Патриарх Тихон

5 декабря 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Виссарион (Кукушкин), священник общины глухих и слабослышащих во имя святого Иоанна Кронштадтского. Передача из Екатеринбурга. Эфир 4 декабря 2013 года. Ведущий эфира – Лев Бохолдин.

 

- Дорогие зрители, всех с праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Сегодня Русская Православная Церковь также отмечает день интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского. Именно эта историческая личность станет темой нашей сегодняшней интерактивной беседы.

 

- Добрый вечер! С Праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы! Помощи Божией всем.

 

 - Батюшка, наше общение стоит начать с биографии святителя Тихона, основной хронологии его пастырского служения. Что в жизненном пути сподвигло его на такое духовное служение?

 

- Личность святителя очень яркая, его жизненный путь всегда отмечался испытаниями, трудностями, которые в будущем помогли ему стать патриархом самой большой в мире поместной Церкви. Он родился в семье простого сельского священника Псковской области, у него было еще несколько братьев. Казалось, ничего не предвозвещало такой удивительной церковной судьбы. Традиционно, как сын священника,  он учился в духовной семинарии, учился очень хорошо и поступил в Петербургскую Духовную академию.

 

- Существует известная история, что сокурсники в шутку называли его патриархом.

 

- В академии была традиция давать прозвища, и порой едкие. Однако курс Патриарха Тихона отличался серьезностью, и это не было прозвищем или кличкой, но характеристикой его личности. Двести лет, как в России не было патриархов, то есть ни иерархи, ни духовенство, ни простой народ Божий не представляли, каков в реальности патриарх, само слово патриарх звучало лишь в житиях святых Вселенской Церкви. Василия Ивановича Белавина так охарактеризовали за внутренний духовный стержень, его умение объединить, сплотить людей. Пример был, видимо, взят из Ветхого завета, который он очень хорошо знал и в своем будущем архипастырском служении всегда приводил оттуда яркие примеры. Когда же он стал патриархом в действительности, это шутливое обращение стало пророческим.

Окончив Духовную академию, в отличие от многих сокурсников святитель вернулся в свою духовную школу – Псковскую семинарию, где преподавал богословские предметы и французский язык. На старших курсах Духовной академии и семинарии люди обычно уже определяют свой будущий жизненный путь, выбирая либо монашество, либо подвиг семейной жизни. Василий Иванович взял «паузу»,  хотел тем самым проверить, как писал в письме товарищу, насколько окончательно определился со своим желанием и соответствием монашескому призванию. Другая причина -  избежать карьерного роста: поскольку академистов, как правило, сразу же после пострига назначали на церковные должности. Василий Иванович этого не желал, что характеризует его как человека смиренного, всю свою жизнь он старался лишь для Бога и людей, ничего не приобретая для самого себя.

Принятие монашеского пострига стало в Псковской семинарии событием, на которое собралось очень много людей. Василий Иванович был человеком очень жизнелюбивым, добрым, ласковым, прекрасным собеседником и душой кампании, потому такой жизненный поворот многих удивил. Все хотели посмотреть, собралось столько людей, что пришлось, поскольку храм был на втором этаже семинарии, на первом делать подпорки для того, чтобы перекрытия выдержали людей.

Святитель был пострижен в честь святителя Тихона Задонского, сразу после пострига принял священный сан и был назначен в Холмскую духовную семинарию. Отец Тихон сам прошел весь путь от семинариста до преподавателя. В наши дни духовное училище своего рода колледж, а в те времена в семинарии учились дети лет десяти, оторванные от семьи, материнской заботы, которые нуждались в особой опеке. Будущий владыка Тихон проявлял к ним и отцовскую, и материнскую любовь.

Холмская Духовная семинария относилась к Холмско-Варшавской епархии, расположенной на территории Польши. Это была непростая епархия, так как здесь было распространено католичество и униатство (православные, которые сохранив православный обряд, под давлением перешли в католичество), сложились непростые отношения между православными и католиками,. Холмская семинария готовила священников для служения в этой епархии, и отец Тихон, будучи ректором, в своих проповедях утешал и призывал семинаристов не боятся трудностей будущего служения. Объяснял, что жизнь священника регламентируется церковными правилами, и потому воспитывать себя надо уже сейчас. Думаю, прежде всего, он делился своим собственным духовным опытом, и люди чувствовали эту живость и желание им помочь.

Вскоре он стал самым молодым викарным епископом Холмско-Варшавской епархии: ему было чуть более тридцати лет. Здесь он был замечен как очень открытый архиерей. Область была, повторюсь, очень сложная - католичество, униаты, здесь проживало также много иудеев. Приходилось быть защитником от польско-католических нападок. Владыка Тихон проявил себя не просто как дипломат, он на самом деле защищал и утешал людей, находил общий язык со всеми. Хотя он служил в епархии недолго, но когда уезжал, люди никак не хотели отпускать его, даже вывели обслуживающий персонал поезда, пытаясь удержать любимого архипастыря.

Из Холмско-Варшавской епархии святитель уезжал в далекую Америку, Аляскинскую и Алеутскую епархию, самую большую в Российской Церкви на начало XX столетия. Паства для русского архиерея была очень необычна. По прошествии многих лет владыка вспоминал те чувства, с которыми ехал в Америку. Он не боялся оставить свою мать (отец на тот момент уже умер), не боялся покинуть привычный быт России, но ехал с мыслью, сумеет ли он помочь незнакомым народам Северной Америки и людям, оставившим Россию.

 

-  На тот момент в Америке возникла потребность в особом служении.

 

- Миссии Русской Православной Церкви в Америке было тогда сто лет, у ее основания стоял валаамский монах Герман Аляскинский и святитель Иннокентий, вернувшийся из неё в Россию кандидатом на московскую кафедру. Можно сказать, Америка родила двух святителей московских.

Однако церковная жизнь требовала здесь особых, серьезных сил. Православная Аляска созидалась святителем Иннокентием, который перевел на алеутский язык Евангелия и богослужебные тексты, создавал школы, воспитывал катехизаторов и миссионеров из местной среды. В начале XX столетия Аляска переживала тяжелый момент: она была лакомым куском для различных зарубежных миссионеров, пытавшихся увести из ограды Православной Церкви коренное население Северной Америки. С другой стороны, в США приезжало очень много людей из Австро-Венгрии, с Украины. Люди ехали сюда за заработком, желая воплотить в жизнь так называемую «американскую мечту».

На тот момент в промышленном и экономическом отношении Америка достигла больших высот. Православные же были в рассеянии, не знали английского языка, работа их была малооплачиваема, и все силы приходилось вкладывать в то, чтобы заработать больше денег, что-то оставить себе, что-то отправить близким на родину, в этих трудах они, бывало, забывали о Боге. Люди «плавились» в этом котле, теряя свои духовные корни. Правительство Америки осознанно делало со своей стороны все, чтобы люди разорвали связь со своей родиной, культурой, так им было бы легче влиться в ряды американского народа. В это время молодой владыка Тихон приезжает в самую большую, многонациональную епархию с небольшим количеством приходов и священников и приступает к своему архипастырскому служению.

 

- Прежде чем перейти к рассказу о святительском служении, вопрос из Нижнего Новгорода о книгах, посвященных Патриарху Тихону. Где их можно приобрести?

 

- Сейчас большую помощь в этом оказывают интернет-магазины и православные выставки. Могу порекомендовать книгу Михаила Вострышева «Патриарх Тихон», вышедшую в серии «Жизнь замечательных людей», - это одно из лучших жизнеописаний. О служении владыки Тихона в США вышла книга Андрея Борисовича Ефимова «Алеутская и Североамериканская епархия при святителе Тихоне». Это книжная новинка, книга издана в прошлом году и объединила труд многих студентов Свято-Тихоновского православного университета. При владыке Тихоне активно развивался журнал, освещавший церковную жизнь Америки, который был доступен и в России, поэтому для изучения его деятельности студентам не надо было ехать в США. Книга читается очень легко, увлекательно, несмотря на то, что это историческое исследование. Этот период в жизни владыки Тихона особо выделяется историками, ведь он прожил там значительную часть жизни, и это была первая епархия, где он был правящим архиереем. Опыт, который был им здесь приобретен, необычен для русского архиерея, ведь здешняя Церковь находилась в совершенно особых условиях. Если в России того времени государство заботилось об интересах православных и нуждах Церкви, то в Америке жизнь государства и Церкви шли параллельно.

 

- Можно ли провести аналогию с современной действительностью постсоветской эпохи, когда Россия оказалась примерно в таком положении?

 

- Этот опыт очень помог святителю Тихону после избрания его патриархом, ведь подобного опыта тогда не имел никто. Господь так промыслительно управлял, что дал ему возможность получить необходимую подготовку в серьезных испытаниях в Америке.

В жизненном примере владыки Тихона, его пастырском служении каждый верующий может найти полезное: и епископ, и монах, и мирянин, потому что он сочетал в себе очень многое. Проблемы, которые он решал, приходится решать и сейчас простому священнику.

 

- Это довольно очевидная формула: нестандартная ситуация плюс талантливый человек дают обширный и многообразный опыт.

 

- Мне трудно согласиться с такой формулой. Владыку Тихона всегда отличали преданность воле Божией и служение Церкви, для него, независимо от места, народ Божий – самое ценное. Он всегда умел выделять именно это. У святителя Тихона Задонского, его небесного покровителя, есть очень интересная мысль, что святые люди были настолько боголюбивы, насколько они были человеколюбивы. Именно так владыка проходил свое служение, с постоянной ответственностью за людей, которые находились рядом.

Сейчас ощущение церковности несколько иное. После революции советские власти называли и духовенство, и прихожан – церковники. Сейчас теряется ощущение, что все мы не просто прихожане, но именно части Тела Христова и что духовная связь со святыми неразрывна. Об этом надо и знать, и читать. Это очень благочестивая традиция – строить свою христианскую жизнь, читая жития святых. Поэтому вопрос о книгах очень правильный. Различные исследования помогают нам увидеть святых с разных сторон.

Владыка Тихон понимал, что народам Северной Америки надо дать прочную основу, потому он совершал многомесячные переезды по епархии, причем зимой это были собачьи упряжки, а летом – лодки, сделанные из бересты или моржовой кожи, много приходилось ему идти пешком, встречаясь и с гнусом, и с голодом. Владыка Тихон никак не выделял себя, наравне со всеми переносил трудности, сверх того, всегда старался утешить, поддержать, ободрить шуткой.

Посещая приходы – а на тот момент многие впервые видели православного архиерея – владыка всегда служил Всенощные, молебны, всегда произносил проповеди, встречался с учениками приходских школ, одаривал гостинцами и подарками. Не боялся прийти к больным людям, но приходил в юрты, жилища аборигенов, и утешал, он всегда шел туда, где было трудно, где требовалось утешение.

С другой стороны, люди, приехавшие в США на заработки, нуждались в объединении и сплочении, при этом даже не было настоящих храмов, лишь приспособленные под богослужения другие помещения. Рассчитывать на помощь государства не приходилось. Созидая при руководстве владыки Тихона приходы, священники должны были не только найти земельный участок, но и обойти людей, убедив их в важности строительства храма. Здесь было важно вызвать у людей ощущение, что все мы частички Тела Христова, и потому необходимо участие в совместной молитвенной жизни, жертве.

Священники, которые были рядом с владыкой Тихоном: отец Иоанн Кочеров, отец Александр Хотовицкий, молодые священники, так же выпускники Петербургской духовной академии, со студенческой скамьи хотели посвятить себя миссионерскому служению и уехали от спокойной жизни в неизведанную Америку. У владыки Тихона, пока он был в Америке, умерли все родные, он даже не смог приехать похоронить свою мать. Самыми близкими для него и стали те священнослужители, которые были рядом. Отец Иоанн, создавший общину в Чикаго, где построил Храм в честь Пресвятой Троицы.

Удивительно, что все сподвижники владыки Тихона в США впоследствии так же стали мучениками веры. Отец Иоанн Кочеров – первомученик среди исповедников и новомучеников Русской Православной Церкви. Тесть отца Иоанна, служивший в Царском Селе, просил его приехать в Россию принять приход, вернувшись, он принял здесь мученическую смерть. Новомучеником стал и отец Александр Хотовицкий. Все это показатель того, как владыка Тихон умел воспитывать пастырей, настоящих, жертвенно преданных Богу.

Немалая часть жизни владыки Тихона связана с Яковом Полозовым, это был человек, уехавший из России в Америку в поисках заработка. Сначала он был сторожем, затем алтарником и келейником владыки, стал для него самым близким, родным человеком. Когда патриарх Тихон был уже в заточении в Донском монастыре, советские власти, ища, как причинить ему боль - поскольку было очень трудно унизить или повлиять на него - арестовали Якова Полозова. Хотя не было мучений и пыток, сам факт ареста очень сильно повлиял на патриарха. Яков женился довольно поздно, и его семейная жизнь находилась в самом начале, он попал в заточение, когда супруга ждала ребенка, такими вот действиями власти досаждали владыке. Потом Яков принял мученическую смерть, и это стало огромным ударом и сломило владыку Тихона.

Почему я останавливаюсь на этом? Потому что рядом с владыкой всегда были люди, которые не просто откликались на его заботу и любовь, но которые впитывали его пример и готовы были отдавать себя другим до конца. Их примеры учат нас преданности воле Божией, учат не искать своего, не бояться жертвовать своими силами, знаниями, талантами, а щедро отдавать их. Как говорится в Евангелии: «блаженнее отдавать, чем принимать».

Семена доброты, заботы дали свои всходы в Америке. Когда владыка приехал, там было 29 приходов, а к моменту его отъезда в Россию – уже 78. Выросло число духовенства, были открыты семинария, монастыри, братства, попечительство, развивался журнал. Трудно даже это представить. В своем прощальном слове при отъезде владыка сам отмечал, что сделано было немало, и не потому, что хотел похвалиться, но искренне поделиться радостью. Свое служение он совершал не просто как администратор, но прежде всего как пастырь. Как-то он сказал, что пусть имя его будет забыто в истории, лишь бы жила Церковь.

Приехав из США на Ярославскую кафедру, он попал в совершенно иную, предреволюционную, Россию, где были уже сильны нападки на Православную Церковь. Но и в этой обстановке владыка сумел снискать любовь и уважение, и  – чего прежде  никогда не бывало – был избран почетным  горожанином Ярославля, а когда уезжал в другую епархию, люди никак не хотели его отпускать.

 

- Вопрос из Рязани: как постился владыка, и как ему молиться об укреплении духовных сил?

 

- Есть богослужение и есть акафист, напечатанный в Донском монастыре. Те, кто живут в Москве, могут побывать у мощей святителя и участвовать в молитве. Жители других городов могут взять текст акафиста из Интернета, читать и утешаться.

Владыка Тихон сочетал в себе исполнение всех традиций и правил церковной жизни с деликатностью,  делал это незаметно, также и постился. Святой Антоний Великий говорил, что смирение проявляется даже в том, как человек ходит и одевается. Ведь пост – не только выбор пищи, но всегда удаление от страстей. Владыка, конечно, был большим молитвенником, не только говорил о Православии, но являл собой пример подлинной духовной жизни.

Может показаться, что незлобивость, кротость, простота и добросердечие были дарованы ему Господом изначально, но испытания, которые выпали на его жизнь, и США, и Латвия с первой мировой войной, и революция – все это требует от человека большой духовной силы. Поэтому мы должны задуматься, что же давало ему эти силы? И когда мы совершаем пост, а у нас раздражительность, уныние, надо задуматься, правильно ли мы это делаем.

Святые люди так объясняют слова Спасителя «иго Мое благо и бремя Мое легко есть»: тот человек, который старается совершать заповеди Божии с надеждой на Бога, отрекаясь от себя, понимая собственную немощь и слабость, тому бремя в самом деле становится легким, а иго перестает быть обременительным. Здесь надо искать ответ на вопросы: почему я делаю все, как надо, но сердце не наполняется радостью.

Каждому человеку дается что-то свое. Например, небесный покровитель владыки Тихон Задонский в течение всей жизни претерпевал такое испытание, как уныние, почему к нему и обращаются с молитвой о помощи в борьбе с унынием. Святые люди были такие же, как и мы: немощные, слабые, больные, но их подвиг в том, чтобы независимо от времени и обстоятельств, они старались жить по Евангелию, а если что-то не получалось, сокрушались, каялись и не останавливались, но продолжали идти и идти вперед. И если Господь вверял им отвечать за других, они должны были вести их за собой к Богу.

 

- А если другие люди стараются переманить христолюбивых христиан на иную, антицерковную сторону?

 

- Владыке Тихону неоднократно предлагали отказаться от резких слов, поменять свою позицию по отношению к безбожной власти. Но здесь не могло быть никакого соглашательства: или быть с Богом до конца - или  выбрать неизвестную жизнь без Него. Сейчас, когда мы с Вами сидим в студии и говорим о новомучениках и исповедниках Российский в ситуации, когда в нашей жизни все относительно спокойно, потому получается несколько абстрагировано.

Может быть, один из подвигов современного христианина – это дорожить памятью тех людей, потому что жизнь в начале двадцатого столетия и жизнь сегодняшняя по большому счету похожи. Нападки на духовенство и Церковь, духовная расслабленность, поиск легкой безмятежной жизни и комфорта – все похоже. Но каждый должен думать не столько о том, к чему это может привести в масштабах страны, а к чему это может привести в масштабах собственной жизни. Либо, как святитель Тихон и его многочисленная паства, мы придем к Богу, либо останемся без Него.

На иконе новомучеников и исповедников Российских в центре, у престола Божия стоит владыка Тихон, которого окружает бесчисленное количество иерархов, священников, мирян, там и старцы, и молодые, и дети. Так люди и должны собираться вокруг храма и пастыря. Ощущать благодатную связь всех и как можно чаще обращаться в своих молитвах к таким святым людям, как владыка Тихон, отец Иоанн Кочеров, отец Александр Хотовицкий и другие новомученики и исповедники Российские.

 

- Наша передача подходит к концу, вслед за ней начнется вечернее правило. Скажите, пожалуйста, напутственное слово нашим телезрителям.

 

 - Мне хочется пожелать, чтобы вечерняя молитва стала для нас подведением итогов прожитого дня. Святые люди советуют: когда молишься вечером, поблагодари Бога за все хорошее и попроси прощения за то, что огорчает твое сердце. Вот такое искреннее подведение итогов прожитого дня, его духовная оценка помогают увидеть, как протекает наша жизнь и победить многие страсти.

Хочется пожелать нашим телезрителям чаще обращаться с молитвой к владыке Тихону, постараться найти акафист. Кроме книг, можно найти в Интернете документальный фильм «ВЧК против патриарха Тихона», из него узнать о служении и испытаниях святителя.

 

- Невозможно исчерпать в одной передаче тему о служении и подвиге патриарха Тихона, поэтому мы обязательно продолжим ее в наших дальнейших передачах.

 

Гость передачи: иеромонах Виссарион (Кукушкин).

Ведущий эфира – Лев Бохолдин.

 Расшифровка:  Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Костромской епархии протоиерей Владимир Мокренко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать