Беседы с батюшкой. Христианин в отпуске

4 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове протоиерей Андрей Алексеев.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Здравствуйте, батюшка! Благословите наших телезрителей.

– Здравствуйте, благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь. Дорогие братья и сестры, рад вновь быть с вами сегодня в этой студии.

– Сегодня мы поднимем тему, которая актуальна сейчас как никогда: время отпусков, путешествий, паломничества – у кого как. Скажите, пожалуйста, у Вас был отпуск? Вообще, как Вы его проводите?

– Да, я недавно вернулся из отпуска, в котором не был пять лет. И это было совершенно естественно.

– Пять лет Вы не были в отпуске?

– Да, родился приход. И когда рождается ребенок, разве можно оставить ребенка без присмотра? И вот совершенно естественно пять лет я не был в отпуске.  А пишется документ, Святейшим Патриархом подписывается в канцелярии, и священнику дается время для отпуска по здоровью. Я однажды прочитал, еще будучи дьяконом, думаю: «Отпуск... здоровье...»  Проходит время, и ты понимаешь глубокую мудрость этого документа: ты уделяешь внимание тому, чтобы больше послужить потом, чтобы немного восстановить, подправить себя. И вот тут уже смотришь и ищешь то место, куда поехать, для того чтобы совместить одно и другое, ты же пастырь Церкви.

А христианин, собирающийся отдыхать?.. Каникулы у детей, возможность куда-то выехать, ближнее или дальнее зарубежье или свои близлежащие места... Как человек собирается войти в лето? И здесь вот что интересно, о чем рассуждаешь с верующими людьми. Ведь путь в Небесное Царство сопряжен с усилиями. Мы читаем в Писании, что Царство Божие нудится, то есть силою берется и «прилагающие усилие восхищают его». И ведь в Царство Небесное тоже нужно собираться. Хорошее сравнение: когда человек собирается на отдых или куда-то поехать, он собирает вещи, берет свой чемодан, сумку, просматривая, записывая, что с собой взять, учитывая разные обстоятельства жизни.

– Страховку покупает...

– Да, и вот тут вопрос в чем? Как готовится человек-христианин и на отдыхе оставаться христианином?

– Кроме того, такая маленькая поправка: у нас два поста в три летние месяца. Тем более в этом году пост очень длинный.

– А в следующем будет еще длиннее, Пасха ранняя. (Смеется.) И вот как тут быть? Вы знаете, что интересно? У нас много прихожан молодых, молодых семей, много детей. Вот сейчас мы готовили документы: без малого 700 человек в воскресной школе. Это много, и эти люди (есть более воцерковленные семьи, есть менее) как-то думают о лете. И есть те, которые уже созрели, чтобы прийти посоветоваться со священником. Как важно подумать, куда вы поедете и с кем: с Богом или без Него. Ведь отправляясь в те страны, где есть море или какие-то курорты, надо подумать заранее: а есть ли храм в том месте? Заранее озаботиться, ведь есть места, и очень далекие, где есть православные храмы.

И заметьте, как бывает, человек просит: «Господи, помоги вывезти детей на море, помоги решить вопросы с санаторием, профилакторием, куда-то к воде поехать… Одним словом, чтобы восстановиться». Господь дает человеку такую возможность. И как едет христианин в это место? Про воскресную службу помнит ли он? Он ищет храм возле места отдыха? Он торопится такси заказать? Он договаривается с водителем, чтобы его привезли на вечернюю службу в субботу вечером и обратно забрали? И в воскресенье? Ну хорошо, не получается сразу в субботу – это путь. Ко всенощному бдению путь бывает очень долгий и непростой. Хорошо, не созрел человек, ладно. Но воскресная литургия – пик жизни, пик недели. Как же ты можешь спать, получив от Бога все и не придя принести Ему благодарение в воскресный день? У тебя есть средства, данные от Господа, оплатить билет, возможно в другую, очень далекую страну, может быть, даже за океан полететь – это огромные средства. У тебя есть возможность получить целый пакет услуг согласно прейскуранту, тебе Господь дал эту возможность. Как же ты себя ведешь? Тебе не стыдно? Ты уже продумал даже экскурсии, ты решил, как ты будешь распределять свое время, куда пойдешь. А воскресная литургия? Это первое.

Второе. Ты кушаешь, как и каждый человек. Естественно, ты же должен поесть, чтобы тело поддержать. Хорошо, а что – среду и пятницу, потому что путешествующие, нужно отменить? Слушай, тебе не стыдно? Посмотри, у тебя «все включено». Там ломится шведский стол у многих... У кого-то, может быть, не так ломится, но все равно можно же принять во внимание, что часто эти страны на берегу моря, океана, какие там морепродукты.

А как ты выглядишь на отдыхе? Ты забыл, что ты христианин, ты про целомудрие не вспомнил, ты о нравственности не позаботился, а ведь сказано, что за каждое слово и за каждое дело будешь отвечать. И если ты не вспомнил о том, что среда и пятница – ключевые события каждой недели, то какой же ты христианин? Господь дал тебе возможность напитаться, да еще как напитаться порой! Тебе не стыдно?

Дорогие братья  и сестры, об этом стоит задуматься, как и о том, взял ли ты Евангелие в поездку с собой. Хорошо, может быть, ты не взял книгу, но скачай что-то, возьми на планшет или какой-то другой носитель, это удобно. Кому-то из старшего поколения, может быть, сложнее, кому-то удобнее взять книгу, но, пожалуйста, выбери тот формат, который для тебя наиболее приемлем. Почему ты не читаешь Евангелие каждый день? А молитва? У тебя какие-то мероприятия? Ранний подъем? Нужно успеть совершить пробежку, нужно поехать на экскурсию? Почему ты кое-как молишься? Тебе Господь дал время для некоторого отдохновения, сил набраться, пополнить запас прочности тела. Но как же душа тогда?

И вот так отдыхает христианин: в воскресенье его нет на службе, постные дни он не соблюдает... А еще есть такая хитрость. Бывает, собирается в дорогу человек в постный день. Я знаю этот случай, он не единичный в практике, приходят люди, общаются, делятся, ты интересуешься порой какими-то вопросами. Что делает этот «мудрый» человек? Он в среду отправляется в путешествие, утром ничего не кушает – зачем же забивать желудок постной пищей перед поездкой? Он готовит непостное и складывает в контейнер. Как только сел в такси – он путешествующий. И уже в такси начинает есть, в дороге. Я доподлинно знаю такие случаи. А уж в аэропорт приехал, ну как не зайти куда-то? Идет покупать, если может раскошелиться, а если нет, – он приготовил себе этот контейнер. Там у него котлетки выложены, йогурт приготовлен, он перекрестился, помолился – и ... Вы знаете, нужно быть честным здесь перед своей совестью в первую очередь.

Хорошо написал вот такой верующей женщине, которая оступилась, когда-то в XIX веке Феофан Затворник. Она тоже так путешествовала, пишет ему: «Ну, вот я стакан молока выпила в пятницу». Какая глубина этого нашего русского святого! Он пишет ей в ответ: «Ты не стакан молока выпила, ты Господу пощечину дала». Я очень рекомендую, дорогие братья и сестры, непременно брать с собой на отдых «Душеполезные поучения», соразмеряя их, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), с вашим образом жизни. Конечно, сложно бывает на отдыхе много читать, но каждый день почитать что-то душеполезное важно. Очень хорошо читать в путешествии и легко ложится на сердце любое произведение преподобного Паисия Святогорца: короткие главы, с законченной мыслью, любой из шести томов. Возьмите.

Очень удобно в путешествие взять письма Оптинских старцев. Они очень емкие: глубина раскрытия какой-то темы, содержательная сторона. Наполните себя, очень советую. Я читал каждый день, будучи в отпуске, святителя Феофана Затворника: «Поучения на каждый день». Это кладезь мудрости, в коротком отрывке потрясающая глубина, законченная мысль, идея и глубокий импульс в сердце. Это так держит! Вот почему действительно важно ощутить себя в этом пространстве вместе с Богом. А если без Бога, тогда, когда ты вернешься после этого отдыха, ты будешь совершенно растренированным, духовно расслабленным. Стоит задуматься. Конечно, с духовником посоветоваться, определить меру поста. Найти ту меру, которая сейчас для вас по силам и по совести. И тогда, вернувшись с отдыха, вы ощутите себя все равно в хорошем духовном напряжении.

Я знаю одну семью. Воцерковленные люди, они пришли как-то посоветоваться. Пришли из другого храма, они собирались в Грецию. Я им порекомендовал  попоститься... Они удивились: «Мы же путешествующие...»  И наш разговор был примерно такой: про Евангелие, про поучения. Они уехали, вернулись и говорят: «Батюшка, мы никогда так не отдыхали. Мы ощущали такую полноту, которая нас никогда прежде не сопровождала, мы как-то рассеивались, расслаблялись. А вот тут была служба, мы продумали это заранее, созвонились, узнали расписание, заказали такси. Это было все по силам, удобно, к нам еще присоединились люди. Мы познакомились с ними, вместе поехали, посидели, пообщались». Почему не поднять бокальчик вина в те дни, когда это можно? Но со Христом.

А еще одно обстоятельство – молитва. Почему люди не молятся перед едой или после еды? Почему они забывают о Господе? Ведь сказано: «Кто постыдится Меня в сем веке, прелюбодейном и грешном, того и Я постыжусь, когда приду судить этот мир». Как не подняться, не перекреститься, не прочесть молитву, пищу не благословить, которую Господь тебе дал? И в конце не встать, Его не поблагодарить? Разве это честно? Нам есть чему поучиться порой и у тех, кого святитель Феофан Затворник, святитель Василий Великий называют людьми нехристианской веры. Они порой свои традиции очень соблюдают, и где бы они ни находились, помнят о внутреннем напряжении. Как писал святитель Василий Великий: «Возьми лучшее и у язычников». Они блюдут свои традиции, не отступаются, я это замечал, видел. А мы, христиане, стесняемся Бога, забываем про Него, нам как-то не по себе, нам кажется не в порядке вещей перекреститься, одежду соответствующую подобрать.

А крестик, который нужно носить и на отдыхе тоже? Это свидетельство нашей веры, это наша жизнь. С кем я? Со Христом или нет? На море со Христом? Отдыхаю с Господом? Пошел куда-то с друзьями вместе – с Богом или без Него? Вот так привыкаешь к чему-то, это затвердевает в тебе, человек расслабляется, опустошается, выхолащивается, и так тяжко ему. Он возвращается: «Ой, как же так? Дача у меня в таком месте, где нет храма». А ты поищи. Я знаю случай. Женщина поискала. Оказалось, что недалеко, в соседней деревне, открылся храм, она даже не знала. И сосед стал возить ее вместе со своей семьей. Она только подумала, позвала Господа на помощь – все решилось. Удивительно.

Мне рассказывали люди, которые ездили в Италию и отдыхали на островах под Неаполем: они на пароме приезжали в Неаполь, молились на литургии и возвращались. И такая полнота дня, такие встречи, такие потрясающие состояния, ощущение, что ты испытываешь присутствие Бога вместе с теми, кто окружает тебя. Была бы готовность у человека позвать Бога, вспомнить про Него, задуматься о личной ответственности, о живой связи с Ним и о том, чтобы это передать дальше своему потомству, своим детям, внукам, показав пример достойного поведения.

– Я даже знаю такой случай, когда я был на отдыхе вместе с семьей в Турции и когда меня один наш соотечественник спросил: «Почему ты крестик носишь?» Я даже не знал, что ответить. Он сказал, что свой снял, потому что тут мусульмане, чтобы их не раздражать.

– К сожалению, это имеет место. Дорогие друзья, может быть, это покажется для кого-то слишком строгим высказыванием, я не хочу никого оскорбить и обидеть, но давайте будем помнить: ведь это предательство. Такое бывает у всех нас, в таком или другом виде. Вы знаете, как согревают слова святителя Иоанна Златоуста! Он пишет о том, что Бог нас будет судить не за падения наши, а за восстания, как мы, осознав, исправлялись, как мы пытались изменить эту ситуацию. Ведь если Господь благословит и будем живы, кто-то вот сейчас, после этой программы или во время ее, задумается.

Бывают другие случаи: уже все спланировано вот так, неправильно. Пришли люди, они уже готовы лететь. Ты священник, ты понимаешь, что вот сейчас уже невозможно что-то изменить. И я прошу: «Давайте договоримся, дайте обещание, слово Господу так больше не поступать на будущее. Поезжайте сейчас, пусть будет так. И, насколько возможно, уже там прежде спланированное соблюдите как положено, как правильно. Задумайтесь, как это верно, как это будет целостно, и на будущее учтите: планируя следующий свой отдых, уже согласовывайте это с Божьим законом».  

А ведь потом, посмотрите, еще очень важное обстоятельство. Люди порой забывают о правиле духовной, религиозной безопасности. Есть те места, куда ходить нельзя.

– Есть такой вопрос, я нашел его на одном форуме, его задают священнику: «Как быть, если предлагают посетить учреждения, сооружения другой религии или конфессии?»  Например, в Индии, Таиланде очень много буддистских храмов, есть разные мечети. Как быть в такой ситуации, если предлагают их посетить? И как себя вести в этих заведениях, чтобы никого не предавать?

– Я был недавно в Казани и заходил в Кремле в мечеть. Причем скажу, что работники ко мне отнеслись с большим уважением, я был в облачении. И так как проектирую сейчас храм, я смотрел, как там устроено что-то в отношении тех моментов, которые мне интересны. Я не участвовал ни в каком действии, естественно; это запрещено. В определенные места можно зайти, но здесь попрошу быть внимательными.

Одно дело группа священников… Я вот знаю: приезжали в восточную страну, зашли, посмотрели то, что было нужно для себя, не участвуя ни в чем, зная, куда они пришли, зная меру присутствия. Имели какое-то общение с теми, кто был им сейчас нужен, и ушли. Совершенно другая ситуация, когда, не зная религиозной практики других направлений, люди начинают участвовать в некоторых священнодействиях, обрядах. Я знаю такие случаи, когда люди возвращались и впадали в состояние эйфории после посещения некоего храма (в Индии, в частности)… Подъем чувств – а потом онкология и смерть.  Знаю два таких случая в моей практике.

Нельзя участвовать в каких-то обрядах. И прежде чем пойти куда-то, надо посоветоваться со священником, определить меру присутствия и степень своего нахождения в этом месте. Куда-то заходить ни в коем случае нельзя, нужно разобраться. Если горячий утюг, мы же как-то пробуем его, каков он, чтобы не обжечься. Когда мы объясняем ребенку, что вот тут крутая скала, мы показываем опасность: можно упасть и разбиться. То же самое и здесь. Есть места, куда можно зайти, а куда ни в коем случае заходить нельзя. И когда вы составляете для себя проект присутствия где-то, посоветуйтесь со священником: мы едем туда-то, куда стоит зайти? благословите вот туда зайти или нет? стоит ли мне совершить экскурсию в это место?  Все очень индивидуально, и это стоит с пастырем обсудить. Если он не благословляет, заходить не надо. Даже если кому-то другому Господь благословит туда зайти.

В практике святоотеческих наставлений двум разным людям один святой разное говорил: тебе туда зайти можно, а тебе – ни в коем случае. И в этом тоже есть большой смысл, это связано с личностью каждого человека, с предрасположенностью, со слабостями, с какими-то моментами, которых мы не замечаем и не видим. Будьте внимательны. К доктору заходим, чтобы он нам дал рекомендацию, направление пройти обследование. Так и здесь: как поступить, куда пойти, куда поехать, насколько стоит это делать, не опасно ли для меня, не будет ли последствий потом для меня и моего потомства… Серьезная вещь, очень серьезная. Это не пустые слова, они очень сегодня актуальны. Мир открыт перед нами, но апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно».

– А если уже произошло событие? То есть ты уехал в Индию, что-то там случилось, ты поучаствовал в каком-то даже шуточном обряде, зашел в храм, гид куда-то указал – ты сделал… Приехал в Россию, случайно узнал, что это плохо. Как быть в этой ситуации?

– Так бывает нередко, по неведению. Я знаю эти случаи. Нужно прийти на исповедь, покаяться в том, что по неведению поучаствовал в каком-то обряде, положил бананы к алтарю, даже не к алтарю, а к какому-то изображению, к фотографии какого-то гуру. Я доподлинно знаю такие случаи: «Да ничего страшного, возьми вот это, положи вот сюда, так все делают». Подождите, это жертвоприношение, это участие в священнодействии, в обряде, и последствия будут. Вы поймите, это же духовный мир с его тонкостями, особенностями. Приходя на завод на экскурсию (я помню, мы приходили мальчишками), надеваешь каску, соблюдаешь правила техники безопасности, а если где-то участвуешь, еще и подпишешь, что ты ознакомлен со всем этим. А здесь? А это душа.

Если произошло, – прийти, поторопиться. Господь простит по неведению совершенное. Но на будущее учесть, кого-то предупредить, кому-то подсказать из близких: «Смотри не заходи вот туда, не делай вот этого, наверняка опасно». Сомневаешься – к батюшке подойди в храме, посоветуйся; спроси, как он на это смотрит, что он подскажет тебе, насколько потом не будет последствий тебе и детям твоим, внукам. Я знаю последствия, я видел реально, как это продолжалось потом в жизни людей. Страшные последствия, знаю о них, поэтому предупреждаю, прошу, взываю и переживаю. Ведь сейчас только треть лета прошла, еще столько впереди!

А сентябрь? А у кого-то есть возможности и время полететь куда-то и в иной период. Рождественские каникулы, зимняя пора. Помните об ответственности, о внимательности, о своем личном участии, о живом, искреннем, внутреннем чувстве ответственности за то, что вы делаете. Участвуя в том, что перед вами, можно заразиться и потом нести последствия, которые могут быть очень разными. И ведь нередко приходится сталкиваться с тем, что возникают вопросы: «А почему в моей жизни вот это произошло? Откуда немощи? Почему у детей вот это? Почему у внуков вот так?»  Внимательность в духовной жизни – это необходимое условие, правило техники безопасности. Мы учим наших детей переходить проезжую часть. А это жизнь, и в ней есть отпуск, каникулы – время для того, чтобы войти в это пространство и быть достойными христианами.

– Я думаю, очень важно выделить такую тему, как «Дети на отдыхе». Это отдельная статья, потому что если едешь с семьей, – это одно, ты можешь их контролировать, они полностью от тебя зависят. А если едешь в какой-то отель, который является семейным, клубным, где есть, как сейчас говорят, «развлекаловка»? Ты, допустим, соблюдаешь пост. А твои дети? Как быть в такой ситуации?

– Вы знаете, в ней нужно быть, в нее нужно войти. И мера поста различна. На многодетном приходе я с этим сталкиваюсь постоянно. Есть те, кто не готов сегодня, они только пришли в церковную жизнь, только начинают ее. Есть степень и мера этой готовности, нужно ее определить. Собраться и обсудить. Не так, что пришла жена (муж не постится, не молится): «Батюшка, мы едем на отдых, давайте-ка посмотрим: как, чего...»  Друзья мои, это неправильно, это повод к конфликту, это предложение к разделению. Так не поступают. Нужно семейно обсудить, если готовы, – вместе с супругом прийти, а если дети постарше, то и с детьми.

У меня такие случаи были: экспедиция на байдарках, поездки в различные лагеря. Вот сейчас у нас есть молодежь, которая поехала в светские лагеря для одаренной молодежи, где различные программы, проекты, где идет работа в подготовке лидеров. Это отдельная тема. И вот там мы определяем, как быть с постом. Там специально не готовят, мы определяем, как все-таки его постараться соблюдать в какой-то степени, чтобы не быть голодным. Находим меру, она всегда индивидуальна.

И вот мне каждый день присылает сейчас одна девушка sms-сообщения, как в этом лагере и что происходит. Замечательная, интересная жизнь! До этого еще ездил человек, сейчас еще поедут. Это то пространство, где нужно посмотреть, оставаясь христианином, найти для себя ту степень, ту возможность, которая определяется обстоятельствами. И ты будешь сыт, не навредишь себе в отношении того, что останешься совершенно голодным в том месте, где специально для тебя не готовят. Тем более это лагерь, вокруг тебя может быть совершенно различная молодежь. Но, кстати, очень хорошая молодежь. Талантливые, умные, готовые трудиться, которые любят свою Родину, учатся достойному поведению. Для меня открывается целый мир той нашей одаренной молодежи, которая готова трудиться. Не праздно проводить время, а трудиться и на отдыхе.

Будем помнить о том, что жизнь – это не развлечение. И, уделяя чему-то внимание, будем и там учиться чему-то. Вместе с тем можно написать что-то, подумать, поразмышлять, некий урок извлечь из чего-то, не проводить время так, чтоб потом было стыдно. Так же и в отношении спиртного. Есть культура, есть понятие меры, степень ответственности.  А потом – пример для подражания вашим детям; и есть те мероприятия, в которых вы участвуете. Есть те, куда ходить не надо. Не стоит бесноваться. Но если вы задумаетесь, – все можно изменить.

Я был в санатории, куда приехал уже третий раз. Меня там знают, и есть возможность оставаться тем, кто ты есть… И вот я зашел в здание администрации и слышу краем уха разговор аниматоров, которые готовят некоторое мероприятие для детей. В санаторий пускают и детей определенного возраста. И я слышу: «Вы знаете, у нас наши языческие, славянские традиции...»  А я уже уходил, спустился по лесенке; вернулся, подошел, сел возле них и стал рассказывать о наших мероприятиях, об организации, об ответственности, о том, чем можно заразить детей. Чем закончилось? Тем, что они подходили ко мне и спрашивали: «А как вот тут? А как вот здесь? А можно с Вами посоветоваться? А как в этой ситуации?»  Старший ответственный спросил: «А Вы в теннис настольный играете?»  – «Играю». – «А можно с Вами поиграть?»  Я пошел с ним играть в теннис, рассуждая о его жизни, о том, когда он последний раз исповедовался, причащался. И мы так хорошо с ним пообщались... Подходят люди побеседовать, пообщаться, посоветоваться: а можно о семейной жизни поговорить? а можно вот так поступить? а как в такой ситуации? а как в воскресенье попасть на службу?  И столько людей из санатория приезжало на службу в храм, где я служил и проповедовал! А потом общались после этого. Так было интересно за этим наблюдать, в очередной раз понимая, что перед тобой то пространство, где ты остаешься священником, не нарушая своих правил жизни.

Это тоже вдохновляет и, конечно, радует, потому что как бы мы ни рассуждали о разных традициях в нашем Отечестве, мы еще все-таки во многом православная страна, знающая  глубину своей истории. И можно подойти к священнику в любом месте и посоветоваться. Но и для нас это ответственность, и для христиан ответственность, как себя вести в тех или иных местах, как поступить в том или ином положении. Это важно.

– То есть в отпуск, можно сказать, Вы как бы и не ездили, выполняли свои обязанности и на отдыхе?

– Ну почему? Я посетил те места, которые хотел посетить, я побывал в музеях, в которых хотел побывать, внутренне себя чем-то наполнил, что-то осознал. Для меня это были встречи с людьми. Я хочу туда детей привозить, не только из воскресной школы, где я директор, но и детей из разных школ, с которыми я общаюсь, рекомендуя те музеи, выставки, куда стоит им пойти. Это богатейшая история. Более того, я сейчас с редкими специалистами договорился о том, чтобы записать две передачи: «Ялта как летняя столица Российской империи конца XIX – начала XX века» и «Православие и русская литература. Неизвестный православный писатель Антон Павлович Чехов».

Я специально приехал на индивидуальную экскурсию, чтобы пройти по этому городу, посмотреть, послушать уже с расчетом на то, что будет передача и как ее можно сделать. Собрать этих людей, пройтись по тем местам... Ведь я работаю над докторской диссертацией, созвучной той исторической теме, которая была когда-то мною взята в кандидатской работе: «Духовно-нравственное состояние русского общества конца XIX – начала XX века». Быть в том месте, где столько всего происходило в летнее время в России, – это очень интересно. А вместе с тем это место и трагедии, где совершалось страшное, когда был уничтожен свет Крыма, свет Ялты. Это ужасно, но это правда, когда тысячи людей убивали, когда их потом топили в море. Это наша история, и важно все поставить на свои места. И куда бы ты ни поехал, ты продолжаешь свое служение. Как сказал когда-то митрополит Мануил (Лемешевский): «Разве бывает отпуск от добрых дел?»

Более того, сейчас Крым, являясь очень значимым и важным местом для нас, открывается для многих людей вообще чем-то таким, что до этого было и неведомо. А уж то, что связано с царской семьей, с царской тропой... Знаете, пройти по лесу, подойти к тому дереву, к которому они приходили, и постоять... У него семь стволов, и вот они всегда приходили… В этих местах мало кто ходит.

– Дерева почему-то я не помню, но все семь километров (вроде такая ее длина) я прошел, причем в тапочках. Я не знал, что это тропа Николая II, только когда дошел, узнал.

– Вот сколько всего открывается человеку. Но где бы мы ни были, куда бы ни полетели, ни поехали, ни поплыли, ни пришли, давайте будем помнить, что мы с вами христиане, чтобы не было стыдно за внешний вид, за поведение, чтобы понятие русского человека как целостной личности, богатой духовной традицией, знанием эстетики, культуры своего народа, открывалось и другим людям как пример для подражания. К сожалению, бывают ситуации, за которые бывает стыдно, но все-таки это неправильно, это ведь не норма жизни… И если такое произошло, давайте мы это исправим, давайте обратим внимание, потрудимся.

Я собирался на эту передачу, и мне один человек рассказал такой случай из своей жизни. Он пересекся со священником, который ему напомнил про Петровский пост. Сам он человек воцерковляющийся, верующий, но еще идущий к тому, к чему пока не готов. И вот они на отдыхе пересеклись, разговорились, стали общаться; и батюшка спросил: «А  вы поститесь?»  – «Нет, как-то я не созрел». –  «А в храм пойдете в воскресенье?»  – «Да». И не пришел, хотя пообещал. Встречаются они снова. Священник его не спросил про храм и не стал больше говорить про пост, но тому самому стало неловко, он стал объясняться. Вроде бы все. Но его так скрутило на отдыхе, он попал в больницу… Священник молился у мощей святителя Луки Крымского, боль отпустила, к удивлению врачей; его выписали из больницы через день, но сам человек стал поститься. И вот когда я случайно с ним  поделился, что передача будет сегодня посвящена этому, он говорит: «Расскажите мой случай, я Павел; я не постился в Петровский пост. Теперь я пощусь, и для меня эта встреча со священником на берегу моря была очень важна, я о многом задумался и теперь отношусь к этому иначе». Я обещал рассказать, что и делаю.

– Огромное Вам спасибо за эту беседу. Я, наверное, свои замечания скажу. Ведь не только мы едем в отпуск, но и к нам ездят в отпуск. Скоро у нас будут форумы, большие события, Олимпийские игры и так далее, и Вам эта тема очень близка. Все возвращается бумерангом: если мы будем вести себя плохо за границей и позорить свою страну, приедут к нам, и будет очень плохо. Был случай, когда были погромы, и некоторые люди до сих пор в тюрьме сидят на чужбине, потому что осуждены по местному законодательству за хулиганство.

Скоро у нас Чемпионат мира по футболу, и, наверное, даст Бог, не одно такое мероприятие будет в нашей стране. Я тоже присоединюсь к Вашим словам и скажу от себя: важно помнить, что ты не только православный христианин, а наша страна многоконфессиональна; много людей в ней, есть не совсем верующие, но сочувствующие. И надо еще помнить, что мы граждане великой России и не должны позорить имя и честь нашей страны за рубежом.

Подытожьте, пожалуйста, нашу передачу. Конечно же, хочется  услышать «кодекс православного путешественника»  или вообще просто путешественника. Ведь есть замечательные слова Николая II о том, что, когда едешь за границу, будь достоин страны, из которой ты выезжаешь.

– Все правильно, верно. Я хочу сказать, что, наверное, стоит этот кодекс написать в своей совести. И если вдруг в нашей жизни имело место то самое неприятное, за что нам стыдно сейчас, важно это учесть и помнить, что Господь нас любит, готов нас простить, готов нас утешить. Готов нам подсказать через близких людей и найти ту сегодняшнюю меру, которая будет по силам и по совести для нас, определиться с тем, как быть дальше. И еще: не смотреть на других, а вот для себя что-то решить и потихонечку развивать это, тренировать в себе, чтобы, если сегодня к чему-то не готовы, завтра к этому подойти, осознавая, что завтра будет еще один день жизни и его можно прожить иначе, учитывая предыдущие ошибки и призывая Господа в помощь. В любом месте, куда мы едем, помнить о Нем, благодаря Его и с Его законом соразмеряя пути нашей жизни.

– Огромное Вам спасибо за эту прекрасную беседу. Думаю, что мы хоть что-то донесли до людей: маленькие зерна, которые, надеюсь, дадут свои плоды не только на благо Церкви, но и всем нам.

– Дай Господи, дорогие друзья; рад был сегодня пообщаться и поделиться тем, что актуально и для сегодняшнего дня, конечно, важно. Помощи Божией всем вам, всего доброго!

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать