Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Итак, предстоящее воскресное богослужение обозначено в Церкви как Неделя о самаряныне, и вспоминается встреча Господа с самарянкой. Необходимо немного коснуться экскурса в историю. Дело в том, что Самария – это северная часть Палестины, и исторически сложилось, что во времена Господа она составляла среднюю часть этой земли обетованной. На самом юге было Иудейское царство, над нею – Самария, а еще севернее – Галилея, которая омывалась Тивериадским озером. Но если вернуться на тысячелетие ранее, то нынешняя Палестина состояла из двух Царств: Израильского и Иудейского. Раскол между этими царствами произошел за тысячу лет до Рождества Христова, после смерти царя Соломона. И в Иудейском царстве осталось два колена: Иуды и Вениамина, а остальные десять колен составили царство Израильское со столицей в городе Самарии.
И долгое время Израильское царство вело себя не совсем благочестиво. Если мы вспомним Книги Царств, то именно в Израильском царстве правил такой безбожный царь, как Ахав, со своей женой Иезавелью. Именно там проповедовал пророк Илия и боролся с культом Ваала, а после него – пророк Елисей. И в конечном итоге это царство было побеждено ассирийцами в VII веке до Рождества Христова. Народ был пленен, а на его место ассирийцы заселили языческое население, которое, смешавшись уже с остатками израильтян, стало обособленным народом от царства Иудейского, где существовали свои не только религиозные обычаи, но и вражда между этими двумя народами, связанная еще и с Иерусалимским храмом.
Кстати, нужно сказать, что Иудейское царство тоже было разрушено в VI веке до Рождества Христова, Иерусалим был разрушен уже халдеями, Навуходоносором. Но так как иудеи дольше хранили верность Богу, то на 150 лет дольше просуществовало Иудейское царство и сам город Иерусалим. По возвращении из плена, когда Зоровавель решил отстроить новый храм (второй), самаряне предложили свою помощь и участие в строительстве, но иудеи помощь отвергли под тем предлогом, что самаряне, смешавшись с языческим населением, исказили чистоту веры в истинного Бога. И с того момента начинается межнациональная вражда.
Относительно самарянских верований – они верили в единого Бога, но при этом верили и в других богов. И Бога Израильского считали лишь одним из верховных богов наряду с иными, привнесенными из Персии. У них было Пятикнижие, они почитали Тору, но все остальные книги и собственно само Предание они отвергли. И, конечно, самое последнее: когда им отказали в участии в строительстве Иерусалимского храма, они построили свой собственный на горе Гаризим, где и стали совершать свое собственное богослужение.
В этом смысле для иудеев самаряне представляли нечто подобное современным сектантам, которых мы тоже представляем и знаем: баптисты или адвентисты седьмого дня. То есть такие сектанты, которые тоже верят в Иисуса Христа, тоже читают Священное Писание, но по законам Церкви не живут. Они совершают свое собственное богослужение, живут обособленно. И для того чтобы нам понять психологию самарян, мы можем привести очень хорошее сравнение с нашими современными адвентистами или баптистами. Вот с такой женщиной Христос заговорил. И произошло это удивительным образом.
– Получается, Господь целенаправленно шел именно в эту землю, чтобы и там проповедовать Евангелие Царства?
– Что нам нужно знать относительно путешествий? Сам Господь Иисус Христос называется Назореем, но не в смысле тех древних назореев, которые давали обеты назорейства, более точно Его назвать Назарянином, Назаритянином, то есть жителем города Назарета, который находился в Галилее. И каждый год на пасху каждый благочестивый иудей должен был прибыть в святой город Иерусалим. И для галилеян путь в Иерусалим лежал только через Самарию либо морем. Те, кто побогаче, могли морем проплыть, а большинству путников, к которым принадлежал и Господь, не имевших таких средств, приходилось путешествовать. Господь посещал Иерусалим как минимум три пасхи, совершал три путешествия в Иерусалим.
– Вопрос телезрительницы из Свердловской области: «Я из глухой деревни, мы строим храм, но у нас никак не получается. Посоветуйте, кому молиться, чтобы строительство как-то шло?»
(Далее диалог с телезрительницей.)
– А в честь кого храм?
– Храм Сретения Господня.
– Вот Божией Матери и молитесь, Она покровительница вашего храма.
– А можно ли обратиться, чтобы помогли? Мир не без добрых людей. У нас бедная деревня, не хватает средств. Может, люди добрые и пошлют нам какую копеечку?
(Окончание диалога с телезрительницей.)
– Я думаю, телезрители услышали; если кто-то сочтет возможным, то помогут.
– Так вот, путешественники, так или иначе, проходили через самарянские города, когда шли на юг или на север. И один раз даже описан случай, когда Христа не пустили в селение самарянское. Тогда Иоанн Богослов предложил Господу низвести огонь с неба на жителей за это, но Господь остановил его. Это было в одно из путешествий. Но в том чтении, о котором мы сейчас будем говорить, речь шла о первом или, может быть, о втором путешествии Господа на пасху в Иерусалим, еще где-то в середине Его служения. Он остановился недалеко от города Сихем, на месте, где когда-то в древности жил праотец Иаков со своим семейством, выкопавший колодец, существовавший уже несколько тысячелетий ко времени Спасителя. Этот колодец долгое время поил многих путников, возле него Христос и останавливается, а учеников отправляет купить продукты.
Из тех подробностей, которые описывает Иоанн Богослов, мы понимаем, что скорее всего он присутствовал при этой беседе, поэтому он ее в таких подробностях и описал. Другие же ученики ушли за покупками. Это был полдень, в это время приходит женщина за водой. Сама эта женщина, о которой мы знаем из Предания (известно ее имя – Фотиния), ставшая впоследствии мученицей, здесь не просто самарянка, но и еще не совсем благочестивая женщина. И из разговора с ней это выясняется. Во-первых, она пришла за водой тогда, когда никто не ходит за водой, то есть обычно женщины приходили или утром, или вечером. Во время солнцепека люди на Востоке на улицу не выходили. Но, как говорят некоторые исследователи, дабы избежать всяких пересудов, она пришла именно в полдень, когда никто ее не видит, а там – Христос.
Для нее там находится иудей, и Он просит у нее попить, и это было так поразительно! Во-первых, то, что иудей обращается к самарянке, а во-вторых, еще и к женщине. Женщина на Востоке занимала совсем иное положение, чем в современном мире. Собственно, только христианство уравнивает женщину как существо единоправное с мужчиной перед лицом Бога. Все другие религии женщин ставили на второй, а то и на третий план по отношению к ним в обществе.
Христос этим Своим обращением к ней даже ее приводит в удивление. Она ему говорит: «Как это Ты, иудей, просишь у меня пить?» На что Он отвечает: «Если бы ты знала, Кто просит у тебя пить, ты бы сама просила у Него пить, и Он дал бы тебе воду живую». Дальнейшая беседа Христа, все Его дальнейшие вопросы касаются пробуждения человеческой веры. А ее ответы относятся к вещественному. Христос ей говорит о душе, о воде живой как о благодати, как о чем-то духовном, а она все сводит к материальному. И чтобы нам получше увидеть этот контраст, мы можем несколько отрывков зачитать.
Например, о первом вопросе: Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Я сейчас читаю 4-ю главу Евангелия от Иоанна. А она Ему отвечает: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? (Ин. 4, 10–11).То есть она пока не понимает, о чем ее спрашивает Христос, она думает, что Он то ли шутит, то ли какими-то аллюзиями говорит. Но Спаситель ее снова подвигает и отвечает: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 13–14). В Евангелии от Иоанна постоянно, на протяжении многих глав, приводится этот пример воды живой, дающей вечную жизнь.
Сам Господь благодать Духа Святого сравнивает с водой. На самом деле для человека, живущего на юге, а тем более связанного как-то с пустынным местом, с сильной жарой, обычная вода – это поистине источник жизни, без нее невозможно прожить ни одного дня. И когда очень хочется пить, то человек готов все что угодно отдать за глоток воды. И Спаситель специально приводит такую аналогию, предлагая Свое слово как эпитет воды, пробуждающей и возрождающей жизнь в том, кто хочет пить и начинает пить эту воду.
Но самарянка снова не понимает Его, ей все кажется, что речь идет об обычной воде. И она Ему задает новый вопрос: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать (Ин. 4, 15). То есть она понимает, что то, что Он ей предлагает, – это что-то важное. Но пробуждается чувство потребительства, она просит этой воды для того, чтобы ей ничего не делать, не ходить черпать эту воду, но иметь ее. На что Спаситель сказал: «Пойди позови своего мужа и приходи сюда».
Для чего Он это делает? Чтобы нам понять, о чем здесь идет речь, нужно понимать смысл Божественной благодати. Дух Святой, когда подает ее человеку, просит нашего изменения. Невозможно принять благодать, внутренне никак не изменившись, оставаясь тем же, кем был до этого. Дар Божий, Божественная благодать Святого Духа призвана уподоблять нас Богу. И если человек не хочет уподобляться Богу, если он не хочет ничего с собой делать, но при этом хочет иметь в себе Духа Святого, – это сделать невозможно. И вот женщина испрашивает у Христа: «Дай мне эту воду, чтобы я ее имела, но сама ничего не делала».
– Говоря о поведении самарянки, мы вновь и вновь сталкиваемся с тем, что, ожидая Спасителя, и иудеи также ждали Его каких-то земных дел, земной славы, ждали земного царя. И тут мы сталкиваемся тоже с грубым, материалистическим пониманием и, можно сказать, с глухотой к духовному.
– Абсолютно. Более того, несколько раз, когда Господь совершал определенные чудеса и Его хотели провозгласить Мессией, Он сознательно отказывался, уходил от этого, запрещал ученикам говорить другим о том, что Он Мессия, именно по этой причине. Людям нужен был земной Мессия, который даст им поесть, решит все их насущные проблемы. Он Сам об этом говорил, когда пятью хлебами накормил пять тысяч человек, и Его на следующий день хотели провозгласить царем. Но когда Он уклонился от этого, уже после начал говорить о том, что Он хлеб живой, сошедший с небес. И тот хлеб, который они ели, бессмыслен, он дает только временную жизнь, продолжает жизнь только на какие-то несколько часов, главное – это хлеб небесный, который дает жизнь вечную. Так же и с водой: женщина просит обычной воды, а Христос говорит о воде, которая вечно питает душу.
Он не хотел обозначать Себя как Мессию. А вот перед этой женщиной Он открылся. Но прежде Он просит у нее некоей нравственной подготовки к этой воде, Он говорит: «Пойди и приведи своего мужа». И вот тут она, действительно понимая свою греховность, говорит, что у нее нет мужа. И Господь отвечает: «Правду ты сказала, ибо пятерых ты имела мужей, поэтому шестой, который сейчас у тебя, тебе не муж». Она сама понимала, что живет в грехе, и тут только до нее дошло, что между ней и живой водой лежит преграда – этот грех, на который указал ей Христос. Причем после этого она говорит: «Господин, я вижу, что Ты пророк». И переходит на другую тему, – тему религиозного почитания. Вот только тут она поняла, что перед ней не обычный человек, не просто паломник в Святой Город, но Тот, Кто знает помышления ее сердца.
И тогда она задает вопрос о храмах: «Вы, иудеи, говорите, что нужно кланяться в Иерусалиме, а отцы наши кланяются на этой горе Гаризим, где построен храм». И вот здесь Спаситель отвечает ей удивительными словами: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу (Ин. 4, 21). То есть эти слова поистине пророческие, ибо действительно прошло несколько десятилетий, когда Иерусалимский храм был разрушен, и поклоняться там уже стало невозможно.
И дальше Он все-таки отвечает на ее вопрос: Вы не знаете, чему кланяетесь… То есть Он не говорит, что они богохульники, еретики, отступники. Он просто говорит, что они не знают, чему кланяются, их богопочитание несовершенно. А мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение – от Иудеев (Ин. 4, 22). Спасение как вечная жизнь, которую Он Сам приносит, ибо Он Сам был иудеем. И все-таки закон и пророки и истинное богослужение были там, в Иерусалимском храме. Более того, по закону совершать богослужения, приносить жертвоприношения в Ветхом Завете можно было только в одном месте – в Иудейском храме. Вот еще одна причина, по которой иудеи не сообщались с самарянами, построившими себе храм: они их считали богоотступниками.
И дальше Господь продолжает: Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе (Ин. 4, 23). Уже в самой беседе с самарянкой Спаситель отвергает принцип богоизбранничества, принцип того, что спасение возможно только одним иудеям. Но этот принцип был настолько глубоко в сознании народа того времени, что мы знаем из множества примеров, до чего он доходил, когда Христа хулили за то, что Он общается не с иудеями.
Более того, на первой же Его проповеди за такие слова Его хотели убить. А именно когда Он только достиг совершеннолетия, придя в Назарете в Свою родную синагогу, и по обычаю стал читать Книгу пророка Исайи, но только теперь Он имел право еще и толковать эту книгу. И, слышав толкование, все изумлялись тому, что слышали. И даже спрашивали: «Ведь мы Его знаем, не Иосифа ли это сын? И не Его ли братья и сестры между нами?» И тогда Господь привел два примера, которые читаются в память о пророках Илии и Елисее. Много было вдов в Израиле, но Илия был послан к вдове в Сарепту Сидонскую, то есть к язычнице. И много было прокаженных в Израиле, но Елисей исцелил Неемана Сириянина, тоже язычника. Он им показал на двух примерах из Ветхого Завета, что Бог – это Бог всех, а не только их одних. За это они хотели сбросить Его со скалы, но Он, пройдя между ними, удалился. Так вот, Отец ищет Себе поклонников, не мы сами выбираем, но Бог нас выбирает. И об этом Спаситель также говорил: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал».
– Это созвучно с евангельским отрывком, который читается в память святителей, что есть и другие овцы, и тех Ему предстоит привести; и будет едино стадо, един Пастырь.
– Да, безусловно, сама эта тема постоянно в Евангелии сквозит, пронизывает все Евангелие. Апостол Павел вообще объявляет, что нет ни иудея, ни эллина, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины, но всяческая во всем Христос. Христианство – универсальная религия, то есть возможная для всех. И более того, получив печать дара Духа Святого, все христиане объявляются царственным священством. Об этом и Петр уже говорит. Мы уравниваемся в правах перед Богом, мы каждый можем приносить Ему в жертву свою молитву. Хотя до этого совершать жертвоприношения и молиться за других имели право только ветхозаветные священники. Сейчас нам многого не понять, мы привыкли жить в христианстве, мы родились в нем, и для нас многое кажется естественным: естественно молиться Богу, естественно прийти в храм, поставить свечу...
– Вопрос телезрительницы: «Я бы хотела задать личный вопрос по поводу Пояса Богородицы. Когда-то привозили в Питер Пояс Богородицы, я сделала из ленточки как бы футлярчик и ношу его всегда; стираю, когда загрязняется. Моя покойная мама тоже носила всегда, и этот пояс в морге ей с собой положили. Вообще правильно ли я делаю, нужно ли его носить? И какая от этого польза?»
– Какая польза от святыни: от крестика, который мы носим, или от иконочки? Святыня освящает того, кто к ней прикасается. Поэтому великая польза для души нашей носить святыню, но мы должны понимать, что самая главная святыня – наш нательный крестик, который мы всегда носим у сердца. Но не запрещается по желанию носить что-то еще дополнительно: либо образ того или иного святого, почитаемого нами, либо какую-то другую святыню. Некоторые раньше носили даже частицы мощей. Поэтому в данном случае это благочестивая традиция, которая, с одной стороны, не предписана обязательной для всех, но по желанию это вполне допустимо и благочестиво. Поэтому ничем не смущайтесь, а если Вы почитаете эту святыню, то продолжайте это делать.
– Тут, наверное, главное – не придавать магического значения этому предмету, что сам предмет что-то делает.
– Да, конечно, благодать Духа Святого освящает нас. И обвешивание святынями, если в сердце не будет Христа, ничем не поможет.
Вернемся к нашему разговору. Мы сейчас привыкли к такой легкости богослужебной жизни, когда, придя в храм, многое можем делать. В древности это было невозможно. Обычные люди даже в храм войти не могли, они приходили в притвор, отдавали священнику свою жертву, и уже священник шел в храм и совершал за них жертвоприношение, за них воссылал свои молитвы и в каких-то определенных случаях выносил им часть этой жертвы, чтобы они могли вкусить, причаститься и освятиться этой святыней. Очень многое, конечно, осталось, было перенято в современном богослужении из Ветхого Завета. Но это отдельная тема, очень пространная.
Надо понимать другое, что во времена Христа священники-левиты, о которых часто упоминается, были особым сословием, стоявшим намного выше над обычными людьми. И только в христианстве, когда Христос, будучи Первосвященником по чину Мелхиседека, приносит Себя в жертву за весь род, это посредничество между Богом и людьми, которое представляли священники, упраздняется. Ибо, как говорит апостол Павел: «Един Посредник между Богом и человеком – это Иисус Христос». И благодаря Ему мы снова примиренные с Богом и снова можем спокойно возносить свои молитвы Господу.
Именно об этом пророчески говорит Христос в беседе с самарянкой. Более того, Он добавляет: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4, 24). Собственно, это то, о чем мы сейчас говорили. То есть истинное поклонение прежде всего должно происходить из сердца, это не какой-то внешний обряд. Это напоминание всем нам, чтобы мы не забывали о том, что обряд не имеет спасительной силы (магической), если в сердце христианина нет веры в Бога. Иначе все действительно сводится только к одному магизму. Но в истории Церкви, и даже нашей Русской Церкви, были периоды, связанные с неправильным пониманием обряда, когда в XVII веке многие люди готовы были умереть только за то, чтобы креститься не тремя перстами, а двумя, за какие-то обрядовые мелочи. О них здесь Христос говорит, отвергая это; главное – поклоняться Богу в духе и истине.
И после этого последнее, о чем женщина спрашивает: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою (Ин. 4, 25–26). Вот на этом их беседа заканчивается, но это удивительно, что здесь впервые Иисус Себя объявляет Христом. И делает это перед женщиной, которую уже коснулась благодать и которая правильно Его поймет. Она правильно и поняла, она побежала в свое селение, рассказала всем: «Пойдите посмотрите, какого удивительного Человека я встретила. Возможно, что это Христос, о Котором нам было возвещено». В Пятикнижии неоднократно о Нем говорится, сам Моисей говорит перед своей кончиной: «Бог воздвигнет вам пророка, большего меня, Его слушайтесь».
И вот жители идут к Господу, а в это время пришли ученики и удивились, как это Он беседует с самарянкой. И ученики предлагают Ему еду, а Он говорит: у Меня есть пища, которой вы не знаете (Ин. 4, 32). Они недоумевают: неужели кто-то уже принес Ему поесть? И тогда Он добавляет: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его... возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную… (Ин. 4, 34–36). Он и дальше продолжает об этой жатве говорить, объясняя ученикам о том, что слово Божие есть поистине пища иного характера. И как самарянку Он возвел Своей беседой от плотского понимания к духовному, так и учеников от плотской пищи возводит к чему-то большему.
Действительно, каждый христианин, который живет духовной жизнью, понимает смысл и значение этих слов о том, что благодать дает нам пищу иного характера, она питает нашу душу и заставляет забывать о земном. Приведу простой пример: когда мы постимся перед причастием, мы уже не замечаем того, что мы голодны, мы даже не думаем о еде. Для многих людей, живущих в миру, само понимание того, что выйти из дома, не поев, особенно не покормив детей, невозможно. Когда мы постимся, ограничивая себя в чем-то, мы не думаем об этом, для нас пища уже не имеет довлеющего значения.
Но для человека, не знающего благодати, невозможно отказаться от того, что ему хочется. И на самом деле пост, если мы говорим о нем как о духовной дисциплине, возможен по-настоящему только благодаря силе Божией. Без молитвы и вне молитвы пост сводится к постоянному борению с желудком, когда мы постоянно думаем о еде, когда нам постоянно хочется что-то съесть. Это неправильный пост. Чтобы нам не хотелось что-нибудь съесть, нужно думать о другом, нужно думать о пище небесной, нужно питать себя словом Божиим, молитвой, богослужением. И тогда потребность в физической еде отпадет сама собой.
Можно только поражаться тому, как Иисус Христос сорок дней и сорок ночей ничего не ел и не пил. Для нашего сознания это невозможно, это превыше физиологических сил. Но это реально в малом. Конечно, мы не можем так же подражать Христу в этом, но мы можем подражать Ему каждый по мере своих сил в чем-то малом, постоянно, потихоньку преодолевая свою падшую природу. И когда настанет момент и наша природа останется здесь, на земле, когда душа отделится от тела, то именно вода живая и хлеб небесный – благодать Духа Святого и слово Божие, слова Священного Писания – это то, что останется у нас и будет питать нашу душу. Это намного важнее, чем та вода или тот хлеб земной, которые дают нам пожить всего лишь на несколько часов дольше.
И очень важно: Господь не призывает нас отказаться от земного, Он определяет приоритеты того, что важнее. Он остановился, хотел пить, попросил воды, но беседа стала важнее для Него, чем вода. И когда Он видит самарян, спускающихся к колодцу, то беседа с ними, проповедь об Отце для Него важнее, чем тот хлеб, который принесли Ему ученики. Так и в нашей жизни должно быть, мы должны для себя определить приоритеты: Бог на первом месте, а все остальное уже на втором. И только тогда наша душа обретет для нас ценность, мы только тогда будем о ней вспоминать, когда будем знать, что душа тоже имеет потребности как в пище, так и в питии. Поэтому святые отцы и говорят, что питье для души – это молитва, а пища – это добрые дела.
Ведущий Евгений Фомин, дьякон
Записала Елена Кузоро
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах протоиерей Игорь Илюшин. Тема беседы: «Радость покаяния».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!