Беседы с батюшкой. Свидетельства пророков о воскресении Христа

4 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик храма благоверных князей Петра и Февронии в поселке Стрельна Ленинградской области, студент I курса библейского отделения магистратуры Санкт-Петербургской духовной академии священник Сергий Муравьев.

– Сегодня тема нашей беседы: «Мессианские пророчества». Поскольку отец Сергий учится на библейском отделении Санкт-Петербургской духовной академии, интересуется библеистикой, мы продолжаем беседы с ним в рамках изучения Священного Писания, узнаем что-то новое, открываем для себя Библию. Так как мы решили поговорить сегодня о пророках, хотелось бы начать с определения, кто такие пророки, в какой-то момент появившиеся в Священном Писании. Мы узнаем от них очень важные свидетельства, которые они постоянно пытаются донести  и до своих современников,  и до нас через страницы Священного Писания.

– Вы очень верно подметили, что пророки появляются не сразу и их функция четко очерчена и ограничена. Действительно, Господь, ведя человечество к Себе, к обожению –конечной цели человеческого существования, открывает часть Себя в Своих действиях через явления природы и в дальнейшем через слова пророков. Изначально Он создает территорию личностей, где будут знать Его, – это израильский народ, который должен своим свидетельством показать миру почитание истинного Бога.

Вокруг израильского народа существовали языческие царства хананеян, аморреев и многих других, имевших царей, а в израильском народе на начальном этапе царя не было, но были праотцы: Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф. В дальнейшем это были вожди, которые были проводниками воли Божьей, и таким образом Господь являлся управителем этого народа Божьего, то есть была теократия – власть Бога над людьми. Все больше погружаясь в культурную среду, в которую они попали после того, как были выведены пророком из Египта, – они пришли к земле обетованной, которую Господь обещал им, заключая завет с народом через Моисея на горе Синай. Когда они увидели, что вокруг есть царства, то тоже захотели царя. Сначала была эпоха праотцев, потом выход из Египта – эпоха судей, и после этого начинает появляться институт пророчества как особое служение. И уже тогда, когда происходит смена теократии на монархию, появляется институт пророчества.

Первый пророк – это пророк Самуил, который поставляет царя Саула. В чем же заключалась задача пророков? Чем отличается пророк от простого предсказателя? Предсказатель предсказывает будущее, и не факт, что оно сбудется, а пророк предсказывает волю Божию. Этим пророческое служение и отличается от всех остальных гадательных служений. То есть гадатели пытаются по каким-то признакам в природе или в духовной жизни незаконно приоткрыть завесу будущего, считая, что есть некая сила, которая руководит будущим, и уже заранее известно, что там произойдет. Пророки возвещали волю Божию, которая при определенных условиях могла быть отменена. То есть пророк говорит: «Не совершайте жертвоприношения языческим богам, иначе вас постигнут кары и бедствия, покайтесь. Если вы обратитесь к Истинному Единому Богу, кара вас не настигнет». Это отличает пророков от гадателей, потому что они несут в себе не конкретный факт, а именно волю Божию, действования, и в этом заключается основная суть пророческого служения.

Главной темой пророческого служения было грядущее царство Мессии. Каждый пророк в той или иной степени говорил об этом в рамках исторического времени, в рамках политической и культурной ситуации, в которой находился израильский народ, и когда произошло разделение царства на Израиль и Иудею. Служение пророков приходится на время разделенного царства. В этом суть пророческого служения, и в этом история их возникновения: от теократии к пророческому служению как к провозвестию воли Божьей.

– А кем были эти люди? Мы знаем, кто служил при храме: левиты, священники. Пророки обязательно были храмовыми служителями, как Самуил, которого благословили быть при храме, где он всегда и пребывал как пророк. Другие же были совершенно разными людьми. Из каких общественных классов или прослоек общества происходили эти люди?

– Вообще, здесь очень широкая палитра, потому что пророки были представителями различных обществ. Например, пророк Исаия принадлежал именно к институту храмовых пророков и состоял при царе. А, например, пророк Иезекииль не был храмовым пророком и вообще пророчествовал вдали от родного дома, в плену. Поэтому социальная и культурная составляющие личностей пророков весьма разнообразны. Стоит еще сказать, что нам не всегда известно, кем был тот или иной пророк; Священный текст и Священное Предание не всегда доносят до нас ясные сведения о том, какой социальный статус имел тот или иной пророк. Наверное, это интересно, но не совсем важно по отношению к тому, что они говорили, на первом месте именно пророчество как откровение.

– Как к ним относились люди в обществе? Как к маргиналам? Или же они были уважаемыми и почитаемыми людьми? Помните эпизод, когда царь Саул пророчествовал? Этот момент даже вызывает смех у многих людей, потому что он очень забавно описан: Саул и пророчествовал, и валялся, и спал на земле – как бы был вне себя. Он не был пьян, а находился в пророческом экстазе. После этого возникла фраза: «Неужели и Саул во пророках?» Как же к ним относились?

– Это очень интересный вопрос, он затрагивает обширную тематику, потому что палитра пророческого служения очень разнообразна. Мы знаем, что пророк Иона должен был проповедовать спасение своим врагам, и, естественно, он бежал. И какое могло быть отношение к нему со стороны его соотечественников и со стороны тех, кому он проповедует? Это очень сложный вопрос. Есть пророки, которые записывали пророчества и имели свою школу, как пророк Исаия. Или пророки, которые не записывали, но все их пророческие действия донесло до нас Предание, например пророк Илия. Очень сложно выделить какое-то конкретное, однозначное отношение к пророкам.

Еще стоит упомянуть, что отношение к пророкам напрямую зависело от того, как они пророчествуют. Вы правильно заметили, что когда царь Саул пророчествовал, он находился в некоем экстатическом состоянии, о чем нам повествует именно библейский текст. Тогда в языческом мире существовал целый институт пророчества, это было как работа: люди приходили и пророчествовали. Из древнегреческой мифологии и реальности мы знаем, что были так называемые оракулы (например, Дельфийский оракул), которые зарабатывали пророчествами на жизнь, это было очень распространено. Единственное, что отличало их от истинных пророков Единого Бога, это то, что они гадали, а пророки Божии возвещали волю Бога.

Например, один из пророков по повелению Божию должен был жениться на блуднице, потому что таким образом его жизнь должна была олицетворять отношения Бога и израильского народа, который изменяет Богу. Эти «брачные» отношения очень часто прослеживаются в отношениях между народом и Богом, и акт свадьбы пророка с блудницей должен был показать это людям, то есть пророки пророчествовали не просто словами, но и своей жизнью.

Пророк Иезекииль, например, пророчествовал так: он насыпал пыль, делал брешь в своем доме (разламывал его стену) и таким образом пророчествовал. Естественно, люди видели это, и им это было весьма непонятно. И был пророк Исаия, который находился при храме и при царе, то есть очень широкая была палитра отношения к пророкам.

– Читая Священное Писание, мы можем узнать как о том, что говорили пророки, так и о самих пророках. Какие-то пророки рассказывают о себе сами, а какие-то свидетельства встречаются в других книгах.

– Да, какие-то пророки говорят о себе, есть даже отдельная тема – призвание пророков. Кто-то говорит, что был призван такого-то месяца при таком-то царе, а кто-то просто начинает пророчествовать, и тема призвания не раскрывается или раскрывается в одном-двух стихах, из которых мы практически не можем понять, кем конкретно он был.

– Да, действительно так. Мы живем во времена, когда Господь заключил с людьми Новый Завет, и конкретно сейчас живем в дни светлой пасхальной радости о Воскресшем Господе, поэтому интересно узнать о пророчествах некоторых пророков (понимаю, что пророчеств множество и за одну передачу все не охватить) о новозаветных временах: о пришествии в мир Спасителя и Его воскресении. То есть о  том, как Ему надлежит прийти, послужить, воскреснуть, – это миссия Господа в Его земном служении и Его воскресении.

– Начнем от общего к частному. Пророческое служение и служение пророков в Ветхом Завете сосредоточено на откровении. Наша вера – это вера откровения, и Господь открывает Себя людям через Священное Писание и Священное Предание. Пророческое служение – это кульминация откровения Бога в жизни людей, и основной темой пророчества Ветхого Завета является Мессианское царство, то есть то царство (и  каждый пророк в той или иной степени говорит об этом), которое в будущем принесет на землю Господь. Если смотреть уже в частном порядке, то пророк Иеремия говорит о будущем заключении нового завета, то есть о пришествии в мир Мессии и установлении Его царства: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более (Ис. 31, 31–34).  

Здесь пророчество о заключении нового завета между Богом и людьми, который, как говорит пророк Исаия, будет вечным. Отличительной чертой новозаветного времени, по словам пророков, будет то, что в этот завет будут включены не только евреи, но и все люди земли: тогдашний языческий мир будет включен в дело спасения и в пространство Мессианского Царства. И этот новый народ будет называться Новый Израиль, коим и мы с вами сейчас являемся.

Еще один момент из пророчества Иеремии. Мы помним, что закон Моисея был написан на скрижалях завета, а Новый Завет будет записан в сердцах людей и будет уже внутри каждого человека.

– Я открыл самые последние строчки книги Откровения. Конечно, мы с Вами говорим о ветхозаветных пророчествах, но в Новом Завете тоже неоднократно встречаем слова пророчества. Господь говорит апостолу евангелисту Иоанну Богослову: И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко (Откр. 22, 10).

– Если говорить о Книге Откровения, то это уже исполнение пророчеств, которое происходит в Новом Завете. Новозаветный корпус книг говорит об исполнении пророчеств, поэтому у евангелистов много цитат и отсылок к Ветхому Завету. А наибольший контраст показывает нам Евангелие от Матфея, потому что оно написано к иудеям. Соответственно, Матфей хочет показать, что вот действительно пришел Мессия (по-еврейски – Мошиах) и именно Он является исполнением законов и тех пророчеств, которые были сказаны пророками на протяжении тысячелетий. Потому что различные пророчества отстоят друг от друга на многие сотни лет, но все они пророчествуют об одном и том же – пришествии Мессии, Которому надлежит прийти и пострадать.

Пророчества говорят именно о страдающем Мессии, и с этим связано искажение представлений еврейского народа о Нем: они ждали царя земного, а пришел Царь Небесный, они ждали воцарения земного царства, а пришло Царство с небес. И в этом противостоянии находится все повествование о жизни Спасителя на земле начиная с Его выхода на служение и заканчивая Его крестной смертью. Кстати, в очень многих наших богослужебных текстах и великих прокимнах содержатся пророчества. Великий прокимен Великого Четверга: «Разделиша ризы Моя себе и о одежде Моей меташа жребий» ,– все мы знаем, что это пророчество о том, как у Креста Спасителя действительно был брошен жребий, чтобы разделить Его хитон. И таких пророчеств, исполнившихся в Новом Завете, очень много.

Самые главные для нас пророчества – это пророчества о воскресении Спасителя, которые заключены в книгах пророка Исаии, пророка Ионы и, конечно же, в Псалтири. Я подготовил небольшую подборку книг и цитат, которые повествуют об этих пророчествах. Пророк Иона говорит нам: И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи (Ион. 2, 1). Это прямой прообраз тридневного пребывания Господа нашего Иисуса Христа во чреве смерти. Но как Иона остался жив и вышел из китова чрева, так и Христос воскрес.

– Вообще стоит отметить, что в Великую Субботу, когда читается большой корпус паремий, среди них целиком прочитывается книга пророка Ионы. Торжествующе звучат слова о том, как пророк Иона пребывал во чреве кита.

– Тему реализации пророческого духа в нашем богослужении и Предании можно вообще сделать темой отдельной передачи. Потому что если проникнуться всем этим и понять структуру богослужения, то оно заиграет для нас иными красками. Богослужение Страстной седмицы бывает один раз в году, но даже в корпусе литургических неизменяемых текстов на вседневных службах присутствуют пророческие слова о смерти Спасителя. Когда священник совершает проскомидию, он говорит: «Во смирении суд Его взятся, род же Его кто исповесть» ,– это тоже пророческие слова.

Вообще все наше богослужение пропитано духом откровения и говорит о том, что возвещали о Мессии ветхозаветные пророки. Сначала богослужение говорит нам, что придет Мессия – и вот Он пришел. В литургии все имеет логическое завершение: мы встречаем своего Мессию, переживаем с Ним Его распятие и воскресение, принимаем эту жертву искупления и становимся сопричастными именно этого нового Небесного Царства, то есть мы встречаем Мессию. Мне кажется, одно из гениальнейших достижений Церкви и богословской мысли – наше литургическое творчество, где все составлено именно таким образом. Именно наше Предание настолько полно раскрывает тему пророческого служения, пророческого духа откровения об Иисусе Христе. Имя Иисус на еврейском языке звучит как «Иешуа» и переводится как «Бог спасает», а Христос – это «мошиах», помазанник. То есть действительно Иисус Христос – Мессия, и в этом заключена одна из самых великих мыслей и одна из самых гениальных богослужебных идей о том, что через богослужение происходит постепенная встреча со Христом. Нужно стремиться понимать богослужение, и, читая пророков, мы будем слышать эти смыслы в богослужении, будем в этом жить.

– Спасибо за комментарий. Действительно, когда постоянно упражняешься в чтении Священного Писания, потом очень удивляешься, насколько все это мудро и красиво вплетено в богослужебную ткань. Думаешь: «Ничего себе, и здесь я услышал удивительные знакомые слова и как кстати они пришлись. И здесь, и здесь...» Поэтому спасибо за этот комментарий. Можно продолжить наш экскурс по пророкам.

– По пророчествам о воскресении Спасителя. В научной среде принято, и святые отцы говорят об этом, что пророк Исаия – это ветхозаветный евангелист, который как раз и раскрыл идею страдающего Мессии. Все мы знаем слова пророчества Исаии  о страдающем Спасителе  (53-я глава). Но если говорить именно о пророчестве воскресения, то пророк Исаия говорит следующее: Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем (Ис. 53, 10–12). Это сказано о том, что Господь есть Агнец новой Пасхи, Который приносит Себя за грех мира и будет воскрешен.

Естественно, мы не можем пройти мимо Псалтири, которая изобилует пророчествами, как мессианскими, так и о каких-то отдельных этапах жизни, даже новозаветной истории, начиная с пророчества, о котором мы уже сказали, вошедшего в богослужение. Следующее пророчество – псалом 15-й, 8–10-й стихи: Всегда видел Я (то есть Мессия) пред Собою Господа, ибо Он одесную Меня; не поколеблюсь. От того возрадовалось сердце Мое и возвеселился язык Мой; даже и плоть Моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души Моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Это уже прямое указание на воскресение.

Далее (в 29-м псалме, 4-м стихе) мы можем прочитать: Господи! Ты вывел из ада душу Мою и оживил Меня, чтобы Я не сошел в могилу. Слова «Мое» и «Я» пишутся с большой буквы, потому что это типологическое указание на Иисуса Христа и Его воскресение.

Есть прекрасная работа заведующего кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Димитрия Юревича о ветхозаветных пророчествах на основе кумранских свитков, где он говорит, что есть так называемые пророчества двойного исполнения, которые исполняются в ближайшей перспективе и относятся к будущим временам.

– Спасибо, что Вы упомянули о труде отца Дмитрия Юревича. Хотелось бы сказать нашим телезрителям, что у Санкт-Петербургской духовной академии есть свое издательство, в котором издаются очень интересные, важные и, самое  главное, наполненные необходимой информацией и фактами труды наших преподавателей. Это книги протоиерея Димитрия Юревича (например, «Введение в Новый Завет»), архимандрита Ианнуария (Ивлиева), специалиста по Ветхому Завету Дмитрия Георгиевича Добыкина, например «Введение в Ветхий Завет».

– У Дмитрия Георгиевича есть еще прекрасная книга о методах толкования Священного Писания «Введение в герменевтику Священного Писания». Но будет несправедливым не упомянуть и о других кафедрах, где тоже есть богатая палитра литературы, с которой можно познакомиться.

Завершая череду конкретных пророчеств о воскресении на третий день, надо  назвать пророчество пророка Осии (глава 6-я, стих 2-й), где пророк говорит: оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. То есть это завершающее пророчество  не только о воскресении Спасителя на третий день, но и о нашей жизни, потому что мы будем жить пред лицем Его. Если сочетать это с пророчеством Иеремии о заключении Нового Завета (прочитано нами в самом начале): уже не буду помнить ваших прегрешений, и с тем, что мы будем жить пред лицем Его, – в этом завершается суть пророчества, потому что многие пророки мечтали находиться в том состоянии, в котором находимся мы сейчас.

Стоит отметить, что пророчество заключает в себе еще одну очень важную деталь – Суд Господень, который неотвратим. И этот Суд ожидает в конце времен все творение Божие. Поэтому апостол Иоанн Богослов говорит в Апокалипсисе: Не запечатывайте сих пророчеств. То есть идет к логическому завершению – к встрече с Богом. А встреча человека с Богом – это всегда кризис, потому что люди всегда хотят быть самодостаточными, ни от кого не хотят зависеть. Поэтому встреча с Богом – это всегда кризис, который говорит о том, что человек несамодостаточен, в нем есть какой-то изъян. И когда произойдет последняя встреча всего творения с Богом, это и будет кризис, который мы называем «Страшный Суд» в плане кризиса встречи человека и абсолютного Совершенства – Бога. И этот Суд, как мы уже сказали, грядет. Остаток – это верные чада Нового Израиля, верные чада народа Божия, то есть все христиане, и они спасутся. И Царство Божие пришло с Мессией.

Возникает некоторый парадокс. Царство пришло, условия его нам известны. Господь говорит: «Изолью Духа Моего на вас, и вы будете пророчествовать». Все это исполнилось, но Суд в будущем. Поэтому сейчас пространство Царства Мессии, но так как Господь никого не насилует, это Царство может прийти в душу каждого человека. На примере нашей святоотеческой традиции и на примере святых отцов мы можем видеть, как это Царство Небесное реализуется здесь, на земле. Преподобный Серафим Саровский говорит: «Зачем мне куда-то путешествовать? Святая Земля для меня здесь». Это потому, что он уже является гражданином Небесного Царства, и это наша задача. А в конце времени будет всеобщий приход к логическому концу, к завершению – в богословии он называется Страшный Суд, а в пророческом служении обозначается термином «День Господень».

Таким образом, мы видим, что пророчества Ветхого Завета были направлены на откровение самой важной истины всего Священного Писания в целом – это истинное примирение человека с Богом, встреча человека с Богом на территории Бога. Именно это Мессианское Царство, это территория Бога, в которую Он через жертву Спасителя ввел человека. Единственная наша задача – принять это и вступить в это Царство. И здесь нам поможет Священное Писание Нового Завета, богословие апостола Павла, который говорит, как все это реализуется, и, конечно же, жизнь в Церкви и Предании, в литургическом раскрытии этих мотивов.

Это очень важно. Читая Священное Писание, мы естественно  начинаем с Евангелия, изучаем Пятикнижие Моисея. Книги Левит, Второзаконие, Числа обычно проходят мимо нас, то есть в основном читаем Бытие и Новый Завет. Из этой череды незаслуженно выпадают пророческие книги, а им нужно уделять большое внимание. Но при этом нужно быть очень осторожным и аккуратным, потому что в изучении пророческой литературы существует очень много подводных камней: это литература образная, и в образах бывает очень сложно разобраться правильно. Чтобы не уйти в некую экзальтацию, не «перевдохновиться» пророческими книгами, необходимо читать их с толкованиями и именно в православном понимании традиции откровения. А завершение откровения происходит в Иисусе Христе, Господе и Спасителе нашем.

– Очень важное замечание о  том, что нельзя обходить пророчества стороной, нужно уделять им внимание и в то же время читать их с толкованиями. Я вспомнил один случай, как пришел в книжный магазин, чтобы купить Библию в современном русском переводе, и увидел, что переводы Российского Библейского общества продаются за какую-то смешную цену. Я спросил, почему это так, и консультант ответил: «Потому что там есть типографский брак». Когда мы открыли книгу, чтобы посмотреть этот типографский брак, то увидели, что две книги малых пророков все шли белыми линиями, читать их было невозможно. И тогда я подумал: «Когда я еще доберусь до этих пророчеств? Наверное, надо купить», но не купил. И удивительно, что весь следующий учебный год мы изучали пророков, у нас прекрасный преподаватель Борис Алексеевич Тихомиров. Он очень часто повторял как раз то, о чем и Вы говорили, этот пророческий постулат...

– ...магистральную мысль служения малых пророков, да и вообще пророческого служения…

– … что Суд Господень неотвратим, но остаток спасется. Мы это выучили как некую формулу, аксиому, и это действительно очень правильно. В своем размышлении Вы сейчас раскрыли суть этих слов, которые можно свести к одному тезису: Суд Господень неотвратим, но остаток спасется. Этот остаток – те, кого Господь соберет по правую руку от Себя на Страшном Суде.

– Да, конечно. Пророческие книги на самом деле очень интересны. К сожалению, сейчас не так много литературы, которая бы актуализировала современным языком пророческие книги. Хотя, слава Богу, появляются такие книги как зарубежных, так и отечественных авторов, и это очень интересное открытие новых смыслов и новых горизонтов именно в парадигме основной, магистральной идеи пророческих книг о том, что Суд неотвратим и остаток спасется.

– Можете назвать пару книг?

– Это книга «Иисус Христос в Ветхом Завете», библеиста Андрея Десницкого. Есть прекрасная, очень толково написанная книга митрополита Илариона (Алфеева) «Пророчества об Иисусе Христе в Ветхом Завете».

– Да, сейчас у него еще выходит многотомное издание «Иисус Христос», где это наверняка тоже есть...

– Конечно, шесть томов уже вышли, недавно в Петербурге была презентация. Можно обратиться к этим книгам. Также есть книга епископа Александра (Милеанта), очень подробно раскрывающая эту цепь пророчеств об Иисусе Христе, Мессии, и Его воскресении именно в Ветхом Завете.

– У нас осталось совсем немного времени, и хотелось бы спросить Вас о храме, где Вы сейчас служите. Он находится в замечательном месте Санкт-Петербурга – Стрельне, я живу рядом и часто проезжаю его на велопрогулках. Расскажите, пожалуйста, что это за храм, как до него добраться и есть ли какая-то информация в Интернете, где можно узнать о том, что у вас происходит, и познакомиться с храмом, где Вы служите?

– Это небольшой храм в поселке Стрельна, до которого можно добраться различными способами: общественным транспортом, в том числе на электричке от станции метро «Балтийская», выходить, соответственно, в Стрельне. Храм находится в частном секторе, он маленький и уютный, мы регулярно проводим в нем богослужения. Ознакомиться с расписанием служб и вообще с приходской жизнью можно на странице в соцсети «ВКонтакте», которая так и называется – «Храм благоверных Петра и Февронии Муромских в поселке Стрельна». Буду рад видеть всех на наших богослужениях, будем вместе проникать в ткань пророческих откровений, которая заключается в наших молитвах в чине всенощного бдения, вечерни, утрени, литургии.

– Спасибо за приглашение. Насколько я знаю, вам необходима некоторая помощь в совершении богослужений, я имею в виду хор.

– Да, милости прошу, мы всем рады.

– Друзья, если у вас есть желание, возможность, время, давайте поможем молодому приходу, где служит отец Сергий, своим посильным участием. Спасибо за сегодняшнюю беседу. Конечно, за пятьдесят минут не охватишь все пророческие книги. Мы с Вами даем возможность нашим телезрителям вновь обратиться к пророческим текстам, задуматься, открыть их для себя с какой-то другой, ранее неизвестной стороны, а кого-то мотивировать к тому, чтобы впервые начать изучение пророческих книг, открывая для себя заключенную в них глубину Божественного откровения. Сердечно благодарю Вас и надеюсь на дальнейшее продолжение изучения Священного Писания в наших передачах, может быть, по каким-то отдельным книгам.

– Благодарю.

Ведущий Михаил Проходцев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать