Беседы с батюшкой. Сила и влияние доброго примера

4 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния протоиерей Димитрий Беженарь.

– Сегодня тема нашей передачи – «Сила и влияние доброго примера». Вчера Церковь праздновала день всех святых, в земле Российской просиявших.

Скажите, почему так важно чтить русских святых, почему это так дорого и какой пример подают нам русские святые?

– Святые угодники Божии, святые Православной Церкви, в том числе святые Русской земли, которых так молитвенно, с любовью чтила вчера, в воскресный день, наша Святая Церковь, – это не только наши предстатели и ходатаи перед Богом, но одновременно и образец жизни для нас, живущих на земле людей. Кто такие святые? Это люди, достигшие бесстрастия и стяжавшие благодать Духа Святого, ставшие сосудами благодати. Сразу хочется пояснить, что святые есть и на земле. И среди нас живут люди, ставшие сосудами благодати Духа Святого, но по своему великому смирению они скрывают себя от любопытных взоров мира, поэтому святые, как мудро говорил преподобный Симеон Новый Богослов, будут до последнего дня существования человеческого рода на земле, до Второго Пришествия Христова.

Когда земля перестанет рождать святых, тогда Господь придет судить этот мир. То есть святые есть и среди живущих на земле, но чаще всего мы их не замечаем и не ценим, а если ценим, то уже после блаженной кончины. А в основном когда мы говорим «святые», то подразумеваем небожителей, то есть тех, кто уже прошел поприще земной жизни, жил в предыдущих веках и уже достиг той цели, ради которой Господь и создал человека. Они уже находятся в вечной, блаженной, подлинной жизни, во свете Пресвятой Троицы.

Почему я акцентирую внимание на том, что они исполнили замысел Божий о человеке? Ради чего Господь создал человека? Чтобы человек жил в любви к Богу и любви к ближним, стал сосудом благодати, стал богом по благодати. Святые как раз этого и достигли. И хотя мы иногда в силу немощи говорим, что святые – это почившие, жившие когда-то, на самом деле они реально живут, но живут подлинной, вечной жизнью. Они активно участвуют в нашей жизни; все наши скорби, беды, трудности, искушения им хорошо известны и даже в еще большей мере, чем нам самим, в силу того, что они уже это поприще прошли и достигли цели.

Поэтому они тоже переживают за нас. Хотя в Царстве Божием нет переживаний, болезней, скорбей, воздыханий, но они переживают за нас в хорошем смысле слова, потому что заботятся не только о том, чтобы мы смогли с Божией помощью тоже преодолеть скорби, искушения, напасти, обойти вражьи сети, но чтобы тоже достигли той вечной радости, в которой они сейчас пребывают. Поэтому святые не только наши ходатаи, предстатели, но и одновременно образцы для подражания. Почитая святых, мы одновременно прославляем Бога за Его великую милость, за то, что Господь Своей пречистой кровью искупил человеческий род от греха, проклятия и вечной смерти. Благодать Духа Святого, Утешителя, вдохнула новую жизнь в человечество в день Пятидесятницы, и святые – это плод Пятидесятницы, искупительного подвига Христова и действия благодати Духа Святого.

Почему еще они для нас образцы? Потому что мы смотрим на их жизнь. Допустим, примером горячей любви к Богу и молитвы для нас является отрок Варфоломей, будущий великий авва Сергий, основатель Троице-Сергиевой лавры. Как он молился в детстве, как ему хотелось познать грамоту! Это образец того, как можно в отрочестве молиться, чтобы Господь помог. Святой праведный Иоанн Кронштадтский также в детстве молился, чтобы Господь просветил его и помог ему освоить грамоту.

Есть образцы супружеской жизни: в первую очередь самый высочайший образец – это святые праведные богоотцы Иоаким и Анна, которые терпеливо несли скорби и поношения, сохранили верность Богу и просили себе чадо как утешение; святые праведные Захария и Елизавета, родители святого Иоанна Предтечи; святые благоверные князья Петр и Феврония, покровители супружества, память которых совсем скоро мы будем почитать в День любви, семьи и верности; преподобные Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия, которые показали святость супружества.

И, несомненно, хотя это еще не настолько широко присутствует в восприятии современных христиан, покровительницей православного супружества является царская семья, потому что святой царь-мученик Николай и царица Александра (находясь на высоте власти под взорами самых разных людей, не все из которых были к ним благожелательно настроены, многие были критичны, отравлены духом революционного нигилизма) смогли воспитать прекрасных дочерей, великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и царевича Алексия во взаимной любви, жертвенности, благочестии и чистоте. Даже когда мы смотрим кадры кинохроники, видим фотографии великих княжон, невольно поражаемся их внутренней благородной красоте, которой они обладали.

– Это пример, которому хочется подражать.

– Да, естественно, хочется подражать, и понимаешь, насколько это удивительно, когда на рубеже XIX – XX веков можно было достичь такой чистоты, когда можно было в семье воспитать такую любовь друг к другу, что даже смерть не могла их разлучить. Поэтому я искренне надеюсь (эта точка зрения, слава Богу, не только моя), что покровителями супружества в нашем сознании однозначно должны быть и царственные мученики.

– Как Вы считаете, в наше время достаточно добрых примеров? Складывается такое впечатление, что подобных примеров становится все меньше и меньше.

– Отвечая на Ваш вопрос, мне бы хотелось кое-что зачитать из книги великого святого нашего времени преподобного Паисия Святогорца, из первого тома его произведений «С болью и любовью о современном человеке». Благодаря своему богодухновенному, проницательному взору старец Паисий пишет о нашем времени: «Раньше было много богатырей духа, а в нашу эпоху не хватает живых примеров. Я говорю сейчас вообще о Церкви и о монашестве. В наше время умножились слова и книги, но умалились жизненные опыты. Мы лишь восхищаемся святыми подвижниками нашей Церкви, не понимая того, насколько велик был их труд.

Чтобы это понять, надо потрудиться самим, надо полюбить святых и от любочестия (есть такое греческое слово, прямого синонима нет в русском языке, это как бы стремление к жертвенности) приложить усилия к тому, чтобы быть на них похожими. Конечно, Благий Бог примет во внимание и особенности нашей эпохи, и условия, в которых нам приходится жить, и спросит с нас в соответствии с этим. И если мы предпримем хотя бы малый подвиг, то увенчаемся больше, чем христиане древней эпохи».

То есть Господь учтет, в каких условиях мы живем, и если мы хоть немного предпримем такой ревности к добродетели, увенчаемся даже больше.

«В старину существовал подвижнический дух. Каждый старался подражать другому. При этом ни зло, ни нерадение не могли устоять. Было изобилие добра, был подвижнический дух, и поэтому человек нерадивый не мог устоять в своем нерадении. Его увлекал за собой общий поток добра. Помню, как-то в Салониках мы ждали сигнала светофора, чтобы перейти улицу. Загорелся зеленый, человеческая масса тронулась, и я почувствовал, что меня несет вместе со всеми. Мне оставалось только переставлять ноги и приближаться к противоположной стороне улицы.

Я хочу сказать (акцентирует преподобный Паисий), что если все идут в одно и то же место, то кому-то одному сложно не идти вместе со всеми даже если он этого не хочет. Другие увлекают, ведут его вместе с собой. Но сегодня, если человек хочет жить честно, духовно, то в мире ему не находится места, ему приходится нелегко. И если он будет невнимателен, то покатится под горку, его унесет вниз мирской поток.

В прежние времена было обилие добра, обилие добродетели, хватало добрых примеров, и зло тонуло во множестве добра».

Ясно, что во все времена люди грешили и были разные беззакония, но зло тонуло в общем потоке добра.

«То немногое бесчинство, которое существовало в миру или в монастырях, было незаметно и не вредило людям. А что происходит сейчас? Злых примеров изобилие, а то немногое добро, что еще осталось, не ставится ни в грош. То есть сейчас происходит прямо противоположное: малое добро тонет во многом зле и у власти находится зло.

Если у одного человека или у нескольких людей есть подвижнический дух, это весьма помогает другим. Потому что если кто-то духовно преуспевает, то польза от этого будет не только ему самому, но и тому, кто его видит».  

Видите, как акцентирует внимание преподобный Паисий? Имея подвижнический дух, подвизаясь, ты вольно или невольно помогаешь другим.

«То же самое и с человеком расхлябанным он воздействует на других. А если расслабляется один, расслабляется другой, то постепенно, неприметным образом, вокруг не остается уже ничего хорошего. Поэтому (очень важные слова, так хотелось бы, чтобы мы все почаще приводили их себе на память) среди царящей расхлябанности очень поможет подвижнический дух. Нам надо быть чрезвычайно внимательными в этом отношении, потому что нынешние люди, к несчастью, дошли до того, что даже принимают законы, насаждающие расхлябанность и распущенность».

Примеров огромное количество, и в европейских, так называемых цивилизованных странах, даже не будем сейчас эти примеры упоминать.

«Даже подвизающихся принуждают к исполнению этих законов. Поэтому подвизающиеся должны не только не поддаваться влиянию мирского духа, но и не сравнивать себя с людьми мира сего. Сравнивая себя с мирскими, христиане начинают считать себя святыми (естественно, христианин, сравнивая себя с явно порочными людьми, может возомнить о себе, что он праведник), затем расслабляются и в итоге доходят до того, что становятся хуже тех, с кем они себя сравнивали. Образцом в духовной жизни должны быть святые, а не люди мира сего. Хорошо бы совершать по отношению к каждой добродетели следующую работу: находить святого, который этой добродетелью отличался, и со вниманием читать его житие. Тогда человек увидит, что он еще ничего не сделал, и будет продолжать свою духовную жизнь со смирением».  

И преподобный Паисий приводит очевидный пример: когда во время спортивных соревнований бегуны преодолевают какую-то дистанцию, то они не оглядываются на отставших, иначе сами отстанут, они смотрят только на тех, кто впереди. «Если я, – говорит преподобный Паисий, – буду успокаивать себя помыслом, что я не самый плохой, есть хуже меня, то постепенно моя совесть начнет усыпляться и я закончу тем, что мое сердце станет бесчувственным, словно его покрыли слоем штукатурки». Вот как преподобный Паисий мудро говорит о ситуации нашего времени.

– Вопрос телезрительницы из Череповца: «Всем хорошо известно, что верующей женщине не подобает ходить в брюках, но мне попадаются книги, где батюшки, отвечая на подобный вопрос, говорят, что раньше это было не принято, а в современных условиях можно. Меня очень смущают такие ответы, тем более становится сложнее что-то советовать своим знакомым, потому что они говорят: «Сейчас уже можно». Какой же мы тогда показываем пример нецерковным людям? Батюшка, как бы Вы прокомментировали такие ответы священников?»

– Комментировать слова других священников – весьма неблагодарное дело. Я бы, отвечая на Ваш несомненно актуальный вопрос, предложил бы Вам и всей нашей зрительской аудитории (по крайней мере, прекрасной ее половине) встречный вопрос: «Вспомните жития тех святых, чьи имена Вы носите (допустим, Марии, Татьяны, Ольги, Елены, Ирины, Екатерины и т.д.), хотя бы в общих чертах познакомьтесь с их житием и спросите себя, похожи ли вы на них. Допустим, вы носите имя Мария в честь святой равноапостольной Марии Магдалины и других жен-мироносиц. Можем ли мы себе представить, чтобы святые жены-мироносицы надевали одежду противоположного пола, чтобы легче было миссионерствовать, более подвижно передвигаться? Ясно, что в античные времена одежда была длинной и, мягко говоря, более благообразной, чем некоторая современная, но сложно представить, чтобы преподобная Мария Магдалина пришла к императору Тиберию возвестить о воскресении Христа в мужской одежде.

Святая мученица Татиана жила в Риме, тогда наверняка было свое представление о моде и красоте, были языческие нравы. Можно ли представить, чтобы святая мученица Татиана, которую мы чтим, чье имя носим, принимаем в Таинстве крещения, ходила в одежде противоположного пола? Едва ли. Или святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их матерь София? Можно ли представить, чтобы благочестивая София говорила своим девочкам: «Живите без комплексов, надо жить как все, идти в ногу со временем, раз все на танцы, то и вы на танцы, вы не должны отставать, надо быть со всеми». Можно ли такое представить?

Давайте возьмем святых ближе к нам по времени, допустим святую преподобномученицу великую княгиню Елизавету. Есть кадры фотохроники, где мы ее видим, как она ухаживала за ранеными во время Первой мировой войны, но нигде мы не видим ее в мужской одежде. Мы не видим, чтобы великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, государыня святая мученица Александра, многие другие святые потворствовали духу времени. Вот ответ на Ваш вопрос.

Комментировать слова других священников мне бы не хотелось по той простой причине, что общий знаменатель всех подобных советов таков (я тоже знаком с этими советами, и с амвона можно такие советы услышать, и в разных периодических изданиях): раньше было нельзя, но сейчас, в современных условиях, можно. Но если по такой логике идти, то сейчас слишком многое в современных условиях стало можно, что в корне противоречит евангельским заповедям, христианским нормам: однополые браки, эвтаназия, то, что мы называем словосочетанием «ювенальная юстиция», а на самом деле целая система по разрушению традиционной семьи, где само слово «юстиция» даже неуместно, потому что оно означает правосудие, а здесь правосудия нет никакого. Допустим, мы встанем на позицию, что это сейчас можно современным людям, но можно ли это христианам? И тут вопрос не в том, мешают ли джинсы спасению, помогает ли платочек или длинная юбка спасению, а вопрос немного глубже: потворство духу времени мешает твоему спасению или нет? Однозначно – мешает.

– Как воспитать в детях подражание именно добрым примерам? Ведь вокруг множество и добрых, и противоположных, негативных примеров.

– К сожалению, негативные примеры быстрее бросаются в глаза. И даже если ребенок из верующей семьи и родители прикладывают колоссальные усилия для того, чтобы воспитать ребенка нравственной личностью (мы же живем в этом мире, никуда от него не денешься), влияние дурных примеров очень заразительно. В общеобразовательной школе, колледже, институте, конечно, плохие примеры заразительны. И тут самое главное, чтобы родители своей молитвой к Богу и искренней любовью старались душу ребенка согреть и никогда не терять душевную связь с ним. Потому что когда связь не потеряна, то любое простое, может быть с горечью, огорчением, грустью сказанное слово отца или даже вздох матери быстрее воздействуют на ребенка, чем долгие лекции, нотации.

Поэтому чтобы оградить ребенка от влияния мира, надо предложить добрую альтернативу – собственный пример родителей. Сложно родителям, которые все свободное время проводят в социальных сетях, в пустой болтовне, ждать, что ребенок не будет увлечен компьютерными играми. Бесполезно говорить: «Делай, как я сказал». Ребенок будет делать, как делает родитель, потому что он это видит. В силу незрелого возраста он не сможет возражать, но он все равно видит, как поступают папа и мама, и поэтому он будет подражать тому, как поступают родители. Поэтому чтобы воспитать стремление к добродетели, добродетельная жизнь должна быть у самих родителей, а это внутренний подвиг, это постоянная работа над собой.

– Почему все-таки дурные примеры так заразительны?

– Очень мудро говорил преподобный Паисий Святогорец, отвечая на подобный вопрос: «Почему люди легко подпадают под влияние зла?» (хотя в душе они могут уважать добродетель, видят какой-то добрый пример и внутренне к этому с уважением относятся, с восхищением, даже, может быть, с какой-то тайной завистью). Когда видят, что кто-то поступает правильно, они внутренне завидуют: «Какой молодец, мужественный, идет против течения». Но легко поддаются влиянию зла, потому что, как говорит преподобный Паисий: «Там, где зло, там канонаршит тангалашка». То есть там руководит дьявол и эта греховность, косность к добродетели.

Для того чтобы творить добро, надо себя понуждать, направлять свою свободную волю к добру. Необходимо понуждение своего естества, которое поражено грехом. Поэтому здесь нужна работа над собой, воля, а жить греховно – это кажется легким. Не напрасно даже пословица говорит, что грех сладок, а человек падок. Грех отнюдь не сладок, он очень горек, но дьявол упаковывает его, как конфетку, в сладкую оболочку снаружи, а человек, не замечая, начинает эту конфетку держать в своих устах, и ему кажется, что так приятнее, так интереснее, так легче жить.

– Вопрос телезрительницы из Алтайского края: «Четыре Церкви не приняли участия в так называемом Всеправославном Соборе. Не приведет ли это к расколу в православии и будут ли обязательны для исполнения принятые на нем решения для Церквей, не принимавших участия в нем?»

– Видно, что Вы активно следите за современной церковной ситуацией, очень похвально. А раз следите, значит, Вы в общих чертах знаете, что еще на встрече предстоятелей Поместных Церквей, которая была в январе, предстоятель Антиохийской Православной Церкви четко и ясно сказал, что их Церковь участвовать в грядущем Соборе не будет. Затем представители Грузинской и Болгарской Православных Церквей отказались участвовать, познакомившись с документами, которые предполагалось подписать на этом Соборе, и видя глубокие догматические расхождения. Вы можете легко найти в Интернете официальную позицию Священного Синода Грузинской и Болгарской Православных Церквей, где сказано, что именно по догматическим соображениям они не будут присутствовать на грядущем совещании архипастырей на острове Крит.

А затем и представители нашей Русской Православной Церкви, видя, что этот Собор уже однозначно не будет всеправославным, раз там отсутствуют как минимум три Поместных Православных Церкви, предложили Константинопольскому Патриарху отложить этот Собор, перенести его на более благоприятное время, когда будут обсуждены все спорные вопросы, вызывающие несогласие и совершенно справедливое смущение подавляющего большинства верующих. Не так, как иной раз мы можем слышать в Интернете фразы, что не согласно «маргинальное меньшинство» – отнюдь нет: подавляющее большинство верующих православных всего мира были обеспокоены предстоящим Собором (в настоящий момент уже прошедшим), и просто игнорировать эту обеспокоенность и тревогу, конечно, было нельзя.

Разумеется, поскольку не присутствовали предстоятели четырех Православных Церквей, по сути представляющих по своему количественному составу 75% всего православного мира, то, естественно, они не могут уйти в раскол, поэтому никакого раскола в православии нет и быть не может. Слава Богу, я не церковный дипломат, поэтому я постараюсь ответить Вам проще, дипломаты знают, как и что говорить, чтобы было приятно услышать, а я скажу, ссылаясь на Священное Писание. В Соборном послании святого апостола Иакова читаем такие слова о том, как должны верующие люди, православные христиане, ставить перед собой задачу и к ней стремиться. Они говорят: если будет угодно Богу и живы будем, сделаем то или другое.

Поэтому есть позиция, принципиально отличающая верующих людей от неверующих. Если абстрагироваться от этого совещания архипастырей десяти Поместных Церквей, произошедшего не острове Крит, можно посмотреть в любой ситуации, как поступает верующий человек, а как неверующий. Если у верующего получилось дело, он говорит: «Слава Богу, Господь помог, поэтому получилось»; если что-то не получилось, верующий говорит: «Значит, не было угодно Богу, слава Богу за все. Господь судил иначе. Значит, мне это сейчас неполезно».

Неверующие люди во всех ситуациях действуют принципиально иначе. Ставят себе задачу, определяют необходимую финансовую базу, человеческий ресурс и добиваются цели любой ценой. Они Бога вообще не берут в расчет: «Мы достигнем этой цели!» Вдруг что-то не получается: «Вот незадача! Надо выяснить, почему не получилось. Если человеческий фактор – надо «разбор полетов» произвести, выяснить виноватого, проделать работу над ошибками и любой ценой достигнуть. Мы обязательно сделаем это».

И если вдруг что-то получилось, неверующие говорят: «Мы молодцы, мы это сделали! Мы достигли!» О Боге они вообще не думают, как будто Его не существует. И так они рассуждают в любой ситуации, начиная от какой-то бытовой и заканчивая глобальной. Если что-то не получается, неверующие люди не видят здесь десницы Божией, а видят какие-то чисто человеческие земные механизмы, которые воспрепятствовали, но цель свою не оставляют и к ней двигаются.

Поэтому мы должны рассуждать как верующие люди: «Если будет угодно Богу и живы будем, будет то или другое. Если что-то не произошло, значит, нет на то воли Божией».

– Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Все знают о пагубной страсти грехов сребролюбия, лихоимства, а что такое мшелоимство? Чем оно опасно и как с ним бороться?»

– Многим современным людям этот термин может быть мало знаком, поэтому они его произносят иной раз с ошибками. Мшелоимство – это разновидность того же самого сребролюбия, когда люди (чаще всего пожилые, но и не только) имеют обыкновение собирать в своем доме, квартире или во дворе всевозможный хлам: допустим, фантики от конфет, съеденных тридцать лет назад, лотки от яиц, бумажки, тряпки, коробки и прочее. Все это хранится, ржавеет, изъедается молью, вся квартира захламляется совершенно лишними, никому не нужными вещами, все это хранится на черный день, а в результате получается, что каждый день – черный, потому что невозможно среди этого «драгоценного», неприкосновенного хлама даже пройти. Самое печальное бывает, когда приглашают священника (чаще всего родственники или соседи) исповедовать, может быть, даже умирающего хозяина или хозяйку такой квартиры, и хозяев сначала надо найти среди этого обилия, по сути, мусора. А потом надо еще как-то найти с ними общий язык.

Чем опасен этот духовный недуг? Любой, кто дерзнет коснуться этого мусора, сразу становится врагом номер один. «Без моего разрешения не смей это трогать! Это все мое!» – рассуждает такой человек. Известный православный психолог Ирина Яковлевна Медведева, автор многих книг, поделилась такой мыслью, что мшелоимство – это проявление одной из форм такой психопатологии, как шизофрения. То есть это не только духовная проблема, но еще и психическая.

Но самое страшное не вещественное мшелоимство, а интеллектуальное, когда сознание человека захламлено всевозможными нелепыми случаями: с кем дрался, где выпивал, где отравился, где споткнулся, с кем поссорился, помирился или не помирился, где лечился, почему не долечился – все это человек держит в своем сознании. И если внешний мусор люди помогут разгрести даже без твоей воли, то интеллектуальное мшелоимство разгрести без желания самого человека невозможно, человек должен сам это осознать и от такого мусора избавляться.

– Как известно, слова без примера пусты, а пример намного красноречивее любых слов. Следует ли вообще тогда прибегать к слову, чтобы повлиять на человека?

– Несомненно. Потому что принципиальное отличие человека, созданного по образу и подобию Божию, в том, что он словесное создание Божие, слово – тот великий дар, которым наделен человек. Полностью удалить слова мы не можем, слово воздействует. Великие слова, произнесенные столетия, тысячелетия назад, живут в веках, в книгах, в памяти других поколений, равно как и нечестивые, грязные, оскорбительные слова. Поэтому слово – великий дар Божий человеку, его нужно направлять в нужное русло.

Конечно, бывает так, что наши слова не действуют на наших ближних, а больше действуют примеры. В «Достопамятных сказаниях», в книге «Училище благочестия» и в «Прологе» повествуется, как в одной обители великий авва никогда не говорил своему послушнику никаких словесных указаний, все показывал своим примером, а молодой послушник сначала еще не знал, что делать, и ходил за советом к другим старцам, говоря: «Мой авва не дает мне никаких указаний, я не знаю, что делать».

Другие старцы пришли к авве и говорят: «Твой послушник в смущении, потому что вместо того, чтобы ему сказать, что делать, ты ничего не говоришь, все делаешь сам». А он отвечает: «Я своим примером стараюсь ему показать, пусть он внимательно смотрит, как я поступаю, и делает так же». Есть и такое в истории Церкви, когда воздействуют своим примером. Естественно, это происходило в условиях монастыря или пустыни, человек знал, для чего туда шел. Там внимательный человек учится доброму, а в миру без добрых слов сложно как-то положительно воздействовать на других.

– Как быть в такой ситуации, если своего доброго примера недостаточно, но все-таки хочется пробудить в человеке стремление к добродетели?

– У всех нас чаще всего так. Мы едва можем сказать, что наша собственная жизнь, наш пример во всем безупречен, чтобы, сославшись на себя, предложить: «Посмотри, как делаю я, и поступай так же». Для этого у нас есть пример Священного Писания, святые угодники Божии, которые прошли поприще этой жизни и сейчас сияют во свете Пресвятой Троицы перед Богом. Мы смотрим на их жизнь, добродетели и должны помочь другим почувствовать внутреннюю любовь, стремление к добродетели, указывая на примеры святых, причем даже на примеры современных, ныне здравствующих благочестивых людей. Не всегда полезно указывать на таких людей в их присутствии, чтобы им не повредить духовно, но обратить внимание на них можно такими словами: «Посмотрите, какая та женщина труженица (или тот мужчина), не берет себя в расчет, все думает, как позаботиться обо всех, но не о себе». То есть обращать внимание на добрые примеры.

– А если добрые примеры вызывают не сочувствие, не желание подражать, а, наоборот, отторжение и даже негативную, резкую, нервную реакцию?

– Еще как! И таких примеров великое множество, когда добрый пример может вызывать лютое раздражение. Тут очень мудро пишет Паисий Святогорец: «Когда у человека есть очень много эгоизма, гордыни, то даже добрые примеры ближних вызывают у таковых раздражение, потому что задевают эгоизм». Это бывает у очень гордых людей, которые очень высокого мнения о себе, считают себя центром вселенной. Отросток этой гордыни – такое лукавство, когда человек даже из житий святых, из трудов святых отцов будет вырывать из контекста какие-то примеры в оправдание своего неприятия того доброго примера, который он видит: видит что-то доброе – будет очернять, скажет, что это неправильно или по гордыне человек делает; видит, что человек кому-то бескорыстно помогает, – значит, наверное, у него какая-то цель, он не просто так помогает, в наше время невозможно что-то делать бескорыстно.

То есть такой человек, исполненный эгоизма, готов этим ядом лукавства очернять даже достойные поступки окружающих, и такому сложно помочь. Вот почему мудрые люди советуют ему вообще ничего не говорить, это бесполезно, потому что еще в Ветхом Завете премудрый Соломон советовал: даждь премудрому вину, и премудрший будет, сказуй праведному, и приложит приимати. Мудрому и праведному говори – и он примет, но не обличай злых, да не возненавидят тебя.

– Вопрос телезрительницы из Московской области: «Один мой знакомый заявляет, что верит во всех богов: и в Будду, и в Аллаха, и в Христа, говорит, что он не против никакой религии и от всех готов получать помощь. Как ему ответить?»

– Такой человек, скорее всего, ни в кого не верит. Еще Честертон высказал такую мысль: если раньше (конец XVIII – XIX век) была эпоха атеизма, нигилизма, то на смену ей пришла эпоха религиозной всеядности. Если раньше люди считали, что наука рано или поздно докажет, что Бога нет, то сейчас наступила религиозная всеядность, то есть попытка объединить совершенно несоединимые между собой духовные реалии. Есть люди, которые говорят: мы во всех богов верим, готовы зайти помолиться в любой храм, на любое кладбище, и пусть все боги нам помогут, то есть такой потребительский подход. Такому человеку надо спокойно, но и с грустью сказать: скорее всего, уважаемый, ты вообще не веришь ни в какого бога.

Наблюдается еще одна печальная тенденция. Люди, имеющие родовую святыню: доставшиеся от предков икону, крестик, представляющие особую художественную ценность, – смотрят на них в лучшем случае с позиции коммерческой ценности, пытаются этими святынями торговать, чтобы поудобнее устроиться в жизни. Они тоже могут сказать, что не против никакой религии. «У нас есть икона, крестик, а может ли храм их продать и дать нам за это что-то?» Если, дорогие друзья, вам придется встретиться с подобным, надо спокойно сказать такому человеку: если у тебя есть святыня, которой дорожили твои предки, научись сначала и ты дорожить ею. Если ты этим не дорожишь, а пытаешься использовать только в своих земных целях, поверь, подобное не принесет тебе пользы никогда.

– Следует ли человеку указывать на свой добрый пример, говоря: смотри, я делаю и поступаю так, ты тоже делай так же. Не отталкивает ли такая позиция?

– В разных ситуациях по-разному. Если это происходит в условиях семьи, то для маленьких детей родители всегда являются авторитетом. То есть это норма, так всегда было в течение веков. Может быть, только с появлением новых тлетворных тенденций по разрушению семьи стало по-другому. В целях воспитания детей в условиях семьи это и можно, и нужно. Мама или папа должны указывать детям на свой пример с целью, чтобы дети им подражали. Например, мама трудится, все и везде успевает и может сказать дочери: смотри, доченька, пока ты спала, я уже успела встать, приготовить, помыть посуду, учись и ты, ведь ты будущая мама. То есть в семье можно обращать внимание на свой пример в воспитательных целях.

В условиях прихода это сложнее, сами прихожане должны видеть самоотверженные труды и старания батюшки, и ему вовсе необязательно перечислять с амвона свои подвиги, чудеса и старания, для того чтобы заработать себе «дивиденды» и уважение. В данном случае это будет действовать противоположным образом и кого-то будет смущать, хотя не все об этом скажут. Но если батюшка выйдет на амвон и расскажет свое «житие» со всеми страданиями, да еще приложит фотогалерею, конечно, это будет вызывать смущение, а кого-то может даже совсем удалить от храма на какой-то период времени. Наверное, между взрослыми людьми указывать на свой пример нескромно и неблагоразумно. Ранее я зачитал слова старца Паисия о том, что образцом должны быть святые, а не люди мира сего. Лучше не себя ставить в пример, а святых.

– Вопрос телезрительницы из г. Сергиев Посад: «Я работаю ведущей радио «Посад». Мой вопрос о том, как преподать детям и молодежи добрый пример, если чаще всего молодые люди склонны следовать отрицательным примерам?»

– Благодарю за Ваш вопрос, очень приятно, что ведущая радиостанции «Посад» позвонила на телеканал «Союз». Разумеется, молодежи, и не только ей, свойственно следовать отрицательным примерам по уже указанным причинам: зло кажется привлекательным для нашего падшего естества. В силу возрастной психологии у детей и подростков может быть протест против всего, что говорят и делают родители. Здесь не всегда уместны слова, но, как говорил преподобный Паисий: «Если ты не можешь говорить своим детям о Боге, Пресвятой Богородице, добродетельной жизни, то встань перед иконой и говори Богу и Пресвятой Богородице о своих детях, говори со слезами и душевной болью. А Господь и Матерь Божия знают, как открыть сердца детей, чтобы они прислушались и исправились».

Получается, что если мы с болью молимся о своих детях, то в глазах детей, подростков, молодежи зло, внешне привлекательное, начинает постепенно терять ценность. Подросток попал в среду, которая казалась ему вожделенной, он наконец-то вырвался из родительского дома, а тут так «классно»: все курят, все сквернословят, постоянный «капустник» – настоящий «праздник жизни». И вот он почувствует, что в этом зловонному дыму с однообразными фразами, плевками нет ничего интересного, или, как говорит молодежь, прикольного. И в его глазах рейтинг таких сообществ начнет постепенно падать, ему станет скучно и захочется вернуться к тем, кто его любит на самом деле.

– Нет ли на самом деле скрытой гордости в том, что человек думает, что он для кого-то является примером?

– Если человек сам убежден (пусть даже не говорит об этом) в том, что он является примером для других, конечно, это гордость. Вначале она скрытая, а затем проявляется во всех его делах, поэтому сам человек не может мыслить о себе, что он является для других образцом добродетельной жизни. Обратите внимание: все святые угодники считали себя самыми грешными людьми. Преподобный Серафим называл себя убогим, преподобный Силуан говорил о себе, что он хуже всех. Кто из святых угодников считал себя великим? Великими они себя считали только во грехах.

Преподобный старец Паисий мудро говорит: «Люди идут даже к моей худости, хотя кто я? Крышка от консервной банки». Причем говорил это искренне. Разве может кто-нибудь из звезд современного шоу-бизнеса искренне сказать о себе: «Я крышка от консервной банки». Если только с оттенком гордости, ведь на самом деле он так не думает. Все великие святые считали себя самыми великими грешниками, потому что по мере приближения к Богу – источнику святости и совершенства – видели, что, как премудро говорит пророк Исаия, «все наши добродетели, яко же рубище, поверженное перед Богом».

– Почему часто происходит так, что человек видит добрый пример, но ему не следует?

– Если хотите, приведу один пример, о котором можно даже написать книгу под названием «Мелочи иерейской жизни». Нередко бывает, что пример явно положительный, но желания подражать не вызывает. Один сельский священник имел обыкновение зимой, когда выпадет снег, брать лопату и чистить снег у своей парадной и где стоят автомобили. В свое свободное время, которого у него и так немного, он занимался этим на чистом воздухе, но без всякой благодарности. Сколько было случаев, когда выходившие из дома соседи говорили ему: «Да, батюшка, в принципе хорошее дело Вы делаете, но я в Интернете посмотрел, что завтра снегопад, выпадет месячная норма снега, так что то, что Вы делаете, это сизифов труд». «Ну, ничего, – отвечает батюшка, – выпадет еще, мы еще почистим». И продолжает работать. Сосед посмотрел, закурил, но не сказал: «Можно мне тоже помахать лопатой?»

Выходит второй мужчина, тоже поздоровался с батюшкой и говорит: «Неплохое Вы дело делаете, батюшка, но это должны делать сотрудники ЖКО, у них целая команда дворников, им за это платят, это их дело». Батюшка, не останавливая работы, говорит: «Ну, давайте им поможем, хуже ведь не будет, если мы вместе им поможем».

Выходит третий сосед, поздоровался с первыми и говорит: «А вообще-то руководители ЖКО и главы администраций во время своей предвыборной кампании обещания давали следить за снегом, но они этого не делают». И все трое стоят, курят, успели за это время рассказать, кто какие давал обещания, у кого какие машины, зарплаты, какой курс доллара, насорив вокруг себя кучу окурков. За это время батюшка снег почистил, в том числе вокруг автомобилей этих людей, возвращается в подъезд. И один из этих троих мужчин с крепкой комплекцией, кому было бы полезно поработать для хорошего сна и аппетита, говорит: «Вообще жизнь сейчас какой-то бардак: молодежь не хочет работать, только сорит себе под ноги, а делать ничего не хочет». Все покивали головами и ушли.

Видите, бывает так: кто-то делает доброе, его все одобряют, никто не крутит пальцем у виска, а попробовать подражать – нет желания.

– Почему так происходит?

– Потому что даже в малом добром нужно понуждение себя, а этому мешает гордыня, наш ветхий человек. Убежден, что эти мужчины и многие оказавшиеся в такой ситуации думают: «А чего ради я буду делать чью-то работу, я же не получаю за это деньги. Это должны делать дворники». Хотя для их же здоровья и физического, и душевного было бы полезно работать на свежем воздухе.

– Вопрос телезрителя: «Есть выражение: спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. Стоит ли привлекать внимание к своему доброму деланию или же делать его тихо и смиренно, но не ждать, что вокруг тебя начнут спасаться тысячи?»

– Очень мудрый вопрос! Вы процитировали слова преподобного Серафима: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Именно видя и чувствуя мирный дух, люди начнут спасаться без каких-то наших специальных усилий. Собственно, благодать Божия в мирном сердце и почивает, не случайно псалмопевец Давид говорит: «В мире место Его», то есть место Божие там, где мир, и там, где пребывает Господь, там мир.

Там, где мирное сердце, благодать Божия сама дает извещение душам окружающих людей. Человек добродетельный своим примером извещает души других людей, и они начинают ему подражать. Не всегда это бывает сразу: все увидели добрый пример и на следующий день стали исправляться. Но через какое-то время семя доброго примера обязательно принесет свои всходы.

 

Ведущий Денис Береснев
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать