимать, что, естественно, вера подразумевает добрые дела.  Но многие неверующие люди, даже не христиане, творят добродетели куда лучше, чем мы с вами, то есть они действительно в социальном служении делают гораздо больше. Потому что это заложено в нравственной природе человека. Атеист, мусульманин, кто угодно – они следуют нравственному закону, и зачастую бывают примеры, что гораздо лучше, чем мы.

Но мы спасаемся-то не этим. Мы спасаемся именно через обетование, соучастие в этом семени. А соучастниками мы можем быть только в Церкви. И только от слуха веры, то есть от проповеди, от доверия Христу, мы можем стать соучастниками спасения и соучастниками вот этого семечка, можем стать одно семя. Если вернуться к аргументации апостола Павла, он говорит о том, что именно через слух веры, как сказано в Ветхом Завете, Авраам стал праведником в очах Божиих. Доверившись Богу, то есть послушав Его, он обрел благодать в очах Божиих. То есть он был праведником, но закона-то не было. Вот в чем суть аргументации апостола Павла. Авраам стал праведником без закона. И это очень интересно в связи с этой борьбой Павла с иудеохристианствующими. То есть закон не нужен, чтобы стать праведником, Авраам до закона стал праведником. Почему мы после закона не можем стать праведниками? И об этом он как раз и говорит.

– Мне пришло на ум такое сравнение. Если говорить об образе законодателя, то вспоминаются какие-то такие образы, например царь Хаммурапи: смотришь на его изваяние, читаешь кодекс его законов – страшно. Сделал это – должен быть убит, сделал то – должен быть убит, а милостивые статьи говорят, что вот этому можно руку отрубить и довольно с него, а так «должен быть убит» – это коренное выражение, лейтмотив всего его свода законов, и выглядит он страшно. Он законодатель, законодателя боятся, перед ним трепещут, падают ниц от страха. А перед тем, кто спасает? Может быть, тоже падают ниц, но от радости, что спасает. Поэтому вот здесь два этих образа – образ закона, законодателя и образ спасения –  очень контрастируют друг с другом, и мы видим, что апостол Павел эти акценты очень ярко расставляет.

– Да, но мы, конечно, не можем сказать, что Моисей на горе Синай встретился с неким аналогом Хаммурапи, но в связи с этим закон был гораздо милостивее, он настраивал людей, подготавливал нравственную, рациональную почву в людях, чтобы они могли принять Мессию в дальнейшем. И на примере законов Хаммурапи мы можем увидеть, как жили тогда люди. Потому что сейчас мы уже привыкли, что убийство человека (по крайней мере, у нас в стране смертная казнь отменена) – это грубейшее нарушение свободы воли человека, хотя в некоторых странах до сих пор существует смертная казнь. Но в обыденном сознании смерть человека воспринимается нами как нечто трагическое. Раньше была другая традиция, другое воспитание, и люди относились к смерти человека не так. Потому что не было понятия личности человека, было коллективное понимание, то есть «я как часть коллектива».

Сейчас, с приходом христианского богословия личности, богословия лица, и потом с момента индустриальной революции, информационной и прочих революций XX века, произошла индивидуализация человеческого сознания, когда человек стал отделяться от социума. Хотя примеры такого четкого деления мы можем видеть, например, в Индии – кастовое деление. Но древний мир не был таким, какой мир сейчас, не было индивидуализма, человек являлся частью социума, он себя не мыслил как личность. И поэтому смерть какого-то человека не воспринималась как трагедия. И в этом смысле как раз к богословию личности и был призван закон, чтобы привести к понятию ценности человеческой жизни. И, таким образом, происходит детоводительство ко Христу через это законодательство.

– Да, и еще важный момент, что закон ограничивал в какой-то мере ту человеческую свободу, которой человек мог воспользоваться неправильно. Человек может пожертвовать своей жизнью, а может и убить кого-то. Закон как бы регламентировал, что верно, а что неверно. Потом приходит спасение, и закон как бы снимается, то есть снимается проблема.

– Да, и в связи с этим хотелось бы вспомнить евангельские строки, говорящие о том, что закон один для всех. Очень часто мы слышим за богослужением следующие слова: Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 27–30). Казалось бы, для обыденного восприятия это весьма понятный отрывок. Но не все так просто, как нам кажется.

Что, на первый взгляд, мы можем сказать по этому отрывку? Этот отрывок говорит о том, что вы трудились, «придите, и Я вас, уставших, упокою». Но проблема в том, что нужно знать те идиоматические выражения, которые были в ходу у евреев. И исполнять закон весьма трудно, потому что людей много (есть высокий человек, есть низкий, есть худой, есть толстый, есть мужчина и есть женщина, есть ребенок, есть больной, есть здоровый – и множество вариантов), а закон один, и он для всех один. И в этом несправедливость, в этом нет свободы. Апостол Павел говорит в Послании к Галатам о том, что «живите в свободе», и эта свобода должна быть во Христе, тогда она будет истинная.

И как раз в этом тексте в словах Иисуса Христа, Господа нашего, раскрывается вся суть того, что закон для всех один, а благодать – для каждого. Исполнять закон – значит нести иго, нести бремя, хомут, а Христос говорит: «Придите ко Мне, и Я буду для вас этим хомутом, но буду не для всех одним, а для каждого своим, то есть Я к каждому найду Свой личный подход и каждому будет со Мной хорошо». В этом суть этих слов в контексте Послания к Галатам апостола Павла.

– Может быть, в рамках сегодняшнего разговора, у Вас есть какое-то пожелание нашим телезрителям?

– Да, конечно, я хотел бы пожелать всем действительно читать Священное Писание и, как галаты, воспринимать слухом веры слова о спасении апостола Павла и вообще всех книг Священного Писания. И чтобы вы осознавали, что вера без дел мертва есть, но спасаемся мы по обетованию Божию через усыновление Иисусу Христу в Таинстве крещения.

– Спасибо, отец Сергий, благодарю Вас за эту очень интересную беседу, у нас был такой экскурс в Послание к Галатам. И думаю, что наши телезрители могут заинтересоваться им, а если они читали (может быть, неоднократно), то перечитать его вновь, открыть для себя что-то новое; или, может, впервые открыть его для себя.

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Костромской епархии протоиерей Владимир Мокренко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать